Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

126 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе даны рекомендации по реализации и использованию материалов схем и проектов районной планировки Советами народных депутатов и их органами, местными и центральными ведомствами и учреждениями.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Реализация схем и проектов районной планировки облисполкомами, крайисполкомами, советами министров автономных и союзных республик

3. Реализация схем и проектов районной планировки областными, краевыми, республиканскими (АССР) отделами и управлениями по делам строительства и архитектуры, госстроями автономных и союзных республик, не имеющих областного деления

     Использование проектных материалов для принятия хозяйственных решений

     Передача проектных материалов заинтересованным организациям

     Ведение дежурных планов

     Отчетность по реализации районной планировки и организация корректировки схем и проектов районной планировки

4. Реализация схем и проектов районной планировки местными организациями, не подведомственными госстроям союзных республик

     Межведомственные организации и ведомства областного, краевого и республиканского (АССР) уровня . .

     Организации районного уровня

     Колхозы, совхозы и другие предприятия и организации, входящие в состав районного агропромышленного объединения

     Сельские Советы

5. Использование проектных материалов районной планировки республиканскими (союзных республик) и союзными организациями

     Промышленные министерства и ведомства

     Госагропром и связанные с ним министерства

     Инфраструктурные министерства

     Госплан СССР

     Госплан союзной республики

     Территориальные проектные организации Госстроя СССР

     Госстрой союзной республики

Приложение 1. Перечень конкретных проектных решений, которые должны содержать основные положения, схем и проектов районной планировки

Приложение 2. Требования, которым должны отвечать графические материалы в интересах наиболее полной реализации схем и проектов районной планировки

Приложение 3. Примерный перечень организаций, которым следует рассылать основные положения схем и проектов районной планировки

Приложение 4. Примерное содержание отчетов о реализации схем и проектов районной планировки

Приложение 5. Форма для проверки реализации прогноза схем районной планировки па технико-экономическим показателям развития области (края, АССР) . . . .

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИП градостроительства
РазработанПромстройНИИпроект
РазработанГосстрой БССР
ИзданСтройиздат1987 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя

Рекомендации

по реализации схем

и проектов

районной

планировки

Центральный

научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству

(ЦНИИП градостроительства) Госгражданстроя

Рекомендации

по реализации схем

и проектов

районной

планировки

Москва Стройиздат 1987

3. РЕАЛИЗАЦИЯ СХЕМ И ПРОЕКТОВ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ ОБЛАСТНЫМИ, КРАЕВЫМИ, РЕСПУБЛИКАНСКИМИ (АССР)

ОТДЕЛАМИ И УПРАВЛЕНИЯМИ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ, ГОССТРОЯМИ АВТОНОМНЫХ И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК, НЕ ИМЕЮЩИМИ ОБЛАСТНОГО ДЕЛЕНИЯ

3,1. На областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, как правило, тем же самым постановлением обл(край)-исполкома, Совета Министров автономной республики или союзной республики, не имеющей областного деления, которым утверждается схема или проект районной планировки, возлагается контроль за выполнением этого постановления, а тем самым, по существу, за реализацией районной планировки.

3 2. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных республик и союзных республик, не имеющих областного деления, должны:

а)    осуществлять реализацию проектных предложений районной планировки;

б)    передавать материалы районной планировки в постоянное или временное пользование («Основные положения», полные тома или отдельные разделы, выписки и выкопировки из них) другим организациям, принимающим хозяйственные решения, относящиеся к компетенции районной планировки;

в)    вести дежурные планы;

г)    вести отчетность по реализации районной планировки, организовывать корректировку схем и проектов районной планировки и их отдельных разделов.

3.3. В целях лучшей реализации проектных предложений областным, краевым, республиканским (АССР) отделам и управлениям по делам строительства и архитектуры, госстроям автономных республик и союзных республик, не имеющих областного деления, следует получать от проектной организации четыре экземпляра пояснительной записки схемы или проекта, графические материалы в подлиннике, четыре альбома фотокопий графических материалов. При этом графические материалы должны удовлетворять требованиям, изложенным в прил. 2 настоящих Рекомендаций, проектный план вы-

полнен таким образом, чтобы все его элементы, перечисленные в прил. 2, были хорошо читаемы. В равной степени это требование относится и к фотокопиям проектного плана.

