Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

37 страниц

Купить СТБ ИСО 14982-2006 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает методы испытаний и измерений при оценке электромагнитной совместимости тракторов и всех видов самоходных (включая управляемые рядом идущим оператором) машин для сельскохозяйственных работ и лесоводства, а также для работ в саду и по созданию ландшафта (далее — машины) при их производстве. Требования стандарта распространяются на машины и электрические/электронные узлы машин, изготовляемые после даты введения в действие стандарта. Положения стандарта распространяются на электрические/электронные компоненты и узлы, которые предназначены для установки на машины, за исключением тех, которые не используются для управления и контроля функционирования машины. Стандарт не распространяется на машины, которые непосредственно питаются от источников низкого напряжения сети общественного энергоснабжения.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Выполнение требований

5 Испытания

     5.1 Порядок выполнения

     5.2 Общие требования к оценке помехоустойчивости

6 Нормы, методы испытаний и измерений

     6.1 Широкополосное электромагнитное излучение машин

     6.2 Узкополосное электромагнитное излучение машин

     6.3 Помехоустойчивость машин

     6.4 Широкополосное электромагнитное излучение сборочных узлов машин

     6.5 Узкополосное электромагнитное излучение сборочных узлов машин

     6.6 Помехоустойчивость сборочных узлов машин

     6.7 Электростатический разряд

     6.8 Кондуктивные помехи

7 Исключения

8 Протокол испытаний

Приложение A (обязательное) Нормы излучения

Приложение B (обязательное) Метод измерения широкополосного электромагнитного излучения машин

Приложение C (обязательное) Метод измерения узкополосного электромагнитного излучения машин

Приложение D (обязательное) Метод измерения широкополосного электромагнитного излучения электрических/электронных сборочных узлов машин

Приложение E (обязательное) Метод измерения узкополосного электромагнитного излучения электрических/электронных сборочных узлов машин

Приложение F (справочное) Рекомендации по выбору наиболее неблагоприятных ситуаций

Приложение G (справочное) Протокол испытаний образца на электромагнитную совместимость

Приложение H (справочное) Библиография

 
Дата введения01.08.2006
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Организации:

31.01.2006УтвержденГосстандарт Республики Беларусь6
РазработанУП Промстандарт
ИзданБелГИСС2006 г.

Agricultural and forestry machinery. Electromagnetic compatibility. Test methods and acceptance criteria

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

государственный стандарт    СТБ    ИСО    14982-2006

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

Нормы, методы испытаний и измерений

Машыны для сельскагаспадарчых работ i лесаводства ЭЛЕКТРАМАГНITHАЯ СУМЯШЧАЛЬНАСЦЬ

Нормы, метады выпрабаванняу i вымярэнняу (ISO 14982:1998, ЮТ)

Издание официальное

Г осстандарт Минск

GB

УДК 631.3:621.317.4+630.36/.37:    МКС    33.100;    65.060.01    КП    03    ЮТ

:621,317.4(083.74)(476)

Ключевые слова: машины сельскохозяйственные, машины для лесоводства, совместимость электромагнитная, нормы помехоустойчивости и излучения помех, методы испытаний и измерений ОКП 47 2000 ОКП РБ 29.31.23

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1    ПОДГОТОВЛЕН научно-инновационным республиканским унитарным предприятием «Промстандарт» (УП «Промстандарт»)

ВНЕСЕН Министерством промышленности Республики Беларусь

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 6

3    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 14982:1998 «Agricultural and forestry machinery. Electromagnetic compatibility. Test methods and acceptance criteria» (ИСО 14982:1998 «Машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Электромагнитная совместимость. Нормы, методы испытаний и измерений»).

Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ИСО/ТК 23 «Трактора и машины для сельского хозяйства и лесоводства».

Перевод с английского языка (еп).

Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий государственный стандарт, и стандартов, на которые даны ссылки, имеются в БелГИСС.

Степень соответствия - идентичная (ЮТ)

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на русском языке

Окончание таблицы 1

Испыта

тельный

импульс

Норма помехоустойчивости при напряжении питания 12 В

Норма помехоустойчивости при напряжении питания 24 В

Применение

За

ЗЬ

-25

+25

-35

+35

Эти испытательные импульсы являются имитацией переходных процессов, которые возникают при включении источника питания. На характеристики этих переходных процессов влияют распределенная емкость и индуктивность жгутов кабелей

4

-4

-5

Этот испытательный импульс имитирует падение напряжения, вызванное возбуждением цепи электростартера двигателей внутреннего сгорания (за исключением пиков импульсов, связанных с запуском двигателя)

5

+26,5

+70

Этот испытательный импульс является имитацией переходных процессов сброса нагрузки, которые возникают при отключении батареи, и питание нагрузочных цепей осуществляется от генератора переменного тока. Амплитуда импульса сброса нагрузки зависит от скорости работы генератора переменного тока и от уровня поля возбуждения генератора в момент отключения батареи. Длительность импульса существенно зависит от постоянной времени цепи возбуждения поля и от амплитуды импульса

11 Только для испытательных импульсов 1а согласно ИСО 7637-2:1990.

