Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

117 страниц

Купить СТО 56947007-29.240.55.273-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Организации разработан для применения опор новой унификации при проектировании и строительстве новых ВЛ 500 кВ, а также для реконструкции и технического перевооружения существующих ВЛ 500 кВ, взамен существующих на сегодняшний день унифицированных стальных решетчатых опор, разработанных в 60 - 80 годах прошлого века. Применение опор новой унификации, отвечающих требованиям действующих норм и тенденциям в строительстве ВЛ (с использованием проводов нового поколения), при проектировании ВЛ позволит сократить расход материалов (металла, бетона, изолирующих подвесок и др.) на ВЛ 500 кВ и обеспечит сокращение затрат на этапе эксплуатации. Стандарт распространяется на вновь сооружаемые, а также на подлежащие техническому перевооружению и реконструкции ВЛ переменного тока напряжением 500 кВ в районах I - V по ветру и I - IV по гололеду и является обязательным при проектировании ВЛ 500 кВ с использованием опор новой унификации.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

     3.1 Термины и определения

     3.2 Обозначения и сокращения

4 Общие положения

     4.1 Основные исходные положения

     4.2 Краткое описание конструкций опор

     4.3 Общие указания по применению опор

     4.4 Указания по применению промежуточных опор

     4.5 Указания по применению анкерно-угловых опор

Приложение А Обзорные листы унифицированных стальных опор ВЛ 500 кВ

Приложение Б Таблицы расчетных пролетов

Приложение В Схемы отклонения изолирующих подвесок промежуточных опор

Приложение Г Схемы обводки шлейфов на анкерно-угловых опорах

Приложение Д Схемы транспозиции на анкерно-угловых опорах

Приложение Е Расчётные листы

Приложение Ж Характеристики тросов и проводов

Приложение И Узел крепления информационного знака на поясе опоры

Библиография

 
Дата введения11.12.2019
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Организации:

11.12.2019УтвержденПАО ФСК ЕЭС439
РазработанФилиал АО НТЦ ФСК ЕЭС - СибНИИЭ
ИзданПАО ФСК ЕЭС2019 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ    СТО 56947007-

ПАО «ФСК ЕЭС»    29.240.55.273-2019

Стальные решетчатые опоры повой унификации ВЛ 500 кВ. Указания по применению опор новой унификации при проект про ван и и

ВЛ 500 кВ

Стандарт организации

Дата введения: 11.12.2019

ПАО «ФСК ЕЭС» 2019

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»; общие положения при разработке и применении стандартов организации - в ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»; правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации, общие Требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации -ГОСТР 1.5-2012.

Сведения о стандарте организации

1.    РАЗРАБОТАН: Филиалом АО «НТЦ ФСК ЕЭС» - СибНИИЭ.

2.    ВНЕСЁН: Департаментом инновационного развития.

3.    УТВЕРЖДЁН И ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ:

Приказом ПАО «ФСК ЕЭС» от 11.12.2019 № 439.

4.    ВВЕДЁН: ВПЕРВЫЕ.

Замечания и предложения по стандарту opraHinamui следует направлять в Департамент инновационного развития ПАО «ФСК ЕЭС» по адресу: 117630. Москва, ул. Ак. Чсломся. д. 5А. электронной почтой по адресу: \ аеа-па о fsk-ccs. m.

Настоящий документ нс может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован н распространен в качестве официального издания без разрешения ПАО «ФСК ЕЭС».

П500н-1

П500н-3

-25

1.6

2.1

-15

1.6

2.1

-5

1.5

2.0

5

1.4

19

15

1.4

1.9

25

1.3

18

Стальные канаты оттяжек должны быть оцинкованы по группе ОЖ. Необходимость дополнительной антикоррозийной защиты определяется в соответствии с [13].

П500н-1

П500н-3

-25

3.2

4.2

-15

3.1

4.1

-5

3.0

4.0

5

2.9

3.9

15

2.8

3.8

25

2.6

3.6


4.2.5    Промежуточные опоры типа «рюмка» и анкерно-угловые опоры разработаны обычной и повышенной конструкции. При этом расчетные нагрузки, приведенные на расчетных схемах Приложения Е, справедливы для всех вариантов исполнения, соответствующих промежуточных и анкерноугловых опор.

Опоры П500н-1, П500н-3, У500н-1, УТ500н-1 выполнены со стволом квадратного сечения.

Опора ПС500н-3 выполнена со стволом прямоугольною сечения.

4.2.6    Крепление поддерживающих изолирующих подвесок для проводов на промежуточных опорах предусмотрено:

-    для одноцепных изолирующих подвесок при помощи узлов крепления КГ-40-1 (КГ-40-3);

-    для двухцепных изолирующих подвесок при помощи узлов крепления КГП-30-1 (КГП-21-1).

Крепление натяжных изолирующих подвесок для проводов на анкерноугловых опорах предусмогрено при помощи узлов крепления КГН-30-5.

4.2.7    Крепление поддерживающих изолирующих подвесок для троса на промежуточных опорах предусмотрено при помощи узлов крепления КГП-12-1 (КГП-7-2Б, КГП 16-2, КГП 16-3, КГП 16-3А).

Крепление натяжных изолирующих подвесок для троса на анкерноугловых опорах предусмотрено при помощи узлов крепления КГН-45-5.

При необходимости плавки гололеда на анкерно-угловых опорах требуется выполнять обводку шлейфа грозотроса через поддерживающую изолирующую подвеску. Изолирующая подвеска троса крепится на специальном узле, на траверсе для обводки шлейфа фазных проводов.

