Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

20 страниц

258.00 ₽

Купить СНиП II-Д.4 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы главы распространяются на проектирование наземных постоянных вновь строящихся и переустраиваемых железных дорог нормальной (1524 мм) и узкой (750 мм) колеи промышленных предприятий.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие указания

2. Путь, путевые устройства

3. Станции и станционные устройства

4. Устройство сигнализации и связи

5. Устройство водоснабжения и канализации

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

ЧАСТЬ II

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА


СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

ЧАСТЬ II

НОРМЫ

СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Утверждены по поручению Совета Министров СССР Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства для обязательного применения с I января 1955 г. всеми министерствами, ведомствами и Советами Министров союзных республик

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ МОСКВА    *    1954

ния строительства без металлических конструкций; следует широко внедрять сборные железобетонные конструкции и детали, не допуская применения металлических конструкций во всех случаях, когда они могут быть заменены железобетонными, преимущественно сборными. В целях экономии лесоматериалов следует максимально использовать местные строительные материалы, применяя взамен деревянных частей зданий детали из гипсовых, гипсошлаковых, шлакобетонных, пеносиликатных плит и блоков; предусматривать наряду с древесиной хвойных пород применение в строительстве древесины лиственных пород, обеспечивать долговечность деревянных конструкций и частей зданий путем проведения конструктивных мероприятий, анти-септирования и огнезащитной обработки конструкций.

5.    Во II части Строительных норм и правил содержатся впервые разработанные: классификация зданий и сооружений в зависимости от их капитальности и эксплуатационных качеств; единая модульная система размерностей в строительстве; нормы расчета строительных конструкций по методу расчетных предельных состояний; нормы планировки населенных мест; нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий; нормы проектирования ограждающих конструкций и ряд других новых норм.

6.    Классификация зданий и сооружений имеет своей целью способствовать выбору экономически целесообразных решений при проектировании. Система классификации предусматривает подразделение разновидностей зданий и сооружений на классы по совокупности их капитальности и эксплуатационных качеств. Для каждого класса приведены требования по прочности, огнестойкости и долговечности ограждающих конструкций.

Классы зданий и сооружений должны обосновываться в проектном задании в соответствии с назначением и значимостью объектов.

7.    Основные положения модульной системы устанавливают порядок назначения и координации размеров элементов зданий и сооружений, а также размеров строительных изделий, деталей и оборудования на базе единого модуля 100 мм. Модульная система предусматривает, что основные размеры зданий и сооружений должны быть кратны модулю 100 мм. Для некоторых размеров допускается применение укрупненных модулей.

8.    В основу новых норм проектирования строительных конструкций положен единый метод расчета по расчетным предельным состояниям. Согласно этому методу постоянный коэффициент запаса прочности заменен тремя переменными

расчетными коэффициентами, учитывающими возможность изменения нагрузок, воздействующих на проектируемую конструкцию, степень однородности применяемых материалов по их прочности, а также условия работы конструкции (агрессивные воздействия среды, характер сопряжения элементов в конструкции и др.).

Установленные в нормах общие принципы расчета конструкций и оснований зданий и сооружений по методу расчетных предельных состояний применимы ко всем видам строительства — промышленного, жилищно-гражданского, гидротехнического, а также к строительству мостов, тоннелей и трубопроводов.

Приведенные в Строительных нормах и правилах нормы позволяют производить расчет массовых конструкций промышленных, жилых и гражданских зданий и сооружений. Для проектирования конструкций гидротехнических сооружений, мостов, тоннелей и трубопроводов по методу расчетных предельных состояний разрабатываются соответствующие расчетные коэффициенты, после чего будут изданы нормы проектирования указанных конструкций по новому методу.

9.    В новых нормах планировки населенных мест приведены необходимые указания по выбору селитебной территории, а также требования к комплексному решению в проектах планировки экономических, санитарно-гигиенических, архитектурных и других вопросов. Установлены нормы плотности застройки жилых кварталов, нормы жилой площади на 1 га квартала в зависимости от этажности застройки, нормы площади земельных участков для общественных зданий массового строительства (школы, больницы, детские сады, ясли и др.), нормы площади зеленых насаждений общего пользования в городах и рабочих поселках и др.

10.    Нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий, основанные на передовом опыте проектирования, содержат указания о необходимости приближения вновь строящихся предприятий к источникам сырья, топлива и районам потребления, а также о необходимости кооперирования с другими предприятиями строительства электростанций, водопроводов, канализации, дорог, мостов и других коммунальных сооружений, жилых поселков и культурно-бытовых учреждений. Нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий содержат необходимые указания по размещению зданий и сооружений, по проектированию транспортных путей и проездов, по благоустройству территории предприятий, а также по размещению инженерных коммуникаций.


11.    Нормы строительной теплотехники содержат расчетные данные и требования к теплоизолирующим свойствамконструкций, паропроницанию и воздухопроницанию наружных ограждающих конструкций. В нормах приведены необходимые данные для теплотехнического расчета новых видов ограждающих конструкций, возводимых с применением эффективных утеплителей, а также конструкций с воздушными прослойками (расчет неоднородных ограждений, тепловых мостиков и пр.).

12.    Нормы проектирования ограждающих конструкций содержат требования к долговечности ограждающих конструкций в зависимости от температурно-влажностных параметров внутреннего и наружного климата, данные о необходимых уклонах для различных кровель, основные требования к устройству стен, перекрытий, перегородок и световых проемов.

Содержащиеся в этих нормах данные и требования к звукоизолирующим свойствам ограждающих конструкций способствуют улучшению качества возводимых зданий.

13.    Нормы проектирования производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий и тепловых электростанций содержат необходимые указания по основным вопросам строительного проектирования: по классификации зданий, по санитарным и противопожарным требованиям, по блокировке производственных и вспомогательных цехов, по применению наиболее рациональных типов производственных зданий, по расчету площадей административноконторских и бытовых зданий, по увязке размеров зданий и их конструктивных элементов с модульной системой и др.

14. Новые нормы проектирования жилых зданий (жилых домов квартирного типа, общежитий и гостиниц) разработаны на основе передового опыта жилищного строительства за последние годы. В этих нормах впервые вводится классификация зданий, устанавливаются размеры жилой площади в квартирах разных типов, а также характер и размеры встроенного оборудования (хозяйственные кладовые, встроенные шкафы и пр.). Нормы содержат важнейшие санитарные требования, предъявляемые к жилым зданиям, обеспечивающие необходимые удобства для населения: запрещение северной ориентации окон жилых комнат в районах с холодным и умеренным климатом и западной ориентации в районах с жарким климатом; высоты этажей, дифференцированные в соответствии с климатическими условиями; требования к освещенности и воздухообмену. Повышены требования к огнестойкости конструкций.

