Купить СНиП II-Д.5 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Нормы главы распространяются на проектирование вновь строящихся и переустраиваемых автомобильных дорог общего пользования.
1. Общие указания
2. Основные технические показатели
3. Земляное полотно
4. Дорожные одежды
5. Дорожные устройства
Дата введения | 01.01.1955 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.01.1964 |
Актуализация | 01.01.2021 |
16.11.1954 | Утвержден | Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства) | |
---|---|---|---|
Издан | Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре | 1954 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ЧАСТЬ II
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ЧАСТЬ II
НОРМЫ
СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Утверждены по поручению Совета Министров СССР Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства для обязательного применения с I января 1955 г. всеми министерствами, ведомствами и Советами Министров союзных республик
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ МОСКВА * 1954
ния строительства без металлических конструкций; следует широко внедрять сборные железобетонные конструкции и детали, не допуская применения металлических конструкций во всех случаях, когда они могут быть заменены железобетонными, преимущественно сборными. В целях экономии лесоматериалов следует максимально использовать местные строительные материалы, применяя взамен деревянных частей зданий детали из гипсовых, гипсошлаковых, шлакобетонных, пеносиликатных плит и блоков; предусматривать наряду с древесиной хвойных пород применение в строительстве древесины лиственных пород, обеспечивать долговечность деревянных конструкций и частей зданий путем проведения конструктивных мероприятий, анти-септирования и огнезащитной обработки конструкций. 5. Во II части Строительных норм и правил содержатся впервые разработанные: классификация зданий и сооружений в зависимости от их капитальности и эксплуатационных качеств; единая модульная система размерностей в строительстве; нормы расчета строительных конструкций по методу расчетных предельных состояний; нормы планировки населенных мест; нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий; нормы проектирования ограждающих конструкций и ряд других новых норм. 6. Классификация зданий и сооружений имеет своей целью способствовать выбору экономически целесообразных решений при проектировании. Система классификации предусматривает подразделение разновидностей зданий и сооружений на классы по совокупности их капитальности и эксплуатационных качеств. Для каждого класса приведены требования по прочности, огнестойкости и долговечности ограждающих конструкций. Классы зданий и сооружений должны обосновываться в проектном задании в соответствии с назначением и значимостью объектов. 7. Основные положения модульной системы устанавливают порядок назначения и координации размеров элементов зданий и сооружений, а также размеров строительных изделий, деталей и оборудования на базе единого модуля 100 мм. Модульная система предусматривает, что основные размеры зданий и сооружений должны быть кратны модулю 100 мм. Для некоторых размеров допускается применение укрупненных модулей. 8. В основу новых норм проектирования строительных конструкций положен единый метод расчета по расчетным предельным состояниям. Согласно этому методу постоянный коэффициент запаса прочности заменен тремя переменными |
расчетными коэффициентами, учитывающими возможность изменения нагрузок, воздействующих на проектируемую конструкцию, степень однородности применяемых материалов по их прочности, а также условия работы конструкции (агрессивные воздействия среды, характер сопряжения элементов в конструкции и др.). Установленные в нормах общие принципы расчета конструкций и оснований зданий и сооружений по методу расчетных предельных состояний применимы ко всем видам строительства — промышленного, жилищно-гражданского, гидротехнического, а также к строительству мостов, тоннелей и трубопроводов. Приведенные в Строительных нормах и правилах нормы позволяют производить расчет массовых конструкций промышленных, жилых и гражданских зданий и сооружений. Для проектирования конструкций гидротехнических сооружений, мостов, тоннелей и трубопроводов по методу расчетных предельных состояний разрабатываются соответствующие расчетные коэффициенты, после чего будут изданы нормы проектирования указанных конструкций по новому методу. 9. В новых нормах планировки населенных мест приведены необходимые указания по выбору селитебной территории, а также требования к комплексному решению в проектах планировки экономических, санитарно-гигиенических, архитектурных и других вопросов. Установлены нормы плотности застройки жилых кварталов, нормы жилой площади на 1 га квартала в зависимости от этажности застройки, нормы площади земельных участков для общественных зданий массового строительства (школы, больницы, детские сады, ясли и др.), нормы площади зеленых насаждений общего пользования в городах и рабочих поселках и др. 10. Нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий, основанные на передовом опыте проектирования, содержат указания о необходимости приближения вновь строящихся предприятий к источникам сырья, топлива и районам потребления, а также о необходимости кооперирования с другими предприятиями строительства электростанций, водопроводов, канализации, дорог, мостов и других коммунальных сооружений, жилых поселков и культурно-бытовых учреждений. Нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий содержат необходимые указания по размещению зданий и сооружений, по проектированию транспортных путей и проездов, по благоустройству территории предприятий, а также по размещению инженерных коммуникаций. |
11. Нормы строительной теплотехники содержат расчетные данные и требования к теплоизолирующим свойствамконструкций, паропроницанию и воздухопроницанию наружных ограждающих конструкций. В нормах приведены необходимые данные для теплотехнического расчета новых видов ограждающих конструкций, возводимых с применением эффективных утеплителей, а также конструкций с воздушными прослойками (расчет неоднородных ограждений, тепловых мостиков и пр.). 12. Нормы проектирования ограждающих конструкций содержат требования к долговечности ограждающих конструкций в зависимости от температурно-влажностных параметров внутреннего и наружного климата, данные о необходимых уклонах для различных кровель, основные требования к устройству стен, перекрытий, перегородок и световых проемов. Содержащиеся в этих нормах данные и требования к звукоизолирующим свойствам ограждающих конструкций способствуют улучшению качества возводимых зданий. 13. Нормы проектирования производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий и тепловых электростанций содержат необходимые указания по основным вопросам строительного проектирования: по классификации зданий, по санитарным и противопожарным требованиям, по блокировке производственных и вспомогательных цехов, по применению наиболее рациональных типов производственных зданий, по расчету площадей административноконторских и бытовых зданий, по увязке размеров зданий и их конструктивных элементов с модульной системой и др. 14. Новые нормы проектирования жилых зданий (жилых домов квартирного типа, общежитий и гостиниц) разработаны на основе передового опыта жилищного строительства за последние годы. В этих нормах впервые вводится классификация зданий, устанавливаются размеры жилой площади в квартирах разных типов, а также характер и размеры встроенного оборудования (хозяйственные кладовые, встроенные шкафы и пр.). Нормы содержат важнейшие санитарные требования, предъявляемые к жилым зданиям, обеспечивающие необходимые удобства для населения: запрещение северной ориентации окон жилых комнат в районах с холодным и умеренным климатом и западной ориентации в районах с жарким климатом; высоты этажей, дифференцированные в соответствии с климатическими условиями; требования к освещенности и воздухообмену. Повышены требования к огнестойкости конструкций. Q* |
