Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

96 страниц

495.00 ₽

Купить СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Организации распространяется на автомобильные дороги и устанавливает правила выполнения земляных работ при сооружении земляного полотна с использованием средств механизации.

 Скачать PDF

Стандарт является модифицированным по отношению к стандарту Национального объединения строителей СТО НОСТРОИ 2.25.23-2012.

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Механизация работ при сооружении земляного полотна

     4.1 Общие положения

     4.2 Грейдерные работы

     4.3 Бульдозерные работы

     4.4 Скреперные работы

     4.5 Экскаваторные работы

     4.6 Уплотнение грунтов

     4.7 Уплотнение в стеснённых местах и особых случаях

     4.8 Гидромеханизация земляных работ

     4.9 Особенности организации работ на косогорных участках

5 Контроль качества земляных работ и правила их приемки

Приложение А (справочное). Распределение немёрзлых грунтов по группам в зависимости от трудности их разработки механизированным способом

Приложение Б (справочное). Выбор типоразмеров машин для выполнения земляных работ

Приложение В (рекомендуемое). Методика пробного уплотнения грунтов

Приложение Г (пример). Технологическая карта 1. Возведение насыпи с разработкой грунта экскаваторами и транспортировкой автомобилями-самосвалами

Приложение Д (пример). Технологическая карта 2. Устройство земляного полотна автомобильной дороги в выемке

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Организации:

РазработанОАО СоюздорНИИ
РазработанООО МАДИ-плюс
УтвержденНП СРО ССК УрСиб

Roads. Construction of the road subgrade. Part 1. The mechanization of earthworks for the construction of road subgrade

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Страница 1

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ УРАЛА И СИБИРИ»


Стандарт организации

Автомобильные дороги

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Часть I. Механизация земляных работ при сооружении земляного полотна автомобильных

дорог

СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23- 2012


Издание официальное


Челябинск 2012

Страница 2


Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН и ПРЕДСТАВЛЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ


Некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация Союз строительных компаний Урала и Сибири»

2 УТВЕРЖДЕН И


Решением общего собрания НП СРО «ССК

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ


УрСиб» (дата и номер протокола)

3 ВВЕДЕН


ВПЕРВЫЕ


Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к стандарту Национального объединения строителей СТО НОСТРОЙ 2.25.23-2012. Модификация осуществляется путем внесения уточняющих пунктов в положения стандарта и оформлена методом выделения вновь вводимого текста- жирный стиль оформления

Распространение настоящего стандарта осуществляется в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением правил, установленных Некоммерческим партнерством «Соморегулируемая организация Союз строительных компаний Урала и Сибири»


2

Страница 3

СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23*2012

Содержание


Введение...............................................................................5


1    Область применения..............................................................6


2    Нормативные ссылки.............................................................7


3    Термины и определения..........................................................8


4    Механизация работ при сооружении земляного полотна................12


4.1    Общие положения.......................................................12


4.2    Грейдерн ые работы.......................................................15


4.3    Бульдозерные работы.....................................................16


4.4    Скреперные работы.......................................................20


4.5    Экскаваторные работы...................................................24


4.6    Уплотнение грунтов......................................................28


4.7    Уплотнение в стесненных местах и    особых случаях...............35


4.8    Гидромеханизация земляных работ....................................39


4.9    Особенности организации работ на косогорных участках........45


5 Контроль качества земляных работ и правила их    приемки..............46


Приложение А (справочное). Распределение немерзлых грунтов по группам в зависимости от трудности их


разработки механизированным способом.............................................53


Приложение Б (справочное). Выбор типоразмеров машин для выполнения


земляных работ.............................................................................59


Приложение В (рекомендуемое). Методика пробного уплотнения


грунтов.......................................................................................65


Приложение Г (пример). Технологическая карта № 1.


