Купить СНиП II-47-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Нормы должны соблюдаться при проектировании новых, реконструкции и расширении существующих летных полей аэродромов (вертодромов), располагаемых на территории Союза ССР.
1 Общие положения
2 Элементы аэродромов и вертодромов
Элементы аэродромов
Элементы вертодромов
Приаэродромная территория
3 Вертикальная планировка
4 Грунтовые основания
Общие указания
Основания на вечномерзлых грунтах
Основания на пучинистых грунтах
Основания на набухающих грунтах
Основания на просадочных грунтах
Основания на торфах, заторфованных и слабых глинистых грунтах
Основания на засоленных грунтах
5 Покрытия и искусственные основания
Материалы для покрытий и искусственных оснований
Конструирование покрытий и искусственных оснований
Расчет аэродромных покрытий
6 Водоотводные и дренажные системы
Общие указания
Принципиальные схемы водоотводных и дренажных систем
Элементы водоотводных и дренажных систем
Особенности проектирования водоотводных и дренажных систем для аэродромов, располагаемых в сложных инженерно-геологических условиях
7 Охрана окружающей среды
Природоохранные мероприятия
Удаление аэродромов (вертодромов) от городов и населенных пунктов
Защита от воздействия установок, излучающих сверхвысокие частоты
Защита от загрязнения поверхностными сточными водами
Приложение 1. Расчет эквивалентного коэффициента постели и модуля упругости грунтовых естественных и искусственных оснований из материалов, не обработанных вяжущими
Приложение 2. Теплотехнические расчеты оснований на вечномерзлых грунтах
Приложение 3. Графики для расчета грунтового основания
Приложение 4. Графики и номограммы для расчета аэродромных покрытий
Приложение 5. Значения функций f(альфа), g(альфа), f(кси)
Приложение 6. Единичные изгибающие моменты Мxi и Мyi, действующие в расчетном сечении плиты аэродромного жесткого покрытия, от воздействия i-го колеса опоры воздушного судна
Приложение 7. Расчет толщины искусственных оснований под жесткие покрытия из материалов, обработанных вяжущими
Приложение 8. Гидравлический расчет водоотводных систем
Дата введения | 01.01.1981 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.01.1986 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОССТРОЙ СССР
СНиП
11-47-80
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Часть II
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Виевгн сд к поет й П ет Г БОТ _ Москва 1981 |
Аэродромы
af.ot.es
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
3
4 4
4
5
6 6
7
8 *0 >0 >2
1. Общие положения................
2. Элементы аэродромов и вертодромов............
Элементы аэродромов ................
Летные и взлетно-посадочные полосы...........
Рулежные дорожки (РД)..............
Перроны, места стоянок самолетов площадки специального назначения
Элементы вертодромов................
Приаэродромная территория..............
3. Вертикальная планировка ...............
4. Грунтовые основания . , . , ............
Общие указания .................
Основания на вечномерзлых грунтах............
Основания на пучинистых грунтах............
Основания на набухающих грунтах.............
16
*6
16
17
20
20
21
23
25
26 27 27 32
32
33 33
33
34
37
38
38
39
40 40
Основания на просадочных грунтах............
Основания на торфах, заторфованных и слабых глинистых грунтах Основания на засоленных грунтах.............
5. Покрытия и искусственные основания............
Материалы для покрытий и искусственных оснований.......
Конструирование покрытий и искусственных оснований.......
Общие указания.................
Жесткие аэродромные покрытия.............
Деформационные швы в жестких аэродромных покрытиях ......
Нежесткие аэродромные покрытия............
Усиление существующих покрытий при реконструкции аэродромов
Расчет аэродромных покрытий..............
Расчет жестких аэродромных покрытий...........
Расчет нежестких аэродромных покрытий..........
Расчет усиления существующих покрытий при реконструкции аэродромов
6. Водоотводные и дренажные системы............
Общие указания..................
Принципиальные схемы водоотводных и дренажных систем......
Элементы водоотводных и дренажных систем.........
Особенности проектирования водоотводных и дренажных систем для аэродромов располагаемых в сложных инженерно-геологических условиях ....
2. Охрана окружающей среды...............
Природоохранные мероприятия..............
Удаление аэродромов (вертодромов) от городов и населенных пунктов Защита от воздействия установок, излучающих сверхвысокие частоты
Защита от загрязнения поверхностными сточными водами......
41
43
46
47 50
Приложение 1, Расчет эквивалентного коэффициента постели и модуля упругост грунтовых естественных и искусственных оснований из материалов, не обработан
ных вяжущими................
Приложение 2. Теплотехнические расчеты оснований на вечномерзлых грунтах
Приложение 3. Графики для расчета грунтового основания..... .
Приложение 4. Графики и номограммы для расчета аэродромных покрытий
Приложение 5. Значения функций /(а), g(a) и /(£)........
50
52
54
Приложение 6 Единичные изгибающие моменты Mxt и Муи действующие в расчет ном сечении плиты аэродромного жесткого покрытия, от воздействия t-ro колеса
опоры воздушного судна...............
Приложение 7 Расчет толщины искусственных оснований под жесткие покрытия из
материалов, обработанных вяжущими...........
Приложение 8. Гидравлический расчет ведоотводных систем......
