Купить СНиП II-Д.3 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Нормы главы распространяются на проектирование вновь строящихся железных дорог шириной колеи 1524 мм, предназначенных к включению в общую сеть железных дорог СССР.
1. Общие указания
2. Путь, путевые сооружения и устройства
3. Станции и станционные устройства
4. Устройство сигнализации и связи
5. Устройство локомотивного и вагонного хозяйства
6. Устройство водоснабжения
7. Энергоснабжение
8. Железнодорожные здания
Дата введения | 01.01.1955 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.07.1964 |
Актуализация | 01.01.2021 |
16.11.1954 | Утвержден | Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства) | |
---|---|---|---|
Издан | Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре | 1954 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ЧАСТЬ II
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ЧАСТЬ II
НОРМЫ
СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Утверждены по поручению Совета Министров СССР Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства для обязательного применения с I января 1955 г. всеми министерствами, ведомствами и Советами Министров союзных республик
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ МОСКВА * 1954
ния строительства без металлических конструкций; следует широко внедрять сборные железобетонные конструкции и детали, не допуская применения металлических конструкций во всех случаях, когда они могут быть заменены железобетонными, преимущественно сборными. В целях экономии лесоматериалов следует максимально использовать местные строительные материалы, применяя взамен деревянных частей зданий детали из гипсовых, гипсошлаковых, шлакобетонных, пеносиликатных плит и блоков; предусматривать наряду с древесиной хвойных пород применение в строительстве древесины лиственных пород, обеспечивать долговечность деревянных конструкций и частей зданий путем проведения конструктивных мероприятий, анти-септирования и огнезащитной обработки конструкций. 5. Во II части Строительных норм и правил содержатся впервые разработанные: классификация зданий и сооружений в зависимости от их капитальности и эксплуатационных качеств; единая модульная система размерностей в строительстве; нормы расчета строительных конструкций по методу расчетных предельных состояний; нормы планировки населенных мест; нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий; нормы проектирования ограждающих конструкций и ряд других новых норм. 6. Классификация зданий и сооружений имеет своей целью способствовать выбору экономически целесообразных решений при проектировании. Система классификации предусматривает подразделение разновидностей зданий и сооружений на классы по совокупности их капитальности и эксплуатационных качеств. Для каждого класса приведены требования по прочности, огнестойкости и долговечности ограждающих конструкций. Классы зданий и сооружений должны обосновываться в проектном задании в соответствии с назначением и значимостью объектов. 7. Основные положения модульной системы устанавливают порядок назначения и координации размеров элементов зданий и сооружений, а также размеров строительных изделий, деталей и оборудования на базе единого модуля 100 мм. Модульная система предусматривает, что основные размеры зданий и сооружений должны быть кратны модулю 100 мм. Для некоторых размеров допускается применение укрупненных модулей. 8. В основу новых норм проектирования строительных конструкций положен единый метод расчета по расчетным предельным состояниям. Согласно этому методу постоянный коэффициент запаса прочности заменен тремя переменными |
расчетными коэффициентами, учитывающими возможность изменения нагрузок, воздействующих на проектируемую конструкцию, степень однородности применяемых материалов по их прочности, а также условия работы конструкции (агрессивные воздействия среды, характер сопряжения элементов в конструкции и др.). Установленные в нормах общие принципы расчета конструкций и оснований зданий и сооружений по методу расчетных предельных состояний применимы ко всем видам строительства — промышленного, жилищно-гражданского, гидротехнического, а также к строительству мостов, тоннелей и трубопроводов. Приведенные в Строительных нормах и правилах нормы позволяют производить расчет массовых конструкций промышленных, жилых и гражданских зданий и сооружений. Для проектирования конструкций гидротехнических сооружений, мостов, тоннелей и трубопроводов по методу расчетных предельных состояний разрабатываются соответствующие расчетные коэффициенты, после чего будут изданы нормы проектирования указанных конструкций по новому методу. 9. В новых нормах планировки населенных мест приведены необходимые указания по выбору селитебной территории, а также требования к комплексному решению в проектах планировки экономических, санитарно-гигиенических, архитектурных и других вопросов. Установлены нормы плотности застройки жилых кварталов, нормы жилой площади на 1 га квартала в зависимости от этажности застройки, нормы площади земельных участков для общественных зданий массового строительства (школы, больницы, детские сады, ясли и др.), нормы площади зеленых насаждений общего пользования в городах и рабочих поселках и др. 10. Нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий, основанные на передовом опыте проектирования, содержат указания о необходимости приближения вновь строящихся предприятий к источникам сырья, топлива и районам потребления, а также о необходимости кооперирования с другими предприятиями строительства электростанций, водопроводов, канализации, дорог, мостов и других коммунальных сооружений, жилых поселков и культурно-бытовых учреждений. Нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий содержат необходимые указания по размещению зданий и сооружений, по проектированию транспортных путей и проездов, по благоустройству территории предприятий, а также по размещению инженерных коммуникаций. |
11. Нормы строительной теплотехники содержат расчетные данные и требования к теплоизолирующим свойствамконструкций, паропроницанию и воздухопроницанию наружных ограждающих конструкций. В нормах приведены необходимые данные для теплотехнического расчета новых видов ограждающих конструкций, возводимых с применением эффективных утеплителей, а также конструкций с воздушными прослойками (расчет неоднородных ограждений, тепловых мостиков и пр.). 12. Нормы проектирования ограждающих конструкций содержат требования к долговечности ограждающих конструкций в зависимости от температурно-влажностных параметров внутреннего и наружного климата, данные о необходимых уклонах для различных кровель, основные требования к устройству стен, перекрытий, перегородок и световых проемов. Содержащиеся в этих нормах данные и требования к звукоизолирующим свойствам ограждающих конструкций способствуют улучшению качества возводимых зданий. 13. Нормы проектирования производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий и тепловых электростанций содержат необходимые указания по основным вопросам строительного проектирования: по классификации зданий, по санитарным и противопожарным требованиям, по блокировке производственных и вспомогательных цехов, по применению наиболее рациональных типов производственных зданий, по расчету площадей административноконторских и бытовых зданий, по увязке размеров зданий и их конструктивных элементов с модульной системой и др. 14. Новые нормы проектирования жилых зданий (жилых домов квартирного типа, общежитий и гостиниц) разработаны на основе передового опыта жилищного строительства за последние годы. В этих нормах впервые вводится классификация зданий, устанавливаются размеры жилой площади в квартирах разных типов, а также характер и размеры встроенного оборудования (хозяйственные кладовые, встроенные шкафы и пр.). Нормы содержат важнейшие санитарные требования, предъявляемые к жилым зданиям, обеспечивающие необходимые удобства для населения: запрещение северной ориентации окон жилых комнат в районах с холодным и умеренным климатом и западной ориентации в районах с жарким климатом; высоты этажей, дифференцированные в соответствии с климатическими условиями; требования к освещенности и воздухообмену. Повышены требования к огнестойкости конструкций. Q* |