Возведение насыпи с разработкой грунта экскаваторами и


транспортировкой автомобилями-самосвалами......................................73


Приложение Д (пример). Технологическая карта № 2. Устройство земляного полотна автомобильной    дороги    в выемке..............................87


з

Страница 4

СТО 030 НОСТРОИ 2.25.23-2012

Библиография


4

Страница 5

СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012

Введение


Настоящий стандарт разработан в соответствии с Программой стандартизации Национального объединения строителей на 2010 - 2012 годы, утвержденной Решением Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 года.


Стандарт направлен на реализацию в Национальном объединении строителей Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и иных законодательных и нормативных актов, действующих в области градостроительной деятельности.


Авторский коллектив:


Коран Р.А. к.т.н., руководитель разработки, ОАО «СоюздорНИИ»;


1 опии О.Б. инженер, ОАО «С 'оюздорНИИ»;


Басурманова И.И. инженер, ОАО «С 'оюздорНИИ»


СТАНДАРТ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА


Т

Страница 6

«САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ УРАЛА И СИБИРИ»


Автомобильные дороги СТРОИТЕЛЬСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


Часть 1. Механизация земляных работ при сооружении земляного полотна автомобильных дорог


Roads


Construction of the road subgrade Part 1. The mechanization of earthworks for the construction of road subgrade

1 Область применении


1.1 Настоящий стандарт организации распространяется на автомобильные дороги и устанавливает правила выполнения земляных работ при сооружении земляного полотна с использованием средств механизации.


1.2.    Теист, выделенный курсивом, носит рекомендательный характер.


1.3.    Текст, выделенный жирным шрифтом, является модифицированным по отношению к тексту стандарта Национального объединения строителей СТО НОСТРОЙ 2.25.23 - 2011.


6

2 Нормативные ссылки

Страница 7

СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие нормативные документы:


ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик (взамен ГОСТ 5180-75, ГОСТ 5181-78, ГОСТ 5182-78, ГОСТ 5183-77).


ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности.


ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация.


СНиП 2.05.02.85* Автомобильные дороги.


СНиП 3.06.03-85* Автомобильные дороги.


СНиП 12.01-2004 (СП 48.13330-2011) Организация строительства.


СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.


СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальных сайтах Национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на I января текущего года. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


7


3 Термины и определения

Страница 8

СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответству ющи м и он редел ен и я м и:


3.1.1    влажность грунта оптимальная: Влажность грунта, при которой его уплотнение определенными уплотняющими средствами обеспечивает максимальную плотность.


3.1.2    выемка: Земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли.


3.1.3    высота насыпи: Расстояние по вертикали от естественного уровня земли до низа дорожной одежды, определяемое по оси земляного полотна.


3.1.4    высота откоса: Расстояние по вертикали от верхней бровки откоса до нижней бровки.


3.1.5    грунт растительный: Верхний слой почвы, который пригоден для озеленения.


3.1.6    грунтовые воды: Подземная вода первого от поверхности водоносного горизонта, расположенного над первым от поверхности земли водонепроницаемым слоем;


3.1.7. гидромеханизация: непрерывный технологический комплекс механизированных процессов и технических приемов земляных работ, связанных с разработкой грунтов, их транспортированием и укладкой в тело сооружений, в штабеля или в отвал гидравлическими методами


3.1.7    дорожная конструкция: Комплекс, состоящий из дорожной одежды и земляного полотна (включая основание насыпей и выемок).


3.1.8    дорожная одежда: конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий


8


ее на земляное полотно.

Страница 9

СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012


3.1.9 дренаж: Конструкция, устраиваемая для перехвата грунтовых вод или понижения их уровня (УГВ).


3.1.12    земляное полотно:    конструктивный    элемент,    служащий


основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.


3.1.13    карта технологическая: Документ, устанавливающий для массовых, часто повторяющихся строительных или ремонтных процессов и операций рациональную организацию и технологию производства работ с применением современных, наиболее эффективных средств механизации выполнения отдельных видов работ, последовательность которых указывают в технологических схемах. Является составной часть проекта производства работ (ППР).


3.1.15    коэффициент уплотнения: Отношение фактической плотности скелета материала в конструкции к наибольшей плотности скелета материала, определяемой при стандартном уплотнении.