7    Исключения

Применение требований разделов 5 и 6 осуществляется с учетом следующего:

a)    если машина, или электрическая/электронная система, или сборочный узел не включают в себя электронный генератор с частотой более 9 кГц, то испытания по 6.2 и 6.5 могут не проводиться;

b)    машины, которые не имеют электрических/электронных систем или сборочных узлов, непосредственно участвующих в управлении машиной или контроле функций машины, не подлежат испытаниям на помехоустойчивость по 6.3, 6.7 и 6.8;

c)    сборочные узлы, функции которых не участвуют в непосредственном управлении машиной или контроле функций машины, не подлежат испытаниям на помехоустойчивость по 6.6, 6.7 и 6.8;

d)    если машина не оборудована интерфейсом для подключения наружных электрических/электронных систем, то проверка на устойчивость к кондуктивным помехам по 6.8 не проводится. Если машина самоходная, то проверка на устойчивость к кондуктивным помехам по 6.8 не требуется;

e)    не требуются специальные проверки, касающиеся радио или телефонных передатчиков. Каждый изготовитель машин должен в инструкции для пользователя указать, какие меры предосторожности необходимо предпринимать при установке и эксплуатации радиопередатчика, телефонного передатчика или других передатчиков внутри машины.

8    Протокол испытаний

Форма протокола испытаний приведена в приложении G.

7

Приложение А

(обязательное)

Нормы излучения

Нормы излучения приведены на рисунках А.1 - А.6.

Ширина полосы пропускания

Норма L в децибелах относительно 1 мкВ/м на частоте f в мегагерцах

От 30 до 75 МГц

От 75 до 400 МГц

От 400 до 1000 МГц

120 кГц

Г = 34

Г = 34+ 15,13 Ig (/775)

L = 45

Квазипиковый детектор

Полоса пропускания

120 кГц

Линейная

Логарифмиче-

шкала,

ская шкала,

Линейное изменение в децибелах

дБ (мкВ/м)

мкВ/м

относительно логарифма частоты

4о -

40 -

100

34

—ьи

30    75    400    1000

Частота в мегагерцах (логарифмическая шкала)

Рисунок А.1 - Нормы широкополосного излучения для машины при расстоянии до антенны 10 м

СТБ ИСО 14982-2006

Ширина полосы пропускания

Норма L в децибелах относительно 1 мкВ/м на частоте f в мегагерцах

От 30 до 75 МГц

От 75 до 400 МГц

От 400 до 1000 МГц

120 кГц

II

-J

/. = 44 + 15,13 Ig (/775)

L = 55

Квазипиковый детектор

Полоса пропускания

120 кГц

Линейная

Логарифмиче-

шкала,

ская шкала,

Линейное изменение в децибелах

дБ (мкВ/м)

мкВ/м

относительно логарифма частоты 4-►

55 -

50 -

562

316

44 -

-160

30    75    400    1000

Частота в мегагерцах (логарифмическая шкала)

Рисунок А.2 - Нормы широкополосного излучения для машины при расстоянии до антенны 3 м

9


10


СТБ ИСО 14982-2006


Рисунок А.4 - Нормы узкополосного излучения для машины при расстоянии до антенны 3 м


11


Рисунок А.5 - Нормы широкополосного излучения для сборочных узлов


12


СТБ ИСО 14982-2006


13


Приложение В

(обязательное)

Метод измерения широкополосного электромагнитного излучения машин

В.1 Общие положения

В.1.1 Применение

Метод испытаний, приведенный в настоящем приложении, применяется только для машин.

В.1.2 Измерительное оборудование

Измерительное оборудование должно соответствовать требованиям, указанным в СИСПР 16-1:1993.

Для измерения широкополосного электромагнитного излучения используется квазипиковый детектор. Если используется пиковый детектор, то должен применяться соответствующий поправочный коэффициент (см. В.6 и СИСПР 12:1990).

В.1.3 Метод испытаний

Эти испытания предназначены для измерения широкополосных электромагнитных излучений. Допускается применение двух альтернативных эталонных расстояний от антенны до машины -10 и 3 м. При этом должны быть выполнены требования В.2.

В.1.4 Результаты испытаний

Результаты испытаний должны быть выражены в децибелах (относительно 1мкВ/м) или в микровольтах на метр для полосы пропускания 120 кГц. Если фактическая полоса пропускания В измерительного прибора (выраженная в килогерцах) не равна 120 кГц, то значения показателей следует привести к полосе пропускания 120 кГц путем умножения на коэффициент 120/В.

Примечание - Этот коэффициент зависит от спектрального распределения сигнала помехи. Для сигналов,

носящих импульсный характер, используется значение коэффициента 120/В. Для гармонических помех этот

коэффициент равен Vi20/В .

В.2 Подготовка испытаний

В.2.1 Измерительная площадка

Измерительная площадка должна представлять собой зону, свободную от отражающих электромагнитную энергию предметов, в пределах окружности радиусом не менее 30 м, с центром в средней точке расстояния между машиной и антенной (см. рисунок В.1).

