Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

20 страниц

258.00 ₽

Купить СНиП II-Д.6 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы главы распространяются на проектирование вновь сооружаемых и переустраиваемых промышленных автомобильных дорог.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие указания

2. Основные технические показатели

3. Земляное полотно

4. Дорожная одежда

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

ЧАСТЬ II

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА


СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

ЧАСТЬ II

НОРМЫ

СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Утверждены по поручению Совета Министров СССР Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства для обязательного применения с I января 1955 г. всеми министерствами, ведомствами и Советами Министров союзных республик

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ МОСКВА    *    1954

ния строительства без металлических конструкций; следует широко внедрять сборные железобетонные конструкции и детали, не допуская применения металлических конструкций во всех случаях, когда они могут быть заменены железобетонными, преимущественно сборными. В целях экономии лесоматериалов следует максимально использовать местные строительные материалы, применяя взамен деревянных частей зданий детали из гипсовых, гипсошлаковых, шлакобетонных, пеносиликатных плит и блоков; предусматривать наряду с древесиной хвойных пород применение в строительстве древесины лиственных пород, обеспечивать долговечность деревянных конструкций и частей зданий путем проведения конструктивных мероприятий, анти-септирования и огнезащитной обработки конструкций.

5.    Во II части Строительных норм и правил содержатся впервые разработанные: классификация зданий и сооружений в зависимости от их капитальности и эксплуатационных качеств; единая модульная система размерностей в строительстве; нормы расчета строительных конструкций по методу расчетных предельных состояний; нормы планировки населенных мест; нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий; нормы проектирования ограждающих конструкций и ряд других новых норм.

6.    Классификация зданий и сооружений имеет своей целью способствовать выбору экономически целесообразных решений при проектировании. Система классификации предусматривает подразделение разновидностей зданий и сооружений на классы по совокупности их капитальности и эксплуатационных качеств. Для каждого класса приведены требования по прочности, огнестойкости и долговечности ограждающих конструкций.

Классы зданий и сооружений должны обосновываться в проектном задании в соответствии с назначением и значимостью объектов.

7.    Основные положения модульной системы устанавливают порядок назначения и координации размеров элементов зданий и сооружений, а также размеров строительных изделий, деталей и оборудования на базе единого модуля 100 мм. Модульная система предусматривает, что основные размеры зданий и сооружений должны быть кратны модулю 100 мм. Для некоторых размеров допускается применение укрупненных модулей.

8.    В основу новых норм проектирования строительных конструкций положен единый метод расчета по расчетным предельным состояниям. Согласно этому методу постоянный коэффициент запаса прочности заменен тремя переменными

расчетными коэффициентами, учитывающими возможность изменения нагрузок, воздействующих на проектируемую конструкцию, степень однородности применяемых материалов по их прочности, а также условия работы конструкции (агрессивные воздействия среды, характер сопряжения элементов в конструкции и др.).

Установленные в нормах общие принципы расчета конструкций и оснований зданий и сооружений по методу расчетных предельных состояний применимы ко всем видам строительства — промышленного, жилищно-гражданского, гидротехнического, а также к строительству мостов, тоннелей и трубопроводов.

Приведенные в Строительных нормах и правилах нормы позволяют производить расчет массовых конструкций промышленных, жилых и гражданских зданий и сооружений. Для проектирования конструкций гидротехнических сооружений, мостов, тоннелей и трубопроводов по методу расчетных предельных состояний разрабатываются соответствующие расчетные коэффициенты, после чего будут изданы нормы проектирования указанных конструкций по новому методу.

9.    В новых нормах планировки населенных мест приведены необходимые указания по выбору селитебной территории, а также требования к комплексному решению в проектах планировки экономических, санитарно-гигиенических, архитектурных и других вопросов. Установлены нормы плотности застройки жилых кварталов, нормы жилой площади на 1 га квартала в зависимости от этажности застройки, нормы площади земельных участков для общественных зданий массового строительства (школы, больницы, детские сады, ясли и др.), нормы площади зеленых насаждений общего пользования в городах и рабочих поселках и др.

10.    Нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий, основанные на передовом опыте проектирования, содержат указания о необходимости приближения вновь строящихся предприятий к источникам сырья, топлива и районам потребления, а также о необходимости кооперирования с другими предприятиями строительства электростанций, водопроводов, канализации, дорог, мостов и других коммунальных сооружений, жилых поселков и культурно-бытовых учреждений. Нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий содержат необходимые указания по размещению зданий и сооружений, по проектированию транспортных путей и проездов, по благоустройству территории предприятий, а также по размещению инженерных коммуникаций.


11.    Нормы строительной теплотехники содержат расчетные данные и требования к теплоизолирующим свойствамконструкций, паропроницанию и воздухопроницанию наружных ограждающих конструкций. В нормах приведены необходимые данные для теплотехнического расчета новых видов ограждающих конструкций, возводимых с применением эффективных утеплителей, а также конструкций с воздушными прослойками (расчет неоднородных ограждений, тепловых мостиков и пр.).

12.    Нормы проектирования ограждающих конструкций содержат требования к долговечности ограждающих конструкций в зависимости от температурно-влажностных параметров внутреннего и наружного климата, данные о необходимых уклонах для различных кровель, основные требования к устройству стен, перекрытий, перегородок и световых проемов.

Содержащиеся в этих нормах данные и требования к звукоизолирующим свойствам ограждающих конструкций способствуют улучшению качества возводимых зданий.

13.    Нормы проектирования производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий и тепловых электростанций содержат необходимые указания по основным вопросам строительного проектирования: по классификации зданий, по санитарным и противопожарным требованиям, по блокировке производственных и вспомогательных цехов, по применению наиболее рациональных типов производственных зданий, по расчету площадей административноконторских и бытовых зданий, по увязке размеров зданий и их конструктивных элементов с модульной системой и др.

14. Новые нормы проектирования жилых зданий (жилых домов квартирного типа, общежитий и гостиниц) разработаны на основе передового опыта жилищного строительства за последние годы. В этих нормах впервые вводится классификация зданий, устанавливаются размеры жилой площади в квартирах разных типов, а также характер и размеры встроенного оборудования (хозяйственные кладовые, встроенные шкафы и пр.). Нормы содержат важнейшие санитарные требования, предъявляемые к жилым зданиям, обеспечивающие необходимые удобства для населения: запрещение северной ориентации окон жилых комнат в районах с холодным и умеренным климатом и западной ориентации в районах с жарким климатом; высоты этажей, дифференцированные в соответствии с климатическими условиями; требования к освещенности и воздухообмену. Повышены требования к огнестойкости конструкций.

