Российские железные дороги
СТО РЖД
1.02.014-
2009
БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Средства защиты объектов от актов незаконного вмешательства
Термины и определения
Москва
2009
СТО РЖД 1.02.014-2009
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС»)
2 ВНЕСЕН Департаментом безопасности ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от 14 декабря № 2545р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ОАО «РЖД», 2009
Воспроизведение и или распространение настоящего стандарта, а также его применение сторонними организациями осуществляется в порядке, установленном ОАО «РЖД»
С ТО РЖД 1.02.014-2009
Содержание
1 Область применения................................................................................................1
2 Термины, определения и сокращения....................................................................2
2.1 Безопасность объектов высокоскоростного железнодорожного
транспорта........................................................................................................2
2.2 Инженерно-технические средства охраны...................................................5
2.3 Ремонт и эксплуатация ИТСО.....................................................................10
III
С ТО РЖД 1.02.014-2009
Стандарт ОАО «Р о с с и и с к и с ж слезные дорог и»
БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ВЫСОКОСКОРОСТНО! О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТАСредства защиты объектов от актов н еза кон и ого вме шател ьстваТермины и определения
Дата введения 2010-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области охраны и обеспечения безопасности объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта, подлежащих защите от актов незаконного вмешательства, а также инженерно-технических средств охраны (ИТСО) по основным конструктивным и техническим признакам. Термины, установленные настоящим стандартом, должны использоваться при разработке Комплекса стандартов ОАО «РЖД» «Безопасность объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта» и соответствующей технической документации.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
1
С ТО РЖД 1.02.014-2009
2 Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 Безопасность объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта
2.1.1 акт незаконного вмешательства (ЛИВ): Противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
2.1.2 безопасность высокоскоростного железнодорожною транспорта: Состояние высокоскоростного железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
2.1.3 верхнее строение пути: Конструкция, предназначенная для восприятия нагрузок от колес подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.
2.1.4 высокоскоростной железнодорожный транспорт (ВСЖТ): Технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуру и высокоскоростной подвижной состав, обеспечивающий перевозки со скоростями более 200 км/ч.
2.1.5 высокоскоростной подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируется высокоскоростной поезд, предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты со скоростью более 200 км/ч.
СТО РЖД 1.02.014-2009
2.1.6 искусственные сооружения: Инженерные конструкции, предназначенные для прохождения трассы в местах пересечения ее с водотоками, горными массивами, другими дорогами, а также для отвода воды и зашиты пути от внешних воздействий.
2.1.7 линейные устройства тягового электроснабжения: Электротехнические устройства, расположенные на межподстанционных зонах (посты секционирования, пункты параллельного соединения), а также пункты электроснабжения пассажирских поездов в отстое.
2.1.8 нарушитель: Лицо, совершившее или пытающееся совершить противоправное деяние (несанкционированное действие), а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.
2.1.9 модель нарушителя: Формализованное или неформализованное описание нарушителя, позволяющее оценить степень его способности и заинтересованности в преодолении системы мер обеспечения безопасности.
2.1.10 объекты защиты высокоскоростного железнодорожного транспорта (объекты ВСЖТ): Высокоскоростной подвижной состав и объекты инфраструктуры ВСЖТ (верхнее строение пути, терминалы ВСЖТ и пассажирские платформы, пункты отстоя и технического обслуживания высокоскоростного подвижного состава, пересечения и примыкания железнодорожных путей, тяговые подстанции, искусственные сооружения).
2.1.11 оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры н транспортных средств: Определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
2.1.12 пересечения н примыкания железнодорожных путей: Несколько железнодорожных линий, работающих по единой технологии (во взаимодействии), а также прохождение железнодорожных путей в местах непосредственного расположения нефге-газопроводов и высоковольтных линий электропередач.
3
С ТО РЖД 1.02.014-2009
2.1.13 подсистема 'железнодорожного пути: Железнодорожный путь, включающий в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные, укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, искусственные сооружения, и связанные с обеспечением их функционирования технологические процессы.
2.1.14 подсистема железнодорожного электроснабжения: Технические средства и инженерные сооружения, обеспечивающие электроснабжение потребителей электроэнергии, входящих в состав подсистем железнодорожной линии, а также электроподвижного состава на электрифицированных линиях.
