Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

20 страниц

Купить Санитарные правила 1405-76 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Гигиенические требования к бумаге

2. Гигиенические требования к печати текста

3. Гигиенические требования к набору

4. Гигиенические требования к формату, переплету и весу

Приложение 1. Гигиеническую экспертизу школьных учебников рекомендуется проводить по следующей схеме

Приложение 2. Гигиеническая оценка учебника

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

01.03.1976ПринятЗаместитель председателя Госкомитета Совета Министров СССР по делам издательства, полиграфии и книжной торговли
04.03.1976ПринятЗаместитель министра просвещения СССР
05.03.1976УтвержденГлавный государственный санитарный врач CCCР1405-76
РазработанНаучно-исследовательский институт физиологии детей и подростков АПН СССР
РазработанИнститут гигиены детей и подростков МЗ СССР
РазработанВсесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены
РазработанИздательство Просвещение
РазработанГлавное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава СССР
РазработанВсесоюзный научно-исследовательский институт оборудования для печатных изданий, картонной и бумажной тары
РазработанРеспубликанская санэпидстанция Минздрава Латвийской ССР
ИзданТипография Министерства здравоохранения СССР1976 г.
РазработанМосковская городская санитарно-эпидемиологическая станция
РазработанБелорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт
РазработанВсесоюзный научно-исследовательский институт комплексных проблем полиграфии
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА

1976

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

Москва

«Санитарные правила» разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР, Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР, издательством «Просвещение» и Московской городской санитарно-эпидемиологической станцией с использованием материалов Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АПН СССР, Всесоюзного научно-исследовательского института комплексных проблем полиграфии, Всесоюзного научно-исследовательокого института оборудования для печатных изданий, картонной и бумажной тары, Республиканской санэпидстанции Минздрава Латвийской ССР, Белорусского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института, Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожной гигиены, рекомендаций Межведомственного совещания при издательстве «Просвещение» (Москва, 15 июля 1970 г. и 9 августа 1974 г.).

2

Стихотворный текст печатать петитом разрешается в учебниках для VII—VIII классов — до четырех строк, а в учебниках для IX—X классов не более 16 строк на страницу. Стихотворный текст, набранный петитом, может чередовать-ся с обычным текстом не чаще двух раз на страницу.

Допускается набор петитом вопросов и заданий в учебниках только для учащихся VIII—X классов и при условии, что текст каждого вопроса (задания) не превышает двух строк, а сплошной текст петита не составляет более 16 строк на страницу.

В оглавлении набирать петитом разрешается только подпараграф (в учебниках для VIII—X классов). Во всех случаях заголовок должен начинаться с новой строки.

Для набора надписей на картах (всех типов) и в атласах до V класса запрещается использовать петит, а в картах и атласах для последующих классов запрещается применять кегель ниже 8.

3. Гигиенические требования к набору

3.1.    Взаимосвязанность и взаимообусловленность отдельных элементов полиграфического оформления учебника требует в рекомендациях к набору исходить из учета оптимального гигиенического сочетания основных элементов — размера шрифта, длины строки и интерлиньяжа. Эти требования отражены в таблице 3.

3.2.    Для малоопытных читателей, которыми являются младшие школьники, при крупном шрифте на 20, 16, 14 кеге-лей определенное преимущество для зрительной работоспособности имеет длина строки 126—130 мм.

С возрастом, при уменьшении шрифта до 12—10 кегелей, рекомендуется использовать относительно короткие строки 98—113 мм.

3.3. При оформлении учебника для младшего и среднего школьного возраста недопустимо применение двухколонного набора, так как частые движения глаз от строки к строке представляют трудность и утомляют читателей.

11

Учебники по классам


РЕКОМЕНДАЦИИ К НАБОРУ


Н

о о .

vo :

ПЗ Л '

я Я , к -.4 «


со

К

£

£

О

о ,

е

сз

£

CQ

К

Ч

о

СХ К

О

о

X

С

е

сз


1

Учебники I—II классов 16,14    130    70X90——    168X215

16


126 » »


Учебники

сов


III—IV


клас-


Учебники для среднего школьного возраста, начиная с V класса и для старшего школьного возраста


14, 12 н/ш

10 н/ш, 10

126

70x90——

16

168X215

113

60x90 -1— 16

143X215

60x84

16

143X200

108

60x84 —— 16

143X200

98

84x103 — 32

128X200

95

S4X108 — 32

128X200


Двужколон- 70x90    168X215

ный набор *4    1°


* Квадрат — типографская мера; 1 квадрат равен 48 типографским ** О применении двухколонного набора смотри пункт 3.3.