Q*

15.    Нормы проектирования общественных зданий разработаны для наиболее массовых видов общественных зданий, а именно: лечебно-профилактических учреждений, детских садов, детских яслей, общеобразовательных школ, кинотеатров, бань и прачечных, магазинов и предприятий общественного питания. Нормами устанавливаются: площади основных помещений зданий в зависимости от их типа и назначения; наименьшие размеры помещений; санитарно-техническое оборудование зданий; санитарные нормы освещенности помещений; расчетные температуры и кратность обмена воздуха в помещениях и др.

Нормами предусматривается увеличение площади двухкоечных палат для больниц и родильных домов; в городских больницах предусматривается возможность устройства остекленных веранд для отдыха больных и значительно увеличивается высота помещений вбольницах до 50 коек; рекомендуется применение установок по кондиционированию воздуха в крупных кинотеатрах. В нормах проектирования детских яслей предусматривается значительное повышение высоты детских комнат в районах с жарким климатом.

16.    В нормах проектирования речных и морских гидротехнических сооружений даются указания по проектированию бетонных и железобетонных плотин, водосбросов и водоспусков, железобетонных и стальных трубопроводов, сооружений речного транспорта, а также морских дноуглубительных работ. Упорядочена классификация речных гидротехнических сооружений. Впервые классифицированы речные и морские порты и их сооружения, причем в основу классификации положены грузооборот, наличие механизации причалов и значение сооружений. Рекомендованы к применению новейшие типы сооружений, в частности объединение гидротехнических сооружений в одном объекте (например, здания гидростанции с водосбросом, шлюза с водосбросом и др.), а также новые типы конструкций, позволяющие повысить уровень индустриализации работ, например, сборные арматурные блоки, плиты-оболочки и др. Уточнены требования к запасам глубин акваторий морских портов, к обеспеченности предельных осадок, к коэффициентам запаса на скольжение и др. Нормами устанавливается распределение бетона различных марок в массивных сооружениях в зависимости от зоны расположения бетона относительно уровня воды, а также даются дифференцированные по классам сооружений требования к плотности и морозостойкости бетона, что будет способствовать снижению стоимости строительства при одновременном повышении качества сооружений.


17.    В основу новых норм проектирования железных дорог нормальной колеи положен принцип последовательного усиления мощности дорог в соответствии с ростом грузонапряженности. Предусматривается увеличение норм грузооборота железных дорог без изменения технических параметров.

18.    Нормы проектирования автомобильных дорог разработаны с учетом требований, предъявляемых к этим дорогам перспективами развития советского автотранспорта и возрастающей интенсивностью и грузонапряженностью автомобильного движения. При составлении этих норм предусмотрены увеличение долговечности дорог и улучшение качества покрытий.

Ряд новых, прогрессивных указаний содержится также в нормах проектирования естественного и искусственного освещения, санитарно-технических устройств и оборудования, мостов и тоннелей.

19. Часть II Строительных норм и правил устанавливает лишь основные, важнейшие нормативы и требования по строительному проектированию и не содержит технических указаний узко специального характера или второстепенного значения, которые могут быть даны в технических условиях, разрабатываемых на основе Строительных норм и правил.

Нормы проектирования зданий и сооружений, не предусмотренные II частью Строительных норм и правил, надлежит разрабатывать с учетом основных положений Строительных норм и правил в части классификации, применения модульной системы, требований к огнестойкости и долговечности конструкций и т. д.

Новые технические условия, инструкции, указания и другие нормативные документы по строительному проектированию должны составляться на основе и в развитие Строительных норм и правил.


ГЛАВА 6

ПРОМЫШЛЕННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

§ 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.    Нормы настоящей главы распространяются на проектирование вновь сооружаемых и переустраиваемых промышленных автомобильных дорог:

а)    внутризаводских, расположенных на территории заводов, шахт, электростанций и других предприятий, а также пути на территории карьеров, лесных и торфяных разработок;

б)    подъездных — соединяющих промышленные предприятия с общей сетью автомобильных дорог, железнодорожными станциями, пристанями, другими предприятиями, сырьевыми базами и пр., а также лесовозные и торфовозные магистрали.

Примечание. Настоящие нормы не распространяются на проектирование дорог, сооружаемых в пределах рабочей зоны карьеров, полей сушки торфа, кратковременных усов на лесоразработках, а также специальных (испытательных) и тракторных дорог.

2.    Промышленные, подъездные автомобильные дороги, которые впоследствии могут быть включены в общую сеть автомобильных дорог или городских дорог, должны проектироваться по нормам не ниже установленных в главе П-Д.5 или соответственно П-Д.7.

3.    Промышленные автомобильные дороги надлежит проектировать, исходя из полной мощно-

§ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХН1

1. Технические показатели внутризаводских автомобильных дорог должны приниматься потабл. 1.

ста предприятия, но с учетом очередности строительства предприятия (или группы предприятий), а также размеров и характера движения транспорта в период строительства.

4.    Расположение автомобильных дорог на территории промышленного предприятия, а также подъезды к зданиям и вводы в них должны проектироваться с учетом требований главы П-В.2.

5.    Промышленные автомобильные дороги по своим эксплуатационным и техническим показателям подразделяются на 3 категории в зависимости от наибольшей интенсивности движения, определяемой для полной мощности предприятия:

I    категория назначается для дорог с интенсивностью движения в одном направлении более 100 автомобилей в 1 час;

II    категория назначается для дорог с интенсивностью движения в одном направлении от 15 до 100 автомобилей в 1 час;

III    категория назначается для дорог с интенсивностью движения в одном направлении менее 15 автомобилей в 1 час.

Примечание. Часовая интенсивность движения определяется как условное число одиночных автомобилей, к которым должны быть приведены (по пропускной способности) обращающиеся по дороге типы транспортных единиц.

ПОКАЗАТЕЛИ

Продолжение табл. 1

Наименование

В

« 5

Величина показателей при категориях дорог

показателей

ш 4/

5 о. £ «

I

п

III

£

т Ы s

а

б

в

3

Ширина проезжей части при регулярном движении машин с габаритом по ширине: а) до 2,40 м (одиноч-

5,5

ных).......

м

По

рас

чету

6,0

Технические показатели внутризаводских автомобильных

ДОРОГ    Таблица    1

Наименование

Ееличина показателей при категориях дорог

В

в'

показателей

я

5 о.

В V

I

II

III

Z

Ч п Ui s

а

б

В

1

Расчетная скорость движения ........

км 1 час

40

30

20

2

То же, при поворотах на перекрестках в пределах застройки ....

»

20

15

15

Продолжение табл. 1

Наименование

к

SS

Величина показателей при категориях дорог

•Е.

