Российские железные дороги
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
«31 % ИЮЛЯ_-009 г> Москва w» 16-Зр
Об утверждении стандарта ОАО «РЖД»
«Системы н устройства железнодорожной автоматики и телемеханики сортировочных станций. Технические требования»
В целях повышения безопасности движения поездов и совершенствования процесса разработки систем и устройств сортировочных станций ОАО «РЖД» утвердить и ввести в действие с 03 августа 2009г. стандарт СТО РЖД 1.19.008-2009 «Системы и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики сортировочных станций. Технические требования».
Исп. Максименко Владимир Михайлович (499) 504-01-67, ПКТБ ЦШ
Российские железные дороги
Стандарт О А О «РЖД»
СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ
Технические требования
Москва
СТО РЖД 1.19.008-2009
в) преобразователи, внутрисистемные линии и каналы связи, используемые для передачи постовым устройствам информации, в том числе диагностической, и доставки команд управления исполнительным механизмам, а также цепи питания.
5.1.2 К постовым устройствам относят:
а) оборудование, предназначенное для управления и мониторинга технологических функций;
б) оперативно-диспетчерское и контрольно-диагностическое оборудование;
в) внутрисистемные средства передачи информации;
г) средства электропитания.
5.1.3 К локомотивным устройствам относят устройства автоматического управления маневровым локомотивом.
5.2 Объекты механизации и автоматизации на сортировочной станции включают:
а) подвижные единицы (локомотивы, вагоны и др.);
б) вагонные замедлители горочные и парковые с управляющей аппаратурой;
в) горочные стрелочные электроприводы;
г) механизмы расцепки состава на отцепы;
д) компрессорные установки с вспомогательным оборудованием и пневмосети;
е) устройства закрепления вагонов в парках станции;
ж) сигнальные устройства: светофоры, маршрутные указатели.
5.3 Средства автоматизации должны быть построены на базе функциональных подсистем, используемых автономно или объединенных в комплексную систему САУ СП.
7
СТО РЖД 1.19.008-2009
6 Требования к функциям и структу ре систем
6.1 Требования к функциям систем
6.1.1 Основные функции средств автоматизации:
а) управление скоростью локомотива при:
- надвиге состава до горба горки;
- роспуске состава с горки;
- маневровых передвижениях;
б) управление маршрутами движения отцепов на спускной части горки;
в) управление замедлителями и регулирование скорости скатывания отцепов;
г) мониторинг перемещения поездов, вагонов и локомотивов на подходах к станции, путях и парках станции;
д) управление компрессорной станцией и пневмосетыо;
е) управление закреплением/освобождением составов;
ж) диагностирование состояния технических средств автоматизации и механизации сортировочной станции и контроль периодичности их обслуживания и ремонта;
и) информационный обмен со смежными системами ЖАТ и ИПУ СС.
6.1.2 Основные функции средств механизации:
а) перевод остряков стрелки;
б) закрепление тележек (колёс) вагонов;
в) торможение отцепов (вагонов);
г) сжатие атмосферного воздуха и доставка к исполнительным пневматическим устройствам;
д) расцепка вагонов;
е) транспортирование технологической документации.
Средства автоматизации и механизации должны иметь возможность модификации функций.
8
СТО РЖД 1.19.008-2009
6.1.3 Технологические функции систем должны обеспечивать:
6.1.3.1 Управление скоростью надвига, роспуска и маневровых перемещений составов и групп вагонов.
При реализации данной функции должны соблюдаться следующие требования:
а) надвиг составов до горба горки должен производиться с контролем занятости участка пути. Значение скорости надвига должно устанавливаться системой в зависимости от маршрута надвига, расстояния до горба горки, веса состава, тяговых характеристик локомотива и обеспечивать минимизацию времени доставки состава в зону роспуска с заданной скоростью роспуска для первого отцепа состава;
б) скорость роспуска состава должна обеспечивать максимальную расчетную перерабатывающую способность сортировочной горки при обеспечении безопасности роспуска;
в) в процессе роспуска должен осуществляться автоматический контроль правильности расцепки вагонов, при управлении скоростью роспуска должна быть предусмотрена автоматическая корректировка значений скорости роспуска по результатам интервального регулирования скатывающихся отцепов и правильности расцепки вагонов;
г) для синхронизации расчетной скорости роспуска с физическим потоком отцепов должна быть предусмотрена операция выдачи команды на реализацию нового значения скорости после фиксации момента отрыва отцепа от состава с задержкой не более 1,5 с.
д) осуществляться отображение информации о значениях заданной и фактической скорости роспуска, количестве фактически проследовавших вагонов, неправильной расцепки, моменте отрыва отцепа;
е) горочные светофоры должны иметь четырехзначную сигнализацию, показания светофора должны соответствовать заданной скорости роспуска установленной системой;
9
его РЖД 1.19.008-2009
ж) скорость маневровых перемещений должна рассчитываться системой исходя из допустимых скоростей движения.
