Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

36 страниц

Купить СТ РК 1684-2007 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на новые и реконструируемые мостовые сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, пешеходные мосты) и водопропускные трубы (далее - трубы) постоянного типа на автомобильных дорогах общего пользования и устанавливает порядок их проектирования. Предусмотренные стандартом требования применяются при проектировании мостовых сооружений и труб, предназначенных для эксплуатации в любых климатических условиях страны.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Расположение мостовых сооружений

6 Расчет мостов на воздействие водного потока

7 Расчет конструкций на силовые воздействия

8 Основные конструктивные требования к мостовым сооружениям

     8.1 Габариты

     8.2 Деформации, перемещения, продольный профиль

     8.3 Пролетные строения мостовых сооружений

     8.4 Опоры мостовых сооружений

     8.5 Мостовое полотно

     8.6 Сопряжение мостовых сооружений с подходами

     8.7 Отвод воды

     8.8 Гидроизоляция конструкций

     8.9 Эксплуатационные обустройства и коммуникации

     8.10 Регуляционные и защитные сооружения

9 Водопропускные трубы

Приложение (справочное). Библиография

 
Дата введения01.01.2009
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Организации:

03.12.2007УтвержденКомитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан669
РазработанТК 42 Автомобильные дороги
РазработанАО КаздорНИИ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МОСТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ И ВОДОПРОПУСКНЫЕ ТРУБЫ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

Общие требовании но проектированию

СТ РК 1684-2007

Издание официальное

Комитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан (Г осстандарт)

Астана

CT РК 1684-2007


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН акционерным обществом «Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт» (АО «КаздорНИИ»), ТК 42 по стандартизации «Автомобильные дороги»

ВНЕСЕН Комитетом развития транспортной инфраструктуры Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом председателя Комитета по техническому регулирования и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 03 декабря 2007 г. № 669.

2014 год 5 лет

3. Настоящий стандарт гармонизирован с техническими регламентами «Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог», «Требования безопасности к дорожно-строительным материалам».

4 СРОК ПЕРВОЙ проверки ПЕРИОДИЧНОС ТЬ ПРОВЕРКИ

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан

Усилия в элементах мостовых сооружений и труб, для которых в [6] не указаны методы их расчета с учетом возникающих неупругих деформаций, допускается определять в предположении работы упругой стадии принятой расчетной схемы.

При соответствующем обосновании расчет допускается производить по деформированной схеме, учитывающей влияние перемещений конструкции под нагрузкой.

Выбор расчетных схем, а также методов расчета конструкций мостовых сооружений и труб необходимо производить с учетом эффективного использования автоматизированных систем расчёта и проектирования.

7.3    Величины напряжений и деформаций, определяемые в элементах конструкций при расчетах сооружений в стадии эксплуатации и при строительстве, а также величины напряжений и деформаций, определяемые расчетами в монтажных элементах или блоках при их изготовлении, транспортировании и монтаже, не должны превышать расчетных сопротивлений и предельных деформаций, установленных в стандартах по проектированию соответствующих конструкций мостовых сооружений и труб.

7.4    За расчетную минимальную температуру следует принимать среднюю температуру окружающего воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства в соответствии с требованиями [3]:

0,92 - для бетонных и железобетонных конструкций;

0,98 - для стальных конструкций и стальных частей сталежелезобетонных конструкций.

7.5    Устойчивость конструкций против опрокидывания следует рассчитывать по формуле:

Ми£-М7    (1)

У„

где Ми - момент опрокидывающих сил относительно оси возможного опрокидывания конструкции, проходящей по крайним точкам опирания;

М, - момент удерживающих сил относительно той же оси;

m - коэффициент условий работы, принимаемый равным:

-    при проверке конструкций, опирающихся на отдельные опоры:

а)    в стадии строительства    - 0,95;

б)    в стадии постоянной эксплуатации - 1,0;

-    при проверке сечений бетонных конструкций и фундаментов:

а)    на скальных основаниях - 0,9;

б)    на нескальных основаниях - 0,8;

уп - коэффициент надежности по назначению, принимаемый равным 1,1, при расчетах в стадии постоянной эксплуатации и 1,0 - при расчетах в стадии строительства.