с

показателей

Eg 4>

52

Г

II

ш

£

* л Ы х

а

б

в

б) до 2,65 м (одиночных и автопоездов) . . .

М

По расчету

7,0

6,0

в) до 3,22 м (одиночных и автопоездов) . . .

»

То же

8,5

8,0

4

Наименьший радиус кривой в плане для одиночных автомобилей, прицепов и полуприцепов с тягачами, имеющими базу до 4,5 м (типа ЯАЗ-200) ....

»

50

30

20

5

То же, при вывозке длинномерных грузов (хлыстов) .........

»

50

50

40

6

Наименьший радиус кривой в плане на перекрестках в пределах застройки при регулярном движении машин: а) двухосных одиночных

»

15

12

12

б) то же, с прицепами илц полуприцепами

»

15

15

15

в) одиночных трехосных (с базой 5,75— 1,40 м типа ЯАЗ-210)

»

20

20

20

г) то же, с прицепами или полуприцепами

»

35

35

35

7

Наименьшая расчетная видимость:

а) поверхности дороги

»

50

35

25

б) автомобиля ....

100

70

50

8

Наименьший радиус вертикальной кривой: вогнутой .......

200

150

100

выпуклой.......

1000

500

250

9

Наибольший продольный уклон ........

°/оо

60

70

90

Глава 11-Д. 6, § 2


Примечания. I. На дорогах III категории (кроме внутризаводских магистральных), по которым не предполагается регулярных встречных перевозок, а также на лесовозных и торфовозных ветках допускается устройство проезжей части, рассчитанной на движение в одну полосу шириной:

3,0 м — для одиночных машин с габаритом до 2,40 м;

3.5    м — для машин с габаритом до 2,65 м\

4.5    м — для машин с габаритом до 3,22 м.

При применении поперечного профиля с бортом (бордюром). устраиваемым с одной стороны проезжей части, ширина однополосных дорог увеличивается соответственно до 3,25; 3,75 и 4,75 м. Устройство двух бортов (бордюров) по краям проезжей части однополосных дорог не допускается.

2.    Величины радиусов кривых в плане (п. 4 табл. 1) и профиле (п. 8 табл. 1) должны назначаться возможно большими при условии, если это не повлечет значительного увеличения капиталовложений.

3.    Продольный уклон на межцеховых дорогах III категории в особо трудных условиях допускается увеличивать до 1100/ooj кроме мест у стоянок транспорта.

2. Технические показатели для внутризаводских электрокарных и автокарных дорог должны назначаться по табл. 2.

Технические показатели внутризаводских электрокарных и автокарных дорог

Таблица 2

с

с

£

Наименование показателей

Едвыииа

измерения

Показа

тели

I

Наименьшая ширина проезжей

части ...........

м

3

2

Наименьший радиус кривой в

плане.......... .

»

5

3

Наибольший продольный уклон

°/оо

40

Примечания. 1. Основные технические показатели электрокарных дорог определены для расчетного электрокара (автокара) грузоподъемностью 3 т с прицепной тележкой грузоподъемностью 1 т. При регулярном движении автокаров и электрокаров больших размеров основные показатели определяются по расчету.

2 Электрокарные дороги, по которым предполагается движение 1—2 электрокаров (автокаров), должны устраиваться шириной 1,5 м.

3.    При интенсивности движения электрокаров (автокаров) более 50 единиц в 1 час в одном направлении ширина проезжей части принимается равной 6,0 м.

4.    Указания, сделанные в примечании 2 табл. 1, также относятся и к п. 2 табл. 2.

3.    Технические показатели дорог, общих для автомобилей и электрокаров (или автокаров), назначаются по нормам для автомобильных дорог за исключением наибольших продольных уклонов, принимаемых в табл. 2.

4.    Независимо от категории подъездных автомобильных дорог радиусы кривых в плане, а также радиусы вертикальных кривых (выпуклых и вогнутых) надлежит принимать возможно большими.

При технико-экономической целесообразности технические показатели подъездных дорог разрешается принимать согласно табл. 3.

Технические показатели промышленных подъездных автомобильных дорог

Таблица 3

Наименование показателей

т

S

§«

Величина показателей при категориях дорог

■ Я

а 5

I

II

III

%

CL 4»

Ш 2

а

б

в

1

Расчетная скорость движения:

а) при преимущественном движении машин грузоподъемностью до 5 т......

км/час

80

60

40


Продолжение табл. 3


р

р

%


2


3


4

5


б


б) при преимущественном движении тяжелых машин и машин с прицепами и полуприцепами ....

Ширина проезжей части при регулярном движении машин с габаритом по ширине:

а)    до 2,40 м (одиночных) .......

б)    до 2,65 м (одиночных и автопоездов)

в)    до 3,22 м (одиночных и автопоездов)

Наименьший радиус кривой в плане:

а)    при преимуществен

ном движении машин грузоподъемностью до 5 т......

б)    при преимущественном движении тяжелых машин и машин с прицепами и полуприцепами ....

То же, при вывозке длинномерных грузов (хлыстов) ........

Наименьшая расчетная видимость:

а)    при преимущественном движении машин грузоподъемностью до 5 т:

поверхности дороги автомобиля . . .

б)    при преимущественном движении тяжелых машин и машин с прицепами и полуприцепами:

поверхности дороги автомобиля ....

Наименьший радиус вертикальной кривой:

а)    при преимущественном движении машин грузоподъемностью до 5 т:

вогнутой .....

выпуклой ....

б)    при преимущественном движении тяжелых машин и машин с прицепами и полуприцепами:

вогнутой .....


Наименование показателей

W <9 S Cf I

Величина показателей при категориях дорог

а &

X о, х £

I

II

ш

ы£

а

б

в

км/час

60

40

30

м

7,0

6,0

5,5

»

7,5

7,0

6,0

»

8,5

8,0-

8,5

8,0

250

125

60

125

60

30

»

125

60

50

»

100

75

50

200

150

100

»

75

50

35

»

150

100

70

»

1000

500

200

»

4 000

2 000

1000

500

200

150


Продолжение табл. 3

р

к"

Наименование показателей

те а х *

X 4>

ь|

51

Величина показателей при категориях дорог

I

II

III

а

б

в

выпуклой ....

М

2000

1000

500

7

Наибольший продольный

уклон ........

°/оо

60

70

90


Примечания. 1. На дорогах III категории с интенсивностью движения в одном направлении 3 и менее автомобилей в 1 час допускается устройство проезжей части, рассчитанной на движение в одну полосу, шириной 3,5—4,5 м.

2.    В стесненных горных условиях местности при преимущественном движении машин грузоподъемностью до 5 т разрешается принимать технические показатели соответственно указанным в п. 1, «б» табл. 3.