15. Нормы проектирования общественных зданий разработаны для наиболее массовых видов общественных зданий, а именно: лечебно-профилактических учреждений, детских садов, детских яслей, общеобразовательных школ, кинотеатров, бань и прачечных, магазинов и предприятий общественного питания. Нормами устанавливаются: площади основных помещений зданий в зависимости от их типа и назначения; наименьшие размеры помещений; санитарно-техническое оборудование зданий; санитарные нормы освещенности помещений; расчетные температуры и кратность обмена воздуха в помещениях и др. Нормами предусматривается увеличение площади двухкоечных палат для больниц и родильных домов; в городских больницах предусматривается возможность устройства остекленных веранд для отдыха больных и значительно увеличивается высота помещений вбольницах до 50 коек; рекомендуется применение установок по кондиционированию воздуха в крупных кинотеатрах. В нормах проектирования детских яслей предусматривается значительное повышение высоты детских комнат в районах с жарким климатом. 16. В нормах проектирования речных и морских гидротехнических сооружений даются указания по проектированию бетонных и железобетонных плотин, водосбросов и водоспусков, железобетонных и стальных трубопроводов, сооружений речного транспорта, а также морских дноуглубительных работ. Упорядочена классификация речных гидротехнических сооружений. Впервые классифицированы речные и морские порты и их сооружения, причем в основу классификации положены грузооборот, наличие механизации причалов и значение сооружений. Рекомендованы к применению новейшие типы сооружений, в частности объединение гидротехнических сооружений в одном объекте (например, здания гидростанции с водосбросом, шлюза с водосбросом и др.), а также новые типы конструкций, позволяющие повысить уровень индустриализации работ, например, сборные арматурные блоки, плиты-оболочки и др. Уточнены требования к запасам глубин акваторий морских портов, к обеспеченности предельных осадок, к коэффициентам запаса на скольжение и др. Нормами устанавливается распределение бетона различных марок в массивных сооружениях в зависимости от зоны расположения бетона относительно уровня воды, а также даются дифференцированные по классам сооружений требования к плотности и морозостойкости бетона, что будет способствовать снижению стоимости строительства при одновременном повышении качества сооружений. |
17. В основу новых норм проектирования железных дорог нормальной колеи положен принцип последовательного усиления мощности дорог в соответствии с ростом грузонапряженности. Предусматривается увеличение норм грузооборота железных дорог без изменения технических параметров. 18. Нормы проектирования автомобильных дорог разработаны с учетом требований, предъявляемых к этим дорогам перспективами развития советского автотранспорта и возрастающей интенсивностью и грузонапряженностью автомобильного движения. При составлении этих норм предусмотрены увеличение долговечности дорог и улучшение качества покрытий. Ряд новых, прогрессивных указаний содержится также в нормах проектирования естественного и искусственного освещения, санитарно-технических устройств и оборудования, мостов и тоннелей. |
19. Часть II Строительных норм и правил устанавливает лишь основные, важнейшие нормативы и требования по строительному проектированию и не содержит технических указаний узко специального характера или второстепенного значения, которые могут быть даны в технических условиях, разрабатываемых на основе Строительных норм и правил. Нормы проектирования зданий и сооружений, не предусмотренные II частью Строительных норм и правил, надлежит разрабатывать с учетом основных положений Строительных норм и правил в части классификации, применения модульной системы, требований к огнестойкости и долговечности конструкций и т. д. Новые технические условия, инструкции, указания и другие нормативные документы по строительному проектированию должны составляться на основе и в развитие Строительных норм и правил. |
ГЛАВА 3
Категории железных дорог № п,п 1. Нормы настоящей главы распространяются на проектирование вновь строящихся железных дорог шириной колеи 1 524 мм, предназначенных к включению в общую сеть железных дорог Союза ССР. 1 I 2. Вновь строящиеся железные дороги в зависимости от характера, размеров и темпов роста намечаемых перевозок, а также значения дорог в системе железнодорожной сети СССР разделяются в части норм проектирования на три категории: I категория — железные дороги с большой первоначальной грузонапряженностью или быстрым темпом ее роста, а также железные дороги с большим пассажирским движением; 2 II II категория — железные дороги (или отдельные участки вновь строящихся железных дорог), на которых первоначальные размеры и темпы роста перевозок в первые годы эксплуатации невелики, но в перспективе возможно их значительное увеличение; 3 III III категория—железные дороги местного значения с малой грузонапряженностью на перспективу. Отнесение проектируемой железной дороги к той или другой категории необходимо обосновывать в проектном задании, руководствуясь значением дороги в системе железнодорожной сети СССР и примерными показателями, приведенными в табл. 1. 3. Сооружения и устройства железной дороги, определяющие ее пропускную и провозную способность, должны проектироваться с учетом возможности их развития по очередям в соответствии с ростом грузовых и пассажирских перевозок. Сооружения и устройства, развитие или усиление которых требует значительных дополнительных затрат при их переустройстве, должны проектироваться для первой очереди работ с необходимым запасом мощности, определяемым значением сооружения и сложностью его переустройства. Сооружения и устройства, которые можно развивать по мере увеличения требуемой 45 Строительные нормы и правила, и. II |
Показатели работы железных дорог различных категорий Таблица 1 Показатели работы проектируемых железных дорог Один из следующих показателей: а) грузонапряженность нетто в грузовом направлении на пятый год эксплуатации не менее 3—4 млн. т/см/км в год б) средний прирост годовой грузонапряженности нетто и течение первых Шлет эксплуатации не менее 0,3—0,4 млн. ткм\км в год в) размеры пассажирского движения на пятый год эксплуатации не менее 5— 7 пар поездов в сутки Грузонапряженность, а также прирост грузонапряженности и размеры пассажирского движения меньше размеров, соответствующих железным дорогам I категории, но на далекую перспективу грузонапряженность нетто превышает 3 млн. т/см/км в год Грузонапряженность нетто не более 3 млн. ткм/км в год на далекую перспективу мощности без значительного переустройства, должны проектироваться в объеме, необходимом только для первоначального периода работы железной дороги. 4. Пропускная способность перегонов и всех других элементов железной дороги (станций, устройств водоснабжения, устройств энергоснабжения при электрической тяге, деповских и экипировочных устройств) должна обеспечивать на каждом этапе развития требуемые размеры перевозок при предположенных к обращению локомотивах и установленной весовой норме поездов. При строительстве, усилении и реконструкции железных дорог не должно допускаться диспропорций в мощности отдельных отраслей хозяйств и устройств железнодорожного транспорта. |
Глава If-Д. 3, § 2 5. Основные элементы проектируемой железной дороги (род тяги, тип локомотива, число путей, руководящий уклон, основное направление трассы, расстояния между депо) должны быть выбраны на основании технико-экономических расчетов, учитывающих будущее развитие железной дороги, а также должны быть увязаны с техническим оснащением существующей сети железных дорог СССР. 6. Проекты железных дорог и отдельных их устройств должны предусматривать применение наиболее целесообразных методов эксплуатаци |
онной работы и обеспечивать внедрение передовой техники. 7. Типы и конструкции проектируемых сооружений и устройств должны обеспечивать ведение строительства скоростными методами на базе индустриализации и комплексной механизации строительных работ при экономном расходовании строительных материалов. 8. Основным габаритом приближения строений при проектировании железных дорог является габарит № 2С. |
Профиль и план путей на перегонах1. Величина руководящего уклона на вновь строящихся железных дорогах должна устанавливаться в соответствии с предстоящей их работой и топографическими условиями местности, с учетом весовых норм поездов на прилегающих железных дорогах, но не должна превышать значений, указанных в графе «а» табл. 2. Примечание. Применение руководящих уклонов круче, указанных в графе «а» табл. 2, допускается только в исключительных случаях при наличии специального разрешения. 2. Уклоны круче руководящего, преодолеваемые усиленной тягой, на вновь строящихся железных дорогах должны применяться только в случаях, обоснованных технико-экономическими расчетами, причем величина их не должна превышать значений, указанных в графе «б» табл. 2.