В.2.2 Измерительное оборудование

Строение или транспортное средство, в котором расположено измерительное оборудование, может находиться только на разрешенном участке измерительной площадки, обозначенном на рисунке В.1. Другие измерительные антенны могут находиться на минимальном расстоянии 10 м от принимающей антенны и испытуемой машины на измерительной площадке. Необходимо гарантировать, что это не окажет влияния на результаты испытаний.

В.2.3 Испытательное оборудование в закрытом исполнении

Испытательное оборудование в закрытом исполнении также может использоваться, если будет показано соотношение между таким оборудованием и открытой испытательной площадкой. Оно не должно отвечать требованиям рисунка В.1, кроме соблюдения расстояния от антенны до машины и высоты антенны. Оно также не проходит проверку на соответствие электромагнитной обстановки до и после испытаний, как указано в В.2.4.

В.2.4 Измерения электромагнитной обстановки

Чтобы убедиться в отсутствии избыточного шума или сигналов, которые могут повлиять на результат, соответствующие измерения следует также проводить до и после основных испытаний. Если машина присутствует при проведении измерений электромагнитной обстановки, необходимо убедиться, что никакое излучение от машины существенно не влияет на измерения окружающей среды. Например, можно убрать машину из испытательной зоны, запустить двигатель или отсоединить

СТБ ИСО 14982-2006

источник питания. Для обоих видов измерений избыточный шум или сигнал должны быть не менее чем на 10 дБ ниже уровня помех, указанных в 6.1.2 (за исключением случайных узкополосных излучений).

В.З Режим машины во время испытаний

Во время испытаний все источники широкополосного излучения, которые будут использоваться постоянно, должны быть включены.

Если машина работает от двигателя, то двигатель должен работать при обычной рабочей температуре и нейтральном положении коробки передач. Необходимо обеспечить, чтобы механизм установки оборотов двигателя не оказывал влияния на электромагнитное излучение. Режим работы двигателя для каждого измерения приведен в таблице В.1

Таблица В.1 - Частота вращения коленчатого вала двигателя во время испытаний

Частота вращения

Тип двигателя

Метод измерений

Квазипиковый детектор

Пиковый детектор

Искровое

один цилиндр

(2500 ± 250) об/мин

(2500 ± 250) об/мин

зажигание

более одного цилиндра

(1500 ± 150) об/мин

(1500 ± 150) об/мин

Дизель

Номинальная частота вращения с допуском ± 10 %

Измерения не следует проводить, если на машину падает дождь или другие осадки, а также в течение 10 мин после их прекращения.

В.4 Антенна

В.4.1 Тип антенны

Может использоваться любая антенна при условии ее нормализации с эталонной антенной. Для калибровки антенны может использоваться метод, приведенный в СИСПР 12:1990 (приложение А).

В.4.2 Расположение антенны

В.4.2.1 Общие положения

Ни один элемент антенны не должен находиться ниже 0,25 м от поверхности, на которой расположена машина.

Если испытание проводится в помещении, защищенном от электромагнитных помех, принимающие элементы антенны должны быть расположены на расстоянии не менее чем 1 м от любого поглощающего материала и не менее 1,5 м от стены закрытого помещения. Не должно быть поглощающих материалов между принимающей антенной и испытуемой машиной.

В.4.2.2 Испытание при расстоянии до антенны 10 м

Фазовый центр антенны должен быть на высоте (3 ± 0,05) м от плоскости, на которой расположена машина. Горизонтальное расстояние от вершины или другой соответствующей точки антенны, определенной в процессе проведения измерений в соответствии с В.4.1, до наружной поверхности машины должно быть (10 ± 0,2) м.

В.4.2.3 Испытание при расстоянии до антенны 3 м

Фазовый центр антенны должен быть на высоте (1,8 ± 0,05) м от плоскости, на которой расположена машина. Горизонтальное расстояние от вершины или другой соответствующей точки антенны, определенной в процессе проведения измерений в соответствии с В.4.1, до наружной поверхности машины должно быть (3 ± 0,05) м.

В.4.3 Ориентация антенны

Антенна должна располагаться последовательно с правой и левой стороны от машины, параллельно плоскости горизонтальной симметрии и на одной линии со средней точкой двигателя или средней точкой машины для машин без двигателя (см. рисунок В.2).

Для каждого измерения отсчет показаний должен быть проведен при горизонтальной и вертикальной поляризации антенны (см. рисунок В.2).

15

В.5 Показания

Максимальное значение по результатам четырех измерений, выполненных в соответствии с ВАЗ, принимается за основной показатель на частоте измерения.

В.6 Частоты

Измерения следует проводить на всем диапазоне частот от 30 до 1000 МГц. Минимальное время перестройки частоты должно соответствовать требованиям СИСПР 12:1990.

В случае если во время испытаний превышена норма, то необходимо провести анализ, чтобы убедиться, что это связано с машиной, а не с фоновым излучением.

Измерения следует проводить квазипиковыми или пиковыми детекторами. В 6.1.2 указаны нормы для квазипиковых детекторов. Если используется пиковый детектор, то необходимо добавить 38 дБ для полосы пропускания 1 МГц или отнять 22 дБ для полосы пропускания 1 кГц:

-    норма (пиковый детектор, 1 МГц) = норма (квазипиковый детектор, 120 кГц) + 38 дБ;

-    норма (пиковый детектор, 1 кГц) = норма (квазипиковый детектор, 120 кГц) -22 дБ.

