Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

106 страниц

580.00 ₽

Купить СНиП III-8-76 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила главы должны соблюдаться при производстве и приемке земляных работ, выполняемых землеройными и землеройнотранспортными машинами, способами гидромеханизации и взрывным способом при строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, зданий и сооружений

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Подготовительные работы

     Отвод поверхностных и грунтовых вод

     Землевозные дороги

     Разбивка земляных сооружений

3. Производство земляных работ

     Вертикальная планировка

     Траншеи и котлованы

     Насыпи и выемки

4. Карьеры

5. Гидромеханизированные работы

     Разработка грунта гидромониторами

     Разработка грунта плавучими землесосными снарядами

     Гидравлическое транспортирование грунта

     Намыв земляных сооружений, штабелей и отвалов

6. Дноуглубительные работы

     Подготовительные работы

     Основные работы

7. Буровзрывные работы

     Взрывчатые вещества и средства взрывания

     Буровое и горнопроходческое оборудование

     Рыхление грунтов

8. Земляные работы в зимних условиях

9. Земляные работы в районах распространения вечномерзлых грунтов

10. Уплотнение грунтов

11. Отделка земляных сооружений

12. Укрепление поверхности земляных сооружений

13. Контроль качества и приемка работ

     Земляные работы, выполняемые сухим способом

     Гидромеханизированные и дноуглубительные работы

     Буровзрывные работы

Приложение 1. Характеристика основных способов намыва земляных сооружений

Приложение 2. Выбор комплектов дноуглубительных снарядов для производства дноуглубительных работ

Приложение 3. Число проходов уплотняющих машин

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОССТРОЙ СССР

СНиП

111-8-76

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Насть III

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

Глава 8

Земляные сооружения

i си и П зм.ог-з? L ошм | Qocr.KA&O oT04.)Z.fy 1 ВСТ 3 - Яве. 1

Москва 1977

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СНиП

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

III-8-76

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

Глава 8

Земляные сооружения

Утверждены постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 7 июня 1976 г. М 83

МОСКВА—СТРОЙИЗДАТ—1977

Негабаритные валуны (камни) удаляются за пределы зоны работ бульдозером или дробятся на месте взрывным способом согласно требованиям п. 7.17 настоящей главы.

В отдельных случаях допускается закапывать валуны (камни) в грунт на глубину не менее 0,3 м от проектной отметки дна выемки или планировочной насыпи. Этот способ запрещается применять в местах устройства основания под покрытия дорог и аэродромов, в пределах траншей для подземных коммуникаций и в основаниях гидротехнических сооружений, дамб, подушек и каналов.

Валуны (камни), находящиеся на поверхности земли в местах устройства выемок в скальных грунтах, независимо от их размеров должны удаляться до начала буровзрывных работ. Это правило должно соблюдаться и в тех случаях, когда скальный грунт рыхлится взрывным способом без предварительного удаления покрывающего слоя нескального грунта.

2.10.    Плодородный слой почвы в основании всех насыпей и на площади, занимаемой различными выемками и карьерами, до начала основных земляных работ должен быть снят в размерах, установленных техно-рабочим (техническим) проектом, и уложен в отвалы для использования его в последующем при восстановлении (рекультивации) нарушенных и малопродуктивных сельскохозяйственных земель, а также при благоустройстве площадок. Плодородный слой должен быть снят, как правило, в талом состоянии. Снятие плодородного слоя в зимних условиях допускается производить лишь при наличии обоснования в проекте (в разделе организации строительства) и согласования с землепользователем.

При снятии, складировании и хранении плодородного слоя почвы должны приниматься меры, исключающие ухудшение его качеств (смешивание с подстила* ющими породами, загрязнение жидкостями или материалами и др.), а также предотвращающие размыв и выдувание складированного плодородного слоя почвы путем закрепления поверхности отвала посевом трав или другими способами, предусмотренными проектом.

2.11.    Рекультивация предоставленных во временное

пользование земельных участков должна производиться в ходе строительных работ, а при невозможности этого — не позднее чем в течение года после завершения строительных работ.

Рекультивация земельных участков должна производиться в период, когда почва находится в незамерзшем состоянии.

ОТВОД ПОВЕРХНОСТНЫХ И ГРУНТОВЫХ вод

2.12.    Все виды выемок до начала производства основных земляных работ должны быть ограждены от стока поверхностных вод с помощью постоянных или временных устройств.

