Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

67 страниц

441.00 ₽

Купить РД 31.81.81-90 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации устанавливают общие положения по проектированию противошумного комплекса, указывают, но какие вопросы должно быть обобщено внимание при проектировании судна, чтобы добиться уменьшения шума в его помещениях, а также определяют порядок проектирования средств противошумового комплекса и проведения акустических и вибрационных испытаний на судах. Рекомендации предназначены для использования при проектировании, постройке и переоборудовании морских судов всех классов, типов и назначений

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Рекомендации по снижению и ограничению вредного воздействия шума на рабочих местах в машинных отделениях, производственных служебных помещениях и на палубах судов

     2.1. Общие положения

     2.2. Комплектация и компоновка элементов энергетической установки

     2.3. Требования к конструкции ЦПУ

     2.4. Применение средств звукоизоляции и звукопоглощения

     2.5. Помещения ходового мостика и палубы

     2.6. Индивидуальные средство защиты

3 Рекомендации по снижению шума в жилых и общественных помещениях судов

     3.1. Раздельное размещение надстройки и машинного отделения

     3.2. Совместное некормовое расположение надстройки и машинного отделения

     3.3. Совместное кормовое расположение надстройки и машинного отделения

4 Суда дноуглубительного флота

     4.1. Общая часть

     4.2. Рекомендации по снижению шума, создаваемого рабочими устройствами

     4.3. Рекомендации по ограничению распространения шума и вибрации от рабочих устройств

     4.4. Указания по расчету ожидаемой шумности на судах дноуглубительного флота

5 Порядок проектирования средств противошумового комплекса. Общие положение

6 Порядок проведения испытаний. Общие положения

Приложение 1. Перечень нормативных материалов для проектирования противошумового комплекса

Приложение 2. Методика расчетной оценки эффективности снижения вибрации виброизолировонными полами "плавающего" типа

Приложение 3. Принципиальная схема виброизолированной конструкции плавающего типа

Приложение 4. Нормируемые зазоры между винтом и корпусом судна

Приложение 5. Максимальное расстояние между жесткими связями в зависимости от толщины и свободной длины пластин

Приложение 6. Средства снижения шума и вибрации рабочих устройств земснарядов

Приложение 7. Уровни шума главных, вспомогательных дизелей и дизель—генераторов, наиболее распространенных на судах дноуглубительного флота

Приложение 8. Уровни вибрации главных вспомогательных дизелей к дизель—генераторов, наиболее распространенных на судах дноуглубительного флота

Приложение 9. Фактические уровни шума и виброускорения рабочих устройств многочерпаковых земноснарядов и самоотвозных землесосов

 
Дата введения01.01.1992
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

04.04.1991УтвержденМинморфлот СССРСМ-56/769
РазработанЦНИИМФ
ПринятСовет Федеративного независимого профсоюза работников водного транспорта

Recommended Practice for Noise Reduction on Merchant Vessels

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМА НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА

РД 31.81.81-90

Ленинград

1991

Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота ЦНИИ11Ф

РАЗРАБОТАН

Заместитель директора д-р тех^.наук С.Н.Драницын

Заведующий отделом стандартизации и метрологии А.Л.Вольваченко

Руководитель работы и ответственный исполнитель ст.научн.сотр., канд.техн.наук А.Г.Ельник

Исполнители

СОГЛАСОВАН

зав.лабораторией А.К.Бвлухин (раздел 4) научн.сотр. А.в.Антомошкин (раздел 3.2.7)

Советом федеративного независимого профсоюза работников водного транспорта

ВНЕСЕН

Заместитель председателя К.Ю.Мацкявичюс

Управлением Главкадры - отделом охраны трудо и техники безопасности Минморфлота

УТВЕРЖДЕН

Заместитель начальника Управления - начальник отдела П.И.Рониин

оешением Минмоофлота и Минсудпрома от 04.04.91

? CH-5S/7S9

РД 31.81.81-90 С.9

2.4.4.    В машинных отделениях, в выгородках и других помещениях с источниками вумо для снижения доли отраженного от ограждений вумо и уменьшения концентрации звуковой энергии могут устанавливаться звукопоглощающие конструкции.

Необходимость применения звукопоглощающих конструкций в помещениях с источниками вумо и в смежных с ними нормируемых помещениях определяется расчетом ожидаемой вумности.