о

CT РК 1684-2007

Опрокидывающие силы следует принимать с коэффициентами надежности по нагрузке Yr > 1.

Удерживающие силы следует принимать с коэффициентами надежности по нагрузке:

для постоянных нагрузок - у,- < 1;

для временных вертикальных нагрузок - в соответствии с требованиями CT РК 1380.

Q/

7.6 Устойчивость конструкций против сдвига (скольжения) проверяется по формуле

(2)

где Qr - сдвигающая сила, равная сумме проекций сдвигающих сил на направление возможного сдвига;

Q/ - удерживающая сила, равная сумме проекций удерживающих сил на направление возможного сдвига;

Yr-см. 7.5.

Сдвигающие силы следует принимать с коэффициентами надежности по нагрузке большими единицы, а удерживающие - по 7.5.

В качестве удерживающей горизонтальной силы, создаваемой грунтом, допускается принимать силу, величина которой не превышает активного давление грунта.

Коэффициенты трения при расчетах на сдвиг принимаются по таблице 3.

Таблица 3

Поверхность трения

Коэффициент трения, Г

1 Бетон

0,55

2 Скальный грунт с омыливающейся поверхностью во влажном состоянии

0,25

в сухом состоянии

0,30

3 Суглинки, смеси

0,30

4 Пески

0,40

5 Гравийные и гапечниковые грунты

0,50

6 Скальные фунты с неомыливающейся поверхностью

0,60

7.7 При выполнении расчетов следует применять методы, изложенные в соответствующих нормативных документах, а при их отсутствии нормативных указаний использовать методы, рекомендуемые в научно-технической

CT РК 1684-2007

литературе с учетом климатических и сейсмических условий района строительства или реконструкции мостовых сооружений.

8 Основные конструктивные требования к мостовым сооружениям

8.1    Габариты

8.1.1    Габариты приближения конструкций проектируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования должны соответствовать требованиям CT РК 1379.

Если в перспективном плане развития дорожной сети или в техническом задании на проектирование дороги предусматривается перевод дороги в более высокую категорию, габариты приближения конструкций проектируемых мостовых сооружений должны соответствовать требованиям, предусмотренным для сооружений на дорогах более высокой категории.

8.1.2    Габариты мостовых сооружений для пропуска полевых дорог и прогона скота при отсутствии специальных требований следует принимать:

-    для полевых дорог - высоту не менее 4,5 м, ширину - 6,0 м, но не менее увеличенной на 1,0 м максимальной ширины сельскохозяйственных машин, движение которых возможно на дороге;

-    для прогона скота - высоту не менее 3,0 м, ширину по формуле 2+Л/6, где X - длина скотопрогона, но не менее 4,0 м и не более 8,0 м.

Полевая дорога или дорога для прогона скота, проходящая под пролетом мостового сооружения должна быть укреплена по всей ширине на участках длиной не менее 10,0 м в каждую сторону ог сооружения. При необходимости у мостовых сооружений устраиваются направляющие ограждения.

8.1.3    Габариты подмостовых судоходных пролетов на внутренних водных путях следует принимать в соответствии с ГОСТ 26775. При строительстве мостов под дополнительные полосы движения автотранспорта (при расширении существующих мостовых переходов) подмостовые габариты следует принимать на основании технико-экономических расчетов с учетом подмостовых габаритов существующих мостов.

8.1.4    Ширину пешеходных мостов следует принимать в зависимости от расчётной перспективной интенсивности движения пешеходов, но не менее 2,25 м для мостов в населённых пунктах и 1,5 м вне населенных пунктов. Расчетная пропускная способность 1 м ширины моста принимается равной 2000 чел/ч, а для лестниц - 1500 чел/ч.

Подмостовые и рамповые участки путепроводов следует проектировать в соответствии с требованиями СТ РК 1379.