3.2. Для обеспечения надежного стока дождевой воды с поверхности искусственных покрытий и уменьшения опасности глиссирования колес воздушных судов поперечный профиль ИВПП необходимо проектировать симметричным двускатным. В виде исключения при надлежащем технико-экономическом обосновании допускается принимать односкатный поперечный профиль ИВПП. 3.3. Поперечный профиль РД в зависимости от особенностей естественного рельефа и принятой схемы водоотвода надлежит принимать как двускатным, так и односкатным. 3.4. Уклоны элементов аэродрома должны быть не менее: поперечные уклоны ИВПП ..... 0,008 поперечные уклоны РД, МС, перронов и площадок специального назначения . 0,005 поперечные уклоны грунтовых обочин ИВПП, РД, перронов и площадок специального назначения.......0,015 |
продольные и поперечные уклоны грунтовых элементов при грунтах: глинистых и суглинистых .... 0,007 супесчаных, песчаных, гравелистых и щебеночных......... 0,005 3.5. Для участков магистральных РД, расположенных на поворотах, следует предусматривать устройство виражей, поперечные уклоны которых во всех случаях не должны превышать 0,025. 3.6. Поверхности элементов аэродрома в продольном направлении следует сопрягать вертикальными кривыми радиусом не менее приведенного в табл. 14.
3.7. Величина излома Д/макс поверхностей элементов аэродрома в пределах вертикальной кривой должна удовлетворять условию: Алманс < (1) где а — шаг проектирования вертикальной кривой, м; Ямин — минимальный радиус, м, вертикальной кривой, принимаемый по табл. 14. 3.8. Величина излома А/ в точке сопряжения продольных уклонов для аэродромов всех классов (кроме класса Е) не должна превышать 0,015; для аэродромов класса Е — 0,02. При применении волнообразного продольного профиля (в местах перехода через основные тальвеги и водоразделы) расстояние L, м, между соседними точками сопряжения продольных уклонов ИВПП должно удовлетворять условию: /• > /?мин (Д/т Ч" А/а), (2) где Д/i и Д/г — алгебраическая разность уклонов в соседних точках сопряжений продольных уклонов. 3.9. Продольный уклон ИВПП должен обеспечивать: взаимную видимость на расстоянии не менее половины длины ИВПП двух точек, нахо- |
дящихся на высоте 3 м от поверхности ИВГТП для аэродромов классов А, Б, В, Г, Д и на высоте 2 м — для аэродромов класса Е; видимость антенны курсового радиомаяка с опорной точки радиомаячной системы (РМС) аэродрома в зависимости от категории РМС, устанавливаемой проектом в соответствии с нормами по проектированию объектов управления воздушным движением, радионавигации и посадки. Продольный профиль РД должен обеспечивать свободный обзор поверхности РД из любой точки, расположенной на высоте 3 м и на расстоянии 300 м, — для аэродромов классов А, Б, В, Г, Д и из любой точки, расположенной на высоте 2 м и на расстоянии 250 м,— для аэродромов класса Е. Таблица 15 Тип местности Показатели увлажнения 1 Поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней ' толщи грунтов естественного основания — сухие места 2 — сырые места Поверхностный стбк не обеспечен, грунтовые воды залегают ниже глубины промерзания грунтов; почвы с признаками поверхностного заболачивания; весной и осенью появляется застой воды на поверхности 3 — мокрые места Грунтовые воды или длительно стоящие (более 20 сут) поверхностные воды залегают выше глубины промерзания грунтов; почвы торфяные, оглеенные с признаками заболачивания 4. ГРУНТОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ 4.1. Грунтовые основания аэродромных покрытий надлежит проектировать исходя из условий обеспечения устойчивости конструкций искусственных покрытий независимо от погодных условий и времени года, а также грунтовых и гидрогеологических условий участка строительства, в первую очередь путем соответствующего высотного положения проектной поверхности покрытий. Примечание. Требования настоящего раздела, изложенные для аэродромов, распространяются также на проектирование вертодромов. 4.2. Грунтовые основания следует проектировать с учетом: деления территории Союза ССР на дорожно-климатические зоны в соответствии с рис. 1; типов местности по гидрогеологическим условиям, приведенных в табл. 15; видов и свойств грунтов в районе строительства аэродрома. 4.3. Минимальное возвышение дна корыта (поверхности грунтового основания) над уровнем грунтовых вод или верховодки для участков аэродрома, за исключением сложенных грунтами, имеющими особые свойства (вечномерзлыми, пучинистыми, просадочными, набухающими, засоленными, торфяными и слабыми глинистыми), следует принимать в соответствии с табл. 16. 4.4. При проектировании оснований для аэродромов, располагаемых в сложных инже- |
Примечания: 1. Для I дорожно-климатической зоны тип местности в каждом конкретном случае должен определяться при проведении изысканий с учетом места расположения элементов аэродрома (террасы рек и озер, тундра и лесотундра и т. д.), наличия торфомохового покрова, сплошности его распространения и толщины, наличия подземного льда, надмерзлотных вод и др. 2. Грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов, если уровень грунтовых вод в предморозный период залегает ниже расчетной глубины промерзания: на 2 м и более — в глинах, суглинках пылеватых; на 1,5 м и более — в суглинках, супесях пылеватых; на 1 м и более — в супесях, песках пылеватых.
