Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

154 страницы

Купить СТО 56947007-29.240.55.274-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Организации разработан для применения опор новой унификации при проектировании и строительстве новых ВЛ 330 кВ, а также для реконструкции и технического перевооружения существующих ВЛ 330 кВ, взамен существующих на сегодняшний день унифицированных стальных решетчатых опор, разработанных в 60 - 80 годах прошлого века. Применение опор новой унификации, отвечающих требованиям действующих норм и тенденциям в строительстве ВЛ (с использованием проводов нового поколения), при проектировании ВЛ позволит сократить расход материалов (металла, бетона, изолирующих подвесок и др.) на ВЛ 330 кВ и обеспечит сокращение затрат на этапе эксплуатации. Стандарт распространяется на вновь сооружаемые, а также на подлежащие техническому перевооружению и реконструкции ВЛ переменного тока напряжением 330 кВ в районах I - IV по ветру и I - IV по гололеду и является обязательным при проектировании ВЛ 330 кВ с использованием опор новой унификации.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

     3.1 Термины и определения

     3.2 Обозначения и сокращения

4 Общие положения

     4.1 Основные исходные положения

     4.2 Краткое описание конструкций опор

     4.3 Общие указания по применению опор

     4.4 Указания по применению промежуточных опор

     4.5 Указания по применению анкерно-угловых опор

Приложение А Обзорные листы унифицированных стальных опор ВЛ 330 кВ

Приложение Б Таблицы расчетных пролетов

Приложение В Схемы отклонения изолирующих подвесок промежуточных опор

Приложение Г Схемы обводки шлейфов на анкерно-угловых опорах

Приложение Д Узлы крепления ОКСН

Приложение Е Расчетные листы

Приложение Ж Характеристики тросов и проводов

Приложение И Узел крепления информационного знака на поясе опоры

Библиография

 
Дата введения13.12.2019
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Организации:

13.12.2019УтвержденПАО ФСК ЕЭС453
РазработанФилиал АО НТЦ ФСК ЕЭС - СибНИИЭ
ИзданПАО ФСК ЕЭС2019 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ    СТО 56947007-

ПАО «ФСК ЕЭС»    29.240.55.274-2019

Стальные решетчатые опоры новой унификации BJI 330 кВ. Указания по применению опор новой унификации при проектировании

ВЛ 330 кВ

Стандарт организации

Дата введения:

ПАО «ФСК ЕЭС» 2019

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»; общие положения при разработке и применении стандартов организации - в ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»; правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации, общие Требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации -ГОСТ Р 1.5-2012.

Сведения о стандарте организации

1.    РАЗРАБОТАН: Филиалом АО «НТЦ ФСК ЕЭС» - СибНИИЭ.

2.    ВНЕСЁН: Департаментом инновационного развития.

3.    УТВЕРЖДЁН И ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ:

Приказом ПАО«ФСКЕЭС» от 13.12.2019 № 453.

4.    ВВЕДЁН: ВПЕРВЫЕ.

Замечания и предложения по стандарту орган ню инн следует направлять в Департамент инновационного развития ПАО «ФСК ЕЭС» по адресу: 117630. Москва, ул. Ак. Чсломся. д. 5А. электронной почтой по адресу: vaea-na а fsk-ccs.ni.

Настоящий документ нс может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального ншния бел разрешения ПАО «ФСК ЕЭС».

При необходимости плавки гололеда на анкерно-угловых опорах типа У330н-1 и У330н-2 предусматривается выносная консоль (кронштейн) с вылетом 1,7 м (от оси опоры до узла крепления подвески), закрепляемая на тросостойке, для крепления обводной изолирующей подвески грозотроса или ОКГТ.

При необходимости плавки гололеда на опорах типа У330н-2т и УЗЗОн-З требуется выполнять обводку шлейфа грозотроса или ОКГТ через поддерживающее изолирующее крепление в соответствии с напряжением плавки, согласно требованиям [3].

Крепление обводной изолирующей подвески предусмотрено при помощи узла крепления КГП-7-1.

4.2.7 При проектировании подвески ОКСН, выбор точек его подвеса осуществляется по результатам расчета наведенного потенциала электрического поля, в соответствии с требованиями производителя ОКСН и

[1],[3].

Крепление ОКСН предусмотрено:

-    на опорах П330н-1, У330н-1 - в уровне нижних траверс:

-    на опорах П330н-2, У330н-2 - в уровне средних траверс.

На поясах соответствующих траверс, промежуточных опор, имеются отверстия диаметром 21 мм для установки поддерживающего узла крепления ОКСН с помощью дополнительного элемента (Приложение Д).

Для крепления ОКСН на анкерно-угловых опорах типа У330н-1 и УЗЗОн-2 предусмотрены отверстия диаметром 29 мм под скобу СК-21-1А (Приложение Д).

Крепление ОКСН на опоре УЗЗОн-З следует выполнять в узел крепления для грозотроса, расположенный в уровне верха ствола опоры, после проведения расчета по наведенному потенциалу электрического поля, с учетом фактического крепления грозотроса. Крепление ОКСН осуществляется при помощи КГН-25-5.

При проектировании ВЛ для выбора точки подвеса во всех пролетах и в пролете между опорами разных типов необходимо проверять изоляционные расстояния между фазами проводов, грозотросами и ОКСН в соответствии с требованиями [1], [2], [3].

За расчетные пролеты между опорами разных типов принимаются наименьшие значения пролетов, соответствующие типам опор в этом пролете. Расчетные пролеты назначаются по таблицам Приложения Б с учетом примечаний к таблицам и указаний разделов 4.4 и 4.5.

