|
|
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ
И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ
|
|
Министерства
и ведомства
Российской Федерации,
территориальные органы
исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
гг. Москвы и Санкт-Петербурга,
акционерные общества
(ассоциации, корпорации и
компании),
проектные и изыскательские
организации,
строительные организации
(по списку)
|
ЗАМЕСТИТЕЛЬ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
|
|
117987, ГСП-1, Москва, ул. Строителей, 8, корп. 2
|
|
10.06.99
№ ЛБ-1992/5
|
|
На
№ _______________________
|
|
Об утверждении Рекомендаций по
деятельности Управляющего
проектом при разработке и
реализации проектной и рабочей
документации на строительство
предприятий,
зданий и сооружений
|
|
Госстрой России рекомендует для
применения разработанные Российским обществом инженеров строительства (РОИС) и
Государственным предприятием - Центр научно-методического обеспечения
инженерного сопровождения инвестиций в строительство Госстроя России (ГП
"ЦЕНТРИНВЕСТпроект") и подготовленные к утверждению Управлением науки
и ПИР Госстроя России "Рекомендации по деятельности управляющего проектом
при разработке и реализации проектной и рабочей документации на строительство
предприятий, зданий и сооружений".
Рекомендации содержат принципиальные, обобщенные подходы и
требования по деятельности Управляющего проекта, предназначено для инвесторов,
заказчиков, специалистов, проектных и инжиниринговых фирм, органов управления
местных администраций и государственного надзора.
Осуществление консультаций и разъяснений по вопросам
применения Рекомендаций поручено ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" Госстроя
России (адрес: 125057, Москва, Ленинградский пр-т, д. 63 а/я № 1, тел. (095)
157-60-87).
______________
Л.С. Баринова
(Госстрой
России)
Согласовано:
|
Утверждаю:
|
Зам.
председателя РОИС
|
Зам.
председателя
Госстроя России
|
______________
В.А. Алексеев
|
______________
Л.С. Баринова
|
20 мая
1999 г.
|
21 мая 1999
г.
|
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ
ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И РАБОЧЕЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
МДС
11-2.99
Москва
2004
Рекомендации по деятельности Управляющего проектом основываются
на действующем законодательстве и учитывают отечественный и зарубежный опыт
управления проектами.
В Рекомендациях приводится оптимальный порядок организации
работы Управляющего проектом.
Рекомендации разработаны Российским обществом инженеров строительства
(РОИС) и Государственным предприятием - Центр научно-методического обеспечения
инженерного сопровождения инвестиций в строительстве (ГП
"ЦЕНТРИНВЕСТпроект") Госстроя России, подготовлены к утверждению
Управлением науки и ПИР Госстроя России.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
1. Общие положения. 3
2. Основные задачи и функции управляющего проектом.. 4
3. Права управляющего проектом.. 6
Приложение 1. Примерный
состав службы (команды) управляющего проектом.. 6
Приложение 2. Принципиальная
схема управления проектом.. 7
|
ВВЕДЕНИЕ
В международной практике под понятием "Управление
проектом" понимается выполнение уполномоченными лицами координации людских
и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения
системы современных методов и техники управления для достижения определенных
результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и
удовлетворению интересов заказчика (участников проекта).
Управление проектом может быть поручено заказчиком
(инвестором) на основании договора юридическому или физическому лицу. При
управлении проектом юридическим лицом, оно назначает Управляющего проектом.
Методы и техника управления проектами определяются в
зависимости от
- видов проектов (в т.ч. на строительство предприятий,
зданий и сооружений различного назначения);
- масштаба (размера) и сложности проекта;
- сроков реализации проекта;
- ограниченности ресурсов;
- требований заказчика по качеству проекта и т.д.
В отечественной практике реализация проектов на
строительство предприятий, зданий и сооружений осуществляется по следующим
этапам:
- формирование инвестиционного замысла (целей
инвестирования)1);
- разработки Ходатайства (Декларации) о намерениях
инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений2);
- обоснование инвестиций в строительство предприятий, зданий
и сооружений3);
- разработки проектной и рабочей документации4);
- осуществление строительства объекта и приемка его в
эксплуатацию5);
- эксплуатация объекта (в т.ч. текущие и капитальные
ремонты, его техническое перевооружение, реконструкция и ликвидация).
_______________
1) См. Рекомендации
по формированию инвестиционного замысла (целей инвестирования), РОИС, ГП
"ЦЕНТРИНВЕСТпроект", М., 1997 г.