Q*

15.    Нормы проектирования общественных зданий разработаны для наиболее массовых видов общественных зданий, а именно: лечебно-профилактических учреждений, детских садов, детских яслей, общеобразовательных школ, кинотеатров, бань и прачечных, магазинов и предприятий общественного питания. Нормами устанавливаются: площади основных помещений зданий в зависимости от их типа и назначения; наименьшие размеры помещений; санитарно-техническое оборудование зданий; санитарные нормы освещенности помещений; расчетные температуры и кратность обмена воздуха в помещениях и др.

Нормами предусматривается увеличение площади двухкоечных палат для больниц и родильных домов; в городских больницах предусматривается возможность устройства остекленных веранд для отдыха больных и значительно увеличивается высота помещений вбольницах до 50 коек; рекомендуется применение установок по кондиционированию воздуха в крупных кинотеатрах. В нормах проектирования детских яслей предусматривается значительное повышение высоты детских комнат в районах с жарким климатом.

16.    В нормах проектирования речных и морских гидротехнических сооружений даются указания по проектированию бетонных и железобетонных плотин, водосбросов и водоспусков, железобетонных и стальных трубопроводов, сооружений речного транспорта, а также морских дноуглубительных работ. Упорядочена классификация речных гидротехнических сооружений. Впервые классифицированы речные и морские порты и их сооружения, причем в основу классификации положены грузооборот, наличие механизации причалов и значение сооружений. Рекомендованы к применению новейшие типы сооружений, в частности объединение гидротехнических сооружений в одном объекте (например, здания гидростанции с водосбросом, шлюза с водосбросом и др.), а также новые типы конструкций, позволяющие повысить уровень индустриализации работ, например, сборные арматурные блоки, плиты-оболочки и др. Уточнены требования к запасам глубин акваторий морских портов, к обеспеченности предельных осадок, к коэффициентам запаса на скольжение и др. Нормами устанавливается распределение бетона различных марок в массивных сооружениях в зависимости от зоны расположения бетона относительно уровня воды, а также даются дифференцированные по классам сооружений требования к плотности и морозостойкости бетона, что будет способствовать снижению стоимости строительства при одновременном повышении качества сооружений.


17.    В основу новых норм проектирования железных дорог нормальной колеи положен принцип последовательного усиления мощности дорог в соответствии с ростом грузонапряженности. Предусматривается увеличение норм грузооборота железных дорог без изменения технических параметров.

18.    Нормы проектирования автомобильных дорог разработаны с учетом требований, предъявляемых к этим дорогам перспективами развития советского автотранспорта и возрастающей интенсивностью и грузонапряженностью автомобильного движения. При составлении этих норм предусмотрены увеличение долговечности дорог и улучшение качества покрытий.

Ряд новых, прогрессивных указаний содержится также в нормах проектирования естественного и искусственного освещения, санитарно-технических устройств и оборудования, мостов и тоннелей.

19. Часть II Строительных норм и правил устанавливает лишь основные, важнейшие нормативы и требования по строительному проектированию и не содержит технических указаний узко специального характера или второстепенного значения, которые могут быть даны в технических условиях, разрабатываемых на основе Строительных норм и правил.

Нормы проектирования зданий и сооружений, не предусмотренные II частью Строительных норм и правил, надлежит разрабатывать с учетом основных положений Строительных норм и правил в части классификации, применения модульной системы, требований к огнестойкости и долговечности конструкций и т. д.

Новые технические условия, инструкции, указания и другие нормативные документы по строительному проектированию должны составляться на основе и в развитие Строительных норм и правил.


ГЛАВА 4

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

§ 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.    Нормы и правила настоящей главы распространяются на проектирование наземных постоянных вновь строящихся и переустраиваемых железных дорог нормальной (1 524 мм) и узкой (750 мм) колеи промышленных предприятий.

Примечания. 1. К железным дорогам промышленных предприятий относятся железнодорожные пути и устройства для перевозки грузов и пассажиров промышленных предприятий, не включаемые в состав общей сети железных дорог СССР.

2.    Железные дороги нормальной колеи промышленных предприятий, которые могут войти в общую сеть железных дорог СССР, должны проектироваться согласно нормам главы П-Д. 3.

3.    Настоящие нормы не распространяются на пути, непосредственно связанные с технологическим процессом “производства, а также на пути, перемещаемые в плане и профиле в процессе эксплуатации.

2.    Пути промышленных железных дорог подразделяются на:

а)    подъездные, соединяющие промышленные предприятия с общей сетью железных дорог СССР, с пристанями, другими предприятиями, сырьевыми базами и пр., а также лесовозные и торфовозные магистрали;

б)    внутризаводские (соединительные, станционные и погрузочно-выгрузочные пути), расположенные на территории заводов, шахт, электростанций и других предприятий, а также постоянные пути на территории карьеров, лесных и торфяных разработок и т. д.

3.    Подъездные пути в зависимости от грузооборота в грузовом направлении подразделяются на категории согласно табл. 1.

4.    Устройства промышленных железных дорог следует проектировать, исходя из условий:

а)    обеспечения производственного процесса промышленного предприятия;

б)    обеспечения единого технологического процесса работы промышленных железных дорог и общей сети железных дорог СССР;

в)    приближения пунктов приемо-сдаточных операций к местам погрузки и выгрузки;

Категории подъездных путей

Таблица 1

п/п

Категория

подъездных

путей

Нормальная колея

Узкая колея

грузооборот в

тыс. т в год

1

I

Более 4 ООО

Более 500

2

п

От 1 500 до 4 ООО

От 100 до 500

3

ш

Менее I 500

Менее 100

Примечания. 1. При отнесении подъездного пути к той или другой категории, кроме грузооборота, необходимо учитывать размеры пассажирских перевозок и намечаемую организацию грузового движения.

2.    План и профиль подъездных путей нормальной колеи, соединяющих промышленные предприятия между собой, с сырьевыми базами, пристанями, подсобными предприятиями и устройствами и т. г,., допускается проектировать по нормам для путей III категории независимо от размеров грузооборота.

3.    Подъездные пути небольшого протяжения при маневровом порядке движения на них допускается проектировать по нормам для внутризаводских путей.

г)    возможного обслуживания смежно расположенных предприятий;

д)    объединения транспортных устройств с соответствующими устройствами промышленных предприятий;

е)    сокращения размеров территории предприятия;

ж)    освоения грузооборота в соответствии с очередностью развития предприятия.