УЧЕБНИКОВ


Таблица 3

Формат полосы набора

Формат полосы

Межстрочные расстояния в мм (интерлиньяж)

Межбуквенные расстоя-

в квадратах *

набора в мм

ния в мм (аппрош)


1    1

7 —— X 9 ——-    130X172 не менее 4—11

4    2    2,8 мм

3

7X9 ——    126X176


7X9



126X172—176


3


6 ■

- X ю

113X180

не менее 2

4

2,7

1

„ 1

6 -

• X 9 ——

113X167

4

4


6X9    108X162


5 —— X 9    98X162


5 —— X 9    95X162


(3--+-f3 7")Х10-- (67+9+67)XI85 ( 3 —^— + 9 + 3—-) X Ю (63+9+63)X180


пунктам или 18,051 мм.


13


В учебниках для VIII—XI классов по предметам, не требующим длительного непрерывного чтения (анатомия, физиология и гигиена человека, география и др.) допустим двухколонный набор кегелем 10 при длине строки в колонке — не менее 63 мм и расстоянии между колонками не менее 9— 10 мм.

Допускается во всех учебниках двухколонный набор словарей и указателей.

Запрещается трехколонный набор текста учебников.

3.4.    Удобочитаемость текста в значительной степени определяется четкостью отграничения полосы набора от окружения наличием полей. Поля должны контрастировать с полосой набора, быть белыми и иметь достаточные размеры, чтобы при движении глаз вдоль строки и при переходе со строки на строку боковым зрением ясно воспринимались конец и начало строки.

3.5.    Поля должны иметь размеры в соответствии с ТУ-2901.3-72, кроме вариантов, предусматривающих внутренние поля размером 23 мм и менее. Внутренние поля должны иметь указанные размеры после брошюровки.

3.6.    Для обеспечивания четкого восприятия текста между ним и иллюстрациями должны быть белые пробелы. Предельный минимум пробела должен быть для тоновых и штриховых иллюстраций 12, для цветных— 18 пунктов.

соответствовать таблице 4.

Таблица 4

Размер кегеля

Плотность набора на 1 см2

14 и выше

Не более 10 знаков

9—42

Не более 15 знаков

3.7.    Плотность набора, т. е. количество знаков на площади в 1 см2, определяет качество набора в целом и должна

Плотность набора считается удовлетворительной, если на 1 см2 количество видимых строк не превышает двух.

3.8. Все строки, за исключением заголовков и абзацев, должны начинаться с одного вертикального уровня, что продиктовано правильным ритмом движения глаз вдоль строки. Дополнительный текст можно давать с небольшим отступом от вертикали, что позволит учащимся быстро находить его в тексте учебника.

3.9. Число переносов на страницу должно быть ограничен но. В учебниках для младшего школьного возраста количество переносов на страницу не может превышать 3—4.

ЗЛО. Во всех иллюстрациях учебников, в том числе фотографиях, детали должны быть четко проработаны.

В учебниках, особенно для детей младшего школьного возраста, рекомендуются цветные иллюстрации. Географические и исторические карты следует раскрашивать светлыми, малонасыщенными красками. Броскую краску могут иметь лишь отдельные элементы карты, если этого требует ее содержание и функциональное назначение.

4. Гигиенические требования к формату, переплету и весу

4.1.    Гигиенические требования к форматам учебников определяются удобством пользования книгой при занятиях и рекомендациями к набору (таблица 3).

4.2.    Переплет учебников должен быть прочен, сделан из материала, минимально подвергающегося загрязнению.

Для учебников используются переплеты:

№ 5 — твердый, составной с кантом, тканевым корешком и со сторонками, крытыми бумажной обложкой (лакирование или припрессовка пленки);

№ 4—твердый, цельнобумажный с кантом, крытый бумажной обложкой с лакировкой или переплетным материалом на бумажной основе с синтетическим покрытием (с пигментированным полимерным покрытием).

