Купить СП 150.13330.2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Свод правил устанавливает правила проектирования зданий домов-интернатов для стационарного проживания детей-инвалидов с сохранным интеллектом и физическими недостатками (от 3 до 16 лет) и умственно отсталых с различной инвалидностью (от 4 до 18 лет). Требования свода правил распространяются на проектирование новых объектов, реконструкцию и модернизацию существующего фонда.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Общие положения
5 Земельный участок для дома-интерната
6 Объемно-планировочные решения
6.1 Приемно-карантинное отделение
6.2 Жилые ячейки
6.3 Учебные помещения
6.4 Учебно-производственные мастерские
6.5 Медицинские помещения
6.6 Служебно-бытовые помещения
6.7 Помещения питания
6.8 Зальные помещения
6.9 Помещения культурно-массового и досугового назначения
7 Инженерное оборудование
7.1 Водоснабжение и канализация
7.2 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха
7.3 Электротехнические устройства
Приложение А (справочное). Возрастные группы детей-инвалидов в доме-интернате
Приложение Б (рекомендуемое). Площади земельных участков
Приложение В (рекомендуемое). Состав и площади помещений домов-интернатов для детей-инвалидов
Приложение Г (рекомендуемое). Планировочные схемы
Библиография
Дата введения | 01.07.2013 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.10.2014 |
Актуализация | 01.01.2021 |
27.12.2012 | Утвержден | Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству | 136/ГС |
---|---|---|---|
Разработан | ОАО ЦНИИЭП жилища | ||
Разработан | ООО Институт общественных зданий | ||
Издан | Минстрой России | 2016 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
(ГОССТРОЙ)
СВОД ПРАВИЛ |
СП 150.13330.2012 |
ДОМА-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Москва 2013
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».
Сведения о своде правил:
1 ИСПОЛНИТЕЛИ ООО «Институт общественных зданий» и ОАО «ЦНИИЭП жилища»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Управлением градостроительной политики
4 УТВЕРЖДЕН приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 27 декабря 2012 г. № 136/ГС и введен в действие с 1 июля 2013 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 3 2 Нормативные ссылки. 3 3 Термины и определения. 4 4 Общие положения. 4 5 Земельный участок для дома-интерната. 6 6 Объемно-планировочные решения. 6 6.1 Приемно-карантинное отделение. 6 6.2 Жилые ячейки. 8 6.3 Учебные помещения. 9 6.4 Учебно-производственные мастерские. 10 6.5 Медицинские помещения. 11 6.6 Служебно-бытовые помещения. 11 6.7 Помещения питания. 11 6.8 Зальные помещения. 12 6.9 Помещения культурно-массового и досугового назначения. 12 7 Инженерное оборудование. 12 7.1 Водоснабжение и канализация. 12 7.2 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. 13 7.3. Электротехнические устройства. 13 Приложение А (справочное). Возрастные группы детей-инвалидов в доме-интернате. 14 Приложение Б (рекомендуемое). Площади земельных участков. 14 Приложение В (рекомендуемое). Состав и площади помещений домов-интернатов для детей-инвалидов. 15 Приложение Г (рекомендуемое). Планировочные схемы.. 23 Библиография. 29
|
Введение
Настоящий свод правил разработан с учетом: Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Свод правил разработан в развитие положений СП 59.13330 и в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г., содержит рекомендательные нормы и правила по проектированию среды, адаптированной для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В своде правил учтены опыт исследований в данной области отечественных и зарубежных специалистов, а также разработки различных авторов и творческих коллективов. В тексте учтены предложения и замечания специалистов Центральных правлений ВОИ, ВОС и ВОТ, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина.
При подготовке использованы материалы НИР Ивановгражданпроект, СибЗНИИЭП, ОАО «ЦНИИЭП жилища», ГУП МНИИТЭП; нормативные, обзорные и рекомендательные документы, разработки прошлых лет, данные зарубежных источников и другие материалы.
Редакция выполнена ООО «Институт общественных зданий» (руководитель работы - канд. архит., проф. А.М. Гарнец, ответственный исполнитель - канд. архит. Т.А. Исаева, компьютерная графика - канд. техн. наук А.И. Цыганов, инж. И.Р. Домрачева, исполнители - ст. науч. сотр. Л.В. Сигачева, инж. Н.И Чернозубова, архит. Н.В. Пронькина), при участии ОАО ЦНИИЭП жилища (канд. архит., проф. А.А. Магай, канд. архит. Н.В. Дубынин); ФМБА России, «Федеральное медико-биологическое агентство России» (д-р мед. наук Н.Ф. Дементьева).
СП 150.13330.2012
СВОД ПРАВИЛ
ДОМА-ИНТЕРНАТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Boarding schools (institutions) for disabled children |
Дата введения 2013-07-01
1.1 Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования зданий домов-интернатов (далее - дома-интернаты) для стационарного проживания детей-инвалидов с сохранным интеллектом и физическими недостатками (от 3 до 16 лет) и умственно отсталых с различной инвалидностью (от 4 до 18 лет).
1.2 Требования свода правил распространяются на проектирование новых объектов, реконструкцию и модернизацию существующего фонда.
В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 50571.28-2006 Электроустановки зданий. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений
ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»
СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»
СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»
СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»
СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»
СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование»
СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения»
СП 145.13330.2012 «Дома-интернаты. Правила проектирования»
СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции»
СанПиН 2.1.2.2564-09 Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы
СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий
СанПиН 2.4.1201-03 Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
СанПиН 2.4.1.2660-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национальных органов Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающий эту ссылку.
Основные термины и определения, а также сокращения, в тексте приняты в соответствии с СП 145.13330, СП 54.13330 и СП 59.13330, кроме того использованы следующие термины:
3.1 абилитация: Медико-социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни.
3.2 дом-интернат для детей-инвалидов: Организация стационарного содержания детей с физическими недостатками и с сохранным интеллектом (с 3 до 16 лет), детей с врожденной либо развившейся с раннего возраста инвалидностью, нуждающихся в реабилитации, и умственно отсталых детей с различной инвалидностью (с 4 до 18 лет).
3.3 комната позиционирования: Медицинское помещение для детей-инвалидов. Комната позиционирования используется для разнообразных терапевтических поз-укладок в зависимости от медицинских показаний ребенка-инвалида.
3.4 сенсорная комната: Медицинское реабилитационное помещение, предназначенное для психического и физического развития нуждающихся в реабилитации детей с физическими и умственными недостатками. Сенсорная комната оснащается аппаратурой с набором различных управляемых переключателей, сенсорной панелью, стимулирующей двигательные, визуальные и акустические эмоции.
4.1 Здания учреждений домов-интернатов для детей-инвалидов рассчитаны на проживание различных возрастных групп детей:
с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки, в возрасте от 3 до 16 лет в соответствии с таблицей А.1;
умственно отсталых в возрасте от 4 до 18 лет в соответствии с таблицей А.2.
4.2 В учреждениях для детей-инвалидов следует предусматривать необходимый набор помещений: жилых, служебно-бытовых, хозяйственных, административных, медицинских, культурно-массовых и досугового назначения, а также создавать условия для обеспечения обстановки, максимально приближенной к домашней, сочетая ее с необходимым медицинским обслуживанием.
Структура учреждений и взаимосвязь помещений приведены на рисунке Г.1, состав и площади помещений приведены в таблицах В.1 - В.7.
В учреждениях домов-интернатов для детей-инвалидов предусматривается стационарное или пятидневное в неделю проживание детей с сохранным интеллектом (от 3 до 16 лет) и умственно отсталых детей (с 4 до 18 лет).
4.3 Вместимость учреждений для детей-инвалидов рекомендуется принимать 100 - 200 мест в соответствии с таблицами Б.1 и Б.2.
4.4 При проектировании домов-интернатов для детей-инвалидов следует учитывать требования к зданиям общественного назначения согласно СП 118.13330 и СП 59.13330, [1], [2], а также следует соблюдать гигиенические требования к устройству и организации режима работы в домах-интернатах для детей-инвалидов в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660.
4.5 В домах-интернатах для детей-инвалидов противопожарную защиту следует обеспечивать в соответствии с требованиями СП 4.13130, СП 5.13130. По функциональной пожарной опасности интернаты относятся к классу Ф1.1.
4.6 Оптимальная этажность домов-интернатов для детей-инвалидов рекомендуется принимать 1 - 2 этажа, при стесненных условиях - до 4 этажей.
При числе этажей более двух учреждения для детей-инвалидов должны быть оборудованы лифтами (по расчету), в том числе и коечными. Число лифтов в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.
В интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать кроме лифтов и пандусы. Уклон пандуса на путях передвижения инвалидов на колясках внутри и снаружи здания следует принимать не более 1:6 согласно СП 42.13330, СанПиН 2.4.1.2660.
4.7 В зависимости от возраста и тяжести заболевания принцип размещения групп детей по этажам должен подчиняться следующим правилам:
лежачие, обездвиженные дети размещаются не выше первого этажа;
дети до 6 лет с физическими недостатками - не выше второго этажа.
В учреждении для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата расчетное число колясочников в отделении следует принимать 20 - 30 % вместимости отделения. В отделении для умственно отсталых детей, передвигающихся с трудом, число колясочников рекомендуется принимать 2 - 3 % вместимости отделения. Общую численность колясочников следует уточнять при составлении задания на проектирование.
4.8 Жилая площадь в домах-интернатах для детей-инвалидов принимается 4 м2/место для дошкольных групп и 6 м2/место для остальных групп согласно таблицам В.1 и В.2.
4.9 Высоту помещений от пола до потолка в домах-интернатах для нового строительства следует принимать 3 м; высоту общественных помещений, кроме столовой, следует принимать не менее 3 м согласно СП 118.13330.
4.10 Следует учитывать требования к организации инсоляции согласно СанПиН 2.1.3.2630.
4.11 Необходимость решений по проектированию учреждений гражданской обороны следует принимать в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
4.12 Рекомендуется в доме-интернате для детей-инвалидов, кроме лежачих обездвиженных, предусматривать зал лечебной физкультуры площадью 60 - 70 м2 с кладовой инвентаря 12 м2 в соответствии с СанПиН 2.1.2.2564.
4.13 Организация внутреннего и внешнего пространства, учитывающая особенности детей-инвалидов, проектируется исходя из обязательных минимально допустимых параметров комфортного проживания.
4.14 Оборудование помещений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с антропологическими и эргонометрическими данными детей, имеющих различные нарушения физического и умственного развития. Параметры помещений для детей с физическими недостатками (нарушением зрения, слуха, речи) принимаются такими же, как и для помещений, рассчитанных на здоровых детей, в соответствии с СанПиН 2.4.1201.
На основе антропологических и эргонометрических данных детей-инвалидов жилые помещения следует принимать не менее, м2:
спальные комнаты для детей-инвалидов с физическими недостатками - 4,0; для слепых (с остротой зрения 0 - 0,05) - 4,5;
спальные комнаты для детей-инвалидов лежачих - 6,0;
комнаты дневного пребывания - 3;
классные комнаты в жилых ячейках - 2,5.
4.15 В составе жилой ячейки для детей с физическими недостатками, для старшеклассников следует предусматривать дополнительно комнаты для индивидуальных занятий площадью на одного воспитанника не менее 1,5 м2/место, а для детей-инвалидов с последствиями полиомиелита и церебральных параличей - не менее 1,8 м2/ место.
4.16 При реконструкции зданий для домов-интернатов следует учитывать требования настоящего свода правил, требования СП 147.13330.
5.1 Дома-интернаты для детей-инвалидов следует размещать в зеленой зоне селитебной территории в соответствии с требованиями нормативных документов, предъявляемыми к планировке и застройке домов-интернатов для детей инвалидов (СП 42.13330, СП 118.13330, а также СанПиН 2.4.1.2660) [3].
5.2 Площадь земельного участка учреждений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с таблицами Б.1, Б.2.
При строительстве нового здания дома-интерната для детей-инвалидов в районах с стесненной застройкой площадь земельного участка может быть уменьшена, но не более чем на 20 %.
5.3 На участке следует разграничивать его территорию на площадки для групп детей с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых:
учебно-производственной зоны;
зоны отдыха (площадки для встречи с родителями, площадки, оборудованные скамейками и столами, цветниками, прогулочные дорожки, лужайки для игр);
хозяйственной зоны.
Площадь участка и состав площадок для различных групп следует принимать в соответствии с таблицами Б.1 и Б.2 и СП 42.13330.
5.4 На территории участка следует предусматривать два самостоятельных въезда, один из въездов должен быть хозяйственным. При въезде на участок необходимо предусматривать стоянку легковых машин на 3 - 5 машин (25 м2 на место).
5.5 Озеленение участка следует принимать не менее 40 % площади участка.
5.6 Участок здания учреждения для детей-инвалидов необходимо ограждать оградой высотой 2 м с запирающимися калиткой и воротами.
5.7 При проектировании протяженных (блокированных) зданий должны быть предусмотрены сквозные проезды шириной в свету не менее 4,25 м.
6.1.1 Приемно-карантинное отделение следует проектировать с отдельным самостоятельным выходом на участок. Приемное отделение должно иметь непосредственную связь с карантинным отделением.
Площадь на одно приемно-смотровое место приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Приемно-карантинное отделение
Помещения |
Площадь, м2 |
Холл (ожидальная) с тамбуром |
10 |
Палаты на 1 - 2 места |
Не менее 10 (7 м2/на койку) |
Санузел с умывальником в шлюзе |
3 |
Комната для санобработки и переодевания |
12 |
Место для хранения каталок |
6 |
Кабинет врача, медсестры |
10 |
Буфетная |
12 |
Комната сестры-хозяйки |
10 |
В карантинном отделении число мест ориентировочно принимается 3 % общего числа детей-инвалидов в доме-интернате.
6.1.2 Окна в карантинном отделении следует проектировать из небьющегося стекла. Высота подоконника проектируется не менее 0,9 м от уровня пола. На окнах необходимо предусмотреть фрамуги или форточки, высоту размещения затворов фрамуг и форточек следует принимать от уровня пола 2,0 - 2,2 м.
6.1.3 Дома-интернаты для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, детей умственно отсталых формируются из жилых отделений, жилых групп и жилых ячеек, помещений медицинского, хозяйственного и бытового назначения. При проектировании рекомендуется предусматривать вариант решения учреждения (многопрофильного) с блокировкой жилых отделений для детей с сохранным интеллектом и для умственно отсталых детей при четком разграничении отделений. Планировку здания необходимо решать исходя из функциональной структуры учреждения, с единым блоком медицинских, административных, хозяйственных, культурно-массовых помещений и столовой. Состав и площадь помещений следует принимать в соответствии с таблицами В.1 - В.7.
6.1.4 В состав домов-интернатов для детей-инвалидов входят следующие основные группы помещений:
вестибюль (таблица В.5);
приемно-карантинное отделение (таблица 1);
жилые отделения для умственно отсталых детей (таблица В.2);
жилые отделения для детей с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки (таблица В.1);
общественные помещения:
учебной и профессиональной подготовки и трудового обучения (таблица В.3);
медицинского обслуживания (таблица В.4);
административно-бытового назначения (таблица В.5);
столовой и производственных помещений кухни (таблица В.6);
культурно-массового обслуживания (таблица В.7);
хозяйственного назначения;
помещения проживания персонала (при загородном размещении дома-интерната для детей-инвалидов).
6.1.5 Все основные группы помещений учреждений для детей-инвалидов должны быть, как правило, функционально изолированы и взаимосвязаны через коммуникационные пространства. На практике обеспечить всем группам помещений необходимую изоляцию достаточно сложно. Поэтому допускается некоторая группа помещений, кроме жилых, предусматривать проходными.
Функционально-планировочную организацию домов-интернатов для детей-инвалидов следует проектировать с жилыми отделениями, которые рекомендуется соединять с блоком общественных помещений короткими (6 м) теплыми переходами.
6.2.1 Жилые ячейки для детей-инвалидов с физическими недостатками, но с сохранным интеллектом следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности в соответствии с таблицей В.1 и рисунком Г.2.
6.2.2 Площадь помещений в жилых ячейках принимается из расчета на одного проживающего не менее:
для спальных комнат - 4 м2;
для спальных комнат лежачих детей - 6 м2;
для комнат дневного пребывания (комнат отдыха) - 3 м2;
для классных комнат в учебно-жилых ячейках - 2,5 м2, но не менее 12 м2;
для гардеробных - 1,0 м2;
для санитарно-гигиенических помещений - 1,0 м2;
для помещений сушки одежды - 0,35 м2;
для кладовых - 0,5 м2.
6.2.3 Жилую ячейку типа 1а следует предусматривать для детей-инвалидов в возрасте 3 - 7 лет. Жилая ячейка должна включать жилые комнаты на 4 - 6 человек, буфетную, комнату для игр, раздевальную, комнату воспитателя и санитарно-гигиенические помещения в соответствии с рисунком Г.3, таблица В.1.