6.1.3.2 Управления локомотивами.
Функция управления локомотивами должна:
а) обеспечивать круглосуточное непрерывное функционирование по выполнению задач управления и контроля за перемещением локомотивами;
б) позволять машинисту локомотива при завершении маневрового маршрута надвига в автоматическом режиме выполнить подтягивание маневровой группы к закрытому сигналу в ручном режиме;
в) позволять вносить и снимать ограничения по скорости ДСП и ДСПГ при производстве путевых работ;
г) позволять вносить изменения допустимых скоростей на участках с АРМ ШН при изменении ТРА станции;
д) обеспечивать автоматический переход в режим ручного управления при отказе аппаратуры автоматического режима с однократной проверкой бдительности машиниста локомотива;
е) предупреждать машиниста локомотива звуковым сигналом об изменении расчетной скорости движения;
ж) обеспечивать периодическую проверку бдительности машиниста с контролем снижения скорости;
и) включать режим экстренного торможения при скатывании, угрозе проезда сигнала с запрещающим показанием без разрешения, потере бдительности машиниста.
6.1.3.3 Управление маршрутами движения отцепов.
При реализации функции управления маршрутами движения отцепов система не должна допускать перевода стрелки под подвижным составом и боковых соударений подвижного состава обеспечивая:
а) формирование описателя отцепа включающего информацию в объеме сортировочного листка (количество, номер, особый признак вагонов в отцепе),
СТО РЖД 1.19.008-2009
дополненную результатами расцепа (корректировка количества вагонов в отцепе);
б) реализацию маршрутных заданий;
в) регистрацию нагонов и остановок отцепов на спускной части горки;
г) контроль прохода локомотивов и маневровых групп по спускной части горки;
д) управление стрелками спускной части сортировочной горки в автоматическом или маршрутном режимах работы;
е) возможность изменения маршрутного задания в ходе роспуска в маршрутном или автоматическом режиме до вступления отцепа на измерительный участок;
ж) возможность перехода в процессе роспуска на ручное управление стрелками;
и) автоматический возврат стрелки в контролируемое положение до вступления отцепа на остряк стрелочного перевода, в случае возникновения препятствия между остряком и рамным рельсом во время перевода.
6.1.3.4 Управление торможением и регулирование скоростью
скатывания отцепов.
При реализации функции управления торможением и регулирование скоростью скатывания отцепов система должна обеспечивать:
а) торможение отцепов до заданной (расчётно-нормативной) скорости;
б) вычисление скорости выхода отцепов из тормозных позиций с учетом маршрута, интервала попутного следования и требований торможения;
в) определение требуемой дальности пробега отцепа по сортировочному пути от парковой тормозной позиции на основании заполнения сортировочного пути;
г) торможение отцепа с плавным снижением скорости скатывания до расчетной;
11
СТО РЖД 1.19.008-2009
д) торможение в автоматическом режиме с усилием нажатия тормозных шин вагонного замедлителя, не превышающем допустимого для соответствующих весовых категорий отцепов и замедления не более 4 м/с2;
е) торможение при выходе из строя отдельных устройств и датчиков;
ж) соударение отцепов на пути сортировочного парка со скоростью не более 5 км/ч.
6.1.3.5 Мониторинг за перемещениями вагонов и локомотивов на путях и парках сортировочной станции.