CT РК 1684-2007

8.2 Деформации* перемещения, продольный профиль

8.2.1    При проектировании мостовых сооружений следует обеспечивать плавность движения транспортных средств путем ограничения упругих прогибов пролетных строений от подвижной временной вертикальной нагрузки и назначения для продольного профиля проезжей части соответствующего очертания

8.2.2    Вертикальные упругие прогибы пролетных строений мостовых сооружений (включая пешеходные мосты) при действии подвижной временной вертикальной нагрузки с коэффициентами yi= 1 и 1+|д=1 не

должны превышать    где    f    ~    расчетный    пролет,    м.

8.2.3    Необходимое очертание покрытия проезжей части на пролетных строениях мостовых сооружений следует при проектировании придавать за счет строительного подъема пролетных строений; изменения толщины выравнивающего слоя проезжей части или покрытия.

Строительный подъем балочных разрезных стальных и сталежелезобетонных пролетных строений следует предусматривать по плавной кривой, стрела которой после учета деформаций от постоянной нагрузки равна 40 % упругого прогиба пролетного строения от подвижной временной вертикальной нагрузки при уг=1 и 1+р=1.

Строительный подъем допускается не предусматривать для пролетных строений, прогиб которых от постоянной и подвижной временной вертикальной нагрузок не превышает 1/1600 величины пролета.

8.2.4    Строительный подъем и очертание профиля покрытия железобетонных пролетных строений следует предусматривать так, чтобы после проявления деформаций от ползучести и усадки бетона (но не позднее двух лет с момента действия полной постоянной нагрузки) углы перелома продольного профиля по осям полос движения в местах сопряжения пролетных строений между собой и с подходами не превышати значений, приведенных в таблице 4.

Таблица 4

Нагрузка

Расчетная скорость движения одиночных легковых автомобилей на примыкающих к мостовому сооружению участках дороги, км/ч

Разность уклонов продольного профиля смежных пролетов сооружения,

%0

1

2

3

1 Постоянная нагрузка

150-100

8

1

2

3

80

9

70

11

60

13

40

17

2 Нагрузка АК

-

24

3 Нагрузка НК

-

13

Примечания

1    Если расстояния между местами сопряжения пролетных строений между собой или с подходами превышают 50 м, предельные значения углов перелома могут быть увеличены в 1,2 раза.

2    В температурно-неразрезных пролетных строениях, объединенных по плите проезжей части, углы перелома профиля следует определять без учета влияния соединительной плиты.

В проектной документации следует указывать продольный профиль проезда на момент устройства дорожной одежды проезжей части (с намечаемым улучшением его очертания посредством изменения толщины выравнивающего слоя или покрытия) и после проявления деформаций от усадки и ползучести бетона.

До проявления длительных деформаций углы перелома продольного профиля при отсутствии на сооружении подвижной временной вертикальной нагрузки могут превышать значения, приведенные в таблице 4, не более чем в 2 раза.

8.2.5    При проектировании пролетных строений внешне статически неопределимых систем в расчетах следует учитывать возможные осадки и перемещения верха опор.

Горизонтальные и вертикальные перемещения верха опор следует также учитывать при назначении конструкций опорных частей и деформационных швов, размеров оголовков опор, ригелей, подферменников.

8.2.6    Различные по величине осадки соседних опор не должны вызывать появления в продольном профиле дополнительных углов перелома, превышающих разность продольных уклонов проезжей части смежных пролетов 2 %о.

8.2.7    На стадии монтажа пролетных строений для консолей, образу ющихся при навесной сборке или при продольной надвижке, периоды собственных поперечных колебаний в вертикальной и горизонтальной плоскостях не должны превышать 3 с, а период собственных крутильных колебаний при этом не должен быть более 2 с. Отступления от указанных требований могут допускаться после проведения соответствующих расчетов или специальных аэродинамических исследований по оценке устойчивости и пространственной жесткости собираемых консолей. При этом необходимо соблюдать требования CT РК 1380 (пункт 7.1), по расчету конструкций на воздействие ветра.

I л

CT РК 1684-2007

8.3 Пролетные строения мостовых сооружений

8.3.1    Основные размеры пролетных строений и опор новых мостовых сооружений следует определять с соблюдением принципов модульности и унификации в строительстве.

Расчетные пролеты или полную длину пролетных строений мостовых сооружений на прямых участках дорог при опорах перпендикулярных оси моста следует определять равными 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 33 и 42 м, а при больших размерах пролетов — кратными 21 м.