6.2.4 Жилую ячейку типа 1б следует предусматривать для детей-инвалидов подросткового возраста, подготовительной группы к общеобразовательным школьным занятиям в возрасте 6 - 7 лет и группы детей профессионального обучения 8 - 16 лет.
В жилой ячейке должны быть жилые комнаты на 2 - 3 - 4 человека, которые представлены на рисунке Г.2, таблица В.1.
В составе жилой ячейки типа 1б (рисунок Г.2) следует предусматривать классы для обучающихся детей, состав и площади которых представлены в таблице В.3.
Помещения жилой ячейки для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует проектировать с учетом функциональных зон, обеспечивающих подъезд ребенка-инвалида в кресле-коляске к любой точке помещения. Зону размещения кресла-коляски следует принимать шириной 0,9 м и длиной 1,5 м.
6.2.5 Жилая ячейка типа 1в (рисунки Г.3 и Г.4, таблица В.1) предусматривается для лежачих детей, имеющих физические недостатки, не способных к передвижению, физически обездвиженных. Жилые комнаты следует рассчитывать на возрастные группы от 3 до 7 лет и от 8 до 16 лет. Вместимость жилых комнат следует проектировать на 6 - 8 человек.
Для удобства наблюдения за проживающими в жилых ячейках типа 1в шлюз-передняя не предусматривается. В ванной комнате следует предусмотреть зону для мытья клеенок. Состав и площади помещений жилой ячейки типа 1в представлены в таблице В.1.
6.2.6 Жилые ячейки для умственно отсталых детей следует дифференцировать в зависимости от возраста и инвалидности по таблице В.2 и рисунку Г.5:
для младшей группы - тип 2а;
для средней и старших групп - тип 2б;
для лежачих детей-инвалидов - тип 2в.
6.2.7 Жилую ячейку типа 2а (рисунок Г.6) следует предусматривать для детей младших групп в возрасте 4 - 8 лет с нарушенным интеллектом. В жилых ячейках типа 2а следует предусматривать: комнату воспитателя, игровую-столовую, жилые комнаты на 4 - 6 чел. Схема планировки жилой ячейки типа 2а представлена на рисунках Г.3, Г.6. Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2а представлены в таблице В.2.
6.2.8 Жилая ячейка типа 2б рассчитывается для детей в возрасте 8 - 12 лет и 12 - 18 лет, свободно или с трудом передвигающихся, способных к обучению. Жилые комнаты принимаются вместимостью на 2 - 3 - 4 чел. Схема планировки жилой ячейки представлена на рисунках Г.4 и Г.5. Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2б принимаются согласно таблице В.2.
6.2.9 В составе помещений жилой ячейки типа 2б для умственно отсталых детей 8 - 12 лет следует предусматривать учебные помещения (классы) исходя из подготовительной работы с ребенком по овладению им трудовых навыков для дальнейшего обучения в учебно-производственных мастерских (рисунок Г.7).
6.2.10 Жилую ячейку типа 2в следует предусматривать для детей-инвалидов умственно отсталых, не способных к передвижению, обездвиженных, лежачих (таблица В.2). Она состоит из жилых комнат на 6 - 8 чел., при которых размещаются ванна с зоной для мытья клеенок, буфетная и кладовые для уборочного инвентаря и хозяйственные шкафы. В жилой ячейке типа 2в возможно размещение двух спален, вариант такого решения представлен на рисунке Г.5 и Г.6.
Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2в представлены в таблице В.2.
6.2.11 Раздевальные помещения для жилых ячеек типов 2а и 2б следует оборудовать шкафами с подсушкой одежды и обуви.
В спальных помещениях жилых ячеек следует предусматривать встроенные шкафы для хранения запаса чистого белья и спальных принадлежностей (0,15 м2/чел.). Схемы решения жилых ячеек типа 2 представлены на рисунке Г.5.
6.2.12 На каждые две жилые ячейки обучаемых детей-инвалидов рекомендуется устраивать одну неотапливаемую веранду площадью 1 м2/чел.
6.3.1 Для занятий умственно отсталых детей, подготовительных групп обучение предусматривается для среднего и старшего возраста детей в учебно-производственных мастерских, таблица В.3.
6.3.2 Учебная группа помещений для 1-го класса состоит из помещений для индивидуальных занятий и комнаты для игр, выполняющей функцию рекреационного помещения для отдыха во время занятий. Площади помещений приведены в таблицах В.1 и В.2.
6.3.3 Учебная группа помещений для воспитанников II - IV классов состоит из классных комнат, мастерских для трудового обучения, рекреаций и санитарных узлов, площади которых представлены в таблице В.3.
6.3.4 Учебная группа помещений для средних и старших классов состоит из учебных классов, кабинетов лабораторий, лаборантских при них, рекреационных помещений и санитарных узлов.
Учебные кабинеты и лаборатории для средних и старших классов могут быть использованы для кружковых и индивидуальных занятий в неурочное время.
6.3.5 Лаборантские предусматриваются при каждом кабинете, а при лабораториях - по каждому предмету (химии, физике, биологии). Лаборантские являются местом для размещения отраслевой библиотеки, информационно-пленочных материалов, частичного хранения средств обучения, наглядных пособий. Состав помещений учебной и профессиональной подготовки для детей с сохранным интеллектом представлен в таблице В.3.
6.3.6 Рекреационные помещения проектируются из расчета не менее 1 м2 на одного учащегося с учетом их универсального использования для занятий кружков, секций, игр (в том числе настольного тенниса).
6.3.7 Площадь класса принимается из расчета 2 м2 на человека. Классы оборудуются одноместными столами для детей, доской школьного типа, однотумбовым столом для воспитателя, шкафами для хранения наглядных пособий и тетрадей.
6.3.8 В классах необходимо предусмотреть сквозное или угловое проветривание, которое допускается осуществлять через рекреационное помещение или коридор.
Площадь застекленной поверхности окон в классах составляет 1/5 - 1/6 площади пола; 50 % окон следует устраивать с фрамугами или форточками. На столы обучающихся детей свет должен падать слева (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076).
6.3.9 Учебные кабинеты для детей с уменьшенной умственной отсталостью (ручного труда, домоводства, агротехники и т.п.) должны состоять из двух помещений: собственно помещения для занятий и комнаты для хранения инструмента и запасного материала.
6.3.10 Для производственной практики обучающихся предусматриваются учебно-производственные мастерские (далее - УПМ). Учебно-производственные мастерские следует проектировать с учетом возраста детей.
Возраст обучаемых детей рекомендуется следующий:
дошкольная группа - 4 - 8 лет;
подготовительная группа к трудовому обучению - 8 - 12 лет;
группа трудового обучения - 12 - 18 лет;
диагностическая группа - 4 - 18 лет.
Возраст необучаемых детей:
младшая группа - 4 - 8 лет;
средняя группа - 8 - 12 лет;
старшая группа - 12 - 18 лет.
6.3.11 Для детей с сохранным интеллектом УПМ профессиональной подготовки включают учебные классы, учебные кабинеты, мастерские. Взаимосвязь учебно-производственных помещений профессиональной подготовки должна осуществляться через коридоры и рекреации при обеспечении изолированности всех учебных кабинетов и мастерских.
Площадь учебных помещений рассчитывается для воспитанников I - IV классов 1,7 м2/место; V - IX (или V - XI) классов - 2,2 м2/место.
6.3.12 Для самостоятельно передвигающихся умственно отсталых детей помещения УПМ принимаются из расчета от 3 до 8 м2/место.
Высоту помещений для учебно-производственных мастерских рекомендуется принимать 4,2 м.
6.3.13 При УПМ на каждую мастерскую площадью 90 м2 предусматриваются: комната организатора работ (8 м2), склады заготовок (12 м2); складские помещения должны быть связаны с мастерскими.
6.4.1 Учебно-производственные мастерские детского дома-интерната для обучаемых умственно отсталых детей состоят из классов, кабинета домоводства, производственных мастерских, кабинета заведующего учебной частью, методического кабинета в соответствии с таблицей В.3, рисунок Г.7.
Помещение по ремонту аппаратуры и бытовой техники УПМ представлены на рисунке Е.7.
6.4.2 В домах-интернатах для обучаемых умственно отсталых детей старшей группы в целях осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии необходимо создание лечебно-трудовых мастерских (далее - ЛТМ), таблица В.3.