Для временного водоотвода следует использовать расположенные с нагорной стороны существующие резервы, кавальеры, а также специально сооружаемые оградительные обвалования и канавы.

2.13.    Поперечное сечение и уклоны всех временных водоотводных устройств должны быть рассчитаны на пропуск ливневого расхода воды от таяния снега или на смешанный поток с повторяемостью в три раза более срока строительства ограждаемого сооружения. Бровка временных водоотводных канав должна возвышаться над расчетным уровнем воды не менее чем на 0,1 м.

2.14.    Предельные значения неразмывающей скорости течения воды для временных водоотводных устройств следует принимать в соответствии с нормами главы СНиП по проектированию сооружений мелиоративных систем, увеличенными на 20%.

2.15.    Продольный уклон временных водоотводных устройств должен быть не менее 0,003 (в исключительных случаях 0,002). В пределах речных пойм и болотистых мест уклон может быть уменьшен до 0,001.

2.16.    Все водоотводные устройства в период строительства должны содержаться строительной организацией в исправном состоянии.

2.17.    При устройстве временных водоотводных сооружений должны соблюдаться следующие правила:

расстояние от бровки откоса выемки до бровки ближайшей нагорной канавы (при отсутствии между

ними отвала грунта или кавальера) должно быть не менее 5 м для постоянной выемки и не менее 3 м для временной;

при наличии кавальеров с нагорной стороны расстояние от подошвы полевого откоса кавальера до бровки нагорной канавы должно приниматься равным 1—5 м в зависимости от условий снегозаносимости и фильтрационной способности грунта; поверхность земли между кавальером и нагорной канавой должна быть спланирована с уклоном 0,02 в сторону нагорной канавы;

ширина бермы между подошвой откоса насыпи и ближайшей бровкой резерва или водоотводной канавы должна приниматься, как правило, не менее 3 м;

поверхности забоя в карьерах, разрабатываемых сухим способом, следует придавать продольный уклон в сторону начала разработки 0,005 и поперечный уклон 0,02.

Примечание. Кавальеры с низовой стороны должны отсыпаться согласно требованиям п. 3.56.

2Л8. Вдоль насыпей землевозных дорог высотой до 2 м водоотводные канавы следует устраивать с обеих сторон. При высоте насыпи более 2 м и поперечном уклоне местности менее 0,02 водоотводные канавы не устраиваются.

При поперечном уклоне местности (круче 0,04) продольные водоотводные канавы вдоль насыпей линейных сооружений должны устраиваться только с нагорной стороны.

При высоте насыпи автомобильных дорог до 0,6 м сечение устраиваемых кюветов должно быть треугольным; глубина должна быть 0,3 м; внутренние откосы 1 : 3 и наружные 1 : 2.

При высоте насыпи автомобильных дорог свыше 0,6 м сечение кюветов принимается треугольным, крутизна откосов— 1 : 1,5 и глубина — не менее: 0,35 м в гравийных и песчаных грунтах; 0,55 м — в супесях и пылеватых песках; 0,75 м в суглинках и глинах.

2.19. Грунт из нагорных и водоотводных канав, устраиваемых на косогорах, должен укладываться в виде призмы вдоль капав с низовой стороны. Укладывать грунт с нагорной стороны запрещается.

При расположении нагорных и водоотводных канав в непосредственной близости от выемок линейных со* оружений между выемкой и канавой должен устраиваться треугольный банкет; поверхности банкета придается уклон 0,02—0,04 в сторону нагорной канавы.

2.20.    Вода из всех водоотводных устройств, а также из резервов и грунтовых карьеров должна отводиться в пониженные места, удаленные от строящихся и существующих сооружений; при этом не должно допускаться заболочивание местности или размыв грунта.

Примечание. Если самотечный водоотвод из карьера не может быть осуществлен, то проектом организации строительства должен быть предусмотрен механизированный водоотлив.

2.21.    При наличии грунтовых вод в пределах выемок или вблизи их дна мокрыми следует считать не только грунты, расположенные ниже уровня грунтовых вод и находящиеся под их воздействием (в период производства работ), но и грунты, расположенные выше этого уровня на величину, указанную в табл. 1, что должно быть учтено в проекте.