15. Нормы проектирования общественных зданий разработаны для наиболее массовых видов общественных зданий, а именно: лечебно-профилактических учреждений, детских садов, детских яслей, общеобразовательных школ, кинотеатров, бань и прачечных, магазинов и предприятий общественного питания. Нормами устанавливаются: площади основных помещений зданий в зависимости от их типа и назначения; наименьшие размеры помещений; санитарно-техническое оборудование зданий; санитарные нормы освещенности помещений; расчетные температуры и кратность обмена воздуха в помещениях и др. Нормами предусматривается увеличение площади двухкоечных палат для больниц и родильных домов; в городских больницах предусматривается возможность устройства остекленных веранд для отдыха больных и значительно увеличивается высота помещений вбольницах до 50 коек; рекомендуется применение установок по кондиционированию воздуха в крупных кинотеатрах. В нормах проектирования детских яслей предусматривается значительное повышение высоты детских комнат в районах с жарким климатом. 16. В нормах проектирования речных и морских гидротехнических сооружений даются указания по проектированию бетонных и железобетонных плотин, водосбросов и водоспусков, железобетонных и стальных трубопроводов, сооружений речного транспорта, а также морских дноуглубительных работ. Упорядочена классификация речных гидротехнических сооружений. Впервые классифицированы речные и морские порты и их сооружения, причем в основу классификации положены грузооборот, наличие механизации причалов и значение сооружений. Рекомендованы к применению новейшие типы сооружений, в частности объединение гидротехнических сооружений в одном объекте (например, здания гидростанции с водосбросом, шлюза с водосбросом и др.), а также новые типы конструкций, позволяющие повысить уровень индустриализации работ, например, сборные арматурные блоки, плиты-оболочки и др. Уточнены требования к запасам глубин акваторий морских портов, к обеспеченности предельных осадок, к коэффициентам запаса на скольжение и др. Нормами устанавливается распределение бетона различных марок в массивных сооружениях в зависимости от зоны расположения бетона относительно уровня воды, а также даются дифференцированные по классам сооружений требования к плотности и морозостойкости бетона, что будет способствовать снижению стоимости строительства при одновременном повышении качества сооружений. |
17. В основу новых норм проектирования железных дорог нормальной колеи положен принцип последовательного усиления мощности дорог в соответствии с ростом грузонапряженности. Предусматривается увеличение норм грузооборота железных дорог без изменения технических параметров. 18. Нормы проектирования автомобильных дорог разработаны с учетом требований, предъявляемых к этим дорогам перспективами развития советского автотранспорта и возрастающей интенсивностью и грузонапряженностью автомобильного движения. При составлении этих норм предусмотрены увеличение долговечности дорог и улучшение качества покрытий. Ряд новых, прогрессивных указаний содержится также в нормах проектирования естественного и искусственного освещения, санитарно-технических устройств и оборудования, мостов и тоннелей. |
19. Часть II Строительных норм и правил устанавливает лишь основные, важнейшие нормативы и требования по строительному проектированию и не содержит технических указаний узко специального характера или второстепенного значения, которые могут быть даны в технических условиях, разрабатываемых на основе Строительных норм и правил. Нормы проектирования зданий и сооружений, не предусмотренные II частью Строительных норм и правил, надлежит разрабатывать с учетом основных положений Строительных норм и правил в части классификации, применения модульной системы, требований к огнестойкости и долговечности конструкций и т. д. Новые технические условия, инструкции, указания и другие нормативные документы по строительному проектированию должны составляться на основе и в развитие Строительных норм и правил. |
ГЛАВА 5
1. Нормы настоящей главы распространяются на проектирование вновь строящихся и переустраиваемых автомобильных дорог общего пользования. Примечания. 1. Настоящие нормы не распространяются на проектирование промышленных дорог (кроме указанных в п. 2 § 1 главы 11-Д. 6), внутрихозяйственных сельских дорог, временных дорог и дорог специального назначения. 2. При проектировании автомобильных дорог, проходящих через города, в пределах городской черты, необходимо дополнительно руководствоваться указаниями главы П-Д.7. 2. Выбор направления вновь строящихся автомобильных дорог должен производиться с учетом перспектив развития экономики районов, пересекаемых дорогой, и наиболее эффективного сочетания строящейся дороги с сетью существующих и проектируемых путей сообщения. 3. Расположение трассы по отношению к городам, промышленным центрам и транспортным узлам в каждом конкретном случае должно устанавливаться на основе сравнения вариантов трассы с учетом народнохозяйственного значения дороги. В зависимости от соотношения между транзитным и местным движением, а также от размеров населенных пунктов могут проектироваться: а) кольцевые и полукольцевые дороги; б) дороги в обход населенных пунктов с устройством подъездных путей; в) дороги, пересекающие территорию населенных пунктов; г) дублированные участки дороги (проложенные через населенный пункт и в обход его), которые могут назначаться к строительству одновременно или в различные сроки. 4. Трассирование дорог должно производиться с учетом возможности устройства подъездов к важнейшим железнодорожным станциям, водным пристаням, аэропортам и промышленным предприятиям, находящимся в зоне тяготения проектируемой дороги. |
При трассировании следует по возможности избегать сносов строений, в особенности представляющих значительную ценность, пересечения ценных земель, участков с неблагоприятными и неустойчивыми грунтами, а также затопляемых, подмываемых или подверженных заносам участков. 5. Дороги, обслуживающие курорты, подъездные пути к государственным паркам, заповедникам и пунктам, имеющим историческое или культурное значение, а также горные и другие дороги, используемые для целей туризма, должны трассироваться с учетом ландшафта окружающей местности и требований горносанитарной охраны курортов. 6. Автомобильные дороги в зависимости от интенсивности движения, а также значения их в системе автодорожной сети ОХР разделяются в отношении норм проектирования на 5 категорий: I категория — автомобильные дороги, имеющие особое экономическое, административное, культурное значение в народном хозяйстве СССР, с большой первоначальной или перспективной интенсивностью движения; II категория — автомобильные дороги, имеющие большое экономическое, административное, культурное значение в народном хозяйстве СССР, со значительной перспективной интенсивностью движения; III категория — автомобильные дороги, имеющие большое экономическое, административное, культурное значение в народном хозяйстве союзных республик, со средней интенсивностью движения; IV категория — автомобильные дороги, имеющие местное экономическое, административное и культурное значение, с малой интенсивностью движения; V категория — автомобильные дороги с незначительной первоначальной и перспективной интенсивностью движения. Отнесение вновь строящейся или переустраиваемой автомобильной дороги к той или другой |
Г лава //-Д. 5, § 2
категории обосновывается в проектном задании в соответствий с указанным выше значением дорог и показателями интенсивности движения, приведенными в табл. 1.