5. Основной габарит приближения строений при проектировании промышленных железных дорог должен приниматься: при нормальной колее —№ 2 С; при узкой колее — согласно рис. 1.

Примечание. В пределах участков внутризаводских путей, где предусматривается обращение подвижного состава специального типа, разрешается устанавливать специальные габариты приближения строений.


Профиль и план подъездных путей на перегонах

1.    Величина руководящего уклона на проектируемых подъездных путях должна устанавливаться на основании технико-экономических расчетов в соответствии с предстоящей работой подъездного пути, топографическими и другими условиями местности, но не более 30°/оо при паровой тяге и 40°/оо при электрической тяге.

Примечание. Превышение указанных величин руководящих уклонов допускается в отдельных случаях при соответствующем обосновании в проекте.

2.    Руководящий уклон на подъездных путях должен обеспечивать возможность пропуска маршрутных поездов с установленной весовой нормой.

Примечание. Если пропуск маршрутного поезда полной весовой нормы связан со значительными капитальными затратами, допускается применение усиленной тяги или при небольшом количестве маршрутных поездов — деление поезда на части (но не более трех частей).

3.    Радиусы кривых на подъездных путях в плане должны проектироваться возможно большими. Наименьшая допускаемая величина радиусов кривых должна определяться по табл. 2.

Наименьшие радиусы кривых

Таблица 2

1

2

3

Ширина колеи

Категория

нормальная

узкая

подъездных

в нормаль-

в трудных

в нормаль*

в трудных

путей

ных уело-

условиях

ных уело*

условиях

ВИЯХ

ВИЯХ

а

б

в

г

I

500

250

250

100

н

400

200

200

100

hi

300

200

100

75

4. Радиусы кривых на подъездных путях, указанные в табл. 2, допускается в особо сложных

условиях уменьшать до размеров:

на подъездных путях нормальной колеи:

при паровозах типа 0—5—0.........до 180    м

»    »    »    0—4—0........ »    150    »

на подъездных путях узкой колеи:

при паровозах серии № 157 .........до    75    м

»    »    »    № 159...... »    60    »

» тепловозах с малой базой........до    30    »

5. Круговые кривые должны сопрягаться с примыкающими прямыми посредством переходных кривых.

на перегонах

На станциях

1 -2-2-1 -Верх габарита строений из огнестойких, несгораемых и защищенных от возгорания материалов J-3-3-1 - верх габарита строений из сгораемых материалов

Рис. 1


§ 2. ПУТЬ И ПУТЕВЫЕ УСТРОЙСТВА


47



Примечание. Переходные кривые допускается не устраивать на путях нормальной колеи I категории при радиусах кривых более 2 ОООм, II и III категорий— при радиусах более 1 ООО м, на путях узкой колеи всех категорий — при радиусах 300 м и более.

Профиль и план путей на раздельных пунктах

6.    Приемо-отправочные пути раздельных пунктов на подъездных путях в пределах полезной длины, как правило, должны проектироваться на горизонтальной площадке.

Примечания. 1. В трудных топографических условиях приемо-отправочные пути допускается располагать на уклонах не круче: на железных дорогах нормальной колеи—2,5%0, узкой колеи —4%о-

2. В особо трудных топографических условиях приемоотправочные пути на разъездах и обгонных пунктах, на которых не предусматриваются маневры с прицепкой или отцепкой вагонов и локомотивов, допускается проектировать и на более крутых уклонах с условием обеспечения трогания с места поездов установленного веса.

7.    Раздельные пункты с путевым развитием должны проектироваться на прямых участках пути.

Примечание. В трудных условиях допускается располагать раздельные пункты на кривых, обращенных в одну сторону. В особо трудных топографических условиях допускается располагать раздельные пункты на кривых, направленных в разные стороны. При этом радиусы кривых должны быть не менее: на путях нормальной колеи — 400 ж и на путях узкой колеи — 200 м.

Профиль и план внутризаводских путей

8.    Уклоны внутризаводских соединительных путей должны проектироваться в соответствии с весом обращающихся на этих путях составов, но не более 20°/оо, а в трудных условиях —40%о-

9.    Радиусы кривых на внутризаводских соединительных путях должны проектироваться по нормам, указанным в п. 3 для путей III категории и в п. 4 настоящего параграфа.

В условиях стесненной планировки радиусы внутризаводских соединительных путей допускается уменьшать до норм, приведенных в табл. 3 и 4.

Наименьшие радиусы кривых внутризаводских соединительных путей узкой колеи

Таблица 4

Серии локомо-

№ 157

№ 159

Тепловозы

тивов

с малой базой

Радиусы в м. .

60

50

30

Продолжение табл. 3

Тип паровоза

Радиусы

Число контр-

п/п

кривых в м

рельсов

2

О

1

1

о

по

__

90

1

60

2

3

Танкпаровозы

70

_

0—3—0 всех серий

50

1

Примечание. Радиусы кривых, требующие укладки контррельсов, допускается применять только на переустраиваемых предприятиях.

10. Профиль путей на внутризаводских станциях должен проектироваться согласно п. 6 настоящего параграфа.

В плане внутризаводские станции допускается располагать: на кривых радиусом неменее 300 м— при нормальной колее и 150 м — при узкой колее.

11. Погрузочно-выгрузочные пути в пределах погрузочно-выгрузочных фронтов должны проектироваться на прямой и на площадке. В трудных условиях допускается проектирование указанных путей: нормальной колеи — на кривой радиусом до 500 м, а при открытых площадках — до 200 д и на уклоне не более 2,5%0; узкой колеи— соответственно 300 м, 100 м и на уклоне 4%0.

12.    Профиль и план погрузочно-выгрузочных путей вне погрузочно-выгрузочных фронтов должны проектироваться в соответствии с указаниями пп. 8 и 9 настоящего параграфа для внутризаводских соединительных путей.

13.    Расположение внутризаводских путей на территории промышленных предприятий должно производиться согласно правилам главы II-B.2


Наименьшие радиусы кривых на внутризаводских соединительных путях нормальной колеи

Таблица 3

Радиусы

Число контр-

пп

кривых в м

рельсов

1

0—5—0

170

_

160

1

Земляное полотно

14. Земляное полотно промышленных железных дорог должно проектироваться с открытым балластным слоем. Заглубленный балластный слой допускается лишь на внутризаводских путях, когда это вызывается технологией производства.


15. Ширина нормального однопутного земляного полотна в метрах поверху на прямых участках пути должна быть не менее указанной в табл. 5.