№ 3 — мягкий обрезной из переплетного материала на бумажной или нетканой основе с синтетическим покрытием;

№ 7 — твердый цельнотканный с кантом из материала на тканевой основе типа «модерн».

Для переплета допускаются синтетические материалы, которые не оказывают вредного влияния на организм детей и рекомендованы «Санитарными правилами по производству и продаже игрушек» № 867-70 (с изменениями по состоянию на 1 января 1973 г.), утвержденными по согласованию с Министерством легкой промышленности СССР Главным государственным санитарным врачом СССР 9 августа 1973 г.

4.3.    Для учебников, учебных пособий и дидактических материалов (кроме начальных классов) объемом до 12 печатных листов рекомендуется в качестве обложки применять переплетный материал на бумажной или нетканой основе с полимерным покрытием, а для пособий объемом не более 6 печатных листов, не рассчитанных для длительного пользования, допускается обложечная бумага.

15

4.4.    Учебники, выпускаемые в твердом переплете, должны быть скреплены нитками на марле или без нее с последующей приклейкой марли на корешок. Рекомендуется сплошная окантовка корешка блока, сшитого нитками с выходом клапанов материала на форзацы блока по 20 мм; не допускается бесшвейное скрепление и скрепление проволокой.

Учебники, выпускаемые в обложке, должны быть сшиты нитками без марли; рекомендуется дополнительная заклейка корешка; допускается потетрадная проклейка корешка при шитье блоков.

4.5.    Вес учебников из расчета на один учебный день в комплекте с письменными принадлежностями (без веса ранца или портфеля), не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей на расстояние до 3 км учащимся:

I—III классов от 1,5 до 2,0 кг IV—V    »    от    2,0    до    2,5    кг

VI—VII    »    от    3,0    до    3,5    кг

VIII—X    »    от    4,0    до    4,5    кг

Санитарные правила распространяются на все виды школьных учебников, в том числе на экспериментальные и пробные, еще не находящиеся в производстве к моменту введения в действие настоящих «Санитарных правил».

Исключение составляет учебная литература для детей с дефектами слуха, речи, зрения, а также экспериментальные и пробные учебники, которые создаются в целях поиска наиболее эффективных решений внешнего их оформления.

Гигиеническая экспертиза экспериментальных вариантов полиграфического оформления учебников (применение новых шрифтов, форматов и т. д.) должна осуществляться на специально подготовленных образцах, макетах. Параметры экспериментального учебника определяются Министерством просвещения (народного образования) союзной республики и издательством по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы страны.

Ответственность за выполнение «Санитарных правил» возлагается на Госкомиздата СССР, союзных и автономных республик, в ведении которых находятся издательства, выпускающие учебники.

Контроль за выполнением настоящих «Санитарных правил» возлагается на санитарно-эпидемиологические станции, на территории обслуживания которых имеются издательства, выпускающие учебники,

Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы могут запретить или приостановить издание и реализацию школьных учебников в случае несоответствия производственной спецификации на их издание настоящим «Санитарным правилам».

Настоящими «Санитарными правилами» отменяется методическое письмо «О предупредительном санитарном надзоре за изданием школьных учебников и детских книг», утвержденное Заместителем Главного государственного санитарного инспектора СССР 31 августа 1962 года № 125-5/6-35.

17

Приложение 1

Гигиеническую экспертизу школьных учебников рекомендуется проводить по следующей схеме:

I.    Общие данные: автор, название учебника, издательство, место и год издания, тираж, для какого возраста предназначен.

II.    Характеристика внешнего вида: вес, формат, объем, способ скрепления тетради и вид переплета.

III.    Оценка бумаги: белизна и оттенок, качество поверхности, глянец, просвечиваемость, масса 1 кв. м.

IV.    Оценка качества печати: интенсивность окраски, равномерность, четкость.

V.    Оценка шрифта основного и дополнительного текстов: гарнитура, кегель.

VI.    Оценка набора: длина строки, интерлиньяж, плотность набора, поля.

VII.    Характеристика иллюстраций, приложений.

VIII.    Заключение о качестве учебника.

18

Приложение 2


ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНИКА


с

с

%

Вид исследования

Название прибора

Нормативы

Примечание

1

2

3

4

5


1. Определение коэффициен- Шкала светлот или фотометр, лейко-    70—80%

та отражения бумаги (бе- метр типа Цейсс лиана)