3. Продольный профиль пути должен проектироваться элементами возможно большей дли |
ны с применением на переломах профиля (горбах и ямах) разделительных площадок. В тех случаях, когда алгебраическая разность двух смежных уклонов не превышает величины руководящего уклона и высота спуска меньше 10 м, разрешается разделительных площадок не устраивать. 4. Смежные прямолинейные элементы продольного профиля пути при алгебраической разности их крутизны более 3°/00 должны сопрягаться в вертикальной плоскости круговой кривой. 5. Радиусы кривых участков пути должны быть возможно большими и должны проектироваться, как правило, следующих величин: 4 ООО, 3 ООО, 2 ООО, 1 800, 1 500,'1 200, 1 000, 800, 700, 600, 500, 400, 350 и 300 м. В особо трудных горных условиях и при проектировании в узлах путепроводных пересечений и соединительных ветвей допускается по отдельному разрешению применять кривые радиуса 250 м на железных дорогах I и II категорий и 200 м на дорогах III категории. Примечание. Во всех случаях применения кривых радиуса 600 м и менее на железных дорогах I и II категорий и 400 м и менее на железных дорогах III категории целесообразность выбранной величины радиуса должна быть обоснована. 6. Прямые и кривые участки пути, а также кривые, состоящие из круговых кривых разных радиусов, должны сопрягаться переходными кривыми. Примечание. Переходные кривые разрешается не устраивать при сопряжении прямых участков с круговыми кривыми радиуса: на железных дорогах 1 и II категорий —■ 3 000 м и более; на железных дорогах III категории — 1 500 м и более. 7. Расстояния между осями путей на перегонах на прямых участках пути должны быть: между осями первого и второго пути — 4,1 м; между осями второго и третьего пути — 5,0 м. |
355
Глава If-Д. 5, § 2
ствии с габаритом приближения строений и нормами уширения на кривых.
2. При обращении подвижного состава, построенного по габариту № 2В, указанное в п. 3 настоящей таблицы нормальное расстояние для прочих станционных путей должно быть не менее 4,9 м.
3. В случае, если по главному пути предполагается безостановочное следование поездов, междупутье, указанное в п. 1, «б» таблицы, увеличивается до 5,3 м.
4. Уменьшение нормальных расстояний между осями путей, по которым возможно обращение подвижного состава, построенного по габариту № 2В, запрещается.
Земляное полотно
11. Земляное полотно должно обеспечивать устойчивость верхнего строения пути независимо от меняющегося температурного и водного режима и должно быть защищено от разрушения поверхностными и грунтовыми водами.
12. Ширина земляного полотна на перегонах на прямых участках пути и на кривых радиусов более 2 000 'м должна проектироваться по нор^ мам, указанным в табл. 4.
Примечание. На кривых участках пути, а также при нахождении в междупутье железнодорожных устройств, расстояния между осями путей увеличиваются в соответствии с установленными нормами.
Профиль и план путей на раздельных пунктах
8. Приемо-отправочные пути на станциях и разъездах должны проектироваться на площадке, а в тр> дных топографических условиях — на уклонах, не препятствующих троганию поездов с места и не превышающих 2,5°/00.
Примечание. В особо трудных топографических условиях на разъездах, на которых не предусматривается маневров, допускается применение уклонов, более крутых, но обеспечивающих трогание с места поездов установленного веса и не превышающих 6%о-
9. Раздельные пункты с путевым развитием должны проектироваться на прямых участках пути или при наличии трудных местных условий — на кривых радиуса не менее 1 ООО м на железных дорогах I и II категорий и не менее 600 м —на железных дорогах III категории.
Примечания. 1. В особо трудных топографических условиях допускается уменьшение радиуса кривых до 600 м, а в горных условиях — до 500 м на железных дорогах всех категорий.
2. Расположение раздельных пунктов на кривых меньших радиусов допускается только в исключительных случаях при наличии специального разрешения.
10. Расстояния между осями смежных путей на станциях и разъездах в пределах прямых участков пути должны проектироваться по нормам графы «а» табл. 3.
В особо стесненных условиях допускается применять нормы графы «б» табл. 3.
Наименьшая ширина земляного полотна в м
Таблица 4
Род грунтов земляного полотна | |||
№ п/п |
Категории железных дорог |
все грунты за исключением поименованных в графе сб» |
скала, щебень, гравий и чистый крупйо- в среднезернн-стый песок |
а |
б | ||
1 |
Двухпутные железные дороги I категории . . |
10,0 |
9,1 |
2 |
Однопутные железные дороги I и II категорий |
5,8 |
5,0 |
3 |
Однопутные железные дороги III категории . . |
5,5 |
5,0 |
Расстояние между осями смежных путей на станциях
Таблица 3
№ п/л |
Наименование путей |
Нормальное расстояние в м |
Наименьшее расстояние в м |
а |
б | ||
1 |
Главные и смежные сними пути........ |
5,3 |
4,8 |
2 |
Приемо-отправочные и сортировочные пути . |
5,3 |
4,8 |
3 |
Второстепенные станционные пути (кроме путей для перегрузки) . |
4,8 |
4,5 |
4 |
Тупиковые пути для перегрузки непосредственно из Еагона в вагон ........ |
3,65 |
3,6 |
Примечания. 1. Ширину земляного полотна в выемках при устройстве подпорных стен, а также в устойчивых скальных породах допускается уменьшать. При этом расстояние от оси крайнего пути до откосов в уровне подошвы шпал должно быть не менее: на железных дорогах I и II категорий — 3,7 м в каждую сторону, на железных дорогах III категории — 3,7 м в одну сторону и 3,0 м — в другую.
В таких выемках должны проектироваться камеры и ниши для укрытия людей и механизмов.
2. Ширину земляного полотна однопутных железных дорог III категории, которые в перспективе не будут переустраиваться в железные дороги II категории, допускается уменьшать — в обыкновенных грунтах до 5,0 жив скальных грунтах до 4,6 м.
