Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

53 страницы

506.00 ₽

Купить СП 312.1325800.2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Cвод правил устанавливает нормы и правила на ремонт и содержание внутрихозяйственных автомобильных дорог местного значения в сельских поселениях. Свод правил не распространяется на автомобильные дороги и улицы населенных пунктов, расположенных на территории сельских поселений.

 Скачать PDF

Документ зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию внутрихозяйственных дорог

     5.1 Общие требования

     5.2 Технические требования к элементам дорог

     5.3 Технические требования к искусственным сооружениям

     5.4 Технические требования к средствам организации дорожного движения

6 Оценка состояния внутрихозяйственных дорог

     6.1 Общие положения

     6.2 Оценка состояния элементов внутрихозяйственных дорог

     6.3 Оценка состояния искусственных сооружений

     6.4 Оценка состояния средств организации дорожного движения

7 Организация дорожной службы

     7.1 Задачи дорожной службы

     7.2 Структура дорожной службы

8 Ремонт и содержание земляного полотна

     8.1 Капитальный ремонт земляного полотна и водоотвода

     8.2 Ремонт земляного полотна и водоотвода

     8.3 Содержание земляного полотна и водоотвода весной, летом и осенью

9 Ремонт и содержание дорожных одежд

     9.1 Капитальный ремонт дорожных одежд

     9.2 Капитальный ремонт элементов обустройства дорог, пересечений примыканий и технических средств регулирования дорожного движения

     9.3 Ремонт дорожных одежд

     9.4 Ремонт элементов обустройства дорог, пересечений и примыканий технических средств регулирования дорожного движения

     9.5 Содержание дорожных одежд

     9.6 Содержание элементов обустройства дорог, пересечений примыканий и технических средств регулирования дорожного движения

10 Ремонт и содержание искусственных сооружений

     10.1 Капитальный ремонт искусственных сооружений

     10.2 Ремонт искусственных сооружений

     10.3 Содержание искусственных сооружений

11 Содержание дорог в зимний период

     11.1 Общие положения

     11.2 Защита дорог от снежных заносов

     11.3 Очистка дорог от снега

     11.4 Борьба с зимней скользкостью

12 Охрана природной среды

     12.1 Общие положения

     12.2 Охрана природной среды при проведении ремонтных работ автомобильных дорогах и искусственных сооружениях

     12.3 Охрана природной среды при содержании автомобильных дорог искусственных сооружений

13 Правила приемки работ

     13.1 Правила приемки при капитальном ремонте

     13.2 Правила приемки работ при ремонте дорог

     13.3 Правила приемки работ по содержанию дорог

14 Технический учет и паспортизация внутрихозяйственных автомобильных дорог и дорожных сооружений

     14.1 Задачи технического учета и паспортизации дорог

     14.2 Порядок проведения технического учета и паспортизации дорог и дорожных сооружений

Приложение А. Акт приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги автомобильной дороги

Приложение Б. Линейный график внутрихозяйственной дороги

Приложение В. Карточка моста

Библиография

 
Дата введения15.06.2018
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

14.12.2017УтвержденМинистерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации1666/пр
РазработанЗАО ПромтрансНИИпроект
ИзданСтандартинформ2017 г.

Internal roads of rural settlements. Service regulation

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


СВОДИ РА ВИЛ    СП    312.1325800.2017


ДОРОГИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ

Правила эксплуатации


Издание официальное


Москва Стандартам форм 2018


Предисловие

Сведения о своде правил

1    ИСПОЛНИТЕЛЬ — ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3    ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4    УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. № 1666/пр и введен в действие с 15 июня 2018 г.

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соотвепктвукхцая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

© Минстрой России, 2018 © Стандартинформ, 2018

Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Минстроя России

3.36

элементы обустройства автомобильных дорог Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

(4. статья 5)


4    Общие положения

4.1    В соответствии с (5) настоящий свод правил предназначен для осуществления муниципального контроля за сохранностью внутрихозяйственных дорог вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечения безопасности дорожного движения на них. Сохранность автомобильных дорог достигается путем своевременного проведения ремонта и содержания местных автомобильных дорог.

4.2    Выполнение требований настоящего свода правил по ремонту и содержанию внутрихозяйственных дорог, расположенных вне границ населенных пунктов, обеспечит круглогодичное, непрерывное, удобное и безопасное движение автомобилей с расчетной нагрузкой и принятыми скоростями движения.

4.3    Внутрихозяйственные дороги должны быть оборудованы средствами технического регулирования для обеспечения безопасности движения.

4.4    Для обеспечения необходимого транспортно-эксплуатационного состояния внутрихозяйственных дорог должна быть организована дорожная служба.

4.5    Основной задачей дорожно-эксплуатационной службы является поддержание и непрерывное повышение технического уровня и эксплуатационного состояния дорог в соответствии с ростом интенсивности движения и нагрузки на дороги при минимальных затратах трудовых, материально-технических и энергетических ресурсов на ремонт и содержание дороги и тем самым повышение эффективности использования автомобилей и снижение себестоимости перевозок.

5    Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию внутрихозяйственных дорог

5.1    Общие требования

5.1.1    К основным транспортно-эксплуатационным показателям внутрихозяйственных дорог относятся следующие: обеспеченная скорость, непрерывность, безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и грузоподъемностью (или общей массой), соответствующими категориями дороги.

Нормативные значения транспортно-эксплуатационных показателей дорог должны быть достигнуты за счет соблюдения проектных решений и поддержания основных параметров в течение эксплуатационного периода, к которым относятся:

-    геометрические параметры — ширина проезжей части, краевой укрепленной и остановочной полос обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;

-    прочность дорожной одежды проезжей части, краевой укрепительной и остановочной полос обочин;

-    ровность и сцепные свойства покрытия проезжей части, краевой укрепительной и остановочной (укрепленной связным материалом) полос обочин;

* прочность и устойчивость земляного полотна и его элементов;

-    целостность и работоспособность водоотводных и дренажных сооружений:

-    наличие и требуемое состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.

5.1.2    Скорость движения автомобилей следует оценивать по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости, который представляет собой отношение фактической максимальной скорости движения на каждом участке эксплуатируемой дороги к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности.