Таблица 1

Грунт

Размер слоя мокрого грунта, расположенного выше уровня грунтовых вод, м

Пески крупные, средней крупности и мелкие

0,3

Пески пылеватые и супеси

0,5

Суглинки, глины и лессовые грунты

1

2.22.    При разработке выемок в лессовых грунтах необходимо принимать специальные меры против застоя воды во время производства работ, которые должны быть предусмотрены проектом организации строительства в соответствии с требованиями главы СНиП но устройству оснований и фундаментов.

2.23.    Устройство каналов, траншей и других линейных выемок следует начинать с низовой стороны, удаляя стекающую воду в места с пониженными отметками.

Если канал или траншея примыкает к водотокам или к водоемам, то во избежание их затопления следу-

ет оставлять грунтовую перемычку необходимой по условиям производства работ ширины, обеспечивающую минимальную фильтрацию воды.

Для удаления воды, стекающей по каналу или по выемке к перемычке, следует предусматривать открытый водоотлив.

2.24.    Работы по открытому водоотливу и водопони-жению следует выполнять в соответствии с требованиями главы СНиП по устройству оснований и фундаментов.

ЗЕМЛЕВОЗНЫЕ ДОРОГИ

2.25.    Для транспортирования грунта следует максимально использовать существующую дорожную сеть. Кроме того, должна использоваться запроектированная й построенная сеть постоянных внутриплощадочных и городских дорог, для чего в проекте организации строительства необходимо увязывать сроки их строительства со сроками производства земляных работ. При невозможности использовать только сеть постоянных дорог необходимо предусматривать устройство временных землевозных дорог.

Примечание. При проектировании автомобильных дорог промышленных предприятий должны учитываться грузонапряженность и интенсивность движения транспорта в период строительства в соответствии с главой СНиП по проектированию генеральных планов промышленных предприятий.

2.26.    Временные землевозные дороги следует устраивать для двухстороннего движения. Устройство однополосных дорог допускается только при кольцевом движении.

2.27.    Ширина проезжей части землевозной дороги при движении по ней автомобилей-самосвалов грузоподъемностью до 12 т должна быть при двухстороннем движении 7 м, а при одностороннем — 3,5 м.

При грузоподъемности автомобилей-самосвалов более 12 т ширину проезжей части землевозных дорог следует назначать по расчету, выполненному при разработке проекта организации строительства.

2.28.    Ширина каждой обочины должна быть не менее I м. В стесненных условиях и на въездах и съездах указанная ширина может быть уменьшена до 0,5 м.

В забоях, на отвалах и дорогах без покрытий обочины не устраиваются.

Ширина обочин временных дорог, устраиваемых по косогорам или-откосам возводимых насыпей, а также на откосах карьеров и выемок, должна составлять с нагорной стороны 0,5 м, а с подгорной — 1 м.

При установке на обочинах надолб или парапетов ширина обочин должна быть не менее 1,5 м.

2.29. Наименьшие радиусы горизонтальных кривых временных автомобильных землевозных дорог следует принимать в зависимости от интенсивности и скорости движения автомашин по табл. 2.

Таблица 2

Интенсивность

движения,

•вт/сут

Категория дорог

Расчетные скорости, км/ч

Наименьшие радиусы горизонтальных кривых, м

S

I

допускав* ыые на

i

I

8

допускаемые

на

пересеченной

местности

горной местности

пересеченной

местности

6

1

О

В

п

От 200 до 1000

IV

80

60

40

250

125

60

Менее 200

V

60

40

30

125

60

30

В стесненных условиях минимальный радиус горизонтальной кривой при движении двухосных автомобилей грузоподъемностью до 30 т может приниматься равным 15 м, а для двухосных автомобилей грузоподъемностью более 30 т и для трехосных автомобилей — 20 м.

Примечание. В пределах рабочей зоны — в забоях, на отвалах и насыпях — радиусы горизонтальных кривых могут быть уменьшены до величины конструктивного радиуса поворота расчетного автомобиля применяемой марки.

2.30. На кривых участках радиусом менее 125 м проезжую часть временных двухполосных автомобильных землевозных дорог следует уширять с внутренней стороны согласно табл. 3.

_____Таблица 3

1 Радиус кривой, м

90—125

70—80

40—60

30

20

1 Уширен ие проезжей 1 части, м

1

1,25

1,4

2

2,6

При другом числе полос величина уширения изменяется пропорционально числу полос.