Данная функция относится к технологическим операциям «прием поездов и обработка составов», «формирование составов», «подготовка составов и отправление поездов» и при её реализации система должна обеспечивать:
а) регистрацию приема поезда на станцию, в том числе длинносоставного;
б) контроль за перестановками вагонов в горизонтальных парках станции, в том числе толчками;
в) контроль за отправлением поездов;
г) контроль за перемещениями локомотивов без составов на путях и парках станции;
Маневровые и поездные локомотивы должны контролироваться всё
время нахождения в зоне управления с указанием номера участка (рельсовой
цепи), скорости и направления движения, а при остановках на пути парка - с
указанием расстояния от «головы» и «хвоста» маневровой группы до
предельных столбиков, ограничивающих данный путь. Для локомотивов и
маневровых групп, прибывающих или покидающих зону контроля, должны
быть предусмотрены процедуры автоматического их позиционирования и
ввода/вывода в систему, дополняемые, при необходимости, действиями ДСП
зоны контроля. В результате позиционирования локомотив с указанием
порядкового и инвентарного номера, параметров движения и местоположения
должен быть объявлен на мониторе АРМ ДСП зоны контроля, а на мониторе 12
СТО РЖД 1.19.008-2009
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Проектно-конструкторско-технологическим бюро железнодорожной автоматики и телемеханики - филиалом открытого акционерною общества «Российские железные дороги» (ПКТБ ЦШ ОАО «РЖД»)
2 ВНЕСЕН Департаментом автоматики и телемеханики ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от «31 » июля 2009г. № И>23р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ОАО «РЖД», 2009
Воспроизведение и/или распространение настоящего стандарта, а также его применение сторонними организациями осуществляется в порядке, установленном ОАО «РЖД»
II
СТО РЖД 1.19.008-2009
Содержание
1 Область применения.................................................................. 1
2 Нормативные ссылки.................................................................. 2
3 Термины, определения и сокращения.............................................. 2
3.1 Термины и определения......................................................... 2
3.2 Сокращения......................................................................... 4
4 Общие положения...................................................................... 5
5 Классификация средств механизации и автоматизации....................... 6
6 Требования к функциям и структуре систем.................................... 8
6.1 Требования к функциям систем................................................ 8
6.2 Требования к структуре систем................................................ 17
6.3 Режимы функционирования систем........................................... 19
7 Требования к путевым устройствам.............................................. 19
7.1 Функциональное назначение................................................... 19
7.2 Требования к устройствам контроля участка............................... 20
7.3 Требования к устройствам измерения скорости............................ 20
7.4 Требования к устройствам взвешивания подвижного состава........... 21
7.5 Требования к устройствам перевода стрелки............................... 22
7.6 Требования к устройствам расцепки вагонов............................... 22
7.7 Требования к устройствам регулирования скорости...................... 22
7.8 Требования к устройствам контроля заполнения пути.................... 24
7.9 Требования к заграждающим устройствам.................................. 25
7.10 Требования к устройствам закрепления подвижного состава.......... 26
8 Требования к постовым устройствам систем горочной автоматики....... 27
9 Требования к локомотивным устройствам систем управления
локомотивами на станции........................................................... 28
10 Требования к радиоканалу передачи данных.................................... 28
10.1 Требования к составу радиооборудования................................. 28
10.2 Показатели назначения......................................................... 29
11 Требования к устройствам электропитания систем горочной
автоматики.............................................................................. 31
12 Требования к системе воздухоснабжения путевых устройств горочной
автоматизации......................................................................... 32
Библиография............................................................................... 34
III
СТО РЖД 1.19.008-2009
Стандарт ОАО «РЖД»СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙТехнические требования
Дата введения - 2009-08-03
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к системам и устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики, техническим средствам механизации и автоматизации сортировочных станций горочного типа на железных дорогах - филиалах ОАО «РЖД», предназначенных для выполнения технологических операций расформирования/формирования составов, предусмотренных типовым технологическим процессом [1].
Требования настоящего стандарта распространяются на вновь разрабатываемые, модернизируемые и импортируемые системы и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики для сортировочных станций горочного типа железных дорог ОАО «РЖД».
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».
При применении норм настоящего стандарта, необходимо также руководствоваться нормами федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют требования к системам и устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики, техническим средствам механизации и автоматизации сортировочных станций.
Применение настоящего стандарта сторонними организациями
оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
1
СТО РЖД 1.19.008-2009
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 50571.2-94 Электроустановки зданий. Основные характеристики
ГОСТ 22235-76 Вагоны грузовые магистральные железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ
ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524)мм
ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководство по их применению
СТО РЖД 1.18.001-2008 Средства железнодорожной связи. Порядок разработки, испытаний, приемки и регистрации
ОСТ 32.146-2000 Аппаратура железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Общие требования
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных станциях: Комплекс средств и систем, реализующий контроль технологических процессов приема, формирования и отправления поездов, а также осуществляющий процесс роспуска вагонов на сортировочной горке.
3.1.2 надвижная часть юрки: Зона от последних стрелочных переводов предгорочной горловины парка приема (или стрелочного перевода примыкания выхода из парка приема к вытяжному пути) до вершины горки.
2
СТО РЖД 1.19.008-2009
3.1.3 отцеп: Автономная подвижная единица, свободно скатывающаяся с вершины горки в сортировочный парк, состоящая из одного или нескольких сцепленных между собой вагонов.
3.1.4 весовая характеристика вагона: Нагрузка на каждую ось вагона.
3.1.5 горб горки: Перевальная часть горки, включающая кривые, сопрягающие в вертикальной плоскости противоуклона надвижной части и скоростного участка спускной части горки.
3.1.6 вершина горки: Наивысшая точка, именуемая высотой горки, расположенная на горбу горки.
3.1.7 спускная часть горки: Зона между вершиной горки и
предельными столбиками в начале сортировочного парка.
3.1.8 скоростной участок горки: Участок пути сортировочной горки от вершины до первой тормозной позиции, имеющий наибольшую крутизну.