Крепление ОКСН на опоре УЗЗОн-З со стороны опор У330н-1 и УЗЗОн-2 следует выполнять в один из узлов крепления грозотроса таким образом, чтобы обеспечить допустимые расстояния от оптического кабеля до проводов при различных климатических условиях в соответствии с требованиями 11], [2], [3].

При организации ВОЛС, посредством подвески ОКСН, требуется руководствоваться [3] (раздел 4.15) в соответствии с которым для каждого типа опоры требуется выполнять расчеты:

-    потенциала электрического поля;

-    габаритных расстояний для ОКСН;

-    сближения ОКСН с фазными проводами и грозозащитными тросами.

По результатам выполненных расчетов должна быть определена

возможность подвеса того или иного типа ОКСН, в том числе типа оболочки, в предусмотренных Проектом узлах.

При построении схем крепления ОКСН между анкерно-угловыми опорами разных типов оболочку ОКСН рекомендуется принимать из трекингостойкого полиэтилена при потенциале электрического поля до 25 кВ.

4.2.8    Для всех промежуточных и анкерно-угловых опор разработаны дополнительные узлы:

-узлы крепления информационного знака на поясах и на тросостойках опор;

-узлы крепления ОПН;

-узлы крепления ОКСН для промежуточных опор;

-специальные траверсы для крепления двухцепных изолирующих подвесок, на промежуточных опорах;

-узлы крепления кронштейна для обводной изолирующей подвески на тросостойках анкерно-угловых опор;

-траверсы анкерно-угловых опор для восприятия нагрузок при отрицательных весовых пролетах.

Дополнительные узлы конструкций приведены в Приложении И. Также, крепление информационных знаков может осуществляться в соответствии с [10].

4.2.9    На всех опорах устанавливаются степ-болты для обеспечения подъема на опоры:

-    на одноцепных опорах - по одному поясу;

-на двухцепных опорах - по двум поясам расположенным относительно друг друга по диагонали.

4.2.10    Для безопасного подъема на опору, на поясе со степ-болтами может быть установлена жесткая анкерная линия, предназначенная для крепления средства индивидуальной защиты ползункового типа, либо страховочная система иного типа, согласованная с эксплуатирующей организацией.

4.2.11    Вертикальные и горизонтальные расстояния между проводами и тросами приняты в соответствии с требованиями [2] (2.5.86-2.5.95). Все конструкции опор допускают подъем по стволу до верха под напряжением.

4.2.12    Для крепления заземляющих устройств в элементах опорных частей предусмотрены отверстия диаметром 17 мм.

4.2.13    Отверстия для анкерных болтов, и их расположение, соответствуют диаметрам анкерных болтов и расстояниям между ними, оговоренным в проекте вновь разработанных унифицированных фундаментов. Также опоры, входящие в объем Проекта, могут устанавливаться на фундаменты существующих унификаций [11], [12]. Планы расположения анкерных болтов приведены для каждой расчетной схемы опоры в Приложении Е.

4.2.14    Все элементы конструкций опор подлежат горячему цинкованию. С учетом габаритов ванн для цинкования, максимальная длина отдельных и сварных элементов секций не превышает 12 м.

4.3    Общие указания но применению опор

4.3.1    Выбор конструкций унифицированных опор для ВЛ, проходящих

в районах с климатическими условиями, согласно п.4.1.3, и предназначенных для подвески проводов марок: АС 300/39, АСк2у 300/39, АСВП 295/44, АС 400/51, АСк2у 300/66, АСк2у 400/51, АСВП 403/61 производится непосредственно    по    обзорным    листам    согласно

Приложению А.

Конструкции опор в Проекте приняты из расчета на базовые климатические условия:

-    промежуточные опоры - /// ветровой и III гололедный районы:

-    анкерно-угловые опоры -IV ветровой и IV гололедный районы,

и проверены на расчетные условия, соответствующие области применения согласно п. 4.1.2 и 4.1.3.

Все опоры следует применять в расчетных климатических условиях (до IV ветрового района и до IV гололедного района) с соответствующими пролетами, приведенными в Приложении Б. Допускается применять опоры в условиях отличных от расчетных, при этом необходимо проверять конструкции опор по несущей способности, а также на соблюдение изоляционных расстояний, расстояний между проводами, проводами и тросами на опоре и других требований в соответствии с [2].

При расчете опор в Проекте региональные коэффициенты по ветру и гололеду приняты равными 1,0.

Коэффициенты надежности по ответственности приняты равными:

1.1    - при расчете ветровой нагрузки;

1.3    - при расчете гололедной нагрузки.

Коэффициенты, учитывающие изменение ветрового давления по высоте, приняты для типа местности А.

Все опоры рассчитаны на подвеску грозозащитных тросов марок: ГТК20-0/70-11,1,11 .О-МЗ-В-ОЖ-Н-Р, ОКГТ-16-180.

4.3.2 Напряжения в проводах по ГОСТ 839 и в грозозащитном тросе марки 11 .О-МЗ-В-ОЖ-Н-Р приняты в соответствии с [2] (таблица 2.5.7) и приведены в таблицах расчетных пролетов Приложения Б.

Напряжения в ПНП, а также ОКГТ и ОКСН приняты в соответствии с ТУ изготовителей.

Для промежуточных опор напряжение в тросе рассчитано при длине изолирующей подвески 0,7 м.

Максимально допустимые напряжения в проводах и грозозащитных тросах по прочности опоры приведены в таблицах расчетных пролетов Приложения Б. Напряжения в грозозащитных тросах приняты по условию обеспечения габаритных расстояний между проводом и тросом в середине пролета согласно [2] (2.5.121).

Характеристики ПНП, принятые для расчета, приведены в таблице Ж.2 Приложения Ж.

Применяемые на ВЛ ОКГТ и ОКСН должны соответвтвовать требованиям [13] и [14] соответственно.