Примечание. Ширина обочин при уширении проезжей части не изменяется.

2.31. Руководящий уклон автомобильных землевозных дорог следует принимать равным 0,05. Наибольший уклон следует принимать не более 0,08, а в исключительных случаях (сложные топографические условия, выезды из котлованов и карьеров, въезды на насыпи и т. п.) величина уклона может быть повышена до 0,1 и при специальном обосновании — до 0,15.

При кольцевом движении для порожнего направления величину наибольшего уклона дороги следует принимать равной 0,12, а в исключительных случаях — 0,15.

При назначении величины уклона дороги следует учитывать тип покрытия.

2.32. При затяжных продольных уклонах землевозных дорог величиной более 0,08 необходимо через каждые 600 м устраивать вставки с уклоном не более 0,03 и длиной не менее 50 м.

При совпадении подъема с кривой в плане величина предельного продольного уклона дороги должна быть уменьшена согласно табл. 4.

Радиус кривой, м 1 50

45

40

35

30

25

20

Уменьшение 0,01 продольного уклона на /

0,015

0,02

0,025

0,03

0,035

0,04


Таблица 4

Горизонтальные участки дороги в выемках могут быть допущены длиной не более 100 м при двухстороннем выпуске воды из кюветов и не более 50 м при одностороннем.

Во всех случаях следует обеспечивать сток воды по кюветам, которые должны иметь уклон не менее 0,003, а в исключительных случаях—не менее 0,002.

2.33.    На временных автомобильных землевозных дорогах, проходящих на влажных песчаных грунтах, покрытие не устраивается, а производится только профилирование и укатка земляного полотна. При земляном полотне из сухих песчаных грунтов, когда движение транспорта затруднено, производится подсыпка суглинка толщиной 0,3—0,5 м, а из глинистых грунтов — из мелочи горной породы или шлака толщиной 0,4 м.

При устройстве выездов из котлованов и въездов на насыпи кроме перечисленных подсыпок следует применять при соответствующем технико-экономическом обосновании сплошное или колейное покрытие из сборных железобетонных плит.

Примечание. При глинистых грунтах сборные железобетонные плиты должны укладываться на основание из дренирующих материалов.

2.34.    При большом объеме перевозимого грунта и длительном сроке эксплуатации временных автомобильных землевозных дорог покрытия на них следует устраивать усовершенствованного типа, назначаемого с учетом:

срока эксплуатации дороги;

грузонапряженности дороги;

грузоподъемности автомобилей-самосвалов;

наличия крутых уклонов;

грунтовых и климатических условий;

наличия материалов.

Выбор покрытия должен быть экономически обоснован в проекте организации строительства.

2.35.    При устройстве на слабых грунтах, болотах и заболоченных участках автомобильных землевозных дорог с интенсивностью движения менее 200 автомобилей в сутки допускается использование колейных покрытий из инвентарных сборных элементов (щитов и т. п.), а также сплошных поперечных настилов.

2—768

2.36.    На автомобильных землевозных дорогах, возводимых в скальных выемках и на насыпях из скального грунта, покрытия следует устраивать путем выравнивания неровностей слоем укатанной карьерной мелочи с крупностью фракций не более 70 мм.

2.37.    Ледяные переправы через водоемы следует сооружать согласно проектам производства работ только для одностороннего движения. Для встречного движения устраиваются смежные (вторые) переправы, при этом расстояние между обочинами дорог должно быть не менее 100 м.

2.38.    Землевозные дороги для скреперов следует устраивать с наименьшим числом поворотов в грузовом направлении.

Наибольший уклон землевозных дорог для скреперов следует назначать согласно табл. 5.

Таблица 5

Скрепер

Наибольшие уклоны дорог при направлении движения

грузовом

порожнем

подъем

спуск

подъем

спуск

Прицепной

0,15

0,25

0,17

0,3

Самоходный

0,12

0,2

0,15

0,25

2.39. Ширина проезжей части въездов и съездов при одностороннем движении скреперов должна быть (м):

для скреперов с ковшом емкостью, м3:    не    менее:

до 6............... 4

» 8—10.............. 4,5

более 10.............. 5,5

2.40. Наименьшая ширина площадки для поворота скреперов на обратный ход должна быть (м):

при емкости ковша, м3:    не    менее:

3.................. 7

6..................12,5

8..................14

10..................15

более 10................21

2.41.    Землевозные дороги должны в летнее время периодически поливаться водой, очищаться от грязи и пыли; в зимнее время очищаться от снега и льда, а при гололеде, кроме того, посыпаться песком, шлаком ипр.