Выбор типа звукопоглощающих конструкций, проектирование, изготовление, монтаж и приемка должны производиться в соответствии с ОСТ 5.0231-84 и другими нормативными документами (см. приложение I, справочное).

При правильном выборе и установке звукопоглощающих конструкций мощет быть получено снижение вума в облости средних и высоких частот но 6-8 дБ. Для получения максимальной эффективности звукопоглощающими конструкциями должно быть покрыто 60-70% площади ограждающих поверхностей.

2.4.5.    Дли локального снижения вума на отдельных участках машинного отделения (у местных постов управления, у котло, у интенсивных источников вума, в особенности высокочастотного, и т.п.) может применяться их экранирование. Экраны могут быть стационарными или легко устанавливаемыми и снимаемыми, изготовлены из жестких или мягких звукоизолирующих материалов. Экран должен иметь достаточно больвие габаритные размеры по отношению к длине волны экронируемого звука. Экранирование более эффективно для небольших по размерам источников с высокочастотным шумом.

Целесообразность установки и необходимая величина снижения шума экранами определяются в зависимости от превысения спектра вума над сонитарной нормой в рассматриваемой точке мо-юинного отделения.

2.5. Помещения ходового мостика, трюмы и палубы

2.5.1. Для создания нормальных условий труда, улучшения слышимости звуковых сигналов встречных судов и разборчивости комонд в помещениях ходового ыостико (рулевой и штурманской рубкох) и на крыльях мостика необходимо обеспечить:

малошумную работу навигационного оборудования;

снижение структурного шума;

снижение шума системы кондиционирования воздуха;

снижение шума воздухоприемных устройств двигателей, систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

снижение шума выхлопа двигателей;

предохранение вероятности возникновения инфразвуковых колебаний и стоячих волн.

2.5.2. Калоиумная работа навигационного оборудования должна быть обеспечена путем рациональной комплектации и компоновки навигационного оборудования, а также применения средств виброизоляции и вибоодемпфирования.

2.5.2.1.    При подборе комплекса навигационного оборудования, при прочих равных условиях, следует отдавать предпочтение маловумным прибооам (например, с электронными задающими и исполнительными устройствами и показывающими цифровыми приборами), производить тщательную отбраковку приборов по шуму, уровень которого не должен превышать предельного спектра ПС-45 но расстоянии I м.

2.5.2.2.    Навигационные приборы целесообразно устанавливать в специальные звукоизолированные пульты (навигационные комплексы).

2.5.2.3.    Следует избегать установки приборов с сельсино-ми. Если их применение неизбежно, необходимо предусматривать эиброизоляцию шасси, на которых установлены сельсины, от кожухов и панелей. Стенки последних рекомендуется покрывать вибро-поглощающими мастиками.

2.5.2.4.    Вспомогательное оборудование (преобразователи, блоки питания, трансформаторы, электродвигатели, вентиляторы и др.), имеющее повышенные уровни шума, следует выносить из помещения ходового мостика и устанавливать в отдельные звукоизолированные помещения. При этом должны быть соблюдены условия, не допускающие усиления шума в близлежащих жилых помевениях.

2.5.3. Мероприятия по снижению структурного шума в помещениях ходового мостика осуществляются в соответствии с положениями разделов 3.2.4 и 3.2.5 настоящих Рекомендаций.

2.5.3.I. При пооектировании рулевых рубок следует выполнить соответствующие расчеты и предусмотреть необходимые меро-

PA 31.81.81-90 С.П

приятия для предотвращения вероятности возникновения стоячих волн и интенсивных инфразвуковых колебаний, для чего:

габоритные размерения рубки должны быть подобраны ток, чтобы в них не укладывалось целое число полуволн основных частотных составляющих колебоний, возбуждаемых гребными винтами и главными двигателями; целесообразно применять непараллельные противополовные переборки и легкие делящие помещения но части перегородки;

панели переборок и особенно подволоков должны иметь достаточную жесткость и должны быть надевно закреплены к несущим конструкциям надстройки.

При приемке головного судна необходимо провести контрольные измерения инфразвуко но соответствие требованиям санитарных норм.

2.5.4.    Мероприятия по снижению иумо систем вентиляции и кондиционирования воздуха долмны осуществляться в соответствии с положениями розд.3.1.2 настоящих Рекомендаций.