Примечание - В соответствии с СИСПР 12:1990 коэффициент корреляции между результатами измерений с использованием этих двух видов измерений составляет плюс 20 дБ при ширине полосы пропускания 120 кГц, который включен в приведенные равенства.

Размеры в метрах

1    - машина;

2    - центр измерительной площадки, расположенный в средней точке расстояния между машиной и антенной;

3    - антенна;

4    - участок, разрешенный для размещения измерительного оборудования (в строении или транспортном

средстве).

Примечание - Измерительная площадка должна представлять собой зону, свободную от отражающих электромагнитное излучение предметов (см. СИСПР 12:1990).

Рисунок В.1 - Измерительная площадка для испытания машины

СТБ ИСО 14982-2006

Содержание

Введение..................................................................................................................................................IV

1    Область применения..............................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки.............................................................................................................................1

3    Термины и определения........................................................................................................................2

4    Выполнение требований........................................................................................................................3

5    Испытания...............................................................................................................................................3

5.1    Порядок выполнения........................................................................................................................3

5.2    Общие требования к оценке помехоустойчивости........................................................................3

6    Нормы, методы испытаний и измерений..............................................................................................4

6.1    Широкополосное электромагнитное излучение машин................................................................4

6.2    Узкополосное электромагнитное излучение машин.....................................................................4

6.3    Помехоустойчивость машин............................................................................................................5

6.4    Широкополосное электромагнитное излучение сборочных узлов машин..................................5

6.5    Узкополосное электромагнитное излучение сборочных узлов машин........................................5

6.6    Помехоустойчивость сборочных узлов машин..............................................................................5

6.7    Электростатический разряд............................................................................................................6

6.8    Кондуктивные помехи.......................................................................................................................6

7    Исключения.............................................................................................................................................7

8    Протокол испытаний...............................................................................................................................7

Приложение А (обязательное) Нормы излучения..................................................................................8

Приложение В (обязательное) Метод измерения широкополосного

электромагнитного излучения машин..........................................................................14

Приложение С (обязательное) Метод измерения узкополосного

электромагнитного излучения машин..........................................................................18

Приложение D (обязательное) Метод измерения широкополосного электромагнитного излучения

электрических/электронных сборочных узлов машин...............................................20

Приложение Е (обязательное) Метод измерения узкополосного электромагнитного излучения

электрических/электронных сборочных узлов машин...............................................25

Приложение F (справочное) Рекомендации по выбору наиболее неблагоприятных ситуаций.......27

Приложение G (справочное) Протокол испытаний образца на электромагнитную совместимость....30

Приложение Н (справочное) Библиография.........................................................................................31

СТБ ИСО 14982-2006

Размеры в метрах

J

___10 ±0,2

3 ± 0,05 (1,8 ±0,05)


Г    (3    ±    0,05)

а) Расположение дипольной антенны для измерения излучения с вертикальной поляризацией

J

1

Ь) Расположение дипольной антенны для измерения излучения с горизонтальной поляризацией

Рисунок В.2 - Положение антенны относительно машины

17

Введение

Разработка международного стандарта ИСО 14982:1998 основана на «Директиве Комиссии 95/54/ЕС от 31 октября 1995 г., приведенной в соответствие с Директивой Совета по техническому прогрессу 72/245/ЕЕС относительно сближения законодательств государств-членов, касающихся подавления радиопомех, производимых двигателями с искровым зажиганием, установленными на транспортных средствах, и вносящей поправки в Директиву 70/156/ЕЕС относительно сближения законодательств государств-членов, касающихся утверждения типов транспортных средств и прицепов».

Процедуры измерения, установленные в Директиве 95/54/ЕС, заменяются эквивалентными процедурами, регламентированными международными стандартами. Так как методы измерения излучаемых широкополосных и узкополосных электромагнитных помех от машин и электриче-ских/электронных сборочных узлов в отдельных международных стандартах не установлены, то они приведены в приложениях В, С, D и Е международного стандарта.

В отличие от Директивы 95/94/ЕС в международный стандарт включены методы измерения воздействия на машины и их составные части кондуктивных помех и электростатических разрядов.

Электростатические разряды оказывают существенное влияние при расположении органов управления вне кабины. Кондуктивные помехи возникают в связи с тем, что сельскохозяйственные машины и комплексы представляют собой открытые системы для радиочастотных полей (в дополнение к кондуктивным помехам, передаваемым по питающей сети с напряжением 12 и 24 В).

Международный стандарт разработан с целью обеспечения соответствия машин по показателям электромагнитной совместимости требованиям Директивы 89/336/ЕЕС и Директивы 89/392/ЕЕС.