2.42.    Ширина однопутного земляного полотна временных рельсовых землевозных путей колеи 1524 мм должна составлять 4,6—5 м при балластируемых путях и 4,2—4,5 м при отсутствии балластного слоя.

2.43.    Предельный уклон временных рельсовых путей не должен превышать 0,03 при тепловозной тяге и 0,04 при электровозной тяге. Передвижные пути в забоях и на отвалах могут иметь уклон не круче 0,0025, а при работе без отцепки локомотива — 0,015.

2.44.    Наименьший радиус закругления временных рельсовых путей нормальной колеи должен составлять 200 м. В особо сложных условиях радиус может быть уменьшен до пределов, допускаемых конструкций подвижного состава, что должно быть обосновано в проекте организации строительства.

2.45.    Тип рельсов, число шпал на 1 км, материалы для устройства пути и толщина балластного слоя устанавливаются нроектом организации строительства применительно к нормам проектирования карьерных дорог, установленным главой СНиП по промышленному транспорту.

РАЗБИВКА ЗЕМЛЯНЫХ СООРУЖЕНИЯ

2.40. Производство земляных работ разрешается только после выполнения геодезических разбивочных работ по выносу в натуру проекта земляных сооружений и постановки соответствующих разбивочных знаков.

2.47. Разбивочные знаки земляных работ следует закреплять на местности путем установки: столбов — 2*

Глава СНиП Ш-8-76 «Земляные сооружения» разработана ЦНИИОМТП Госстроя СССР при участии Гидропроекта и треста Гидромеханизация Минэнерго СССР, СПКБ треста Трансгидромеханизация Минтранс-строя, Гипроводхоза Минводхоза СССР, Ленморнии-проекта Минморфлота, треста Союзвзрывпром Минмон-тажспецстроя СССР.

С введением в действие настоящей главы утрачивает силу глава СНиП Ш-Б.1-71 «Земляные сооружения. Правила производства и приемки работ».

В главу СНиП 111*8-76 не включены подразделы: насыпи и выемки транспортных сооружений, насыпи гидротехнических сооружений, каналы и дамбы и планировка орошаемых земель. Требования этих подразделов, содержащие специфику производства земляных работ при строительстве транспортных, гидротехнических и мелиоративных сооружений, отражаются в соответствующих главах III части СНиП.

Редакторы — инженеры В. И. Серегина (Госстрой СССР), Л. Н. Горелов (ЦНИИОМТП), С. Т. Ро-зиноер (трест Гидромеханизация).

© Стройиздат, 1977

302)3—493

047(01 )-77" ИнстРУкт*но^матм 1 вып.-1.в-77

Госстрой СССР СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III. Правила производства и приемки работ

Глава СНиП II1-8 76 «гЗемляные работы»

Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав. редакцией Г. А. Жигачева Редактор В. В. Петрова Мл. редактор М. А. Жарикова Технические редакторы Ю. Л. Циханкова, И. В. Панова Корректоры В. А. Быкова, Л. С. Делягина

Сдано в набор 20/X 1976 г. Подписано к печати 17/1II 1977 г. Формат 84Х108'/з2 Бумага типографская № 2. 5,46 уел. печ. л. (уч.-изд. 4,57 л ). Тираж 120 000 экз. Заказ № 768. Цена 23 коп.

Стройиздат 103006, Москва, Каляевская, 23а Владимирская типография Союзполнграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 600610, г. Владимир, ул. Победы, д. 18-6.

вне расположения земляных сооружений, резервов или кавальеров и кольев — на месте работ.

В скальных грунтах положение точек разбивки допускается обозначать пересечением двух канавок, высеченных в скале. Точки разбивки при этом обкладываются камнями, а надписи делаются масляной краской.

2.48.    Представители строительной организации и организации заказчика до начала производства земляных работ должны совместно освидетельствовать разбивку сооружений, выполненную подрядчиком; установить, что она выполнена в соответствии с проектом и составить соответствующий акт, к которому должны быть приложены разбивочные схемы.