2.5.5.    Воздухоприемные устройство двигателей, вентиляции машинно-котельного отделения, систем кондиционирования воздуха и т.п. не должны располагаться вблизи и быть направлены в сторону ходового мостика. Рекомендуется объединять воздухоприемные устройства систем одного назначения.

2.5.6.    Снижение шума выхлопо двигателей должно осуществляться глушителями, выбор и расчет которых производится в соответствии с РА 5.76.018-83.

2.5.7.    Для обеспечения нормальных условий обитаемости но открытых участках палуб в районе жилых помещений, но спортивных площадках и других местах отдыха экипажа и пассажиров, а также - нормальных условий труда в трюмах, возле них v, других рабочих зонах на полубох, камеры приема и выброса воздуха систем вентиляции помещений и трюмов должны быть снабжены глуми-телями шума и покрыты изнутри звукопоглощающим материалом.

2.6. Средства индивидуальной защиты органов слухе

2.6.1. Все члены экипажа, которые по роду своей деятельности будут находиться (доже кратковременно) на оабочих постох с уровнями шуно выше 85 дБА, должны быть обеспечены средствами

С.12 РД 31.81.81-90

индивидуальной зашиты органов слухо (наушниками, шлемофонами, ушными втулками) в соответствии с ГОСТ 12.4.051-87.

2.6.2. У входов в машинное отделение в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76 должны быть сделаны предупреждающие надписи и знаки, указывающие о повышенном шуме и необходимости использования средств индивидуальной защиты.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМА 8 ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СУДОВ

3.1. Раздельное раэмецение надстройки и мааинного отделения

3.1.1.    Для обеспечения нормативных требований по шуму в жилых, общественных и служебных помещениях, в зонах отдыха экипажа и пассажиров долины быть выполнены мероприятия по снижению шума систем вентиляции и кондиционирования воздуха, расположенных в районе жилой надстройки вспомогательных механизмов и устройств, а также бытовых систем.

3.1.2.    Системы вентиляции (СВ) и система кондиционирования эоздуха (СКВ) должны быть спроектированы и отрегулированы так, чтобы при максимально заданном расходе воздухо аум, создаваемый СВ и СКВ в нормируемых помещениях и зонах, позволил обеспечить выполнение требований "Санитарных норм шума на морских судах":

в жилых, общественных, служебных и производственных помещениях уровни шума, создаваемого СВ и СКВ, должны быть не менее чем на 5 дБ в каждой октавной полосе ниже предельно допустимых уровней, устанавливаемых Санитарными нормами для соответствующих помещений;

уровни шума, создаваемого устройствами приема и выброса воздуха в зонах отдыха на открытых палубах и крыльях ходового мостика, должны быть ниже предельного спектоа ПС-55.

Для создания малошумных СВ и СКВ при проектировании судно следует предусматривать комплекс мероприятий по правильному выбору, комплектации и компоновке элементов систем, который включает:

выбор оптимальных энергетических параметров;

P| 31.81.81-90 С.13

применение малооумных элементов систем;

использование глушителей и других акустических средств защиты;

рациональное размещение оборудования по отношению к нормируемым по вуму помещениям;

применение автоматических регулирующих устройств.

3.1.2.1.    Энергетические парометры вентиляционнмх агрегатов долвны иметь оптимольнме значения с точки зрения обеспечения зоданнмх климотических и акустических характеристик в об-слущивоемых системой помещениях; особое внимание при этом следует оброщоть но необходимость установки вентиляторов с избыточным расходом воздухо, максимально близким к расчетному.

3.1.2.2.    Но ледоколох и судах активного ледового плавания для отопления помещений рекомендуется по возможности дополнительно с СКВ применять другие виды обогрево. Это позволит уменьвить количество подавоемого через СКВ воздуха и соответственно снизить ее вум в помещениях.

3.1.2.3.    Для случаев, когда не требуется полный расход воздухо, нопример, при роботе СКВ в режиме "вентиляция", рекомендуется предусматривать возмомность обслуживания всей системы частью из установленных кондиционеров (одним вместо двух, двумя вместо трех и т.п.). Устройство для переключения кондиционеров не должно вызывоть дополнительного мумо и должно обеспечивоть быстрое и удобное переключение.

Примечание. С целью дальнейшего совершенствования шумовых характеристик СКВ следует предусмотреть разработку и изготовление кондиционеров с двух-трехступенчотым регулированием росходо воздуха.