IV

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ Нормы, методы испытаний и измерений

Машыны для сельскагаспадарчых работ i лесаводства ЭЛЕКТРАМАГН1ТНАЯ СУМЯШЧАЛЬНАСЦЬ Нормы, метады выпрбаванняу i вымярэнняу

Agricultural and forestry machinery. Electromagnetic compatibility. Test methods and acceptance criteria

Дата введения 2006-08-01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний и измерений при оценке электромагнитной совместимости тракторов и всех видов самоходных (включая управляемые рядом идущим оператором) машин для сельскохозяйственных работ и лесоводства, а также для работ в саду и по созданию ландшафта (далее - машины) при их производстве. Требования стандарта распространяются на машины и электрические/электронные узлы машин, изготовляемые после даты введения в действие стандарта.

Положения настоящего стандарта распространяются на электрические/электронные компоненты и узлы, которые предназначены для установки на машины, за исключением тех, которые не используются для управления и контроля функционирования машины.

Настоящий стандарт не распространяется на машины, которые непосредственно питаются от источников низкого напряжения сети общественного энергоснабжения.

Машины, электрические/электронные системы и сборочные узлы, по которым могут не проводиться испытания в соответствии с настоящим стандартом, приведены в разделе 7.

2    Нормативные ссылки

Следующие нормативные документы содержат положения, которые посредством ссылок на них в данном тексте составляют положения настоящего стандарта. На время публикации указанные издания являлись действующими. Все ссылочные документы подлежат пересмотру, и сторонам соглашений, основанных на настоящем стандарте, рекомендуется изыскать возможность применения последних изданий ссылочных документов, приведенных ниже. Члены МЭК и ИСО ведут и корректируют перечни действующих международных стандартов.

ИСО 7637-0:1990 Транспорт дорожный. Электрические помехи, вызываемые проводимостью и взаимодействием. Часть 0. Общие положения и определения

ИСО 7637-1:1990 Транспорт дорожный. Электрические помехи, вызываемые проводимостью и взаимодействием. Часть 1. Пассажирские автомобили и легкий коммерческий транспорт с номинальным питающим напряжением 12 В. Электрическая переходная проводимость только по проводам электропитания

ИСО 7637-2:1990 Транспорт дорожный. Электрические помехи, вызываемые проводимостью и взаимодействием. Часть 2. Коммерческий транспорт с номинальным питающим напряжением 24 В. Электрическая переходная проводимость только по проводам электропитания

ИСО/ТО 10605:1994 Транспорт дорожный. Методы испытания помех от электростатических разрядов

ИСО 11451-1:1995 Транспорт дорожный. Методы испытаний транспортных средств на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 1. Общие положения и определения

ИСО 11451-2:1995 Транспорт дорожный. Методы испытаний транспортных средств на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 2. Источники излучения вне транспортного средства

Издание официальное

ИСО 11452-1:1995 Транспорт дорожный. Методы испытаний компонентов на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 1. Общие положения и терминология

ИСО 11452-2:1995 Транспорт дорожный. Методы испытаний компонентов на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 2. Экранированная камера с поглощающим покрытием

ИСО 11452-3:1995 Транспорт дорожный. Методы испытаний компонентов на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 3. Камера поперечной электромагнитной волны (ТЕМ-камера)

ИСО 11452-4:1995 Транспорт дорожный. Методы испытаний компонентов на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 4. Инжекция объемного тока (BCI) ИСО 11452-5:1995 Транспорт дорожный. Методы испытаний компонентов на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 5. Полосковая линия передачи ИСО 50-161:1990 Международный электротехнический словарь (МЭС). Часть 161. Электромагнитная совместимость

СИСПР 12:1990 Нормы и методы измерения индустриальных радиопомех от транспортных средств, моторных лодок и устройств с двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием СИСПР 16-1:1993 Технические требования к аппаратуре для измерения радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1. Приборы для измерения радиопомехи помехоустойчивости

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    электромагнитная совместимость (electromagnetic compatibility): Способность машины или ее отдельных компонентов и сборочных узлов удовлетворительно функционировать в заданной электромагнитной обстановке без создания недопустимых электромагнитных помех другим техническим средствам (МЭК 50-161:1990, 161-01-07).

3.2    электромагнитная помеха (electromagnetic disturbance): Электромагнитное явление, процесс, которые могут нарушить работу машины или ее отдельных компонентов и сборочных узлов (МЭК 50-161:1990, 161-01-05).

Примечание - К электромагнитным помехам относятся электромагнитный шум, нежелательный сигнал или изменение самой среды распространения.

3.3    устойчивость к электромагнитной помехе (помехоустойчивость) (electromagnetic immunity): Способность машины или ее отдельных компонентов и сборочных узлов функционировать при наличии определенных электромагнитных помех без ухудшения рабочих характеристик (МЭК 50-161:1990, 161-01-20).

3.4    электромагнитная обстановка (electromagnetic environment): Совокупность электромагнит-ныхявлений и процессов в заданной области (МЭК 50-161:1990, 161-01-01).

3.5    норма помехоустойчивости и излучения помех (reference limit): Предельная величина параметра, которой должна соответствовать продукция.

3.6    эталонная антенна в диапазоне частот от 30 до 80 МГц (reference antenna): Укороченный согласованный диполь, который является полуволновым вибратором на частоте 80 МГц (см. СИСПР 16-1:1993).