|
задании принимать категорию дороги на отдельных участ* ках на одну ниже установленной по показателям йнтен. сивности движения по табл. 1. 2 Интенсивность движения принимается с учетом его развития не менее чем на 10 лет вперед. При подсчетах интенсивности движения количество автомобилей определяется в транспортных единицах, предполагаемых для движения по дороге. 3. Отдельные участки одной и той же дороги могут относиться к различным категориям. 7. Основные элементы переустраиваемой дороги — план, продольный и поперечный профили, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, линейные здания и обстановка пути — должны быть запроектированы в соответствии с нормативами заданной категории дороги. Целесообразность использования существующих элементов дороги устанавливается на основании сравнения вариантов строительства новых дорог или реконструкции существующих |
1. Расчетные скорости дрижения для дорог различных категорий устанавливаются в соответствии с табл. 2.
Расчетные скорости движения указаны для одиночных автомобилей при нормальных условиях сцепления колес с дорогой. Для магистральных автомобильных дорог, предназначенных преимущественно для скоростных пассажирских сообщений, расчетная скорость движения может быть повышена до 160— 180 км/час с соответствующим изменением геометрических элементов дороги. 2. Ширина проезжей части и ширина земляного полотна должны назначаться согласно табл. 3. 3. Ширина полосы отвода земли, необходимой для размещения всех элементов и устройств автомобильных дорог соответствующих катего |
рий, должна обосновываться проектом в соответствии с требованиями технических условий на проектирование автомобильных дорог. Примечание. Полоса отвода земель в местностях, занятых посадками ценных культур, должна приниматься возможно меньшей, с обоснованием ее в проекте. 4. Радиусы кривых в плане во всех случаях, где это возможно, рекомендуется принимать 2 ООО—5 ООО м. При технико-экономической це-
|
Глава П-Д. 5, ,? 2 лесообразности разрешается принимать наименьшие радиусы кривых в плане согласно табл. 4.
5. Виражи надлежит проектировать на закруглениях дорог с радиусами кривых меньше 2 ООО м, исходя из обеспечения безопасного движения автомобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых вне зависимости от категорий дорог. Уклон виража следует назначать не менее поперечного уклона покрытия в пределах от 2 до 10% в зависимости от расчетной скорости движения, радиуса кривых на закруглениях дорог, вида дорожной одежды и района проложения дороги. 6. Переходные кривые надлежит проектировать при радиусах 1 500 м и менее из расчета обеспечения наибольшей скорости движения вне зависимости от категории дорог. 7. Уширение проезжей части надлежит проектировать при радиусах до 700 м с внутренней стороны кривой. Уширение производится за счет обочин с тем, однако, чтобы ширина обочин была не менее 1 л, а в горной местности — не менее 0,5 м. Величина уширения для двухполосных дорог должна назначаться по нормам табл. 5.
8. Мосты и трубы допускается располагать при любом сочетании плана и профиля дороги. |
9. Серпантины допускается проектировать при необходимости развить трассу в горных условиях на дорогах III—V категорий. Геометрические элементы для проектирования дороги на серпантинах в зависимости от расчетных скоростей движения следует принимать согласно табл. 6.
10. Расчетная видимость в плане и профиле должна быть обеспечена не менее указанной в табл. 7. Наименьшая расчетная видимость
|
Глава П-Д. 5, § 3
373
12. Вертикальные кривые должны вписываться в местах переломов красной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклонов 5°/0о и более на дорогах I,II, III категорий и 10°/оо и более на дорогах IV, V категорий. Радиусы вертикальных кривых должны назначаться возможно большими с целью улучшения условий движения.
Наименьшие радиусы вертикальных кривых должны приниматься не менее указанных в табл. 9.
Наименьшие радиусы вертикальных кривых Таблица 9 | ||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Земляное полотно дороги должно проектироваться с учетом обеспечения устойчивости дорожной одежды независимо от меняющегося температурного и водного режима, что достигается: устройством земляного полотна из устойчивых грунтов; заменой местных неустойчивых грунтов; обеспечением надлежащего отвода поверхностных и грунтовых вод с целью недопущения переувлажнения или размыва грунта земляного полотна; необходимым возвышением бровки земляного полотна над поверхностью земли, расчетным горизонтом грунтовых вод или горизонтом длительного стояния воды; устройством соответствующих дренажей; надлежащим уплотнением грунта земляного полотна.
