Экспертно-консультационный орган Российского союза строителей МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ПЕНОБЕТОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МЦГ1Т ООО «АзъПроектСтрой»
ХОЛДИНГ «СОВБИ»
Президент Холдинга «СОВБИ», Директор МЦПТ, д.т.н. |
|
УТВЕРЖДАЮ
Васильев
::С£С ;/|
43» $ 2009 г.
НЕАВТОКЛАВНЫЙ МОНОЛИТНЫЙ «ПЕНОБЕТОН «СОВБИ-Д» В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ СТО - 008 - 50845180 - 2009
Санкт-Петербург
2008
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН под общим руководством директора экспертно - консультационного органа Российского союза строителей «Международный центр пенобетонных технологий (МЦПТ)», д.т.н. Васильева В.Д.
В разработке принимали участие
к.т.н. Гуинн С.О. - директор ООО «АзъПроектСтрой»
к.т.н. Замковой И.В. - главный инженер ООО «АзъПроектСтрой»
Вакула И.А. - ведущий инженер ООО «АзъПроектСтрой»
Байкиев Р.Р. - адъюнкт ВИТУ
Миронова Т.Ф. - директор по развитию Холдинга «СОВБИ», Почетный строитель России
к.т.н. Дубина С.И. - председатель научно-технического совета ГУ, Почетный дорожник России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ВПЕРВЫЕ
Издание официальное
СТО
влажности в природном состоянии.
Значения показателей механических свойств сапропелевых грунтов ориентировочно можно определить по таблице П.Б.2.
Илы - представляют собой глинистые горные породы в начальной стадии формирования, которые образовались в виде структурного осадка в воде при наличии микробиологических процессов и имеют в природном залегании влажность, превышающую влажность на границе текучести. Коэффициент пористости е >1 для супесей и суглинков и - для глин.
Развитие в этих грунтах микробиологических процессов, связанных с их органическими составляющими, является одним из важнейших факторов, отличающих илы от других слабых грунтов, содержащих не более 10% органических веществ. Для илов характерно наличие предела структурной прочности на сжатии (при компрессии).
Ориентировочные значения физико-механических характеристик для илов можно устанавливать независимо от их вида, учитывая только состав и состояние, в соответствии с таблицей П.Б.З.
Иолъдиевые глины - особая разновидность морских илов ледникового возраста. Верхние слои иольдиевых глин мощностью 0,3-2 м имеют сравнительно высокую плотность и прикрывают нижележащую толщу отложений, характеризующихся высокой влажностью (> 60%), резкой потерей прочности при перемятии, малой упрочняемостью при уплотнении, низкой водопроницаемостью. Иольдиевые глины обладают пределом структурной прочности на сжатии. Они делятся на разновидности по относительной влажности
W
womH = —
Wl
где ^ - природная влажность;
W
VfL - влажность на границе текучести.
Значения механических характеристик иольдиевых глин приведены в таблице П.Б.4.
К слабым могут относиться и глинистые грунты различного возраста, но
11
сто
имеющие в природном состоянии повышенную влажность (переувлажненные глинистые грунты). При этой влажности грунты имеют показатель текучести
IL> 0,5
Ориентировочные значения механических характеристик переувлажненных глинистых грунтов даны в таблице П.Б.5.
3 Общие положения
3.1 Неавтоклавный монолитный «Пенобетон «СОВБИ-Д» применяют в качестве легкого заполнителя насыпи для обеспечения устойчивости основания, снижения осадки и ускорения достижения ее допустимой величины.
3.2 В основу проектного решения положен принцип сохранения слабых грунтов в качестве основания легкой насыпи.
3.3 Земляное полотно на участках слабых грунтов проектируют в виде насыпей. Требования к грунтам рабочего слоя насыпи (верхней части насыпи), а так же необходимое минимальное возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем поверхностных и грунтовых вод определены действующими нормативными документами [3.4] применительно к III типу местности по характеру и условиям увлажнения.
Нижнюю часть насыпи, располагающуюся ниже уровня поверхности земли, следует устраивать из дренирующих грунтов с коэффициентом фильтрации не менее 1,0 м/сут. При этом толщина слоя из такого грунта должна быть на 0,3-Ю,5 м больше суммарной величины расчетной осадки основания и мощности удаляемого слоя (если применяется частичное или полное удаление). Требования к грунтам рабочего слоя и средней части насыпи принимаются по нормативному документу [3.4]. При этом предпочтение следует отдавать применению песчаных и крупнообломочных грунтов с содержанием глинистопылеватой фракции до 10%.