Ширина нормального однопутного полотна поверку на прямых участках в м

Таблица 5

Род грунтов земляного полотна

Б

В

Категория пути

все грунты за исключением поименованных в графе «б»

скала, щебень, гравий, чистый песок

«

а

б

1

Нормальной колеи Пути I категории . . .

5,8 или 5,5

5,0

2

& II » ...

5,5

4,6

3

» III * ...

5,0

4,6

4

Узкой колеи Пути I и II категорий .

3,4

3,0

5

» III категории . . .

3,2

2,8

Примечания. 1. Ширина земляного полотна 5,8м назначается в случаях применения двуслойного балласта или однослойного толщиной 0,35 м и более.

2. Ширина земляного полотна на кривых участках пути радиуса 1 ООО м и менее с внешней стороны должна увеличиваться на 0,2 м.

16.    Отметка бровки земляного полотна, подтопляемого водой, должна приниматься для железных дорог нормальной колеи не менее 0,5 м и для узкой колеи не менее 0,25 м над расчетным уровнем высокой воды, соответствующим расходу с вероятностью его превышения: для про-мышленных железных дорог I и II категорий — один раз в 100 лет и для дорог III категории — один раз в 50 лет.

Расчетный уровень принимается с учетом под-пора и высоты волны.

Бровка регуляционных незатопляемых сооружений должна возвышаться над указанным уровнем не менее чем на 0,25 м.

Верхнее строение пути

17.    Типы верхнего строения подъездных путей устанавливаются в проектном задании и должны быть по мощности не слабее указанных в табл. 6 и 7.

Г лава 11-Д. 4, § 2


367

Типы верхнего строения подъездных путей нормальной колеи

Таблица В

В

Б'

*

Категория

пути

Наименование путей

Нагрузка на ось подвижного состава в т

Скорость движения в км 'час

Тип

рельсов

Количество шпал на 1 км в шт.

Толщина балластного слоя под шпалой в м

локомотивов

вагонов

1

Главные ’I

80

Р-43

1600

0,30

2

I

Приемо-отправочные >

18,5—22

21,5—25

40

Р-38

1440

0,25

3

Прочие J

20

Р-33

1360

0,20

4

Главные Л

60

Р-38

1600

0,25

5

II

Приемо-отправочные >

15—18,5

До 21

40

Р-38

1440

0,20

6

Прочие J

20

Р-33

1360

0,15

7

Главные Л

40

Р-33

1440

0,20

8

III

Пр иемо-отпр авочные >

До 15

До 21

40

IV-a

1440

0,15

9

Прочие J

20

IV-a

1360

0,15

Типы верхнего строения подъездных путей узкой колеи


Таблица 7

В

Категория

Наименование

Нагрузка на ось

Скорость движе-

Тип

Количество шпал

Толщина бал-

в

£

пути

путей

локомотивов в т

ния в км-час

рельса

на 1 км в шт.

ластког© слоя под шпалой в м

1

1

Главные .....

6,5

35

Р-18

1750

0,25

2

Прочие......

6,5

20

Р-18

1500

j0,20



Глава II-Д. 4, § 3

Продолжение табл. 7

-3.

'в'

*

Категория

пути

Наименование

путей

Нагрузка на ось локомотивов в т

Скорость движения в км{час

Тип

рельса

Количество шпал на 1 км в шт.

Толщина балластного слоя под шпалой в м

3

Главные .....

6,5

35

Р-15

1715

0,25

4

т I

4,0

30

Р-11

1 715

0,20

5

11

Прочие......

6,5

20

Р-15

1572

0,20

6

4,0

20

Р-11

1429

0,20

7

Главные .....

4,0 и менее

30

Р-11

1572

0,15

8

111

Прочие......

20

Р-11

1429

0,15

Примечания. 1. Для подъездных путей нормальной колеи I и II категорий при скоростях движения до 40 км!чае типы верхнего строения для главного пути допускается принимать по нормам для приемо-отправочных путей.

2.    В табл. 6 и 7 предусмотрен песчаный балласт. При земляном полотне из скалы, щебня и песка толщина балластного слоя может быть уменьшена на 5 см.

3.    В табл. 6 и 7 предусмотрены рельсы I сорта. Допускается (за исключением главных путей дорог I категории) укладывать старогодние рельсы, а также рельсы II сорта в соответствии с указаниями технических условий на проектирование железных дорог промышленных предприятий.


18.    Верхнее строение внутризаводских путей должно проектироваться по нормам табл. 6 и 7 соответственно нагрузке на ось регулярно обращающегося подвижного состава и скорости движения.,

19.    Стрелочные переводы должны иметь крестовины не круче указанных в табл. 8.

Крестовины стрелочных переводов

Таблица 8

Назначение стрелочных

Нормальная

колея

Узкая колея

-ЕЗ.

сГ

переводов

марка крестовины

а

б

1

При пропуске на боковой путь: пассажирских поездов .

] /9

1/8

2

грузовых »

9

т

3

маневровых составов .

1/7

1/5

4

Для путей у доменных печей, коксовых печей и других специальных внутризаводских путей . . .

1/5

1/4

Примечание. При подачах одиночными вагонами допускается применение поворотных кругов и поперечных тележек.

Водопропускные сооружения и путепроводы

20.    Водопропускные сооружения и путепроводы должны проектироваться согласно правилам глав Н-Д.З и П-Д.8.

Примечание. На путях с сезонным характером работы, а также на железных дорогах узкой колеи III категории допускается проектирование затопляемых мостов.

Полоса отвода земли

21.    Полоса отвода земли для промышленных железных дорог назначается согласно правилам главы П-Д.З. Ширина полосы отвода в метрах на перегонах должна быть не менее указанной в табл. 9.

Ширина полосы отвода на перегонах в м

Таблица 9

Ширина полосы отвода

Наименование

промышленных железных

нормальная

%

дорог

колея

узкая колея

1

Однопутные......

16

14

2

Двухпутные......

20

—-


§ 3. СТАНЦИИ И СТАНЦИОННЫЕ УСТРОЙСТВА

1.    Станции и станционные устройства должны проектироваться в соответствии с генеральным планом предприятия, при этом каждый этап развития должен быть увязан с очередностью строительства предприятия.

2.    Полезная длина приемо-отправочных путей

должна проектироваться в соответствии с длиной поездов, которые будут обращаться при полном развитии предприятия.

3. Расстояния между осями смежных станционных путей железных дорог нормальной колеи должны приниматься по нормам главы Н-Д.1.


На внутризаводских приемо-отправочных путях, на которых не производятся приемо-сдаточные операции, расстояния между осями путей допускается уменьшать до 4,8 м.