3.1.16    насыпь: Инженерное земляное сооружение из насыпного грунта, в пределах которого вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли (подстилающего грунта).


3.1.17    обочина: Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.


3.1.19    основание насыпи: Подстилающий естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружают земляное полотно.


3.1.20    отсыпка грунта:    Устройство насыпных слоев грунта


землеройно-транспортными или транспортными (самосвальными)


9


машинами.

Страница 10

СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012


3.1.21 откос: Боковая наклонная поверхность, ограничивающая искусственное земляное сооружение (земляное полотно, дамбу и др.) или склоны естественного рельефа.


3.1.24 поверхность земляного полотна: Поверхность земляного полотна или улучшенного верхнего слоя земляного полотна, на которых расположена дорожная одежда.


3.1.29    работы подготовительные:    Работы,    выполняемые    в


соответствии с проектом организации работ до начала сооружения земляного полотна. К ним относят: восстановление и закрепление трассы, расчистку полосы отвода, разбивку элементов земляного полотна, водоотводные и осушительные работы и подготовку основания насыпи, постройку временных дорог и временных сооружений, линий связи и электроосвещения, энерго-, водо-, паро- и газоснабжения.


3.1.30    резерв:    Территория, отводимая для разработки грунта


неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используют для отсыпки насыпи автомобильной дороги. Резерв обычно закладывают вблизи строящейся дороги непосредственно у основания насыпи с одной или двух её сторон, а в случае невозможности - вдали от дороги на отведённом по проекту участке сосредоточенного грунтового карьера.


3.1.31    строительство земляною полотна (сооружение земляного полотна): комплекс земляных работ, подчиненный общей организации строительства автомобильной дороги и выполняемый специализированными подразделениями землеройно-транспортных машин вслед за строительством малых мостов и труб.


3.2.1 влажность: Отношение количества воды (по массе или объёму), содержащейся в грунте, к массе (объёму) абсолютно сухого грунта, выраженное в долях (процентах).


ю

Страница 11

CTO 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012


3.2.2    влажность грунта относительная: Отношение влажности грунта к влажности на границе текучести, выраженное в процентах.


3.2.3    гидромеханизация: Механизированный способ производства земляных работ путем их разработки, перемещения в отвал (гидротранспортирование) или укладка грунта в тело земляного полотна с использованием энергии струи и потока воды с частичным отводом воды.


3.2.4    карьер    грунтовый:    Производственное    предприятие


строительства временного типа для разработки грунта, его погрузки и доставки к месту укладки, а также для механизированного приготовления в установке смеси грунтов с вяжущим материалом, их выдачи в транспортные средства и доставки к месту укладки в слои дорожной одежды.


3.2.5    машины землеройные: Дорожные машины, предназначенные для производства всех видов работ при строительстве автомобильных дорог (экскаваторы, скреперы, бульдозеры, автогрейдеры и др).


3.2.6    машины    уплотняющие:    Машины для    уплотнения


конструктивных слоев земляного полотна. Различают: виброуплотняющие, трамбующие, укатывающие машины.


3.2.7    механизация возведения земляною полотна:    Комплекс


технологических процессов на основе применения отрядов машин для сооружения земляного полотна, рационально подобранных, с учетом типов машин и транспортных средств и объемов работ.


3.2.8    плотность грунта: Отношение массы грунта, включая массу воды в его порах, к занимаемому этим грунтом объёму.


3.2.9    разработка грунта в боковых резервах с перемещением в насыпь: Технологический процесс сооружения насыпи земляного полотна из грунта, разрабатываемого в боковых резервах и перемещаемых в насыпь.


3.2.10    разработка грунта в выемках с перемещением в насыпь: Технологический процесс сооружения насыпи земляного полотна из грунта.


11

Страница 12

разрабатываемого в выемках землеройно-транспортными машинами с продольным перемещением в насыпь.