|
Рис. 1. Схематическая карта дорожно-климатических зон территории СССР |
СНиП И-47-80
12 —
нерно-геологических условиях, необходимо учитывать: осадки (просадки) грунтов основания, происходящие при производстве земляных работ, а также в процессе дальнейшей консолидации грунтового основания до устройства аэродромного покрытия; деформации грунтового основания совместно с искусственным основанием и покрытием, происходящие в период эксплуатации покрытия под влиянием природно-климатических факторов. 4.5. Расчетная величина допускаемых вертикальных эксплуатационных деформаций основания не должна превышать для покрытий: капитальных — 2 см; переходных — 4 см; облегченных — 6 см.
4.6. Номенклатура грунтов, используемых для естественного основания, должна устанав ОСНОВАНИЯ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 4.8. При проектировании аэродромов, размещаемых в районах сплошного распростране |
ливаться в соответствии с главой СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений, а также главой СНиП по проектированию оснований и фундаментов на вечномерзлых грунтах. При этом глинистые грунты следует дополнительно подразделять на пылеватые разновидности (супесь пылеватая, суглинок пылеватый, глина пылеватая), в которых содержание пылеватых частиц размером 0,05— 0,005 мм больше, чем песчаных, в % от массы грунта. 4.7. Расчетные характеристики грунтов — коэффициент постели (для жестких покрытий) и модуль упругости (для нежестких покрытий) надлежит устанавливать для однородных грунтов по табл. 17 и уточнять по данным полевых испытаний, для многослойных грунтовых оснований— по приложению 1. Таблица 17 ния сливающихся вечномерзлых грунтов, в зависимости от инженерно-геокриологических (инженерно-геологических, мерзлотных, гидрогеологических) и климатических условий следует принимать один из следующих принци- |
-13-
пов использования грунтов в качестве естественных оснований аэродромных покрытий: принцип I — грунты основания используются в мерзлом состоянии, сохраняемом в течение всего заданного периода эксплуатации аэродромных покрытий; принцип II — вечномерзлые грунты основания используются в оттаявшем состоянии (с допущением оттаивания их в процессе эксплуатации аэродромного покрытия на часть толщины слоя сезонного оттаивания или на полную его толщину). 4.9. Выбор принципа использования вечномерзлых грунтов основания аэродромных покрытий, а также средств, которыми достигается сохранение предусмотренного проектом состояния основания (мерзлого или оттаявшего), производится в зависимости от конкретных условий района строительства с учетом стоимости, материалоемкости, трудоемкости и продолжительности строительства. 4.10. Принцип I должен применяться, если грунты основания аэродромных покрытий можно сохранить в мерзлом состоянии при экономически целесообразных затратах на мероприятия, обеспечивающие сохранение такого состояния. Принцип II должен применяться при наличии в основании скальных грунтов или вечномерзлых грунтов, деформация которых при оттаивании не превышает предельно допускаемых значений для проектируемых аэродромов, а также при несплошном распространении вечномерзлых грунтов, неодинаковой глубине залегания верхней поверхности вечномерзлых грунтов и в тех случаях, когда по технологическим или конструктивным особенностям аэродрома экономически целесообразно применить принцип II. 4.11. Для аэродромов, располагаемых в районах сплошного распространения вечномерзлых грунтов, используемых в качестве естественных оснований по принципу I, вертикальную планировку следует осуществлять подсыпкой в виде теплоизолирующей насыпи без нарушения сложившегося торфомохового покрова. В качестве основных материалов для теплоизолирующей насыпи следует применять грунты или другие материалы, не подвергающиеся деформациям при промерзании или оттаивании: крупнообломочные грунты (валунные, галечниковые, щебенистые, гравийные), пески крупные и средней крупности, грунто-гравийные смеси, горелые породы и др, с со-3—692 |
держанием в них частиц размером до 0,25 мм не более 50% по массе. Толщину теплоизолирующей насыпи следует определять на основании теплотехнического расчета согласно приложению 2. 4.12. В теле грунтовой насыпи надлежит предусматривать теплоизолирующие слои из: теплоизоляционных материалов (пенопластов типа пенополистирола, пенополиуретана и т. п.) с коэффициентом теплопроводности менее 0,05 ккал/(ч-м-°С); мха, торфа и других местных материалов; керамзитобетона и шлакобетона. При возможном замачивании теплоизоляционные материалы (кроме мха, торфа и других местных материалов) следует гидроизоли-ровать пленками из полимерных материалов или другими рулонными и окрасочными гидроизоляционными материалами, удовлетворяющими требованиям главы СНиП по производству и приемке работ по устройству кровель, гидроизоляции, пароизоляции и теплоизоляции. Требуемая толщина теплоизолирующего слоя должна определяться из условия, чтобы расчетная глубина оттаивания или промерзания грунтового основания не превышала допускаемых величин. 