Все измерения делают в трех местах учебника (в начале, р середине и в конце)


2. Определение просвечивае- Фотометр (по разности коэффициен-мости бумаги (непрозрач- тов отражения бумаги с подложен-ности)    ной    под    нее    черной    пластинкой)


Не должна просвечивать


3. Определение гладкости бумаги


Пневматический прибор АПГ или аппарат Бекка (Б-1)


Не менее 30—40 секунд для бумаги машинной гладкости, 100—150 секунд для бумаги глазированной


4. Определение глянца бу- Аппарат Кизера или гляриметр маги


8—'10° по Кизеру, 4—5% по гляримет-РУ


5. Определение размеров Микрометрическая лупа с делениями шрифта, интерлиньяжа, 0,1 мм или микроскоп с микромет-аппроша    рическим    окуляром


см. в тексте табл. 3


Л 77337 от 23/III-1976 г.    Зак. 628    Тир.    3000

Типография Министерства здравоохранения СССР


I I


2


3


4


5


6. Определение длины строки


7, Определение четкости пе чати


8. Определение плотности набора


Металлическая линейка с миллимет-    »

ровыми делениями или прозрачная пластинка с миллиметровыми делениями


Лупы 2-х и 5-ти кратные


Буквы и штрихи букв должны быть равномерно прокрашены, интенсивно черного цвета


Пластинка металлическая с 5-ю отверстиями в 1 кв. см каждое


См. в тексте табл, 4


..V-.    у    '    ктвсуддыи'    '

Зам

ист

ра Минннфорнпечати РФ /зам.'.пр^дЬ^дателя Госкписанзпил оргачев В.Н.    / надзора

„„ (;    * *

Изменение Н J.    Г"*уг

[ых учебников

тарным правилам по оф6рмленИ’|6 гко.

^ , . Санитарные правила по оформлению школьных учебников,утв^рж-х^0нные'''в 1976 г., требуют корректировки отдельных положений с целью установления единого подхода с разработанным отраслевым стандартом "Учебники для общеобразовательных школ. систем высшего. среднего специального и профессионально-технического образования. Общие технические условия", где определены требования к показателям издательско-полиграфического оформления и полиграфического исполнения учебников и в связи с тем, что печать учебников в настоящее время осуществляется с использованием новых технологий. оборудования и материалов.

Изменение N 1 будет действовать до пересмотра санитарных правил.

п.1.3. Исключить,

п.1.4. Изложить в новой редакцииИз существующих видов бумаги гигиеническим требованиям в большей степени удоплотппртпт типографская 1 по РОСТу 9095-89 и офсетная 1 и 2 по ГОСТу 9094-44.При отсутствии этих видов бумаги и до разработки и внедрекич спешив льной бумаги ,предназначенной для школьных учебников,допус каете я испол ьзова -ние. типографской бумаги 2 по ГОСТу 9095-89, при эти качество бумаги должно соответствовать всем показателям,указанным в этих ГОСТах (обращая особое внимание на плотность и белизну).

Запрещается для печатания учебников применять бумагу типографскую 3 и газетную".

п.2.2.5. Дополнить: "При использовании настольно-издательских систем для набора учебников для 8-11 классов допускается применение гарнитур Таймс,Гельветика".

п.3.3. Второй абзац изложить в новой редакции: "В учебниках для 8-11 классов допускается двухколонный набор кеглем 10 при длине строки в колонке не менее 63 мм и расстояния м«жлу колонками и» менее 9-10 мм.,в дополнительных текстах расстояние между колонками не менее 4,5 мм."

Четвертый абзац изложить в новой редакции "Двумя и более колонками могут быть размещены математические столбики примеров, задач, а также списки слов и словосочетаний d лингвистических текстах."

п.3.5. Поля должны иметь размеры в соответствии с ОСТ 24,62 Корешковые (внутренние) поля на развороте не менее 26 мм.,ширина внутреннего поля в пределах 13 мм +-2 мм. п.3.7.Исключить последний абзац.

п.3.9. Заменить число переносовгне более $ для 1-4 классовое более 12 для 5-11 классов.

п.4.4. Дополнить:"Не допускается бесшвейное скрепление в учебниках 1-4 классов".