Для детей-инвалидов 16 - 18 лет следует проектировать ЛТМ, предусматривающие обучение доступным профессиям. Выбор профиля мастерских уточняется заданием на проектирование в зависимости от контингента детей, а также конкретных условий и возможностей места строительства.
6.4.3 Площадь помещений мастерских определяется из условий размещения станочного оборудования, стола инструктора и рабочих мест обучаемых. При этом следует учитывать, что расстояние между рядами (проход вдоль мастерской) должно быть не менее 90 см.
6.4.4 В мастерских для детей-инвалидов ширина основного прохода 1,5 м, расстояние между столами в ряду, предназначенными для детей-инвалидов, должно быть не менее 1,5 м.
6.4.5 Лечебно-трудовые мастерские следует предусматривать для детей-инвалидов старших групп - воспитанников с сохранным интеллектом и нарушенным интеллектом, способных к частичному самообслуживанию. Вместимость и профиль лечебно-трудовых мастерских следует определять заданием на проектирование и в соответствии с таблицей В.3.
6.5.1 Медицинские помещения предназначаются для лечебных и коррекционно-оздоровительных мероприятий. Их следует проектировать общими на весь дом-интернат для детей-инвалидов.
Общие на здание медицинские помещения домов-интернатов для детей-инвалидов состоят из кабинетов врачей, врачей-консультантов, кабинета медсестры, физиотерапевтического кабинета, общеклинической лаборатории, аптеки, кабинета ЛФК, сенсорной и позиционирующей комнат, изолятора. Состав и площади помещений представлены в таблице В.4.
При планировке лечебных помещений следует учитывать, что умственно отсталые дети на процедуры приходят группами до 15 чел. в сопровождении персонала, процедуры происходят в открытых просматриваемых помещениях и залах. Применение закрытых кабин запрещается.
6.5.2 Медицинские помещения изолятора предназначены для поступивших детей, нуждающихся в абилитации. Состав помещений и их площади представлены в таблице В.4. Изолятор следует проектировать рядом с приемно-карантинным отделением с отдельным выходом из здания.
6.6.1 В состав служебно-бытовых помещений входят следующие помещения: вестибюль с гардеробом и санузлом, со шлюзом и раковиной для мытья рук, приемное отделение, комната для посетителей, помещение инженерно-технического персонала, комната отдыха персонала, кабинет директора, заместителя директора по хозяйственной части, бытовые помещения персонала с комнатой отдыха, кладовые сезонной одежды и обуви, мебели и инвентаря, комната бухгалтерии, архив, парикмахерская, мастерская текущего ремонта оборудования и инвентаря, хозяйственный склад, радиоузел, АТС, прачечная-постирочная с группой помещений, площади которых следует принимать по таблице В.5.
6.6.2 Прачечную-постирочную следует проектировать из расчета ее работы в две смены производительностью 1 кг белья в сутки на одно место для отделений детей, имеющих отклонение в развитии (с сохранным интеллектом и умственно отсталых); 2 кг белья в сутки на одно место для лежачих детей, имеющих отклонение в развитии.
6.6.3 В состав прачечной-постирочной входят: помещение для сортировки грязного белья с постирочной, дезинфицирующее отделение, помещение для хранения дезинфекционных средств и приготовления растворов, центральная бельевая; комната для хранения одежды, предназначенной на списание, помещения для персонала в соответствии с таблицей В.5.
6.7.1 В домах-интернатах для детей-инвалидов предусматриваются помещения питания:
буфетная с мойкой на жилую ячейку, в которую из производственных помещений кухни-столовой для категории детей, передвигающихся с трудом, лежачих, питание доставляется в бачках и термосах в помещение буфетной жилой ячейки. Питание происходит в жилой комнате. В жилых ячейках для обездвиженных детей помимо буфетных проектируются шкафы для хозяйственных принадлежностей и место для тары, площадь которых следует принимать в соответствии с таблицами В.1 и В.2;
столовая с обеденным залом (пищеблок), рассчитанная в целом на учреждение. Столовая работает на сырье. Обеденный зал проектируется на детей самостоятельно передвигающихся. Состав и площади столовой и обеденного зала следует принимать в соответствии с таблицей В.6, СанПиН 2.4.1201 и СанПиН 2.1.3.2630, СП 59.13330.
6.7.2 Площадь обеденного зала столовой следует принимать для детей-инвалидов младших групп 1,4 м2/место, для детей-инвалидов средних и старших групп 2,4 м2/место. При числе более 150 мест следует предусматривать несколько залов (два - три). Рядом с обеденным залом для персонала рекомендуется предусматривать обеденный зал площадью не менее 14 - 16 м2.
6.8.1 Зальные помещения следует предусматривать для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталых обучаемых детей-инвалидов. Зальные помещения включают спортивный и актовый залы, фойе. Состав и площади зальных помещений представлены в таблице В.7.
6.8.2 Площадь актового зала проектируется из расчета размещения в нем 75 % воспитанников при 0,8 м2 площади на одно место в соответствии с таблицей В.7.
6.9.1 Состав и площади помещений культурно-массового назначения рекомендуется проектировать в соответствии с таблицей В.7.
6.9.2 Для детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении координации движения, проектируется зал ритмики (занятия под музыку) площадью из расчета 5 м2 на воспитанника.
6.9.3 Площади кинопроекционной и радиоузла следует принимать в соответствии с требованиями СП 59.13330.
6.9.4 В доме-интернате для детей-инвалидов рекомендуется проектировать библиотеку, включающую читальный зал (2,5 м2/место), книгохранилище площадью не менее 18 м2 и информационно-справочную комнату площадью не менее 12 м2. Количество мест в читальном зале рекомендуется принимать 10 % вместимости дома-интерната.
7.1.1 В домах-интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки, проектируемые в соответствии с СП 30.13330 и СП 118.13330.
7.1.2 На сети хозяйственно-питьевого водопровода следует предусматривать отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в целях возможности его использования в качестве первичного устройства в жилых ячейках пожаротушения на ранней стадии.
Шланг должен обеспечивать возможность подачи воды в любую точку жилой ячейки с учетом длины струи 3 м, быть длиной не менее 15 м, диаметром 19 мм и оборудован распылителем.
7.1.3 В кранах умывальников и душевых жилых ячеек следует устанавливать термостатические регуляторы, исключающие подачу горячей воды температурой более 50 °С.
7.1.4 Нагревательные приборы в помещениях для пребывания детей должны иметь ограждения, обеспечивающие нормальную конвекцию воздуха и удобство чистки приборов.
7.1.5 В районах без централизованных инженерных сетей допускается в одно-двухэтажных зданиях домов-интернатов на 50 мест проектировать неканализованные уборные (люфт-клозеты), предусматриваемые в жилых ячейках в пределах отапливаемой части здания в соответствии с СП 118.13330, СП 60.13330.
7.2.1 В домах-интернатах отопление, вентиляцию, расчетные параметры воздуха и кратность воздухообмена в помещениях следует принимать согласно СП 60.13330.
Необходимость устройства кондиционирования воздуха устанавливается соответствующими документами. В помещениях, где длительное время работает кондиционер, нахождение детей недопустимо.
7.2.2 Для помещений с нормируемой вытяжкой компенсацию удаляемого воздуха следует предусматривать как за счет поступления наружного воздуха, так и за счет перетекания воздуха из других помещений жилой ячейки.
Вытяжную вентиляцию жилых комнат и жилых ячеек следует предусматривать через вытяжные каналы кухонь, уборных, ванных, сушильных шкафов.
Если метеорологические условия и чистота воздуха не могут быть обеспечены вентиляцией с естественным побуждением, следует предусматривать вентиляцию с механическим побуждением притока и удаления воздуха или комбинированную вентиляцию с естественным притоком и удаление воздуха через вентиляционные каналы с частичным использованием механического побуждения согласно СП 60.13330.
7.2.3 Систему вентиляции следует предусматривать с раздельными вентиляционными коробами для каждой из жилых групп, размещенных в пределах одного пожарного отсека, согласно СП 60.13330.
На воздуховодах систем общеобменной вентиляции необходимо предусматривать противопожарные клапаны, воздушные затворы, место и расположение которых принимаются по ГОСТ 30494.
7.2.4 Отопительные приборы, трубопроводы с температурой поверхности доступных частей выше 75 °С в помещениях домов-интернатов, лестничных клетках, вестибюлях должны иметь защитные ограждения (съемные деревянные решетки) или тепловую изоляцию трубопроводов согласно СП 60.13330, СП 118.13330.