5.1.3    Внутрихозяйственные дороги должны обеспечивать возможность безопасного движения автомобилей при благоприятных погодных условиях с максимальными скоростями, близкими к расчетным соответствующей категории В неблагоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной, но не ниже значений, приведенных в таблице 1.

Таблица 1 — Допустимые значения обеспеченной скорости движения

Допустиьые значения обеспеченной в процессе эксплуатации скорости движения, км/ч, на трудных участках

местности

Категория

дороги

Основная

пересеченной

горной

Условия движения

Благопри

ятные

Неблагопри

ятные

Особо неблагоприятные

Благопри

ятные

Неблагопри

ятные

Особо неблагоприятные

'.с

70

50

40

30

40

30

20

».с

60

40

40

30

30

30

20

'"вс

40

40

30

30

30

25

20

'V.c

30

30

30

30

30

25

20

5.1.4 Оценку безопасности дорожного движения проводят по коэффициенту безопасности и коэффициенту относительной аварийности. Значения коэффициентов безопасности движения приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Значения показателей по степени аварийности

Показатели безопасности движения

Значения показателей по степени аварийности

неопасный

Малоопасный

Опасный

Очень опасный

Коэффициент безопасности

Более 0.8

0.6—0.8

0.4—0.6

Менее 0.4

Коэффициент относительной аварийности

Менее 0.3

0.3—0.7

0.7—1.3

Более 1.3

5.1.5 Безопасность движения автомобилей по мостам, путепроводам, тоннелям и наплавным мостам считается обеспеченной, если их габариты и состояние покрытия соответствуют показателям категории дороги, а ограждения соответствуют техническим требованиям и находятся в исправном состоянии.

5.2 Технические требования к элементам дорог

5.2.1    Геометрические параметры (продольный и поперечный профили, высота насыпи, радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) должны соответствовать нормам, установленным для данной категории дороги.

5.2.2    Отклонения ширины покрытия от проектных размеров в меньшую сторону не должны превышать: для цементобетонных покрытий 5 см. для асфальтобетонных и других типов покрытий 10 см.

5.2.3    Кромки покрытия проезжей части, краевых укреппенных попос и укреппенных обочин долж-ны быть ровными в плане, иметь правипьные и четкие очертания без изпомов. разрушений и деформаций.

5.2.4    Прочность дорожной одежды нежесткого типа необходимо оценивать коэффициентом запаса прочности, который представпяет собой отношение фактической прочности (фактического модуля упругости) к требуемой прочности (требуемого модуля упругости) для данной нормативной нагрузки и интенсивности движения. Требуемый модуль упругости и коэффициент запаса прочности приведены в (13).

5.2.5    Дорожные одежды на дорогах 1^.. 11^ категорий должны иметь прочность, обеспечивающую в расчетный период беспрепятственный пропуск автомобилей с осевой нагрузкой 100 кН. на дорогах Шее и ,vec категорий с твердым покрытием — с осевой нагрузкой 60 кН.

При движении многоосных транспортных средств нормативная осевая нагрузка должна быть снижена с учетом поправочного коэффициента, приведенного в таблице 3 в зависимости от прочности дорожной одежды.

Таблица 3 — Значение поправочного коэффициента

Коэффициент прочности дорожной одежды (больше или равно)

Значение поправочного коэффициента к нормативной осевой нагрузке для типов дорожной

одежды

Капитальный

Облегченный

Переходный

0,95

0,90

0,90

0,80

0,92

0,80

0.70

0,70

0,90

0,70

0.70

0,70

0,80

0,70

0.70

0,70

0,50-0.70

0,50

0,50

0,50

5.2.6    Обочины дороги должны быть укреплены 8 соответствии с СП 34.13330 с учетом местных грунтовых, гидрологических и климатических условий, иметь уклоны, способствующие быстрому отводу поверхностных вод. Прочность слоев укрепления должна соответствовать составу транспортного потока и обеспечивать заезд и остановку автомобилей без существенных деформаций и разрушения слоев укрепления. Визуальная оценка прочности производится в соответствии с таблицей 8. Считается, что прочность отвечает нормативным требованиям, если коэффициент прочности будет не менее Кпр=0,85. Не допускается образование уступа и колей в местах сопряжения обочин с покрытием проезжей части.

5.2.7    В зимний период не допускается возвышение обочин с уплотненным слоем снега над проезжей частью толщиной более 3 см для дорог категорий 1^, 11^..

5.2.8    Обочины должны быть очищены от снега на всю ширину.

5.2.9    Не допускается образование снежных валов высотой более 0,5 м:

-    ближе 5 м от пешеходного перехода;

-    ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;

-    на тротуарах.

5.2.10    Не допускаются снежные валы перед дорожным ограждением или повышенным бордюром высотой, равной или более 15 см в соответствии с ГОСТ Р 50597.

5.2.11    Состояние покрытия проезжей части дорог по ровности оценивается коэффициентом ровности. представляющим собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическому. Покрытие по ровности удовлетворяет условиям эксплуатации, если коэффициент ровности больше 1. Предельно допустимые значения ровности приведены в таблице 4.

Таблица 4 — Значения предельно допустимой ровности покрытия

Категория дороги

Тип дорожной одежды

Предельно допустимое состояние покрытия по ровности

Количество просветов под 3-метровой рейкой. %

•■с

Капитальный

8

9

12

Капитальный

Облегченный

Окончание таблицы 4

Категория дороги

Тип дорожной одежды

Предельно допустимое состояние покрытия по ровности

Количество просветов под 3-метровой рейкой. %

Ш*

Капитальный

9

Облегченный

14

Переходный

18

lvac

Низший

20

5.2.12    Сцепные качества и шероховатость покрытий характеризуются коэффициентом сцепления. который определяется как отношение фактического коэффициента продольного сцепления к допустимому значению по условиям безопасности движения. Покрытие по сцеплению соответствует требованиям безопасности движения, если коэффициент сцепления больше или равен 1 (ГОСТ 30413).

Предельные значения коэффициента сцепления и средняя глубина впадин шероховатости, допустимые значения в процессе эксплуатации дорожных покрытий не должны быть ниже значений, указанных в таблице 5 (ГОСТ 30412).