п.4.5. Изложить в новой редакции:"Вес учебников из расчета на один учебный день (без веса ранца или портфеля и письменных принадлежностей)" ... далее по тексту.

табл.3.Исключить 5 колонку, дать ссылку на ГОСТ 5773-90.

ская

— — * Разработано:    .

Директор ВНИИ поли^рбфяи****N?;.* Директор издательства    'Л    1    ✓    /

"Просвещени^^г5Сза^С Директор НИИ гйгиены и^профил&куики заболеваний детей , подростков yt . молодежи

СОГЛАСОВАНО


Заместитель Министра просвещения СССР


Заместитель председателя Госкомитета Совета Министров СССР по делам издательства, полиграфии и книжной торговли


М. И; Кондаков


А. А. Небензя


4 марта I97G г.    1    марта    1976    г.


УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра здравоохранения СССР Главный государственный санитарный врач СССР П. Н. Бургасов № 1405-76 5 марта 1976 г.


САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ОФОРМЛЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

Чтение является одним из основных способов восприятия учебного материала школьниками, а также основным видом учебной деятельности детей в школе и дома.

Процесс чтения связан с напряжением органа зрения, которое в значительной степени определяется качеством оформления учебника: размером наборного знака (шрифта), его рисунком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особенно велико значение качества издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием у них навыка чтения, что делает сам по себе процесс чтения трудным и утомительным.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество перепле-а, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в эпидемическом отношении.

Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают вес ежедневно переносимого школьниками груза.

Государственный санитарный надзор за изданием школьных учебников осуществляется путем:

а) выборочной проверки соответствия производственной спецификации на каждое издание учебников до их массового выпуска, гигиеническим требованиям, изложенным в на-


3


стоящих «Санитарных правилах». Сопоставляются основные элементы внешнего оформления учебника, переплета, способ комплектования и скрепления (брошюровки), наименование и помер бумаги, плотность набора, гарнитура, кегель основного шрифта, выделения в тексте и др;

б) выборочного отбора изданных учебников и последующего проведения их гигиенической экспертизы. Схема проведения гигиенической экспертизы дана в приложении 1.

Гигиенические требования, предъявляемые к основным элементам оформления учебников (гарнитура, размер шрифта, длина строки и другие показатели) определяются возрастными особенностями детей, в частности особенностями развития зрительного анализатора.

Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий видимости и удобочитаемости.

Видимость текста определяется: качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость); качеством печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски).

Удобочитаемость определяется: характером печатных знаков (размер шрифта-кегель), гарнитурой (рисунок шрифта) и цветом печатной краски; форматом полосы набора и характером расположения на странице (длина строки, межстрочные расстояния-интерлиньяж, размер полей).

1. Гигиенические требования к бумаге

1.1.    Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна обеспечивать хорошую видимость печатного текста и способствовать удовлетворительному санитарному состоянию учебника — быть белой или слегка желтоватого цвета, с коэффициентом отражения от 70% до 80%, что обеспе чивает достаточный контраст между печатными знаками и фоном.

1.2.    Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой (не менее 30—40 сек. для бумаги машинной гладкости и 100—150 сек. для глазированной бумаги), чистой, без волосков и пятен, равномерно выделанной, без значительного глянца (8—10° по Кизеру; 4—5% по гляриметру).

1.3.    Бумага не должна просвечивать печатный текст с подлежащей страницы или с обратной стороны листа. Тот или другой вид просвечиваемости, зависящий от толщины бумаги, содержания в ней древесной массы и глубины проникновения типографской краски в бумагу, затемняет бумагу.

4

1.4.    Из существующих видов бумаги гигиеническим требованиям в большей степени удовлетворяют типографская № 1 по ГОСТу 9095-73 и офсетная №№ 1 и 2 по ГОСТу 9094-70. При отсутствии этих видов бумаги и до разработки и внедрения специальной бумаги, предназначенной для школьных учебников, допускается использование типографской бумаги № 2 по ГОСТу 9095-73. Запрещается для печатания учебников применять бумаги типографскую № 3 и газетную.

1.5.    Для форзаца1 используется плотная бумага — офсетная № 1 и форзацная.