Характеристики ОКГГ и ОКСН, принятые для расчета, приведены в таблице Ж.1 Приложения Ж.

4.3.3    Максимальные нагрузки от проводов и тросов, а также ветровые нагрузки на конструкции опор, рассчитанные на базовые условия, обозначенные в п. 4.3.1, приведены на схемах к расчетному листу для соответствующего типа опоры (Приложение Е).

Разработанные унифицированные промежуточные опоры рассчитаны на установку в районах с умеренной, частой и интенсивной пляской проводов. На стадии выполнения проектной и рабочей документации, для определения величины пролетов, необходимо произвести расчеты смещения проводов и тросов при пляске, обеспечивающие соблюдение изоляционных расстояний между проводами, тросами и оптическими кабелями в пролетах опор, а также обосновывающих применение специальных устройств для снижения эффекта пляски. Справочно, величины пролетов приведены в таблицах Приложения Б.

4.3.4    Тоннажные ряды узлов креплений подобраны исключительно по максимальным нагрузкам. При проектировании конкретной ВЛ переход на арматуру необходимого тоннажного ряда допускается выполнять при помощи переходных звеньев либо при проектировании конкретной ВЛ в рабочей документации разработать чертеж с требуемым расположением и диаметром отверстий для применения узла крепления необходимого тоннажного ряда.

4.3.5    Согласно [2], а также [15] на опорах ВЛ на высоте 2-3 м должны быть установлены постоянные знаки, форма, содержание и материалы которых должны соответствовать требованиям [2] и [10] с учетом вносимых в них изменений на момент проектирования ВЛ.

Плакаты и знаки должны устанавливаться сбоку опоры поочередно с правой и с левой стороны, а на переходах через дороги плакаты должны быть обращены в сторону дороги.

На ВЛ, обслуживание которых осуществляется с использованием вертолетов, в верхней части каждой пятой опоры устанавливаются номерные знаки, видимые с вертолета.

4.3.6    Требуемые расстояния между осями фундаментов унифицированных опор указаны на обзорных листах соответствующих опор (Приложение А).

4.3.7    Все элементы конструкций опор должны быть защищены от коррозии. Назначение методов защиты от коррозии элементов опор, а также толщины защитного покрытия в зависимости от степени агрессивного воздействия атмосферы производится согласно требованиям [1 ] и выполняется в соответствии с [16], ГОСТ 9.307 и ГОСТ 9.302. Как правило, следует применять горячецинковое покрытие толщиной, требуемой [ 16].

В случае изготовления опор из атмосферостойкой стали допускается применение конструкций и деталей опор без защиты от коррозии, согласно п.7.33 [1], в районах со слабоагрессивной степенью воздействия среды в соответствии с требованиями [16].

Методы защиты от коррозии элементов опор, а также толщины защитных покрытий должны быть определены и отражены в проекте на ВЛ в зависимости от степени агрессивного воздействия атмосферы в районе строительства ВЛ.

Защита металлических конструкций опор от коррозии в условиях сильноагрессивной среды выполняется в соответствии с требованиями [16].

4.4 Указания по применению промежуточных опор

4.4.1    При расчете промежуточных опор на базовые условия значения ветровых (/.всф) и весовых (Лц»;) пролетов приняты:

^'в«пр 1 ,0x/.1;lfl,    /-Bcc_li25x/<ra5.

4.4.2    При расстановке промежуточных опор следует руководствоваться таблицами расчетных пролетов Приложения Б, а также рекомендуется принимать ветровые пролеты не более 1,25хЛг> и весовые не более 1,4хЛпк>.

4.4.3    Вылеты траверс приняты из условия обеспечения изоляционных расстояний при отклонении поддерживающих изолирующих подвесок (Приложение В), из расчета отношения весового пролета к ветровому LKrv, равного 0,75 и длины поддерживающей подвески 3,5 м, за исключением случаев, приведенных в таблице 4.4.1. В случаях, указанных в таблице 4.4.1, для обеспечения изоляционных расстояний с соотношением /.„«Дисф = 0,75 для соответствующих условий необходимо применять поддерживающие изолирующие подвески меньшей длины, либо устанавливать балласты.

Таблица 4.4.1


Длина изолирующей подвески для обеспечения изоляционных расстояний при _соотношении    /.щх//'всго    =    0.75_


Ветр

район


Провод


ПЗЗОн-1


ПЗЗОн-2


АС 300/39

III

3,5

3,3

АС 300/39

IV

3,2

3,1

АС 400/51

III

3,5

3,4

АС 400/51

IV

3,4

3,2

АСк2у 300/39

III

3,5

3,3

АСк2у 300/39

IV

3,3

3,2

АСк2у 300/66

IV

3,4

3,3

АСк2у 400/51

IV

3,4

3,3

АСВП 295/44

IV

3.4

3,2

АСВП 403/61

IV

3.5

3,3

4.4.4    При проектировании ВЛ необходимо проверять конструкции промежуточных опор по несущей способности, а также на соблюдение изоляционных расстояний, расстояний между проводами, проводами и тросами на опоре и других требований в соответствии с [2], в следующих случаях:

-    при применении на ВЛ проводов и тросов марок отличных от рассматриваемых;

-    при использовании опор в климатических районах отличных от расчетных (соответствующих области применения), в том числе при значениях региональных коэффициентов и коэффициентов надежности по ответственности более указанных в п. 4.3.1;

-    при превышении принятых расчетных напряжений в проводах и тросах;

-    при подвеске ОКСН с характеристиками отличными от принятых в Проекте;

-    при подвеске ОКСН на опоры с двухтросовой тросостойкой и на опоры с тросостойкой для плавки гололеда;

-    если длины фактических пролетов превышают значения, указанные в таблицах расчетных пролетов Приложения Б.