13. Ширина земляного полотна на кривых участках пути радиуса от 2 000 до 1 000 м на железных дорогах I и II категорий и менее
Примечания. 1. При расположении в междупутье сооружений, а также на кривых участках пути расстояния между осями путей увеличиваются в соответ-
46 Строительные нормы и правила, ч. II
Глава 11-Д. 3, § 2
1 500 ж на железных дорогах III категории увеличивается на 0,2 м и на 0,3 м при радиусе кривых менее 1 ООО м железных дорог I и II категорий. Двухпутное земляное полотно на кривых должно быть, кроме того, уширено в соответствии с габаритным увеличением расстояний между осями путей в пределах кривых участков пути. 14. Ширина земляного полотна на станциях и разъездах должна проектироваться соответственно размерам путевого развития. 15. Крутизна откосов земляного полотна насыпей и выемок должна проектироваться в зависимости от физико-механических свойств грунтов, геологических и гидрогеологических условий местности, намечаемых способов производства работы, а также высоты насыпи или глубины выемки. 16. Отметка бровки земляного полотна, подтопляемого водой, должна приниматься не менее 0,5 ж выше расчетного уровня высокой воды, соответствующего расходу со средней вероятностью его превышения 1 раз в 300 лет для дорог I и II категорий и 1 раз в 100 лет для дорог III категории, с учетом высоты волны и подпора. Бровка регуляционных незатопляемых сооружений должна возвышаться над указанным уровнем, установленным с учетом волны и подпора, не менее чем на 0,25 ж. 17. Откосы насыпей, берм, конусов и дамб в пределах затопления, канавы и кюветы, а также откосы выемок и насыпей, сооружаемых из грунтов, легко разрушающихся от атмосферных воздействий, должны быть укреплены. Тип укреплений назначается в зависимости от скоростей протекания воды и физико-механических свойств грунтов. 38. Высота насыпи в местностях, подверженных снежным заносам, должна определяться в зависимости от условий заносимости и высоты снежного покрова, но должна быть не меньше 0,6 ж. 19. Заносимые, обвальные и неустойчивые участки пути должны быть ограждены защитными и противодеформационными устройствами. Верхнее строение пути 20. Мощность верхнего строения пути должна определяться, исходя из условий наиболее экономичной службы верхнего строения пути за время его работы при обеспечении пропуска подвижного состава с расчетной нагрузкой и установленной наибольшей скоростью движения. |
21. Главные пути на перегонах и раздельных пунктах дорог всех категорий, а также приемоотправочные пути на раздельных пунктах дорог I категории должны укладываться новыми рельсами. Тип рельсов устанавливается в проектном задании. Станционные пути, кроме приемо-отправочных на дорогах I категории, могут укладываться старогодними рельсами по мощности не слабее типа Ш-а. На дорогах III категории в отдельных случаях допускается укладка в главный путь старогод-них рельсов I группы (нормальной длины) типа Р-43 или Р-38 с износом не более 6 жж. 22. Число шпал на 1 кж пути в пределах прямых участков пути и на кривых радиуса более 1 200 ж на дорогах I категории и более 600 ж на остальных дорогах устанавливается по табл. 5.
23. Толщина балластного слоя под шпалой на главных путях должна проектироваться не менее указанной в табл. 6. 24. Толщина балластного слоя под шпалой на станционных приемо-отправочных путях должна проектироваться не менее указанной в табл. 7. 25. Деревянные шпалы должны применяться пропитанные. При этом на железных дорогах с электрической тягой и на железных дорогах, оборудуемых автоматической блокировкой, должны применяться антисептики, не проводящие электрического тока. 26. Закрепление пути против угона должно проектироваться в соответствии с эксплуатационными требованиями. |
Глава Н-Д. 3, § 2
1 I 2 1 3 II 4 III 0,20 0,20 0,20 песка или ракушки 0,30 0,25—0,301 0,20—0,251 3 В зависимости от размеров движения и рода грунтов земляного полотна, 46* |
27. Стрелочные переводы должны иметь крестовины не круче указанных в табл. 8.
28. Укладка стрелочных переводов на главных и приемо-отправочных путях железных дорог I категории должна предусматриваться на щебне или сортированном гравии. 29. На железных дорогах, оборудуемых автоматической блокировкой, щебень или сортированный гравий должны предусматриваться под всеми изолирующими стыками независимо от рода балласта, принятого к укладке в путь. Водопропускные сооружения 30. Водопропускные сооружения (мосты, трубы, лотки) должны проектироваться на каждом пересечении железной дорогой постоянных или периодических водотоков. В необходимых случаях допускается предусматривать пропуск воды соседних водотоков через одно сооружение. 31. Мосты с устройством пути на балласте и трубы разрешается располагать на любых сочетаниях профиля и плана железной дороги. Мосты с безбалластной проезжей частью следует располагать по возможности на прямых и горизонтальных участках пути. Примыкания и пересечения 32. Выбор пунктов примыкания вновь строящихся железных дорог к существующим железным дорогам должен производиться на основании технико-экономических расчетов. 33. Схема примыкания должна обеспечивать возможность прямого (без перемены головы) следования через узел поездов основного направления. В случае технико-экономической нецелесообразности указанной схемы примыкания допускается схема с переменой головы поезда. |
Глава II-Д. 3, § 3 При наличии значительных угловых грузопотоков, следующих маршрутами, должны дополнительно предусматриваться соединительные или обходные ветви. 34. Пересечения двух железных дорог между собой на перегонах, а также пересечения железной дороги с трамвайными путями или троллейбусными линиями должны проектироваться в разных уровнях. Пересечения в одном уровне допускаются только в исключительных случаях при наличии специального разрешения для желёзных дорог III категории. 35. Ширина и высота проездов при пересечениях в разных уровнях должны определяться габаритом приближения строений железнодорожных или автодорожных и городских проездов. Ширина прохода скотопрогонных дорог должна быть не менее 4,0 м, а высота прохода — не менее 2,5 м. 36. Ширина переезда при пересечении автомобильной дороги в одном уровне должна проектироваться не менее ширины проезжей части автодороги, но не менее 4,5 м по нормали к оси переезда. На железных дорогах с электрической тягой с обеих сторон переездов должны предусматриваться габаритные ворота с высотой проезда не более 4,5 м. 37. Переезды в одном уровне должны оборудоваться настилами, а охраняемые переезды, кроме того, специальными ограждающими устройствами, преимущественно централизованного управления. Полоса отвода земли 38. Ширина полосы отвода земли, необходимой для размещения всех устройств железной дороги, а также железнодорожных поселков и § 3. СТАНЦИИ И CTAHUРазмещение станций и их путевое развитие 1. Вновь строящиеся и переустраиваемые узлы, а также сортировочные, пассажирские и другие крупные станции должны проектироваться с учетом генеральных схем их развития. Генеральные схемы развития железнодорожных узлов должны определять взаимное расположение станций, соединительных ветвей и подходов, назначение каждой станции и взаимосвязь железнодорожного транспорта с другими видами транспорта; схемы должны составляться с учетом перспектив развития окружающих населенных мест и промышленных районов. |
лесонасаждений должна устанавливаться с учетом их развития, причем полоса отвода, намечаемая для будущего развития железной дороги, должна быть выделена в особую зону, в пределах которой не должны допускаться постройка капитальных сооружений и разведение ценных многолетних культур. 39. Ширина полосы отвода земли на перегонах должна соответствовать поперечным профилям земляного полотна строящегося пути с учетом прилегающих к земляному полотну кавальеров, резервов, водоотводных канав и других сооружений и устройств, а для железных дорог I и II категорий также и с учетом постройки в будущем второго пути. Примечание. В местах, подверженных снежным и песчаным заносам, ширина полосы отвода должна включать площадь для размещения снего-пескозащитных насаждений или устройств. 40. Ширина полосы отвода на перегонах однопутных железных дорог должна быть не менее 25 м, причем расстояние от подошвы откоса насыпи или от бровки выемки, а при наличии резервов, кавальеров и водоотводных канав — от ближайших крайних их точек до границ полосы отвода должно быть не менее 2 м. Примечание. В пределах городов, населенных мест, рудников и карьеров, а также в местностях, занятых особо ценными насаждениями, в отдельных случаях допускается уменьшение ширины полосы отвода земли до 16 м. При этом расстояние от оси крайнего пути до границы полосы отвода на перегонах должно быть не менее 6 ж, а расстояние от подошвы откоса насыпи и от бровки выемки или канавы до границы полосы отеодэ — не менее 1 м. 41. Расстояние от оси крайнего пути на раздельных пунктах с путевым развитием до границы полосы отвода земли должно быть не менее 10 м. ЮННЫЕ УСТРОЙСТВАГенеральные схемы развития станций должны устанавливать взаимное расположение парков, устройств локомотивного и вагонного хозяйства, пассажирских, грузовых и других станционных устройств. 2. Размещение площадок станций и разъездов должно обеспечивать потребности транзитных и местных грузовых и пассажирских перевозок, а также предусматривать возможность планомерного повышения пропускной способности железной дороги по мере роста перевозок. 3. Длина станционных площадок сортировочных, пассажирских и других крупных станций |
Глава 11-Д. S, § 4 должна проектироваться на основе генеральных схем их развития. 4. Длина площадок промежуточных раздельных пунктов должна соответствовать утвержденным типовым схемам станций и разъездов и в зависимости от руководящего уклона должна быть не менее указанной в табл. 9.