3.7    эталонная антенна для частот свыше 80 МГц (reference antenna): Согласованный полуволновой вибратор, настроенный на частоту измерения (см. СИСПР 16-1:1993).

3.8    широкополосное излучение (broadband emission): Излучение, ширина частотного спектра которого больше ширины полосы пропускания измерительного прибора или приемника (МЭК 50-161:1990, 161-06-11).

3.9    узкополосное излучение (narrowband emission): Излучение, ширина частотного спектра которого меньше ширины полосы пропускания измерительного прибора или приемника (МЭК 50-161:1990, 161-06-13).

3.10    электрическая/электронная система (electrical/electronic system): Электрический и/или электронный компонент или группа компонентов, являющихся частью машины, вместе с соответствующими электрическими соединениями.

СТБ ИСО 14982-2006

3.11    электрические/электронные сборочные узлы (electrical/electronic sub-assembly - (ESA): Электрический и/или электронный компонент или группа компонентов, являющихся частью машины, вместе с соответствующими электрическими соединениями, которые выполняют одну или более определенных функций.

3.12    тип машины (machine type): Машины, которые имеют общие форму, структуру электрических и/или электронных компонентов и систему их соединения, а также применяемые материалы, из которых изготовлена машина (например, сталь, алюминий или стекловолокно).

3.13    тип сборочного узла (electrical/electronic sub-assembly type): Сборочные узлы, которые имеют общие выполняемые функции, структуру электрических или электронных компонентов при наличии, а также исходные материалы корпусов.

3.14    электростатический разряд (electrostatic discharge - (ESD): Перенос электрического заряда между телами с разными электростатическими потенциалами при расположении их рядом или через прямой контакт между ними (МЭК 50-161:1990, 161-01-22).

3.15    кондуктивные помехи (conducted transients): Наведенный ток или напряжение, распространяющиеся в питающей сети машины или в проводниках, соединяющих отдельные компоненты.

4    Выполнение требований

Машина и ее электрические/электронные узлы при функционировании должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. Изготовитель может выбрать следующие методы подтверждения соответствия:

a)    требования настоящего стандарта считаются выполненными для всей машины, если выполнены требования, указанные в разделах 5 и 6. Если изготовитель выбирает этот метод, то не требуется проведения обычных испытаний электрических/электронных систем или сборочных узлов;

b)    требования настоящего стандарта считаются выполненными, если изготовитель подтверждает, что все электрические/электронные системы или сборочные узлы соответствуют требованиям настоящего стандарта и установлены в соответствии с рекомендуемыми требованиями к сборочным узлам;

c)    требования настоящего стандарта считаются выполненными, если машина не имеет такого оборудования, для которого необходимо проводить испытания на помехоустойчивость или излучение помех. В этом случае нет необходимости проводить испытания (см. раздел 7).

5    Испытания

5.1 Порядок выполнения

При испытаниях проводится проверка определенного типа машины, при которой отдельный тип (далее - образец), который выбран из ряда машин, отвечающих определенным критериям, подвергается испытаниям (см. термины 3.12 и 3.13).

Для каждого испытания устанавливается норма помехоустойчивости или излучения помех (далее -норма), которой должна соответствовать готовая продукция. Более жесткие величины норм применяются к испытуемым образцам (за исключением электростатического разряда и кондуктивных помех), которые должны быть на 2 дБ (20 %) ниже нормы (при оценке излучения помех) и соответственно на 2 дБ (25 %) выше нормы (при оценке помехоустойчивости).

Примечание 1 - Более жесткие нормы используется для того, чтобы учесть допустимые отклонения параметров испытуемого образца и серийной продукции (эквивалентность испытуемого образца), а также обеспечить сопоставимость результатов, полученных различными испытательными лабораториями (воспроизводимость результатов).

Предполагается, что если испытуемый образец соответствует более жестким требованиям, то и все серийные изделия, которые представляет испытуемый образец, соответствуют нормам.

Примечание 2 - Это означает, что эти нормы принимаются как базовые при испытаниях и контроле продукции.

Установленные нормы устойчивости к электростатическому разряду и кондуктивным помехам действительны и для испытуемого образца.

Примечание 3 - В связи с тем что результаты испытания на устойчивость к электростатическому разряду и кондуктивным помехам в меньшей степени зависят от окружающей среды и незначительных изменений в конструкции испытуемых образцов, более жесткие нормы не применяются.

СТБ ИСО 14982-2006

5.2 Общие требования к оценке помехоустойчивости

Во время испытания не должно быть никаких помех, которые могут повлиять на непосредственное управление машины водителем, например рулевое управление, торможение, изменение скорости движения или частоты вращения коленчатого вала двигателя. Это требование также распространяется на движущиеся части машины и процессы регулировки, которые могут создать опасную ситуацию или помехи.

6 Нормы, методы испытаний и измерений

6.1    Широкополосное электромагнитное излучение машин

6.1.1    Метод измерения

Электромагнитное излучение измеряется с использованием метода, приведенного в приложении В, на любом из заданных расстояний от машины до антенны. Конкретное расстояние определяется пользователем настоящего стандарта.