4.13. При использовании грунтов в качестве оснований по принципу II, а также по принципу I, если в процессе производства земляных работ допускается временное оттаивание грунтов основания, необходимо предусматривать устройство дренирующего слоя толщиной не менее 0,5 м из гравелистых, крупных и средней крупности песков, крупнообломочных грунтов и других материалов, имеющих коэффициент фильтрации не менее 7 м/сут. При этом следует учитывать нагрузки от транспортных средств с тем, чтобы при отсыпке дренирующего слоя не происходило повреждения торфомохового слоя или вдавливания материала в талый подстилающий слой. 4.14. Величину ожидаемой осадки вечномерзлых грунтов S0, см, при их использовании в качестве основания, следует определять по формуле So = 2 б0; hai г (3) 1=1 где п—число слоев грунта, на которое разбивается оттаивающее основание в пределах активной зоны в зависимости от просадочных свойств грунтов; бoi —значение относительной осадки t-ro слоя грунта, определяемое согласно главе СНиП по проектированию оснований и фундаментов на |
вечномерзлых грунтах при величине уплотняющего давления 1,5 кгс/см2. Значение 60i допускается определять по графикам рис. 12 приложения 3 в зависимости от весовой влажности грунта W и числа его пластичности /р, а для уплотненного торфомохового слоя принимать равным 0,03—0,05, для неуплотненного — 0,5; h0i—толщина /-го слоя сжимаемого грунта в природном состоянии, см. 4.15. Допускаемую глубину сезонного оттаивания или промерзания Аоп, см, грунтов,основания при использовании принципа II надлежит определять по формулам: п [ДАЭ] -2 «01 А* Аоп= д ” I (4) Од Аг = А0г(1 —б0г). (5) где [ААЭ] — расчетная величина допускаемых вертикальных эксплуатационных деформаций, принимаемая по п. 4.5; hi — толщина /-го слоя грунта с учетом строительной осадки, см. ОСНОВАНИЯ НА ПУЧИНИСТЫХ ГРУНТАХ 4.16. Основания из пучинистых грунтов (песков мелких и пылеватых, глинистых грун- |
тов, а также крупнообломочных грунтов с пылеватым и глинистым заполнителем) для аэродромных покрытий должны удовлетворять условию ^пуч < ГАдуч] * (6) где Апуч — равномерная деформация пучения поверхности грунтового основания: Апуч — ^Спуч Нм; (7) {Адуч! — допускаемое значение равномерной деформации пучения, принимаемое согласно п. 4.5; Кпуч — коэффициент морозного пучения, принимаемый по табл. 18 и уточняемый экспериментально и по данным лабораторных испытаний на промораживание образцов грунтов ненарушенной структуры; расчетная глубина сезонного промерзания грунта при оголенной от снега поверхности, определяемая согласно главе СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений или устанавливаемая на основе результатов непосредственных наблюдений, выполняемых в полевых условиях. 4.17. Для грунтовых оснований, характеризуемых Й1гуч>[Лпуч]» в целях выполнения условия (6) следует предусматривать: устройство теплоизолирующих насыпей с применением в отдельных случаях слоев из теп-
|
СНиП 11-47-80
лоизоляционных материалов для уменьшения глубины промерзания пучинистого грунта или полного исключения его промерзания; полную или частичную замену пучинистого грунта в зоне промерзания непучинистым грунтом; уменьшение пучинистости грунтов основания путем обработки их на расчетную глубину солями NaCl, СаСЬ, MgCb, органическими и минеральными вяжущими материалами, а также электрохимической обработки. 4.18. Минимально допускаемую высоту Ят теплоизолирующей насыпи (включая искусственное основание и покрытие), обеспечивающей снижение деформации пучения huy4 до допускаемой [йпуч], следует определять по формуле ят= 2 л««= 2 (А|Кп|). (8) i=i i=i где hUi — толщина отдельных слоев искусственного основания, покрытия и непучинистого грунта, заменяющего пучинистый грунт; hi — толщина отдельных слоев пучинистого грунта, заменяемых непучинистым грунтом, искусственным основанием и покрытием;
Кщ — коэффициент промерзания, учитывающий изменение глубины промерзания грунтов и материалов основания и покрытия по сравне- ОСНОВАНИЯ НА НАБУХАЮЩИХ ГРУНТАХ 4.19. Свойство набухания глинистых грунтов, используемых для основания, следует учи-3* |
тывать, если при замачивании водой или химическими растворами величина их относительного свободного (без нагрузки) набухания бнаб^0,04. Абсолютная величина вертикальной деформации грунтового основания при набухании йнав не должна превышать значений допускаемых деформаций [йНаб], указанных в п. 4.5. Для грунтовых оснований, характеризуемых йНаб>[йнаб], следует предусматривать полную или частичную замену слоя набухающего грунта ненабухающим. Относительное набухание грунта бЯаб в условиях свободного набухания, а также вертикальные деформации йНаб оснований, сложенных набухающими грунтами, надлежит определять в соответствии с главой СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений. ОСНОВАНИЯ НА ПРОСАДОЧНЫХ ГРУНТАХ 4.20. Просадочные свойства грунтов, используемых для основания, следует учитывать, если они, находясь в напряженном состоянии под действием внешней нагрузки или собственного веса, при замачивании водой дают относительную деформацию просадки б„р>0,01. Относительную просадочность грунтов бпр, а также подразделение грунтовых оснований на типы в зависимости от возможности проявления просадки грунтов от собственного веса при замачивании следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений. 4.21. При проектировании оснований на просадочных грунтах следует предусматривать мероприятия, исключающие вредное влияние возможных просадок на эксплуатационную пригодность аэродромных покрытий; уплотнение (трамбование, укатка и т. д.) грунта, устраняющее или уменьшающее просадочность на глубине 2,5 м, а также конструктивные мероприятия, предупреждающие увлажнение природного грунта. 4.22. Для возведения насыпи следует предусматривать недренирующие грунты. 4.23. Значения расчетных коэффициентов постели С и модулей упругости Е после устранения просадочных свойств грунта основания следует принимать по табл. 17. |