3.    В особо трудных горных условиях продольные уклоны могут быть увеличены на 20 °jQOt а расчетная скорость уменьшена до 20 км/час для дорог II и III категорий и до 40 км/час для дорог I категории с соответствующим изменением всех технических показателей. В случае необходимости допускается устройство серпантин.

4.    Наименьшие видимости поверхности дороги, приведенные в п. 5, «а», на проездах с продольными уклонами должны быть увеличены из расчета 1 м на каждые 10%о уклона, а видимости автомобиля (п. 5, «б») — из расчета 2 м на каждые 10%о уклона.


5.    Сопряжения прямых участков дорог с кривыми, радиусы которых меньше 350 м, должны проектироваться с переходными кривыми. Величины переходных кривых устанавливаются из условий обеспечения движения с максимально возможной скоростью, а в стесненных местах—из условий обеспечения скорости движения не ниже расчетной. На перекрестках внутризаводских дорог переходные кривые не устанавливаются.

6.    Кривые, радиусы которых меньше 800 м, должны проектироваться с устройством виражей. Поперечный уклон покрытия на вираже следует назначать не меньше уклона покрытия, в пределах от 20 до 60°/00, в соответствии с указаниями технических условий.

На перекрестках внутризаводских дорог, а также на лесовозных и торфовозных ветках виражи не устраиваются.

7.    Уширение проезжей части с внутренней стороны кривой должно устраиваться: для дорог с регулярным движением одиночных автомобилей — на кривых с радиусом 500 м и менее согласно табл. 4 и на дорогах для автопоездов — на кривых с радиусом 700 м и менее согласно табл. 5.


Глава П-Д. 6, § 2

Уширение проезжей части в ж на кривых двухполосных дорог с регулярным движением одиночных автомобилей

Таблица 4

с

При регулярном движении автомобилей с базой

Уширение при радиусах кривой в м

12

15

20

30

50

100

150

250

300

i 500

а

б

в

г

Д

е

ж

3

и

к

1

До 4,00 м (типа ЗИС-150).......

2,4

2,1

1,7

1,4

1,0

0,8

0,6

0,5

0,4

0,3

2

До 4,52 ж (типа ЯАЗ-200).......

2,8

2,4

2,0

1,6

i,i

0.9

0,7

0,5

0,4

0,3

3

До 4,78 ж (типа МАЗ-525).......

3,4

3,0

2,8

2,0

1,3

0,9

0,7

0,5

0,4

0,3

4

До 5,75— 1,40 ж (типа ЯАЗ-210) ....

4,0

3,2

2,6

1,6

1,0

0,8

0,6

0,4

0,3

Уширение проезжей части в ж на кривых двухполосных дорог для автопоездов

Таблица 5

Ушире

-.ие при

радиусах кривой в м

в

При регулярном движении автопоездов

12

15

20

30

50

100

150

250

300

500

700

а

б

в

г

Д

е

ж

3

и

к

л .

I

Типа ЗИС-150 с прицепом или полуприцепом ..........

3,9

3,3

2,6

2,0

1,6

1,0

0,8

0,6

0,5

0,4

0,3*

2

Типа ЯАЗ-200 с прицепом или с полуприцепом.........

.

4,1

3,6

2,5

1,7

i,i

1,0

0,7

0,6

0,4

0,3

3

Типа ЯАЗ-210 с прицепом или полуприцепом ..........

3,1

2,0

1,5

1,0

0,9

0,6

0,4

Примечания к табл. 4 и 5. 1. Для дорог с одной полосой движения, а также на перекрестках внутризаводских дорог размер уширения проезжей части уменьшается вдвое.

2.    Для дорог с четырьмя полосами движения при радиусах более 200 ж уширение не устраивается; при радиусах менее 200 ж величина уширения принимается по табл. 4 или 5.

3.    На перекрестках двухполосных внутризаводских дорог III категории проезжая часть не уширяется.

4.    При движении автомобилей других типов с габаритами, превышающими указанные, уширение должно определяться по расчету.

8. Уширение проезжей части на кривых элек-трокарных и автокарных дорог с радиусом кривых 20 м и менее должно устраиваться согласно табл. 6.

Уширение проезжей части на кривых двухполосных электрохарных и автокарных дорог

Таблица 6

Радиусы в ж .......

5

10

15

20

Уширение в ж......

0,50

0,30

0,25

0,20

9. Стоянки автомобилей должны обеспечиваться соответствующей площадью вне полосы движения проезжей части.

10. Полоса отвода земли для подъездных автомобильных дорог должна назначаться шириной не менее 24 м.

Примечания. 1. Полоса для дороги в населенных пунктах должна отводиться в пределах красных линий с учетом отвода полос под тротуары, зеленые насаждения и под прокладку подземных сооружений.

2.    Полоса отвода на территории рудников, а также в местностях с многолетними культурами может быть уменьшена до размеров, необходимых для земляного полотна с водоотводными устройствами.

3.    На лесовозных дорогах в лесистой местности ширина полосы отвода должна быть не менее ширины просеки, увеличенной на зону насаждений, оставляемых для защиты полотна дороги от снежных заносов.

4.    Дополнительная ширина полосы отвода, необходимая для размещения снегозащитных и водоотводных сооружений, а также линейных зданий, должна быть обоснована расчетом.


Г лава 11-Д. 6, § 3 и § 4

§ 3. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО

1.    Земляное полотно промышленных автомобильных дорог должно проектироваться с учетом указаний главы П-Д.5.

2.    При проезжей части дорог шириной 5,5 м и более, устраиваемой в одном уровне с обочинами, ширина обочин должна быть не менее:

а)    2,0 м — на постоянных дорогах;

б)    1,0 м — на дорогах со сроком службы до 5 лет, а также на торфовозных и лесовозных дорогах.

Примечание. На дорогах, прокладываемых в стесненных условиях (по скальной полке, крутому косогору ит. п.), ширина обочин может быть снижена до 1,0 м, а пои отсутствии надолб и парапетов — до 0,5 м. Аналогичное снижение ширины внутренней обочины допускается на кривой при уширении проезжей части.

3.    При проезжей части дорог шириной 4,5 м и менее, устраиваемой в одном уровне с обочинами, ширина обочин должна быть не менее:

а)    2,0 м — на постоянных дорогах;

б)    0,5 м — на лесовозных и торфовозных дорогах при условии устройства разъездов в пределах видимости.

Примечания. 1. На дорогах, прокладываемых в стесненных условиях, ширина обочин может быть уменьшена:

а)    при наличии регулярного движения — до величины, обеспечивающей разъезд автомобилей;

б)    при отсутствии регулярного движения на дорогах к трансформаторным киоскам, водоочистным сооружениям и т. п. и при условии устройства разъездов, распо

лагаемых в пределах видимости,— до 1,0 м, а в случае отсутствия надолб — до 0,5 м.