3.4- После рассмотрения и утверждения схемы или проекта районной планировки областному, краевому, республиканскому (АССР) отделу или управлению по делам строительства и архитектуры, Госстрою автономной республики или союзной республики, не имеющей областного деления, следует заказать дополнительно проектной организации выпуск и размножение типографским способом «Основных положений» к схеме или проекту районной планировки (200—250 экземпляров для схем и 100—200 экземпляров для проектов). «Основные положения» должны удовлетворять по содержанию требованиям, изложенным в прил. 1 настоящих Рекомендаций.

3.5.    При реализации предложений схем и проектов районной планировки, касающихся отдельных городов, областным, краевым, республиканским (АССР) отделам и управлениям по делам строительства и архитектуры, госстроям автономных и союзных республик необходимо координировать свои действия с главными архитекторами этих городов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

3.6.    Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик могут осуществлять реализацию проектных предложений районной планировки:

а)    выдавая задания на проектирование организациям, проводящим проектные работы, детализирующие полностью или частично схемы или проекты районной планировки;

б)    участвуя в подготовке и принятии решений другими организациями;

в)    при согласовании проектов решений других организаций;

г)    входя с инициативами в местные организации разного уровня и ранга.

3 7. Основные виды проектных работ, через которые, выдавая задания на проектирование, можно реализовать

11

проектные предложения схем и проектов районной планировки — генеральные планы городов, поселков, сельских населенных пунктов и др., пятилетние и годовые планы размещения жилищно-гражданского и коммунального строительства, проекты планировки зон отдыха, санаторно-курортных комплексов, спортивных, охотничьих, туристских и иных баз отдыха и спорта, схемы и проекты землеустройства, мелиорации.

3.8.    Участие областных, краевых, республиканских (АССР) отделов и управлений по делам строительства и архитектуры, госстроев автономных и союзных республик в подготовке и принятии другими организациями, а также организациями, в которых они являются рабочими органами, решений, относящихся к компетенции районной планировки, может иметь следующие формы:

а)    участие в работе межведомственных комиссий по размещению промышленных предприятий, комиссий по районной планировке, комиссий по охране окружающей среды и в подготовке ими решений;

б)    участие в работе специальных комиссий по выбору площадок для крупного промышленного, сельскохозяйственного и гражданского строительства, по выбору трасс инженерных коммуникаций;

в)    участие в работе конференций и технических совещаний, подготавливающих рекомендации административным и хозяйственным органам для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции районной планировки или близким к ним.

3.9.    Главный путь реализации районной планировки областными, краевыми, республиканскими (АССР) отделами и управлениями по делам строительства и архитектуры, госстроями автономных и союзных республик — учет ими проектных предложений схем и проектов районной планировки при согласовании решений других организаций. Основную массу таких согласований составляют:

а)    согласования отводов земель;

б)    согласования титульных списков на строительство промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, рекреационных, коммунально-бытовых объектов, а также складов различных ведомств и организаций.

3.10.    Поскольку на областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных рес-

публик возлагаются основные обязанности по реализации схем и проектов районной планировки, им следует в целях более полной ее реализации выходить с инициативами в местные организации разного уровня и ранга по внедрению в жизнь отдельных предложений районной планировки. Эти инициативы могут носить самый различный характер. Как правило, они должны прежде всего касаться тех предложений схем и проектов районной планировки, для реализации которых в области, краег республике нет соответствующих территориальных органов и необходимо обращаться в учреждения и организации, находящиеся за пределами области, края, республики. Более всего, это предложения схем и проектов районной планировки по развитию путей сообщения и транспорта союзного и республиканского подчинения, рекреационного хозяйства союзного и республиканского значения, строительству инженерных сооружений, охране окружающей среды, формированию систем группового расселения.

Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик должны выходить с основными инициативами по реализации предложений районной планировки в обл (край) исполком или Совет Министров республики, а те в необходимых случаях — в союзные или республиканские (союзных республик) организации и ведомства.