3.1.2.4.    Полное давление воздухо в подводящем воздуховоде перед концевым воздухораспределителем и расход воздухо через него не должны превышать номинальных паспортных величин.

3.1.2.5.    Скорость движения воздухо в ответвлениях воздуховодов не должно превышать 6 м/с, о но выходе из концевого воздухораспределителя - 3 м/с. Для получения меньшей скорости и соответственно ыеньвего уровня мумо допускается комплектация системы воздухораспределителями, которые обеспечивоют прохождение максимально зодонного расчетного количество воздухо при

70Х номинального расхода воздуха через воздухораспределитель.

3.1.2.6.    В СКВ следует применять воздухораспределители, шумовые характеристики которых при полном расчетном расходе, замеренные на стенде, по крайней мере на 5 дБ по спектру ниие уровней, допускаемых санитарными нормами для обслуживаемого помещения.

Не рекомендуется применять воздухораспределители эиекци-онного (индукционного) типа из-за создаваемых ими высоких уровней шума.

3.1.2.7.    На всасывающей и нагнетательной магистралях систем кондиционирования и вентиляции (в тон числе системы принудительной вентиляции грузовых трюмов накатных и других аналогичных судов), по возможности вблизи вентиляторов (кондиционеров), следует устанавливать глунители пума. Эффективность глушителей уточняется расчетом и должна быть больае или равно необходимой величине снижения шума.

Для уменьеения вумо, возникающего при движении потоко воздуха через путевую арматуру, рекомендуется также устанавливать глушители непосредственно перед концевыми воздухораспределителями.

При выборе глушителей следует учитывать акустические характеристики концевых воздухораспределителей, так как в большинстве случаев создаваемый ими шум является той границей, ниже которой вум системы в помещении снизить невозможно. Если шум воздухораспределителя ниие допустимой для данного помещения нормы, эффективность глушителя должна определяться разностью между шумом системы и допустимой нормой. Если шум воздухораспределителя выше допустимой нормы, то эффективность глушителя должна быть такова, чтобы оставшийся нвзаглувенныы шум системы не влиял на шум в помещении, т.е. был по меньшей мере на 6 дБ ниже шума, возбуждаемого концевым воздухораспределителем.

3.1.2.8.    Для ослабления шума систем вентиляции и кондиционирования воздуха рекомендуется применять глушители по ОСТ 5.5373-83. В случае недостаточной их эффективности допускается установка глушителей других типов, например, камерных, волно-водных, пластинчатых. Расчет таких глушителей может быть выполнен по PTU 2I2.0II2-8I Миноечфлота РСФСР.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЕЕНИС БУКА НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА

Срои введения в действие установлен с 01.01.92

Настоящие Рекомендации устанавливает обаие положения по проектированию противошумового комплекса, указмвопт, на кокие вопросы должно быть обоацено внимоние при проектировании судна, чтобы добиться уыеньоения оумо в его помещениях, а также определяют порядон проектирования средств противооумового комплекса и проведения окустических и вибоационных испытаний на судах.

Рекомендации предназначены для использования при проектировании, постройке и переоборудовании морских судов всех классов, типов и назначений.

I. ОБПКЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Для кождого проектируемого судна, у которого расчетов установлено превышение ожидаемого уровня зуыа над допустимыми санитарными нормами, о также для построенных судов с уровнями вуиа, поевыаоюсими нормы, и подготавливаемых к боль-вому ремонту или переоборудованию нормируемых пс вуму помещений, конструкторским бюоо должен быть разоаботон необходимый комплекс поотивоаумовых мероприятий, устанавливаемых настояеи-ми Рекомендациями.

иелесообразность и возможность выполнения Рекомендаций но судах, иахэдяиихся б постройке, эксплуатации и ремонте, определяется заказчиком или судовладельцем по согласованию с органами Государственного санитарного надзора и технической инспекцией труда Федеративного независимого профсоюза рооотникоь водного транспорта.

1.2.    Пои разработке средств борьбы с шумом следует руко-

водствоваться действующими санитарными правилами и технической документацией, а также учитывать новейшие достижения в области борьбы с шумом и вибрацией. Перечень документации, действующей к моменту составления Рекомендаций, приведен в справочном приложении £.