2. На дорогах торфяных и лесных массивов (на ветках), прокладываемых в стесненных местах, при условии устройства разъездов, располагаемых в пределах видимости, ширина обочин может быть снижена до 0,25 м.

4.    Отметки бровки насыпей промышленных автомобильных дорог, подтапливаемых водой, должны назначаться не менее чем на 0,5 м, а регуляционных сооружений — не менее чем на 0,25 м выше расчетного горизонта воды, принятого с учетом подпора и уклонов по урезу воды вдоль насыпи.

В случае возможности непосредственного воздействия волны на насыпь дороги возвышение бровки земляного полотна увеличивается с учетом высоты волны с набегом.

Примечание. Для подъездных и внутризаводских дорог, обслуживающих затапливаемые предприятия, отметки бровки земляного полотна назначаются не ниже планировочной отметки территории предприятия.

5.    Расчетный горизонт паводка для земляного полотна промышленных автомобильных дорог принимается одинаковым с расчетным горизонтом паводка, принятого для предприятия, а для подъездных дорог, обслуживающих незатап-ливаемые предприятия — не ниже чем с возможностью его превышения 1 раз за 50 лет для дорог I и II категорий и 1 раз в 25 лет для дорог III категории.


§ 4. ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА

1. Типы дорожных покрытий для промышленных автомобильных дорог должны назначаться по табл. 7.

Типы дорожных покрытий

Таблица 7

в

Категория

дороги

Типы дорожных покрытий

I

I

Усовершенствованное капитальное и облегченное

2

п

Усовершенствованное капитальное или облегченное и переходное

3

ш

Усовершенствованное облегченное, переходное и низшее

Примечание. Основные типы дорожных покрытий приведены в главе Н-Д. 5.

2. Выбор материалов и расчет прочности конструктивных слоев дорожных одежд должны

49 Строительные нормы и правила, ч. II

производиться с учетом указаний § 4 главы П-Д. 5.

3.    Одежды дорог, используемых для электро-карного (автокарного) движения, должны быть рассчитаны на соответствующие нагрузки и иметь покрытия с гладкой поверхностью, устойчивой против износа.

4.    Покрытия дорог, обслуживающих специаль

ные производства, должны удовлетворять особым технологическим и санитарным требованиям отдельных производств (например:    беспыль-

ности, кислотоупорности и т. п.).

5.    Гравийные и щебеночные покрытия, не обработанные черными вяжущими материалами, грунтовые, обработанные черными вяжущими материалами (кроме грунто-асфальта), и все низшие типы покрытий для проезжей части дорог с приподнятыми бортами (бордюрами) ила подзорами не применяются.


Глава //-Д. 6, § 4

382

6. Поперечные уклоны проезжей части (исклго- с типами покрытий в пределах норм, приведенная виражи) должны назначаться в соответствии ных в табл. 8.

Поперечные уклоны проезжей части в зависимости от типов покрытий

Таблица 8

Наименование покрытий

Поперечные уклоны в °/оо

е

с

а

наименьшие

наибольшие

1

Асфальтобетонные и цементобетонные .................

15

20

2

Мозаиковые, брусчатые и клинкерные мостовые.............

20

30

3

Черные щебеночные и черные гравийные................

20

30

4

Щебеночные и гравийные........................

25

S5

5

Мостовые из булыжного и колотого камня ..............

30

40

6

Грунтовые...............................

30

40

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II

Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре

Москва, Третьяковский пр., д» 1.

Специальный редактор инж, Л. И. Нейштадт Заведующий редакцией из-ва инж. Д, М. Тумаркин Технический редактор М. Н. Персон Корректоры В. П. Митрич, Д. С. Соморова

Сдано в набор 10/IX    1954 г. Подписано в печать 16/XI    1954    г.    Т-08240

Бумага 84Xl08l/ie=12,63 бумажных, 41,4 уел. печатных листов (42,18 уч.-изд. л.). Изд. № V1-753. Заказ .№ 1795. Тираж ПО ООО экз. Цена 21 р. Переплет 3 р.

Министерство культуры СССР Главное управление полиграфической промышленности Первая Образцовая типография имени А. А. Жданова, Москва, Ж-54, Валовая, 28.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр,

Введение к II части Строительных норм и правил 9

РАЗДЕЛ А

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Основные положения по классификации зданий и сооружений.............. 13

§ 1. Общие указания.............. 13

§ 2. Классификация............... 13

§ 3. Порядок назначения классов зданий и сооружений ....... 13

Глава 2. Основные положения Единой модульной

системы................... 15

§ 1. Общие указания.............. 15

§ 2. Порядок взаимоувязки размеров...... 15

§ 3. Правила назначения размеров и расположения разбивочных осей в зданиях и сооружениях 16

Г лава 3, Огнестойкость строительных конструкций,

зданий и сооружений............. 17

§ 1. Общие указания.............. 17

§ 2. Характеристики возгораемости и огнестойкости материалов и конструкций........ 17

§ 3. Противопожарные преграды........ 23

§ 4, Испытание строительных конструкций на огнестойкость ................ 24

Г лава 4. Условные буквенные обозначения ....    26

§ 1. Общие указания.............. 26

§ 2. Обозначения расчетных величин...... 27

Глава 5. Условные графические обозначения. . .    29

§ 1. Общие указания.............. 29

§ 2. Элементы генерального плана и дорог ...    29

§ 3. Элементы и оборудование зданий...... 34

§ 4. Инженерные и санитарно-технические сети . .    39

РАЗДЕЛ Б

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ

Глава L Основные положения по расчету строительных конструкций............. 41

§ 1. Общие указания.............. 41

§ 2. Основные расчетные положения...... 42

§ 3. Расчетные сочетания нагрузок для зданий и

промышленных сооружений........ 43

§ 4. Нагрузки и коэффициенты перегрузки для зданий и промышленных сооружений ....    43

Стр.