3.11.    Перечень и содержание по существу конкретных решений, которые могут быть подготовлены или согласованы в порядке реализации проектных предложений районной планировки областными, краевыми, республиканскими (АССР) отделами и управлениями по делам строительства и архитектуры, госстроями автономных и союзных республик, а также внесены ими в качестве инициативы, приведены ниже (пп. 3,12—3.31). Каждое из перечисленных конкретных предложений представляет собой лишь часть комплекса мероприятий, предлагаемых схемами и проектами районной планировки, и его реализация должна осуществляться с учетом интересов всего комплекса.

3.12.    Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, участвуя в подготовке и принятии решений другими организа-

циями или согласуя такие решения, должны добиваться того, чтобы перераспределение территории области, края, республики между основными категориями землепользователей осуществлялось в соответствии с предложениями схем и проектов районной планировки.

3.13.    Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, выдавая задания на проектирование и участвуя в подготовке и принятии хозяйственных решений другими организациями или согласуя такие решения, должны добиваться того, чтобы:

а)    при реконструкции и расширении промышленных предприятий не превышалась предельная численность занятых в промышленности области, края, республики намеченная схемой районной планировки;

б)    новые промышленные предприятия тех отраслей и подотраслей промышленности, размещение которых районной планировкой признано нежелательно, не размещались в пределах области, края, республики;

в)    те действующие в области, крае, республике промышленные предприятия союзно-республиканского подчинения, дальнейшее расширение которых по факторам районной планировки нежелательно, не расширялись;

г)    создаваемым в области, крае, республике филиалам расположенных здесь крупных промышленных предприятий отводились территории для строительства в тех населенных пунктах, которые намечены для этого схемой или проектом районной планировки.

3.14.    Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, выдавая или согласуя задания на разработку генеральных планов городов и поселков городского типа, участвуя в подготовке и принятии хозяйственных решений другими организациями, должны:

а)    предусматривать вынос из городов или ликвидацию санитарно-вредных промышленных производств в тех случаях, когда это предложено проектом районной планировки;

б)    рекомендовать размещение промышленных зон, новь1х производственных предприятий, новых производств действующих предприятий на тех площадках.

14

которые намечены в схемах и проектах районной планировки.

3.15.    Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, выдавая или согласовывая задания на разработку генеральные планов городов, поселков, сельских населенных пунктовупятилетних планов и годовых планов размещения жилищно-гражданского и коммунального строительства, других видов проектных работ, должны учитывать рекомендации схем и проектов районной планировки по формированию структуры сети городских поселений области, края или республики, а именно:

а)    развитию городов какой величины следует отдавать предпочтение;

б)    какие города желательно развивать, а какие ограничивать в развитии;

в)    предложения по созданию новых городов.

Эти же рекомендации следует учитывать, участвуя в подготовке и принятии хозяйственных решений другими организациями и согласуя решения других организаций.

3.16.    Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, выдавая или согласуя задания на разработку генеральных планов городов и других населенных мест, должны предусматривать в них расчетную численность населения этих населенных мест ь соответствии с предложениями схем и проектов районной планировки, а также учитывать предложения проектов районной планировки по раздельному размещению производства и жилья в разных населенных пунктах. Предложения схем и проектов районной планировки по расчетной численности населения следует учитывать и при участии в подготовке и принятии решений другими организациями по строительству каких-либо объектов, влияющих на расчетную численность населения, или таких объектов, объемы (размеры) которых выбираются с учетом численности населения.