Расстояния между осями смежных путей на железных дорогах узкой колеи

Таблица 10

п/п

Наименование путей

Расстояние в м

1

Главные и смежные с ними пути . .

4,0

2

Пути парков приема и отправления

3,8

поездов и сортировочные .....

3

Второстепенные станционные пути, пути парков стоянки подвижного состава или вагонов, ожидающих ремонта, пути на молах, пристанях, в портах и гаванях, тупиковые перронные пути (при отсутствии между

3,6

ними платформ).........


4.    Пассажирские и грузовые устройства, а также устройства локомотивного и вагонного хозяйства должны проектироваться с учетом указаний главы Н-Д.З.

5.    Паровозное и вагонное хозяйства, как правило, должны проектироваться объединенными.


§ 4. УСТРОЙСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ


Для железных дорог узкой колеи расстояния между осями смежных путей должны приниматься согласно табл. 10.

1.    Безопасность движения поездов на перегонах подъездных путей должна обеспечиваться применением одного из следующих средств сношений по движению поездов: поездные приказы, телефонное соглашение, одножезловая и электрожезловая системы, полуавтоматическая и автоматическая блокировки.

2.    Правильность показаний сигналов в зависимости от положения стрелок на путях следования поездов должна быть обеспечена:

а)    при малых размерах движения — простейшими устройствами ключевой зависимости между стрелками и сигналами, а также запиранием стрелок висячими замками на закладках;

б)    при больших размерах движения — устройством централизации стрелок и сигналов.

Продолжение табл. 10

№ п п

Наименование путей

Расстояние в м

4

Пути перегрузки непосредственно из

вагонов узкой колеи в вагоны нормальной колеи при одном уровне

3,2

полов вагонов ..........

Примечание. Расстояние в пп. 1, 2 и 3 указано-для свободных междупутий. При наличии на междупутьях сигналов, опор мостиков, гидравлических колонн и т. п. расстояние между осями путей должно увеличиваться в соответствии с габаритными нормами.

3. Телефонная связь должна проектироваться следующих видов: диспетчерская поездная, межстанционная поездная, стрелочная (при наличии стрелочных постов) и местная (при невозможности включения абонентов в общую телефонную сеть предприятия).

Примечания. 1. При малых размерах движения межстанционная поездная связь может не проектироваться.

2.    В случае необходимости допускается устройство-линейно-путевой и постанционной телефонной связи, которые разрешается совмещать при малых загрузках телефонной цепи.

3.    В пунктах с большой маневровой работой, а также и в других случаях, где это оправдывается технико-экономическими показателями, должна применяться радиосвязь, телетайпы и т. п.


§ 5. УСТРОЙСТВА ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ

1. Водоснабжение и канализация должны проектироваться согласно правилам глав П-Д.З, И-Г.1 и Н-Г.2.

Примечание. На путях со слабым движением (до 6 пар поездов в сутки) допускается устройство водоснабжения упрощенного типа (одиночные водоводы, на

сосные станции без резервных агрегатов, водоснабжение на перегонах и т. п.).

2. Общая полезная емкость водонапорных ре* зервуаров на станции с водоснабжением должна быть не менее 80 л3 для дорог нормальной коле» и 40 м? для дорог узкой колеи.


Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II

Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре

Москва, Третьяковский пр., д» 1.

Специальный редактор инж, Л. И. Нейштадт Заведующий редакцией из-ва инж. Д, М. Тумаркин Технический редактор М. Н. Персон Корректоры В. П. Митрич, Д. С. Соморова

Сдано в набор 10/IX    1954 г. Подписано в печать 16/XI    1954    г.    Т-08240

Бумага 84Xl08l/ie=12,63 бумажных, 41,4 уел. печатных листов (42,18 уч.-изд. л.). Изд. № V1-753. Заказ .№ 1795. Тираж ПО ООО экз. Цена 21 р. Переплет 3 р.

Министерство культуры СССР Главное управление полиграфической промышленности Первая Образцовая типография имени А. А. Жданова, Москва, Ж-54, Валовая, 28.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр,

Введение к II части Строительных норм и правил 9

РАЗДЕЛ А

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Основные положения по классификации зданий и сооружений.............. 13

§ 1. Общие указания.............. 13

§ 2. Классификация............... 13

§ 3. Порядок назначения классов зданий и сооружений ....... 13

Глава 2. Основные положения Единой модульной

системы................... 15

§ 1. Общие указания.............. 15

§ 2. Порядок взаимоувязки размеров...... 15

§ 3. Правила назначения размеров и расположения разбивочных осей в зданиях и сооружениях 16

Г лава 3, Огнестойкость строительных конструкций,

зданий и сооружений............. 17

§ 1. Общие указания.............. 17

§ 2. Характеристики возгораемости и огнестойкости материалов и конструкций........ 17

§ 3. Противопожарные преграды........ 23

§ 4, Испытание строительных конструкций на огнестойкость ................ 24

Г лава 4. Условные буквенные обозначения ....    26

§ 1. Общие указания.............. 26

§ 2. Обозначения расчетных величин...... 27

Глава 5. Условные графические обозначения. . .    29

§ 1. Общие указания.............. 29

§ 2. Элементы генерального плана и дорог ...    29

§ 3. Элементы и оборудование зданий...... 34

§ 4. Инженерные и санитарно-технические сети . .    39

РАЗДЕЛ Б

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ

Глава L Основные положения по расчету строительных конструкций............. 41

§ 1. Общие указания.............. 41

§ 2. Основные расчетные положения...... 42

§ 3. Расчетные сочетания нагрузок для зданий и

промышленных сооружений........ 43

§ 4. Нагрузки и коэффициенты перегрузки для зданий и промышленных сооружений ....    43

Стр.