7.3.1 В домах-интернатах следует предусматривать электроосвещение (СП 52.13330), силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звуковую сигнализацию. Диспетчеризацию систем инженерного оборудования следует предусматривать в проектах застройки микрорайона.
Внутридомовые, внутри жилых ячеек и жилых отделений электрические сети должны оборудоваться устройствами защитного отключения согласно [4], ГОСТ Р 50571.28.
В домах-интернатах установку штепсельных розеток рекомендуется предусматривать в защищенном от детей исполнении в соответствии с размещением оборудования, предусмотренным технологической частью проекта.
7.3.2 В зданиях учреждений необходимо предусматривать прямую телефонную связь помещения поста старшей медсестры с ближайшей пожарной частью (ГОСТ 12.1.004).
Двусторонняя селекторная связь предусматривается:
между кабинетом заведующего со следующими помещениями: групповыми, медицинской комнатой, пищеблоком, комнатой завхоза, комнатой охранника, вахтера и комнатой кастелянши;
между Постом дежурного персонала и помещениями самостоятельного пребывания инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, не способных к самостоятельному передвижению.
(справочное)
Возрастные группы детей-инвалидов в доме-интернате
Таблица А.1 - Группы детей с сохранным интеллектом и с физическими недостатками
Наименование группы |
Возраст детей, лет |
Мест в спальной комнате/спальных комнат в жилой ячейке для детей, имеющих отклонение в развитии |
||||
нарушение зрения |
нарушение слуха |
нарушение речи |
нарушение опорнодвигательного аппарата |
лежачие |
||
Дошкольная группа |
3 - 7 |
4 - 6 4 |
6 3 |
4 - 6 4 |
4 4 |
6 - 8 3 |
Подготовительная группа к общеобразовательным школьным занятиям |
6 - 7 |
3 - 4 4 |
3 - 4 4 |
3 - 4 4 |
3 - 4 - 6 4 |
6 - 8 3 |
Группа профессионального обучения |
8 - 16 |
2 - 4 4 |
2 - 4 4 |
2 - 4 4 |
2 - 4 - 6 4 |
6 - 8 3 |
Таблица А.2 - Группы умственно отсталых детей
Наименование группы |
Возраст детей, лет |
Мест в спальной комнате / спальных комнат в жилой ячейке для детей, имеющих отклонение в развитии |
|||
самостоятельно передвигающиеся |
передвигающиеся с трудом с помощью приспособления |
не способные к самостоятельному передвижению |
лежачие |
||
Обучаемые дети |
|||||
Дошкольная группа |
4 - 8 |
4 - 6 4 |
4 - 6 3 |
4 - 6 4 |
6 - 8 3 |
Подготовительная группа к трудовому обучению |
8 - 12 |
4 2 |
4 2 |
4 2 |
6 - 8 3 |
Группа трудового обучения |
12 - 18 |
4 3 |
4 3 |
4 3 |
6 - 8 3 |
Диагностическая группа |
4 - 18 |
4 3 |
4 3 |
4 3 |
6 - 8 3 |
Необучаемые дети |
|||||
Младшая группа |
4 - 8 |
6 - 8 2 |
6 - 8 2 |
6 - 8 2 |
6 - 8 3 |
Средняя группа |
8 - 12 |
6 - 8 2 |
6 - 8 2 |
6 - 8 2 |
6 - 8 3 |
Старшая группа |
12 - 18 |
6 - 8 2 |
6 - 8 2 |
6 - 8 2 |
6 - 8 2 |
Примечание - Диагностическая группа создается с целью выяснения степени умственной отсталости, возможности трудового обучения и уточнения методов коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками. |
(рекомендуемое)
Площади земельных участков
Таблица Б.1 - Состав функциональных зон
Площади функциональных зон |
Площадь участка, м2, при вместимости дома-интерната для детей-инвалидов, мест |
|||||
100 |
120 |
200 |
||||
с сохранным интеллектом |
умственно отсталых |
с сохранным интеллектом |
умственно отсталых |
с сохранным интеллектом |
умственно отсталых |
|
Детские площадки: |
|
|
|
|
|
|
групповые |
2,08 |
2,08 |
1,9 |
1,8 |
1,5 |
1,2 |
общие |
12,5 |
11 |
10 |
8 |
9 |
7 |
физкультурные |
|
|
|
|
|
|
огород-ягодник |
0,12 |
0,1 |
0,12 |
0,1 |
0,1 |
|
уголок для животных и птиц |
0,18 |
- |
0,16 |
- |
0,15 |
- |
Хозплощадки |
1 |
1,2 |
1,0 |
1,2 |
1 |
1,2 |
Дороги, проезды |
По расчету в соответствии с планировкой |
|||||
Зеленые посадки |
Не менее 40 % площади участка |
|||||
Теневой навес |
2,6 |
2,08 |
2,2 |
2 |
2 |
1,8 |
Таблица Б.2 - Площадь земельного участка
Тип здания |
Вместимость, мест |
Площадь участка, м2/место |
Дом-интернат для детей-инвалидов |
100 |
80 |
120 |
60 |
|
200 |
50 |
|
Примечание - Площадь участков промежуточной вместимости определяется интерполяцией. |
(рекомендуемое)
Состав и площади помещений домов-интернатов для детей-инвалидов
Таблица В.1 - Жилое отделение для детей с сохранным интеллектом и с физическими недостатками, жилые ячейки типа 1а, 1б, 1в
Помещение |
Расчетная площадь на 1 место, м2 (или площадь помещения, м2) |
|||||||
Жилые ячейки для младших групп |
Жилые ячейки для подростков и старшеклассников |
|||||||
Тип 1а |
Тип 1в |
Тип 1б |
Тип 1в |
|||||
Нарушение слуха и речи |
Нарушение зрения |
Нарушение опорнодвигательного аппарата |
Лежачие обездвиженные |
Нарушение слуха и речи |
Нарушение зрения |
Нарушение опорнодвигательного аппарата |
Лежачие обездвиженные |
|
А. Помещения жилых ячеек |
||||||||
Раздевальная |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
- |
1,0 |
0,1 |
1,0 |
- |
Групповая |
4 |
4 |
4 |
|
4 |
4 |
4 |
- |
Спальная |
4 |
4 |
4 |
6 - 8 |
4 |
4 |
4 |
6 - 8 |
Санузел, уборная, умывальная, душ |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
- |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
- |
Ванная со шкафом для суден |
- |
- |
- |
(20) на 1 - 2 жилые ячейки |
- |
- |
- |
(20) на 1 - 2 жилые ячейки |
Буфетная |
(Не менее 4) на жилую ячейку |
(6 - 9) на 1 - 2 жилые ячейки |
(Не менее 4) на жилую ячейку |
(6 - 9) на 1 - 2 жилые ячейки |
||||
Кладовая хозяйственная |
(2) на жилую ячейку |
(4) |
(2) на жилую ячейку |
(4) |
||||
Комната хранения уборочного инвентаря |
(4) на жилое отделение |
(4) на жилое отделение |
||||||
Учебная комната для приготовления уроков |
- |
- |
- |
- |
(12 - 18) на 1 - 2 жилые ячейки |
- |
||
Комната воспитателя |
(12) на жилое отделение |
(12) на жилое отделение |
||||||
Летняя веранда |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Класс |
- |
- |
- |
- |
3 |
3 |
3 |
- |
Б. Общие помещения на отделение (4 - 5 жилых ячеек) |
||||||||
Кабинет заведующего |
(12) на отделение |
|||||||
Пост дежурного персонала |
(6) на отделение |
|||||||
Комната дежурной медсестры |
(12 - 15) на отделение |
|||||||
Кабинет логопеда |
(12) на отделение |
|||||||
Кабинет ортопеда |
(12) на отделение |
|||||||
Место хранения кресел-колясок |
(3) на жилую ячейку |
|||||||
Комната для хранения чистого белья |
(12) на отделение |
|||||||
Помещение для гимнастических и музыкальных занятий и лечебной физкультуры |
60 - 70 м2 с кладовой 12 м2 |
60 - 70 м2 с кладовой 12 м2 |
- |
|||||
Кабинет личной гигиены для девочек |
(4) на жилое отделение |
- |
(4) на жилое отделение |
- |
||||
Комната для встреч с родителями |
(24) на отделение |
|||||||
Комната персонала, при которой туалетная с душевой |
(12) на отделение |