Окончательное решение по обеспечению устойчивости земляного полотна должно приниматься на основе технико-экономических сравнений вариантов.
2. Возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли при затрудненном водоотводе надлежит устанавливать с учетом рода грунта и климатической зоны по табл. 11. Указанное возвышение рекомендуется принимать не менее, чем указано в табл. 10.
Рекомендуемое наименьшее возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли в м Таблица 10 | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
48 Строительные нормы и правила, ч. II |
Продолжение табл. 10 | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Деление территории СССР на климатические зоны Таблица 11 |
Нумера- | |
С |
иия кли- |
Е |
матиче- |
% |
ских зон |
1 I
2
3
4
5
Границы климатических зон
II
III
IV
V
Севернее линии Мончегорск — Поной — Несь — Ошкурья — Сухая Тунгуска — Канск — Туран — Слюдянка — Биробиджан — Де-Кастри
К югу от границы I зоны до линии Львов — Житомир .— Калуга —Горький— Ижевск — Т обол ьск — Т омск — Канск и к югу от границы зоны 1 на участке Биробиджан — Де-Кастри до государственной границы СССР с Китайской Народной Республикой
К югу от границы II зоны до линии Кишинев—Кировоград—Харьков — Куйбышев — Чкалов — Омск — Бийск — Туран
К югу от границы III зовы до границы зоны V
К юго-востоку от линии Джульфа — Степановкерт — Кировабад— Куба—Буйнакск — Кизляр—Сальск—Сталинград— Уральск — Актюбинск — Тургай — Караганда — Семипалатинск — Бийск
Глава 11-Д. 5, § 4
Примечание. Для морских прибрежных районов независимо от их географического положения наименьшее возвышение броики земляного полотна в каждом отдельном случае обосновывается проектом с учетом местных природных условий. 3. Возвышение бровки земляного полотна над расчетным уровнем грунтовых вод или над горизонтом длительного стояния поверхностных вод на поймах рек, болотах и пониженных местах рекомендуется принимать не менее, чем указано в табл. 12.
§ 4. ДОРОЖ1 1. Дорожные одежды на автомобильных дорогах могут состоять из одного или нескольких конструктивных слоев. При наличии нескольких слоев дорожная одежда состоит из: покрытия (слой износа, или верхний несущий слой, характеризующий эксплуатационно-транспортные качества проезжей части); основания покрытия (основной несущий слой, обеспечивающий устойчивость конструкции одежды); дополнительного слоя основания (подстилающий, несущий, выравнивающий слой). Дополнительный слой основания устраивается йз гравийных материалов, дресвы, горелых пород, шлаков, укрепленных грунтов, крупнозернистых песков и других минеральных материалов. При переустройстве дорог существующие покрытия могут быть использованы как основания. 2. Дорожные покрытия для разных категорий дорог и интенсивности движения применяются согласно табл. 13 и 14. расчетным горизонтом воды, увеличенным на высоту волны, а также с учетом требований табл. 12 в случаях длительного стояния воды. Расчетные горизонты воды для проектирования земляного полотна принимаются: на дорогах I категории — повторяемостью 1 раз в 100 лет; на дорогах И—III категорий — повторяемостью 1 раз в 50 лет; на дорогах IV—V категорий — повторяемостью 1 раз в 25 лет. 5. Возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли в открытых местах, подверженных снежным или песчаным заносам, должно назначаться с учетом интенсивности заносов и толщины снежного покрова. 6. Откосы насыпей, берм, конусов и дамб в пределах затопления, канавы и кюветы, а также откосы выемок и насыпей, сооружаемых из грунтов, легко разрушающихся от атмосферных воздействий, должны быть укреплены. Тип укрепления назначается в зависимости от скоростей протекания воды и физико-механических свойств грунтов. 7. Земляное полотно в насыпях высотой более 12,0 м, в насыпях, располагаемых на косогорах круче 1 : 3, на поймах рек при пересечении староречий, на болотах глубиной более 2 м, на оползневых и неустойчивых косогорах, в выемках при неблагоприятных гидрогеологических условиях должно сооружаться по специальным требованиям. >1Е ОДЕЖДЫ
|
|
Глава Il-Д. г>, § 5 3. Выбор материалов и конструкций дорожных одежд надлежит производить на основе техникоэкономических сопоставлений возможных вариантов с учетом: а) интенсивности, состава и расчетной скорости движения; б) климатической зоны; в) грунтовых условий; г) наличия местных дорожностроительных материалов; д) условий наибольшей механизации строительных работ. Примечание. При небольшой интенсивности движения разрешается предусматривать строительство дорожных одежд по стадиям с учетом возможности усиления их по мере роста движения по дороге. 4. Назначение размеров конструктивных слоев нежестких дорожных одежд производится по допускаемым деформациям с учетом давления и площади передачи давления колес расчетного автомобиля, приводимой к площади равновеликого круга. 5. Поперечные уклоны проезжей части дорог в зависимости от покрытий назначаются (исключая виражи) согласно табл. 15.