1.3.    Основными источниками «ума на судах являются главные двигатели и винторулевой комплекс. Источниками меньвей интенсивности, но также создающими повышенный нум при установке без соблюдения соответствующих правил, являются вспомогательные двигатели и механизмы, системы вентиляции и кондиционирования воздуха, электрорадионавигационное оборудование и бытовые сис-геыы.

1.4.    В машинных отделениях уровень вума определяется ву-мом энергетической установки; в жилых, общественных и служебных помещениях. ори кормовом расположении надстройки преобладающим является структурный звук, возбуждаемый элементами винто-рулевого комплекса и энергетической установки, а также аэродинамический шум, создаваемый системами вентиляции и кондиционирования воздуха; в рулевых рубках, других помещениях и крыльях ходового мостика определяющими являются шумы электрорадионави-гационного оборудования, выхлопа дизелей, воздухоприемных устройств.

1.5.    Уровни щука в надстройке с жилыми, общественными и служебными помещениями, а также номенклатура средств противошумового комплекса в значительной степени зависят от ее расположения относительно основных источников пума (см.таблицу).

Следует рассматривать три основных вида размещения надстройки:

раздельное размещение надстройки и машинного отделения; надстройка с жилыми, общественными и служебными помещениями располагается в носовой, средней или промежуточной части судна, а машинное отделение в корме;

совместное некормовое (среднее или промежуточное) расположение надстройки и машинного отделения;

совместное кормовое расположение надстройки и машинного отделения.

Г.5.1. Наименьший шум и вибрация в помещениях при минимальных затратах средств на их снижение имеют место при распо-

PA 31.81.81-90 С.З

Применение средств противошумового номплексо в зависимости от расположения надстройки

Расположение

надстройки

Основной источник вумо, показатель эффективности

раздельное размещение надстройки и МО

совместное расположение надстройки и МО

сред

нее

промежу

точное

кормо

вое

Винторулевой комплекс

-

-

Частичное

+

Энергетическая установка

-

Системы вентиляции и кондиционирования воздухо

+

Уменьшение шума в каютах по сравнению с полностью кормовым расположением,

дБА

12-18

5-9

4-5

0

•Обозначения: «• требуются противошумовые мероприятия;

- не требуются противошумовые мероприятия.

ложении надстройки с милыми, общественными и служебными помещениями в средней или носовой части судне при размещении энергетической установки в корме, ток как в этом случае потребуется снижение шумо только систем вентиляции и кондиционирования воздуха, располояенных в районе милой надстройки вспомогательных механизмов и устройств, о токме бытовых систем.

По сравнению с кормовым расположением подстройки мум в милых помещениях только зо счет удаления от главных источников уменьшается но J2-I8 дБА.

1.5.2.    При совместном разыенении надстройки и машинного отделения в средней части судно, кроме мероприятий, перечисленных е п.1.5.1, требуется снижение шуме, возбумдаемого энергетической установкой.

Уменьшение куна по сравнению с кормовым располокением только за счет удаления от кормы составляет 5-9 дБА.

1.5.3.    Пои кормовом размещении надстройки, кроме мероприятий, перечисленных 8 пунктах 1.5.1 и 1.5.2, требуется сниже-

С.4 РД 31.81.81-90

ние шума и вибрации, вызываемых винторулевым комплексом. Объем работ и затраты значительно увеличиваются, при зтом не всегда может быть гарантировано выполнение санитарных требований.

1.6.    При проектировании судна должны быть рассчитаны собственные частоты колебаний корпуса и надстройки и приняты своевременные меры по предотвращению возникновения резонансных колебаний с возмущающими усилиями, вызываемыми винтоми и двигателями в эксплуатационных условиях.

Отсутствие резонансов должно быть проверено на головном судне испытаниями с помощью вибрационной мааины и измерениями в ходовых условиях, близких и эксплуатационным.

Не рекомендуется проектировать короткие и высокие надстройки, так как это, как правило, ведет к усилению вибрации.

Не допускается размещение жилых помещений в корпусе судна ниже верхней палубы»

1.7.    При проектировании энергетической установки следует выбирать такие двигатели и механизмы, которые удовлетворяют не только технико-эксплуатационным требованиям, но и имеют лучшие виброакустические характеристики.

Примечание. Не оекомендуется применять без специальных уравновешивающих устройств или виброизоляции пятицилиндровые двухтактные и четырехцилиндровые четырехтактные дизели.