2.49.    В процессе производства земляных работ строительная организация должна обеспечить сохранность всех геодезических знаков, закрепляющих пункты геодезической разбивочной основы.

2.50.    Разбивка земляных сооружений должна производиться при помощи геодезических инструментов.

При разбивке насыпей, возводимых без уплотнения, должна учитываться последующая естественная осадка грунта.

2.51.    При разработке подводных выемок землесосными и землечерпательными снарядами в составе геодезической разбивочной основы для строительства должны быть: для симметричных выемок — продольная осевая линия, а для выемок несимметричных — одна из бровок и ее дополнительные оси (последние выбираются в зависимости от конфигурации выемки).

Знаки, определяющие плановое и высотное положение указанных осей и бровок, должны устанавливаться вне зоны строительных работ, складирования и транспортирования материалов — в местах, не подверженных осадкам и оползням, размыву и воздействию ледохода.

2.52.    При разбивке сооружений и выполнении гидромеханизированных и дноуглубительных работ надлежит соблюдать следующие правила:

осевые и бровочные створные разбивочные знаки следует устанавливать на берегу по данным инструментальной разбивки;

Строительные нормы и правила

СНиП 111-8-76

Земляные сооружения

Взамен главы СНнП Ш-БЛ-71


Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Правила настоящей главы должны соблюдаться при производстве и приемке земляных работ, выполняемых землеройными и землеройнотранспортными машинами, способами гидромеханизации и взрывным способом при строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, зданий и сооружений.

При производстве земляных работ на строительстве гидротехнических и энергетических сооружений, сооружений транспорта, связи и мелиоративных систем, внешних сетей, горных выработок, при монтаже электротехнических устройств и благоустройстве территорий кроме правил настоящей главы должны выполняться также требования других соответствующих глав III части СНиП.

1.2.    Соблюдение правил настоящей главы обязательно при производстве земляных работ, составлении проектов организации строительства и проектов производства работ, а также при проектировании земляных сооружений.

1.3.    Исходными материалами для составления проектов организации строительства земляных сооружений должны быть:

проекты сооружений;

топографические планы с указанием рельефа, мест, отводимых для отвалов грунта, грунтовых карьеров и

Утверждены постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 7 июня 1976 г. № 83


Внесены

цнииомтп

Госстроя СССР


Срок введения в действие I января 1977 г.


3


землевозных дорог; при применении гидромеханизации—мест для прокладки трубопроводов и устройства отстойников, а при применении буровзрывных работ на топографических планах должна быть показана ситуация в радиусе взрывоопасной зоны;

продольные профили с геологическими разрезами;

ведомости объемов земляных работ или картограммы земляных масс;

материалы инженерно-геологических изысканий;

гидрогеологические и гидрометеорологические характеристики района строительства.

Исходными данными для составления проекта производства земляных работ являются материалы проекта организации строительства и рабочие чертежи, а также данные, перечисленные в настоящем пункте, уточненные при разработке рабочих чертежей.

1.4. Материалы инженерно-геологических изысканий должны содержать следующие данные о грунтах:

а)    зерновой состав;

б)    удельный вес грунта и объемный вес скелета грунта;

в)    объемный вес и влажность грунта в условиях естественного залегания;

г)    пределы и число пластичности, а также показатель консистенции;

д)    минералогический состав грунта и данные о наличии в нем растительных остатков и гумуса;

е)    коэффициент фильтрации (в необходимых случаях);

ж)    угол внутреннего трения и удельное сцепление (при необходимости расчета устойчивости сооружений) ;

з)    степень засоленности и другие специфические свойства грунта (размокаемость, набухание, усадка И Др.);

и)    временное сопротивление сжатию и характеристику трещиноватости (для скальных грунтов);

к)    максимальную плотность и оптимальную влажность грунтов по методу стандартного уплотнения (при необходимости их уплотнения);

л)    степень засоренности грунта топляками, корнями деревьев, взрывоопасными предметами и другими вклю-

чениями (при разработке грунта способом гидромеханизации и на дноуглубительных работах);

м)    группу грунта по трудности разработки в зависимости от предполагаемых способов разработки;

н)    несущую способность грунта на требуемых отметках.