2) См. Типовое
положение по разработке и составу Ходатайства (декларации) о намерениях
инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений,
утвержденное Минстроем России 7 марта 1997 г.
3) См. СП
11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав
обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений"
4) См. СНиП
11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и
составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и
сооружений"
5) См. СНиП 3.01.01-85
"Организация строительного производства", СНиП
3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов
Основные положения"
Особая роль в реализации проекта принадлежит Управляющему
(Руководителю) проекта Управляющий проектом - это ответственное лицо, которому
заказчик (инвестор) делегирует полномочия по руководству работами,
планированию, контролю и координации работ участников проекта, распоряжению
финансовыми средствами. Конкретный состав полномочий Управляющего проектом
определяется договором (контрактом) с заказчиком (инвестором).
Управляющий проектом представляет интересы заказчика,
наделяется соответствующими полномочиями и несет ответственность за конечные
результаты в соответствии с договором (контрактом), степень и условия контроля
со стороны заказчика (инвестора) за деятельностью управляющего определяются
договором.
Управляющий проектом может привлекаться заказчиком из
специализированных в области управления фирм или физических лиц, имеющих
соответствующий сертификат (лицензию).
Главной задачей Управляющего проектом является обеспечение
оптимальных вариантов реализации проекта, в соответствии с требованиями и
интересами заказчика, координация работ всех участников инвестиционного
процесса на основе современных методов и способов организации работ.
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В настоящих Рекомендациях рассматривается деятельность
Управляющего проектом при разработке и реализации проектной и рабочей
документации для строительства предприятий, зданий и сооружений от момента
подготовки задания на проектирование строительного объекта до сдачи его в
эксплуатацию.
1.2. Настоящие Рекомендации определяют основные задачи и
обязанности, а также права и ответственность Управляющего проекта и
предназначены для применения заказчиками (инвесторами), предприятиями,
организациями, объединениями, органами государственного надзора, иными
юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса.
1.3. Управляющий проектом - специально уполномоченное лицо,
которому заказчик (инвестор) делегирует полномочия по руководству при разработке
и реализации проектной и рабочей документации для строительства.
Состав функций и полномочий управляющего проектом
определяются договором (контрактом).
1.4. Настоящие Рекомендации содержат унифицированные подходы
по деятельности Управляющего проектом, его основные функции и задачи
конкретизация требований и рекомендаций, связанных с местной и отраслевой
спецификой, а также сложностью создаваемых объектов должна быть отражена в
соответствующих отраслевых и территориальных организационно-методических
документах, комментариях, пособиях и других материалах, раскрывающих и
развивающих положения данного документа.
1.5. Управляющий проектом в своей деятельности
руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, а также иными документами, регулирующими
инвестиционную деятельность по созданию и воспроизводству основных фондов.
1.6. Управляющий проектом несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на него полномочий в соответствии с заключенным
договором (контрактом) и действующим законодательством.
1.7. Управляющий проектом должен иметь лицензию (сертификат)
на соответствующий вид деятельности (в качестве физического лица), необходимую
инженерную подготовку и опыт работы, высокие деловые качества и экономические
знания, он должен уметь взаимодействовать со всеми службами и специалистами
различного уровня, профиля и квалификации.
1.8. Управляющий проектом формирует свою службу (команду)
специалистов в соответствии с принятой системой и организационной структурой
управления проектом. Состав и функции службы (команды) зависят от объемов и
сложности проекта. Примерный состав команды приведен в Приложении 1.
1.9. Взаимодействие Управляющего проектом и его службы с
другими участниками реализации инвестиционно-строительной деятельности
осуществляется на основе установленных ему заказчиком (инвестором) полномочий,
документированных в виде распоряжений, инструкций и других организационных форм
и методов.
1.10. Решения, принятые Управляющим проектом в пределах
своих полномочий и компетенции, могут быть отменены или изменены (уточнены)
только заказчиком (инвестором).
2.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ
К основным задачам, обязанностям и функциям Управляющего
проектом1) относятся:
2.1. На этапе разработки,
согласования и утверждения проектной документации и выполнения рабочей
документации на строительство предприятий, зданий и сооружений:
_______________
1) Основные обязанности и
функции Управляющего проектом обеспечиваются как непосредственно Управляющим
проектом, так и членами его команды (по его поручению).