4.2.8    Для всех опор разработаны дополнительные узлы крепления информационного знака на поясах и на траверсе (балочной части) для промежуточных опор или элементы на тросостойке для анкерно-угловых опор.

Дополнительные узлы конструкций приведены в Приложении И. Также, крепление информационных знаков может осуществляться в соответствии с

4.2.9    На всех опорах устанавливаются степ-болты для обеспечения подъема:

-    для опор портального типа по одному из поясов на каждой стойке и тросостойке;

-    для промежуточных свободностоящих опор по двум диагональнорасположенным поясам секций и подставок, а также для каждой тросостойки по одному из поясов;

-    для анкерно-угловых опор по одному поясу.

4.2.10    Для безопасного подъема на опору на поясе со степ-болтами может быть установлена жесткая анкерная линия, предназначенная для крепления средства индивидуальной защиты ползункового типа, либо страховочная система иного типа, согласованная с эксплуатирующей организацией.

4.2.11    Вертикальные и горизонтальные расстояния между проводами и тросами приняты в соответствии с требованиями [1] (2.5.86-2.5.95). Все конструкции опор допускают подъем по стволу до верха под напряжением.

4.2.12    Для крепления заземляющих устройств в элементах опорных частей нижних секций предусмотрены отверстия диаметром 17 мм. Крепление заземляющих устройств оттяжек портальных опор осуществляется под гайку анкерного болта.

4.2.13    Расстояния между отверстиями и их диаметры для анкерных болтов соответствуют расстояниям и между анкерными болтами и их диаметрам в унифицированных фундаментах по проектам [10], [11]. Таким образом, опоры, входящие в объем настоящего Проекта, могут устанавливаться на фундаменты существующей унификации. Планы расположения анкерных болтов приведены для каждой расчетной схемы опоры в Приложении Е.

4.2.14    Все элементы конструкций опор подлежат горячему цинкованию. С учетом габаритов ванн для цинкования, максимальная длина отдельных и сварных элементов секций не превышает 12 м.

4.3 Общие указания по применению опор

4.3.1 Выбор конструкций унифицированных опор для ВЛ, проходящих в районах с климатическими условиями, согласно п. 4.1.3, и предназначенных для подвески проводов марок: АС 300/39, АСк2у 300/39, АСВП 295/44, АС 400/51, АСк2у 300/66, АСк2у 400/51, АСВП 403/61 производится непосредственно по обзорным листам согласно Приложению А.

Каждый тип промежуточных и анкерно-угловых опор рассчитан на нагрузки от рассматриваемых проводов и тросов. Область применения, габариты и массы опор указаны на обзорных листах (Приложение А).

Конструкции промежуточных и анкерно-угловых опор в Проекте приняты из расчета на базовые условия:

-    конструкция опоры П500н-1 - II ветровой и II гололедный районы;

-    конструкция опоры П500н-3 - IV ветровой и IV гололедный районы;

-    конструкция опоры ПС500н-3 - IV ветровой и IV гололедный районы;

-    конструкция опор У500н-1 и УТ500н-1 - V ветровой и II-IV гололедные районы,

и проверены на расчетные условия, соответствующие области применения согласно п. 4.1.2 и 4.1.3. Габаритные и расчетные пролеты приведены в Приложении Б.

При расчете опор в настоящем Проекте региональные коэффициенты по ветру и гололеду приняты равными 1,0.

Коэффициенты надежности по ответственности приняты равными:

1,1 - при расчете ветровой нагрузки;

1,3 - при расчете гололедной нагрузки.

Коэффициенты, учитывающие изменение ветрового давления по высоте приняты для типа местности А.

Опоры рассчитаны на подвеску двух грозозащитных тросов марок: ГТК20-0/70-11,1, 11.0-МЗ-В-ОЖ-Н-Р, ОКГТ-20-280.

4.3.2 Напряжения в проводах по ГОСТ 839 и грозозащитном тросе марки 11.0-МЗ-В-ОЖ-Н-Р приняты в соответствии с [1] (таблица 2.5.7) и приведены в таблицах расчетных пролетов Приложения Б.

Напряжения в ПНП, а также в тросах ГТК и ОКГТ приняты в соответствии с ТУ изготовителей.

Для промежуточных опор напряжение в тросе рассчитано при длине изолирующей подвески 1,5 м.

Максимально допустимые напряжения в проводах и грозозащитных тросах по прочности опоры приведены в таблицах расчетных пролетов Приложения Б. Напряжения в грозозащитных тросах приняты по условию обеспечения габаритных расстояний между проводом и тросом в середине пролета согласно [1] (2.5.121).

Характеристики ПНП, принятые для расчета приведены в таблице Ж.2 Приложения Ж.

Характеристики ОКГТ, принятые для расчета приведены в таблице Ж. 1 Приложения Ж.

4.3.3    Максимальные нагрузки от проводов и тросов, а также ветровые нагрузки на конструкции опор, рассчитанных на базовые условия, обозначенные в п. 4.3.1, приведены на схемах к расчетному листу для соответствующего типа опоры (Приложение Е).

Разработанные унифицированные промежуточные опоры рассчитаны на установку в районах с умеренной пляской проводов. Допускается применять опоры в районах с частой и интенсивной пляской проводов со сниженными габаритными пролетами (приведенными в таблицах расчетных пролетов см. Приложение Б) или с пролетами, полученными по результатам расчета смещения проводов и тросов при пляске. Также допускается принимать пролеты по результатам расчетов, обосновывающих применение специальных

устройств для снижения эффекта пляски, обеспечивающих соблюдение изоляционных расстояний между фазами проводов и между проводами и тросами в пролетах опор.