|
1. Пересечения дорог I категории с другими автомобильными дорогами должны проектироваться в разных уровнях. Примечание. При проектировании пересечений автомобильных дорог с железными дорогами необходимо руководствоваться указаниями главы П-Д. 3. 2. Обстановка и принадлежности пути должны обеспечивать безопасность движения и ориенти |
ровку водителей, а также путевое обслуживание пассажиров, подвижного состава и грузов. 3. Защита дорог от снежных заносов должна предусматриваться в виде многорядных зеленых насаждений, переносных щитов или заборов. 4. Защита дорог от песчаных заносов должна предусматриваться в виде насаждений, засева прилегающей к дороге полосы засухоустойчи- |
Глава П-Д. 5, § 5
еыми растениями с развитой корневой системой, в виде щитовых и плетневых ограждений или других защитных устройств и мероприятий. 5. Защита горных дорог от снежных лавин и обвалов, а также оползней и осыпей должна производиться в зависимости от местных условий подпорными и одевающими стенками, навесами, галереями и полугалереями. 6. Площадки для стоянки автомобилей должны проектироваться в местах сосредоточения автомобилей, а также на курортных и туристских дорогах. 7. Пешеходные и велосипедные дорожки долж |
ны проектироваться при наличии интенсивного пешеходного и велосипедного движения по нормам главы П-Д.7. Автомобильные станции, дорожные гостиницы, помещения для хранения грузов, жилые здания для личного состава дорожной службы и здания для хранения дорожных машин надлежит проектировать в зависимости от условий эксплуатации дороги. 8. На магистральных дорогах I, II и III категорий должны предусматриваться архитектурное оформление дорог и озеленение применительно к ландшафту местности. |
Часть II
Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре
Москва, Третьяковский пр., д» 1.
Специальный редактор инж, Л. И. Нейштадт Заведующий редакцией из-ва инж. Д, М. Тумаркин Технический редактор М. Н. Персон Корректоры В. П. Митрич, Д. С. Соморова
Сдано в набор 10/IX 1954 г. Подписано в печать 16/XI 1954 г. Т-08240
Бумага 84Xl08l/ie=12,63 бумажных, 41,4 уел. печатных листов (42,18 уч.-изд. л.). Изд. № V1-753. Заказ .№ 1795. Тираж ПО ООО экз. Цена 21 р. Переплет 3 р.
Министерство культуры СССР Главное управление полиграфической промышленности Первая Образцовая типография имени А. А. Жданова, Москва, Ж-54, Валовая, 28.
Стр, Введение к II части Строительных норм и правил 9 РАЗДЕЛ А ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. Основные положения по классификации зданий и сооружений.............. 13 § 1. Общие указания.............. 13 § 2. Классификация............... 13 § 3. Порядок назначения классов зданий и сооружений ....... 13 Глава 2. Основные положения Единой модульной системы................... 15 § 1. Общие указания.............. 15 § 2. Порядок взаимоувязки размеров...... 15 § 3. Правила назначения размеров и расположения разбивочных осей в зданиях и сооружениях 16 Г лава 3, Огнестойкость строительных конструкций, зданий и сооружений............. 17 § 1. Общие указания.............. 17 § 2. Характеристики возгораемости и огнестойкости материалов и конструкций........ 17 § 3. Противопожарные преграды........ 23 § 4, Испытание строительных конструкций на огнестойкость ................ 24 Г лава 4. Условные буквенные обозначения .... 26 § 1. Общие указания.............. 26 § 2. Обозначения расчетных величин...... 27 Глава 5. Условные графические обозначения. . . 29 § 1. Общие указания.............. 29 § 2. Элементы генерального плана и дорог ... 29 § 3. Элементы и оборудование зданий...... 34 § 4. Инженерные и санитарно-технические сети . . 39 РАЗДЕЛ Б НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ Глава L Основные положения по расчету строительных конструкций............. 41 § 1. Общие указания.............. 41 § 2. Основные расчетные положения...... 42 § 3. Расчетные сочетания нагрузок для зданий и промышленных сооружений........ 43 § 4. Нагрузки и коэффициенты перегрузки для зданий и промышленных сооружений .... 43 |
Стр. Глава 2. Каменные и армокаменные конструкции зданий и промышленных сооружений..... 49 § 1. Общие указания.............. 49 § 2. Материалы................ 49 § 3. Нормативные характеристики кладок..... 50 § 4. Расчетные характеристики кладок..... 55 § 5. Основные расчетные положения...... 58 § 6. Общие конструктивные требования..... 60 § 7. Расчет элементов каменных и армокаменных конструкций по несущей способности. ... 63 § 8. Расчет элементов каменных и армокаменных конструкций по деформациям......... 66 § 9. Расчет элементов каменных и армокаменных конструкций по раскрытию трещин...... 67 § 10. Указания по проектированию зимней кладки, выполняемой методом замораживания .... 68 Глава 3, Бетонные и железобетонные конструкции зданий и промышленных сооружений..... 71 § 1. Общие указания.............. 71 § 2. Материалы для бетонных н железобетонных конструкций................ 71 § 3. Нормативные характеристики материалов . 72 § 4. Расчетные характеристики материалов ... 74 § 5. Основные расчетные положения ...... 75 § 6. Общие конструктивные требования .... 77 § 7. Расчет элементов бетонных конструкций но несущей способности............. 78 § 8. Расчет элементов железобетонных конструкций по несущей способности......... 80 § 9. Расчет элементов железобетонных конструкций по деформациям............. 84 § 10. Расчет элементов железобетонных конструкций по образованию и раскрытию трещин . 84 Глава 4. Стальные конструкции зданий и промышленных сооружений............... 86 § 1. Общие указания.............. 86 § 2. Материалы для стальных конструкций . . 86 § 3. Нормативные характеристики материалов и соединений................. 87 § 4. Расчетные характеристики материалов и соединений ................... 89 § 5. Основные расчетные положения ...... 92 § 6. Общие конструктивные требования ..... 93 § 7. Расчет элементов стальных конструкций . 95 § 8. Расчет сварных, заклепочных и болтовых соединений................. 98 Глава 5. Деревянные конструкции зданий н промышленных сооружений............. 100 § 1. Общие указания.............. 100 § 2. Материалы для деревянных конструкций . ЮО |