2.1.1. Выбор (участие в выборе) генпроектировщика и других
участников разработки проекта на строительство объекта.
2.1.2 Участие в подготовке, в необходимых случаях,
документов для проведения подрядных торгов на проектирование, договора
заказчика с разработчиками проектной документации, в том числе задания на
проектирование объектов строительства.
2.1.3. Планирование и координация проектных и изыскательских
работ по проекту на основе отобранных стратегических решений по его выполнению.
2.1.4. Контроль и оценка промежуточных этапов разработки
проектной документации с использованием таких видов анализа, как технического,
финансового, экономического, коммерческого, экологического и организационного.
2.1.5. Подготовка отчетности о ходе проектирования,
своевременное информирование заказчика в случае отклонения от установленных
условий проектирования.
2.1.6. Рассмотрение разногласий при выполнении
разработчиками проектной документации и обеспечение взаимоприемлемых решений.
2.1.7. Контроль за факторами, условиями и документами,
которые могут увеличить стоимость работ.
2.1.8. Обеспечение выбора предпочтительных материалов,
изделий, конструкций, оборудования и тому подобное.
2.1.9. Осуществление контроля за патентной чистотой впервые
примененных или разработанных в проекте технологических процессов,
оборудования, конструкций, материалов и изделий.
2.1.10. Согласование проектной документации в соответствии с
установленным законодательством требованиями и техническими условиями, а также
в случаях обоснованных отступлений от требований нормативных документов (с
органами, которые утверждали и ввели в действие эти документы).
2.1.11. Защита проектных решений в органах экспертизы и при
утверждении документации заказчиком.
2.1.12. Подготовка документов по предъявлению заказчиком
экономических санкций к исполнителям проектной продукции за ненадлежащее
выполнение договорных обязательств или качества работ.
2.1.13. Контроль за разработкой рабочей документации (в том
числе ППР) в соответствии с утвержденной проектной документации.
2.1.14. Организация и контроль за составлением заявок на
размещение заказов на поставку оборудования, конструкций и материалов,
необходимых для строительства и эксплуатации объекта.
2.1.15. Организация подготовки заключения договоров поставки
оборудования.
2.2. На этапе строительства объекта:
2.2.1. Выбор (участие в выборе) генподрядчика, генпоставщика,
в том числе на основе торгов подряда (конкурсов), других участников
строительства, подготовка и заключение (участие в подготовке заключении)
договоров подряда.
2.2.2. Организация работ по получению документации для
подготовки строительного производства (документов на право пользования землей,
разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, технической документации
на геодезическую разбивочную основу для строительства, решений об отводе мест
для складирования излишнего грунта и плодородного слоя почвы, необходимых для
рекультивации земель и т.п.).
2.2.3. Контроль за сроками получения оборудования и
материалов, организаций приемки, представление и рассмотрение претензий к
изготовителям и поставщикам, а также участие в арбитражном обсуждении (в случае
необходимости).
2.2.4. Обеспечение организации и координация деятельности
авторского, технического надзора и других служб участников
инвестиционно-строительной деятельности. Мониторинг хода работ при
строительстве, своевременное решение вопросов, возникающих в процессе
строительства.
2.2.5. Рассмотрение и принятие решений по предложениям о
внесении изменений в рабочую документацию, связанных с введением в действие
новых нормативных документов, уточнение ранее выданных проектных решений с
учетом фактического состояния строительства.
2.2.6. Участие в разработке сетевых графиков и календарных
планов, наблюдение за ходом работ, контроль за их выполнением и подготовка
предложений по необходимым изменениям.
Принципиальная схема управления проектом приведена в Приложении
2.
2.2.7. Контроль за монтажом оборудования, а также участие в
опробовании установленного оборудования.
2.2.8. Рассмотрение и регулирование спорных вопросов по
выполнению условий договора (контракта) строительного подряда с генеральной
подрядной организацией и другими участниками строительства.
2.2.9. Контроль и оценка выполнения договорных обязательств,
включая авансовые платежи, оплату отдельных этапов работы и пр.
2.2.10. Контроль за качеством строительно-монтажных работ, в
т.ч. поставляемого оборудования, конструкций изделий и материалов, а также
поэтапная оценка состояния выполненных работ.
2.2.11. Подготовка отчетности о ходе строительства и
выполнения графиков и календарных планов. Своевременное информирование
заказчика в случае отклонения от сроков реализации проекта.