Таблица В.2 - Жилое отделение для детей умственно отсталых, жилые ячейки типа 2а, 26, 2в
Помещение |
Расчетная площадь на 1 место, м2 (или площадь помещения, м2) |
|||||
Жилая ячейка для младшей группы |
Жилая ячейка для средней и старшей групп |
|||||
Тип 2а |
Тип 2в |
Тип 2б |
Тип 2в |
|||
Свободно передвигающиеся |
Передвигающиеся с трудом |
Лежачие |
Свободно передвигающиеся |
Передвигающиеся с трудом |
Лежачие |
|
Раздевальная |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Групповая, в том числе используемая в качестве обеденного помещения |
- |
1,2 |
||||
Спальная комната |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Санузел: |
|
|
|
|
|
|
уборная, умывальная, душ и ванная |
(8) на жилую ячейку |
(9) на жилую ячейку |
(5) на жилую ячейку |
(9) на жилую ячейку |
(5) на жилую ячейку |
|
со шкафом для суден |
- |
- |
1,6 |
- |
1,6 |
|
Буфетная с мойкой |
(3) на жилую ячейку |
(3)на жилую ячейку |
- |
- |
- |
|
Кладовая |
- |
- |
(3) на жилую ячейку |
(3) на жилую ячейку |
(3) на жилую ячейку |
(3) на жилую ячейку |
Комната хранения уборочного инвентаря |
(4) на жилую ячейку |
|||||
Учебная комната для приготовления уроков |
- |
- |
- |
(12) на жилые ячейки |
- |
|
Комната психолога и воспитателя |
- |
- |
- |
(12 - 14) на жилые ячейки |
||
Летняя веранда |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Класс-комната трудового обучения |
- |
- |
- |
3 |
3 |
- |
Б. Общие помещения на отделение (4 - 5 жилых ячеек) |
||||||
Кабинет заведующего |
(12) на отделение |
|||||
Комната старшей медицинской сестры |
(15) на отделение |
|||||
Помещение для гимнастических и музыкальных занятий и лечебной физкультуры |
(24) на отделение |
|||||
Комната встречи родителей с детьми |
(20) на отделение |
|||||
Комната персонала с туалетом и душевой |
(8) на отделение |
|||||
Комната хранения кресел-колясок |
(6) на жилую ячейку |
|||||
Комната хранения чистого белья |
(12) на отделение |
|||||
Комната личной гигиены для девочек |
- |
- |
- |
Один кабинет на жилую ячейку |
- |
|
Пост дежурного персонала |
4 м2 |
|||||
Примечание - В группах для необучаемых детей раздевальная и групповая не предусматриваются, а площадь спален принимается 8 м2/чел. |
Таблица В.3 - Помещения учебной и профессиональной подготовки и трудового обучения
Помещение |
Площадь помещений, м2, учебной и профессиональной подготовки |
Примечания |
|||
для детей с сохранным интеллектом |
для детей умственно отсталых |
||||
на 1 место |
Общая площадь |
на 1 место |
общая площадь |
||
Учебно-игровые комнаты для школьников и младших классов |
4 |
- |
3,6 |
- |
Для разновозрастных групп |
Классы на 8 - 10 детей |
|
|
|
Устанавливается по заданию на проектирование |
В домах-интернатах для детей с недостатками умственного развития допускается принимать численность обучающихся из расчета на 50 % детей от вместимости учреждения |
I - V классы |
3 |
24 - 30 |
3 |
||
V - IX классы |
3 |
24 - 30 |
3 |
||
X - XI классы |
3,6 |
3,6 |
3 |
||
Класс на 12 человек |
- |
- |
3 |
36 |
|
Кабинет домоводства |
- |
50 |
- |
50 + 16 |
|
Производственные мастерские (столярная) |
4,5 |
- |
4,5 |
- |
|
Склад сырья |
- |
- |
- |
16 |
На мастерскую |
Склад готовой продукции |
- |
- |
- |
16 |
То же |
Инструментальная комната |
- |
- |
- |
25 |
|
Кабинет методический и учебных пособий |
- |
- |
- |
40 |
|
Санузел |
- |
- |
- |
3Ч2 |
|
Кабинет зав. учебной частью |
12 |
На отделение |
|||
Рекреационные помещения |
1,2 |
- |
1,4 |
- |
|
Кабинет физики с лаборантской |
- |
54 |
- |
54 + 18 |
|
Гимнастический зал |
- |
18×9 |
- |
- |
На отделение |
Кабинет химии с лаборантской |
- |
54 + 18 |
- |
- |
Для средних и старших школьников (для обучаемых детей) |
Класс машинописи с подсобным помещением |
- |
54 + 18 |
- |
- |
|
Класс рисования - изостудия с кладовой |
- |
54 + 18 |
- |
54 + 18 |
|
Компьютерный класс с подсобным помещением |
- |
54 + 18 |
- |
- |
То же |
Класс биологии - живой уголок с лаборантской |
- |
54 + 18 |
- |
- |
Для средних и старших школьников (для обучаемых детей) |
Комната музыкальных занятий с кладовой инструментов |
- |
54 + 18 |
- |
54 + 18 |
Для средних и старших школьников (для обучаемых детей) |
Классы: |
- |
- |
- |
21 + 10 |
То же |
чтения |
- |
- |
- |
36 + 10 |
|
математики |
- |
- |
- |
36 |
|
счета |
- |
- |
- |
36 |
|
Кабинет социально-бытовой адаптации, помещение для приема гостей |
- |
72 + 10 |
- |
36 + 10 |
|
Библиотека с книгохранилищем и читальным залом, кабинет русского и иностранного языков |
- |
120 |
- |
60,0 |
На отделение |
Методический кабинет |
- |
36 |
- |
- |
|
Кабинет заведующего учебной частью |
- |
18 |
- |
- |
|
Комната учителей, мастеров, организатора работ |
- |
54 |
- |
- |
|
Кладовая мебели, инвентаря |
- |
24 |
- |
- |
|
Санитарные узлы для мальчиков и девочек |
- |
По расчету |
- |
По расчету |
Распределяются поэтажно |
Учебно-производственные мастерские с инвентарными и подсобными помещениями: |
|
|
|
|
Для средних и старших школьников умственно отсталых |
швейная |
- |
36 + 12 + 10 |
- |
36 |
|
картонажно-переплетная |
- |
72 + 18 + 10 |
- |
72 |
|
столярная |
- |
54 + 18 + 10 |
- |
54 |
|
ткацкая |
- |
54 + 18 + 10 |
- |
- |
|
механической сборки |
- |
36 + 18 |
- |
- |
|
электромонтажная |
- |
36 + 18 |
- |
- |
|
токарно-фрезерная |
- |
72 + 18 |
- |
- |
|
гончарная |
- |
36 + 18 + 10 |
- |
36 |
|
обувная |
- |
36 |
- |
36 |
|
ручных ремесел (вязания, лозоплетения и пр.) |
- |
36 + 12 + 10 |
- |
36 + 12 + 10 |
|
ремонта аппаратуры и бытовой техники |
- |
36 + 18 + 10 |
- |
36 + 18 + 10 |
|
Класс подготовки младшего медицинского персонала с кладовой учебных пособий |
- |
36 + 10 |
- |
36 + 10 |
Для средних и старших школьников с недостатками умственного развития |
Класс для обучения умственно отсталых детей |
- |
- |
2,0 |
- |
|
Лечебно-трудовые мастерские с кладовой: |
- |
60 + 18 |
- |
60 + 18 |
По заданию на проектирование |
мастерская производительного общественно-полезного труда |
1,7 |
- |
1,7 |
- |
|
картонажная мастерская |
1,0 |
- |
1,0 |
- |
|
швейная мастерская |
1,2 |
- |
1,2 |
- |
|
кулинария |
- |
18.0 |
- |
18,0 |
|
помещение музыкальных занятий |
- |
36,0 |
- |
36,0 |
|
кабинет домоводства |
- |
36,0 |
- |
36,0 |
Таблица В.4 - Помещения медицинского обслуживания
Помещение |
Площадь помещений, м2, общих на отделения для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталых детей при вместимости домов-интернатов, мест |
Примечания |
||
100 |
120 |
200 |
||
Кабинет заместителя директора по медицинской работе |
16 |
18 |
18 |
|
Кабинет педиатра |
15 |
15 |
15 |
|
Кабинет консультативного приема с темной комнатой |
20+8 |
|
||
Кабинет старшей медицинской сестры |
12 |
12 |
12×2 |
|