3.2.11    разработка грунта в карьерах с перемещением в насыпь: Технологический процесс сооружения насыпи земляного полотна из грунта, разрабатываемого в карьере с транспортировкой в насыпь.


3.2.12    технологический процесс сооружения земляного полотна: Способы, приемы и последовательность выполнения видов работ определенным типом машин и их типоразмером с рациональными режимами.


3.2.13    типоразмер машин: Значение главного параметра машины (или интервал значений), определяющего ее техническую характеристику, по которой из выпускаемой номенклатуры машин данного типа устанавливают рациональную область се применения.

4 Механизация работ при сооружении земляного полотна


4.1    Общие положения


4.1.1    При производстве земляных работ должны применяться способы и средства механизации, обеспечивающие выполнение заданных объемов работ в установленные сроки с требуемым качеством.


4.1.2    Механизация должна быть комплексной и охватывать все процессы и виды работ, связанные с устройством земляных сооружений или их отдельных конструктивов.


На вспомогательных операциях в целях сокращения ручного труда необходимо широко применять различное сменное оборудование к основным машинам и средства малой механизации. Особенно это касается уплотняющих средств (трамбовки, виброплощадки, виброплиты, катки с малой базой).


12

Страница 13

СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012


4.1.3    При выборе средств механизации и схем работ следует учитывать физико-механические свойства грунтов с точки зрения их пригодности для сооружения земляного полотна (приложение А).


4.1.4    При разработке вариантов механизации отряды машин составляют таким образом, чтобы обеспечить их максимальную загрузку на всех технологических процессах сооружения земляного полотна. Рекомендуется предусматривать двух- и трехсменную работу средств механизации.


4.1.5    При строительстве земляного полотна организацию работы по захваткам осуществляют с учетом темпов работы, мощности и вида применяемой техники, а также сезона и погодных условий.


Выбор типоразмеров машин для выполнения земляных работ следует осуществлять в соответствии с приложением Б.


4.1.6    Сооружение земляного полотна из грунта боковых резервов, в предусмотренных проектом случаях, выполняется с применением автогрейдеров, бульдозеров, скреперов. Для устройства глубоких резервов, работы на косогорах рационально применение экскаваторов с автовозкой.


4.1.7    Разработка выемок землеройно-транспортными машинами с продольным перемещением грунта в насыпь в едином технологическом процессе рекомендуется во всех случаях, когда грунт из выемки пригоден для отсыпки насыпи. В случае отрицательного грунтового баланса и неблагоприятных грунтов следует отдавать предпочтение более длинным захваткам при укладке грунта из выемки с последующей досыпкой другими грунтами из сосредоточенных резервов и карьеров.


4.1.8    Разработку грунта в карьерах с транспортировкой в насыпь следует выполнять во всех случаях, предусмотренных проектом.


4.1.9    Минимальные требовании к* рабочим, необходимым для выполнении работ по устройству землиного полотна автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек приведены в таблице 0.1.


13

Страница 14

Таблица 0.1

Необходимые рабочие


Диапазон


разрядов


Примечание

Машинист авгогрейдера


5-6


Категории С\Д

.VIа ш и и ист бул ьдозера


4-6


Категория Е

Маши и и с г са моход но го катка с гладкими вальцами


4-6


Категории CJX

Машинист жскаватора одноковшового


4-6


Категории С*Д,Е

Дорожный рабочий


3


Водитель погрузчика


2-7


Категории В,С,Е

Водитель автомобиля


4-8


Категория Д

Машинист катка самоходного и иолуирицеиного на пневматических шинах


6


Лаборант по физико-механическим испытаниям


2-6




* Профессии 1,2,3,4,6,8 полна д шрны органам Гостехнадзора. Для права работы на данных машинах, кроме документа о присвоении рабочей профессии, необходимо наличие удостоверения тракторнста-машиннста с особой отметкой о профессии н соответствующей категорией.

Все указанные работники должны иметь:


документ о присвоении соответствующей рабочей профессии;


14

Страница 15

СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012


-    документ, подтверждающий присвоение соответствующего разряда;


-    удостоверение тракториста-машнннста с особой отметкой о профессии н соответствующей категории.