3.17.    Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик по разделу «Сельское хозяйство» должны:

участвуя в разработке и согласовании титульного списка строительства производственных сельскохозяй-

15

ственных объектов, а также промышленных, транспортных, складских и других предприятий агропромышленного комплекса межрайонного значения, — контролировать соблюдение принятых в схеме районной планировки местоположения и мощности объектов;

согласуя задания на проектирование производственных сельскохозяйственных и других объектов межрайонного значения, связанных с отраслью сельского хозяйства, — добиваться отражения в них определенных схемой районной планировки данных о типе объекта, его мощности, местоположении и назначении;

согласовывать закрепление областным, краевым, республиканским агропромышленным комитетом    за

межрайонными перерабатывающими предприятиями сырьевых зон, обеспечивая выполнение установленного схемой районной планировки функционального зонирования территории и учитывая предусмотренные в ней систему центров и транспортную инфраструктуру области, края, республики;

согласуя задания на разработку специализированных схем размещения и развития сельского хозяйства, комплексных межотраслевых и других целевых программ, разрабатываемых областным, краевым, республиканским агропромышленным комитетом, обращать внимание на соответствие установленных в них объемов и размещения сельского производственного строительства предложениям схемы районной планировки;

утверждая задания на составление проектов районной планировки групп районов и отдельных административных районов, а затем согласовывая выполненные проекты, следить за тем, чтобы в них находили отражение относящиеся к этим районам расчетные показатели и проектные предложения схем районной планировки по сельскохозяйственному производственному строительству.

3.18. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик по разделу «Сельское расселение» должны:

разрабатывая совместно с областной, краевой плановой комиссией, Госпланом республики проекты планов размещения капитального непроизводственного сельского строительства, согласуя эти проекты и предложения областного, краевого, республиканского агропро-

мышленного комитета о распределении по районам ассигнований из бюджета на строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений, клубов и других объектов культурно-бытового назначения, коммунального хозяйства и дорог, учитывать предложения схемы районной планировки о приоритетности социально-экономического развития отдельных районов;

оказывать техническое содействие РАПО и хозяйствам в деле развертывания необходимого жилищного, социально-культурного и дорожного строительства в порядке реализации предложений схем районной планировки по созданию благоприятных условий для закрепления населения и работников агропромышленного сектора в первую очередь наиболее дефицитных специальностей и рационального перераспределения трудовых ресурсов;

при утверждении заданий на проектирование специализированных схем развития сельской социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, рассмотрении и утверждении самих схем, а также проектов районной планировки соблюдать установленные в схеме районной планировки пропорции между объемами городского и сельского производственного и непроизводственного строительства в районах, между капитальным строительством в ведущих сельских центрах расселения и объемами реконструкции и благоустройства сел, сохраняемых без активного развития;

утверждая задания на разработку проектов районной планировки и согласуя выполненные проекты, требовать соблюдения основных принципов развития сети сельских поселений, сформулированных в схеме районной планировки данной области в части сочетания опережающего развития каркаса местной системы расселения (структуры ведущих центров и дорог общего и внутрихозяйственного пользования) с реконструкцией и благоустройством остальных сел, рационального использования имеющегося строительного фонда сельских населенных пунктов независимо от их величины, обоснованности проектируемого выбытия сел, руководствуясь предложениями схемы о рекомендуемых изменениях в количественном составе поселений сельской местности;

обеспечить техническое содействие областному, краевому, республиканскому агропромышленному комитету в ускоренном формировании в соответствии с рекомендациями схем

17

и проектов районной планировки структуры ведущих центров расселения — районных и кустовых размещением и строительства в них на кооперативных началах крупных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения за счет средств централизованных фондов комитета;

утверждая или согласуя задания на разработку генеральных планов ведущих системообразующих центров расселения, — районных и кустовых (городов, поселков городского типа и сел), а также тех сельских поселков различного народнохозяйственного профиля, в которых рекомендуется размещать основные объемы жилищногражданского строительства, проектов инженерного оборудования и благоустройства прочих сельских поселений, рассматривая и согласуя выполненные проекты, следить за тем, чтобы были приняты установленные проектами районной планировки показатели по численности населения и градообразующей группы населенных пунктов.

3.19. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик должны:

а)    следить за тем, чтобы новое культурно-бытовое строительотво в сельской местности намечалось в первую очередь в населенных пунктах, выбранных схемами или проектами планировки в качестве центров межрайонных, районных, кустовых и внутрихозяйственных систем расселения;

б) , в случае если возникает вопрос о создании в области, крае, республике одного или нескольких объединенных научных центров, рекомендовать их размещение на площадках, намеченных в схемах районной планировки;

в)    согласуя решения о выделении площадок под строительство новых предприятий строительной индустрии, рекомендовать их размещение в составе районных баз строительной индустрии, предложенных схемой районной планировки.