Глава 2. Каменные и армокаменные конструкции

зданий и промышленных сооружений..... 49

§ 1. Общие указания.............. 49

§ 2. Материалы................ 49

§ 3. Нормативные характеристики кладок..... 50

§ 4. Расчетные характеристики кладок..... 55

§ 5. Основные расчетные положения...... 58

§ 6. Общие конструктивные требования..... 60

§ 7. Расчет элементов каменных и армокаменных конструкций по несущей способности.    ...    63

§ 8. Расчет элементов каменных и армокаменных

конструкций по деформациям......... 66

§ 9. Расчет элементов каменных и армокаменных

конструкций по раскрытию трещин...... 67

§ 10. Указания по проектированию зимней кладки,

выполняемой методом замораживания    ....    68

Глава 3, Бетонные и железобетонные конструкции зданий и промышленных сооружений..... 71

§ 1. Общие указания.............. 71

§ 2. Материалы для бетонных н железобетонных

конструкций................ 71

§ 3. Нормативные характеристики материалов .    72

§ 4. Расчетные характеристики материалов ...    74

§ 5. Основные расчетные положения ......    75

§ 6. Общие конструктивные требования ....    77

§ 7. Расчет элементов бетонных конструкций но

несущей способности............. 78

§ 8. Расчет элементов железобетонных конструкций по несущей способности......... 80

§ 9. Расчет элементов железобетонных конструкций по деформациям............. 84

§ 10. Расчет элементов железобетонных конструкций по образованию и раскрытию трещин .    84

Глава 4. Стальные конструкции зданий и промышленных сооружений............... 86

§ 1. Общие указания.............. 86

§ 2. Материалы для стальных конструкций . .    86

§ 3. Нормативные характеристики материалов и

соединений................. 87

§ 4. Расчетные характеристики материалов и соединений ................... 89

§ 5. Основные расчетные положения ......    92

§ 6. Общие конструктивные требования .....    93

§ 7. Расчет элементов стальных конструкций .    95

§ 8. Расчет сварных, заклепочных и болтовых соединений................. 98

Глава 5. Деревянные конструкции зданий н промышленных сооружений............. 100

§ 1. Общие указания.............. 100

§ 2. Материалы для деревянных конструкций . ЮО


Стр.

§ 3. Нормативные характеристики материалов .    101

§ 4. Расчетные характеристики материалов. .    102

§ 5. Основные расчетные положения...... 103

§ 6. Общие конструктивные требования..... 104

§ 7. Расчет элементов деревянных конструкций 104 § 8. Расчет соединений элементов деревянных конструкций................. 106

Глава 6. Основания зданий и сооружений...... 111

§ 1. Общие указания.............. 111

§ 2. Номенклатура грунтов........... 111

§ 3. Глубина заложения фундаментов зданий

и промышленных сооружений........ 112

§ 4. Естественные основания.......... 115

§ 5. Основания из макропористых грунтов ....    118

§ 6. Свайные основания............ 119

§ 7. Основания гидротехнических сооружений . .    120

РАЗДЕЛ В

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Глава 1. Планировка населенных    мест...... 122

§ 1. Общие указания.............. 122

§ 2. Требования к выбору селитебных территорий 123 § 3. Планировка и застройка селитебных территорий .................... 124

§ 4. Уличная сеть............... 129

§ 5. Зеленые насаждения............ 130

§ 6. Санитарно-техническое благоустройство . .    131

§ 7. Вертикальная планировка селитебной территории .................... 132

Глава 2. Генеральные планы промышленных предприятий .................... 133

§ I. Общие указания.............. 133

§ 2. Выбор территории для строительства промышленных предприятий.......... 133

§ 3. Планировка промышленных    предприятий. 135

§ 4. Размещение сетей коммуникаций...... 142

Глава 3. Строительная теплотехника...... 145

§ 1. Общие указания.............. 145

§ 2. Расчетные параметры наружного и внутреннего воздуха................ 150

§ 3. Нормы сопротивления теплопередаче ограждений .................... 150

§ 4. Теплоустойчивость помещений    и    ограждений 155

§ 5. Нормы сопротивления воздухопроницанию

ограждений................. 156

§6. Нормы сопротивления паропроницанию ограждений ................... 157

§ 7. Климатические показатели......... 157

Глава 4. Нормы проектирования ограждающих конструкций.................. 161

§ 1. Общие указания.............. 161

§ 2. Наружные стены.............. 163

§ 3. Перекрытия и покрытия.......... 165

§4. Кровли................... 166

§ 5. Окна и световые фонари.......... 167

§ 6. Полы................... 168

§ 7. Требования к звукоизоляции ограждающих

конструкций................. 169

Стр.

Глава 5. Естественное освещение......... 172

§ 1. Общие указания.............. 172

§ 2. Нормы естественной освещенности..... 172

§ 3. Расчет естественной освещенности..... 174

Глава 6. Искусственное освещение......... 177

§ 1. Общие указания.............. 177

§ 2. Нормы освещенности производственных помещений .................. 177

§ 3. Нормы освещенности помещений жилых и общественных зданий............. 179

§ 4. Нормы освещенности открытых    пространств    182

§ 5. Аварийное освещение............ 183

§ 6. Ограничение ослепленности......... 184

§ 7. Коэффициент запаса............. 185

Глава 7. Производственные здания промышленных предприятий.................. 186

§ 1. Общие указания.............. 186

§ 2. Метеорологические условия в помещениях 188 § 3. Требования к производственным зданиям .    190

§ 4. Требования к конструктивным элементам

производственных зданий.......... 193

§ 5. Эвакуация помещений........... 195

§ 6 Галереи, эстакады, площадки, антресоли и тоннати.................... 197

Глава 8. Вспомогательные здания промышленных

предприятий................... 200

§ 1. Общие указания............. 200

§2. Требования к вспомогательным зданиям и помещениям ................. 200

§ 3. Заводоуправления, цеховые конторы и конструкторские бюро.............. 204

§ 4. Бытовые помещения............ 205

§ 5. Пункты питания.............. 211

§ 6. Здравпункты................ 211

Глава 9. Тепловые электростанции........ 213

§ 1. Общие указания ............. 213

§ 2. Требования к территории электростанций    .    213

§ 3. Генеральные планы электростанций    ....    215

§ 4. Главный корпус.............. 216

§ 5. Здания и сооружения топливоподачи ....    218

§ 6. Сооружения электрической части...... 219

§ 7. Водоохладители.............. 220

§ 8. Сооружения золо-шлакоудаления...... 22!

§ 9. Отопление и вентиляция.......... 222

Глава 10. Жилые здания............. 226

$ 1. Общие указания.............. 226

§2 Санитарные и противопожарные требования .    227

§ 3. Жилые дома квартирного типа....... 234

§ 4. Общежития .... ............ 235

§ 5. Гостиницы................. 237

Глава 11. Общественные здания........... 239

§ 1. Общие указания.............. 239

§ 2. Санитарные и противопожарные требования    240

§ 3. Лечебно-профилактические учреждения    .    .    242

§ 4. Детские ясли................ 248

§ 5. Детские сады.............. 250


Стр.