Стр. § 3. Нормативные характеристики материалов . 101 § 4. Расчетные характеристики материалов. . 102 § 5. Основные расчетные положения...... 103 § 6. Общие конструктивные требования..... 104 § 7. Расчет элементов деревянных конструкций 104 § 8. Расчет соединений элементов деревянных конструкций................. 106 Глава 6. Основания зданий и сооружений...... 111 § 1. Общие указания.............. 111 § 2. Номенклатура грунтов........... 111 § 3. Глубина заложения фундаментов зданий и промышленных сооружений........ 112 § 4. Естественные основания.......... 115 § 5. Основания из макропористых грунтов .... 118 § 6. Свайные основания............ 119 § 7. Основания гидротехнических сооружений . . 120 РАЗДЕЛ В НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Глава 1. Планировка населенных мест...... 122 § 1. Общие указания.............. 122 § 2. Требования к выбору селитебных территорий 123 § 3. Планировка и застройка селитебных территорий .................... 124 § 4. Уличная сеть............... 129 § 5. Зеленые насаждения............ 130 § 6. Санитарно-техническое благоустройство . . 131 § 7. Вертикальная планировка селитебной территории .................... 132 Глава 2. Генеральные планы промышленных предприятий .................... 133 § I. Общие указания.............. 133 § 2. Выбор территории для строительства промышленных предприятий.......... 133 § 3. Планировка промышленных предприятий. 135 § 4. Размещение сетей коммуникаций...... 142 Глава 3. Строительная теплотехника...... 145 § 1. Общие указания.............. 145 § 2. Расчетные параметры наружного и внутреннего воздуха................ 150 § 3. Нормы сопротивления теплопередаче ограждений .................... 150 § 4. Теплоустойчивость помещений и ограждений 155 § 5. Нормы сопротивления воздухопроницанию ограждений................. 156 §6. Нормы сопротивления паропроницанию ограждений ................... 157 § 7. Климатические показатели......... 157 Глава 4. Нормы проектирования ограждающих конструкций.................. 161 § 1. Общие указания.............. 161 § 2. Наружные стены.............. 163 § 3. Перекрытия и покрытия.......... 165 §4. Кровли................... 166 § 5. Окна и световые фонари.......... 167 § 6. Полы................... 168 § 7. Требования к звукоизоляции ограждающих конструкций................. 169 |
Стр. Глава 5. Естественное освещение......... 172 § 1. Общие указания.............. 172 § 2. Нормы естественной освещенности..... 172 § 3. Расчет естественной освещенности..... 174 Глава 6. Искусственное освещение......... 177 § 1. Общие указания.............. 177 § 2. Нормы освещенности производственных помещений .................. 177 § 3. Нормы освещенности помещений жилых и общественных зданий............. 179 § 4. Нормы освещенности открытых пространств 182 § 5. Аварийное освещение............ 183 § 6. Ограничение ослепленности......... 184 § 7. Коэффициент запаса............. 185 Глава 7. Производственные здания промышленных предприятий.................. 186 § 1. Общие указания.............. 186 § 2. Метеорологические условия в помещениях 188 § 3. Требования к производственным зданиям . 190 § 4. Требования к конструктивным элементам производственных зданий.......... 193 § 5. Эвакуация помещений........... 195 § 6 Галереи, эстакады, площадки, антресоли и тоннати.................... 197 Глава 8. Вспомогательные здания промышленных предприятий................... 200 § 1. Общие указания............. 200 §2. Требования к вспомогательным зданиям и помещениям ................. 200 § 3. Заводоуправления, цеховые конторы и конструкторские бюро.............. 204 § 4. Бытовые помещения............ 205 § 5. Пункты питания.............. 211 § 6. Здравпункты................ 211 Глава 9. Тепловые электростанции........ 213 § 1. Общие указания ............. 213 § 2. Требования к территории электростанций . 213 § 3. Генеральные планы электростанций .... 215 § 4. Главный корпус.............. 216 § 5. Здания и сооружения топливоподачи .... 218 § 6. Сооружения электрической части...... 219 § 7. Водоохладители.............. 220 § 8. Сооружения золо-шлакоудаления...... 22! § 9. Отопление и вентиляция.......... 222 Глава 10. Жилые здания............. 226 $ 1. Общие указания.............. 226 §2 Санитарные и противопожарные требования . 227 § 3. Жилые дома квартирного типа....... 234 § 4. Общежития .... ............ 235 § 5. Гостиницы................. 237 Глава 11. Общественные здания........... 239 § 1. Общие указания.............. 239 § 2. Санитарные и противопожарные требования 240 § 3. Лечебно-профилактические учреждения . . 242 § 4. Детские ясли................ 248 § 5. Детские сады.............. 250 |
Стр. § 6. Общеобразовательные школы........ 250 § 7. Кинотеатры................ 253 § 8. Коммунальные бани........... 257 § 9. Коммунальные прачечные ........ 259 § 10. Магазины................ 261 § 11. Предприятия общественного питания . . . . 264 РАЗДЕЛ Г НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ Глава 1. Наружный водопровод.......... 268 § 1. Общие указания.............. 268 § 2. Нормы родопотребления и свободные напоры 268 § 3. Водопроводные сооружения........ 271 Глава 2. Наружная канализация......... 276 § 1. Общие указания............. 276 § 2. Нормы водоотведения и гидравлического расчета сети.................. 277 § 3. Канализационная сеть и сооружения на ней 278 § 5. Очистка хозяйственно-фекальных сточных вод 279 § 6. Очистка производственных сточных вод . . . 280 Глава 3. Внутренний водопровод и канализация. . . 282 § 4. Насосные станции.............. 279 § 1. Общие указания.............. 282 § 2. Нормы расхода воды и свободные напоры . 283 § 3. Водопроводные сети и вводы........ 286 § 4. Водонапорные баки и установки для повышения напора................. 287 § 5. Внутренняя канализация......... 287 § 6. Внутренние водостоки........... 289 Глава 4. Горячее водоснабжение......... 290 § 1. Общие указания............. 290 § 2. Нормы расхода, температура и жесткость 290 потребляемой воды............. 292 § 3. Нагрев и аккумуляция воды ....... 292 § 4. Трубопроводы............... 293 Глава 5. Отопление и вентиляция......... 293 § 1. Общие указания............. 293 § 2. Теплопотери через ограждающие конструкции зданий................. 293 § 3. Отопительные устройства.......... 296 § 4. Вентиляционные устройства........ 299 § 5. Кондиционирование воздуха........ 304 § 6. Конструктивные указания по устройству систем отопления и вентиляции........ 305 Глава 6. Газоснабжение ............. 307 § 1. Общие указания............. 307 § 2. Нормы расхода газа............ 307 § 3. Газовая сеть................ 308 § 4. Расчет газовой сети............ 310 § 5. Регуляторы давления........... 310 § 6. Газгольдерные станции......... . 310 §Т. Снабжение сжиженным газом........ 311 |