При определении зернового состава грунтов, используемых для намыва сооружений, должны быть выделены следующие фракции, мм:

глинистые частицы — менее 0,005; мелкая пыль — 0,005—0,01; крупная пыль — 0,01—0,05;

песчаные частицы: тонкие — 0,05—0,1; мелкие — 0,1—0,25; средней крупности — 0,25—0,5; крупные — 0,5—1 и 1—2;

гравийные зерна: мелкие — 2—5, средние — 5—10, крупные — 10—20;

галька: мелкая — 20—40, средняя — 40—60, крупная—60—80 и 80—100, очень крупная— 100—150 и 150—200;

валуны — более 200.

Примечания:    1.    Степень    засоренности    грунтов    выемки

или карьера определяется инженерно-геологической разведкой и, при необходимости, дополняется материалами обследования местных условий, вызвавших засоренность. Степень засоренности должна учитываться техническим проектом. При производстве работ способом гидромеханизации и при дноуглублении степень засоренности забоя уточняется по фактическим данным о простоях для очистки рабочего колеса или всасывающего наконечника. При этом учитываются потери времени на промывку пульповода и врезку в забой при каждой остановке и пуске снаряда.

2. Необходимость наличия данных о грунтах, указанных в подпунктах «е», «ж», «з», устанавливается в зависимости от сложности инженерно-геологических условий, выбора при составлении проектов организации строительства способов производства работ и местных условий.

1.5. Гидромеханизированный способ работ следует применять при наличии источников водоснабжения, обеспечивающих потребность в воде для транспортирования грунта. Возможность использования рек с небольшими расходами воды или малых водоемов должна устанавливаться водохозяйственным расчетом, учитывающим санитарный минимум потребности в воде расположенных ниже мест водозабора районов, потери на фильтрацию, испарение и насыщение грунта.

1-в. При производстве гидромеханизированных работ не допускается затопление и подтопление населенных пунктов, промышленных предприятий, дорог, а также земель, используемых для сельского хозяйства или занятых лесами и т. п.

Мероприятия по очистке и осветлению сбрасываемой с карт намыва воды, а также спуск ее в реки и водоемы осуществляются только с разрешения органов по регулированию использования и охране вод и по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными органами.

1.7.    При производстве земляных работ не должно допускаться загрязнение сельскохозяйственных и других земель производственными и другими отходами, а также сточными водами.

1.8.    Баланс земляных масс, разрабатываемых и укладываемых в пределах строительной площадки, должен составляться из расчета наивыгоднейшего распределения и перемещения грунта с учетом сроков и последовательности производства земляных работ на объектах строительства, с учетом осадок основания и тела насыпей при заданной степени их уплотнения, а также потерь грунта при транспортировании, определяемых в соответствии с п. 3.68 настоящей главы.

При выполнении земляных работ способом гидромеханизации в балансе земляных масс должны учитываться дополнительные объемы грунта на сброс, переборы, перемыв, технологические и другие отражаемые в проекте потери.

В случае, когда невозможно получить равенства объемов грунта полезных выемок и насыпей на строительной площадке, проектом организации строительства должно предусматриваться устройство карьеров или отвалов. Размещение их на территории промышленных узлов должно быть согласовано с заказчиками строящихся предприятий, а вне пределов промышленных узлов— с местными исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся.

1.9.    Отвалы грунта следует, как правило, располагать в естественных углублениях рельефа (замкнутых котловинах, оврагах, балках, болотах, старых выра-

ботках и т. п.). При размещении отвалов должны учитываться геологические и гидрогеологические условия местности. Расположение и форма отвалов не должны препятствовать стоку поверхностных вод. Допускается при надлежащем обосновании предусматривать водоотводные устройства. По окончании земляных работ поверхность отвалов должна быть спланирована и в необходимых случаях укреплена посевом трав. При устройстве гидроотвалов должны выполняться требования пп. 5.49—5.51 настоящей главы.

Размещение подводных свалок грунта при производстве дноуглубительных работ должно согласовываться с местными организациями водного транспорта, органами санитарного надзора, охраны рыбных запасов и другими заинтересованными организациями.

1.10.    Земляные работы должны, как правило, осуществляться специализированными организациями или специальными подразделениями общестроительных трестов.

1.11.    Выбор комплекта машин для выполнения основных и подготовительных земляных работ должен быть экономически обоснован.

Проектом организации строительства должны быть учтены машины, имеющиеся у строительной организации, и возможное пополнение их парка.