В случаях применения проводов, тросов и ОКСН марок отличных от рассматриваемых, при превышении принятых расчетных напряжений в проводах и тросах, а также если длины фактических пролетов превышают значения указанные в таблицах приложения Б, допускается не выполнять проверку по несущей способности при условии, что нагрузки на опору не превышают приведенные нагрузки на схемах приложения Е. Расположение проводов и тросов на опоре должно быть проверено на соответствие требованиям [2].

В случаях превышения нагрузок, указанных на схемах загружений, требуется снизить напряжения в проводах и тросах либо ограничить величины расчетных пролетов, в зависимости от расчетных нагрузок соответствующих опор.

4.4.5    Для промежуточных опор с подвеской одного троса предусмотрена возможность подвески одного оптического кабеля

OKCH-16.5-110 с характеристиками приведенными в таблице Ж. 1 Приложения Ж. При этом, необходимо снизить ветровой и весовой пролеты на величину, указанную в таблице 4.4.2.

Таблица 4.4.2

Исполнение опоры

Расчетный

пролет

Процент уменьшения расчетных пролетов относительно базовых

ПЗЗОн-1

П330н-2

при подвеске ОКСН на опору с базовой тросостойкой

^•встр

10%

10%

/-иос

10%

10%

При подвеске ОКСН, с характеристиками приведенными в таблице Ж. 1 Приложения Ж, на опоры с двумя грозозащитными тросами или на опоры с плавкой гололеда необходимо выполнить проверку по несущей способности опор.

При подвеске на промежуточные опоры двух грозотросов или с применением плавки гололеда необходимо снизить ветровой и весовой пролеты, приведенные в Приложении Б для базовых опор П330н-1, П330н-2 рассчитанных на применение с одним тросом, в зависимости от типа опоры, на величину, указанную в таблице 4.4.3. Пример расчета приведен в примечаниях к таблице.

Таблица 4.4.3

Исполнение опоры

Расчетный

пролет

Процент уменьшения расчетных (ветровых, весовых) пролетов относительно базовых

ПЗЗОн-1

ПЗЗОн-2

при применении опоры с двухтросовой тросостойкой

MMip

30%

20%

ЧМ

30%*

10%

при применении опоры с тросостойкой для плавки гололеда

/'ВСф

20%

-

Авсс

20%

-

При подвеске ОКСН с характеристиками отличными от принятых в Проекте, при условии превышения расчетных нагрузок от ОКСН на проектируемой ВЛ по сравнению с нагрузками, приведенными на схемах приложения расчетных нагрузок для опор соответствующего типа (Приложение Е), а также в условиях, отличающихся от базовых, необходима проверка несущей способности опор.

« - » допустимо использовать опору без снижения расчетного (ветрового илн/и весового) пролета.

* - при использовании опоры в районе с сейсмическим воздействием 7 баллов, снижение весового пролета принять 40 %.

Пример пересчета пролётов:

Опора - ПЗЗОн-1.

Провод - АС 300/39.

Район по ветру - II (500 Па)

Район по гололеду - II (15 мм).

В соответствии с приложением Б для опоры ПЗЗОн-1:

Габаритный прол£т -410 м,

Ветровой пролёт -510 м;

Весовой пролёт - 575 м.

Для опоры П330н-1т:

Габаритный пролёт -410м (соответствует базовой опоре ПЗЗОн-1);

Ветровой пролёт - 510*0,7=357 м => 355 м;

Весовой пролёт - 575*0,7=402 м => 400 м.

Фактический пролёт установки опор - 355 м (фактическое снижение пролёта:

355/410-> 15%).


Снижение расчетных пролетов, приведенное в таблицах 4.4.2 и 4.4.3, применимо для любых расчетных условий, оговоренных в п. 4.1.3.

4.4.6    Двухцепные промежуточные опоры рассчитаны на эксплуатацию с подвеской проводоводной цепи (все фазы смонтированы с одной стороны).

4.4.7    На одноцепных и двухцепных промежуточных опорах при подвеске двух тросов возможно осуществление плавки гололеда. Пролеты

должны быть приняты согласно таблице 4.4.3, как для опор с применением двухтросовой тросостойки.

4.4.8    При определении габаритных пролетов, указанных в таблицах Приложения Б, длина поддерживающей изолирующей подвески принята равной 3,1 м.

При определении размеров траверс промежуточных опор длина изолирующей подвески принята в соответствии с Приложением В.

При определении вылета тросовой траверсы без плавки гололеда всех промежуточных опор длина изолирующей подвески принята 0,7 м, для двухтросовых и тросостоек с плавкой гололеда - 1,5 м. Напряжение плавки гололеда принято - 110 кВ.

4.4.9    Длина изолирующей подвески должна быть принята из условий обеспечения длины пути утечки изоляции согласно [17], для 1-й СЗА и соблюдения изоляционных расстояний от токоведущих до заземленных частей опоры согласно таблице 2.5.17 [2] и таблице 1 [18].

При проектировании конкретной ВЛ длина изолирующей подвески должна быть принята в зависимости от СЗА, но не более указанных в Приложении В, для обеспечения изоляционных расстояний.

Для промежуточных опор допускается длина изолирующей подвески от

3,1 м (минимальная длина по обеспечению грозозащиты при длине тросовой подвески -    0,7 м).    Максимальная    длина    изолирующей    подвески,

обеспечивающая соблюдение изоляционных расстояний при отклонении под действием ветра - 3,5 м (с учетом условий, оговоренных в 4.4.3).

При длине изолирующей подвески более 3,1 м следует уточнять габаритные пролеты. При меньшей длине изолирующей подвески допускается использовать габаритные пролеты приведенные в таблицах Приложения Б, при этом следует проверять соблюдение угла грозозащиты проводов на конкретных опорах с учетом фактической длины подвески троса.