6.1.2    Нормы широкополосного излучения

Если измерения производятся с применением метода, приведенного в приложении В, на расстоянии от машины до антенны (10 ± 0,2) м, то нормы излучения составляют:

-    34 дБ или 50 мкВ/м в частотном диапазоне от 30 до 75 МГц;

-    от 34 до 45 дБ (от 50 до 180 мкВ/м) в частотном диапазоне от 75 до 400 МГц. Значение величин в децибелах определяется относительно 1 мкВ/м. Эта норма возрастает линейно в децибелах относительно логарифма частоты при частоте свыше 75 МГц (см. рисунок А.1);

-    в частотном диапазоне от 400 до 1000 МГц величина нормы остается постоянной - 45 дБ (180 мкВ/м).

Если измерения производятся с применением метода, приведенного в приложении В, на расстоянии от машины до антенны (3 ± 0,05) м, то нормы излучения составляют:

-    44 дБ (160 мкВ/м) в частотном диапазоне от 30 до 75 МГц;

-    от 44 до 55 дБ (от 160 до 562 мкВ/м) в частотном диапазоне от 75 МГц до 400 МГц. Эта норма возрастает линейно в децибелах относительно логарифма частоты при частоте свыше 75 МГц (см. рисунок А.2);

-    в частотном диапазоне от 400 до 1000 МГц величина нормы остается постоянной - 55 дБ (562 мкВ/м).

Измеряемые на образце величины, выраженные в децибелах (мкВ/м), должны быть ниже значения норм не менее чем на 2 дБ (20 %).

6.2    Узкополосное электромагнитное излучение машин

6.2.1    Метод измерения

Электромагнитное излучение измеряется с использованием метода, приведенного в приложении С, на любом из заданных расстояний от машины до антенны. Конкретное расстояние определяется пользователем настоящего стандарта.

6.2.2    Нормы узкополосного излучения

Если измерения производятся с применением метода, приведенного в приложении С, на расстоянии от машины до антенны (10 ± 0,2) м, то нормы излучения составляют:

-    24 дБ (16 мкВ/м) в частотном диапазоне от 30 до 75 МГц;

-    от 24 до 35 дБ (от 16 до 56 мкВ/м) в частотном диапазоне от 75 до 400 МГц. Эта норма возрастает линейно в децибелах относительно логарифма частоты при частоте свыше 75 МГц (см. рисунок А.З);

-    в частотном диапазоне от 400 до 1000 МГц величина нормы остается постоянной - 35 дБ (56 мкВ/м).

Если измерения производятся с применением метода, приведенного в приложении С, на расстоянии от машины до антенны (3 ± 0,05) м, то нормы излучения составляют:

-    34 дБ (500 мкВ/м) в частотном диапазоне от 30 до 75 МГц;

-    от 34 до 45 дБ (от 50 до 180 мкВ/м) в частотном диапазоне от 75 до 400 МГц. Эта норма возрастает линейно в децибелах относительно логарифма частоты при частоте свыше 75 МГц (см. рисунок А.4).

-    в частотном диапазоне от 400 до 1000 МГц величина нормы остается постоянной - 45 дБ (180 мкВ/м).

Измеряемые на образце величины, выраженные в децибелах (мкВ/м), должны быть ниже значения норм не менее чем на 2 дБ (20 %).

4

СТБ ИСО 14982-2006

6.3    Помехоустойчивость машин

6.3.1    Метод испытаний

Испытания машин на устойчивость к электромагнитным помехам проводятся в соответствии с ИСО 11451-1:1995 и ИСО 11451-2:1995. Регламентированные условия испытаний и режим работы должны быть определены для каждого типа машин и указаны в протоколах испытаний. При испытаниях используются методы, установленные в ИСО 11451-1:1995. Для испытаний используется ампли-тудно-модулированный синусоидальный сигнал с частотой модуляции 1 кГц с глубиной модуляции 80 % (см. ИСО 11451-1:1995). Испытания следует проводить в частотном диапазоне от 20 до 1000 МГц. Поляризация электромагнитного поля может быть вертикальной или горизонтальной, исходя из максимально неблагоприятных условий помехоустойчивости, и должна быть зафиксирована в протоколе испытания.

6.3.2    Нормы помехоустойчивости машин

Среднеквадратическое значение нормы немодулированного сигнала должно быть 24 В/м. Максимальное значение модулированного испытательного сигнала должно соответствовать максимальному значению немодулированного сигнала. Норма для испытуемого образца увеличивается на 25 %.

При испытаниях машин на помехоустойчивость должны быть выполнены общие требования по 5.2.

6.4    Широкополосное электромагнитное излучение сборочных узлов машин

6.4.1    Метод измерения

Электромагнитные помехи измеряются с использованием метода, приведенного в приложении D.

6.4.2    Нормы широкополосного излучения для сборочных узлов

Если измерения производятся с применением метода, приведенного в приложении D, нормы излучения составляют:

-    от 64 до 54 дБ (от 1600 до 500 мкВ/м) в частотном диапазоне от 30 до 75 МГц. Эта норма уменьшается линейно в децибелах относительно логарифма частоты при частоте свыше 30 МГц;

-    от 54 до 65 дБ (от 500 до 1800 мкВ/м) в частотном диапазоне от 75 до 400 МГц и возрастает линейно в децибелах относительно логарифма частоты при частоте свыше 75 МГц (см. рисунок А.5);

-    в частотном диапазоне от 400 до 1000 МГц величина нормы остается постоянной - 65 дБ (1800 мкВ/м).