4.3.4    Тоннажные ряды узлов креплений подобраны исключительно по максимальным нагрузкам. При проектировании конкретной ВЛ переход на арматуру необходимого тоннажного ряда допускается выполнить при помощи переходных звеньев либо при проектировании конкретной ВЛ в рабочей документации разработать чертеж с требуемым расположением и диаметром отверстий для изготовления узла крепления необходимого тоннажного ряда.

4.3.5    Согласно [1], а также [12] на опорах ВЛ на высоте 2-3 м должны быть нанесены постоянные знаки, форма, содержание и материалы которых должны соответствовать требованиям [1] и [9] с учетом вносимых в них изменений на момент проектирования ВЛ.

Плакаты и знаки должны устанавливаться сбоку опоры поочередно с правой и с левой стороны, а на переходах через дороги плакаты должны быть обращены в сторону дороги.

На ВЛ, обслуживание которых осуществляется с использованием вертолетов, в верхней части каждой пятой опоры устанавливаются номерные знаки, видимые с вертолета.

4.3.6    Требуемые расстояния между осями фундаментов унифицированных опор указаны на обзорных листах соответствующих опор (Приложение А).

4.3.7    Все элементы конструкций опор должны быть защищены от коррозии. Назначение методов защиты от коррозии элементов опор, а также толщины защитного покрытия в зависимости от степени агрессивного воздействия атмосферы производится согласно требованиям [6] и выполняется в соответствии с [13], ГОСТ 9.307 и ГОСТ 9.302. Как правило следует применять горячецинковое покрытие при толщине 80-100 мкм.

В случае изготовления опор из атмосферостойкой стали допускается применение конструкций и деталей опор без защиты от коррозии, согласно п.7.33 [6], в районах со слабоагрессивной степенью воздействия среды в соответствии с требованиями [13].

Методы защиты ог коррозии элементов опор, а также толщины защитных покрытий должны быть определены и отражены в проекте на ВЛ в зависимости от степени агрессивного воздействия атмосферы в районе строительства ВЛ.

Выбор методов защиты конструкции элементов опор от коррозии должен быть осуществлен с учетом срока эксплуатации опор, устанавливаемого в соответствии с НТД.

Защита металлических конструкций опор от коррозии в условиях силыюагрессивной среды выполняется в соответствии с требованиями [13].

4.4 Указания по применению промежуточных опор

4.4.1    При расчете промежуточных опор на базовые условия значения ветровых (/дер) и весовых (/оцх) пролетов приняты:

/'ветр-1 • ОхЛ, af», Авес-1.25х/>гвб-

4.4.2    При расстановке промежуточных опор следует руководствоваться таблицами расчетных пролетов Приложения Б, а также рекомендуется принимать ветровые пролеты не более 1.25х/маб и весовые не более 1 4хЛгай.

4.4.3    При проектировании ВЛ необходимо проверять конструкции промежуточных опор по несущей способности, в следующих случаях:

-    при применении на ВЛ проводов и тросов марок, отличных от рассматриваемых;

-    при использовании опор в климатических районах отличных от расчетных (соответствующих области применения), в том числе при значениях региональных коэффициентов и коэффициентов надежности по ответственности более указанных в п. 4.3.1;

-    при превышении принятых расчетных напряжений в проводах и тросах:

-    если длины фактических пролетов превышают значения, указанные в таблицах расчетных пролетов Приложения Б.

В случаях превышения нагрузок, указанных на схемах загружений, требуется снизить напряжения в проводах и тросах либо ограничить величины расчетных пролетов, в зависимости от расчетных нагрузок соответствующих опор. Также допускается применять типы опор, рассчитанные на более тяжелые расчетные условия, но при согласовании с Заказчиком и при наличии технико-экономического обоснования. Выбор типов опор следует производить в привязке к выбору варианта трассы и принимать решение на основании технико-экономического сравнения, а также на основании технической необходимости.

4.4.4    При определении габаритных пролетов, указанных в таблицах Приложения Б, длина поддерживающей изолирующей подвески принята равной 4,6 м.

Таблица 4.4.1

Длина изолирующей подвески для обеспечения изоляционных расстоянии

при соотношении 1.м

//^ = 0,75

Опора

П500н-1

П500н-3

ПС500н-3

Провод / Ветр Район

//

///

IV

V

IV

V


Вылеты траверс приняты из условия обеспечения изоляционных расстояний при отклонении поддерживающих изолирующих подвесок (Приложение В) из расчета отношения весового пролета к ветровому р равного 0,75 и длины поддерживающей подвески 5,3 м, за исключением случаев, приведенных в таблице 4.4.1. В случаях, указанных в таблице 4.4.1 для обеспечения изоляционных расстояний с соотношением LeecLKq, = 0,75 для соответствующих условий необходимо применять поддерживающие изолирующие подвески меньшей длины, либо устанавливать бапласты.

АС 300/39

5.3

5.1

5.3

5.1

5.1

5.1

АСк2у 300/39

5.3

5.1

5.3

5.1

5.1

5.1

АСВП 295/44

5.3

5.2

5.3

5.1

5.1

5.1

АСк2у 300/66

5.3

5.2

5.3

5.1

5.1

5.1

АС 400/51

5.3

5.2

5.3

5.1

5.1

5.1

АСк2у 400/51

5.3

5.2

5.3

5.1

5.1

5.1

АСВП 403/61

5.3

5.2

5.3

5.1

5.1

5.1

При определении вылета тросовой траверсы всех промежуточных опор длина изолирующей подвески принята 1,5 м. Длина изолирующей подвески для плавки гололеда принята 1,5 м. Напряжение плавки гололеда принято -ПО кВ.