3.1.9 горочный стрелочный участок: Участок пути спускной части горки, оборудованный стрелочным переводом, предназначенный для безопасного движения отцепов по заданным маршрутам; горочный стрелочный участок включает три элемента: первый - защитный, расположенный перед острием остряков, остряки, и второй - защитный, расположенный от корней остряков до предельного столбика.
3.1.10 тормозная позиция: Участок пути, оборудованный одним или несколькими вагонными замедлителями, предназначенными для регулирования скорости движения отцепов.
3.1.11 тормозная мощность замедлителя, мэв: определяется как работа тормозящей силы, отнесенная к массе одного вагона, и рассчитывается по скорости входа и выхода его из замедлителя с учетом разности геодезических отметок профиля горки под центром масс вагона в момент его входа на замедлитель и выхода из него.
3.1.12 измерительный участок: Участок пути расположенный на спускной части горки, предназначенный для определения параметров отцепов.
3
СТО РЖД 1.19.008-2009
3.1.13 стрелочная зона сортировочной горки: Участок спускной части сортировочной горки от первой разделительной стрелки до последней стрелки в сортировочном парке.
3.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АБ - автоматическая блокировка;
АЛС - автоматическая локомотивная сигнализация;
АРМ - автоматизированное рабочее место;
АРС - автоматизированное регулирование скорости скатывания
отцепов;
АСУ-Ш - автоматизированная система управления хозяйством
автоматики и телемеханики;
Г АЛС - горочная автоматическая локомотивная сигнализация;
ГАЛС Р - горочная автоматическая локомотивная сигнализация с радиоканалом;
ГАЦ- горочная автоматическая централизация;
ГПЗУ - горочное программно-задающее устройство;
ДК - диспетчерский контроль;
ДСП - дежурный по станции;
ДСПГ - дежурный по сортировочной горке;
ДЦ - диспетчерская централизация;
ЖАТ - железнодорожная автоматика и телемеханика;
ЗУ - заграждающее устройство;
ИПУ СС - информационно-планирующий уровень сортировочной станции;
КВГ - контроллер вершины горки;
КДК - контрольно-диагностический комплекс;
КЗП - контроль заполнения путей;
КС - компрессорная станции;
4
СТО РЖД 1.19.008-2009
КУ - компрессорная установка;
НДВ - недекларированные возможности;
ОП - оперативный персонал, состоящий из оперативно-управленческого (пользователей АС) и эксплуатационного персонала;
ОУД - оценочный уровень доверия;
ПО - программное обеспечение;
САУ КС - система автоматизированного управления компрессорной станцией;
САУ СП - система автоматизированного управления сортировочным процессом;
СКДТ - система контроля и диагностики торможения;
СГ1ТД - система передачи технологических документов
(пневмопочта и т. п.);
СТДМ - система технического диагностирования и мониторинга;
СУ Л - система управления локомотивами на станции;
СЦБ - сигнализация, централизация и блокировка;
ТРА - техническо-распорядительный акт;
ТУ - технические условия;
УВК - управляющий вычислительный комплекс;
У ВС - устройство воздухоснабжения;
УЗС - устройство закрепления стационарное;
УРВ - устройство расцепки вагонов;
УУПТ - устройство управления прицельным торможением;
ШН - электромеханик;
ЭЦ - электрическая централизация.
4 Общие положения
4.1 Системы и устройства ЖАТ на сортировочных станциях служат для решения задач механизации и автоматизации управления, контроля и обеспечения безопасности следующих технологических операций:
5
СТО РЖД 1.19.008-2009
а) приема поездов на станцию;
б) надвига и роспуска составов;
в) скатывания и накопления вагонов в сортировочном парке;
г) формирования составов и их отправление со станции.
4.2 Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных станциях должны функционировать как автономно, так и во взаимодействии с системами ЭЦ, АБ, ДЦ, ДК, АЛС и с системами ИЛУ СС.
4.3 Системы и устройства ЖАТ на сортировочных станциях должны обеспечивать:
а) безопасность технологического процесса расформирования и формирования составов;
б) повышение производительности труда, улучшение условий работы оперативного персонала, снижение негативного влияния человеческого фактора на результаты работы;
в) сохранность вагонов и грузов, охрану труда;
г) обеспечение заданной проектной перерабатывающей способности сортировочной станции сокращение времени простоя вагонов, уменьшение убытков от сбоев и отказов оборудования.
4.4 Аппаратура систем и устройств ЖАТ на сортировочных станциях должна соответствовать требованиям ОСТ 32.146.
5 Классификация средств механизации и автоматизации
5.1 Технические средства систем автоматизации подразделяют на путевые, постовые и локомотивные.
5.1.1 К путевым устройствам относят:
а) устройства и датчики, служащие для обнаружения и измерения параметров движения и характеристик подвижных единиц;
б) исполнительные устройства и механизмы, а также технологическое оборудование, используемое в процессе управления;
6