4.4.10    В    случаях    применения    опор    в расчетных    условиях,

рассматриваемых в Проекте с пролетами и нагрузками равными у казанным на схемах загружений, угол поворота ВЛ на промежуточных опорах не допускается. При установке опор с меньшими показателями расчетных условий (меньшими климатическими районами, пролетами, нагрузками на опоры) угол поворота ВЛ на промежуточных опорах допускается определять из учета обеспечения: несущей способности элементов опор, изоляционных расстояний при отклонении изолирующих подвесок, в том числе с учетом равнодействующей от тяжения проводов, тросов и оптических кабелей.

4.4.11    Промежуточные опоры рассчитаны на сейсмическое воздействие до 7 баллов включительно, при К1 = 1, где К1 - коэффициент, допускающий повреждение сооружения принимаемый согласно таблице 4 [ 19].

4.5 Указания по применению анкерно-угловых опор

4.5.1    При расчете анкерно-угловых опор на базовые условия значения ветровых (Лвсф) и весовых (/.„*) пролетов приняты:

/-встр 1,1 хЛгаб,

/•вес =1,4хЛаб, когда весовая нагрузка ухудшает условия работы элементов опоры;

/-вес =0, когда условия работы элементов хуже при меньшем значении весовой нагрузки.

4.5.2    При расстановке анкерно-угловых опор следует руководствоваться таблицами расчетных пролетов Приложения Б, а также рекомендуется принимать ветровые пролеты не более 1,4хЛгас, и весовые не более 2х/,,*г>.

4.5.3    Все анкерно-угловые опоры разработаны как нормальные (не облегченные) и рассчитаны на угол поворота ВЛ до 60° включительно и могут применяться в качестве концевых.

На анкерно-угловых опорах, работающих в нормальном режиме, при подвеске проводов, указанных в п.4.1.4 допускается разность тяжений проводов и тросов в долях от полного расчетного тяжения в зависимости от угла поворота ВЛ. При этом ветровые и гололедные нагрузки принимаются теми же, что и без разности тяжений в соответствующих режимах, а значения тяжений в проводах и тросах принимаются равными:

7} Tma*\ - тяжение в проводах и тросах i-ro пролета;

Гдо-Гм^Кпт! - тяжение в проводах и тросах смежного пролета (со сниженным тяжением).

Kmi - коэффициент пониженного тяжения. Для проводов и тросов Кпп должен быть не меньше значений, приведенных в таблице 4.5.1 и не больше 1.

Таблица 4.5.1

Угол поворота ВЛ, гр.

Коэффициент пониженного тяжения Kirri для опор:

УЗЗОн-1

УЗЗОн-2

УЗЗОн-З

а=0

0

0

0

0<а<15

0,15

0,1

0,15

]5<а<30

0,3

0,25

0,3

30<а<45

0,65

0,55

0,65

45<а<60

1

1

1

На анкерно-угловых опорах, работающих в концевом режиме, при подвеске проводов, указанных в п.4.1.4 и повороте ВЛ до 60°, тяжение проводов и тросов необходимо принять в долях от полного расчетного тяжения в зависимости от угла поворота ВЛ. При этом ветровые и гололедные нагрузки принимаются теми же, что и без разности тяжений в соответствующих режимах, а значения тяжений в проводах и тросах принимаются равными:

Содержание

Введение    4

1    Область применения    4

2    Нормативные ссылки    4

3    Термины, определения, обозначения и сокращения    5

3.1    Термины и определения    5

3.2    Обозначения и сокращения    6

4    Общие положения    7

4.1    Основные исходные положения    7

4.2    Краткое описание конструкции опор    9

4.3    Общие указания по применению опор    13

4.4    Указания по применению промежуточных опор    15

4.5    Указания по применению анкерно-угловых опор    20

Приложение А Обзорные листы унифицированных стальных опор ВЛ 330 кВ 25 Приложение Б Таблицы расчетных пролетов    35

Приложение В Схемы отклонения изолирующих подвесок промежуточных опор 56 Приложение Г Схемы обводки шлейфов на анкерно-угловых опорах    58

Приложение Д Узлы крепления ОКСН    64

Приложение Е Расчетные листы    71

Приложение Ж Характеристики тросов и проводов    149

Приложение И Узел крепления информационного знака на поясе опоры    151

Библиография    153

T=Tmax* Kjгг2 - принятое тяжение в проводах и тросах.

Таблица 4.5.2

Угол поворота ВЛ, гр.

Коэффициент пониженного тяжения Кцтг Для опор:

УЗЗОн-1

УЗЗОн-2

УЗЗОн-З

0<а<5

1

1

1

5<а<15

0,95

1

0,95

15<а<30

0,9

0,9

0.9

30<а<45

0,85

0,85

0,85

45<а<60

0,8

0,8

0.8


Kim - коэффициент пониженного тяжения. Для проводов и тросов Kim должен быть не больше значений, приведенных в таблице 4.5.2.

При подвеске проводов других марок (не расчетных) требуется уточнение коэффициентов пониженного тяжения (Кип и Kim).

4.5.4    Анкерно-угловые опоры У330н-2т с проводами, указанными в п.4.1.4, рассчитаны на подвеску двух грозозащитных тросов с учетом ветровых и гололедных нагрузок соответствующих режимов с соблюдением следующих условий:

а)    При максимальном напряжении в проводах и тросах необходимо ограничить максимальный угол поворота ВЛ:

-    при подвеске двух тросов в смежных пролетах атах = 35°;

-    при подвеске двух тросов в одном пролете и одного - в другом пролете = 10°;

б)    При повороте ВЛ на 60° тяжения в проводах и тросах не должны превышать следующие значения:

-    при подвеске двух тросов в смежных пролетах 7) T(itj)=TnKIX*0J\

-    при подвеске двух тросов в одном пролете и одного - в другом пролете 7/=7>±/>=7отаг *0,65;

в)    Для опор, работающих в концевом режиме, тяжения в проводах и тросах не должны превышать следующие значения: Т TnKlx*0J\

г)    При применении опоры в районе с сейсмическим воздействием 7 баллов, максимальные весовые пролеты необходимо снизить на 40%.