1.8.    Необходимо исключить возможность возникновения резонансных и околорезонансных колебаний залопровода (крутильных, продольных и изгибных) и корпуса судна.

1.9.    При разработке противошумового комплекса следует предусмотреть:

мероприятия по снижению и ограничению вредного воздействия шума на рабочих местах в машинных отделениях, производственных, служебных помещениях, в трюмах и на палубах судов;

мероприятия по уменьшению шума з жилых и общественных помещениях.

1.10.    Комплекс мер по снижению и ограничению вредного воздействия шума на судах должен включать:

общэпроектные мероприятия, к которым относятся выбор архитектурного типа судна (место установки надстройки), выбор дви-

FI 31.81.81-90 С.5

готелей и ыехонизыов с полыми уровнями вумо и покивенной вибро-активностью, рациональное размещение элементов энергетической установки, оборудование судно средствами комплексной автоматизации и дистанционного управления, оптимольное (с оиустической точки зрения) соотнесение элементов системы винт-корпус судна, рациональное размевение вилых, общественных и слуиебных поме-цений относительно источников вумо и вибрации;

конструктивные мероприятия, к которым откосятся акустические методы зощиты от шума;

индивидуальные средства защиты от вумо.

I.1I. Противошумовые конструкции долвны обеспечивать необходимую акустическую эффективность, быть технологически и экономически приемлемыми, не противоречить требованиям Правил Регистра СССР, Санитарных правил. Правил технической эксплуатации судов и "Требований техники безопасности к морским судам (РД 31.81.01-8?)".

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ И ОГРАНИЧЕНИЙ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЙ ШУМА НА РАБОЧИХ ПОСТАХ В МАШИННЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ, СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, Б ТРЫмяХ ti hA [iAAjdaX СУДОВ

с»i. Синие Ииливоми»

2.1.1. Для снивения и ограничения вредного воздействия шума но рабочих постах в машинных отделениях, производственных, слувебных помещениях, в трюмах и на палубах судов долнен быть предусмотрен комплекс мероприятий, который включает:

рациональную комплектацию и компоновку элементов энергетической установки;

оборудование звукоизолированных постое; применение средств звукоизоляции и звукопоглощения в повинном отделении;

комплекс мер, обеспечивающих снивение вумо в помещениях ходового мостико;

мероприятия по снивению вумо в трюмах, на палубах и в зонах отдыха экипава;

применение средств индивидуальной защиты.

2.2. Комплектация и компоновка элементов энергетической установки

2.2.1.    При комплектации энергетической установки следует выбирать двигатели и механизмы, создавшие наименьший вуи и обладающие минимальными неуравновешенными силами и моментоми.

Энергетическая установка долина обладать необходимой надежностью, обеспечивающей кратковременность пребывания обслуживающего персонала 8 маяинном отделении во время ее роботы на основном эксплуатационном ревиме.

2.2.2.    Энергетическая установка судна долина быть оборудована средствами автоматизации и дистанционного управления из рулевой рубки и звукоизолированного центрального посто управления (ЦПУ) в машинном отделении.

2.2.3.    Шумные механизмы (в особенности дизель-генераторы) долины быть по возможности размещены в отдельных звукоизолированных выгородках ("аумных" отсеках). Не следует размещать шумные механизыы вблизи зон, к которым предъявляются повышенные требования по шуму.

2.2.*. Оборудование с малыми уровнями шумо (котел, опреснительная установка, сепараторы, насосы различного назначения и т.п.) целесообразно размещать в отдельных изолированных помещениях ("тихих" отсеках). Это даст возможность сократить длительность пребывания вахтенных в помещениях с более высокими уровнями шума. Главный распределительный щит, отдельные узлы автоматики и другие, не создающие повыаенного шума, средства контроля и сигнализации целесообразно размещать в помещении ЦПУ.

2.2.5. Мероприятия по снижению шума в источнике осуществляются зоводами-поставщиками оборудования в соответствии с ГОСТ 12.1.003-83 (с учетом изменения Р I). Если при этом не обеспечивается выполнение санитарных норм для машинных отделений судов, то при проектировании судна должны быть предусмотрены меры по снижению шума оборудования на путях его распространения.