4.4.5    Длины изолирующих подвесок должны быть приняты из условий обеспечения длины пути утечки изоляции согласно [14], для 1-й СЗА и соблюдения изоляционных расстояний оттоковедущих до заземленных частей опоры согласно таблице 2.5.17 [ 1 ] и таблице 1 [15].

При проектировании конкретной ВЛ длина изолирующей подвески должна быть принята в зависимости от СЗА, но не более указанных в п. 4.4.4 для обеспечения изоляционных расстояний.

При длине изолирующей подвески более 4,6 м следует уточнять габаритные пролеты. При меньшей длине изолирующей подвески допускается использовать габаритные пролеты приведенные в таблицах Приложения Б, при этом следует проверить соблюдение угла грозозащиты проводов на конкретных опорах с учетом фактической длины подвески троса.

4.4.6 В случаях применения    опор в расчетных условиях рассматриваемых в Проекте с пролетами и нагрузками равными указанным на схемах загружений, угол поворота ВЛ на промежуточных опорах не допускается. При установке опор с меньшими показателями расчетных условий (меньшими климатическими районами, пролетами, нагрузками на опоры) угол поворота ВЛ на промежуточных опорах допускается определять из учета обеспечения: несущей способности элементов опор, изоляционных расстояний при отклонении изолирующих подвесок, в том числе с учетом равнодействующей от тяжения проводов и тросов.

4.4.7. При применении портальных промежуточных опор П500н-1 и Г1500н-3 на косогорных площадках (участках) фундаменты для крепления оттяжек необходимо размещать с сохранением углов наклона плоскости оттяжек. Усилия в тросах не должны превышать максимально допустимых.

При установке промежуточных портальных опор на площадках (участках) с поперечным к оси ВЛ уклоном необходимо применять тот тип «косогорных» опор у которых уклон прямой, образованной опорными узлами стоек, близок к уклону местности:

- опоры П500н-1 (-1.04; -2.08; -3.12; -4.16) - для уклонов площадки z.l:21 (2°42'); 211:10 (5°30'); /11:6.9 (8°12’); *1:5.2 (11°0'), соответственно;

- опоры П500н-3 (-1.21; -2.45; -3.7; -4.94) - для уклонов площадки zl:21 (2°42'); Л: 10 (5°30'); Z.1:6.8 (8° 18’); Z. 1:5.1 (11°12'), соответственно.

Опоры для установки на площадках (участках) с поперечным к оси ВЛ уклоном («косогорные») разработаны на основе опор для установки на местности без уклона с уменьшением длины одной из стоек на величину (в метрах), указанную в шифре опоры.

При установке промежуточных портальных опор на площадках (участках) с продольным уклоном необходима регулировка длин оттяжек в соответствии с проектом на строительство конкретной ВЛ. При этом угол наклона плоскости оттяжек должен соблюдаться согласно Проекту.

Уклон участка вдоль ВЛ, как правило, не должен превышать:

-    для опоры П500н-1 - 10°;

-    для опоры П500н-3 - 15°.

Для закрепления оттяжек рекомендуется применять фундаменты с вынесенным над землей узлом крепления согласно [6]. При этом допускается применение фундаментов с узлом крепления оттяжек, расположенным ниже уровня земли (анкерных плит).

4.4.8    Промежуточные опоры рассчитаны на сейсмическое воздействие:

-    опоры портального типа - до 8 баллов включительно, при К1 = 1;

-    свободностоящие опоры - до 7 баллов включительно, при К1 = 1,

где К1 - коэффициент, допускающий повреждение сооружения принимаемый согласно таблице 4 [16].

4.4.9    Области предпочтительного применения промежуточных опор разной конструкции определяются с учетом их особенностей:

-    свободностоящие опоры: требуют меньшую площадью постоянного отвода; удобны для монтажа в горной местности; за счет применения подставок более адаптивны для расстановки опор по профилю и при пересечении с инженерными сооружениями;

-    опоры на оттяжках: имеют меньшую массу; за счет развитой базы передают меньшие нагрузки на фундаменты; за счет более податливой схемы в базовом варианте (без усиления элементов) могут устанавливаться в районах сейсмичностью до 8 баллов включительно.

Выбор типа промежуточных опор (свободностоящих или на оттяжках) следует осуществлять с учетом указаний п. 7.12 [6]. Окончательный выбор типа опор должен выполняться при проектировании ВЛ с учетом конкретных условий объекта.

При принятии решения о применении опор на оттяжках неоходимо руководствоваться так же требованием п. 7.28 [6].

4.5 Указании по применению анкерно-угловых опор

4.5.1 При расчете анкерно-угловых опор на базовые условия значения ветровых (/дер) и весовых {1^с) пролетов приняты:

L^eip \.1х1*пб>

LttK=\AxLnc, когда весовая нагрузка ухудшает условия работы элементов опоры;

/^=0, когда условия работы элементов хуже при меньшем значении весовой нагрузки.

4.5.2    При расстановке анкерно-угловых опор следует руководствоваться таблицами расчетных пролетов Приложения Б, а также рекомендуется принимать ветровые пролеты не более 1.4хЛ^ и весовые не более 2х/,габ.

4.5.3    Все анкерно-угловые опоры разработаны как нормальные (не облегченные) и рассчитаны на угол поворота ВЛ до 60° включительно и могут применяться в качестве концевых.