Измеряемые на образце величины, выраженные в децибелах (мкВ/м), должны быть ниже значения норм не менее чем на 2 дБ (20 %).

6.5    Узкополосное электромагнитное излучение сборочных узлов машин

6.5.1    Метод измерения

Электромагнитное излучение измеряется с использованием метода, приведенного в приложении Е.

6.5.2    Узкополосные нормы излучения для сборочных узлов

Если измерения производятся с применением метода, приведенного в приложении Е, нормы излучения составляют:

-    от 54 до 44 дБ (от 500 до 160 мкВ/м) в частотном диапазоне от 30 до 75 МГц. Эта норма уменьшается линейно в децибелах относительно логарифма частоты при частоте свыше 30 МГц;

-    от 44 до 55 дБ (от 160 до 562 мкВ/м) в частотном диапазоне от 75 до 400 МГц и возрастает линейно в децибелах относительно логарифма частоты при частоте свыше 75 МГц (см. рисунок А.6);

-    в частотном диапазоне от 400 до 1000 МГц величина нормы остается постоянной - 55 дБ (562 мкВ/м).

Измеряемые на образце величины, выраженные в децибелах (мкВ/м), должны быть ниже значения норм не менее чем на 2 дБ (20 %).

6.6    Помехоустойчивость сборочных узлов машин

6.6.1 Метод испытаний

Испытания сборочных узлов машины на устойчивость к электромагнитным помехам проводятся в соответствии с ИСО 11452-2:1995, ИСО 11452-3:1995, ИСО 11452-4:1995 или ИСО 11452-5:1995. Выбранные методы испытаний должны охватывать диапазон частот от 20 до 1000 МГц. Для испытаний используется амплитудно-модулированный синусоидальный сигнал с частотой модуляции 1 кГц и глубиной модуляции 80 % (см. ИСО 11452-1:1995). Если для испытаний в безэховой камере при

5

калибровке поля используется метод замещения, то мощность падающей волны, независимо от коэффициента стоячей волны системы, может использоваться для контроля. Для сборочных узлов машины может использоваться метод замещения или метод замкнутого контура. В протоколе испытаний следует указать, какой метод испытаний был использован.

6.6.2 Нормы помехоустойчивости сборочных узлов

Нормы помехоустойчивости сборочных узлов должны быть следующими:

-48 В/м для метода испытаний с применением полосковой линии (ИСО 11452-5:1995);

-    60 В/м для метода испытаний с применением поперечной электромагнитной волны (ИСО 11452-3:1995);

-48 мАдля метода испытаний с подачей объемного тока (ИСО 11452-4:1995);

-    24 В/м для метода испытаний в безэховой камере в поле с вертикальной поляризацией излучения (ИСО 11452-2:1995).

При испытании образцов нормы увеличивают на 25 %. Нормы устанавливаются для среднеквадратичного значения немодулированного сигнала. При испытаниях не допускается наличие изменений в работе сборочных узлов, которые неприемлемы для нормальной работы машины.

При испытаниях сборочных узлов на помехоустойчивость должны быть выполнены общие требования по 5.2.

6.7    Электростатический разряд

6.7.1    Метод испытаний

Метод в соответствии с ИСО/ТО 10605:1994 должен быть использован как метод испытания машины или сборочного узла на участках, где при обычном использовании возможен электростатический разряд (например, вызванный касанием оператора).

6.7.2    Нормы

Применяется испытательный уровень I (± 4 кВ) при критерии качества функционирования А в соответствии с ИСО/ТО 10605:1994.

6.8    Кондуктивные помехи

6.8.1    Метод испытаний

В качестве метода испытаний используется метод, приведенный в ИСО 7637-0:1990, ИСО 7637-1:1990 и ИСО 7637-2:1990.

6.8.2    Нормы

Применяется испытательный уровень I при критерии качества функционирования А в соответствии с ИСО 7637-1:1990 и ИСО 7637-2:1990. В таблице 1 приведены значения нормы испытательного импульса для напряжения питания 12 и 24 В. Перед испытанием каждым контрольным импульсом должны быть установлены параметры качества функционирования.

Таблица 1 - Испытательные импульсы для напряжения питания 12 и 24 В

Испыта

тельный

импульс

Норма помехоустойчивости при напряжении питания 12 В

Норма помехоустойчивости при напряжении питания 24 В

Применение

1

-25

-501

Этот испытательный импульс является имитацией переходных процессов, возникающих в результате отсоединения питания от индуктивной нагрузки. Он применяется при наличии в машине приборов, подсоединенных параллельно индуктивной нагрузке

2

+25

+25

Этот испытательный импульс является имитацией переходных процессов, возникающих в результате внезапной остановки подачи тока в индуктор, который последовательно соединен с испытуемым прибором