Приведенные размеры следует принимать в качестве полной длины для разрезных пролетных строений: до 42 м включительно - из железобетона, до 33 м включительно - из других материалов. Во всех остальных случаях, а также для пролетных строений со сквозными главными фермами приведенным размерам должны соответствовать расчетные пролеты.

Отступление от указанных размеров допускается при техникоэкономическом обосновании при проектировании:

-    мостов, возводимых вблизи существующих;

-    многопролетных п>тепроводов через железнодорожные станционные пути;

-отдельных пролетов мостовых сооружений сложных систем (неразрезных, рамно-подвесных, рамно-консольных);

-    реконструкции мостовых сооружений.

При применении в конструкциях сооружений типовых элементов или стандартных деталей необходимо учитывать установленные для них допустимые отклонения в геометрических размерах. Для сборных элементов, изготовляемых применительно к данной конструкции мостового сооружения, в проекте при соответствующем обосновании могут быть установлены свои величины этих отклонений.

8.3.2    При образования поперечного уклона поверхностей мостового полотна балки (плиты) пролетного строения в поперечном сечении должны устанавливаться на горизонтальные опорные поверхности (ступенчато).

8.3.3    Плитные пролетные строения при установке на полимерные опорные части должны иметь по концам крайних плит поперечные упоры, удерживающие пролетное строение от поперечных смещений и расстройства швов объединения. Зазоры между упорами и боковыми поверхностями крайних плит должны быть плотно заполнены упругими прокладками.

8.3.4    Конструкция деформационных устройств (опорных частей, шарниров, деформационных швов) и их расположение должны обеспечивать необходимую свободу для предусматриваемых взаимных перемещений (линейных, угловых) отдельных частей (элементов) мостового сооружения.

CT РК 1684-2007

Содержание

1    Область применения    1

2    Нормативные ссылки    1

3    Термины и определения    2

4    Общие положения    2

5    Расположение мостовых сооружений    2

6    Расчет мостов на воздействие водного потока    4

7    Расчет конструкций на силовые воздействия    7

8    Основные конструктивные требования к мостовым сооружениям 10

8.1    Габариты    10

8.2    Деформации, перемещения, продольный профиль    11

8.3    Пролетные строения мостовых сооружений    13

8.4    Опоры мостовых сооружений    14

8.5    Мостовое полотно    16

8.6    Сопряжение мостовых сооружений с подходами    20

8.7    Отвод воды    22

8.8    Гидроизоляция конструкций    23

8.9    Эксплуатационные обустройства и коммуникации    25

8.10    Регуляционные и защитные сооружения    26

9    Водопропускные трубы    28

Приложение (справочное). Библиография    31

ш

CT РК 1684-2007

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МОСТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ И ВОДОПРОПУСКНЫЕ ТРУБЫ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

_Общие    требования    по    проектированию_

Дата введения 2009.01.01.

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на новые и реконструируемые мостовые сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, пешеходные мосты) и водопропускные трубы (далее - трубы) постоянного типа на автомобильных дорогах общего пользования и устанавливает порядок их проектирования.

Предусмотренные стандартом требования применяются при проектировании мостовых сооружений и труб, предназначенных для эксплуатации в любых климатических условиях страны.

Стандарт применяется государственными органами, предприятиями и организациями в пределах их компетенции, осуществляющими проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильных дорог и сооружений на них, а также контроль за ними.

Положения стандарта не распространяются на проектирование подвесных и разводных мостов, а также проектирование капитального и других видов ремонта мостовых сооружений и труб на дорогах общего пользования.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

CT РК 1053-2002 Автомобильные дороги. Термины и определения.

СТ РК 1225-2003 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.

СТ РК 1379-2005 Мостовые сооружения и водопропускные трубы на автомобильных дорогах. Габариты приближения конструкций.

СТ РК 1380-2005 Мостовые сооружения и водопропускные трубы на автомобильных дорогах. Нагрузки и воздействия.

ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.

ГОСТ 26775-97 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования.

ГОСТ 27751-88 Надёжность строительных конструкций и оснований.

Издание официальное

CT РК 1684-2007

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины в соответствии с CT РК 1053.