2.2.12. Рассмотрение выполненных работ и оформление актов
сдачи и приемки работ.
2.2.13. Контроль за пуско-наладочными работами и организация
подготовки к сдаче объекта в эксплуатацию.
2.2.14. Участие в приемке объекта в эксплуатацию (этапов,
очередей строительства), а также в согласовании сроков устранения строительных
дефектов, обнаруженных в период гарантийного периода.
2.2.15. Подготовка и представление Заказчику отчета о
выполнении договорных обязательств.
3.
ПРАВА УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ
3.1. Управляющий проектом имеет право:
3.1.1. Представлять заказчика (инвестора) в учреждениях,
организациях и на предприятиях по вопросам своей компетенции, определенной договором
(контрактом) между заказчиком (инвестором) и Управляющим проектом.
3.1.2. Принимать участие в выборе участников разработки и
реализации проекта, представлять свои предложения.
3.1.3. Иметь доступ ко всей организационной и исполнительной
документации, имеющей отношение к разработке и реализации проекта, ко всем
участникам инвестиционного процесса и их службам на строительной площадке.
3.1.4. Принимать решения, в рамках своих полномочий и
компетенции, по всем вопросам разработки, согласования и утверждения проектной
документации, обеспечению, организации и осуществлению строительного
производства.
3.1.5. Осуществлять выборочный контроль за качеством
строительно-монтажных работ, поставляемого оборудования, конструкций, изделий и
материалов.
3.1.6. При необходимости приостанавливать работу по
реализации проекта, в том числе производство отдельных видов
строительно-монтажных работ.
3.1.7. Участвовать самому или через своего ответственного
представителя при рассмотрении производственных вопросов и споров между
участниками разработки и реализации проекта.
3.1.8. Требовать в установленные сроки утвержденными планами
работ отчеты, информацию, а также получать материалы и документы по возникающим
оперативным вопросам.
3.1.9. Вносить предложения
заказчику о наложении в установленном порядке взысканий и других мер
административного воздействия на виновных в несвоевременном или некачественном
выполнении работ, заданий и поручений Управляющего проектом.
Член
коллегии Госстроя России,
начальник Управления
|
В.П.
Абарыков
|
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ СЛУЖБЫ (КОМАНДЫ) УПРАВЛЯЮЩЕГО
ПРОЕКТОМ
1.
КООРДИНАТОР ПРОЕКТА
|
♦ Осуществляет координацию работ
по проекту на всех его этапах и стадиях. Устанавливает взаимосвязь между
элементами проекта, обеспечивает соблюдение всеми участниками реализации
проекта установленных стандартов и требований договора (контракта).
|
2.
РУКОВОДИТЕЛЬ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
|
♦ Координирует выполнение работ по
проектированию в рамках проекта. Контролирует соответствие выполняемых
рабочих документов проектных работ - ранее утвержденной предпроектной и
проектной документации.
|
3.
РУКОВОДИТЕЛЬ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
|
♦ Координирует все виды работ,
выполняемые на строительной площадке. Контролирует выполнение работ в
соответствии с рабочей документацией и нормами.
|
4.
РУКОВОДИТЕЛЬ ПО ЗАКУПКАМ И ПОСТАВКАМ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ
|
♦ Координирует все виды закупок и
поставок на этапах осуществления проекта.
|
5.
КООРДИНАТОР РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
|
♦ Отвечает за организацию и
проведение эксплуатационных испытаний, и подготовку объекта к эксплуатации.
|
6.
АДМИНИСТРАТОР ПРОЕКТА -
РУКОВОДИТЕЛЬ ФИНАНСОВОБУХГАЛТЕРСКОЙ ГРУППЫ
|
♦ Несет ответственность за все
расходы по проекту, включая обязательность налоговых выплат, осуществляет
контроль за выполнением договоров (контрактов), тесно взаимодействует с
подрядчиками (субподрядчиками), отвечает за соблюдением процедур по изменению
договоров (контрактов).
|
7.
РУКОВОДИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
|
♦ Несет ответственность за
машинную обработку информации, установление и соблюдение процедур
использования и доступа к ЭВМ.
|
8.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
ПОМОЩНИК
|
♦ Координирует вспомогательную деятельность,
обеспечивает необходимые условия для работы команды управления проектом.
|
Примечание: Указанные специалисты возглавляют группы работников,
которые по составу и численности определяются, исходя из объемов, сложности
объекта и этапов реализации проекта.
Приложение 2
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