Комната клинической лаборатории (анализы крови, мочи) |
18,0 |
|
||
Аптечная комната |
- |
8 + 4 |
10 + 4 |
|
Стерилизационно-автоклавная с помещением хранения и выдачи стерильных материалов |
12 + 6 |
12 + 6 |
14 + 6 |
|
Стоматологический кабинет |
16,0 |
|
||
Кабинет психоневролога |
15 |
15 |
15×2 |
|
Кабинет логопеда |
18 |
18 |
|
|
Кабинет ЛФК |
24 |
36 |
|
|
Кабинет индивидуального массажа и занятий ЛФК |
18 |
18 + 2 |
|
|
Ингаляторий |
24 |
30 |
|
|
Кабинет гидротерапии |
24 |
28 |
|
|
Раздевальная |
14 |
14 |
|
|
Водолечение: |
|
|
|
По 7 - 8 м2 на 1 ванну в открытом помещении, одна ванна должна быть приспособлена для обслуживания детей-опорников |
ванный зал |
28 |
28×2 |
||
раздевальная |
14 |
18 |
||
кабинет подводного массажа |
18 (для детей с сохранным интеллектом) |
|
||
Кабинет светолечения |
12 |
12 |
18 |
|
Подсобная комната |
10 |
|
||
Аминозиновый кабинет с подсобным помещением |
18 + 6 |
|
||
Кабинет озокерито-парафинолечения, горячих укутываний |
16 + 6 (для детей с сохранным интеллектом) |
|
||
Кабинет механотерапии |
28 |
Для детей с сохранным интеллектом |
||
Кабинет электросна |
18 |
28 |
|
|
Кабинет оксигенотерапии |
14 |
20 |
|
|
Кабинет психологической разгрузки |
18 |
24 |
|
|
Комната персонала |
14 |
12 + 2 |
|
|
Санитарные узлы для мальчиков и девочек с умывальниками в шлюзе |
16 |
16×2 |
18×2 |
|
Комнаты хранения предметов уборки |
4 |
4×2 |
4×2 |
|
Санузлы персонала с умывальниками в шлюзе |
3 |
3×2 |
3×2 |
|
Сенсорная комната |
18 |
24 |
36 |
|
Комната позиционирования |
18 |
24 |
36 |
|
Диагностический кабинет |
24 |
36 |
|
|
Отделение психиатрической помощи: |
|
|
|
|
кабинет психиатра |
12 |
12×2 |
|
|
комната медсестры |
12 |
14 |
12×2 |
|
Медицинские помещения изолятора* |
|
|
|
|
медицинский кабинет |
12 |
12 |
12 |
|
процедурный кабинет |
8 |
8 |
8 |
|
изолятор |
Не менее 4 м2 (1 палата) |
Не менее 4 м2 (1 палата) |
Не менее 4 м2 (1 палата) |
|
туалет с местом для приготовления дезинфекционных растворов |
6 |
6 |
6 |
|
* По СанПиН 2.4.1.2660, таблица 1, приложение 1. |
Таблица В.5 - Состав площадей и общих помещений административно бытового назначения
Помещения |
Площадь помещений, м2, при вместимости домов-интернатов, мест |
Примечания |
||
100 |
120 |
200 |
||
Вестибюль с гардеробом для посетителей |
74 |
80 |
90 |
|
Санитарные узлы мужские и женские с умывальником в шлюзе |
10 (5×2) |
10 (5×2) |
15 (5×3) |
|
Помещение дежурного |
10 |
10 |
10 |
|
Кабинет директора |
18 |
18 |
24 |
|
Канцелярия-приемная |
12 |
14 |
18 |
|
Кабинет заместителя директора по хозяйственной части |
12 |
14 |
16 |
|
Помещение дежурного персонала технического обслуживания |
10 |
14 |
14 |
|
Бухгалтерия с кассой |
12 + 4 |
12 + 4 |
18 + 4 |
|
Комната отдыха персонала |
24 |
24 |
36 |
|
Комната сестры-хозяйки с кладовой |
10 + 6 |
12 + 6 |
12 + 6 |
|
Кладовые грязного белья и чистого белья с починочной |
10 + 12 |
10 + 12 |
16 + 20 |
|
Помещение архива |
8 |
10 |
12 |
Может располагаться в подвале |
АТС |
18 |
18 |
24 |
То же |
Гардероб персонала с душевой и санитарным узлом |
24 |
24 |
36 |
» |
Кладовые, инвентарные |
30 |
30 |
40 |
» |
Помещение ремонта электроаппаратуры с подсобным помещением |
12 + 4 |
12 + 4 |
14 + 6 |
» |
Комнаты хранения предметов уборки |
4 + 4 |
4 + 4 |
4 + 4 |
|
Постирочная |
8 + 18 + 6 |
8 + 18 + 6 |
8 + 22 + 8 |
В случае если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечная не предусмотрена |
Прачечная-постирочная: |
|
|
|
|
центральная бельевая с текущим ремонтом белья |
18 |
18 |
20 |
|
комната хранения одежды для списания |
6 |
6 |
6 |
|
помещение для сортировки грязного белья, |
48 |
50 |
55 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
цех приема белья |
6 |
6 |
6 |
|
стиральный цех |
14 |
14 |
17 |
|
сушильно-гладильный цех |
12 |
12 |
15 |
|
цех разборки и упаковки белья |
6 |
6 |
8 |
|
гардеробная персонала |
4 |
4 |
4 |
|
уборная для персонала с умывальником в шлюзе |
3 |
3 |
3 |
|
дезинфекционное отделение, в том числе: |
42 |
44 |
44 |
|
прием и сортировка вещей |
6 |
6 |
8 |
|
грязное отделение |
10 |
10 |
10 |
|
разгрузочное отделение |
15 |
15 |
15 |
|
шлюз между ними |
- |
3 |
4 |
|
выдача вещей |
6 |
8 |
8 |
|
помещение для дезинфекционных средств и приготовления растворов |
4 + 4 |
|
Таблица В.6 - Помещения столовой и производственных помещений кухни
Помещение |
Площадь помещений, м2, при вместимости домов-интернатов, мест |
Примечания |
||
100 |
120 |
200 |
||
Обеденный зал |
2,4 м2 на 1 место |
Для детей-инвалидов среднего и старшего возраста |
||
|
1,4 м2 на 1 место |
Для детей-инвалидов младших групп |
||
Умывальные |
3 м2 (1 умывальник) на каждые 18 - 20 мест |
То же |
||
Раздаточная |
18 |
18 |
24 |
» |
Сервизная |
6 |
6 |
8 |
» |
Моечная столовой посуды |
16 |
18 |
30 - 36 |
» |
Горячий цех |
54 |
54 |
70 |
|
Хлеборезка, хранение хлеба |
6 |
6 |
8 |
|
Моечная кухонной посуды |
8 |
8 |
10 |
|
Холодный цех |
10 |
10 |
14 |
|
Цех мучных изделий |
10 |
10 |
14 |
|
Мясо-рыбный цех |
18 |
18 |
24 |
|
Овощной цех |
15 |
15 |
15 |
|
Комната заведующего производством |
8 |
8 |
8 |
|
Кладовая суточного запаса продуктов |
8 |
8 |
10 |
|
Кладовая сухих продуктов |
10 |
10 |
14 |
|
Охлаждаемые камеры: |
|
|
|
Не менее двух камер |
продуктов |
30 |
30 |
32 |
|
отходов |
4 |
4 |
4 |
|
Помещение первичной обработки продуктов (овощей и птицы) |
8 + 6 |
8 + 6 |
10 + 8 |
|
Загрузочная, кладовая тары |
14 |
14 |
18 |
|
Кладовая белья: |
|
|
|
|
чистого |
6 |
6 |
8 |
|
грязного |
4 |
4 |
6 |
|
Кладовая и моечная тары |
12 |
12 |
16 |
|
Комната персонала с душевой и санитарным узлом |
18 |
18 |
24 |
|
Комната кладовщика |
- |
6 |
6 |
|
Кладовая овощей, солений |
12 + 6 |
12 + 6 |
16 + 8 |
|
Комната хранения предметов уборки |
4 |
4 |
4 |
|
Раздаточная |
16 |
16 |
20 |
|
Обеденный зал для персонала с подсобным помещением |
16 + 6 |
16 + 6 |
18 + 6 |
С выходом на участок |
Таблица В.7 - Помещения культурно-массового назначения
Помещение |
Площадь помещений, м2 при вместимости домов-интернатов, мест |
Примечания |
||
100 |
120 |
200 |
||
Зрительный зал |
1,5 |
1,8 |
1,8 |
1 м2 на 1 место в зрительном зале |
Эстрада при зале |
54 |
|
||
Кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом |
27 |
|
||
Фойе |
1 м2 на 1 место в зрительном зале |
Используется как выставочный зал, зал для танцев и игр в настольный теннис |
||
36 |
36 |
54 |
||
Библиотека (читальный зал + книгохранилище) |
15 + 15 |
|
||
Санитарный узел с умывальником в шлюзе |
3 + 3 |
6 + 6 |
|
|
Радиоузел |
12 |
|
||
Фильмовидеотека |
18 |
|
||
Помещение пожарного поста |
10 |
|
||
Студия кабельного телевидения |
18 |
24 |
|
|
Кладовая мебели и реквизита |
18 |
24 |
|
|