При подвеске проводов других марок (не расчетных) требуется уточнение условий применения опор, а также проверка несущей способности опор.

4.5.5    При проектировании ВЛ необходимо проверять конструкции анкерно-угловых опор по несущей способности, а также на соблюдение изоляционных расстояний, расстояний между проводами, проводами и тросами на опоре и других требований в соответствии с [2], в следующих случаях:

-при применении на ВЛ проводов и тросов марок отличных от рассматриваемых;

Введение

Настоящий стандарт организации (далее - стандарт) разработан для применения опор новой унификации при проектировании и строительстве новых ВЛ 330 кВ, а также для реконструкции и техническог о перевооружения существующих ВЛ 330 кВ, взамен существующих на сегодняшний день унифицированных стальных решетчатых опор, разработанных в 60-80 годах прошлого века. Применение опор новой унификации, отвечающих требованиям действующих норм и тенденциям в строительстве ВЛ (с использованием проводов нового поколения), при проектировании ВЛ позволит сократить расход материалов (металла, бетона, изолирующих подвесок и др.) на ВЛ 330 кВ и обеспечит сокращение затрат на этапе эксплуатации.

1    Область применения

Стандарт распространяется на вновь сооружаемые, а также на подлежащие техническому перевооружению и реконструкции ВЛ переменного тока напряжением 330 кВ в районах I-IV по ветру и I-IV по гололеду и является обязательным при проектировании ВЛ 330 кВ с использованием опор новой унификации.

В указанной области применения настоящего СТО (климатические условия, провода и грозозащитные тросы, приведенные в п. 4.1.4) следует, как правило, применять опоры новой унификации. В остальных случаях рекомендованы к применению опоры новой унификации, опоры старой унификации допустимы только при соответствующем обосновании.

2    Нормативные ссылки

ГОСТ 9.302-88 (ИСО 1463-82, ИСО 2064-80, ИСО 2106-82) ЕСЗКС. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля (с Поправкой).

ГОСТ 9.307-89 (ИСО 1461-89) ЕСЗКС. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля.

ГОСТ 839-80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия (с Изменениями № 1 - 2).

ГОСТ 6402-70 Шайбы пружинные. Технические условия (с Изменениями

№ 1 - 3).

ГОСТ 6996-66 (ИСО 4136-89, ИСО 5173-81, ИСО 5177-81) Сварные соединения. Методы определения механических свойств (с Изменениями

№ 1 - 4).

ГОСТ 23118-12 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия.

ГОСТ 24291-90 Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения.

ГОСТ 27772-15 Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия (с Поправкой).

ГОСТ ISO 898-1-14 Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 1. Болты, винты и шпильки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24291 и [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    Старая унификация - унифицированные конструкции опор разработанные в соответствии с требованиями ПУЭ-6 и более ранних редакций, переведенные в разряд «материалы для проектирования», применение которых нерационально, а иногда невозможно, без нарушения требований действующей нормативно-технической документации, в том числе ПУЭ-7.

3.1.2    Новая унификация - унифицированные конструкции опор, разработанные в соответствии с требованиями ПУЭ-7, учитывающие возможность применения современных материалов.

3.1.3    Унификация - приведение к единообразной системе или форме; направлена на сокращение многообразия и выполнена на основании многолетней практики строительства, проектирования и эксплуатации ВЛ в результате которых определяются наиболее целесообразные и экономичные типы и конструкции опор для соответствующих климатических и географических районов.

3.1.4 Унифицированные    конструкции    опор - конструкции,

разработанные на основе принципов унификации для многократного применения на различных ВЛ и прошедшие механические испытания.

3.1.5    Базовая конструкция опоры - конструкция опоры, разработанная на базовые (основные) условия, принятые и оговоренные в Проекте.

3.1.6    Индивидуально спроектированная опора - опора ВЛ разработанная для условий конкретных ВЛ; разделяют модифицированные и разработанные впервые конструкции опор.

3.1.7 Модифицированная конструкция опоры - опора ВЛ, разработанная на основе унифицированных конструкций одного класса напряжения с сохранением общей расчетной схемы и конструктивных решений основных узлов.

3.1.8    Область применения опоры - совокупность утвержденных и согласованных параметров, ограничивающих область допустимого

применения, таких как: напряжение ВЛ, климатические условия, расчетные провода и грозозащитные тросы.

3.1.9    Провода новою поколения - неизолированные провода, с улучшенными характеристиками по сравнению со сталеалюминевыми проводами по ГОСТ 839.

3.1.10    Техническое перевооружение - комплекс работ на действующих объектах электрических сетей, включая организацию ВОЛС-ВЛ, по повышению их технико-экономического уровня, состоящий в замене морально и физически устаревших оборудования и конструкций новыми, более совершенными при сохранении основных строительных решений в пределах ранее выделенных земельных участков, которые допускается проводить по редакции ПУЭ, действовавшей на момент проектирования и строительства ВЛ (согласно письму Госэнергонадзора от 02.10.03 №32-01-03/110).

3.1.11    Реконструкция - комплекс работ на действующих объектах электрических сетей по их переустройству (строительству взамен) в целях повышения технического уровня, улучшения технико-экономических показателей объекга, условий груда и охраны окружающей среды, которые проводятся в соответствии с действующими на момент разработки проекта реконструкции нормативными документами.