ОСНОВАНИЯ НА ТОРФАХ, ЗАТОРФОВАННЫХ И СЛАБЫХ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТАХ 4.24. При проектировании грунтовых оснований под аэродромные покрытия, располагаемых на торфах, заторфованных и слабых глинистых грунтах, следует предусматривать замену торфа и заторфованных грунтов на всю глубину их залегания или замену слабых глинистых грунтов на всю глубину сжимаемой толщи. ОСНОВАНИЯ НА ЗАСОЛЕННЫХ ГРУНТАХ 4.25. Засоленные грунты в зависимости от минимального суммарного содержания легко-и среднерастворимых солей в % от массы воздушно-сухого грунта следует классифицировать в соответствии с главой СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений. 4.26. Засоленные грунты с суммарным содержанием легко- и среднерастворимых солей св. 5% до 8% массы воздушно-сухого грунта допускается использовать только на сухих участках с обязательным принятием мер, обеспечивающих предохранение верхней части основания от увеличения засоления, а также от увлажнения. Грунты с засоленностью св. 8% применять в качестве оснований не допускается. 4.27. При проектировании оснований, сложенных засоленными грунтами, необходимо производить оценку выщелачивающего действия грунтовых и поверхностных вод на грунты основания и агрессивность засоления по отношению к материалам аэродромной конструкции, При этом следует предусматривать мероприятия по предотвращению этого действия путем устройства насыпей, водоотводных систем, понижения уровня грунтовых вод, устройства капилляропрерывающих, изолирующих и защитных прослоек и стенок, укрепления грунтов вяжущими материалами и др. Толщину прослоек следует принимать не менее: из щебня или гравия—15 см, из природного грунта, обработанного битумом,—5 см. 4.28. Для аэродромов, располагаемых на грунтах, имеющих засоленность св. 2% до 8%, возвышение дна корыта (поверхности грунтового основания) над уровнем грунтовых вод или верховодки следует принимать на 20% больше значений, приведенных в п. 4.3 (табл. 16) настоящей главы. |
4.29. Если засоленные грунты являются одновременно просадочными или набухающими, то при проектировании оснований следует учитывать дополнительные требования к этим грунтам, изложенные в настоящей главе. 4.30. Возможность использования засоленных грунтов, укрепленных вяжущими материалами, в качестве оснований под аэродромные покрытия следует устанавливать в соответствии с Инструкцией по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов в зависимости от степени и вида засоления грунтов, а также вида применяемых вяжущих материалов. 5. ПОКРЫТИЯ И ИСКУССТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ 5.1. Аэродромная конструкция, воспринимающая нагрузки и воздействия от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов, должна включать: покрытие — верхний несущий слой, непосредственно воспринимающий нагрузки от колес воздушных судов, воздействия природных факторов (переменного температурно-влажностного режима, пучения или набухания подстилающих грунтов, многократного замораживания и оттаивания, влияния солнечной радиации, ветровой эрозии и др.), тепловые и механические воздействия газовых струй реактивных двигателей; искусственное основание — несущая часть аэродромной конструкции, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок и воздействий на грунтовое основание и состоящая из отдельных конструктивных слоев, которые выполняют также дренирующие, проти-возаиливающие, морозотеплозащитные, гидроизолирующие, капилляропрерывающие и другие функции; грунтовое основание — спланированные и уплотненные местные или привозные грунты, воспринимающие распределенные нагрузки через вышележащую многослойную конструкцию покрытия и искусственного основания. 5.2. Аэродромные покрытия надлежит подразделять: по характеру сопротивления действию нагрузок— на жесткие (бетонные, армобетон-ные, монолитные и сборные железобетонные) и нежесткие (асфальтобетонные; из прочных каменных материалов подобранного состава, обработанных органическими вяжущими; |
грунтощебеночные и грунтогравийные; грунтовые, обработанные минеральными или органическими вяжущими материалами); по сроку службы и степени совершенства — на капитальные (все жесткие и асфальтобетонные покрытия), облегченные (из прочных щебеночных материалов подобранного состава, обработанных органическими вяжущими материалами) и переходные (из щебеночных и гравийных материалов, грунтов и местных материалов, обработанных органическими и минеральными вяжущими материалами). МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОКРЫТИИ И ИСКУССТВЕННЫХ ОСНОВАНИИ 5.3. Для жестких аэродромных покрытий следует предусматривать тяжелый бетон, отвечающий требованиям ГОСТ 8424-72 и настоящих норм. Проектные марки бетона должны соответствовать:
|
по прочности на растяжение при изгибе — Ри 35, Ри 40, Ри 45, Ри 50, Ри 55, Ри 60, Ри 65, Ри 70, Ри 75, Ри 80; по морозостойкости — Мрз 50, Мрз 75, Мрз 100, Мрз 150, Мрз 200. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять мелкозернистый (песчаный) бетон. 5.4. Проектные марки бетона по прочности необходимо принимать не ниже указанных в табл.20. Морозостойкость бетона должна быть при расчетной среднемесячной температуре наружного воздуха наиболее холодного месяца: для однослойного покрытия и верхнего слоя двухслойного покрытия: от 0°С до минус 5° С . не менее Мрз 100 ниже минус 5° С до минус 15° С........» » Мрз 150 ниже минус 15° С . . . » » Мрз 200 для нижнего слоя двухслойного покрытия: от 0° С до минус 5° С . . не менее Мрз 50 ниже минус 5° С до минус 15° С.......» » Мрз 75 ниже минус 15° С . . . » » Мрз 100 Примечание. Расчетная среднемесячная температура наружного воздуха принимается в соответствии с главой СНиП по строительной климатологии н геофизике. 5.5. Нормативные и расчетные характеристики тяжелого и мелкозернистого (песчаного) бетонов следует принимать по табл. 21. 5.6. Вид и класс арматуры надлежит устанавливать в зависимости от типа покрытия и назначения арматуры. В качестве напрягаемой арматуры следует преимущественно применять: термически упрочненную арматурную сталь классов Ат-IV, At-V и At-VI, горячекатаную арматурную сталь классов A-V и A-VI — для плит сборных покрытий; высокопрочную арматурную проволоку классов В-П и Вр-Н, арматурные канаты класса К-7 — для монолитных покрытий. В качестве ненапрягаемой арматуры следует применять обыкновенную арматурную проволоку классов Вр-I и В-I (в сварных сетках и каркасах), горячекатаную арматурную сталь периодического профиля классов А-Н и А-Ш. В качестве монтажной, распределительной и конструктивной арматуры, а также для элементов стыковых соединений следует применять горячекатаную арматурную сталь гладкую класса A-I и обыкновенную арматурную гладкую проволоку класса Вр-1. |
Характеристики арматурных сталей следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию бетонных и железобетонных конструкций. 5.7. Якорные фундаменты следует предусматривать из бетона марок М 200 и М 250. , Для изготовления металлического анкера, заделываемого в бетон, и якорного кольца надлежит применять горячекатаную арматурную сталь класса A-I марки ВСтЗсп2, а также класса А-П марки 10ГТ, класса А-Ш марки 25Г2С и класса A-IV марки 20ХГ2Ц. При расчетной температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40° С применять арматуру класса A-I не допускается. 5.8. В качестве материалов для заполнения деформационных швов жестких покрытий должны применяться резинобитумные вяжущие и полимерные герметики, укладываемые в холодном состоянии, битумно-полимерные мастики, укладываемые в горячем состоянии, или готовые эластичные прокладки, удовлетворяющие требованиям, преъявляемым к материалам для герметизации швов жестких покрытий. 5.9. Асфальтобетонные покрытия необходимо предусматривать из асфальтобетонных смесей, отвечающих требованиям ГОСТ 9128— 76 и удовлетворяющих прочностным характе-ррстикам, приведенным в табл. 22. 5.10. Для искусственных оснований жестких покрытий и термоизоляционных слоев следует применять мелкозернистый (песчаный) бетон, керамзитобетон и шлакобетон (с запол- |
нителем из металлургического шлака), а также щебень, гравий, песчано-гравийные, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси и другие местные материалы и грунты, обработанные и необработанные вяжущими материалами. |
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)
СНиП |
СТРОИТЕЛЬНЫЕ |
11-47-80 |
НОРМЫ И ПРАВИЛА |
Часть II |
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ |
Глава 47 |
АЭРОДРОМЫ Утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 10 апреля 1980 г. № 49 |
Москва Стройиздат 1981 |
— 1<9
Примечания: 1. Значения модулей упругости и расчетных сопротивлений растяжению при изгибе приведены для материалов, получаемых способом перемешивания на месте. Для материалов, получаемых путем смешения в установке, приведенные значения следует повышать на 30%. Значения модуля упругости при укреплении грунта цементом марки 300 надлежит понижать на 25%. 2. Модули упругости грунтов, обработанных известью, золами уноса, битумными эмульсиями и другими вяжущими материалами, должны приниматься в соответствии с Инструкцией по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований н покрытий автомобильных дорог и аэродромов. |
Продолжение табл. 24 3. Для искусственных оснований нежестких покрытий значения модулей упругости следует понижать: для грунтоцемента, приготовленного из оптимальных грунтовых смесей, и пескоцемента — на 84%; для остальных грунтоцементов — на 76%.
Примечание. Меньшие значения модуля упругости материалов указаны для II дорожно-климатической зоны, большие — для IV и V зон. Для III дорожно-климатической зоны следует принимать промежуточные значения модуля упругости. |
УДК 725.39.011(083.75)
СНиП 1147-80. Аэродромы/Госстрой СССР.—М.: Стройиздат, 1981, —56 с.