5. Путевое развитие и конструкции горловин станций должны проектироваться в соответствии с заданными размерами движения и принятым технологическим процессом работы станции. 6. Приемо-отправочные пути для грузовых поездов, укладываемые в первую очередь, должны проектироваться полезной длиной 850 или 720 м. Примечания. 1. На железных дорогах I категории с большими весовыми нормами грузовых поездов, а также на дорогах с резко выраженным негрузовым направлением полезную длину приемо-отправочных путей допускается принимать 1 050 м. 2. На железных дорогах II и III категорий в отдельных обоснованных случаях допускается укладывать приемо-отправочные пути полезной длиной менее 720 м. Пассажирские устройства7. Помещения и устройства для обслуживания пассажиров должны проектироваться на |
всех пунктах, где намечается остановка пассажирских поездов для посадки и высадки пассажиров. 8. Пассажирские здания должны иметь помещения для обслуживания пассажиров, а также административно-служебные помещения. Примечания. 1. Помещения для организаций и учреждений, непосредственно не связанных с обслуживанием пассажиров и движением поездов, в пассажирском здании не предусматриваются. 2. На пассажирских остановочных пунктах вместо пассажирских зданий должны предусматриваться помещения или навесы для пассажиров и билетные кассы. 9. Подъезды к пассажирским зданиям должны обеспечивать удобную связь с населенными пунктами. Перед пассажирскими зданиями должны предусматриваться площадки для озеленения, а также места для стоянки транспорта. 10. Новые основные и промежуточные пассажирские платформы следует проектировать низкого типа, высотой от головки рельса до пола платформы не более 200 мм. Примечание. На пассажирских станциях, а также на участках с интенсивным пассажирским движением при моторвагонной тяге допускается проектировать высокие пассажирские платформы. Грузовые устройства11. Грузовые устройства и складские помещения должны проектироваться с обеспечением механизации погрузочно-разгрузочных работ и специализации по роду грузов, а на крупных грузовых станциях — также по роду операций. 12. Грузовой двор должен проектироваться как составная часть общей схемы станции и должен иметь путевое развитие и устройства, обеспечивающие выполнение предусмотренной грузовой работы. 13. Расположение грузового двора и складских помещений должно обеспечивать: а) свободный подъезд транспортных средств к складским помещениям и удобную стоянку; б) специализацию погрузочно - выгрузочных мест для однородных грузов, обслуживаемых одними и теми же механизмами. |
Сигнализация, централизация и блокировка1. Устройства сигнализации, централизации и блокировки должны обеспечивать безопасность движения поездов. В качестве основных средств сношения по движению поездов должны предусматриваться: |
а) на железных дорогах I категории — путевая автоматическая или полуавтоматическая блокировка; б) на железных дорогах 11 категории — путевая полуавтоматическая блокировка или электро-жезловая система; |
Зеов) на железных дорогах III категории — элек-трожезловая система. Примечания. 1. На первый период эксплуатации при требуемой пропускной способности не более 12 пар поездов параллельного графика на железных дорогах I категории допускается применение электрожез-ловой системы. 2. В пределах тягового плеча следует проектировать один вид средств сношений по движению поездов. 2. Путевая автоматическая блокировка должна проектироваться, как правило, с трехзначной системой сигнализации. На железных дорогах, оборудуемых путевой автоматической блокировкой, может предусматриваться также автоматическая локомотивная сигнализация с автостопом. Примечание. Необходимость введения автомата- 1 ческой локомотивной сигнализации с автостопом на железных дорогах, оборудуемых автоматической блокировкой, устанавливается отдельно для каждого участка железной дороги в зависимости от размеров движения и условий видимости сигналов. 3. Система управления стрелками и сигналами должна быть выбрана на основании технико-экономических расчетов. В качестве системы управления стрелками и сигналами на станциях и разъездах в зависимости от их назначения и размеров работы должна проектироваться электрическая или механическая централизация или ключевая зависимость стрелок и сигналов. Примечания. 1. Перегоны, примыкающие к станциям с электрической централизацией стрелок н сигналов, должны быть оборудованы путевой блокировкой. |
2. На железных дорогах I категории, оборудуемых путевой автоматической блокировкой и электрической централизацией, в технико-экономически обоснованных случаях может предусматриваться диспетчерская централизация управления стрелками и сигналами всех промежуточных раздельных пунктов. Связь 4. Устройства связи должны обеспечивать бесперебойное быстрое сношение между собой работников, связанных с движением поездов, и передачу срочных распоряжений. В пределах каждого участка проектируемой железной дороги должны быть предусмотрены следующие устройства связи: а) диспетчерская поездная телефонная связь; б) постанционная телефонная связь; в) линейно-путевая связь; г) поездная межстанционная телефонная или телеграфная связь; д) электротяговая диспетчерская телефонная связь (на железных дорогах с электрической тягой); е) стрелочная телефонная связь. Кроме перечисленных видов связи, в ^.обходимых случаях для связи управления дороги с линейными подразделениями проектируются дополнительные магистральные, дорожные и другие виды телеграфно-телефонной связи. 5. Магистральные и дорожные телефонные и телеграфные сети связи должны проектироваться как составные звенья единой сети связи с соблюдением принципа узлового построения и обеспечением возможности осуществления транзитных соединений. |
§ 5. УСТРОЙСТВА ЛОКОМОТИВНОГО И ВАГОННОГО ХОЗЯЙСТВА
Устройства локомотивного хозяйства 1. Устройства локомотивного хозяйства должны обеспечивать все виды обслуживания и ремонта локомотивов, кроме ремонта, выполняемого на заводах. 2. Размещение станций с депо надлежит производить, исходя из установленного времени непрерывной работы локомотивных бригад и обеспечения наиболее полного использования локомотивов. 3. Размещение на станции устройств локомотивного хозяйства и взаимное их- расположение должны обеспечивать возможность беспрепятственного их развития, 4. Основные депо должны иметь стойла для ремонта и осмотра локомотивов, а также мастер |
ские и оборудование, обеспечивающие необходимые виды и объемы ремонта. 5. Оборотные депо на железных дорогах с паровозной и тепловозной тягой, а также основные депо, служащие одновременно для некоторых плеч оборотными, должны иметь стойла для стоянки паровозов и тепловозов во время отдыха бригад. 6. Экипировочные устройства должны размещаться, как правило, на станциях с основными и оборотными депо и в пунктах оборота локомотивов. 7. Размещение экипировочных устройств на станции и их взаимное расположение должны обеспечивать поточность и наибольшую совмещенность выполнения различных операций экипировки локомотивов. |