§ 6. Общеобразовательные    школы........ 250

§ 7. Кинотеатры................ 253

§ 8. Коммунальные    бани........... 257

§ 9. Коммунальные    прачечные ........ 259

§ 10. Магазины................ 261

§ 11. Предприятия общественного питания . . . .    264

РАЗДЕЛ Г

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ

Глава 1. Наружный водопровод.......... 268

§ 1. Общие указания.............. 268

§    2. Нормы родопотребления и свободные напоры    268

§    3. Водопроводные сооружения........ 271

Глава 2. Наружная канализация......... 276

§ 1. Общие указания............. 276

§ 2. Нормы водоотведения и гидравлического расчета сети.................. 277

§    3. Канализационная сеть и сооружения    на    ней    278

§ 5. Очистка хозяйственно-фекальных сточных вод 279 § 6. Очистка производственных сточных вод . . .    280

Глава 3. Внутренний водопровод и канализация. . .    282

§    4. Насосные станции.............. 279

§ 1. Общие указания.............. 282

§ 2. Нормы расхода воды и свободные напоры .    283

§ 3. Водопроводные сети и    вводы........ 286

§ 4. Водонапорные баки и установки для повышения напора................. 287

§ 5. Внутренняя канализация......... 287

§ 6. Внутренние водостоки........... 289

Глава 4. Горячее водоснабжение......... 290

§ 1. Общие указания............. 290

§ 2. Нормы расхода, температура и жесткость 290

потребляемой воды............. 292

§ 3. Нагрев и аккумуляция воды ....... 292

§ 4. Трубопроводы............... 293

Глава 5. Отопление и вентиляция......... 293

§ 1. Общие указания............. 293

§ 2. Теплопотери через ограждающие конструкции зданий................. 293

§ 3. Отопительные устройства.......... 296

§ 4. Вентиляционные устройства........ 299

§ 5. Кондиционирование воздуха........ 304

§ 6. Конструктивные указания по устройству систем отопления и вентиляции........ 305

Глава 6. Газоснабжение ............. 307

§ 1. Общие указания............. 307

§ 2. Нормы расхода газа............ 307

§ 3. Газовая сеть................ 308

§ 4. Расчет газовой сети............ 310

§ 5. Регуляторы давления........... 310

§ 6. Газгольдерные станции......... .    310

§Т. Снабжение сжиженным газом........ 311

Стр.

РАЗДЕЛ Д

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО И ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Глава 1. Морские гидротехнические сооружения .    312

§ 1. Общие указания............... 312

§ 2. Нагрузки, воздействия и основные расчетные

положения................. 313

§ 3 Отсчетные уровни и глубины портовых акваторий и подходных каналов......... 314

§ 4. Причальные сооружения......... 315

§ 5. Оградительные сооружения........ 316

§ 6. Береговые укрепления.......... 317

§ 7. Основные конструктивные требования к морским гидротехническим сооружениям ....    317

Глава 2. Речные гидротехнические сооружения . . .    320

§ I. Общие указания.............. 320

§ 2. Основные требования к проектируемым гидротехническим сооружениям......... 324

§ 3. Основные расчетные положения и нагрузки .    326

§ 4. Материалы для гидротехнических сооружений    328

§ 5. Плотины................. 330

§ 6. Водосбросные и водоспускные сооружения    333

§ 7. Водоприемные сооружения гидроэлектростанций ................... 335

§ 8. Каналы гидроэлектростанций....... 337

§ 9 Трубопроводы гидроэлектростанций ....    338

§ 10. Станционные сооружения гидроэлектростанций ................... 341

§11. Металлические затворы гидротехнических

сооружений................. 345

§ 12. Речные порты............... 346

§ 13. Судоходные каналы и сооружения на них 348

§ 14. Судоходные шлюзы............ 349

§ 15. Разборные судоходные плотины...... 351

§ 16. Речные судоподъемные сооружения ....    351

Глава 3. Железные дороги нормальной колеи . . .    353

§ 1. Общие указания............. 353

§ 2. Путь, путевые сооружения и устройства . .    354

§ 3. Станции и станционные устройства..... 358

§ 4. Устройство сигнализации и связи ......    359

§5. Устройства локомотивного и вагонного хозяйства .................... 360

§ 6. Устройства водоснабжения........ 361

§ 7. Энергоснабжение............. 362

§ 8. Железнодорожные здания......... 362

Глава 4. Промышленные железные дороги ....    364

§ 1. Общие указания.............. 364

§ 2. Путь и путевые устройства......... 365

§ 3. Станции и станционные устройства...... 368

§ 4. Устройства сигнализации и связи...... 369

§ 5. Устройства водоснабжения и канализации . .    369

Глава 5. Автомобильные дороги.......... 370

§ 1. Общие указания............. 370

§ 2. Основные технические показатели..... 371

§ 3. Земляное полотно............. 373

§ 4. Дорожные одежды............ 374

§ 5. Дорожные устройства............ 375


Стр.

Глава 6. Промышленные автомобильные дороги... .    377

§ I. Общие указания............. 377

§ 2. Основные технические    показатели...... 377

§ 3. Земляное полотно.............. 381

§ 4. Дорожная одежда............. 381

Глава 7. Городские улицы и    проезды....... 383

§ 1. Общие указания............. 383

§ 2. Проезжая часть улиц и площадей..... 383

§ 3. Тротуары, велосипедные дорожки и озеленение ..................... 385

§ 4. Трамвайные пути............ 385

§ 5. Подземные сооружения.......... 387

Стр.

Глава 8. Мосты и трубы............ 389

§ 1.    Общие указания.............. 389

§ 2.    Габариты................. 391

§ 3.    Нагрузки................. 391

§ 4.    Конструкции мостов............ 394

Глава 9. Тоннели................. 395

§ 1.    Общие указания.............. 395

§ 2.    Трасса и продольный профиль........ 395

§ 3.    Поперечное сечение тоннелей........ 396

§ 4.    Нагрузки и основные расчетные положения .    396

§ 5.    Конструктивные требования........ 399

§ 6.    Станции метрополитенов.......... 401

§ 7.    Санитарно-технические устройства и освещение траяспортных тоннелей.......... 402


Строительные нормы и правила являются общеобязательными и имеют своей целью повышение качества и снижение стоимости строительства путем внедрения рациональных норм строительного проектирования и прогрессивных сметных норм, а также правил производства и приемки строительных работ, отражающих передовой опыт строительства.

Строительные нормы и правила распространяются на все виды строительства, за исключением строительства временных зданий и сооружений.

Разработка Строительных норм и правил произведена на основе директив партии и правительства о всемерном развитии строительной индустрии, широком внедрении передовой строительной техники, повышении уровня организации и механизации строительства и максимальном использовании сборных деталей и конструкций заводского изготовления. При разработке Строительных норм и правил учтен опыт передовых проектных и строительных организаций, а также последние достижения научно-исследовательских институтов и предложения новаторов-строителей.