2.2.5.1. 8 отдельных случаях по согласованию с заказчиком машины и механизмы с высокими уровнями шума (дизели, газотурбинные двигатели, редукторы и т.п.) должны поставляться со звукоизолирующими кожухами или в модулях. Каркас кожухо устанавли-

РД 31.81.81-90 С.7

вается виброизолированно; изнутри кожух покрывается звукопоглощающий материалом, вентиляционные отверстия выполняются в виде звуновых ловуиек. В отдельных случаях могут применяться мягкие (откидывающиеся) капоты.

2.2.5.2. Мосины (в том числе и электрические) должны поставляться с зоглуженныыи источниками аэродинамического мумо.

Выбор конструктивных параметров и расчет эффективности глущитедей производится в соответствии с ОСТ 24.067.03-84.

В судовых условиях, там где предусмотрен вывод всосывания гловных и вспомогательных двиготелей на палубу, в воздухоприемном тракте, кроме штатного глушителя, долаен устанавливаться дополнительный глушитель (возможно ближе к двигателю).

Сумморноя акустическая эффективность токого тракто должна обеспечить уровни шума в районе приема воздуха на полубе (на расстоянии 1,0 м) не выше предельного спектро ПС-60.

2.3. Требования к конструкции ЦПУ

2.3.1.    Для сокращения времени пребывания вахтенных в машинном отделении в условиях воздействия интенсивного шумо ЦПУ, при размещении его в машинном отделении, должен бмть расположен тан, чтобы обеспечить по возможности кратчайвие и удобные подходы к главным отсекам машинного отделения, о также осуществление наблюдения с поста за работой основных агрегатов энергетической установки.

2.3.2.    Уровни шума в ЦПУ определяется воздушным и структурным шумом машин и механизмов, о также шумом систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

2.3.3.    Конструкции переборок и перекрытий ЦПУ должны обеспечивать необходимую звукоизоляцию, устанавливаемую расчетом ожидаемой шумности или окустическими измерениями. Выбор типо звукоизолирующих конструкций и их расчет выполняются в соответствии с ОСТ 5.0231-84. Рекомендуется применять "плавающий" пол, переборки и подволок выполнять двухпонельными с жесткой стальной наружной понелью, виброизолированной от нее внутренней понелью и звукопоглощающим материалом между ними. Подволок, кроме того', целесообразно облицевать звукопоглощающими конструкциями.

В случае интенсивного структурного «ума рекомендуется виброизолировать все помещение ЦПУ от корпуснмх конструкций.

2.3.4.    Двери и остекленные поверхности ЦПУ не долины ухудшать звукоизоляцию основных ограждений. Как правило, следует применять двойное остекление, желательно с различной толщиной стекол и возможно большим воздушным промежутком между ними.

2.3.5.    На входах вентиляционного (кондиционированного) воздуха должны устанавливаться глушители, на выходных отверстиях - звуковые ловушки.

2.3.6.    При проектировании и монтаже ЦПУ особо тщательно должна быть выполнена герметизация дверей, мест прохода труб и кабелей чероз ограждающие конструкции.

2.3.7.    К переборкам и перекрытиям ЦПУ не допускается крепление выхлопных трубопроводов дизелей и воздуховодов систем вентиляции. 8 исключительных случаях возможно соединение через виброизоляторы, при этом жесткость переборок и перекрытий в местах крепления должна быть увеличена.

2.3.8.    В случае оборудования в машинном отделении дополнительных постое управления, где будет проходить вахта, они должны удовлетворять всем положениям разд.2.3.

2.4. Применение средств звукоизоляции и зэукопоглоцения в машинном отделении

2.4.1.    Конструкции ограждений и перекрытий звукоизолированных постов управления, мастерских, выгородок "шумных" и "тихих" отсеков и других производственных помещений долмны обеспечивать необходимую звукоизоляцию, установленную расчетом ожидаемой шумности, выполняемому по РД 5.0173-87, или РТМ 212.0060-76, или акустическими измерениями на прототипе.

2.4.2.    Выбор типа звукоизолирующих конструкций и их расчет должны производиться в соответствии с ОСТ 5.0251-84, а изготовление и монтаж этих конструкций - по соответствующим инструкциям (приложение I, справочное).

2.4.3.    При проектировании и монтаже звукоизолированных помещений следует обращать внимание на герметизацию окон, дверей, мест прохода трубопроводов и кабелей через ограждающие конструкции.