3.4 На насыпях устраиваемых из пенобетона ПБС-Д устройство покрытий разрешается сразу после набора пенобетоном расчетной прочности.
3.5 Земляное полотно на участке залегания слабых грунтов в общем слу-
Издание официальное 12
сто
чае проектируют в следующей последовательности:
- на основе результатов инженерно-геологических исследований намечают расчетные участки и устанавливают параметры слабой толщи и физикомеханические характеристики слагающих ее грунтов;
- устанавливают минимально допустимую высоту насыпи на том или ином участке, руководствуясь условиями водно-теплового режима, снегозано-симости и исключения упругих колебаний;
- с учетом минимально допустимой высоты насыпи наносят контрольные точки и проектируют красную линию продольного профиля, устанавливают расчетную высоту насыпи на различных поперечниках и намечают расчетные поперечники;
- производят оценку напряженно-деформированного состояния основания в расчетных поперечниках. При этом критерии расчета следующие:
1) устойчивость основания на расчетных поперечниках;
2) величина осадки на расчетных поперечниках;
3) длительность завершения осадки.
- в случае не выполнения одного из критериев определяют требуемую толщину массива пенобетона ПБС-Д (Нь) по оси насыпи и производят конструирование легкой насыпи, т.е. определяют геометрические размеры и расположение массива пенобетона ПБС-Д на расчетных поперечниках;
- при необходимости намечают варианты конструктивно - технологических решений, обеспечивающих повышение устойчивости основания, ускорение осадки или снижение ее величины;
- в качестве дополнительных конструктивно-технологических решений могут быть применены следующие мероприятия:
а) предварительное частичное осушение слабой толщи;
б) временное понижение грунтовых вод;
в) частичная замена слабого грунта;
г) усиление основания жесткими сваями. При этом легкая насыпь позволяет значительно увеличить шаг свай, уменьшить длину свай.
Издание официальное
сто
- разрабатывают рекомендации по наиболее рациональной технологии и организации работ, а также регламент работ по организации наблюдений за деформациями насыпи в процессе строительства и эксплуатации.
3.6 Отдельные положения настоящего части стандарта могут уточняться на основе опыта строительства, новых данных исследований.
4 Оценка напряженно-деформированного состояния грунтов
4.1 Для определения напряженно-деформированного состояния основания насыпи используются решения плоской задачи теории линейно-деформированного однородного полупространства, загруженного с поверхности нагрузкой распределенной по тому или иному закону.
В качестве базовых схем используются:
- трапециевидная нагрузка (рис. 3);
- равномерно распределенная нагрузка по ширине полосы (рис. 4);
Для прогноза конечной величины и хода осадки во времени используется схема одномерного компрессионного сжатия.
4.2 Нормальные напряжения от собственного веса подстилающего грунта определяются по формуле
/=1
где у - удельный вес /-го слоя грунта основания; п - количество слоев однородного грунта; кг - толщина /-го слоя грунта основания.
4.3 Для грунтов, находящихся ниже уровня грунтовых вод удельный вес /-го слоя определяется с учетом взвешивающего действия воды по формуле
_(rs,-rw)
(1+0
где ysl - удельный вес частиц грунта;
уи - удельный вес воды;
ег - коэффициент пористости грунта.
14
сто
|
Рис. 3 Схема для расчетов компонентов напряжений в основании (трапециевидная эпюра нагрузки) |
4.4 Главные нормальные напряжения (<j1,<j2 ) от трапециевидной нагрузки определяются по формулам (3) или по графикам (приложение Е).
«•(«! +«2 +a3) + “(«i + oc3)-x-(a3 -ax)-Z\n^- + z\\n2^- + {a3 -ссх)2 2 К2К3 V К2К3
а-{ах + а2+а3) + ~(а] +a3)-x-(a3-ax)-Z \n^--Z ln2^^ + (a3-ах)2 L V ^2^3
где Rx = t]z2 +(b + a)2 ;
A=(z2+(f+Уу,
R,=JzU(y-j-y;
R4=^z2 +Ф + С1-У)2 ;
z z
ax = arcsin(—) - arcsin(—);
R2 Rl
Z Z
a2 = arcsin(—) - arcsin(—);
R3 R2
В В
у-- a +--у
J О О J
а3 = arcsin(-—) + arcsin(---)
^3 R4
Издание официальное
сто
4.5 Главные нормальные напряжения (сг15сг2) от равномерно распределенной нагрузки определяются по формулам (4, 5).
|
Рис. 4 Схема для расчетов компонентов напряжений в основании (равномерно распределенная эпюра нагрузки) |
Главные напряжения для точек, находящихся в пределах между вертикалями, которые проведены через края равномерно распределенной нагрузки.