Стр, Введение к II части Строительных норм и правил 9 РАЗДЕЛ А ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. Основные положения по классификации зданий и сооружений.............. 13 § 1. Общие указания.............. 13 § 2. Классификация............... 13 § 3. Порядок назначения классов зданий и сооружений ....... 13 Глава 2. Основные положения Единой модульной системы................... 15 § 1. Общие указания.............. 15 § 2. Порядок взаимоувязки размеров...... 15 § 3. Правила назначения размеров и расположения разбивочных осей в зданиях и сооружениях 16 Г лава 3, Огнестойкость строительных конструкций, зданий и сооружений............. 17 § 1. Общие указания.............. 17 § 2. Характеристики возгораемости и огнестойкости материалов и конструкций........ 17 § 3. Противопожарные преграды........ 23 § 4, Испытание строительных конструкций на огнестойкость ................ 24 Г лава 4. Условные буквенные обозначения .... 26 § 1. Общие указания.............. 26 § 2. Обозначения расчетных величин...... 27 Глава 5. Условные графические обозначения. . . 29 § 1. Общие указания.............. 29 § 2. Элементы генерального плана и дорог ... 29 § 3. Элементы и оборудование зданий...... 34 § 4. Инженерные и санитарно-технические сети . . 39 РАЗДЕЛ Б НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ Глава L Основные положения по расчету строительных конструкций............. 41 § 1. Общие указания.............. 41 § 2. Основные расчетные положения...... 42 § 3. Расчетные сочетания нагрузок для зданий и промышленных сооружений........ 43 § 4. Нагрузки и коэффициенты перегрузки для зданий и промышленных сооружений .... 43 |
Стр. Глава 2. Каменные и армокаменные конструкции зданий и промышленных сооружений..... 49 § 1. Общие указания.............. 49 § 2. Материалы................ 49 § 3. Нормативные характеристики кладок..... 50 § 4. Расчетные характеристики кладок..... 55 § 5. Основные расчетные положения...... 58 § 6. Общие конструктивные требования..... 60 § 7. Расчет элементов каменных и армокаменных конструкций по несущей способности. ... 63 § 8. Расчет элементов каменных и армокаменных конструкций по деформациям......... 66 § 9. Расчет элементов каменных и армокаменных конструкций по раскрытию трещин...... 67 § 10. Указания по проектированию зимней кладки, выполняемой методом замораживания .... 68 Глава 3, Бетонные и железобетонные конструкции зданий и промышленных сооружений..... 71 § 1. Общие указания.............. 71 § 2. Материалы для бетонных н железобетонных конструкций................ 71 § 3. Нормативные характеристики материалов . 72 § 4. Расчетные характеристики материалов ... 74 § 5. Основные расчетные положения ...... 75 § 6. Общие конструктивные требования .... 77 § 7. Расчет элементов бетонных конструкций но несущей способности............. 78 § 8. Расчет элементов железобетонных конструкций по несущей способности......... 80 § 9. Расчет элементов железобетонных конструкций по деформациям............. 84 § 10. Расчет элементов железобетонных конструкций по образованию и раскрытию трещин . 84 Глава 4. Стальные конструкции зданий и промышленных сооружений............... 86 § 1. Общие указания.............. 86 § 2. Материалы для стальных конструкций . . 86 § 3. Нормативные характеристики материалов и соединений................. 87 § 4. Расчетные характеристики материалов и соединений ................... 89 § 5. Основные расчетные положения ...... 92 § 6. Общие конструктивные требования ..... 93 § 7. Расчет элементов стальных конструкций . 95 § 8. Расчет сварных, заклепочных и болтовых соединений................. 98 Глава 5. Деревянные конструкции зданий н промышленных сооружений............. 100 § 1. Общие указания.............. 100 § 2. Материалы для деревянных конструкций . ЮО |
Стр. § 3. Нормативные характеристики материалов . 101 § 4. Расчетные характеристики материалов. . 102 § 5. Основные расчетные положения...... 103 § 6. Общие конструктивные требования..... 104 § 7. Расчет элементов деревянных конструкций 104 § 8. Расчет соединений элементов деревянных конструкций................. 106 Глава 6. Основания зданий и сооружений...... 111 § 1. Общие указания.............. 111 § 2. Номенклатура грунтов........... 111 § 3. Глубина заложения фундаментов зданий и промышленных сооружений........ 112 § 4. Естественные основания.......... 115 § 5. Основания из макропористых грунтов .... 118 § 6. Свайные основания............ 119 § 7. Основания гидротехнических сооружений . . 120 РАЗДЕЛ В НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Глава 1. Планировка населенных мест...... 122 § 1. Общие указания.............. 122 § 2. Требования к выбору селитебных территорий 123 § 3. Планировка и застройка селитебных территорий .................... 124 § 4. Уличная сеть............... 129 § 5. Зеленые насаждения............ 130 § 6. Санитарно-техническое благоустройство . . 131 § 7. Вертикальная планировка селитебной территории .................... 132 Глава 2. Генеральные планы промышленных предприятий .................... 133 § I. Общие указания.............. 133 § 2. Выбор территории для строительства промышленных предприятий.......... 133 § 3. Планировка промышленных предприятий. 135 § 4. Размещение сетей коммуникаций...... 142 Глава 3. Строительная теплотехника...... 145 § 1. Общие указания.............. 145 § 2. Расчетные параметры наружного и внутреннего воздуха................ 150 § 3. Нормы сопротивления теплопередаче ограждений .................... 150 § 4. Теплоустойчивость помещений и ограждений 155 § 5. Нормы сопротивления воздухопроницанию ограждений................. 156 §6. Нормы сопротивления паропроницанию ограждений ................... 157 § 7. Климатические показатели......... 157 Глава 4. Нормы проектирования ограждающих конструкций.................. 161 § 1. Общие указания.............. 161 § 2. Наружные стены.............. 163 § 3. Перекрытия и покрытия.......... 165 §4. Кровли................... 166 § 5. Окна и световые фонари.......... 167 § 6. Полы................... 168 § 7. Требования к звукоизоляции ограждающих конструкций................. 169 |
Стр. Глава 5. Естественное освещение......... 172 § 1. Общие указания.............. 172 § 2. Нормы естественной освещенности..... 172 § 3. Расчет естественной освещенности..... 174 Глава 6. Искусственное освещение......... 177 § 1. Общие указания.............. 177 § 2. Нормы освещенности производственных помещений .................. 177 § 3. Нормы освещенности помещений жилых и общественных зданий............. 179 § 4. Нормы освещенности открытых пространств 182 § 5. Аварийное освещение............ 183 § 6. Ограничение ослепленности......... 184 § 7. Коэффициент запаса............. 185 Глава 7. Производственные здания промышленных предприятий.................. 186 § 1. Общие указания.............. 186 § 2. Метеорологические условия в помещениях 188 § 3. Требования к производственным зданиям . 190 § 4. Требования к конструктивным элементам производственных зданий.......... 193 § 5. Эвакуация помещений........... 195 § 6 Галереи, эстакады, площадки, антресоли и тоннати.................... 197 Глава 8. Вспомогательные здания промышленных предприятий................... 200 § 1. Общие указания............. 200 §2. Требования к вспомогательным зданиям и помещениям ................. 