3 20. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, выдавая задания на проектирование, участвуя в подготовке и принятии другими организациями хозяйственных реше-

ний, согласуя решения других организаций, должны добиваться того, чтобы:

а)    крупные объединенные складские комплексы межрайонного и выше значения, а также отдельные крупные базы с особыми условиями размещения, создавались на тех площадках, которые для этой цели намечены схемами или проектами районной планировки;

б)    осуществлялся постепенный перенос части существующих складов на объединенные площадки, намеченные проектом районной планировки.

3.21.    Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, должны:

а)    согласуя отводы земель, участвуя в подготовке и принятии решений другими организациями, следить за тем, чтобы выделенные районной планировкой в пределах области, края или республики территории функциональных зон и подзон, транспортно-коммуникационные коридоры, использовались в строгом соответствии с установленными для них режимами;

б)    выдавая или согласуя задания на разработку генеральных планов городов, оговаривать в них в случаях, предусмотренных районной планировкой, изменения городской черты, и развитие городов за пределами существующей городской черты на тех площадках, которые намечены схемой или проектом районной планировки.

3.22.    На основании схем и проектов районной планировки областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик должны регулярно выступать с инициативами по следующим планировочным вопросам:

а)    по проведению конкретных мероприятий с целью преобразования отдельных групп взаимосвязанных мест в групповые системы населенных мест;

б)    по проведению конкретных мероприятий по планировочному включению сети сельских населенных мест в перспективные групповые системы населенных мест.

3.23.    Областные, краевые, республиканские отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик должны:

а) согласуя отводы земельных участков под учреждения культурно-бытового обслуживания — межрайонные.

19

УДК 711.2


Рекомендованы к изданию решением секции по проблемам районной планировки и расселения ЦНИИП градостроительства Г осг раж дан строя.

Рекомендации по реализации схем и проектов районной планировки/ЦНИИП градостроительства.— М.: Стройиздат, 1987. — 124 с.

Даны рекомендации по реализации и использованию материалов схем и проектов районной планировки Советами народных депутатов и их органами, местными и центральными ведомствами и учреждениями. Детально рассмотрено, какому учреждению или ведомству какую работу по реализации проектных предложений районной планировки и в какой форме следует проводить. Внесены предложения по дополнительному тиражированию проектных материалов, ведению дежурных планов и регулярной отчетности по районной планировке.


Для проектировщиков и научных работников, специализирующихся в области районной планировки.

Табл. 4.


Р


4902030000 -371 047 (01) — 87


Инструкт.-нормат., I вып. — 117—86


© Стройиздат, 1987


районные и межхозяйственные, следить за тем, чтобы эти учреждения концентрировались в городах, поселках и селах, намеченных схемой или проектами районной планировки в качестве центров культурно-бытового обслуживания;

6) выдавая или согласуя задания на разработку генеральных планов городов и поселков, предусматривать создание в них учреждений культурно-бытового обслуживания такой емкости, которая предусмотрена схемой или проектом районной планировки, т. е. с расчетом на обслуживание как населения этих городов и поселков, так и населения тяготеющих к ним территорий.

3.24. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик должны:

а)    производя согласование отводов земель под объекты рекреационного назначения, следить за тем, чтобы их размещение производилось в соответствии с намеченными в схеме или проекте районной планировки показателями по рекреационной емкости и размерам территории рекреационных районов и зон, по составу и единовременной численности лечащихся, отдыхающих и туристов;

б)    выдавая задания на проектирование курортнорекреационных объектов, предусматривать проведение рекреационного оборудования (лесомелиорация, создание микроландшафтных участков, реконструкция и оформление водостоков и дорожно-тропиночной сети, малые архитектурные формы и т. п.) тех прилегающих к ним территорий, которые намечены схемой или проектами районной планировки;