р
сг1 = — [(аг + а2) + sin^j + а2)] ж
сг2=— [(а, +а2)- sin^ + а2)], (4)
ж
Ъ + у
где а, = arcs in , ;
Ф2+(ь+уУ
Ъ-у
а7 - arcsin -,
Jz2+(b-yf
Главные напряжения для точек, находящихся за пределами вертикалей, которые проведены через края равномерно распределенной нагрузки.
р
<т, = — [(аг -а2) + sin^j -а2)] ж
р
о., = —[(а, -a2)-sin(al -а2)]. (5)
Ж
Издание официальное 16
сто
y + b
где а, = arcsin—= г.
^2+(v + S)!
y-b
а2 = arcsin—|=
4z2+{y-bf
4.6 Вертикальные напряжения (<rz) от трапециевидной и равномерно распределенной нагрузки устанавливаются по номограмме Остерберга (приложение Д).
4.7 Предельная величина активного напряжения сдвига определяется по зависимости
Т«р =Cnan+YcirZ-lX(Pnan, (6)
где с и ср - сцепление и угол внутреннего трения грунта слабой толщи;
- средневзвешенный удельный вес грунта слабой толщи (в необходи
мых случаях с учетом взвешивания), расположенной выше горизонта z; z - глубина рассматриваемого горизонта от поверхности земли.
4.8 Расчетное активное напряжения сдвига определяется по зависимости
(V)
где о-! и сг2 - значения главных напряжений в рассматриваемой точке от внешней нагрузки.
ср - угол внутреннего трения грунта слабой толщи.
4.9 Конечная осадка сжимаемой толщи, исходя из условий одномерной задачи, определяется методом суммирования по формуле
(8)
где е р:г - модуль осадки грунта z-го слоя;
ht - мощность z-го слоя;
п - количество слоев, однородных по напряженно-деформированному состоянию.
сто
Конечную осадку насыпи в теле которой устроен массив из пенобетона ПБС-Д т.е. с «жесткой» плитой в основании (плитой способной воспринимать изгибающие напряжения) допускается определять исходя из равенства площадей эпюр осадок (рис. 5).
|
Рис. 5 Схема для определения средней конечной осадки 4.10 При проектировании насыпи в теле которой устроен массив из пенобетона ПБС-Д необходимо ограничивать величину крена допустимой величиной (/ ^ idon ) исходя из тех или иных условий (рис. 6). |
18
сто
4.11 В общем случае оценку устойчивости в различных точках основания следует устанавливать по формуле
=— (9)
По результатам определения коэффициента стабильности строят изолинии равных величин Кст и определяют зоны, в которых Кст < 1.
4.12 В случае симметричной внешней нагрузки и постоянными заложениями откосов устойчивость слабой толщи по оси насыпи можно устанавливать по формуле
(Ю)
Г расч
4.13 Влияние нагрузки от подвижного состава на напряженно-деформированное состояние основания учитывается в виде дополнительной статической нагрузки.
4.14 Расчетные схемы внешней нагрузки на поверхности слабой толщи устанавливают в зависимости от конструкции насыпи.
19
Ж'
_ iSl +S2+S3)-/ep+S4' Yb
С
= h' -Ггр = h' -Ггр
СТО
СОДЕРЖАНИЕ
1 Предисловие.............................................................................................................4
2 Область применения................................................................................................6
3 Нормативные ссылки...............................................................................................6
4 Термины и определения..........................................................................................7
Часть 1 Проектирование легких насыпей на слабых грунтах с применением неавтоклавного монолитного «Пенобетона «СОВБИ-Д».......................................9
1 Область применения......................................................................................9
2 Термины и определения................................................................................9
3 Общие положения........................................................................................12
4 Оценка напряженно-деформированного состояния грунтов..................14
5 Примеры расчета легких насыпей..............................................................23
Часть 2 Проектирование дорожных одежд с применением в конструкции неавтоклавного монолитного «Пенобетона «СОВБИ-Д».....................................53
1 Область применения....................................................................................53
2 Термины и определения..............................................................................53
3 Общие положения........................................................................................54
4 Методика проектирования дорожных одежд............................................55
5 Примеры расчета дорожных одежд...........................................................62
Приложение А Основные характеристики неавтоклавного монолитного
«Пенобетона «СОВБИ-Д»........................................................................................78
Приложение Б Таблицы рекомендуемых нормативных значений механических характеристик грунтов..............................................................................................79
Приложение В Таблицы нормативных и расчетных значений прочностных и деформационных характеристик конструктивных слоев из различных дорожно
строительных материалов........................................................................................82
Приложение Е Теплофизические характеристики конструктивных слоев из
различных дорожно-строительных материалов.....................................................85
Приложение Д Номограмма Остерберга...............................................................87
Приложение Е Ерафики для определения напряжений в основании насыпи
трапецеидального очертания и функции (3.............................................................89
Приложение Ж Примеры поперечных профилей легких насыпей...................102
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
НЕАВТОКЛАВНЫЙ МОНОЛИТНЫЙ «ПЕНОБЕТОН «СОВБИ-Д»
Правила применения в дорожном строительстве
Дата введения
1 Предисловие
Повышение качества и снижение стоимости дорожного строительства в условиях России требует применения новых технологий, учитывающих особенности страны. Это отсутствие в ряде регионов щебня и большие расстояния до места его производства, наличие слабых и пучинистых грунтов, низкие зимние температуры на значительной территории страны.