4    Общие положения

4.1    При проектировании новых и реконструкции существующих мостовых сооружений и труб следует соблюдать требования Технического регламента «Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог».

4.2    Основные технические решения, принимаемые при проектировании новых и реконструкции существующих мостовых сооружений и труб, следует обосновывать путем сравнения техникоэкономических показателей конкурентоспособных вариантов.

4.3    При проекгировании реконструкции мостовых сооружений и труб следует учитывать их физическое состояние, грузоподъемность конструкций, продолжительность и режим эксплуатации сооружений после реконструкции.

4.4    Мостовые сооружения и трубы следует проектировать капитального типа.

4.5    В проектной документации должны быть предусмотрены мероприятия по защите элементов и частей мостовых сооружений и труб от повреждений при отсыпке насыпи и укреплении откосов, от засорения и загрязнения, вредных воздействий агрессивных сред, высоких температур, блуждающих токов и т.д.

5    Расположение мостовых сооружений

5.1    Выбор места перехода, разбивку мостовых сооружений на пролеты, назначение положения сооружения в плане и продольном профиле следует производить с учетом требований трассирования дороги, строительных и эксплуатационных показателей вариантов, а также русловых, геологических, гидрогеологических, экологических, ландшафтных и других местных условий, влияющих на технико-экономические показатели соответствующего участка дороги и эстетическую выразительность мостового сооружения.

5.2    При выборе места мостового перехода через судоходные реки по возможности следует:

- мостовые переходы располагать перпендикулярно течению воды (с косиной не более 10 °) на прямолинейных участках с устойчивым руслом, в местах с неширокой малозатопляемой поймой, удаленных от перекатов на расстояние не менее 1,5 длины расчетного судового или плотового состава;

CT PK 1684-2007

-    середину судоходных пролетов совмещать с осью соответствующего судового хода, учитывая возможные русловые переформирования;

-    обеспечивать взаимопараллельность оси судового хода, направления течения воды и плоскостей опор, обращенных в сторону судоходных пролетов;

-    допускаемое отклонение от параллельности судового хода и направления течения реки принимать не более 10 °;

-    не допускать увеличения скорости течения воды в русле при расчетном судоходном уровне, вызванного строительством мостового перехода, свыше 20 % при скорости течения воды в естественных условиях до 2 м/с и 10 % - при скорости свыше 2,4 м/с (при скорости течения воды в естественных условиях от 2,0 до 2,4 м/с процент допускаемого увеличения средней скорости следует определять по интерполяции).

5.3    Число и размеры водопропускных сооружений на пересечении водотока следует определять на основе гидравлических расчетов, при этом необходимо учитывать последующее влияние сооружения на окружающую природную среду.

Пропуск вод нескольких водотоков через одно сооружение должен быть обоснован, а при наличии селевого стока, лессовых грунтов и возможности образования наледи — не допускается.

5.4    Мостовые сооружения общей длиной до 100 м и с пролетами до 60 м, располагаются на участках дороги с любым профилем и планом, принятыми для проектируемой дороги.

Продольный уклон ездового полотна сооружений общей длиной более 100 м и пролетами более 60 м должен быть не более 30 %о, а при деревянном настиле во всех случаях - не более 20 %о.

5.5    Положение элементов мостов над уровнями воды, ледохода и селевого потока на несудоходных и несплавных водотоках, а также в несудоходных пролетах мостов на судоходных водных путях следует определять в зависимости от местных условий и выбранной схемы сооружения. Размеры возвышений отдельных элементов моста над соответствующими уровнями воды и ледохода во всех случаях должны быть не менее величин, указанных в таблице 1.

5.6    Возвышение низа пролетных строений над наивысшим статическим уровнем водохранилища у мостов, расположенных в несудоходных и несплавных зонах водохранилища, должно быть не менее 0,751i, где h - расчетная высота волны, с увеличением на 0,5 м.

5.7    Наименьшее возвышение низа пролетных строений при наличии наледи необходимо определять с учетом их высоты.