Не реже одного раза в пять лет профессиональные рабочие должны пройти курсы повышения квалификации по виду выполняемой профессиональной деятельности.


4.2 Грейдерные работы


4.2.1    Автогрейдеры применяют:


-    для разработки и перемещения грунта при возведении насыпи высотой до 0,8 м из боковых односторонних и двухсторонних резервов;


-    на вспомогательных работах в комплексе с другими землеройными машинами:


о на послойном разравнивании грунтов в насыпях; о при планировке откосов, обочин, резервов с приданием им поперечных и продольных уклонов; о при содержании временных грунтовых дорог, въездов, съездов; о для устройства водоотводных канав.


Для выполнения перечисленных работ используют автогрейдеры тяжелого и среднего типа, снабженные в необходимых случаях откосниками и удлинителями отвалов.


Разработка грунта автогрейдерами при перемещении из резерва в насыпь может быть рекомендована для дорог низших категории.


4.2.2    Вырезание грунта грейдером в резерве и поперечное перемещение его в насыпь осуществляют круговыми проходами машины. Для сокращения потерь времени на развороты машины в концах рабочей захватки ее длина должна быть не менее 400-500 м.


15

Страница 16

Работы рекомендуется вести двумя захватками: на одной вырезать грунт из резерва и перемещать его в насыпь, на другой планировать и уплотнять ранее отсыпанный еюи грунта.


4.3 Бульдозерные работы


4.3.1    Бульдозеры наиболее эффективно применять при возведении насыпей высотой от 1 до 2 м из грунта боковых резервов. Они позволяют механизировать практически весь комплекс работ, за исключением уплотнения и окончательной планировки поверхности земляного полотна, включая откосы и выработанных боковых резервов, которые обычно выполняются автогрейдером.


4.3.2    Разработка резерва ведется поперечными проходами бульдозера с максимально-возможным для устойчивой работы машины заглублением отвала, начиная от дальней бровки. При этом между образуемыми траншеями зарезания целесообразно оставлять перемычки шириной около 1 м, убираемые последующими проходами. Собранный отвалом объем грунта перемещают в насыпь при двусторонних резервах до оси дороги. Обратным ходом выполняется грубое выравнивание слоев насыпи. Отсыпка слоя завершается по достижении требуемой толщины по условию уплотняемости.


Контроль толщины и ровности слоя ведется инструментально в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03. Следующий слой укладывается после полного уплотнения предыдущего.


Сечение бокового резерва должно быть сбалансировано с сечением насыпи с учетом возможных различий бытовой и требуемой плотности.


4.3.3    После выработки проектного сечения резерва все поверхности должны быть незамедлительно спланированы с приданием предусмотренных проектом уклонов для стока дождевых и талых вод. Рекультивация боковых

Страница 17

СТО 030 ПОСТРОЙ 2.25.23-2012


резервов выполняется сразу после окончания сооружения земляного полотна на данном участке (или задела).


4.3.4 Разработку бульдозером неглубоких выемок с продольным перемещением грунта в насыпь (или в отвал) следует осуществлять при расстоянии перемещения до 100 м. Разработку выемки начинают с ближнего к насыпи конца с перемещением грунта в дальний конец насыпи. Разработку ведут послойно на глубину рационального зарезания отвала (рисунок 1).


1 - ярусы; 2 - слон отсыпанной насыпи; 3 - траншен яруса; 4 - стенки Рисунок I - Ярусно-траншейная схема разработки грунта


Зарезание в месте разработки следует производить с учётом группы грунтов по трудности их разработки (приложение А) способом, обеспечивающим более полное и производительное использование мощности двигателя трактора бульдозера без перегрузок (рисунок 2 и приложение Д).