5.2.13    Разница коэффициента сцепления по ширине проезжей части не должна превышать 0.1. Разница между коэффициентами сцепления покрытия проезжей части и укрепленной обочины не должна превышать 0.15.

Таблица 5 — Параметры шереховатости

Условия движения

Коэффициент сцепления при скорости 60 км/ч

Средняя глубина впадин шероховатости, мм. для дорог в дорожно-климатических зонах

1и V

II—IV

Легкие

0.35/0,28

0.39

0.35

Затрудненные

0.40/0,30

0.35

0.40

Опасные

0.45/0.32

0.40

0,45

Примечания

1    Сцепные качества покрытий следует считать удовлетворительными при условии соблюдения обоих параметров

2    В знаменателе приведены значения коэффициента сцепления, полученные при измерении гладкой шиной (без протектора).

5.2.14    В зимний период с целью обеспечения нормативного значения коэффициента сцепления проезжую часть необходимо посыпать абразивным материалом (песком с солью, отходами от дробления каменных материалов и т.п.).

5.2.15    На покрытии проезжей части дорог 1^ . 11^.. Швс категории не допускается образование колеи глубиной более 35 мм. а на дорогах IV^ категории — более 45 мм.

5.2.16    На покрытии проезжей части не допускается наличие выбоин, проломов и просадок с размерами подлине, ширине и глубине более, чем 15><60х5 см. а количество более мелких повреждений и дефектов в весенне-летне-осенний периоды менее значений, приведенных в таблице 6.

Таблица 6 —Допустимые значения параметров дефектных мест

Показатели состояния конструктивных

Допустимые значения параметров для дорог категорий

'вс

"вс-"'вс

'Vec

Проезжая часть Допустимая глубина колеи, мм

50

50

Повреждения (выбоины) размером не более 15x60*5 см. площадью м2/на 1000 м2покрытия

6,0

7.0

Окончание таблицы б

Показатели состояния конструктивных элементов дорог

Допустимые значения параметров для дорог категорий

"ас- "'ас

'Vac

Отдельные раскрытые необработанные трещины на покры-

тии шириной более 5 мм пот м/ на 1000 м2

40

40

Наличие полос загрязнения у кромок покрытия шириной до

0,5 м, площадью в % от общей площади покрытия не более

8

10

12

Земляное полотно

Наличие отдельных повреждений, просадок и застоя воды на обочинах в весенний период а) укрепленных

-площадь, м2/1000 м2 покрытия

6

7

9

- глубиной, см

4

4

5

б)неукрепленных - площадь, м2/1000 м2 покрытия

12

15

18

- глубиной, см

4

4

5

5.2.17    Откосы насыпей и выемок должны обладать стойкостью к воздействию местных климатических факторов (местная устойчивость). Они должны обеспечивать быстрый отвод поверхностных вод. быть укреплены с учетом условий эксплуатации, грунтов насыпей (выемок) согласно положениям инструктивных документов. Откосы особенно глубоких выемок и высоких насыпей должны иметь обеспеченную общую устойчивость, которая представляет собой отношение безопасной нагрузки, для грунта насыпи (выемки), находящегося в данном состоянии по «плотности-влажности» к проектной. Общая устойчивость считается обеспеченной, если это отношение больше или равно 1.

5.2.18    Системы устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод должны постоянно находиться в работоспособном состоянии, обеспечивать пропуск и отвод расчетных объемов воды.

5.3 Технические требования к искусственным сооружениям

5.3.1 Для проезда по искусственным сооружениям тяжеловесных автотранспортных средств, параметры которых превышают значения, указанные на дорожных знаках 3.11 и 3.12 (ГОСТ Р 52289). но не превышают допустимые для пропуска специальных одиночных нагрузок по таблице 7, необходимо иметь специальное разрешение установленного порядка.

Если транспортное средство имеет параметры, превышающие значения таблицы 7. — до выдачи разрешения необходимо выполнить ряд мероприятий по выявлению возможности и условий его пропуска по сооружению: обследование (при необходимости — испытание), расчеты и т.д.

Таблица 7 —Допустимая нагрузка на искусственные сооружения

Нормативная нагрузка

Общая масса.

Нагрузка на ось. кН.

База. м.

на мостовое сооружение

т

не более

не менее

Н-10 и НГ-60

60

95*

5

Н-8 и НГ-30

30

76*

4

* Значение осевой нагрузки относится к случаям движения по деревянным мостам.

5.3.2 Мостовой переход или водопропускная труба должны обеспечивать пропуск расчетного водного потока. Показателями обеспечения пропуска расчетных объемов воды являются равномерное распределение скоростей по ширине отверстия, отсутствие водоворотов и отложений наносов в зонах, охватываемых мостом и струенаправляющими дамбами, отсутствие образования новых проток на поймах. подтопления, а также размывов откосов насыпи у оголовков и развития оврагов.

5.3.3    К основным параметрам искусственных сооружений, которые в значительной степени определяют эксплуатационную надежность дороги, следует отнести: габариты проезжей части и тротуаров, грузоподъемность и огражаающие конструкции.

5.3.4    Соответствие мостовых сооружений нормам по грузоподъемности обеспечивается, если отношение фактической грузоподъемности к проектной составляет не менее 0.9.

5.3.5    Плавсредства паромных переправ и плавучие опоры наплавных мостов должны удовлетворять требованиям нормативных документов Российского Речного Регистра.

5.3.6    Габариты проезжей части, тротуаров и удерживающая способность ограждающих конструкций должны соответствовать требованиям СП 99.13330.

5.3.7    В случае несоответствия фактической грузоподъемности и ширины проезжей части нормативным требованиям в соответствии с ГОСТ Р 52289 должны быть установлены соответствующие дорожные знаки.

5.3.8    Не допускаются трещины в железобетонных пролетных строениях и опорах мостов, сколы бетона и обнажения арматуры.

5.3.9    Тротуары на мостах и путепроводах должны обеспечивать безопасный пропуск пешеходов. Лестничные сходы выполняются шириной не менее 0,75 м и высотой ступенек не более 0,2 м. с перилами. Их устраивают на подходах к искусственным сооружениям с одной стороны насыпи на обоих концах мостового сооружения при насыпях высотой 4 м и более. Высота перил лестничных сходов принимается не менее 1.1 м.