Таблица 1

Часть или элемент моста

Возвышен и над

е частей или элементов моста расчетным уровнем, м

водного потока с учетом влияния подпора и волны

ледохода

селевого потока

1. Низ пролетных строений: при глубине подпора до 1 м;

0,75

0,75

1,5

то же, свыше 1 м;

0,75

1,0

1,5

при наличии заторов льда;

-

1,5

-

при наличии карчехода

1,5

-

-

2. Верх площадки для установки опорных частей

0,25

1,0

1,0

3. Низ пят арок и сводов

0,25

0,25

0,5

Примечания

1    При наличии явлении, вызывающих более высокие уровни воды (вследствие подпора от нижележащих рек, озер пли водохранилищ, нагона воды ветром, образования заторов или прохождения паводков по руслам, покрытым льдом, и др ). указанные в таблице возвышения следует отсчитывать от этого уровня, вероятность превышения которого устанавливается в соответствии с таблицей 2.

2    Для мостов длиной до 25 м наименьшее возвышение низа пролетных строении

допускается определять без учета ветровой волны._

5.8    При одновременном наличии карчехода и наледных явлений возвышения, приведенных в таблице 1, следует увеличивать нс менее чем на 0,5 м.

5.9    Расстояние между опорами в свету при наличии карчехода и наледных явлений следует определять с учетом размеров карчей, но не менее 15 м.

5.10    Для пропуска селевых потоков следует предусматривать однопролетные мосты отверстием не менее 4 м по низу подмостового русла или селеспуски, с минимальным стеснением потока.

6 Расчет мостов на воздействие водною потока

6.1 Расчет мостов и пойменных насыпей на воздействие водного потока следует производить по гидрографам и водомерным графикам расчетных паводков. Расчетные гидрологические характеристики определяются

4

CT РК 1684-2007

в соответствии с требованиями [1]. Вероятности превышения расчетных паводков следует принимать по таблице 2.

Таблица 2

Сооружения

Вероятность превышения максимальных расходов расчетных паводков, %

Категория дороги

I

II

III

IV

V

Мосты длиной более 25 м

1

1

1

2

2

Мосты длиной до 25 м и трубы

1

2

2

3

3

При отсутствии гидрографов и водомерных графиков паводков, а также в других обоснованных случаях, расчет сооружений на воздействие водного потока допускается производить по максимальным расходам и соответствующим им уровням расчетных паводков.

В расчетах следует учитывать опыт водопропускной работы близко расположенных сооружений на том же водотоке, влияние водопропускных сооружений одного на другое, а также влияние на проектируемый мост существующих или намечаемых к строительству гидротехнических и других речных сооружений.

При наличии вблизи мостов инженерных сооружений, зданий и сельскохозяйственных угодий должна обеспечиваться безопасность их от подтопления из-за подпора воды перед мостом.

При проектировании мостов, расположенных вблизи некапитальных плотин, необходимо учитывать возможность прорыва этих плотин. Вопрос об усилении таких плотин или увеличении отверстий мостов необходимо решать комплексно путем сравнения технико-экономических показателей возможных вариантов.

6.2    В расчетах следует принимать максимальные расходы паводков того происхождения, при которых для заданного значения вероятности превышения создаются наиболее неблагоприятные условия работы моста.

Построение гидрографов и водомерных графиков, определение максимальных расходов при разных паводках и соответствующих им уровней воды следует производить согласно требованиям [ I ].

6.3    Размеры отверстий мостов длиной до 25 м допускается определять по средним скоростям течения воды, допустимым для грунта русла (в том числе на входе и выходе из сооружения), типов его укрепления и укрепления конусов.

6.4    Отверстия мостов длиной до 25 м допускается определять с учетом аккумуляции воды у сооружения. Уменьшение расходов воды в

сооружениях вследствие учета аккумуляции возможно не более чем: в 3 раза - если размеры отверстия определяются по ливневому стоку; в 2 раза - если размеры отверстия определяются по снеговому стоку и отсутствуют ледовые и другие явления, уменьшающие размеры отверстия.

6.5    Размеры отверстий мостов длиной более 25 м следует определять с учетом подпора, естественной деформации русла, устойчивого уширсния подмостового русла (срезки), общего и местного размывов у опор, конусов и регуляционных сооружений. Отверстие моста в свету должно быть не менее устойчивой ширины русла.