200 § 3. Заводоуправления, цеховые конторы и конструкторские бюро.............. 204 § 4. Бытовые помещения............ 205 § 5. Пункты питания.............. 211 § 6. Здравпункты................ 211 Глава 9. Тепловые электростанции........ 213 § 1. Общие указания ............. 213 § 2. Требования к территории электростанций . 213 § 3. Генеральные планы электростанций .... 215 § 4. Главный корпус.............. 216 § 5. Здания и сооружения топливоподачи .... 218 § 6. Сооружения электрической части...... 219 § 7. Водоохладители.............. 220 § 8. Сооружения золо-шлакоудаления...... 22! § 9. Отопление и вентиляция.......... 222 Глава 10. Жилые здания............. 226 $ 1. Общие указания.............. 226 §2 Санитарные и противопожарные требования . 227 § 3. Жилые дома квартирного типа....... 234 § 4. Общежития .... ............ 235 § 5. Гостиницы................. 237 Глава 11. Общественные здания........... 239 § 1. Общие указания.............. 239 § 2. Санитарные и противопожарные требования 240 § 3. Лечебно-профилактические учреждения . . 242 § 4. Детские ясли................ 248 § 5. Детские сады.............. 250 |
Стр. § 6. Общеобразовательные школы........ 250 § 7. Кинотеатры................ 253 § 8. Коммунальные бани........... 257 § 9. Коммунальные прачечные ........ 259 § 10. Магазины................ 261 § 11. Предприятия общественного питания . . . . 264 РАЗДЕЛ Г НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ Глава 1. Наружный водопровод.......... 268 § 1. Общие указания.............. 268 § 2. Нормы родопотребления и свободные напоры 268 § 3. Водопроводные сооружения........ 271 Глава 2. Наружная канализация......... 276 § 1. Общие указания............. 276 § 2. Нормы водоотведения и гидравлического расчета сети.................. 277 § 3. Канализационная сеть и сооружения на ней 278 § 5. Очистка хозяйственно-фекальных сточных вод 279 § 6. Очистка производственных сточных вод . . . 280 Глава 3. Внутренний водопровод и канализация. . . 282 § 4. Насосные станции.............. 279 § 1. Общие указания.............. 282 § 2. Нормы расхода воды и свободные напоры . 283 § 3. Водопроводные сети и вводы........ 286 § 4. Водонапорные баки и установки для повышения напора................. 287 § 5. Внутренняя канализация......... 287 § 6. Внутренние водостоки........... 289 Глава 4. Горячее водоснабжение......... 290 § 1. Общие указания............. 290 § 2. Нормы расхода, температура и жесткость 290 потребляемой воды............. 292 § 3. Нагрев и аккумуляция воды ....... 292 § 4. Трубопроводы............... 293 Глава 5. Отопление и вентиляция......... 293 § 1. Общие указания............. 293 § 2. Теплопотери через ограждающие конструкции зданий................. 293 § 3. Отопительные устройства.......... 296 § 4. Вентиляционные устройства........ 299 § 5. Кондиционирование воздуха........ 304 § 6. Конструктивные указания по устройству систем отопления и вентиляции........ 305 Глава 6. Газоснабжение ............. 307 § 1. Общие указания............. 307 § 2. Нормы расхода газа............ 307 § 3. Газовая сеть................ 308 § 4. Расчет газовой сети............ 310 § 5. Регуляторы давления........... 310 § 6. Газгольдерные станции......... . 310 §Т. Снабжение сжиженным газом........ 311 |
Стр. РАЗДЕЛ Д НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО И ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Глава 1. Морские гидротехнические сооружения . 312 § 1. Общие указания............... 312 § 2. Нагрузки, воздействия и основные расчетные положения................. 313 § 3 Отсчетные уровни и глубины портовых акваторий и подходных каналов......... 314 § 4. Причальные сооружения......... 315 § 5. Оградительные сооружения........ 316 § 6. Береговые укрепления.......... 317 § 7. Основные конструктивные требования к морским гидротехническим сооружениям .... 317 Глава 2. Речные гидротехнические сооружения . . . 320 § I. Общие указания.............. 320 § 2. Основные требования к проектируемым гидротехническим сооружениям......... 324 § 3. Основные расчетные положения и нагрузки . 326 § 4. Материалы для гидротехнических сооружений 328 § 5. Плотины................. 330 § 6. Водосбросные и водоспускные сооружения 333 § 7. Водоприемные сооружения гидроэлектростанций ................... 335 § 8. Каналы гидроэлектростанций....... 337 § 9 Трубопроводы гидроэлектростанций .... 338 § 10. Станционные сооружения гидроэлектростанций ................... 341 §11. Металлические затворы гидротехнических сооружений................. 345 § 12. Речные порты............... 346 § 13. Судоходные каналы и сооружения на них 348 § 14. Судоходные шлюзы............ 349 § 15. Разборные судоходные плотины...... 351 § 16. Речные судоподъемные сооружения .... 351 Глава 3. Железные дороги нормальной колеи . . . 353 § 1. Общие указания............. 353 § 2. Путь, путевые сооружения и устройства . . 354 § 3. Станции и станционные устройства..... 358 § 4. Устройство сигнализации и связи ...... 359 §5. Устройства локомотивного и вагонного хозяйства .................... 360 § 6. Устройства водоснабжения........ 361 § 7. Энергоснабжение............. 362 § 8. Железнодорожные здания......... 362 Глава 4. Промышленные железные дороги .... 364 § 1. Общие указания.............. 364 § 2. Путь и путевые устройства......... 365 § 3. Станции и станционные устройства...... 368 § 4. Устройства сигнализации и связи...... 369 § 5. Устройства водоснабжения и канализации . . 369 Глава 5. Автомобильные дороги.......... 370 § 1. Общие указания............. 370 § 2. Основные технические показатели..... 371 § 3. Земляное полотно............. 373 § 4. Дорожные одежды............ 374 § 5. Дорожные устройства............ 375 |
Стр. Глава 6. Промышленные автомобильные дороги... . 377 § I. Общие указания............. 377 § 2. Основные технические показатели...... 377 § 3. Земляное полотно.............. 381 § 4. Дорожная одежда............. 381 Глава 7. Городские улицы и проезды....... 383 § 1. Общие указания............. 383 § 2. Проезжая часть улиц и площадей..... 383 § 3. Тротуары, велосипедные дорожки и озеленение ..................... 385 § 4. Трамвайные пути............ 385 § 5. Подземные сооружения.......... 387 |
Стр. Глава 8. Мосты и трубы............ 389 § 1. Общие указания.............. 389 § 2. Габариты................. 391 § 3. Нагрузки................. 391 § 4. Конструкции мостов............ 394 Глава 9. Тоннели................. 395 § 1. Общие указания.............. 395 § 2. Трасса и продольный профиль........ 395 § 3. Поперечное сечение тоннелей........ 396 § 4. Нагрузки и основные расчетные положения . 396 § 5. Конструктивные требования........ 399 § 6. Станции метрополитенов.......... 401 § 7. Санитарно-технические устройства и освещение траяспортных тоннелей.......... 402 |
Строительные нормы и правила являются общеобязательными и имеют своей целью повышение качества и снижение стоимости строительства путем внедрения рациональных норм строительного проектирования и прогрессивных сметных норм, а также правил производства и приемки строительных работ, отражающих передовой опыт строительства.