в)    участвуя в разработке и принятии решений о строительстве объектов, прилегающих к территориям, для которых схема или проект районной планировки намечает рекреационное благоустройство, добиваться того, чтобы этими решениями предусматривалось проведение такого благоустройства за счет строящегося объекта;

г)    выдавая задания на проектирование, принимая решения и осуществляя контроль, следить за тем, чтобы программы рекреационного освоения областей, краев или республик осуществлялись в соответствии с намеченными в схемах и проектах районной планировки перечнями новых и расширяемых курортно-рекреационных

ВВЕДЕНИЕ

Широкое развитие районной планировки как вида проектных работ выдвигает на первый план реализацию того, что намечено в схемах и проектах районной планировки.

Главная задача настоящих Рекомендаций — конкретизировать пути и приемы реализации проектных решений учреждениями и организациями различных ведомств на разных территориальных уровнях управления.

Редакционная коллегия; В.Н. Белоусов, В.В. Владимиров, Л.А. Кранц, Е.Е. Лейзерович, А.С. Хохлов, В.Ш. Юровский.

Работа выполнена ЦНИИП градостроительства:    канд.    геогр. наук

(разд. 2),\И.Н. Гоибенкина [ (разд. 3, прил. Л), Л.А. Канардоеа (разд. 3, прил. 1), И.В. Лысых (разд. 3, прил. 1), С.Г. Россина (разд. 3, прил. 1), И.Г. Рубинштейн (прил. 1), Н.И. Чернобаееа (разд. 3, прил. 1), В.Ш. Юровский (разд. 1—3, прил. 1, 3, 4), канд. экон. наук Л.А. Кранц (разд. 3—5, прил. 1), канд. архит. А.С. Мейснер (разд. 3, прил. 1), архит. А.С. Хохлов (разд. 3, прил. 1,2).

Е.Е. Лейзерович (руководитель темы, рззд. 1—4, прил. 1,4, общая редакция работы), кандидаты техн. наук В.Б. Беляев (разд. 3, прил.1), В.В. Владимиров (разд. 3, 4, прил. 1, 5) ЛГ.В. дубботин](разд. 3, прил. 1), И.А. Толстой (разд. 3, прил. 1): инженеры Г.И. Амелькова (разд. 4), В.В. Вайсера

Авторами отдельных разделов являются чл.-корр. Академии художеств СССР Я. И. Жуков (ПромстройНИИпрооект) — разд. 5, канд. геогр. наук В. И, Нудельман (Гироград) — разд. 5, прил. 4, архитекторы И. И. Сенкевич (Госстрой БССР) — разд. 5, НХ П. Шулепин (Госплан СССР) - разд. 5, инженеры Ю. 3. Пушкин (ГлавАПУ Мособлисполкома) — разд. 3, Е. С. Шопхоев (Госплан РСФСР) — разд. 5.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие Рекомендации излагают пути реализации исполнительными комитетами Советов народных депутатов и подчиненными им организациями конкретных проектных предложений схем и проектов районной планировки.

В Рекомендациях рассмотрены также возможности использования проектных материалов районной планировки республиканскими (союзных республик) и союзными организациями (см. разд. 5).

1.2.    На основе утвержденных схем и проектов районной планировки исполнительным комитетам Советов народных депутатов, советам министров автономных и союзных республик следует принимать хозяйственные решения, относящиеся к компетенции районной планировки как вида хозяйственной деятельности.

1.3.    Компетенция районной планировки как хозяйственной деятельности включает в себя:

а)    распределение территории между административными районами, городами, сельскохозяйственными предприятиями и иными крупными землепользователями сельской местности (с последующим закреплением в административно-территориальном делении, схемах и проектах землеустройства);

б)    установление целесообразных размеров производственной деятельности действующих заводов, фабрик,

совхозов и колхозов с точки зрения наличия природных и трудовых ресурсов, обеспечения населения изделиями первой необходимости и скоропортящимися продуктами питания, недопущения нарушения экологического равновесия;

в)    определение возможности размещения новых производственных предприятий на подведомственной территории;

г)    выбор площадок для нового крупного производственного строительства;