На анкерно-угловых опорах, работающих в нормальном режиме, при подвеске проводов, указанных в п. 4.1.4, допускается разность тяжений проводов и тросов в долях от полного расчетного тяжения в зависимости от угла поворота ВЛ. При этом ветровые и гололедные нагрузки принимаются теми же, что и без разности тяжений в соответствующих режимах, а значения тяжений в проводах и тросах принимаются равными:

Ti=7’max*l - тяжение в проводах и тросах i-ro пролета;

T(i±i)-7’mav*Kim - тяжение в проводах и тросах смежного пролета (со сниженным тяжением).

Kim - коэффициент пониженного тяжения. Для проводов и тросов Кпп должен быть не меньше значений, приведенных в таблице 4.5.1 и не больше 1.

На анкерно-угловых опорах, работающих в концевом режиме, при подвеске проводов, указанных в п. 4.1.4 и повороте ВЛ до 60°, тяжение проводов и тросов необходимо принять в долях от полного расчетного тяжения в зависимости от угла поворота ВЛ. При этом ветровые и гололедные нагрузки принимаются теми же, что и без разности тяжений в соответствующих режимах, а значения тяжений в проводах и тросах принимаются равными:

7^7'max* Kin-2 - принятое тяжение в проводах и тросах.

Кцт2 - коэффициент пониженного тяжения. Для проводов и тросов Кцтг должен быть не больше значений, приведенных в таблице 4.5.2.

Угол поворота ВЛ, гр.

Коэффициент пониженного тяжения Kim для опор:

а=0

0

0<а<15

0,1

15<а<30

0,3

30<а<45

0,5

45<а<60

0,7


Угол поворота ВЛ. гр.

Коэффициент пониженного тяжения К|гг2 для опор:

а=0

1

0<а<15

0,9

15<а<30

0,85

30<а<45

0,8

45<а<60

0,7


Таблица 4.5.1_ Таблица    4.5.2_

При подвеске проводов других марок (не расчетных) требуется уточнение коэффициентов пониженного тяжения (Kim и Kirn) и проверка несущей способности опор.

4.5.4    При проектировании ВЛ необходимо проверять конструкции анкерно-угловых опор по несущей способности, в следующих случаях:

-    при применении на ВЛ проводов и тросов марок, отличных от расе м атри ваемых;

-    при использовании опор в климатических районах отличных от расчетных (соответствующих области применения), в том числе при значениях региональных коэффициентов и коэффициентов надежности по ответственности более указанных в п. 4.3.1;

-    при превышении принятых расчетных напряжений в проводах и тросах;

-    при установке анкерно-угловых опор на углах поворота ВЛ более указанных;

-    если длины фактических пролетов превышают значения, указанные в таблицах расчетных пролетов.

В случаях превышения нагрузок, указанных на схемах загружений, требуется снизить напряжения в проводах и тросах либо ограничить величины расчетных пролетов, в зависимости от расчетных нагрузок соответствующих опор.

4.5.5    Анкерно-угловые опоры разработаны с траверсами для обводки шлейфов фазных проводов, устанавливаемыми на каждой стойке. Опоры необходимо устанавливать таким образом, чтобы траверсы для обводки шлейфов проводов фаз располагались с внутренней стороны угла поворота трассы ВЛ.

При этом на стойках предусмотрены отверстия для крепления шлейфов, обеспечивающие возможность их обводки через соседние стойки, для средней фазы и крайней с внешней стороны угла поворота трассы ВЛ. Обводка крайней фазы с внутренней стороны угла поворота трассы ВЛ выполняется с использованием траверсы.

4.5.6    При построении схем обводки шлейфов длины натяжных и поддерживающих обводных изолирующих подвесок приняты из условий обеспечения длины пути утечки изоляции согласно [14], для 1-й СЗА и соблюдения изоляционных расстояний от токоведущих до заземленных частей опоры согласно [1] (таблица 2.5.17) и [15] (таблица 1).

Схемы обводки шлейфов для стоек опоры с траверсами приведены в Приложении Г.

Схемы обводки шлейфов с использованием соседних стоек разрабатываются в проекте на ВЛ.

4.5.7    На опорах предусмотрена стандартная и упрощенная транспозиция проводов при помощи дополнительных транспозиционных стоек. Схемы транспозиции приведены в Приложении Д.

4.5.8    Требуемые расстояния между осями фундаментов унифицированных опор указаны на обзорных листах соответствующих опор (Приложение А).

4.5.9    Анкерно-угловые опоры рассчитаны на сейсмическое воздействие до 8 баллов включительно, при К 1 = 1, где К1 - коэффициент, допускающий повреждение сооружения принимаемый согласно таблице 4 [16].

Содержа н не

Введение    4

1    Область применения    4

2    Нормативные ссылки    4

3    Термины, определения, обозначения и сокращения    5

3.1    Термины и определения    5

3.2    Обозначения и сокращения    7

4    Общие положения    7

4.1    Основные исходные положения    7

4.2    Краткое описание конструкций опор    9

4.3    Общие указания по применению опор    13

4.4    Указания по применению промежуточных опор    15

4.5    Указания по применению анкерно-угловых опор    18

Приложение А Обзорные листы унифицированных стальных опор ВЛ 500 кВ    21

Приложение Б Таблицы расчетных пролетов    28

Приложение В Схемы отклонения 1гзолирующнх подвесок промежуточных опор    69

Приложение Г Схемы обводки шлейфов на анкерно-угловых опорах    72

Приложение Д Схемы транспозиции на анкерно-угловых опорах    73

Приложение Е Расчетные листы    75

Приложение Ж Характеристики тросов и проводов    112

Приложение И У зел крепления информационного знака на поясе опоры    114

Библиография    116

ХАчтаА


06


М 500 »М


Iknwiu


АС *»». АС 40*51. АС«2> >»». АСК2У MWA. АСО> 40*91. ACBI1 295.64. АСВП 6>ЗЛ1 О -рдел • fax»