Глава 2. Каменные и армокаменные конструкции

зданий и промышленных сооружений..... 49

§ 1. Общие указания.............. 49

§ 2. Материалы................ 49

§ 3. Нормативные характеристики кладок..... 50

§ 4. Расчетные характеристики кладок..... 55

§ 5. Основные расчетные положения...... 58

§ 6. Общие конструктивные требования..... 60

§ 7. Расчет элементов каменных и армокаменных конструкций по несущей способности.    ...    63

§ 8. Расчет элементов каменных и армокаменных

конструкций по деформациям......... 66

§ 9. Расчет элементов каменных и армокаменных

конструкций по раскрытию трещин...... 67

§ 10. Указания по проектированию зимней кладки,

выполняемой методом замораживания    ....    68

Глава 3, Бетонные и железобетонные конструкции зданий и промышленных сооружений..... 71

§ 1. Общие указания.............. 71

§ 2. Материалы для бетонных н железобетонных

конструкций................ 71

§ 3. Нормативные характеристики материалов .    72

§ 4. Расчетные характеристики материалов ...    74

§ 5. Основные расчетные положения ......    75

§ 6. Общие конструктивные требования ....    77

§ 7. Расчет элементов бетонных конструкций но

несущей способности............. 78

§ 8. Расчет элементов железобетонных конструкций по несущей способности......... 80

§ 9. Расчет элементов железобетонных конструкций по деформациям............. 84

§ 10. Расчет элементов железобетонных конструкций по образованию и раскрытию трещин .    84

Глава 4. Стальные конструкции зданий и промышленных сооружений............... 86

§ 1. Общие указания.............. 86

§ 2. Материалы для стальных конструкций . .    86

§ 3. Нормативные характеристики материалов и

соединений................. 87

§ 4. Расчетные характеристики материалов и соединений ................... 89

§ 5. Основные расчетные положения ......    92

§ 6. Общие конструктивные требования .....    93

§ 7. Расчет элементов стальных конструкций .    95

§ 8. Расчет сварных, заклепочных и болтовых соединений................. 98

Глава 5. Деревянные конструкции зданий н промышленных сооружений............. 100

§ 1. Общие указания.............. 100

§ 2. Материалы для деревянных конструкций . ЮО


Стр.

§ 3. Нормативные характеристики материалов .    101

§ 4. Расчетные характеристики материалов. .    102

§ 5. Основные расчетные положения...... 103

§ 6. Общие конструктивные требования..... 104

§ 7. Расчет элементов деревянных конструкций 104 § 8. Расчет соединений элементов деревянных конструкций................. 106

Глава 6. Основания зданий и сооружений...... 111

§ 1. Общие указания.............. 111

§ 2. Номенклатура грунтов........... 111

§ 3. Глубина заложения фундаментов зданий

и промышленных сооружений........ 112

§ 4. Естественные основания.......... 115

§ 5. Основания из макропористых грунтов ....    118

§ 6. Свайные основания............ 119

§ 7. Основания гидротехнических сооружений . .    120

РАЗДЕЛ В

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Глава 1. Планировка населенных    мест...... 122

§ 1. Общие указания.............. 122

§ 2. Требования к выбору селитебных территорий 123 § 3. Планировка и застройка селитебных территорий .................... 124

§ 4. Уличная сеть............... 129

§ 5. Зеленые насаждения............ 130

§ 6. Санитарно-техническое благоустройство . .    131

§ 7. Вертикальная планировка селитебной территории .................... 132

Глава 2. Генеральные планы промышленных предприятий .................... 133

§ I. Общие указания.............. 133

§ 2. Выбор территории для строительства промышленных предприятий.......... 133

§ 3. Планировка промышленных    предприятий. 135

§ 4. Размещение сетей коммуникаций...... 142

Глава 3. Строительная теплотехника...... 145

§ 1. Общие указания.............. 145

§ 2. Расчетные параметры наружного и внутреннего воздуха................ 150

§ 3. Нормы сопротивления теплопередаче ограждений .................... 150

§ 4. Теплоустойчивость помещений    и    ограждений 155

§ 5. Нормы сопротивления воздухопроницанию

ограждений................. 156

§6. Нормы сопротивления паропроницанию ограждений ................... 157

§ 7. Климатические показатели......... 157

Глава 4. Нормы проектирования ограждающих конструкций.................. 161

§ 1. Общие указания.............. 161

§ 2. Наружные стены.............. 163

§ 3. Перекрытия и покрытия.......... 165

§4. Кровли................... 166

§ 5. Окна и световые фонари.......... 167

§ 6. Полы................... 168

§ 7. Требования к звукоизоляции ограждающих

конструкций................. 169

Стр.

Глава 5. Естественное освещение......... 172

§ 1. Общие указания.............. 172

§ 2. Нормы естественной освещенности..... 172

§ 3. Расчет естественной освещенности..... 174

Глава 6. Искусственное освещение......... 177

§ 1. Общие указания.............. 177

§ 2. Нормы освещенности производственных помещений .................. 177

§ 3. Нормы освещенности помещений жилых и общественных зданий............. 179

§ 4. Нормы освещенности открытых    пространств    182

§ 5. Аварийное освещение............ 183

§ 6. Ограничение ослепленности......... 184

§ 7. Коэффициент запаса............. 185

Глава 7. Производственные здания промышленных предприятий.................. 186

§ 1. Общие указания.............. 186

§ 2. Метеорологические условия в помещениях 188 § 3. Требования к производственным зданиям .    190

§ 4. Требования к конструктивным элементам

производственных зданий.......... 193

§ 5. Эвакуация помещений........... 195

§ 6 Галереи, эстакады, площадки, антресоли и тоннати.................... 197

Глава 8. Вспомогательные здания промышленных

предприятий................... 200

§ 1. Общие указания............. 200

§2. Требования к вспомогательным зданиям и помещениям ................. 200

§ 3. Заводоуправления, цеховые конторы и конструкторские бюро.............. 204

§ 4. Бытовые помещения............ 205

§ 5. Пункты питания.............. 211

§ 6. Здравпункты................ 211

Глава 9. Тепловые электростанции........ 213

§ 1. Общие указания ............. 213

§ 2. Требования к территории электростанций    .    213

§ 3. Генеральные планы электростанций    ....    215

§ 4. Главный корпус.............. 216

§ 5. Здания и сооружения топливоподачи ....    218

§ 6. Сооружения электрической части...... 219

§ 7. Водоохладители.............. 220

§ 8. Сооружения золо-шлакоудаления...... 22!

§ 9. Отопление и вентиляция.......... 222

Глава 10. Жилые здания............. 226

$ 1. Общие указания.............. 226

§2 Санитарные и противопожарные требования .    227

§ 3. Жилые дома квартирного типа....... 234

§ 4. Общежития .... ............ 235

§ 5. Гостиницы................. 237

Глава 11. Общественные здания........... 239

§ 1. Общие указания.............. 239

§ 2. Санитарные и противопожарные требования    240

§ 3. Лечебно-профилактические учреждения    .    .    242

§ 4. Детские ясли................ 248

§ 5. Детские сады.............. 250


Стр.