6.6    Расчет общего размыва под мостами следует производить на основе решения уравнения баланса наносов на участках русел рек у мостовых переходов при расчетных паводках, указанных в 6.1.

Если проход паводков, меньших по величине, чем расчетные, вызывает необратимые изменения в подмостовом русле (что возможно при стеснении потока более чем в 2 раза, на мостовых переходах в условиях подпора, в нижних бьефах плотин, деформации русел в пойменных отверстиях и т.п ), определение общего размыва следует выполнять исходя из условий прохода расчетного паводка после проведения серии натурных наблюдений паводков одного из многоводных периодов.

Для предварительных расчетов, а также при отсутствии необходимых данных о режиме водотока, общий размыв допускается определять по скорости течения, соответствующей балансу наносов.

При морфометрической основе расчета вычисленные максимальные глубины общего размыва следует увеличивать на 15 %.

6.7    При построении линии наибольших размывов кроме общего размыва необходимо учитывать местные размывы у опор, влияние регуляционных сооружений и других элементов мостового перехода, возможные естественные переформирования русла и особенности его геологического строения.

Расчет мостов на воздействие сейсмических нагрузок следует производить без учета местного размыва русла у опор.

6.8    Величину коэффициента общего размыва под мостом следует обосновать технико-экономическим расчетом. При этом необходимо учитывать вид грунтов русла, конструкцию фундаментов опор моста и глубину их заложения, разбивку моста на пролеты, величины подпоров, возможное уширение русла, скорости течения, допустимые для судоходства и миграции рыбы, а также другие местные условия. Величину коэффициента размыва следует принимать не более 2. В обоснованных случаях величина коэффициента общего размыва может приниматься более 2.

При морфометрической основе расчета коэффициенты размыва следует принимать не более 1,75.

CT РК 1684-2007

6.9    Срезку грунта в пойменной части отверстия моста допускается предусматривать только на равнинных реках. Размеры и конфигурацию срезки следует определять расчетом исходя из условий ее незаносимости в зависимости от частоты затопления поймы и степени стеснения потока мостовым переходом при расчетном уровне высокой воды.

Срезка в русле побочней, отмелей и осередков не допускается.

6.10    Уширение под мостом вследствие срезки грунта следует плавно сопрягать с неуширенными частями русла для обеспечения благоприятных условий подвода потока воды и руслоформирующих наносов в подмостовое сечение. Общая длина срезки (в верховую и низовую стороны от оси перехода) должна быть в 4-6 раз больше ее ширины в створе моста. Следует избегать конфигурации срезки наибольшей ширины в створах голов регуляционных сооружений.

При проектировании срезки грунта на пойме необходимо предусматривать удаление пойменного наилка до обнажения несвязных аллювиальных грунтов на всей площади срезки.

6.11    Возвышение бровки земляного полотна насыпей на подходах к мостам над расчетным уровнем воды, с учетом возможного подпора и набега волны на откосы следует принимать не менее 0,5 м. При этом следует соблюдать требования по возвышению низа дорожной одежды нат уровнем грунтовых и поверхностных вод, установленные [2].

В пределах воздействия льда на пойменную насыпь отметка ее бровки должна быть не ниже отметок верха навала льда с учётом полуторной толщины льда.

6.12    Подпоры на мостовых переходах рассчитываются по уравнениям движения жидкости или по зависимостям, учитывающим в достаточной мере данные явления на проектируемых переходах.

7 Расчет конструкций на силовые воздействия

7.1    Несущие конструкции мостовых сооружений и труб следует рассчитывать по предельным состояниям в соответствии с требованиями ГОСТ 27751 на нагрузки и воздействия при их неблагоприятных сочетаниях в соответствии с требованиями CT РК 1380.

7.2    Расчетные схемы и основные предпосылки к расчету должны отражать действительные условия работы конструкций мостовых сооружений и труб при их эксплуатации и строительстве.

Конструкции пролетных строений мостовых сооружений следует рассчитывать как пространственные, а при условном расчленении их на плоские системы - приближенными методами, выработанными практикой проектирования, и учитывать взаимодействие элементов между собой и основанием.