5.3.10    Не допускается загрязнение проезжей части мостовых сооружений и тротуаров толщиной более 1 см.

5.3.11    Не допускается застой воды на проезжей части и тротуарах. При невозможности своевременной ликвидации застоя воды на проезжей части место необходимо оградить соответствующими техническими средствами организации дорожного движения в течение одного часа.

5.3.12    Не допускаются выбоины в покрытии тротуаров, проломы в тротуарных плитах.

5.3.13    Не допускается засорение водоотводных трубок, лотков и окон в тротуарных блоках.

5.3.14    Не допускается заиливание водопропускных труб.

5.3.15    Не допускается размыв русла у оголовков трубы и их повреждения.

5.3.16    Не допускается смещение секций трубы в плане и профиле.

5.3.17    Не допускается раскрытие швов между звеньями водопропускных труб.

5.3.18    Не допускается застой воды у оголовков водопропускных труб.

5.3.19    Не допускается древесно-кустарниковая растительность высотой более 25 см у оголовков и в русле водопропускных труб в пределах полосы отвода.

5.4 Технические требования к средствам организации дорожного движения

5.4.1    Внутрихозяйственные дороги должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ Р 52290 и установленными в соответствии с ГОСТ Р 52289

5.4.2    Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

5.4.3    Временно установленные знаки должны быть сняты в течение суток после устранения причин. вызвавших необходимость их установки.

5.4.4    Разметку внутрихозяйственных дорог следует выполнять по ГОСТ Р 51256 и наносить в соответствии с ГОСТ Р 52289.

5.4.5    Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).

5.4.6    Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50 % при выполнении ее краской и более 25 % — термопластичными массами (ГОСТ Р 50597).

5.4.7    Светофоры должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52282, а их размещение и режим работы — требованиям ГОСТ Р 52289.

Отдельные детали светофора либо элементы его крепления не должны иметь видимых повреждений и разрушений.

5.4.8    Рассеиватель не должен иметь трещин и сколов. Символы, наносимые на рассеиватели, должны распознаваться с расстояния не менее 50 м.

5.4.9    Отражатель не должен иметь разрушений и коррозии, вызывающих появление зон пониженной яркости, различимых с расстояния 50 м.

5.4.10    Опасные для движения участки местных дорог, проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 26804. ГОСТ Р 52289. СП 34.13330 и СП 78.13330.

5.4.11    Ограждения должны быть очищены от грязи и окрашены в соответствии с ГОСТ Р 51256. Не требуют окраски оцинкованные поверхности ограждений.

5.4.12    Не допускаются к эксплуатации железобетонные стойки и балки ограждений с раскрытой сеткой трещин, сколами бетона до арматуры, металлические деформированные стойки, компенсаторы и продольные элементы, а деревянные стойки и балки — с механическими повреждениями или уменьшенным расчетным поперечным сечением.

5.4.13    Отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20 % площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3.0 см.

5.4.14    Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения.

5.4.15    Не допускается несоответствие высоты ограждений нормам.

5.4.16    Оцинкованные металлические ограждения должны быть оборудованы световозвращающими элементами в соответствии с ГОСТ Р 50971.

5.4.17    Перильные ограждения тротуаров должны иметь высоту не менее 110 см.

5.4.18    Перила должны быть очищены от грязи и окрашены.

5.4.19    Не допускается эксплуатация перильного ограждения с деформированными элементами и неполным перильным заполнением.

5.4.20    Сигнальные столбики и маяки следует устанавливать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289.

5.4.21    Сигнальные столбики (ГОСТ Р 50970) не должны иметь видимых разрушений и деформаций и должны быть отчетливо видны в светлое время суток с расстояния не менее 100 м.

5.4.22    Допускается установка сигнальных пластмассовых столбиков с нанесением катофотных светоотражателей в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256.

5.4.23    Поврежденные сигнальные столбики должны быть заменены в течение 5 сут после обнаружения повреждения.

5.4.24    Опоры дорожных знаков должны отвечать требованиям ГОСТ 25458 и ГОСТ 25459.

6 Оценка состояния внутрихозяйственных дорог

6.1    Общие положения

6.1.1    Работы по оценке состояния дорог и дорожных сооружений включают:

-    ежедневные (или еженедельные) текущие осмотры;

-    периодические (один раз в месяц или квартал) осмотры;

-    сезонные осмотры, выполняемые в начале каждого текущего сезона или в конце предыдущего.

6.1.2    Для оценки состояния дорог допускается визуальный осмотр и обследование с помощью простейших мерных инструментов и видеосъемки на основании которых ориентировочно могут быть выявлены и дифференцированы участки с различным транспортно-эксплуатационным состоянием, в первом приближении установлены виды и причины деформаций и разрушений, назначены ремонтновосстановительные и профилактические мероприятия, определены объемы работ и требуемые затраты на ремонт и содержание.

6.1.3    Директивные сроки устранения дефектов в процессе эксплуатации местных дорог принимают по ГОСТ Р 50597.

6.2 Оценка состояния элементов внутрихозяйственных дорог

6.2.1 Визуальная оценка состояния обочин включает: проверку наличия колей и ям, мест застоя воды, наличия промоин, оползней грунта на прибровочной полосе, переноса грунта с обочин на проезжую часть, просадок или вспученных мест, напичие деформаций ипи разрушений поверхности слоев укрепления, целостность травяного покрова на неукрепленных или укрепленных несвязным материалом и травосеянием; проверку наличия просадок, разрушения покрытий укрепления, особенно в местах стыковки с проезжей частью и прибровочной полосой, сохранность поперечных уклонов на укрепленных связными материалами. Характер деформаций, протяженность участков с отмеченными деформациями и их объем заносят в ведомость дефектов. Здесь же приводят рекомендации о местах проведения инструментальных обследований.

6.2.2    Визуальная оценка состояния откосов включает:

объем и характер разрушения травяного покрова, наличие и объем оплывов и сллывов грунта, промоин, участков с оползневыми явлениями, обрушений грунта, выноса грунта из откоса на укрепленных травосеянием откосов; состояние конструкций укрепления, объем и вид деформаций и разрушений, определение эффективности использованного вида укрепления в данных грунтовых, гидрологических и климатических условиях на укрепленных различными материалами и конструкциями откосов.