Трхм


ГПСХМУХМ 11,11 •xMVe^MHF. ОКГТ.ЭДЮ


II - IV


II • III


IV-V


>св»



1Л 1 и

V j у

__.—



П«МИ


9000


9573


\1к<1 cnwpj с Я


1*1»


В ЮМ Чвсч МЙС<»


1ШЕМ *г


655


654


Введение

Настоящий стандарт организации (далее - стандарт) разработан для применения опор новой унификации при проектировании и строительстве новых ВЛ 500 кВ, а также для реконструкции и технического перевооружения существующих ВЛ 500 кВ, взамен существующих на сегодняшний день унифицированных стальных решетчатых опор, разработанных в 60-80 годах прошлого века. Применение опор новой унификации, отвечающих требованиям действующих норм и тенденциям в строительстве ВЛ (с использованием проводов нового поколения), при проектировании ВЛ позволит сократить расход материалов (металла, бетона, изолирующих подвесок и др.) на ВЛ 500 кВ и обеспечит сокращение затрат на этапе эксплуатации.

1    Область применения

Стандарт распространяется на вновь сооружаемые, а также на подлежащие техническому перевооружению и реконструкции ВЛ переменного тока напряжением 500 кВ в районах I-V по ветру и I-IV по гололеду и является обязательным при проектировании ВЛ 500 кВ с использованием опор новой унификации.

В указанной области применения настоящего СТО (климатические условия, провода и грозозащитные тросы, приведенные в п. 4.1.4) следует, как правило, применять опоры новой унификации. В остальных случаях рекомендованы к применению опоры новой унификации, опоры старой унификации допустимы только при соответствующем обосновании.

2    Нормативные ссылки

ГОСТ 9.302-88 (ИСО 1463-82, ИСО 2064-80, ИСО 2106-82) ЕСЗКС. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля (с Поправкой).

ГОСТ 9.307-89 (ИСО 1461-89) ЕСЗКС. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля.

ГОСТ 839-80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия (с Изменениями № 1 - 2).

ГОСТ 6402-70 Шайбы пружинные. Технические условия (с Изменениями

№ 1 - 3).

ГОСТ 6996-66 (ИСО 4136-89, ИСО 5173-81, ИСО 5177-81) Сварные соединения. Методы определения механических свойств (с Изменениями

№ 1 - 4).

ГОСТ 23118-12 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия.

ГОСТ 24291-90 Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения.

ГОСТ 27772-15 Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия (с Поправкой).

ГОСТ ISO 898-1-14 Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 1. Болты, винты и шпильки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24291 и [6), а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    Старая унификация - унифицированные конструкции опор разработанные в соответствии с требованиями ПУЭ-6 и более ранних редакций, переведенные в разряд «материалы для проектирования», применение которых нерационально, а иногда невозможно, без нарушения требований действующей нормативно-технической документации, в том числе ПУЭ-7.

3.1.2    Новая унификация - унифицированные конструкции опор, разработанные в соответствии с требованиями ПУЭ-7, учитывающие возможность применения современных материалов.

3.1.3    Унификация - приведение к единообразной системе или форме; направлена на сокращение многообразия и выполнена на основании многолетней практики строительства, проектирования и эксплуатации ВЛ в результате которых определяются наиболее целесообразные и экономичные типы и конструкции опор для соответствующих климатических и географических районов.

3.1.4 Унифицированные    конструкции    опор - конструкции,

разработанные на основе принципов унификации для многократного применения на различных ВЛ и прошедшие механические испытания.

3.1.5    Базовая конструкция опоры - конструкция опоры, разработанная на базовые (основные) условия, принятые и оговоренные в Проекте.

3.1.6    Индивидуально спроектированная опора - опора ВЛ разработанная для условий конкретных ВЛ; разделяют модифицированные и разработанные впервые конструкции опор.

3.1.7 Модифицированная конструкция опоры - опоры ВЛ, разработанные на основе унифицированных конструкций одного класса напряжения с сохранением общей расчетной схемы и конструктивных решений основных узлов.

3.1.8    Область применения опоры - совокупность утвержденных и согласованных параметров, ограничивающих область допустимого применения, таких как: напряжение ВЛ, климатические условия, расчетные провода и грозозащитные тросы.

3.1.9    Провода новою поколения - неизолированные провода, с улучшенными характеристиками по сравнению со сталеалюминевыми проводами по ГОСТ 839.

3.1.10    Техническое перевооружение - комплекс работ на действующих объектах электрических сетей, включая организацию ВОЛС-ВЛ, по повышению их технико-экономического уровня, состоящий в замене морально и физически устаревших оборудования и конструкций новыми, более совершенными при сохранении основных строительных решений в пределах ранее выделенных земельных участков, которые допускается проводить по редакции ПУЭ, действовавшей на момент проектирования и строительства ВЛ (согласно письму Госэнергонадзора от 02.10.03 № 32-01-03/110).

3.1.11    Реконструкция - комплекс работ на действующих объектах электрических сетей по их переустройству (строительству взамен) в целях повышения технического уровня, улучшения технико-экономических показателей объекта, условий труда и охраны окружающей среды, которые проводятся в соответствии с действующими на момент разработки проекта реконструкции нормативными документами.