Разработана Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом «Аэропроект», его Ленинградским филиалом «Ленаэропроект» МГА и организациями Минобороны с участием Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, Киевского института инженеров гражданской авиации МГА и Московского автомобильно-дорожного института Минвуза СССР.
С введением в действие главы СНиП 1147-80 «Аэродромы» утрачивают силу с 1 января 1981 г. Указания по проектированию аэродромных покрытий (СН 120-70).
Редакторы — инж, И. Д. Демин (Госстрой СССР); кандидаты техн. наук В. £. Тригони, А. И. Дон и инж. В. Л. Квонкин (ГПИ и НИИ «Аэропроект»); канд. техн. наук В. С. И скрин (ГПИ и НИИ «Ленаэропроект»); канд. техн. наук Б. И. Демин (организация Минобороны).
Госстрой СССР
СНиП П-47-80 Строительные нормы и правила Часть II. Нормы проектирования ГЛАВА 47. АЭРОДРОМЫ
Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав. редакцией Г. А. Жигачева Редактор Л. Г. Б а л ь я и Мл. редактор Л. И. Месяцева Технический редактор В. Д. Павлова Корректор О. В. Стигнеева
Н/К
Сдано в набор 13.03.81. Подписано в печать 30.09.81. Формат 84Xl08'/ie. Бумага тип. № 1. Гарнитура «Литературная». Печать высокая. Уел. печ. л. 5,88. Уел. кр.-отт. 6,38. Уч.-изд. л. 6,37. Тираж 35 000 экз, Изд. № XII—9084. Заказ № 692. Цена 35 коп.
Стройиздат 101442, Москва, Каляевская, 23а Владимирская типография «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7
30213—254
С- Инструкт.-нормат., II вып. — 1.5—81. 3201000000 © Стройиздат, 1981
047(01)—81
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Нормы настоящей главы должны соблюдаться при проектировании новых, реконструкции и расширении существующих летных полей аэродромов (вертодромов), располагаемых на территории Союза ССР. Примечания: 1. Требования разделов 2 и 3 настоящей главы распространяются только на проектирование аэродромов (вертодромов) гражданской авиации, предназначенных для воздушных судов, выполняющих пассажирские и грузовые перевозки. Требования, соответствующие приведенным в указанных разделах и подлежащие соблюдению при проектировании аэродромов (вертодромов) другого назначения, устанавливаются ведомственными нормативными документами, согласованными Госстроем СССР. 2. При разработке проектов аэродромов (вертодромов) или (и) их отдельных элементов должны также соблюдаться соответствующие требования нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР, государственных стандартов и других законодательных актов. При проектировании аэродромов международных аэропортов должны, кроме того, соблюдаться стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО). 3. Под вертодромами здесь и далее понимаются аэродромы, предназначенные для взлета, посадки, руления, хранения и технического обслуживания вертолетов. 1.2. Технические решения проектов новых или реконструкции (расширения) существующих аэродромов (вертодромов) должны приниматься на основе результатов сравнения технико-экономических показателей вариантов, учитывая класс аэродрома, его назначение и категорию нормативной нагрузки на опору воздушного судна, предполагаемую интенсивность движения воздушных судов, особенности воздействия на аэродромное покрытие газовых струй от двигателей воздушных судов, климатические, инженерно-геологические, гидрогеологические и другие условия района строительства; при этом выбранный вариант проектного решения должен обеспечивать: безопасность и регулярность выполнения взлетно-посадочных операций; |
надежность, долговечность и экономичность сооружений аэродрома (вертодрома); прочность и устойчивость грунтового и искусственного оснований и покрытия; ровность, износоустойчивость, беспыль-ность и шероховатость поверхности покрытия; комплексность решений вертикальной планировки, конструкций покрытий, систем водоотвода поверхностных и грунтовых вод, агротехнических мероприятий и др.; экономное расходование металла и вяжущих материалов в строительстве; широкое использование местных строительных материалов; минимально необходимые единовременные капитальные вложения на строительство отдельных элементов аэродрома (вертодрома) и возможность их дальнейшего поэтапного сооружения, усиления и расширения; максимальную индустриализацию, механизацию и высокую технологичность строительных и ремонтных работ; сокращение продолжительности строительства; оптимальные эксплуатационные качества аэродрома (вертодрома) и его отдельных элементов. 1.3. Проектирование аэродромов (вертодромов) следует осуществлять с учетом обеспечения эксплуатации предусмотренных техническим заданием воздушных судов и интенсивности их движения в течение 10 лет после ввода аэродрома (вертодрома) в эксплуатацию, а также с учетом возможности дальнейшего развития аэропорта (вертолетной станции) в последующие 10 лет. 1.4. Размеры земельных участков, отводимых для аэродрома (вертодрома), следует устанавливать в соответствии с Нормами отвода земель для аэропортов. Земельные участки, отводимые на период строительства аэродрома (вертодрома) для размещения временных производственных баз, временных подъездных дорог и для других нужд строительства, подлежат возврату тем землепользователям, у которых эти участки были изъяты, после приведения их в состоя-
Утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 10 апреля 1980 г. № 49 Срок введения в действие с 1 января 1981 г. Внесены Министерством гражданской авиации |
ние, предусмотренное Основными положениями по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденных ГКНТ, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гос-лесхозом СССР. 1.5. Классификационные показатели нагрузок аэродромов гражданской авиации должны устанавливаться в соответствии с табл. 1.