6.2.3    Визуальная оценка состояния водоотводных сооружений включает оценку целостности устройств, степени сохранности заданных геометрических форм, конструкций укрепления, стоковой способности. При этом выявляются места застоя воды, заиливания, засорения или зарастания боковых канав травой и кустарником, места оползания откосов или их размыва, отсутствие необходимых водоотводных сооружений.

6.2.4    Визуальная оценка состояния дренажных устройств включает следующее: выявление мест засорения устьев оплывшим по откосу грунтом, выбоин и трещин в дренах, засорение полости дрен, оседание отдельных звеньев, засорение отстойников, разрушение вокруг них грунтовой обсыпки. Особо тщательно осматривают выпуски из всех водоотводных сооружений с целью обнаружения начальных стадий размыва грунтов.

6.2.5    Визуальную оценку состояния покрытия и дорожной одежды проводят в соответствии с таблицей 8.

Таблица 8 — Оценка состояния дорожной одежды

Состояние проезжей части

Коэффициент прочности

Без дефектов и отдельные трещины на расстоянии более 40 м

1.00

Отдельные трещины, расстояние между трещинами 20-40 м

0.98—1.00

То же. расстояние между соседними трещинами 10-20 м

0.95-0.98

Редкие трещины, расстояние между соседними трещинами 8-10 м

0.90-0.95

То же, 6-8 м

0.88-0.90

То же. 4-6 м

0.85-0,88

Частые трещины, расстояние между соседними трещинами 3-4 м

0.80-0.85

То же, 2-3 м

0,78-0.80

То же. 1-2 м

0.75-0,78

Сетка трещин при относительной площади, занимаемой сеткой, менее 30 %

0.70-0,75

То же. от 30 % до 60 %

0.68-0.70

То же. от 60 % до 90 %

0.65—0.68

Искажение продольного микропрофиля и поперечного профиля (волны, колея) Просадки при относительной площади просадок до 20 %

0.68-0.70

То же. от 20 % до 50 %

0.60-0.65

То же. более 50 %

0.58—0.60

Проломы дорожной одежды при относительной площади проломов менее 10 %

0.55-0.58

Тоже, от 10%до 30%

0.60-0.65

То же. более 30 %

0.58—0.60

6.3 Оценка состояния искусственных сооружений

6.3.1 Оценку состояния искусственных сооружений проводят по результатам текущего, периодического и специального осмотров.

6.3.2    Текущий осмотр включает визуальный осмотр всех элементов мостового перехода, включая конструкцию проезжей части и тротуаров, деформационные швы и сопряжения моста с насыпью, пролетные строения, опорные части и опоры, русло и регуляционные сооружения, конусы насыпи и подходы к мосту.

6.3.3    Текущий осмотр водопропускных труб включает визуальный осмотр состояния русла и лотков оголовков и звеньев труб, укрепления откосов насыпи и состояния проезжей части над трубой.

6.3.4    В процессе осмотра мостов и труб необходимо выявлять строительные и эксплуатационные дефекты с выделением требующих незамедлительного устранения. К числу дефектов, требующих незамедлительного устранения, относятся дефекты, снижающие грузоподъемность сооружения и безопасность движения.

Изменение размеров дефекта во времени выявляют путем сопоставления и анализа данных по двум и более осмотрам.

6.3.5    Периодический осмотр предполагает оценку общего состояния искусственных сооружений с выявлением дефектов, требующих устранения и причин их возникновения, составление перечня ремонтных работ и оценки качества текущих осмотров и устранения отмеченных недостатков.

В необходимых случаях выполняют контрольно-инструментальные измерения.

6.3.6    Текущие осмотры деревянных мостов, паромных переправ, наплавных мостов выполняют не реже одного раза в квартал, а железобетонных, бетонных и каменных мостов и труб — не реже одного раза в полугодие.

6.3.7    Специальный осмотр осуществляет специализированная организация, оснащенная соответствующими приборами и инструментом.

Специальные осмотры деревянных мостов выполняются один раз в три-четыре года, каменных, бетонных и железобетонных — один раз в 10—12 лет. а металлических — один раз в шесть—восемь лет.

6.4    Оценка состояния средств организации дорожного движения

6.4.1    При оценке состояния дорожных знаков выявляют их наличие в предусмотренных на схеме дислокации местах, механические повреждения стоек и щитков, наличие небольших обрывов или отслоений световозвращающей пленки от щитка знака, проверяют прочность прикрепления щитка знака к стойке и степень загрязнения.

6.4.2    На дорожной разметке не должно быть следов грязи, и она должна быть хорошо видна в любое время суток.

6.4.3    Состояние разметки проверяют по степени ее износа в первую очередь на наиболее опасных участках (пересечения дорог, участки с ограниченной видимостью, подъемы и спуски, пешеходные переходы, железнодорожные переезды и др.).

6.4    4 Оценку работоспособности светофоров определяют по целостности линз, отражательной способности рассеивателей и видимости на расстоянии 50 м.

6.4.5 При оценке состояния дорожных ограждений проверяют их наличие, имеющиеся механические повреждения, надежность установки стоек и крепления всех элементов ограждений, степень загрязнения, в т.ч. светоотражателей. а также целостность бортового камня.

6.4    6 При оценке состояния элементов благоустройства внутрихозяйственных дорог (остановки, автопавильоны, площадки отдыха, видовые площадки, стоянки автомобилей и др.) выявляют поломки и другие дефекты, затрудняющие их эксплуатацию.

7 Организация дорожной службы

7.1    Задачи дорожной службы

7.1.1    В обязанности дорожной службы входит:

-    обеспечение требуемого технического уровня и эксплуатационного состояния внутрихозяйственных дорог и дорожных сооружений, безопасности движения транспорта и пешеходов;

-    организация работ по содержанию и ремонту и благоустройству дорог;

-    содержание в постоянной исправности и обеспечение эффективного использования основных фондов, предназначенных для эксплуатации внутрихозяйственных дорог;

-    принятие необходимых мер по предотвращению перерывов и ограничений движения, сезонных деформаций и разрушений дорог и искусственных сооружений, по ликвидации последствий стихийных

бедствий, своевременной информации участников движения и заинтересованных организаций об условиях движения на дорогах:

-    комплекс мероприятий по предупреждению преждевременного разрушения и износа проезжей части, земляного полотна, искусственных сооружений и обустройства внутрихозяйственных дорог, а также по сохранению их текущего транспортно-эксплуатационного состояния:

-    осуществление учета интенсивности и состава движения.