д)    определение массивов и участков территории — объектов мелиоративных работ и работ по инженерной подготовке территории;

е)    установление определенного режима использования отдельных территорий;

ж)    проведение мероприятий по поддержанию экологического равновесия как на всей территории, охватываемой районной планировкой, так и в отдельных ее частях;

з)    формирование систем населенных мест, регулирование направленности территориального развития, установление границ и проектной численности населения городов и поселков городского типа, проведение в жизнь мероприятий по трансформации сельского расселения;

и)    выбор мест размещения объектов науки и научного обслуживания, культурно-бытового обслуживания, массового отдыха населения;

к)    выбор направлений трасс инженерных коммуникаций и определение мест размещения объектов инженерной инфраструктуры;

л)    установление и соблюдение режимов использования и охраны памятников истории и материальной культуры.

1.4.    Настоящие Рекомендации исходят из того, что все хозяйственные решения, относящиеся к компетенции районной планировки, целесообразно принимать только на основе утвержденных схем и проектов районной планировки.

1.5.    Рекомендации являются документом, учет которого необходим при разработке и реализации схем и проектов районной планировки, наряду с «Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и

пунктов» (ВСН 38-82) и «Руководством по составлению схем и проектов районной планировки» (1978). Вопросы реализации схем и проектов районной планировки с достаточной подробностью не рассматриваются и не регламентируются, поэтому Рекомендации возможно считать на данном этапе основным методическим пособием по реализации схем и проектов районной планировки.

1.6.    Те проектные предложения схем и проектов районной планировки, которые подлежат реализации в соответствии с ВСН 38-82, излагаются в «Основных положениях» схем и проектов районной планировки. Полный перечень проектных предложений, которые должны содержаться в «Основных положениях» схем и проектов районной планировки, приводится в прил. 1. Этот перечень уточнен и значительно дополнен по сравнению с приведенным в Руководстве по составлению схем и проектов районной планировки (М.: Стройиздат, 1978).

1.7.    Реализация целого ряда рекомендаций схем и проектов районной планировки связана с определенным фиксированным использованием конкретных территорий и должна осуществляться с применением графических материалов. В прил. 2 приведен перечень требований, которым должны отвечать графические материалы в интересах наиболее полной реализации схем и проектов районной планировки.

1.8.    Под реализацией районной планировки понимаем принятие каких-либо хозяйственных решений на основе содержащихся в схемах и проектах районной планировки предложений и рекомендаций.

По характеру проведения в жизнь формы реализации районной планировки делятся на конструктивную и регулятивную. Конструктивная реализация районной планировки — это реализация ее предложений внесением их полностью или частично в государственные планы. Предложения районной планировки регулятивного характера подразделяются на позитивные (в основном рекомендации по использованию земель под различные виды строительства) и ограничительные — по ограничению роста крупных городов, предотвращению концентрации населения в местах, неблагоприятных для его проживания, предотвращению ухудшения состояния водного и воздушного бассейнов, резервированию территорий в целях сохранения для наиболее эффективного в перспективе вида хозяйственной деятельности и т. д. 1

1.9. Проектные предложения схем и проектов районной планировки реализуются на различных территориальных уровнях: республиканском, областном (краевом, автономной республики, автономной области), районном, сельскохозяйственных предприятий, сельсоветов. Каждый из территориальных уровней обусловлен наличием системы учреждений или отделов учреждений, получающих и использующих материалы районной планировки, проводящих в жизнь ее решения.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ СХЕМ И ПРОЕКТОВ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ ОБЛИСПОЛКОМАМИ, КРАЙИСПОЛКОМАМИ,

СОВЕТАМИ МИНИСТРОВ АВТОНОМНЫХ И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК2 3 4 5 6 7 8

2.1. В соответствии с принятым Законом СССР «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов», исполнитель^ ные комитеты местных Советов народных депутатов рассматривают и утверждают схемы и проекты районной планировки. В автономных республиках и в тех союзных республиках, которые не имеют областного деления, это делает Совет Министров республики.

