ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСЛУГИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ
Требования безопасности потребителей
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
ГОСТ Р 52025-2003
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (ВНИИФК)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 444 «Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 г. № 81-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ИНК Издательство стандартов. 2003
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСЛУГИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ
Требования безопасности потребителей
Physical culture, health-improvement and sport services.
Requirements for consumers' safety
Дата в веления 2003—07—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителей, сохранность их имущества, а также методы контроля.
Требования настоящего стандарта распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги (далее — спортивные услуги).
На основе настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты, устанавливающие требования к группам однородных спортивных услуг.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования
3 Определения
В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТ Р 52024. а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 безопасность услуги: Безопасность услуги для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее использования, а также безопасность процесса оказания услуги |1).
4 Общие требования
4.1 При оказании спортивных услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т. п.) должен быть минимальным.
4.2 Риск для жизни и здоровья потребителей при оказании спортивных услуг возникает в условиях:
- отсутствия информации об оказываемых услугах;
- проведения занятий, тренировок, соревнований;
- использования спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря.
Издание официальное
4.3 При оказании спортивных услуг к факторам риска относит:
- травмоопасность;
- пожароопасность;
- биологические факторы;
- воздействие окружающей среды;
- физические перегрузки;
- специфические факторы риска;
- прочие факторы.
4.3.1 Травмоопасностъ
4.3.1.1 Транмоопасность для потребителей спортивных услуг может возникнуть в результате следующих причин:
- неудовлетворительное состояние физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, площадок, трасс, маршрутов;
- несоответствие трасс, маршрутов уровню подготовленности спортсменов;
- неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия при оказании услуг,
- неблагоприятные метеорологические условия при оказании услуг;
- использование при оказании услуг неисправного спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;
- неблагоприятные эргономические характеристики используемого при оказании услуг спортивного снаряжения и инвентаря (неудобная обувь — потертости кожных покровов у спортсменов и т. п.);
- низкий уровень теоретической, методической и практической подготовленности тренера, преподавателя, инструктора и методиста;
- комплектование группы спортсменов с различной физической и технической подготовленностью;
- проведение занятий и тренировок при отсутствии принципа постепенности, последовательности в овладении двигательными навыками и индивидуального подход;» к спортсмену;
- отсутствие шли недостаточная разминка перед тренировкой и соревнованием шли чрезмерно интенсивная разминка;
- технически неправильное исполнение приемов и упражнении при проведении занятий, тренировок и соревнований;
- недостаточная физическая подготовленность спортсмена;
- низкий уровень технико-тактической и морально-волевой подготовки спортсмена;
- отклонения в состоянии здоровья спортсмена:
- дисциплинарные нарушения.
4.3.1.2 Для снижения травмоопасности при оказании спортивных услуг необходимо выполнять следующие требования:
- соблюдение правил эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. трасс, маршрутов, спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;
- регулярное техническое освидетельствование спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;
- соблюдение эргономических требований к используемому спортивному оборудованию, снаряжению и инвентарю;
- использование спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, соответствующего виду спорта, включая средств;» индивидуальной защиты;
- соблюдение режима занятий и тренировок:
- соответствующая квалификация тренер;», инструктор;»;
- наличие врачебно-педагогического наблюдения за проведением занятий, тренировок, соревнований;
- профилактика травматизма, включая обучение потребителей навыкам самоконтроля при проведении занятий, тренировок, соревнований;
- информирование потребителей спортивных услуг о факторах риска и мерах по предупреждению травм.
Потребители должны быть информированы о том. как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.
2
ГОСТ Р 52025-2003
4.3.2 Пожароопасность
Номенклатура требований и показателей по обеспечению безопасности потребителей от воздействия данного фактора риска и методы их поверки — по ГОСТ 12.1.004.
Эксплуатация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений — в соответствии с требованиями нормативных документов |2), |3).
4.3.3 Биологические ({кжторы
К биологическим факторам относят патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности. микроорганизмы, вызывающие аллергические и другие токсические реакции.
Для предупреждения воздействия данных факторов риска на потребителей спортивных услуг необходимо:
- соблюдать установленные санитарные нормы и правила обслуживания:
- применять оборудование и препараты для дезинфекции, дезинсекции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений:
- проводить предварительные и периодические медицинские осмотры обслуживающего персонала.
4.3.4 Воздействие окружающей среды на потребителей спортивных услуг обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания потребителей, резкими перепадами барометрического давления (при оказании услуг в горной местности).