3.1.12    Атмосферостойкая сталь - сталь, содержащая специальные химические элементы, которые вводятся в еС состав в процессе производства для получения стабильных слоев ржавчины с хорошей адгезией к основному металлу, обеспечивающих устойчивость против атмосферной коррозии в неокрашенном состоянии.

ВЛ

воле

гост

ок

окволе

окгт

оксн

опн

пип

ПУЭ

СЗА

СНиП

СП

сто

ТУ

3.2 Обозначения н сокращения

-    воздушная линия электропередачи;

-    волоконно-оптическая линия связи;

-    государственный стандарт;

-    оптический кабель;

-    оптический кабель волоконно-оптической линии связи;

-    оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос;

-    оптический кабель самонесущий неметаллический;

-    ограничитель перенапряжений нелинейный;

-    провода нового поколения;

-    правила устройства электроустановок;

-    степень загрязнения атмосферы;

-    строительные нормы и правила;

-    свод правил;

-    стандарт организации;

-    технические условия;

Leec    - весовой пролет;

Leemp    - ветровой пролет;

Lead    - габаритный пролет.

Для обозначения обязательности выполнения технических требований применяются понятия «должен», «следует», «необходимо» и производные от них.

Понятие «как правило» означает, что данное техническое требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано.

Понятие «допускается» означает, что данное техническое требование или решение применяется в виде исключения, как вынужденное при соответствующем обосновании (вследствие стесненных условий, ограниченных ресурсов, отсутствия необходимого электротехнического оборудования, изделий и материалов и т. п.).

Понятие «рекомендуется» означает, что данное техническое решение является приоритетным, но не обязательным.

4 Общие положения

4.1    Основные исходные положения

4.1.1    Стандарт разработан на основании Проекта «Унифицированные стальные решетчатые опоры ВЛ 330 кВ» (далее Проект) разработанного Филиалом АО «НТЦ ФСК ЕЭС» - СибНИИЭ.

4.1.2    В Проекте разработаны материалы для проектирования и рабочие чертежи КМ опор для ВЛ 330 кВ следующих типов:

-    П330н-1    -    одноцепная    промежуточная    опора    ВЛ    напряжением

330 кВ (Таблицы А.1-А.З, Приложение А). Шифр РКД - 7.330.01-КМ 1;

-    П330н-2    -    двухцепная    промежуточная    опора    ВЛ    напряжением

330 кВ (Таблицы А.4-А.6, Приложение А). Шифр РКД - 7.330.01-КМ2;

-У330н-1    -    одноцепная    анкерно-угловая    опора ВЛ напряжением

330 кВ (Таблица А.7, Приложение А). Шифр РКД - 7.330.01-КМЗ;

-    УЗЗОн-2    -    двухцепная    анкерно-угловая    опора    ВЛ    напряжением

330 кВ (Таблицы А.8, А.9, Приложение А). Шифр РКД - 7.330.01-КМ4;

-    УЗЗОн-З    -    одноцепная    анкерно-угловая    опора    ВЛ    напряжением

330 кВ с горизонтальным расположением проводов (Таблица А. 10, Приложение А). Шифр РКД - 7.330.01-КМ5.

Область применения опор отдельных типов указана на обзорных листах Приложения А.

4.1.3    Опоры предназначены для установки в районах по ветру до IV и по гололеду до IV (указанные районы являются расчетными и определяют область применения опор). При расположении ВЛ 330 кВ в районе по ветру /, в соответствии с требованием [2] (2.5.41), проектирование должно выполняться для // района. При расположении ВЛ 330 кВ в районе по

гололеду /, в соответствии с требованием [2] (2.5.46), проектирование должно выполняться для // района.

В настоящем стандарте организации классификация ветровых и гололедных нагрузок осуществляется по [2].

4.1.4    Опоры рассчитаны на подвеску:

-    проводов (2 провода в фазе) по ГОСТ 839 следующих марок: АС 300/39, АС 400/51, и проводов нового поколения (ПНП) марок: АСк2у 300/39, АСк2у 300/66, АСк2у 400/51, АСВП 295/44, АСВП 403/61 (характеристики ПНП, принятые для расчета опор, приведены в таблице Ж.2 Приложения Ж).

-    одного либо двух грозозащитных тросов следующих марок: ГТК20-0/70-11,1; 11 О-МЗ-В-ОЖ-Н-Р. Один или два грозозащитных троса могут быть заменены на ОКГГ-16-180. Характеристики грозозащитных тросов, в том числе ОКГТ, приведены в таблице Ж. 1 Приложения Ж.

Также, на опорах предусмотрена возможность подвески одного оптического кабеля марки ОКСН-16.5-110, характеристики ОКСН приняты в соответствии с таблицей Ж. 1 Приложения Ж. При этом, на промежуточных опорах следует предусматривать ограничение фактических пролетов, напряжений в проводах и тросах в пределах, обеспечивающих несущую способность элементов опор.

На опорах возможна подвеска проводов, грозотросов (в том числе, ОКГТ) и ОКСН других марок в соответствии с требованиями [1], [3] с нагрузками, не превышающими принятых в расчетных схемах (Приложение Е).

Г розозащитные тросы должны соответствовать [4].

Характеристики ОКГТ и ОКСН, принятые для расчета опор, приведены в таблице Ж. 1 Приложения Ж.

Проектирование подвески ОКГТ следует осуществлять в соответствии с требованиями [5].

4.1.5    Конструкции опор разработаны в соответствии с действующими нормами проектирования: [1], [2], [6], [7].