7.1.2    Органы, осуществляющие управление внутрихозяйственными дорогами в целях обеспечения сохранности дорог:

-    устанавливают начало и окончание периода временного ограничения движения на обслуживаемой сети внутрихозяйственных дорог в расчетный период (весной) года;

-    оповещают через средства массовой информации заинтересованные предприятия, учреждения и частных лиц о порядке введения временного ограничения движения по обслуживаемой сети автомобильных дорог;

-    организуют контроль за проездом транспортных средств, а также установкой необходимых дорожных знаков.

Ограничение движения не распространяется на автотранспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров, а также грузов, связанных с жизнеобеспечением соответствующих регионов, предотвращением или ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

7.1.3    С целью решения возложенных на дорожную службу задач необходимо своевременно выполнять комплекс работ по ремонту и содержанию внутрихозяйственных дорог, включающий:

-    реконструкцию;

-    капитальный ремонт;

-    ремонт;

-    содержание.

7.2 Структура дорожной службы

7.2.1    Ремонт и содержание местных дорог осуществляется дорожно-ремонтными участками (ДРУ). входящими в структуру дорожно-эксплуатационного управления (ДЭУ) муниципального района.

7.2.2    В задачи ДРУ входят систематически выполняемые работы, сезонные работы по содержанию дорог в течение года и работы по ремонту дорог и сооружений на них. Протяженность обслуживаемых ДРУ местных дорог может быть принята ориентировочно 50 км.

7.2.3    Сельские поселения в зависимости от протяженности внутрихозяйственных дорог условно разделяются на три группы:

-    к I группе относятся сельские поселения, в границах которых сеть внутрихозяйственных дорог составляет 100-150 км;

-    ко II группе относятся сельские поселения, в границах которых сеть внутрихозяйственных дорог составляет 50-100 км;

-    к III группе относятся сельские поселения, в границах которых сеть внутрихозяйственных дорог составляет до 50 км. Таким образом, в сельских поселениях I группы должно быть 3 ед. ДРУ, в сельских поселениях II группы — 2 ед. ДРУ и в сельских поселениях III группы — 1 ед. ДРУ.

7.2.4    В зависимости от обслуживаемой протяженности дорог, типа дорожной одежды и погодно-климатических условий района комплектуется штат работников ДРУ и его техническая оснащенность.

7.2.5    Ориентировочно штат 1 ед. ДРУ должен включать:

• начальник;

-    инженер — 1;

-    техник — 1;

-    механик — 1;

-    электрик — 1;

-    диспетчер — 1;

-    рабочие — 3—5 человек.

7.2.6    Для осуществления производственной деятельности ДРУ должен иметь:

-    административно-бытовой корпус:

-    производственный корпус по ремонту и техническому обслуживанию дорожных машин и автомобилей;

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения..............................................................2

4    Общие положения...................................................................6

5    Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию внутрихозяйственных дорог..........6

5.1    Общие требования...............................................................6

5.2    Технические требования к элементам дорог..........................................7

5.3    Технические требования к искусственным сооружениям................................10

5.4    Технические требования к средствам организации дорожного движения...................11

6    Оценка состояния внутрихозяйственных дорог...........................................12

6.1    Общие положения................................................................12

6.2    Оценка состояния элементов внутрихозяйственных дорог...............................12

6.3    Оценка состояния искусственных сооружений.........................................13

6.4    Оценка состояния средств организации дорожного движения............................14

7    Организация дорожной службы........................................................14

7.1    Задачи дорожной службы..........................................................14

7.2    Структура дорожной службы.......................................................15

8    Ремонт и содержание земляного полотна................................................16

8.1    Капитальный ремонт земляного полотна и водоотвода.................................16

8.2    Ремонт земляного полотна и водоотвода.............................................18

8.3    Содержание земляного полотна и водоотвода весной, летом и осенью....................19

9    Ремонт и содержание дорожных одежд.................................................20

9.1    Капитальный ремонт дорожных одежд...............................................20

9.2    Капитальный ремонт элементов обустройства дорог, пересечений и примыканий и технических средств регулирования дорожного движения.......................................22

9.3    Ремонт дорожных одежд..........................................................22

9.4    Ремонт элементов обустройства дорог, пересечений и примыканий и технических средств

регулирования дорожного движения....................................................23

9.5    Содержание дорожных одежа......................................................23

9.6    Содержание элементов обустройства дорог, пересечений и примыканий и технических

средств регулирования дорожного движения.............................................24

10    Ремонт и содержание искусственных сооружений........................................24

10.1    Капитальный ремонт искусственных сооружений....................................24

10.2    Ремонт искусственных сооружений................................................25

10.3    Содержание искусственных сооружений............................................27

11    Содержание дорог в зимний период....................................................31

11.1    Общие положения..............................................................31

11.2    Защита дорог от снежных заносов.................................................31

11.3    Очистка дорог от снега..........................................................32

11.4    Борьба с зимней скользкостью....................................................33

12    Охрана природной среды............................................................34

12.1    Общие положения..............................................................34

12.2    Охрана природной среды при проведении ремонтных работ на автомобильных дорогах

и искусственных сооружениях.........................................................34

12.3    Охрана природной среды при содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений.............................................................................36

-    стоянки (холодные и теплые) на списочный состав парка машин:

-    базы по приготовлению и хранению противогололедных химических материалов;

-    склады.

7.2.7    Комплекс зданий ДРУ должен располагаться в населенном пункте с таким расчетом, чтобы расстояние до обслуживаемых дорог было наименьшим.

7.2.8    Для решения задач оперативного управления дорожно-ремонтными работами диспетчер ДРУ должен иметь постоянную связь со всеми машинистами дорожных машин, работающими на линии.

7.2.9    Для выполнения задач по ремонту и содержанию местных дорог ДРУ должен иметь парк дорожных машин.