Внедрение неавтоклавного монолитного «Пенобетона «СОВБИ-Д» в дорожном строительстве позволяет:
- Отказаться от использования щебеночных слоев в основаниях дорожных одежд и применения тяжелой техники для их уплотнения; создать «жесткую» плиту, с целью перераспределения и уменьшения вертикальных напряжений и одновременно обеспечить теплозащиту пучинистых грунтов; уменьшить толщину дорожной одежды.
- Полностью или частично исключить устройство свайного поля в основании земляного полотна на слабых грунтах путем создания легкой насыпи из «Пенобетона «СОВБИ-Д».
Стандарт организации разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании” и ОДМ 218.1.001-2005 г. "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства".
4
сто
Стандарт организации разработан для широкого внедрения проектными и строительными организациями неавтоклавного монолитного «Пенобетона «СОВБИ-Д» в дорожном строительстве России и на внешнем рынке.
Цель - внедрение «Пенобетона «СОВБИ-Д» в дорожном строительстве.
При разработке Стандарта учтены: современные тенденции в проектировании дорожных одежд и легких насыпей, а также рекомендации международных организаций по стандартизации и нормированию; использованы нормативные документы ведущих зарубежных компаний; учтен 60-летний опыт применения армопенобетона в качестве тепловой изоляции на трубах бесканальной подземной прокладки в условиях слабых грунтов Санкт-Петербурга и Ленинградской области; 10-ти летний опыт холдинга «СОВБИ» в области использования монолитного пенобетона в строительстве, в том числе и при изготовлении полов складских помещений, работающих в условиях воздействия тяжелого транспорта.
Технические решения разработаны с использованием материалов, обобщающих зарубежный опыт проектирования, строительства и эксплуатации дорог (США, Канада, Великобритания, Норвегия, Таиланд и т.д.), а также опыта устройства легкой насыпи транспортной развязки на пересечении КАД и Пис-каревского проспекта в г. Санкт-Петербурге.
Стандарт состоит из двух частей, в которых приведены методики расчета легких насыпей (часть 1) и дорожных одежд (часть 2) с применением «Пенобетона «СОВБИ-Д».
Стандарт организации может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с разработчиками стандарта, авторами и патентовладельцами технических решений в области использования пенобетона в дорожном строительстве, при этом предусматривается обязательное полное выполнение данного Стандарта организации. К работам по изготовлению и укладке пенобетона могут быть допущены только организации, прошедшие сертификацию в МЦПТ в области получения и использования пенобетона «СОВБИ-Д» в дорожном строительстве.
Издание официальное 5
сто
Материалы стандарта в дальнейшем подлежат уточнению и корректировке по результатам опыта проектирования и строительства дорог с применением пенобетона.
В связи с тем, что данный стандарт и приведенные к нему технические решения, а также методы расчета являются интеллектуальной собственностью, его тиражирование, использование стандарта и использование приведенных в стандарте технических решений запрещается без согласования с разработчиками.
2 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила применения неавтоклавного монолитного «Пенобетона «СОВБИ-Д» при устройстве легких насыпей на слабых грунтах и правила проектирования дорожных одежд с несущим основанием из «Пенобетона «СОВБИ-Д» для автомобильных дорог общего пользования и других объектов транспортного строительства, в частности, городских дорог, автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий, временных автомобильных дорог, подъездных путей, площадок для остановки и стоянки автомобилей и т.п.
3 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
3.1 ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд
3.2 Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах. М., 2004 г.