2.1.15 пункт отстоя: Место на железнодорожных путях в границах станции или в депо, где высокоскоростной подвижной состав находится в ожидании обслуживания или выхода в рейс.
2.1.16 пункт посадки н высадки пассажиров (пассажирская платформа): Специально благоустроенная, расположенная рядом и приподнятая по отношению к железнодорожным путям площадка на раздельных пунктах с путевым развитием и остановочных пунктах, предназначенная для кратковременного накопления пассажиров и их посадки и высадки.
2.1.17 пункты технического обслуживания: Специально выделенные места и сооружения, предназначенные для обеспечения и восстановления исправного и работоспособного состояния высокоскоростного подвижного состава.
2.1.18 система обеспечения безопасности пассажиров, поездных бригад и объектов ВСЖТ (СОБ): Составная часть единой системы безопасности ОАО «РЖД», совокупность правовых норм, организационных мер и технических решений, направленных на защиту пассажиров, персонала и объектов ВСЖТ.
2.1.19 ситуационный центр ВСЖТ: Комплекс автоматизированных систем, оборудованных рабочими местами для персональной и коллективной работы сотрудников, осуществляющих оценку текущей ситуации и выработку рс-
4
СТО РЖД 1.02.014-2009
шений по вопросам обеспечения безопасности ВСЖТ.
2.1.20 терминал ВСЖТ: Отдельное здание, помещение вокзала с выделенной зоной регистрации и досмотра пассажиров и багажа.
2.1.21 тревога: Предупреждение о наличии опасности либо угрозы для жизни, имущества или окружающей среды.
2.1.22 тяговая подстанция: Территория и расположенные на ней здания и сооружения в которых размещаются электроустановки для преобразования электрической энергии и питания электроэнергией элсктроподвижного состава и других потребителей на железной дороге.
2.1.23 угроза: Действие (событие), которое потенциально может привести к понижению уровня безопасности объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта, нарушению устойчивости перевозок и обслуживания пассажиров, нанесению вреда здоровью и жизни людей, ущербу имуществу высокоскоростного железнодорожного транспорта.
2.1.24 уровень безопасности: Степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
2.1.25 уязвимость: Несоответствие мер защиты объекта прогнозируемым угрозам или заданным требованиям безопасности.
2.2 Инженерно-технические средства охраны
2.2.1 видеомонитор: Устройство отображения видеоинформации в составе системы охранного телевидения.
2.2.2 ворота/калнтка .механизированные(ая): Устанавливаемое в ограждении преграждающее управляемое устройство в виде распашных, раздвижных, подъемных или поворотных панелей (панели), предназначенное для пропускания людей и/или транспортных средств и дистанционно управляемое.
5
С ТО РЖД 1.02.014-2009
2.2.3 дорога охраны: Оборудованная полоса местности с твердым покрытием и шириной проезжей части 3,0 - 3,5 м, предназначенная для передвижения сил охраны (в том числе и на транспортных средствах).
2.2.4 зона обнаружения извещателя: Часть охраняемой зоны объекта, при перемещении в которой человека (объект обнаружения) или при воздействии на которую извещатель выдает извещение о проникновении (попытке проникновения).
2.2.5 зона охранного видеонаблюдення: Часть территории объекта, контролируемая системой охранного телевидения, изображение которой можно получить с помощью одной телекамеры.
2.2.6 идентификатор доступа (идентификатор): Уникальный признак субъекта или объекта доступа. В качестве идентификатора может использоваться запоминаемый код, биометрический признак или вещественный код. Идентификатор, использующий вещественный код - предмет, в который (на который) с помощью специальной технологии занесен идентификационный признак в виде кодовой информации (карты, электронные ключи, брелоки и др. устройства).
2.2.7 идентификация: Процесс опознавания субъекта или объекта по присущему ему или присвоенному ему идентификационному признаку. Под идентификацией понимают также присвоение субъектам и объектам доступа идентификатора и (или) сравнение предъявляемого идентификатора с перечнем присвоенных идентификаторов.
2.2.8 извещатель (техническое средство обнаружения): Устройство для формирования сигнала «Тревога» при отклонении контролируемого параметра от допустимой нормы или для инициирования сигнала «Тревога» потребителем.
2.2.9 извещение о несанкционированном доступе: Извещение, формируемое при срабатывании устройства защиты от несанкционированного доступа.