Кладовая аппаратуры |
8 |
12 |
|
|
Комната художника |
12 |
12 |
12 |
|
Кружковые помещения: |
|
|
|
|
танцевальный класс с помещением для переодевания и санитарным узлом |
54 + 18 |
72 + 18 + 3 |
|
|
кружок лепки |
24 + 8 |
36 + 8 + 10 |
|
|
Кладовая инвентаря и готовых изделий |
12 |
18 |
|
|
Физкультурно-спортивный зал: |
|
|
Используется также для занятий ЛФК |
|
12×16 м |
132 |
288 |
||
12×24 м |
|
|
||
Хранение спортивного инвентаря |
12 |
16 |
|
|
Раздевальные для девочек и мальчиков с душевыми и санитарными узлами: |
|
|
|
|
для умственно отсталых детей |
18×2 |
36×2 |
По два душевых рожка и одному унитазу на каждую раздевальную |
|
для детей с недостатками физического развития |
21×2 |
42×2 |
||
Комната инструктора-методиста |
12 |
12 |
12 |
|
Лечебно-оздоровительный бассейн с ванной 5Ч10 м |
8×10 |
160 |
На 10 - 12 детей |
|
Комната методиста с санитарным узлом |
8 + 4 |
10 + 4 |
|
|
Раздевальная с душевой и санитарным узлом |
24 |
36 |
|
|
Помещения уборочного инвентаря |
6 |
6 |
6 |
|
Узел управления |
6 |
6 |
6 |
|
Лаборатория анализа воды |
8 |
8 |
8 |
|
Комната медсестры |
10 |
10 |
12 |
|
Кладовая спортивного инвентаря |
6 |
8 |
8 |
|
(рекомендуемое)
Планировочные схемы
1 - жилые
группы для детей-инвалидов с физическими недостатками, с сохранным интеллектом;
2 - то же, для лежачих с сохранным интеллектом; 3 - то же, для
умственно отсталых,
способных к обучению; 4 - то же, для умственно отсталых, не способных к
обучению;
5 - то же, для лежачих, умственно отсталых
Рисунок Г.1 - Схема взаимодействия помещений
А - Планировочная схема жилой ячейки типа 1а для
дошкольников:
1 - раздевальная; 2 - игровая; 3 - столовая; 4 -
буфетная с мойкой; 5 - класс;
6 - комната воспитателя; 7 - санузел; 8 - комната для
сушки одежды и обуви;
9 - гладильная; 10 - спальная комната на 6 мест; 11 -
спальная комната на 4 места;
12 - кладовая демонстрационного и подсобного материала
Б - Планировочная схема жилой ячейки типа 1б для
подростковой и старшеклассников
1 - раздевальная; 2 - спальная комната на 4 места; 3 -
спальная комната на 3 места;
4 - комната воспитателя с кладовой личных вещей; 5 - комната
отдыха; 6 - буфетная;
7 - комната для занятий с кладовой; 8 - туалет; 9 -
умывальник; 10 - комната для
сушки одежды и обуви
В - Планировочная схема жилой ячейки типа 1в для
лежачих детей-инвалидов
с сохранным интеллектом
1 - кровать (200×90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных
принадлежностей и
чистого белья; 3 - умывальник (60×40 см); 4 - буфет-мойка
(180×60 см); 5 - каталка (225×60 см);
6 - ванна (170×70 см); 7 - слив (45×50 см); 8
- встроенный шкаф для суден;
9 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 10 - надкроватный
столик;
11 - комната воспитателя с кладовой для демонстрационного школьного
материала;
12 - спальная комната на 8 мест
Рисунок Г.2 - Жилые ячейки для детей-инвалидов с сохранным интеллектом
А - спальная комната на 6 мест для детей-инвалидов
младших групп дошкольников;
Б - обеденное место в столовой с буфетной
1 - кровать
190 (200)×70 см; 2 - тумбочка 40×50 см; 3 -
инвалидная коляска;
4 - шкаф комбинированный; 5 - стол 100×60 см; 6 -
стул 40×40 см;
7 - стол детский обеденный 140 (160)×90 см
Рисунок Г.3 - Планировочные схемы спальной комнаты и
обеденного места в столовой
А - четырехместная спальная комната; Б - трехместная
спальная комната;
В - двухместная спальная комната
1 - кровать
190×70 см; 2 - диван; 3 - тумбочка 40×80 см; 4
- тумбочка 40×40 см;
5 - стол 60×100 см; 6 - стул 40×40 см; 7 -
кресло 50×50 см; 8 - торшер; 9 - банкетка;
10 - инвалидная коляска; 11 - комбинированный шкаф
Рисунок Г.4 - Планировочная схема спальных комнат
А - Планировочная схема жилой ячейки типа 2а для
младшей группы детей-инвалидов
1 - раздевальная; 2 - групповая-столовая; 3 - буфетная с
мойкой; 4 - спальная комната на 8 мест;
5 - спальная комната на 6 мест; 6 - умывальная; 7 -
туалетная; 8 - ванная
Б - Планировочная схема жилой ячейки типа 2б для
детей-инвалидов
подростковой и старшей трудового обучения групп
1 - раздевальная; 2 - комната дневного пребывания; 3 -
класс;
4 - спальная комната на 8 мест; 5 - спальная комната на 6 мест;
6 - туалетная; 7 - умывальная; 8 - шкаф для
демонстрационного материала;
9 - бытовая кладовка; 10 - буфетная с мойкой
В - Планировочная схема жилой ячейки типа 2в для
необучаемых, лежачих детей-инвалидов
1 - спальная комната на 8 мест; 2 - спальная комната на 6 мест;
3 - ванная со шкафом для суден; 4 - буфетная с мойкой; 5 -
кровать (200×90 см);
6 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 7
- умывальник (60×40 см);
8 - каталка (224×60 см); 9 - ванна; 10 - слив; 11-
встроенный шкаф для суден;
12 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 13 - надкроватный
столик
Рисунок Г.5 - Жилые ячейки для умственно отсталых детей
I - планировочная схема жилых комнат жилой ячейки типа
1в
для лежачих детей с сохранным интеллектом
А - спальная комната; Б - комната воспитателя; В -
буфетная с мойкой;
Г - ванная со шкафом для суден;
1 - кровать (200×90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных
принадлежностей и чистого белья;
3 - умывальник; 4 - буфетная с мойкой (180×60 см); 5
- каталка; 6 - ванна; 7 - слив (45×50 см);
8 - встроенный шкаф для суден; 9 - шкаф для хозяйственных
принадлежностей;
10 - надкроватный столик; 11 - кладовая для демонстрационного
школьного материала
II - планировочная схема жилых комнат жилой ячейки
типа 2а для лежачих
детей умственно отсталых А - спальные комнаты на 6 и 8 человек;
Б - ванная со шкафом для суден; В - буфетная с мойкой;
1 - кровать (200×90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных
принадлежностей
и чистого белья; 3 - умывальник; 4 - каталка; 5 - ванна; 7
- слив (45×50 см);
8 - встроенный шкаф для суден; 9 - шкаф для хозяйственных
принадлежностей;
10 - надкроватный столик
Рисунок Г.6 - Планировочная схема спальных комнат
1 - стол
монтажный; 2 - стенд испытательный; 3 - стол с вытяжкой; 4
- стол приемщика;
5 - мойка; 6 - стеллаж для материалов; 7 - табурет с
регулируемым сиденьем;
8 - стеллаж приемщика
Рисунок Г.7 - Планировочная схема помещения
учебно-производственной
мастерской по ремонту аппаратуры и бытовой техники
[1] ПУЭ Правила устройства электроустановок, изд. 7-е, 2003 г.
[2] СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций
[3] РД 78.36.003-2002 Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств
[4] СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий
Ключевые слова: дома-интернаты для детей инвалидов, дети с сохраненным интеллектом, дети умственно отсталые, жилые и общественные помещения, лечебно-трудовые мастерские, учебно-производственные мастерские |