7.2.10    Ориентировочно парк дорожных машин должен иметь следующий состав:

-    автомашина для перевозки рабочих и инвентаря — 1;

-    автогрейдер (средний) — 2. При высоте снежного покрова от 100 до 150 см требуется 3 автогрейдера. а при высоте снежного покрова выше 150 см — 4 автогрейдера. Высота снежного покрова принимается по метеоданным региона;

• комбинированная дорожная машина с навесным оборудованием (в числителе с бункером, в знаменателе — с цистерной —1/1);

-    погрузчик с объемом ковша до 3 м3 — 1;

-    трактор с навесным оборудованием (косилка, щетка, плужный снегоочиститель) — 1. При высоте снежного покрова от 100 до 150 см требуется 2 трактора с навесным оборудованием, а при высоте снежного покрова свыше 150 см — 3 трактора с навесным оборудованием;

-    вибротрамбовка — 1;

-    оборудование для мойки элементов обустройства дорог — 1;

-    бензокосилка — 2.

7.2.11    Структура дорожной службы и ее техническая оснащенность уточняются исходя из специфики района (протяженность и состояние сети дорог, интенсивности и состава движения, климатических условий региона, рельефа и других особенностей местности).

8 Ремонт и содержание земляного полотна

8.1    Капитальный ремонт земляного полотна и водоотвода

8.1.1    При капитальном ремонте земляного полотна и водоотвода выполняются следующие работы:

-    увеличение высоты насыпи на подтопляемых и снегозаносимых участках;

-    ликвидация пучинистых и оползневых участков с заменой грунтов (слабых, переувлажненных);

-    устройство дренирующих и армирующих прослоек;

-    устройство новых и восстановление существующих дренажей, системы водоотвода, осушительных каналов, берегозащитных и противоэрозионных сооружений;

-    доведение при соответствующем обосновании геометрических параметров земляного полотна на отдельных участках до норм, соответствующих установленной категории ремонтируемой дороги (уширение, обеспечение видимости в плане и профиле, увеличение радиусов вертикальных кривых и кривых в плане, устройство виражей, изменение продольных уклонов);

-    восстановление размытых и разрушенных участков, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений;

-    уменьшение крутизны откосов насыпей и выемок с сопутствующими укрепительными работами, обеспечивающими устойчивость земляного полотна;

-    раскрытие снегозаносимых выемок, устройство аккумуляционных полок, срезка откосов выемок для обеспечения видимости на кривых в плане;

-    возведение и восстановление земляного полотна и системы водоотвода на пересечениях и примыканиях. автобусных остановках и площадках для стоянки и отдыха, для переходно-скоростных полос, на подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам и другим объектам.

8.1.2    Изменение геометрических параметров земляного полотна осуществляется в рамках проекта на капитальный ремонт дороги (или ее участка). В процессе капитального ремонта, при необходимости. предусматривают смягчение продольного профиля, уположение откосов насыпи и выемок, поднятие высотных отметок, замену дренирующих устройств и т.д.

13    Правила приемки работ.............................................................37

13.1    Правила приемки при капитальном ремонте........................................37

13.2    Правила приемки работ при ремонте..............................................37

13.3    Правила приемки работ по содержанию дорог.......................................37

14    Технический учет и паспортизация внутрихозяйственных автомобильных дорог и дорожных

сооружений........................................................................38

14.1    Задачи технического учета и паспортизации дорог...................................38

14.2    Порядок проведения технического учета и паспортизации дорог и дорожных сооружений.. .38

Приложение А Акт приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги........39

Приложение Б Линейный график внутрихозяйственной дороги................................44

Приложение В Карточка моста...........................................................45

Библиография........................................................................47

Введение

Настоящий свод правил составлен с уметом требований Федеральных законов от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (1). от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (2), от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [3]. от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] и постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» [11]. Постановления Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [12]. Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5].

Свод правил разработан авторским коллективом ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (руководители темы — д-р техн. наук Л А. Андреева, канд. техн. наук А Г. Копчанов, инженеры ИЛ. Потапов. А В Багинов).

СВОД ПРАВИЛ

ДОРОГИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ Правила эксплуатации

Internal roads of rural settlements Service regulation

Дата введения — 2018—06—15

1    Область применения

Настоящий свод правил устанавливает нормы и правила на ремонт и содержание внутрихозяйственных автомобильных дорог местного значения в сельских поселениях.

Свод правил не распространяется на автомобильные дороги и улицы населенных пунктов, расположенных на территории сельских поселений.

2    Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 17.4.1.02-83 Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения

ГОСТ 17.4.2.02-83 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей пригодности нарушенного плодородного слоя почвы для землевания

ГОСТ 17.4.3.02-85 Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ

ГОСТ 17.5.3.02-79 Охрана природы. Земли. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог

ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ

ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, поли-мерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 15836-79 Мастика битумно-резиновая изоляционная. Технические условия ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия ГОСТ 26804-2012 Ограищения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Методы определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 50970-2011 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения

Издание официальное

ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования

ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правипа применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»

СП 51.13330 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума»

СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06 03-85 Автомобильные дороги»

СП 99.13330.2016 «СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях»

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов

3 Термины и определения

В настоящем своде правил приняты термины с соответствующими определениями:

3.1

владельцы автомобильных дорог: Исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(4. статья 7]

3.2    внутрихозяйственные дороги: Автомобильные дороги, расположенные на территории сельских поселений, за исключением автомобильных дорог и улиц в границах населенных пунктов, расположенных на территории сельских поселений.

3.3    диагностика автомобильных дорог: Обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования дорог и дорожных сооружений, наличии дефектов и причин их появления, характеристиках транспортных потоков и другой необходимой для оценки и прогноза состояния дорог и дорожных сооружений в процессе дальнейшей эксплуатации.

3 4 дорожно-ремонтный участок (ДРУ): Низовое производственное звено, расположенное в границах сельского поселения и подчиненное ДЭУ. которое осуществляет ремонт и содержание автомобильных дорог общей протяженностью до 50 км.

Примечание —В состав комплекса ДРУ входят здания и сооружения производственного назначения — ремонтная мастерская со стоянками для автомобилей и дорожных машин, контора, склад, мойка

3.5    затор (на дорогах): Временная остановка транспортного потока, вызванная превышением фактической интенсивности движения предела пропускной способности дороги.