1.6.    Бумага, отобранная или специально изготовленная для издания учебников, должна получать выборочную гигиеническую оценку как в чистом виде, так и с напечатанным на ней текстом или рисунками, выполненными в черно-белом и цветном вариантах, в количестве не менее одного печатного листа.

Приборы, применяемые для исследования бумаги см. приложение 2.

2. Гигиенические требования к печати текста

2.1.    Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Не допускается печать текста с нечетким, «рваным» и серым очком.

2.1.1.    Для заголовков, обозначения структурных элементов учебника, выводов и правил, выделения отдельных слов, элементов формул могут использоваться:

а)    печать текста цветными красками — голубой и красной средней насыщенности — на белой бумаге (белом фоне);

б)    черный текст (шрифт) на цветной плашке (желтой, оранжевой, светло-зеленой, светло-голубой);

в)    выворотка (белый текст) на красной плашке.

2.2. Гигиенические требования к шрифту

2.2.1.    При оценке шрифта определению подлежит рисунок шрифта (гарнитура) и основные его размеры (высота, толщина штрихов и т. д.).

2.2.2.    Основные требования к рисунку шрифта для издания учебников, особенно для детей младшего возраста, обеспечивающие удобочитаемость шрифта, состоят в:

— простоте очертания букв, четкости, определяемой индивидуальной выразительностью букв и достаточной величи-

1 Форзац — два четырехстраничных листа, один из которых соединяет первый лист книжного блока с передней стороной переплета, а второй — последний лист блока с задней стороной.

5

ной внутрибуквенных просветов, создающих приближение формы буквы к квадрату (для детей старшего школьного возраста можно допустить отношение ширины буквы к высоте 1 : 1,5 и 1 : 1,75);

— умеренной контрастностью между основными (вертикальными) и соединительными (горизонтальными и наклонными) штрихами. Наилучшее соотношение толщины основных и соединительных штрихов 2 : 1 или 3:1.

2.2.3.    Учебники должны набираться гарнитурами, отвечающими требованиям удобочитаемости и особенностям зрительного восприятия (таблица 1).

Рисунки шрифтов и образцы гарнитур приведены в ГОСТах 3489.2, 7, 9, 15, 17, 23, 26—71 и 3489.33, 35—72 «Шрифты типографские».

2.2.4.    Гарнитуры Букварная, Азбука, а также крупные кегели Журнальной рубленой (до 20-го включительно) наиболее соответствуют особенностям «опознания» букв для начинающего обучаться чтению.

Буквари и другие учебники для I класса должны набираться Букварной, Азбукой или Журнальной рубленой гарнитурой прямого светлого начертания с небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов, без засечек на концах букв.

Весь основной текст (печатный) букваря должен набираться одной гарнитурой. Смена рисунка шрифта на протяжении букваря недопустима. Новые буквы в букварях должны быть не рисованными, а наборными, не мельче кегеля 48.

2.2.5.    В младшем школьном возрасте (со II класса), ког^ дети переходят от опознавания отдельных букв к связно, чтению, наиболее удобочитаемым становится шрифт с засечками на концах букв, которые как бы ведут взор читающего от буквы к букве. Этим требованиям удовлетворяет Школьная гарнитура.

В среднем и старшем школьном возрасте хорошие результаты по удобочитаемости наряду со Школьной дает Литературная гарнитура.

2.2.6.    Основной текст в учебниках должен набираться шрифтом прямым нормального светлого начертания.

6

Таблица 1

Шрифты, рекомендуемые для набора текстов учебников (для алфавитов на русской и латинской

графических основах)

Учебники по классам

Гарнитура

Кегель 1

Основного шрифта

ГОСТ 3489 Индекс, №

дополнительного

шрифта

основного

шрифта

дополнительного шрифта

Примечание

1 1

2

3

1 4

5

i 6

1 7

Буквари

Букварная

Азбука

Журнальная

рубленая

Б1 7-71

A3I не тестирован ЖР1 2-71

48, 36. 28, 24, 20

Учебники I класса

Букварная

Азбука

Журнальная

рубленая

Б1 7-71 A3I не тестирован ЖР1 2-71

16

183

Учебники II класса

Школьная

Журнальная

рубленая

Ш1 23-71 ЖР1 2-71

то же, что и в основном шрифте

14 н/ш4 16 н/ш3

12 н/ш, 10 н/ш5

Учебники III—IV классов

Школьная

Литературная

ИИ 23-71 Л1 33-72

то же, что и в основном шрифте Журнальная рубленая (для пояснительного текста) 2

14, 12 н/ш

10 н/ш

11    2    [    3    |    4    |    5    |    6    1    7

Учебники V—VII классов

Школьная

Литературная

НИ 23-71 Л1 33-72

10 н/ш

9,8 н/ш6

Учебники иностранного языка для массовых школ (без

углубленного

Учебники VIII—X классов

Школьная

Литературная

Ш1 23-71 Л1 33-72

»