Строительные нормы и правила распространяются на все виды строительства, за исключением строительства временных зданий и сооружений.
Разработка Строительных норм и правил произведена на основе директив партии и правительства о всемерном развитии строительной индустрии, широком внедрении передовой строительной техники, повышении уровня организации и механизации строительства и максимальном использовании сборных деталей и конструкций заводского изготовления. При разработке Строительных норм и правил учтен опыт передовых проектных и строительных организаций, а также последние достижения научно-исследовательских институтов и предложения новаторов-строителей.
Строительные нормы и правила состоят из следующих четырех частей: часть I — «Строительные ’материалы, детали и конструкции», часть II — «Нормы строительного проектирования», часть III — «Правила производства и приемки строительных работ», часть IV — «Сметные нормы на строительные работы».
I ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Строительные 'материалы, детали и конструкции» содержит:
номенклатуру и основные размеры строительных 'материалов и деталей, а также основные требования к их качеству;
указания по выбору и применению строительных 'материалов, деталей и конструкций при проектировании и возведении зданий и сооружений в зависимости от их класса;
основные правила перевозки, хранения и приемки строительных материалов, деталей и конструкций.
II ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Нормы строительного проектирования» содержит:
общие положения по строительному проектированию — основные положения по классификации зданий и сооружений и по единой модульной системе, нормы огнестойкости строительных конструкций, условные графические и буквенные обозначения;
нормы проектирования каменных, бетонных, железобетонных, стальных и деревянных несущих конструкций, а также оснований зданий и сооружений;
нормы проектирования объектов промышленного и жилищно-гражданского строительства — планировка населенных мест и генеральные планы промышленных предприятий, промышленные, жилые и общественные здания, строительная теплотехника, ограждающие конструкции, естественное и искусственное освещение;
нормы проектирования санитарно-технических сооружений и устройств — наружного и внутреннего водопровода и канализации, отопления, вентиляции и газоснабжения;
нормы проектирования гидротехнического и транспортного строительства — морских и речных гидротехнических сооружений, железных и автомобильных дорог, мостов, труб и тоннелей.
III ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Правила производства и приемки строительных работ» содержит:
общие положения по организации и механизации строительства и по проектированию организации строительных работ;
правила производства строительных работ; требования к качеству строительных работ и основные допуски; правила промежуточной и окончательной приемки строительных работ, а также указания по приемке в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений.
IV ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Сметные нормы на строительные работы» содержит:
правила определения сметной стоимости строительных материалов, деталей и конструкций;
нормы для определения сметной стоимости машино-смен;
нормы амортизационных отчислений по строительным машинам и оборудованию; сметные нормы на общестроительные и специальные строительные работы.
Строительные нормы и правила содержат основные, наиболее принципиальные требования, правила и нормы, проверенные в практике проектирования и строительства.
Строительные нормы и правила в необходимых случаях должны получить развитие в виде технических условий, инструкций и других нормативных документов, которые будут разрабатываться и утверждаться в установленном порядке.
Все действующие в отдельных министерствах, ведомствах и Советах Министров союзных республик технические условия на строительное проектирование и на строительные материалы, детали и конструкции, а также технические условия и инструкции по производству и приемке строительных работ должны соответствовать требованиям Строительных норм и правил.
В дальнейшем, номере развития строительной техники, роста производительности труда,улучшения организации и механизации строительных работ и повышения качества строительства Строительные нормы и правила будут периодически пересматриваться и улучшаться с целью отражения в них происходящих в строительстве прогрессивных изменений.
Каждая часть Строительных норм и правил подразделяется на разделы, разделы— на главы, главы — на параграфы и параграфы — на пункты.
Части нумеруются римскими цифрами, разделы — заглавными буквами русского алфавита, а главы, параграфы и пункты — арабскими цифрами.
В соответствии с этим производится шифровка отдельных подразделений Строительных норм и правил, например:
глава 3 раздела А части II Строительных норм и правил обозначается шифром II-А. 3;
параграф 3 главы 5-й раздела Б части III Строительных норм и правил обозначается шифром III-Б. 5 § 3;
пункт 4 параграфа 2 главы 2 раздела Б части I Строительных норм и правил обозначается шифром 1-Б. 2 § 2 п. 4 и т. п.
При ссылках на Строительные нормы и правила рекомендуется пользоваться сокращенным обозначением СП и П.
К II ЧАСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
1. Часть II Строительных норм и правил содержит: основные правила классификации зданий и сооружений, основные правила модульной си-стемы; нормы проектирования каменных, бетонных, железобетонных, стальных, деревянных конструкций и оснований зданий и сооружений; нормы огнестойкости и другие нормы проектирования ограждающих конструкций, естественного и искусственного освещения, нормы теплотехнических и звукоизоляционных расчетов; нормы планировки населенных мест и нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий, нормы проектирования производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий и тепловых электростанций, нормы проектирования жилых и общественных зданий; нормы проектирования санитарно-технических устройств и оборудования — наружного и внутреннего водопровода и канализации, отопления и вентиляции, горячего водоснабжения и газоснабжения; нормы проектирования морских и речных гидротехнических сооружений, железных и автомобильных дорог, мостов и тоннелей. 2, Проекты промышленных предприятий, жилых и гражданских зданий и сооружений должны составляться в соответствии с действующей «Инструкцией по составлению проектов и смет по промышленному и жилищно-гражданскому строительству». Проекты по специальным видам строительства: железнодорожному, автодорожному, гидротехническому, мелиоративному и по строительству сооружений связи и объектов горной промышленности — должны составляться в соответствии с инструкциями, разработанными министерствами применительно к указанной «Инструкции по составлению проектов и смет по промышленному и жилищно-гражданскому строительству» |
и утвержденными Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства. 3. При разработке проектов зданий и сооружений министерства, ведомства и проектные организации обязаны руководствоваться нормами II части СНиП, не допускать излишеств в проектах и сметах и обеспечивать всемерное снижение стоимости строительства и продукции проектируемого предприятия путем: рационального выбора площадки под строительство; максимального сокращения территории промышленных предприятий и поселков при них; уменьшения площадей и объемов промышленных зданий и сооружений, а также вспомогательных цехов при сохранении заданной мощности предприятий; объединения в одном здании нескольких цехов; недопущения необоснованных резервов площадей, а также объемов конторских зданий и помещений для бытовых нужд, превышающих потребность в них; недопущения затрат, вызываемых излишними архитектурными требованиями, а также необоснованных объемов гражданских зданий; применения наиболее экономичных конструктивных решений и эффективных материалов, уменьшающих вес зданий и сооружений и сокращающих расход строительных материалов; применения высокопроизводительных агрегатов, передовых технологических процессов, технологических норм и методов производства, отражающих достижения современной техники и обеспечивающих высокую производительность труда; недопущения необоснованных резервов основного и вспомогательного оборудования. 4. При проектировании зданий и сооружений должны соблюдаться требования «Технических правил по экономному расходованию металла, леса и цемента в строительстве». Должна быть тщательно проверена возможность осуществле- |
2 Строительные кормы и правила, ч. II