В решение, утверждающее схему или проект районной планировки, необходимо включать перечень основных мер, направленных на реализацию проектных реще-ний районной планировки:

а)    указания конкретным отраслевым и функциональным органам исполкомов местных Советов по обязательному использованию материалов схем и проектов районной планировки при решении ими вопросов, затрагивающих компетенцию районной планировки, и обязательному привлечению при решении этих вопросов архитектурно-планировочных органов;

б)    поручения архитектурно-планировочным органам

по обеспечению координации деятельности с отраслевыми, функциональными и межведомственными органами по вопросам реализации схем и проектов районной планировки, а также требования к ним по осуществлению контроля за этой реализацией;

в)    поручения плановым комиссиям исполкомов местных Советов по обязательному привлечению архитектурно-планировочных органов к разработке планов экономического и социального развития с активным использованием предложений схем и проектов районной планировки;

г)    указания о необходимости обращения к республиканским и союзным организациям (министерствам, ведомствам) с предложениями об учете в разрабатываемых ими отраслевых схемах и проектах решений и предложений схем и проектов районной планировки;

д)    предложения о выполнении или корректировке, в развитие утверждаемых схем и проектов районной планировки, других проектно-планировочных работ (генеральных планов городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов и др.).

2.2.    Облисполкомам, крайисполкомам, советам министров автономных республик следует в той части своей деятельности, которая относится к компетенции районной планировки, руководствоваться предложениями схем и проектов районной планировки. В соответствии с этим в распоряжение председателя, заместителей председателя облисполкома, крайисполкома, Совета Министров автономной республики должны направляться «Основные положения» схем и проектов районной планировки.

2.3.    Деятельность облисполкомов, крайисполкомов, советов министров автономных республик по реализации проектных предложений районной планировки осуществляется тогда, когда с учетом этих предложений:

а)    ведется обсуждение вопросов, относящихся к компетенции районной планировки, на заседаниях исполнительных комитетов и президиумов исполнительных комитетов областных и краевых Советов народных депутатов, советов министров автономных республик и бюро советов министров автономных республик, подготавливаются и принимаются их постановления и решения;

б)    ведется обсуждение вопросов, относящихся к компетенции районной планировки, на заседаниях постоянных и временных комиссий областных и краевых Советов

народных депутатов, Верховных Советов автономных республик и принимаются их решения;

в) принимаются текущие распоряжения председателя и заместителей председателя облисполкома, крайисполкома, Совета Министров автономной республики, относящиеся к компетенции районной планировки.

2.4.    Непосредственный контроль за соответствием постановлений, решений, принимаемых сессиями и заседаниями облисполкомов, крайисполкомов, советов министров автономных республик, проектным предложениям районной планировки целесообразно осуществлять заместителю председателя облисполкома, крайисполкома, Совета Министров автономной республики, ведающему вопросами строительства. Ему же следует согласовывать проекты распоряжений председателя облисполкома, крайисполкома, Совета Министров автономной республики, относящиеся к компетенции районной планировки.

2.5.    В тех случаях, когда реализация какого-либо предложения схемы или проекта районной планировки зависит от организации или учреждения, находящегося за пределами области, края, автономной республики, облисполкомам, крайисполкомам, советам министров автономных республик необходимо обращаться к этим организациям и учреждениям. Соответствующие предложения должны подготавливаться областным, краевым или республиканским отделом или управлением по делам строительства и архитектуры, Госстроем автономной республики совместно с областной (краевой) плановой комиссией или Госпланом автономной республики.

2.6.    Облисполкомы, крайисполкомы, советы министров автономных республик рассматривают отчеты по реализации схем и .проектов районной планировки, составляемые областными, краевыми отделами и управлениями и госстроями автономных республик.

2.7.    В союзных республиках, не имеющих областного деления, мероприятия, указанные в пп. 2.1—2.6, следует проводить советам министров союзных республик.

9

1

2

Здесь и далее имеются в виду союзные республики без обла

3

стного деления (Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская

4

ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Армянская ССР, а также те

5

союзные республики с областным делением, которые включают в

6

свой состав районы республиканского подчинения (Киргизская ССР,

7

Таджикская ССР).

8