Строительные нормы и правила состоят из следующих четырех частей: часть I — «Строительные ’материалы, детали и конструкции», часть II — «Нормы строительного проектирования», часть III — «Правила производства и приемки строительных работ», часть IV — «Сметные нормы на строительные работы».

I    ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Строительные 'материалы, детали и конструкции» содержит:

номенклатуру и основные размеры строительных 'материалов и деталей, а также основные требования к их качеству;

указания по выбору и применению строительных 'материалов, деталей и конструкций при проектировании и возведении зданий и сооружений в зависимости от их класса;

основные правила перевозки, хранения и приемки строительных материалов, деталей и конструкций.

II    ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Нормы строительного проектирования» содержит:

общие положения по строительному проектированию — основные положения по классификации зданий и сооружений и по единой модульной системе, нормы огнестойкости строительных конструкций, условные графические и буквенные обозначения;

нормы проектирования каменных, бетонных, железобетонных, стальных и деревянных несущих конструкций, а также оснований зданий и сооружений;

нормы проектирования объектов промышленного и жилищно-гражданского строительства — планировка населенных мест и генеральные планы промышленных предприятий, промышленные, жилые и общественные здания, строительная теплотехника, ограждающие конструкции, естественное и искусственное освещение;

нормы проектирования санитарно-технических сооружений и устройств — наружного и внутреннего водопровода и канализации, отопления, вентиляции и газоснабжения;

нормы проектирования гидротехнического и транспортного строительства — морских и речных гидротехнических сооружений, железных и автомобильных дорог, мостов, труб и тоннелей.

III    ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Правила производства и приемки строительных работ» содержит:

общие положения по организации и механизации строительства и по проектированию организации строительных работ;

правила производства строительных работ; требования к качеству строительных работ и основные допуски; правила промежуточной и окончательной приемки строительных работ, а также указания по приемке в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений.

IV    ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Сметные нормы на строительные работы» содержит:

правила определения сметной стоимости строительных материалов, деталей и конструкций;

нормы для определения сметной стоимости машино-смен;

нормы амортизационных отчислений по строительным машинам и оборудованию; сметные нормы на общестроительные и специальные строительные работы.

Строительные нормы и правила содержат основные, наиболее принципиальные требования, правила и нормы, проверенные в практике проектирования и строительства.

Строительные нормы и правила в необходимых случаях должны получить развитие в виде технических условий, инструкций и других нормативных документов, которые будут разрабатываться и утверждаться в установленном порядке.

Все действующие в отдельных министерствах, ведомствах и Советах Министров союзных республик технические условия на строительное проектирование и на строительные материалы, детали и конструкции, а также технические условия и инструкции по производству и приемке строительных работ должны соответствовать требованиям Строительных норм и правил.

В дальнейшем, номере развития строительной техники, роста производительности труда,улучшения организации и механизации строительных работ и повышения качества строительства Строительные нормы и правила будут периодически пересматриваться и улучшаться с целью отражения в них происходящих в строительстве прогрессивных изменений.

Каждая часть Строительных норм и правил подразделяется на разделы, разделы— на главы, главы — на параграфы и параграфы — на пункты.

Части нумеруются римскими цифрами, разделы — заглавными буквами русского алфавита, а главы, параграфы и пункты — арабскими цифрами.

В соответствии с этим производится шифровка отдельных подразделений Строительных норм и правил, например:

глава 3 раздела А части II Строительных норм и правил обозначается шифром II-А. 3;

параграф 3 главы 5-й раздела Б части III Строительных норм и правил обозначается шифром III-Б. 5 § 3;

пункт 4 параграфа 2 главы 2 раздела Б части I Строительных норм и правил обозначается шифром 1-Б. 2 § 2 п. 4 и т. п.

При ссылках на Строительные нормы и правила рекомендуется пользоваться сокращенным обозначением СП и П.

ВВЕДЕНИЕ

К II ЧАСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

1.    Часть II Строительных норм и правил содержит:

основные правила классификации зданий и сооружений, основные правила модульной си-стемы;

нормы проектирования каменных, бетонных, железобетонных, стальных, деревянных конструкций и оснований зданий и сооружений;

нормы огнестойкости и другие нормы проектирования ограждающих конструкций, естественного и искусственного освещения, нормы теплотехнических и звукоизоляционных расчетов;

нормы планировки населенных мест и нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий, нормы проектирования производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий и тепловых электростанций, нормы проектирования жилых и общественных зданий;

нормы проектирования санитарно-технических устройств и оборудования — наружного и внутреннего водопровода и канализации, отопления и вентиляции, горячего водоснабжения и газоснабжения;

нормы проектирования морских и речных гидротехнических сооружений, железных и автомобильных дорог, мостов и тоннелей.

2,    Проекты промышленных предприятий, жилых и гражданских зданий и сооружений должны составляться в соответствии с действующей «Инструкцией по составлению проектов и смет по промышленному и жилищно-гражданскому строительству».

Проекты по специальным видам строительства: железнодорожному, автодорожному, гидротехническому, мелиоративному и по строительству сооружений связи и объектов горной промышленности — должны составляться в соответствии с инструкциями, разработанными министерствами применительно к указанной «Инструкции по составлению проектов и смет по промышленному и жилищно-гражданскому строительству»

и утвержденными Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства.

3.    При разработке проектов зданий и сооружений министерства, ведомства и проектные организации обязаны руководствоваться нормами II части СНиП, не допускать излишеств в проектах и сметах и обеспечивать всемерное снижение стоимости строительства и продукции проектируемого предприятия путем:

рационального выбора площадки под строительство;

максимального сокращения территории промышленных предприятий и поселков при них;

уменьшения площадей и объемов промышленных зданий и сооружений, а также вспомогательных цехов при сохранении заданной мощности предприятий;

объединения в одном здании нескольких цехов;

недопущения необоснованных резервов площадей, а также объемов конторских зданий и помещений для бытовых нужд, превышающих потребность в них;

недопущения затрат, вызываемых излишними архитектурными требованиями, а также необоснованных объемов гражданских зданий;

применения наиболее экономичных конструктивных решений и эффективных материалов, уменьшающих вес зданий и сооружений и сокращающих расход строительных материалов;

применения высокопроизводительных агрегатов, передовых технологических процессов, технологических норм и методов производства, отражающих достижения современной техники и обеспечивающих высокую производительность труда;

недопущения необоснованных резервов основного и вспомогательного оборудования.

4.    При проектировании зданий и сооружений должны соблюдаться требования «Технических правил по экономному расходованию металла, леса и цемента в строительстве». Должна быть тщательно проверена возможность осуществле-


2 Строительные кормы и правила, ч. II