§ 6. Общеобразовательные    школы........ 250

§ 7. Кинотеатры................ 253

§ 8. Коммунальные    бани........... 257

§ 9. Коммунальные    прачечные ........ 259

§ 10. Магазины................ 261

§ 11. Предприятия общественного питания . . . .    264

РАЗДЕЛ Г

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ

Глава 1. Наружный водопровод.......... 268

§ 1. Общие указания.............. 268

§    2. Нормы родопотребления и свободные напоры    268

§    3. Водопроводные сооружения........ 271

Глава 2. Наружная канализация......... 276

§ 1. Общие указания............. 276

§ 2. Нормы водоотведения и гидравлического расчета сети.................. 277

§    3. Канализационная сеть и сооружения    на    ней    278

§ 5. Очистка хозяйственно-фекальных сточных вод 279 § 6. Очистка производственных сточных вод . . .    280

Глава 3. Внутренний водопровод и канализация. . .    282

§    4. Насосные станции.............. 279

§ 1. Общие указания.............. 282

§ 2. Нормы расхода воды и свободные напоры .    283

§ 3. Водопроводные сети и    вводы........ 286

§ 4. Водонапорные баки и установки для повышения напора................. 287

§ 5. Внутренняя канализация......... 287

§ 6. Внутренние водостоки........... 289

Глава 4. Горячее водоснабжение......... 290

§ 1. Общие указания............. 290

§ 2. Нормы расхода, температура и жесткость 290

потребляемой воды............. 292

§ 3. Нагрев и аккумуляция воды ....... 292

§ 4. Трубопроводы............... 293

Глава 5. Отопление и вентиляция......... 293

§ 1. Общие указания............. 293

§ 2. Теплопотери через ограждающие конструкции зданий................. 293

§ 3. Отопительные устройства.......... 296

§ 4. Вентиляционные устройства........ 299

§ 5. Кондиционирование воздуха........ 304

§ 6. Конструктивные указания по устройству систем отопления и вентиляции........ 305

Глава 6. Газоснабжение ............. 307

§ 1. Общие указания............. 307

§ 2. Нормы расхода газа............ 307

§ 3. Газовая сеть................ 308

§ 4. Расчет газовой сети............ 310

§ 5. Регуляторы давления........... 310

§ 6. Газгольдерные станции......... .    310

§Т. Снабжение сжиженным газом........ 311

Стр.

РАЗДЕЛ Д

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО И ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Глава 1. Морские гидротехнические сооружения .    312

§ 1. Общие указания............... 312

§ 2. Нагрузки, воздействия и основные расчетные

положения................. 313

§ 3 Отсчетные уровни и глубины портовых акваторий и подходных каналов......... 314

§ 4. Причальные сооружения......... 315

§ 5. Оградительные сооружения........ 316

§ 6. Береговые укрепления.......... 317

§ 7. Основные конструктивные требования к морским гидротехническим сооружениям ....    317

Глава 2. Речные гидротехнические сооружения . . .    320

§ I. Общие указания.............. 320

§ 2. Основные требования к проектируемым гидротехническим сооружениям......... 324

§ 3. Основные расчетные положения и нагрузки .    326

§ 4. Материалы для гидротехнических сооружений    328

§ 5. Плотины................. 330

§ 6. Водосбросные и водоспускные сооружения    333

§ 7. Водоприемные сооружения гидроэлектростанций ................... 335

§ 8. Каналы гидроэлектростанций....... 337

§ 9 Трубопроводы гидроэлектростанций ....    338

§ 10. Станционные сооружения гидроэлектростанций ................... 341

§11. Металлические затворы гидротехнических

сооружений................. 345

§ 12. Речные порты............... 346

§ 13. Судоходные каналы и сооружения на них 348

§ 14. Судоходные шлюзы............ 349

§ 15. Разборные судоходные плотины...... 351

§ 16. Речные судоподъемные сооружения ....    351

Глава 3. Железные дороги нормальной колеи . . .    353

§ 1. Общие указания............. 353

§ 2. Путь, путевые сооружения и устройства . .    354

§ 3. Станции и станционные устройства..... 358

§ 4. Устройство сигнализации и связи ......    359

§5. Устройства локомотивного и вагонного хозяйства .................... 360

§ 6. Устройства водоснабжения........ 361

§ 7. Энергоснабжение............. 362

§ 8. Железнодорожные здания......... 362

Глава 4. Промышленные железные дороги ....    364

§ 1. Общие указания.............. 364

§ 2. Путь и путевые устройства......... 365

§ 3. Станции и станционные устройства...... 368

§ 4. Устройства сигнализации и связи...... 369

§ 5. Устройства водоснабжения и канализации . .    369

Глава 5. Автомобильные дороги.......... 370

§ 1. Общие указания............. 370

§ 2. Основные технические показатели..... 371

§ 3. Земляное полотно............. 373

§ 4. Дорожные одежды............ 374

§ 5. Дорожные устройства............ 375


Стр.

Глава 6. Промышленные автомобильные дороги... .    377

§ I. Общие указания............. 377

§ 2. Основные технические    показатели...... 377

§ 3. Земляное полотно.............. 381

§ 4. Дорожная одежда............. 381

Глава 7. Городские улицы и    проезды....... 383

§ 1. Общие указания............. 383

§ 2. Проезжая часть улиц и площадей..... 383

§ 3. Тротуары, велосипедные дорожки и озеленение ..................... 385

§ 4. Трамвайные пути............ 385

§ 5. Подземные сооружения.......... 387

Стр.

Глава 8. Мосты и трубы............ 389

§ 1.    Общие указания.............. 389

§ 2.    Габариты................. 391

§ 3.    Нагрузки................. 391

§ 4.    Конструкции мостов............ 394

Глава 9. Тоннели................. 395

§ 1.    Общие указания.............. 395

§ 2.    Трасса и продольный профиль........ 395

§ 3.    Поперечное сечение тоннелей........ 396

§ 4.    Нагрузки и основные расчетные положения .    396

§ 5.    Конструктивные требования........ 399

§ 6.    Станции метрополитенов.......... 401

§ 7.    Санитарно-технические устройства и освещение траяспортных тоннелей.......... 402


Строительные нормы и правила являются общеобязательными и имеют своей целью повышение качества и снижение стоимости строительства путем внедрения рациональных норм строительного проектирования и прогрессивных сметных норм, а также правил производства и приемки строительных работ, отражающих передовой опыт строительства.

Строительные нормы и правила распространяются на все виды строительства, за исключением строительства временных зданий и сооружений.

Разработка Строительных норм и правил произведена на основе директив партии и правительства о всемерном развитии строительной индустрии, широком внедрении передовой строительной техники, повышении уровня организации и механизации строительства и максимальном использовании сборных деталей и конструкций заводского изготовления. При разработке Строительных норм и правил учтен опыт передовых проектных и строительных организаций, а также последние достижения научно-исследовательских институтов и предложения новаторов-строителей.