1.12.    Земляные работы на болотах, в условиях засоленных и просадочных грунтов, а также барханных песков должны осуществляться в соответствии с требованиями соответствующих глав III части СНиП и указаниями в проекте.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1.    Подготовительные работы следует выполнять в соответствии с требованиями главы СНиП по организации строительного производства, а также с правилами, приведенными в настоящем разделе.

2.2.    При отводе земель для строительства объектов должны учитываться площади под грунтовые карьеры и резервы, под постоянные и временные отвалы грунта и вскрышных пород, под временные землевозные дороги, трубопроводы и линии электропередачи с учетом

необходимой ширины полосы земли для производства работ, а также площади, необходимые при работах способом гидромеханизации для устройства водоемов и отстойников.

2.3.    Деревья следует валить вместе с корнями или спиливать с последующим удалением пней (при необходимости) согласно требований п. 2.6 настоящей главы. В условиях мерзлого грунта деревья следует спиливать, руководствуясь указаниями по лесозаготовительным работам, утверждаемыми Минлеспромом СССР.

2.4.    Срезку кустарника и мелколесья следует производить кусторезами или бульдозерами.

2.5.    Для вывозки хлыстов за пределы расчищаемой площадки следует применять специальные трелевочные тракторы. Допускается применение тракторов общего назначения, оборудованных специальными приспособлениями.

2.6.    Корчевка пней должна осуществляться:

на участках расположения мелких (глубиной менее 0,5 м) выемок и берм, траншей, канав;

под дорожными насыпями при высоте их до 1 м для железных дорог и до 1,5 м для автомобильных;

в пределах оснований подушек, дамб и гидротехнических насыпей — независимо от их высоты;

в пределах планировочных насыпей высотой до 0,5 м;

в пределах территории резервов, грунтовых карьеров и выемок, грунт из которых используется для возведения насыпей;

по трассе подземных магистральных трубопроводов на ширину полосы, указанную в проекте организации строительства.

Пни разрешается оставлять:

в основании насыпей автомобильных дорог высотой более 1,5 м; при этом при высоте насыпи от 1,5 до 2 м пни должны быть срезаны в уровень с землей, а при высоте насыпи более 2 м пни могут быть оставлены высотой не более 10 см (над естественной поверхностью земли);

в основании насыпей железных дорог высотой более 1 м; при этом могут быть оставлены пни высотой не более 20 см (над естественной поверхностью земли);

в основании планировочных насыпей высотой более 0,5 м; при этом могут быть оставлены пни высотой не более 20 см (над естественной поверхностью земли).

2.7.    Необходимость предварительной корчевки пней на участках расположения выемок, траншей и канав глубиной более 0,5 м устанавливается проектом организации строительства в зависимости от вида и типоразмера землеройной машины, принятой для разработки грунта и его назначения.

2.8.    Пни должны корчеваться механизированным или взрывным способом и одновременно удаляться с очищаемой территории.

Для механизированной корчевки пней следует применять при диаметре пней:

до 30 см — тракторы, бульдозеры, корчеватели-собиратели;

30—40 см — бульдозеры, корчеватели-собиратели, экскаваторы со специальным оборудованием;

40—50 см — корчевательные лебедки и корчеватели.

Для корчевки пней диаметром более 50 см, а также пней с сильно развитой корневой системой или пней диаметром более 30 см, находящихся в мерзлом грунте, следует применять взрывной способ.

2.9.    Валуны, находящиеся на поверхности земли в местах устройства выемок в нескальных грунтах, должны удаляться до начала земляных работ только в том случае, если они для применяемых землеройных и транспортных машин являются «негабаритными».

Примечание. Негабаритными считаются валуны (камни), наибольший поперечный размер которых превышает:

а)    % ширины ковша — для экскаваторов, оборудованных прямой или обратной лопатой;

б)    Ч2 ширины ковша—для экскаваторов, оборудованных драглайном;

в)    2/з наибольшей конструктивной глубины копания—для скреперов;

г)    V2 высоты отвала — для бульдозеров и грейдеров;

д)    V2 ширины кузова — для автосамосвалов, а по весу — половину его паспортной грузоподъемности;

е)    74 меньшей стороны приемного отверстия — для дробилки (если предусмотрено последующее дробление камня).

Для машин, применяемых при производстве гидромеханизированных и дноуглубительных работ, величина негабаритных камней устанавливается проектом.