Стр. РАЗДЕЛ Д НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО И ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Глава 1. Морские гидротехнические сооружения . 312 § 1. Общие указания............... 312 § 2. Нагрузки, воздействия и основные расчетные положения................. 313 § 3 Отсчетные уровни и глубины портовых акваторий и подходных каналов......... 314 § 4. Причальные сооружения......... 315 § 5. Оградительные сооружения........ 316 § 6. Береговые укрепления.......... 317 § 7. Основные конструктивные требования к морским гидротехническим сооружениям .... 317 Глава 2. Речные гидротехнические сооружения . . . 320 § I. Общие указания.............. 320 § 2. Основные требования к проектируемым гидротехническим сооружениям......... 324 § 3. Основные расчетные положения и нагрузки . 326 § 4. Материалы для гидротехнических сооружений 328 § 5. Плотины................. 330 § 6. Водосбросные и водоспускные сооружения 333 § 7. Водоприемные сооружения гидроэлектростанций ................... 335 § 8. Каналы гидроэлектростанций....... 337 § 9 Трубопроводы гидроэлектростанций .... 338 § 10. Станционные сооружения гидроэлектростанций ................... 341 §11. Металлические затворы гидротехнических сооружений................. 345 § 12. Речные порты............... 346 § 13. Судоходные каналы и сооружения на них 348 § 14. Судоходные шлюзы............ 349 § 15. Разборные судоходные плотины...... 351 § 16. Речные судоподъемные сооружения .... 351 Глава 3. Железные дороги нормальной колеи . . . 353 § 1. Общие указания............. 353 § 2. Путь, путевые сооружения и устройства . . 354 § 3. Станции и станционные устройства..... 358 § 4. Устройство сигнализации и связи ...... 359 §5. Устройства локомотивного и вагонного хозяйства .................... 360 § 6. Устройства водоснабжения........ 361 § 7. Энергоснабжение............. 362 § 8. Железнодорожные здания......... 362 Глава 4. Промышленные железные дороги .... 364 § 1. Общие указания.............. 364 § 2. Путь и путевые устройства......... 365 § 3. Станции и станционные устройства...... 368 § 4. Устройства сигнализации и связи...... 369 § 5. Устройства водоснабжения и канализации . . 369 Глава 5. Автомобильные дороги.......... 370 § 1. Общие указания............. 370 § 2. Основные технические показатели..... 371 § 3. Земляное полотно............. 373 § 4. Дорожные одежды............ 374 § 5. Дорожные устройства............ 375 |
Стр. Глава 6. Промышленные автомобильные дороги... . 377 § I. Общие указания............. 377 § 2. Основные технические показатели...... 377 § 3. Земляное полотно.............. 381 § 4. Дорожная одежда............. 381 Глава 7. Городские улицы и проезды....... 383 § 1. Общие указания............. 383 § 2. Проезжая часть улиц и площадей..... 383 § 3. Тротуары, велосипедные дорожки и озеленение ..................... 385 § 4. Трамвайные пути............ 385 § 5. Подземные сооружения.......... 387 |
Стр. Глава 8. Мосты и трубы............ 389 § 1. Общие указания.............. 389 § 2. Габариты................. 391 § 3. Нагрузки................. 391 § 4. Конструкции мостов............ 394 Глава 9. Тоннели................. 395 § 1. Общие указания.............. 395 § 2. Трасса и продольный профиль........ 395 § 3. Поперечное сечение тоннелей........ 396 § 4. Нагрузки и основные расчетные положения . 396 § 5. Конструктивные требования........ 399 § 6. Станции метрополитенов.......... 401 § 7. Санитарно-технические устройства и освещение траяспортных тоннелей.......... 402 |
Строительные нормы и правила являются общеобязательными и имеют своей целью повышение качества и снижение стоимости строительства путем внедрения рациональных норм строительного проектирования и прогрессивных сметных норм, а также правил производства и приемки строительных работ, отражающих передовой опыт строительства.
Строительные нормы и правила распространяются на все виды строительства, за исключением строительства временных зданий и сооружений.
Разработка Строительных норм и правил произведена на основе директив партии и правительства о всемерном развитии строительной индустрии, широком внедрении передовой строительной техники, повышении уровня организации и механизации строительства и максимальном использовании сборных деталей и конструкций заводского изготовления. При разработке Строительных норм и правил учтен опыт передовых проектных и строительных организаций, а также последние достижения научно-исследовательских институтов и предложения новаторов-строителей.
Строительные нормы и правила состоят из следующих четырех частей: часть I — «Строительные ’материалы, детали и конструкции», часть II — «Нормы строительного проектирования», часть III — «Правила производства и приемки строительных работ», часть IV — «Сметные нормы на строительные работы».
I ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Строительные 'материалы, детали и конструкции» содержит:
номенклатуру и основные размеры строительных 'материалов и деталей, а также основные требования к их качеству;
указания по выбору и применению строительных 'материалов, деталей и конструкций при проектировании и возведении зданий и сооружений в зависимости от их класса;
основные правила перевозки, хранения и приемки строительных материалов, деталей и конструкций.
II ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Нормы строительного проектирования» содержит:
общие положения по строительному проектированию — основные положения по классификации зданий и сооружений и по единой модульной системе, нормы огнестойкости строительных конструкций, условные графические и буквенные обозначения;
нормы проектирования каменных, бетонных, железобетонных, стальных и деревянных несущих конструкций, а также оснований зданий и сооружений;
нормы проектирования объектов промышленного и жилищно-гражданского строительства — планировка населенных мест и генеральные планы промышленных предприятий, промышленные, жилые и общественные здания, строительная теплотехника, ограждающие конструкции, естественное и искусственное освещение;
нормы проектирования санитарно-технических сооружений и устройств — наружного и внутреннего водопровода и канализации, отопления, вентиляции и газоснабжения;
нормы проектирования гидротехнического и транспортного строительства — морских и речных гидротехнических сооружений, железных и автомобильных дорог, мостов, труб и тоннелей.
III ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Правила производства и приемки строительных работ» содержит:
общие положения по организации и механизации строительства и по проектированию организации строительных работ;
правила производства строительных работ; требования к качеству строительных работ и основные допуски; правила промежуточной и окончательной приемки строительных работ, а также указания по приемке в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений.
IV ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Сметные нормы на строительные работы» содержит:
правила определения сметной стоимости строительных материалов, деталей и конструкций;
нормы для определения сметной стоимости машино-смен;
нормы амортизационных отчислений по строительным машинам и оборудованию; сметные нормы на общестроительные и специальные строительные работы.
Строительные нормы и правила содержат основные, наиболее принципиальные требования, правила и нормы, проверенные в практике проектирования и строительства.
Строительные нормы и правила в необходимых случаях должны получить развитие в виде технических условий, инструкций и других нормативных документов, которые будут разрабатываться и утверждаться в установленном порядке.
Все действующие в отдельных министерствах, ведомствах и Советах Министров союзных республик технические условия на строительное проектирование и на строительные материалы, детали и конструкции, а также технические условия и инструкции по производству и приемке строительных работ должны соответствовать требованиям Строительных норм и правил.
В дальнейшем, номере развития строительной техники, роста производительности труда,улучшения организации и механизации строительных работ и повышения качества строительства Строительные нормы и правила будут периодически пересматриваться и улучшаться с целью отражения в них происходящих в строительстве прогрессивных изменений.
Каждая часть Строительных норм и правил подразделяется на разделы, разделы— на главы, главы — на параграфы и параграфы — на пункты.
Части нумеруются римскими цифрами, разделы — заглавными буквами русского алфавита, а главы, параграфы и пункты — арабскими цифрами.
В соответствии с этим производится шифровка отдельных подразделений Строительных норм и правил, например:
глава 3 раздела А части II Строительных норм и правил обозначается шифром II-А. 3;
параграф 3 главы 5-й раздела Б части III Строительных норм и правил обозначается шифром III-Б. 5 § 3;
пункт 4 параграфа 2 главы 2 раздела Б части I Строительных норм и правил обозначается шифром 1-Б. 2 § 2 п. 4 и т. п.
При ссылках на Строительные нормы и правила рекомендуется пользоваться сокращенным обозначением СП и П.
К II ЧАСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
1. Часть II Строительных норм и правил содержит: основные правила классификации зданий и сооружений, основные правила модульной си-стемы; нормы проектирования каменных, бетонных, железобетонных, стальных, деревянных конструкций и оснований зданий и сооружений; нормы огнестойкости и другие нормы проектирования ограждающих конструкций, естественного и искусственного освещения, нормы теплотехнических и звукоизоляционных расчетов; нормы планировки населенных мест и нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий, нормы проектирования производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий и тепловых электростанций, нормы проектирования жилых и общественных зданий; нормы проектирования санитарно-технических устройств и оборудования — наружного и внутреннего водопровода и канализации, отопления и вентиляции, горячего водоснабжения и газоснабжения; нормы проектирования морских и речных гидротехнических сооружений, железных и автомобильных дорог, мостов и тоннелей. 2, Проекты промышленных предприятий, жилых и гражданских зданий и сооружений должны составляться в соответствии с действующей «Инструкцией по составлению проектов и смет по промышленному и жилищно-гражданскому строительству». Проекты по специальным видам строительства: железнодорожному, автодорожному, гидротехническому, мелиоративному и по строительству сооружений связи и объектов горной промышленности — должны составляться в соответствии с инструкциями, разработанными министерствами применительно к указанной «Инструкции по составлению проектов и смет по промышленному и жилищно-гражданскому строительству» |
и утвержденными Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства. 3. При разработке проектов зданий и сооружений министерства, ведомства и проектные организации обязаны руководствоваться нормами II части СНиП, не допускать излишеств в проектах и сметах и обеспечивать всемерное снижение стоимости строительства и продукции проектируемого предприятия путем: рационального выбора площадки под строительство; максимального сокращения территории промышленных предприятий и поселков при них; уменьшения площадей и объемов промышленных зданий и сооружений, а также вспомогательных цехов при сохранении заданной мощности предприятий; объединения в одном здании нескольких цехов; недопущения необоснованных резервов площадей, а также объемов конторских зданий и помещений для бытовых нужд, превышающих потребность в них; недопущения затрат, вызываемых излишними архитектурными требованиями, а также необоснованных объемов гражданских зданий; применения наиболее экономичных конструктивных решений и эффективных материалов, уменьшающих вес зданий и сооружений и сокращающих расход строительных материалов; применения высокопроизводительных агрегатов, передовых технологических процессов, технологических норм и методов производства, отражающих достижения современной техники и обеспечивающих высокую производительность труда; недопущения необоснованных резервов основного и вспомогательного оборудования. 4. При проектировании зданий и сооружений должны соблюдаться требования «Технических правил по экономному расходованию металла, леса и цемента в строительстве». Должна быть тщательно проверена возможность осуществле- |
2 Строительные кормы и правила, ч. II