10 н/ш, 10

9.8 н/ш, 8

изучения иностранного языка) кегель основного шрифта 12'

1    Кегель — высота площадки литеры, выраженная в типографских пунктах (пункт равен 0,376 мм).

2    При применении этой гарнитуры кегель 10 в пояснительном тексте должен быть заменен на кегель И.

3    Кегель 16 и 14 Журнальной рубленой гарнитуры имеет меньшую высоту, чем эти кегели других рекомендуемых гарнитур, поэтому при употреблении Журнальной рубленой гарнитуры требуются кегели большей величины.

4    Н/Ш — на шпонах. Шпоны — пробельный материал, устанавливаемый между строками для увеличения интерлиньяжа.

5    Только для подрисуночных подписей.

6    Об использовании петита в учебниках для среднего и старшего возраста см. п. 2.2.И.

В учебниках III—X классов дополнительный текст1 допускается печатать шрифтом прямого и курсивного нормального, полужирного начертания, гарнитурой указанной в таблице 1.

Не допускается включать в текст рисованный шрифт, за исключением образцов прописей.

2.2.7.    Выделение слов и фраз в тексте рекомендуется набирать прямым полужирным или жирным шрифтом; допускается курсив светлый или полужирный. Разрядка допускается лишь для отдельных слов.

2.2.8.    Для набора заглавия учебника на титуле рекомендуется кегель 20 и выше.

Для набора титула и шмутцтитула 2 следует употреблять только наборные крупнокегельные шрифты.

2.2.9.    При санитарной оценке шрифта имеют значение размеры букв и их элементов, влияющих на степень удобочитаемости шрифта: высота букв, толщина основных и соединительных штрихов, расстояние между основными штрихами, определяемых по строчной букве «Н».

2.2.10.    Размер шрифта в учебниках должен соответствовать возрастным особенностям зрительного восприятия и степени развития навыка чтения. От младшего к старшему школьному возрасту следует постепенно переходить от крупного кегеля к меньшему, причем кегель основного шрифта в учебниках VIII—X классов должен быть не менее 10.

Гигиенические нормы размеров шрифта для школьников разного возраста представлены в таблице 2.

2.2.11.    Петитом (кегель 8) в учебниках для среднего и старшего школьного возрастов допускается набирать все

дополнительные тексты, причем сплошной текст не должен превышать 12 строк. Петит без ограничений может быть использован при наборе списков литературы, указателей, словарей.

о

Основные размеры шрифта, рекомендуемые для набора учебников

Таблица 2

Учебники по частям и классам

Примерный кегель основного шрифта

Высота строчной буквы Н в мм

Толщина основных штрихов в мм

Толщина соединительных штрихов в мм (горизонтального и наклонного)

Новые буквы подготовительной части бук-

варя

48—36

8,0—6,0

1,5

1,2

Букварная часть букваря

28—24—20

4,5—4,0—3,5

0.5

0,5

Послебукварная часть букваря, учебники

I класса

1.6

2.8

0.5

0,45

Учебники II класса

14 н/ш, 16 н/ш 1

2,3—2,52 1

0,3

0,15

Учебники III—IV класса

14, 12 н/ш

2,3—2,0

0,3

0,15

Учебники V—VII классов

10 н/ш

1,75

0,25

0,15

Учебники VIII—X классов

10 н/ш, 10

1,75—1.7

0,25

0,15

1 При использовании Журнальной рубленой гарнитуры.

1

К дополнительным текстам относятся примечания, пояснения, указатели, словари, всякого рода списки, надписи в атласах и картах всех типов и т. и.

2

Шмуцтитул — заголовок части учебника (рубрика) на отдельной, чистой, без текста, обычно нечетной странице.

9