Оm6i*tc-


t:    '------


а - прямоугольная; б - клиновая» в - гребенчатая Рисунок 2 - Схемы зарезания грунта бульдозером


17

Страница 18

CTO 030 НОСТРОЙ 2.2S.23-2012


4.3.5 Для уменьшения потерь грунта при перемещении разработку выемки или резерва ведут отдельными проходами с образованием «траншей» и сохранением между ними гребней шириной около 1 м. Гребни между траншеями срезают, начиная с дальнего от насыпи участка, движением бульдозера под углом с перемещением грунта по ранее выработанной траншее (рисунок 3).


1-7 - траншеи первого яруса; 8 - стенка, 9 - полка откоса (срезается при доработке откоса); Б -участок выемки; В - участок насыпи Стрелками показано направление перемещения грунта Рисунок 3 - Последовательность разработки промежуточных стенок при разработке первого яруса выемки После окончания разработки и перемещения грунта одного слоя выемки


в таком же порядке разрабатывают и перемещают грунт нижележащих слоев. При разработке нижнего слоя выемки сохраняют стенки крайних боковых


траншей с целью перемещения по ним грунта, срезаемого с полок на откосах выемки (рисунок 4).


18

Страница 19

1-3 - ярусы; 4 - крайняя стенка (стенки разрабатывают одновременно с разработкой полок откоса); 5 - траншея; 6 - полки; а - ширина захвата при проходе бульдозером Рисунок 4 - Последовательность разработки стенок при разработке нижнего яруса выемки и полок откосов выемки


4.3.6    В целях снижения потерь грунта при его перемещении по насыпи следует применять бульдозеры с открылками на отвале или с отвалами совкового типа.


Дня повышения производительности бульдозеров тяжёлые и сухие глинистые грунты в резервах следует предварительно разрыхлять рыхлителем.


При больших объёмах работ целесообразна спаренная работа бульдозеров, при которой вырезание грунта и его перемещение по двум смежным траншеям в выемке производится одновременно двумя бульдозерами. После окончания операции резания бульдозеры должны сблизиться так, чтобы расстояние между отвалами составляло от 15 до 20 см, и в таком положении они на одной скорости должны производить дальнейшее перемещение грунта общим валом к месту его укладки.


4.3.7    При дальности перемещения грунта бульдозером с отвалом без боковых открылков на расстояние более 25 м резко возрастают потери грунта в пути. И таких случаях рекомендуется последовательное перемещение грунта с образованием промежуточных накопительных валов.


19

Страница 20

СТО 030 НОСТРОЙ 2.2S.23-2012


в которых бульдозер может осуществить полный набор грунта для дальнейшего перемещения.


Отсыпку каждого сдоя в насыпи следует начинать с крайних боковых полос с последующим приближением полос отсыпки к оси дороги. При этом толщина слоя отсыпки должна соответствовать заданной толщине технологического слоя с запасом на уплотнение от 10 до 20 %. Отсыпанный слой следует планировать автогрейдером или отдельным бульдозером с уширенным отвалом. К концу смены должен быть, как правило, полностью отсыпан, выровнен и уплотнен слой грунта по всему поперечному сечению земляного полотна и по всей длине установленной захватки, что обеспечивает сток воды в случае выпадения атмосферных осадков.


4.4 Скреперные работы


4.4.1    Скреперы применяют при выполнении следующих видов земляных работ:


-    разработка грунта в выемке с перемещением его в насыпь;


-    разработка грунта в резервах и карьерах с перемещением его в насыпь.


4.4.2    Скреперы рекомендуется применять при возведении из боковых резервов насыпей высотой до 2,5-3 м. При этом рационально нижние слои на высоту от I до /,5 м возводить бульдозерами.


4.4.3    Скреперы рекомендуется применять при следующей дальности перемещения грунта: для прицепных скреперов до 300 м, для самоходных скреперов до 3000-4000 м.


Типы применяемых скреперов должны соответствовать заданным темпам и объемам земляных работ.


4.4.4    При разработке выемки и продольном перемещении грунта в


насыпь движение скреперов организуют по эллиптической схеме,


обеспечивая их развороты без съезда с насыпи. В целях предварительного


20