Строительные нормы и правила состоят из следующих четырех частей: часть I — «Строительные ’материалы, детали и конструкции», часть II — «Нормы строительного проектирования», часть III — «Правила производства и приемки строительных работ», часть IV — «Сметные нормы на строительные работы».

I    ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Строительные 'материалы, детали и конструкции» содержит:

номенклатуру и основные размеры строительных 'материалов и деталей, а также основные требования к их качеству;

указания по выбору и применению строительных 'материалов, деталей и конструкций при проектировании и возведении зданий и сооружений в зависимости от их класса;

основные правила перевозки, хранения и приемки строительных материалов, деталей и конструкций.

II    ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Нормы строительного проектирования» содержит:

общие положения по строительному проектированию — основные положения по классификации зданий и сооружений и по единой модульной системе, нормы огнестойкости строительных конструкций, условные графические и буквенные обозначения;

нормы проектирования каменных, бетонных, железобетонных, стальных и деревянных несущих конструкций, а также оснований зданий и сооружений;

нормы проектирования объектов промышленного и жилищно-гражданского строительства — планировка населенных мест и генеральные планы промышленных предприятий, промышленные, жилые и общественные здания, строительная теплотехника, ограждающие конструкции, естественное и искусственное освещение;

нормы проектирования санитарно-технических сооружений и устройств — наружного и внутреннего водопровода и канализации, отопления, вентиляции и газоснабжения;

нормы проектирования гидротехнического и транспортного строительства — морских и речных гидротехнических сооружений, железных и автомобильных дорог, мостов, труб и тоннелей.

III    ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Правила производства и приемки строительных работ» содержит:

общие положения по организации и механизации строительства и по проектированию организации строительных работ;

правила производства строительных работ; требования к качеству строительных работ и основные допуски; правила промежуточной и окончательной приемки строительных работ, а также указания по приемке в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений.

IV    ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Сметные нормы на строительные работы» содержит:

правила определения сметной стоимости строительных материалов, деталей и конструкций;

нормы для определения сметной стоимости машино-смен;

нормы амортизационных отчислений по строительным машинам и оборудованию; сметные нормы на общестроительные и специальные строительные работы.

Строительные нормы и правила содержат основные, наиболее принципиальные требования, правила и нормы, проверенные в практике проектирования и строительства.

Строительные нормы и правила в необходимых случаях должны получить развитие в виде технических условий, инструкций и других нормативных документов, которые будут разрабатываться и утверждаться в установленном порядке.

Все действующие в отдельных министерствах, ведомствах и Советах Министров союзных республик технические условия на строительное проектирование и на строительные материалы, детали и конструкции, а также технические условия и инструкции по производству и приемке строительных работ должны соответствовать требованиям Строительных норм и правил.

В дальнейшем, номере развития строительной техники, роста производительности труда,улучшения организации и механизации строительных работ и повышения качества строительства Строительные нормы и правила будут периодически пересматриваться и улучшаться с целью отражения в них происходящих в строительстве прогрессивных изменений.

Каждая часть Строительных норм и правил подразделяется на разделы, разделы— на главы, главы — на параграфы и параграфы — на пункты.

Части нумеруются римскими цифрами, разделы — заглавными буквами русского алфавита, а главы, параграфы и пункты — арабскими цифрами.

В соответствии с этим производится шифровка отдельных подразделений Строительных норм и правил, например:

глава 3 раздела А части II Строительных норм и правил обозначается шифром II-А. 3;

параграф 3 главы 5-й раздела Б части III Строительных норм и правил обозначается шифром III-Б. 5 § 3;

пункт 4 параграфа 2 главы 2 раздела Б части I Строительных норм и правил обозначается шифром 1-Б. 2 § 2 п. 4 и т. п.

При ссылках на Строительные нормы и правила рекомендуется пользоваться сокращенным обозначением СП и П.

ВВЕДЕНИЕ

К II ЧАСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

1.    Часть II Строительных норм и правил содержит:

основные правила классификации зданий и сооружений, основные правила модульной си-стемы;

нормы проектирования каменных, бетонных, железобетонных, стальных, деревянных конструкций и оснований зданий и сооружений;

нормы огнестойкости и другие нормы проектирования ограждающих конструкций, естественного и искусственного освещения, нормы теплотехнических и звукоизоляционных расчетов;

нормы планировки населенных мест и нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий, нормы проектирования производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий и тепловых электростанций, нормы проектирования жилых и общественных зданий;

нормы проектирования санитарно-технических устройств и оборудования — наружного и внутреннего водопровода и канализации, отопления и вентиляции, горячего водоснабжения и газоснабжения;

нормы проектирования морских и речных гидротехнических сооружений, железных и автомобильных дорог, мостов и тоннелей.

2,    Проекты промышленных предприятий, жилых и гражданских зданий и сооружений должны составляться в соответствии с действующей «Инструкцией по составлению проектов и смет по промышленному и жилищно-гражданскому строительству».

Проекты по специальным видам строительства: железнодорожному, автодорожному, гидротехническому, мелиоративному и по строительству сооружений связи и объектов горной промышленности — должны составляться в соответствии с инструкциями, разработанными министерствами применительно к указанной «Инструкции по составлению проектов и смет по промышленному и жилищно-гражданскому строительству»

и утвержденными Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства.

3.    При разработке проектов зданий и сооружений министерства, ведомства и проектные организации обязаны руководствоваться нормами II части СНиП, не допускать излишеств в проектах и сметах и обеспечивать всемерное снижение стоимости строительства и продукции проектируемого предприятия путем:

рационального выбора площадки под строительство;

максимального сокращения территории промышленных предприятий и поселков при них;

уменьшения площадей и объемов промышленных зданий и сооружений, а также вспомогательных цехов при сохранении заданной мощности предприятий;

объединения в одном здании нескольких цехов;

недопущения необоснованных резервов площадей, а также объемов конторских зданий и помещений для бытовых нужд, превышающих потребность в них;

недопущения затрат, вызываемых излишними архитектурными требованиями, а также необоснованных объемов гражданских зданий;

применения наиболее экономичных конструктивных решений и эффективных материалов, уменьшающих вес зданий и сооружений и сокращающих расход строительных материалов;

применения высокопроизводительных агрегатов, передовых технологических процессов, технологических норм и методов производства, отражающих достижения современной техники и обеспечивающих высокую производительность труда;

недопущения необоснованных резервов основного и вспомогательного оборудования.

4.    При проектировании зданий и сооружений должны соблюдаться требования «Технических правил по экономному расходованию металла, леса и цемента в строительстве». Должна быть тщательно проверена возможность осуществле-


2 Строительные кормы и правила, ч. II