Показатели микроклимата в физкульту рно-оздоровительных и спортивных сооружениях должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
Предупреждение вредных воздействий окружающей среды обеспечивают:
- учет погодных особенностей района (места расположения) физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений:
- оснащение физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений устройствами кондиционирования. вентиляции, озонирования воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации:
- ветрозащитные стенки физкультурно-спортивных и игровых площадок;
- рациональное проектирование трасс, маршрутов для проведения тренировок и соревнований.
4.3.5 При проведении занятий и тренировок физические нагрузки должны соответствовать уровню физической подготовленности потребителей, возрасту, полу, состоянию здоровья.
Занятия и тренировки следует проводить в присутствии тренера (преподавателя, инструктора) и при наличии в физкультурно-оздоровительном или спортивном сооружении медицинского работника.
4.3.6 Специфические факторы риска при оказании спортивных услуг обусловлены:
- техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря и т. л.);
- уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (тренеров, преподавателей, инструкторов);
- подготовкой потребителей к занятиям, тренировкам, соревнованиям (инструктаж, экипировка, снаряжение).
4.3.7 Прочие факторы риска
К прочим факторам риска относят опасности, связанные с отсутствием необходимой информации о физкультурно-оздоровительной и спортивной услуге и ее характеристиках.
Потребителям услуг должна быть предоставлена достаточная информация об оказываемых спортивных услугах (основных характеристиках услуг, условиях обслуживания) в соответствии с требованиями, установленными в действующих нормативных документах |1|. |4|.
Для потребителей услуг необходимо проводить инструктаж по безопасности, учитывающий специфику физкультурно-оздоровительных занятий, тренировок и соревнований по конкретным вилам спорта.
4.3.8 Исполнители спортивных услуг должны иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности потребителей и руководствоваться ими в своей деятельности.
3
5 Контроль за выполнением требований безопасности
5.1 Для отдельных видов спорта в начале сезона следует оценить состояние эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, трасс, маршрутов и их готовность к эксплуатации.
Текущие проверки обеспечения безопасности потребителей спортивных услуг проводят в соответствии с планами и графиками технических осмотров физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (спортзалов, тренажерных залов, игровых залов и помещений, бассейнов, открытых и закрытых спортивных и игровых площадок и лр.). трасс, маршрутов, спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, проверок безопасности проведения занятий, тренировок, соревнований, медицинского обеспечения.
5.2 Для контроля безопасности обслуживания потребителей спортивных услуг используют следуют ие м етолы:
- визуальный — осмотр физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, трасс, маршрутов. спортивного оборудования, тренажеров, инвентаря и т. д.;
- инструментальный контроль — измерение состояния воздуха, волы, технического состояния спортивного оборудования, снаряжения, инвентаря и т. д.;
- социологические исследования — проведение опроса или интервьюирования потребителей услуг и оценка результатов опроса;
- аналитический — анализ содержания документации: паспорта спортивного сооружения, медицинского журнала осмотра спортсменов, наличия и правильности оформления обязательных документов и др.;
- врачебно-педагогическое наблюдение при проведении занятий, тренировок и соревнований (оценка уровня физической, технико-тактической, психологической и функциональной подготовленности спортсменов, а также состояния их здоровья);
- экспертный — опрос тренеров, преподавателей и др. о безопасности обслуживания потребителей при оказании услуг и опенка результатов опроса.
4
ГОСТ Р 52025-2003
ПРИЛОЖЕНИЕ А (сира ночное)
Библиография
|1| Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N? 2300-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными Законами от 9 января 1996 г. N? 2-ФЗ. от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ)
|2| Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными Законами от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ, от 18 апреля 19% г. № 32-ФЗ. от 24 января 1998 г. № 13-ФЗ)
|3| ППБ-0-148—87 Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений
|4| Федеральный Закон -О фи зи ческой культуре и спорте в Российской Федерации». Принят Государственной Лумой 13 января 1999 г. № 80-ФЗ
5
УДК 379.85:006.354 ОКС 03.080.30 Т50 ОКСТУ0131Ключевые слова: спортивные услуги, требования безопасности, потребители
Редактор Р.С. Федорова Технический редактор О Н. Rtacoea Корректор ЕЛ. Дульиева Компьютерная верстка ИЛ Нагейкиной
Им. ЛИН. N? 02354 от 14.07.2000. Слано в набор 03.04.2003. Подписано в печать 13.05.2003. Уст. печл. 0,93. Уч.-изд-л. 0,55.
Тираж 284 жт. С 10590. Зак. 405.
ИНК Издательство стандартов, 107076 Москва. Колодезный иср„ 14. http://wnw.siandards.ni e-mail: infoWstandards.ru Набрано в Издательстве на ПЭВМ Филиал ИИ К Издательство стандартов — тип, «Московский печатник*. 105062 Москва. Лялин пер.. 6.
Плр № 080102