4.1.6    Шифры опор Проекта состоят из буквенной и цифровой частей и имеют вид записи - КЗЗОн-Л':

К-тип опоры:

П - промежуточные опоры;

У - анкерно-угловые опоры;

330 - напряжение ВЛ, для которой предназначена опора: 330 кВ;

н - новая унификация;

X - порядковый номер опоры, причем одноцепные опоры обозначаются нечетными числами, а двухцепные - четными.

У опор с тросостойками для подвески двух тросов в конце шифра добавляется буква «т».

В шифры повышенных опор добавляются значения величины повышения высоты со знаком - «+».

В шифры пониженных опор добавляются значения величины понижения высоты со знаком - «-».

Базовые шифры опор разработанной унификации:

-    П330н-1 (-6.0; +6.0) - одноцепные промежуточные опоры;

-    ПЗЗОн-2 (-5.0; +3.0) - двухцепные промежуточные опоры;

-    У330н-1 (+5; +9; +14), У330н-3 (+5; +9; +14) - одноцепные анкерноугловые опоры;

-    У330н-2 (+5; +9; +12), У330н-2т (+5; +9; +12) - двухцепные анкерноугловые опоры.

4.1.7 Вновь разработанные типы опор ВЛ перед применением подлежат контрольным испытаниям по программам и методикам, разработанным проектной организацией и согласованным с заказчиком. Разработка модифицированных опор ВЛ должна выполняться на базе унифицированных конструкций с сохранением расчётной схемы и конструктивных решений основных узлов. Конструкции тросостоек и вылеты траверс модифицированных опор могут отличаться относительно базовой опоры. При использовании модифицированных опор допускается не проводить контрольные испытания.

4.2 Краткое описание конструкций опор

4.2.1    Материал конструкций - сталь С245 и С345 по ГОСТ 27772.

В случае отсутствия возможности использования сталей марок С245 и С345, на этапе проектирования и изготовления допускается замена сталей на другие марки, в том числе атмосферостойкие, в соответствии с п. 16.1 и таблицей В. 1    [7],    по    согласованию    с    заказчиком и организацией-

разработчиком, на стали с характеристиками не ниже требуемых по Проекту.

Марки стали, толщины фасонного и листового проката, принятые по результатам расчетов опор из условия обеспечения несущей способности элементов, независимо от расчетной температуры, приведены в таблицах «Выборка металла» в Проекте на монтажных схемах опор. Расчетные сопротивления стали соответствующие принятым маркам стали приведены в таблицах «Подбор сортамента опоры» на расчетных листах (Приложение Е).

Категории и марки сталей необходимо принимать в соответствии с [7] (таблица В.1) и ГОСТ 27772 по таблицам 3-5 в зависимости от расчетной температуры района строительства, согласно [7] (п. 4.2.3).

4.2.2    Крепление элементов секций опор и соединение секций между собой выполняется на болтах. Сварные соединения используются только в элементах отдельных узлов опор. Материалы для сварных соединений должны быть уточнены в зависимости от расчетной температуры района строительства при разработке проекта ВЛ в соответствии с таблицей Г. 1 [7].

Конструкции опор изготавливаются в соответствии с [8], ГОСТ 23118 и [9].

Соединения элементов опор выполняются при помощи болтов классов прочности 5.8 и 8.8, соответствующих ГОСТ ISO 898-1. Классы прочности крепежных изделий, принятые из условия обеспечения несущей способности, независимо от расчетной температуры, приведены в таблицах «Ведомость болтов, гаек, шайб» и «Ведомость антивандапьного крепежа» в Проекте на монтажных схемах опор. Кроме того, классы прочности крепежных изделий приведены в таблицах «Подбор сортамента опоры» на расчетных листах (Приложение Е).

Классы прочности болтов должны быть уточнены в зависимости от расчетной температу ры района строительства по [7] (таблица Г.З).

4.2.3    Для защиты гаек от самоотвинчивання под гайками устанавливаются пружинные шайбы по ГОСТ 6402 (нормальные).

В качестве мероприятий по вандалоустойчивости рекомендуется применять специальный анти вандал ьный крепеж на высоту' до 6 м от поверхности земли, обеспечивающий невозможность раскручивания соединений. Назначение анти вандал ьных мероприятий осуществляется на этапе выполнения проектной и рабочей документации на ВЛ согласно п.7.50

ш

4.2.4    Все промежуточные опоры разработаны обычной, повышенной и пониженной конструкции. Для всех типов анкерно-угловых опор разработаны подставки и секции, повышающие отметку крепления проводов. При этом расчетные нагрузки, приведенные на расчетных схемах Приложения Е, справедливы для всех вариантов исполнения, соответствующих промежуточных и анкерно-угловых опор.

Опоры У330н-1, УЗЗОн-2, У330н-2т, У330н-3 выполнены со стволом квадратного сечения.

Опоры П330н-1, ПЗЗОн-2 выполнены со стволом прямоугольного сечения.

4.2.5    Крепление поддерживающих изолирующих подвесок для проводов на промежуточных опорах предусмотрено при помощи узлов крепления КГП-21-1.

Крепление натяжных изолирующих подвесок для проводов на анкерноугловых опорах предусмотрено при помощи узлов крепления КГН-35-5, которые устанавливаются на траверсах для опор типа У330н-1, УЗЗОн-2 и на траверсах и стволе для опор типа У330н-3.

4.2.6    Крепление поддерживающих изолирующих подвесок для троса на промежуточных опорах предусмотрено при помощи узлов крепления КГП-12-1 (КГП-7-2Б, КГП 16-2, КГП 16-3, КГП 16-ЗА).

Крепление натяжных изолирующих подвесок для троса на анкерноугловых опорах предусмотрено при помощи узлов крепления КГН-30-5 на трососотойках для опор типа У330н-1 и У330н-2(т), на тросовых траверсах и в верхней части ствола для опор типа У330н-3.