3.3 СТО - 001-50845180-2008 Теплоизоляционный неавтоклавный пенобетон «СОВБИ»
3.4 СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги
3.5 СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги
3.6 Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах (к СНиП 2.05.02-85). М., 1989 г.
сто
3.7 СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты
3.8 РД 31.31.46-88 Методика расчета и конструирования жестких покрытий территорий морских портов. Л., 1988 г.
3.9 ТР 138-03 Технические рекомендации по применению укатываемого малоцементного бетона в конструкциях дорожных одежд. М., 2004 г.
3.10 Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из «тощего» бетона. М., 2003 г.
3.11 ВСН 197-91* Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд
3.12 Методические рекомендации по проектированию жестких дорожных одежд. М., 2004 г.
3.13 СНиП 2.05.08-85 Аэродромы
3.14 СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт
3.15 ГОСТ 8736-93* Песок для строительных работ. Технические условия
3.16 ГОСТ 8267-93* Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
3.17 ГОСТ 25607-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
3.18 СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1
3.19 СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2
3.20 ВСН 8-89 Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог
3.21 СНиП 3.01.01-85 Организация строительного производства
4 Термины и определения
«Пенобетон «СОВБИ-Д» (пенобетон ПБС-Д) - неавтоклавный монолитный заливочный мелкоячеистый пенобетон, специально разработанный для выполнения дорожных работ, заданных свойств (табл. П.А.1) изготовленный на строительном объекте на основе портландцементов, других вяжущих и пенообразователя, а также, при необходимости, минеральных и полимерных наполни-
7
сто
телей и добавок, с использованием оборудования и технологии холдинга «СОВБИ».
Технология «СОВБИ» - это технология обеспечивающая получение пенобетона заданных свойств с использованием универсальных мобильных комплексов, позволяющих производить и заливать на одном и том же оборудовании непосредственно на месте строительства монолитный пенобетон средней плотностью от 200 кг/м3 и выше. Отличительными особенностями данной технологии является ее мобильность, так как материал производится непосредственно на объекте строительства и возможность использования в пенобетоне зол уноса и других отходов производства, что имеет существенное значение для экологии регионов.
Издание официальное
сто
Часть 1 Проектирование легких насыпей на слабых грунтах с применением неавтоклавного монолитного «Пенобетона «СОВБИ-Д»
1 Область применения
Настоящей частью стандарта устанавливаются правила по применению неавтоклавного монолитного «Пенобетона «СОВБИ-Д» при устройстве легких насыпей автомобильных дорог на слабых грунтах.
2 Термины и определения
Легкая насыпь — это насыпь, в теле которой используются материалы, имеющие меньшую плотность (меньший удельный вес), чем грунт насыпи (рис. 1, рис. 2).
|
Рис. 2 Прислоненная легкая насыпь при реконструкции автомобильной дороги |
9
сто
Традиционная насыпь - это насыпь, в теле которой используются грунты.
Слабые грунты - к слабым следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания при испытании прибором вращательного среза менее 0,075 МПа, удельное сопротивление статическому зондированию конусом с углом при вершине а = 30° менее 0,02 МПа или модуль осадки при нагрузке 0,25 МПа более 50 мм/м (модуль деформации ниже 5 МПа). При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить: торф и заторфованные грунты, илы, сапропели, глинистые грунты с коэффициентом консистенции более 0,5, иольдиевые глины [3.2].
Основания насыпи, в которых в пределах активной зоны имеются слои слабых грунтов мощностью более 0,5 м, относят к слабым основаниям [3.2].
Номенклатура слабых грунтов и их частные классификации
Торф - органогенная осадочная порода, формирующаяся в результате отмирания болотной растительности при избыточном количестве влаги и недостаточном доступе воздуха.
Для торфа характерна высокая влагоемкость и влажность в естественном состоянии (в пределах 150-1000%). Механические свойства торфов зависят от их структурных особенностей, определяемых степенью волокнистости, плотностью, влажностью и составом торфообразователей, косвенно отражаемых величиной конституционной зольности торфа. При зольности менее 5% торф следует называть малозольным (верховым). При зольности от 5 до 20% торф следует называть средней зольности (низинным). При зольности 20-40% торф следует относить к высокозольным (минерализованным).
Значения показателей механических свойств торфяных грунтов ориентировочно можно установить по основным показателям их состава и состояния по таблице П.Б.1.
Сапропели - представляют собой озерные отложения, образующиеся в водоемах в результате отмирания животных и растительных организмов и оседания минеральных частиц, заносимых водой и ветром. Механические свойства сапропелей зависят от их структурных особенностей, состава и плотности -
Издание официальное