3.1.12    Атмосферостойкая сталь - сталь, содержащая специальные химические элементы, которые вводятся в ей состав в процессе производства для получения стабильных слоев ржавчины с хорошей адгезией к основному металлу, обеспечивающих устойчивость против атмосферной коррозии в неокрашенном состоянии.

3.2 Обозначения н сокращения

ВЛ

- воздушная линия электропередачи;

ГОСТ

- государственный стандарт;

ОКГТ

- оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос;

IIIIII

- провода нового поколения;

ПУЭ

- правила устройства электроустановок;

СЗА

- степень загрязнения атмосферы;

СНиП

- строительные нормы и правила;

СП

- свод правил;

СТО

- стандарт организации;

ТУ

- технические условия;

/'«<•(

- весовой пролет;

1-вапр

- ветровой пролет;

1-гаЛ

- габаритный пролет.

Для обозначения обязательности выполнения технических требований применяются понятия «должен», «следует», «необходимо» и производные от них.

Понятие «как правило» означает, что данное техническое требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано.

Понятие «допускается» означает, что данное техническое требование или решение применяется в виде исключения, как вынужденное при соответствующем обосновании (вследствие стесненных условий, ограниченных ресурсов, отсутствия необходимого электротехнического оборудования, изделий и материалов и т. п.).

Понятие «рекомендуется» означает, что данное техническое решение является приоритетным, но не обязательным.

4 Общие положения

4.1    Основные исходные положения

4.1.1    Стандарт разработан на основании Проекта «Унифицированные стальные решетчатые опоры ВЛ 500 кВ» (далее - Проект) разработанного Филиалом АО «НТЦ ФСК ЕЭС» - СибНИИЭ.

4.1.2    В Проекте разработаны материалы для проектирования и рабочие чертежи КМ опор для ВЛ 500 кВ следующих типов:

-    П500н-1 - одноцепная промежуточная опора портального типа на оттяжках, для применения во //-/// районе по ветру (Таблицы А. 1, А.2, Приложение А). Шифр РКД - 7.500.01 -КМ 1;

-    П500н-3 - одноцепная промежуточная опора портального типа на оттяжках, для применения в IV-V районе по ветру (Таблицы А. 1, А.З, Приложение А). Шифр РКД - 7.500.01-КМ2;

-ПС500н-3 - одноцепная промежуточная свободностоящая опора, для применения в IV-V районе по ветру, (допускается также, применение в районах по ветру 1I-III) (Таблица А.4, Приложение А). Шифр РКД - 7.500.01-КМЗ;

-    У500н-1 - одноцепная анкерно-угловая трехстоечная опора, для применения во //-К районе по ветру (Таблицы А.5-А.7, Приложение А). Шифр РКД-7.500.01-КМ4;

УТ500н-1    -    одноцепная    анкерно-угловая    трехстоечная

транспозиционная опора, для применения во II-V районе по ветру (Таблицы А.5-А.7, Приложение А). Шифр РКД - 7.500.01-КМ4.

Область применения опор отдельных типов указана на обзорных листах Приложения А.

4.1.3    Промежуточные опоры предназначены для установки в районах по ветру до III и до V, а анкерно-угловые опоры в районах до V. Все опоры предназначены для установки в районах по гололеду до IV. При расположении ВЛ 500 кВ в районе по ветру /, в соответствии с требованием [1] (2.5.41)

проектирование должно выполняться для // района. При расположении ВЛ 500 кВ в районе по гололеду /, в соответствии с требованием [1] (2.5.46) проектирование должно выполняться для // района.

В настоящем стандарте организации классификация ветровых и гололедных нагрузок осуществляется по [1].

4.1.4    Опоры рассчитаны на подвеску:

-    проводов (3 провода в фазе) по ГОСТ 839 следующих марок: АС 300/39, АС 400/51, и проводов нового поколения (ПНП) марок: АСк2у 300/39, АСк2у 300/66, АСк2у 400/51, АСВП 295/44, АСВП 403/61 (характеристики ПНП, принятые для расчета опор, приведены в таблице Ж.2 Приложения Ж).

-    двух грозозащитных тросов следующих марок: ГТК20-0/70-11,1; 11.0-МЗ-В-ОЖ-Н-Р, один или два грозозащитных троса могут быть заменены на ОКГГ-20-280. Характеристики грозозащитных тросов, в том числе ОКГТ, приведены в таблице Ж. 1 Приложения Ж.

На опорах возможна подвеска проводов и грозотросов (в том числе, ОКГТ) других марок, с нагрузками, не превышающими принятых в расчетных схемах (Приложение Е).

Грозозащитные тросы должны соответствовать [2].

Характеристики ОКГТ, принятые для расчета опор, приведены в таблице Ж. 1 Приложения Ж.

Проектирование подвески ОКГТ следует осуществлять в соответствии с требованиями [3J.

4.1.5    Конструкции опор разработаны в соответствии с действующими нормами проектирования: [1], [4], [5], [6J.

4.1.6    Шифры опор Проекта состоят из буквенной и цифровой частей и имеют вид записи - Г500н-Аг:

Г-тип опоры:

П - промежуточные опоры портального типа на оттяжках;

ПС - промежуточные свободностоящие опоры типа «рюмка»;

У - анкерно-угловая;

УТ - анкерно-угловая транспозиционная;

500 - напряжение ВЛ, для которой предназначена опора: 500 кВ;

н - новая унификация;

X - порядковый номер опоры, причем одноцепные опоры обозначаются нечетными числами.

В шифры опор портального типа для установки на местности с уклоном добавляются значения величины понижения высоты одной из стоек со знаком

- «-».

В шифры повышенных опор типа «рюмка» и анкерно-угловых опор добавляются значения величины повышения высоты со знаком - «+».