3.6    затор (на реках): Резкое стеснение (перекрытие) живого сечения русла реки неподвижными посторонними предметами (льдинами крупных размеров, плавающими предметами и т.д ).

3.7    защита от эрозии: Предотвращение или замедление процесса эрозии грунта, предотвращение взаимопроникновения материалов контактирующих слоев в период строительства (технологическая прослойка) или в период строительства и эксплуатации (разделительная прослойка), предотвращение кольматации дренажей (фильтр), предотвращение выноса частиц грунта потоком (обратный фильтр).

3.8

защитные дорожные сооружения: Сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения.

[4. статья 2]

3.9    зимнее содержание: Работы и мероприятия по защите дороги в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями.

3.10

искусственные дорожные сооружения: Сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели. эстакады, подобные сооружения).

(4. статья 3)

3.11

капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

(4. статья 10]

3.12    коэффициент безопасности: Отношение максимальной скорости движения, обеспечиваемой тем или иным участком дороги, к максимально возможной скорости въезда автомобилей на этот участок.

3.13    коэффициент прочности: Отношение фактического модуля упругости (прогиба) дорожной конструкции в данный момент времени к требуемому общему модулю упругости.

3.14    коэффициент относительной аварийности (коэффициент происшествий): Показатель, значение которого для данных однородных по геометрическим элементам участков дорог определяется количеством происшествий на 1 млн авт. км.

Примечание — Для очень коротких участков дорог, резко отличающихся от смежных по условиям движения (мосты, пересечения дорог и т.п ), коэффициент определяется количеством происшествий на 1 млн автомобилей. прошедших через этот участок

3.15    неблагоприятный период года (расчетный период): Период наибольшего увлажнения земляного полотна (обычно весенний), в течение которого влияние автомобильного движения на работу дорожной конструкции является наиболее существенным.

3.16    нормативная нагрузка: Нагрузка, установленная для расчета конструкций сооружения (расчет дорожных одежд, мостов, земляного полотна и т.д ).

Примечание — Используются дополнительные понятия нагрузка на колесо, нагрузка на ось автомобиля. нагрузка приведенная, нагрузка временная, нагрузка динамическая и статическая

3.17

нормативный срок: Время, установленное дорожным организациям для устранения дефектов содержания дорог.

[ГОСТ 50597-93]

3.18    озеленение дороги: Работы по созданию лесных насаждений и посеву трав в полосе отвода. необходимых для защиты от снежных и песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, для эстетического и архитектурно-художественного оформления дороги, а также работы по уходу за элементами озеленения.

3.19

пользователи автомобильными дорогами: Физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

[4, статья 8]

3.20

полоса отвода автомобильной дороги: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

(4. статья 15)

3.21    потребительские свойства дороги: Совокупность транспортно- эксплуатационных показателей автомобильной дороги (ТЭП АД), непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние дорог на окружающую среду.

Примечание — К транспортно-эксплуатационным показателям относятся обеспеченные дорогой скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения: пропускная способность и уровень загрузки движением; допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, а также экологическая безопасность

3.22

реконструкция автомобильной дороги: Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

(4. статья 9]

3.23

ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной.

(4. статья 11)

3.24

собственность дорог муниципального района: автомобильные дороги общего и необщего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

(4)_

3.25

собственность дорог сельского поселения: автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

(4)_

3.26 скорость обеспеченная: Максимально возможная безопасная скорость движения автомобилей, которая может быть достигнута на каждом участке дороги при данных геометрических параметрах, транспортно-эксплуатационных характеристиках и состоянии дороги.

Примечание — При измерениях принимается как скорость 95 % обеспеченности транспортного потока или как скорость 85 % обеспеченности одиночных легковых автомобилей

3.27

содержание автомобильной дороги: Комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

(4. статья 12]

3.28    технический уровень автомобильной дороги: Степень соответствия нормативным требованиям постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции или ремонте) геометрических параметров и характеристик дороги и ее инженерных сооружений.

3.29    транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги Комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния дороги в данный момент времени, обеспечивающих ее потребительские свойства.

3.30 _

трудные участки пересеченной местности: Рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км. с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами.

[СП 34.13330]

3.31

трудные участки горной местности: Участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильно изрезанными или неустойчивыми склонами.

[СП 34.13330]

3.32    условия погоды благоприятные: Состояние погоды, при котором метеорологические факторы не оказывают отрицательного влияния на состояние поверхности дороги, скорость и безопасность движения автомобилей (сухо, ясно, отсутствие ветра или ветер со скоростью до 10 м/с. отсутствие тумана, относительная влажность воздуха до 90 %, температура воздуха в пределах от минус 30 °С до плюс 30 °С в тени).

3.33    условия погоды неблагоприятные: Состояние погоды, при котором под действием метеорологических факторов заметно изменяется состояние поверхности дороги, ухудшается взаимодействие автомобиля с дорогой и ее восприятие водителем, в результате чего снижается скорость и безопасность движения.

Примечание — К неблагоприятным условиям погоды относится отдельное и совместное действие следующих факторов осадки в виде дождя или снегопада интенсивностью до 0.1 мм/мин. ветер со скоростью 10-20 м/с, метель со скоростью 3-9 м/с, туман с метеорологической дальностью видимости 200-500 м, относительная влажность воздуха более 90 %. температура воздуха ±30, 40 °С в тени

3.34    условия погоды особо неблагоприятные: Состояние погоды, при котором под действием метеорологических факторов состояние поверхности дороги, условия взаимодействия автомобиля с дорогой и ее восприятие водителями изменяются настолько, что движение становится затрудненным и без специальных мер по защите дорог от воздействия метеорологических факторов может быть прервано.

Примечание — К особо неблагоприятным условиям погоды относятся следующие осадки в виде дождя и снегопада интенсивностью более 0.1 мм/мин, гололедица и гололед, метель со скоростью ветра более 9 м/с, ветер со скоростью более 20 м/с. туман с видимостью менее 200 м. температура воздуха летом выше плюс 40 ’С в тени и зимой ниже минус 40 вС

3.35    эксплуатационное состояние автомобильной дороги: Степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания.