СТ
ССФЖТ ЦТ 042-99
СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ДИСКИ ТОРМОЗНЫЕ МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО
СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Типовая методика испытаний
Москва
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Научно исследовательским институтом тепловозов и
путевых машин МПС России (ВНИТИ)
2. ВНЕСЕН Центральным органом Системы
сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте (ЦОС) - Департаментом
технической политики МПС России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС
России
3. УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС
России от 10.12.99 г. № А-2775у
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения. 1
2. Нормативные ссылки. 1
3. Объект испытаний. 2
4. Проверяемые сертификационные
показатели. 2
5. Методы испытаний, порядок и
условия их проведения. 3
6. Средства испытаний. 4
7. Оформление результатов
испытаний. 5
8. Требования безопасности. 5
|
СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА
ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ДИСКИ ТОРМОЗНЫЕ МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО
СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Типовая методика испытаний
|
Дата введения 1999-12-15
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает
обязательную для применения типовую методику испытаний по определению
показателей сертификации чугунных тормозных дисков механических тормозов
моторвагонного подвижного состава железных дорог, установленных в ФТС
ЖТ ЦТ 020.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки
на следующие нормативные документы:
ГОСТ
12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования
безопасности
ГОСТ
12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 166-89 Штангенциркули.
Технические условия
ГОСТ 1497-84 Металлы.
Методы испытаний на растяжение
ГОСТ 2604.1-77
Чугун легированный. Методы определения содержания углерода
ГОСТ 2604.2-86 Чугун
легированный. Методы определения содержания серы
ГОСТ 2604.3-83 Чугун
легированный. Методы определения содержания кремния
ГОСТ 2604.4-87 Чугун
легированный. Методы определения содержания фосфора
ГОСТ 2604.5-84
Чугун легированный. Методы определения содержания марганца
ГОСТ 2604.6-77
Чугун легированный. Методы определения содержания хрома
ГОСТ 2604.8-77 Чугун
легированный. Методы определения содержания никеля
ГОСТ 2604.9-83 Чугун
легированный. Методы определения содержания меди
ГОСТ 9012-59 Металлы
и сплавы. Метод измерения твердости по Бринеллю
ГОСТ
9847-79 Приборы оптические для измерения параметров шероховатости
поверхности. Типы и основные параметры
ГОСТ
12354-81 Стали легированные и высоколегированные. Метод определения
молибдена
ГОСТ
28840-90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие, изгиб.
Общие технические требования
ОСТ 32.53-96 Организация и порядок
проведения приемочных и сертификационных испытаний тягового подвижного состава
ФТС
ЖТ ЦТ 020-99 Диски тормозные тягового подвижного состава железных дорог. Требования по сертификации
3. Объект испытаний
3.1. Объектом испытаний является чугунный
тормозной диск механических тормозов моторвагонного подвижного состава железных
дорог (далее - тормозной диск).
3.2. Тормозные диски, подвергаемые
испытаниям, должны соответствовать требованиям нормативной, конструкторской,
технологической документации и приняты службой технического контроля
изготовителя и инспекцией МПС России (при наличии).
4. Проверяемые сертификационные показатели
4.1. Результатом испытаний является
оценка сертификационных показателей на соответствие требованиям нормативных
документов.
4.2. Показатели, проверяемые в
соответствии с требованиями настоящего стандарта, приведены
в таблице 1 ФТС
ЖТ ЦТ 020.
4.3. Обозначение, единиц измерений и
величин погрешностей измерений показателей сертификации тормозных дисков,
определяемых экспериментальными методами, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя (характеристики)
|
Обозначение
|
Единица
измерения
|
Максимальная
относительная погрешность, %
|
Химический
состав
|
|
%
|
ГОСТ 2604.1 - ГОСТ 2604.9, ГОСТ
12354
|
Временное
сопротивление разрыву
|
s
|
МПа
|
1
|
Твердость
|
НВ
|
мм
|
1
|
Дисбаланс
статический
|
Dст
|
кг
· см
|
0,2
|
5. Методы испытаний, порядок и условия их
проведения
5.1. Геометрические размеры диска
определяют линейными измерениями.
5.2. Шероховатость поверхности торможения
тормозных дисков определяют профильным методом.
5.3. Качество поверхности тормозных
дисков проверяют внешним осмотром, а также проводят линейные измерения размеров
дефектов.
5.4. Проверку химического состава
материала (чугуна) проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 2604.1 - ГОСТ 2604.9, ГОСТ
12354.
5.5. Определение временного сопротивления
разрыву проводят по ГОСТ 1497 на образцах,
вырезаемых из диска диаметром 10 мм и длинной 50 мм.
5.6. Испытания по определению твердости
тормозных дисков проводят в соответствии
с требованиями ГОСТ 9012.
Твердость должна измеряться в 3-х точках
через 120° на поверхности торможения по среднему радиусу трения.
5.7. Величину дисбаланса определяют путем
установки тормозного диска с оправкой на балансировочном стенде. При этом
тормозной диск с закрепленным на нем в любом месте пробным грузом, массой из
расчета не более 3 кг/см при любом его угловом положении, должен быть
неподвижен.
5.8. Определение термической прочности
тормозного диска проводят на тормозном инерционном стенде с моментом инерции
2100 кг · м2 (имитируемая нагрузка от колесной пары на рельсы 19,5
т.с) путем выполнения серий длительных и остановочных торможений в соответствии
с требованиями, приведенными в таблице 2.
Таблица 2
Вид испытаний на стенде
|
Скорость,
км/ч
|
Удельное
давление тормозной накладки на диск, Н/см2
|
Предельная
температура нагрева тормозного диска, °С
|
Количество
торможений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
Остановочные торможения
|
90
|
100
|
55
|
10
|
2.
Остановочные торможения с возрастающими начальными температурами
|
90
|
40
|
40
|
1
|
140
|
70
|
|
1
|
120
|
100
|
|
1
|
120
|
140
|
|
1
|
140
|
180
|
|
1
|
90
|
200
|
|
1
|
3. То же
|
90
|
40
|
|
1
|
140
|
70
|
|
1
|
120
|
140
|
|
1
|
120
|
160
|
55
|
1
|
140
|
200
|
|
1
|
90
|
220
|
|
1
|
4. Длительные
торможения
|
70
|
400
|
-
|
3
|
Остановочные
торможения
|
60
|
-
|
40
|
5.
Остановочные торможения
|
140
|
-
|
55
|
5
|
160
|
-
|
55
|
5
|
180
|
-
|
55
|
5
|
200
|
-
|
55
|
5
|
Примечания
1) По пункту 1 проводят торможения с целью приработки тормозного диска
и тормозных накладок (пятно контакта тормозных накладок должно быть не менее
70 %).
2) По пунктам 2 и 3 проводят торможения до полной остановки без пауз
для охлаждения тормозного диска.
3) По пункту 4 торможение проводят не менее 10 мин. с мощностью,
приходящейся на диск, в 55 кВт. При достижении на поверхности трения
тормозного диска температуры 400 °С
проводят остановочное торможение.
4) Перед каждым торможением, кроме торможений по
пунктам 2 и 3 температура поверхности тормозного диска не должна превышать 40
°С.
|
6. Средства испытаний
6.1. Средства испытаний,
используемые для определения показателей сертификации, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Наименование контролируемого показателя, характеристики
тормозного диска
|
Наименование
испытательного оборудования (ИО), средств измерений (СИ), используемых при
испытаниях по данной методике, методе контроля характеристики (показателя)
тормозного диска
|
Основные
характеристики ИО, СИ (по паспорту, техдокументации)
|
Наименование
(номер) документа о метрологической аттестации ИО, поверке СИ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Геометрические размеры
|
Штангенциркуль
|
Диапазон измерения 250 - 800 мм, погрешность измерения
0,1
|
Свидетельство о метрологической поверке
|
Шероховатость
поверхности
|
Оптический
прибор светового сечения типа ПСС
|
Диапазон
измерения 10 - 40 мкм, погрешность измерения
|
то
же
|
(ГОСТ
9847)
|
8,5 %
|
Профилометр
|
Диапазон
измерения 0,06 - 400 мкм, погрешность измерения 1,6 мкм
|
_»_
|
Модель 201
|
Твердость по
Бринеллю
|
Твердомер
|
Диапазон
измерения 8 - 650 НВ, погрешность измерения не более 1 %
|
_»_
|
Модель ТШ-2
|
Временное
сопротивление разрыву
|
Разрывные
универсальные машины
|
Диапазон
измерения 0 - 147,1 · 103 Н, погрешность измерения не более 1 %
|
Свидетельство о метрологической аттестации
|
(ГОСТ
28840)
|
Термическая
прочность
|
Тормозной
стенд
|
Сила нажатия
до 5,5 т.с ± 0,5 %., частота вращения
до 1000 об/мин. ± 1 %, имитируемая нагрузка до 23,5 т.с. ± 10 % от основной
колесной пары на рельс
|
Свидетельство
о метрологической аттестации
|
Термометр
термоэлектрический цифровой
|
Диапазон
измерения 0 - 600 °C, погрешность измерения 0,5 °C.
|
Свидетельство
о метрологической поверке
|
Тип ТТЦ-1
|
Статический
дисбаланс
|
Балансировочный
стенд
|
Погрешность
измерения 5 - 15 мкм
|
Свидетельство
о метрологической аттестации
|
6.2. СИ должны иметь
свидетельства о метрологической поверке.
6.3. ИО должно быть аттестовано и иметь
свидетельство об его аттестации.
7. Оформление результатов испытаний
Результаты испытаний оформляют в виде
протокола по форме, приведенной в ОСТ 32.53.
8. Требования безопасности
8.1. Испытания проводят с соблюдением
общих требований производственной санитарии, правил и инструкций по охране
труда и технике безопасности, утвержденных в установленном порядке.
8.2. Оборудование испытательного стенда и
организация рабочего места при испытаниях должны соответствовать требованиям
безопасности по ГОСТ
12.2.003 и ГОСТ
12.3.002.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменение
|
Номера
листов (страниц)
|
Номер
документа
|
Подпись
|
Дата
|
Срок
введения изменения
|
измененных
|
замененных
|
новых
|
аннулированных
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|