Базовые шифры опор разработанной унификации:

-    П500н-1 (-1.04; -2.08; -3.12; -4.16) - одноцепная промежуточная опора портального типа на оттяжках, для установки на местности без уклона и с уклоном (z.l:21 (2°42'); z.l:10 (5°30’>; zl:6.9 (8°12’>; Z.l:5.2 (11°0')) применяемая в районах по ветру до /// включительно;

-    П500н-3 (-1.21; -2.45; -3.7; -4.94) - одноцепная промежуточная опора портального типа на оттяжках, для установки на местности без уклона и с уклоном (z.l:21 (2°42'); z.l:10 (5°30'); z.l:6.8 (8°18’); ^1:5.1 (11°12')) применяемая в IV-Vрайоне по ветру;

-    ПС500н-3 (+5;+12) - промежуточная свободностоящая одноцепная опора, применяемая в IV-Vрайоне по ветру;

-    У500н-1 (+5; +12) - одноцепная анкерно-угловая трехстоечная опора, применяемая в районах по ветру до V включительно;

-    УТ500н-1 (+5; +12) - одноцепная анкерно-угловая трехстоечная опора с дополнительными стойками для выполнения транспозиции, применяемая в районах по ветру до V включительно.

4.1.7 Вновь разработанные типы опор ВЛ перед применением подлежат контрольным испытаниям по программам и методикам, разработанным проектной организацией и согласованным с заказчиком. Разработка модифицированных опор ВЛ должна выполняться на базе унифицированных конструкций с сохранением расчетной схемы и конструктивных решений основных узлов. Конструкции тросостоек и вылеты траверс модифицированных опор могут отличаться относительно базовой опоры. При использовании модифицированных опор допускается не проводить контрольные испытания.

4.2 Краткое описание конструкций опор

4.2.1 Материал конструкций - сталь С245 и С345 по ГОСТ 27772.

В случае отсутствия возможности использования сталей марок С245 и С345, на этапе проектирования и изготовления допускается замена сталей на другие марки, в том числе, атмосферостойкие, в соответствии с п. 16.1 и таблицей В.1    [5],    по    согласованию    с    заказчиком и организацией-

разработчиком, на стали с характеристиками не ниже требуемых по проекту.

Марки стали, толщины фасонного и листового проката, принятые по результатам расчетов опор из условия обеспечения несущей способности элементов, независимо от расчетной температуры, приведены в таблицах «Выборка металла» в Проекте на монтажных схемах опор. Расчетные сопротивления стали соответствующие принятым маркам стали приведены в таблицах «Подбор сортамента опоры» на расчетных листах (Приложение Е).

Категории и марки сталей необходимо принимать в соответствии с [5] (таблица В.1) и ГОСТ 27772 по таблицам 3-5 в зависимости от расчетной температуры района строительства согласно [5] (п. 4.2.3).

4.2.2    Крепление элементов секций опор и соединение секций между собой выполняется на болтах. Сварные соединения используются только в элементах отдельных узлов опор. Материалы для сварных соединений должны быть уточнены в зависимости от расчетной температуры района строительства при разработке проекта ВЛ в соответствии с таблицей Г.1 [5].

Конструкции опор изготавливаются в соответствии с [7], ГОСТ 23118 и [8].

Соединения элементов опор выполняются при помощи болтов классов прочности 5.8 и 8.8, соответствующих ГОСТ ISO 898-1. Классы прочности крепежных изделий, принятые из условия обеспечения несущей способности, независимо от расчетной температуры, приведены в таблицах «Ведомость болтов, гаек, шайб» и «Ведомость антивандального крепежа» в Проекте на монтажных схемах опор. Кроме того, классы прочности крепежных изделий приведены в таблицах «Подбор сортамента опоры» на расчетных листах (Приложение Е).

Классы прочности болтов должны быть уточнены в зависимости от расчетной температуры района строительства по [5] (таблица Г.З).

4.2.3    Для защиты гаек от самоотвинчивания под гайками устанавливаются пружинные шайбы по ГОСТ 6402 (нормальные).

В качестве мероприятий по вандалоустойчивости рекомендуется применять специальный анти вандал ьный крепеж на высоту до 6 м от поверхности земли, обеспечивающий невозможность раскручивания соединений. Назначение анти вандал ьных мероприятий осуществляется на этапе выполнения проектной и рабочей документации на ВЛ согласно п. 7.50 [6].

4.2.4    Опоры портального типа разработаны с оттяжками.

Для опоры П500н-1 оттяжки отнесены от оси траверс в каждую сторону на 12.5 м. Каждая оттяжка выполнена из двух канатов диаметром 20 мм скрученных между собой по длине. Усилие предварительного натяжения в каждой оттяжке 3 тс (по 1.5 тс на канат), при температуре наружного воздуха, t=-5 °С.

Для опоры П500н-3 оттяжки отнесены от оси траверс в каждую сторону на 13 м. Каждая оттяжка выполнена из двух канатов диаметром 21 мм скрученных между собой по длине. Усилие предварительного натяжения в каждой оттяжке 4 тс (по 2 тс на канат), при температуре наружного воздуха, t=-5 °С.

Таблица 4.2.1

Температура

Усилие на 1 канат в

Температура

Усилие на пару

наружного

воздуха

оттяжке, для опоры, [т]

наружного

воздуха

канатов в оттяжке [т]

Предварительное натяжение тросовых оттяжек, в зависимости от температуры наружного воздуха, указано в таблицах 4.2.1 и 4.2.2.

Таблица 4.2.2

ю