2. ЭЛЕМЕНТЫ АЭРОДРОМОВ И ВЕРТОДРОМОВЭЛЕМЕНТЫ АЭРОДРОМОВ 2.1. В составе аэродромов следует предусматривать следующие основные элементы: летные полосы (ЛП), в том числе взлетно-посадочные полосы (ВПП) с искусственным покрытием (ИВПП) и (или) грунтовые (ГВПП); боковые (БПБ) и концевые (КПБ) полосы безопасности; рулежные дорожки (РД): места стоянки воздушных судов (МС); перроны; площадки специального назначения. Функциональное назначение аэродрома и его отдельных элементов следует принимать по ГОСТ 23071-78. Летные и взлетно-посадочные полосы 2.2. Направление и расположение ЛП следует назначать с учетом метеорологических факторов (ветровой режим, туман, дымка, низкая облачность и пр.), наличия препятствий на приаэродромной территории, направления и расположения ЛП соседних аэродромов, перспективы развития прилегающих к аэродрому населенных пунктов, рельефа местно |
сти, а также особенностей зимней эксплуатации аэродрома. 2.3. Требуемые длины элементов ЛП следует устанавливать в соответствии с требованиями ведомственных нормативных документов. Ширину отдельных элементов ЛП следует принимать по табл. 2.
2.4. Ветровая загрузка летной полосы аэродрома (вероятная частота использования какого-либо определенного направления полосы, выраженная в процентах от всех направлений ветров) должна быть не менее приведенной в табл. 3.
Расчет ветровой загрузки надлежит производить для 8 или 16 румбов по данным наблюдений ближайшей к аэропорту метеорологической станции за возможно длительный период, но не менее чем за 5 лет. 2.5.Необходимое количество и взаимное расположение ВПП следует определять расчетом, исходя из интенсивности движения воздушных судов и требований обеспечения безопасности и регулярности полетов. |
СНиП 11-47-80
2.6. При отсутствии магистральной РД следует предусматривать уширение концевого участка ИВПП аэродрома, обеспечивающее безопасный разворот воздушного судна расчетного типа и выход его на ось ИВПП на минимальном расстоянии от ее конца. Грунтовые участки, примыкающие к торцам ИВПП, необходимо укреплять. При этом ширину укрепляемых торцевых участков надлежит постепенно уменьшать до % ширины ИВПП. Ширину ИВПП в местах уширения и протяженность укрепляемых грунтовых участков, примыкающих к торцам ИВПП, следует принимать по табл. 4. |
новании следует предусматривать соединительные РД, в том числе скоростного схода под углом 30—45° к ИВПП. 2.11. Ширину РД аэродромов необходимо принимать в соответствии с табл. 5.
|
2.7. Вдоль кромок ИВПП следует предусматривать грунтовые обочины шириной не менее 25 м. Рулежные дорожки (РД) 2.8. Количество РД необходимо определять из условия обеспечения маневрирования воздушных судов с учетом интенсивности их движения при минимальной протяженности путей руления между ИВПП и другими элементами аэродрома. Расположение РД должно, как правило, исключать возможность встречного движения воздушных судов, средств транспорта и механизации, а также пересечения рабочей зоны глиссадных радиомаяков системы инструментального захода на посадку воздушных судов. Для летного поля необходимо предусматривать мероприятия и устройства (световую сигнализацию, специальные указатели, разъезды и др.), обеспечивающие безопасность движения по РД. 2.9. Для аэродромов классов А и Б совмещение магистральной РД с МС, перронами и площадками специального назначения не допускается. 2.10. Для увеличения пропускной способности ИВПП и сокращения путей руления воздушных судов при соответствующем обос-2—692 |
2.12. Для аэродромов классов А, Б и В вдоль РД с обеих сторон, а также в местах разворота воздушных судов на торцевых уши-рениях ИВПП следует предусматривать* укрепленные обочины шириной, указанной в табл. 6.
2.13. Вдоль боковых кромок искусственных покрытий ИВПП, РД, МС, перронов и площадок специального назначения, где не предусматриваются укрепленные обочины, следует проектировать укрепленные отмостки (сопряжения) шириной 0,5—1,5 м. 2.14. Расстояния между кромками искусственных покрытий РД, ИВПП и неподвижными препятствиями следует принимать по табл. 7. |
— 0 — 2.15. В местах примыкания РД к ИВПП перронам, МС и другим РД, а также в местах их пересечения следует предусматривать закругления внутренних кромок покрытия в плане радиусом, принимаемым по табл. 8.
Перроны, места стоянок самолетов и площадки специального назначения 2.16. Размеры и конфигурация перрона, МС и площадки специального назначения должны обеспечивать: размещение расчетного количества воздушных судов и их безопасное маневрирование; проезд и размещение средств специального автомобильного транспорта и перронной механизации; |
размещение передвижного и стационарного оборудования, предназначенного для технического обслуживания воздушных судов; размещение устройств заземления (для снятия статического электричества), крепления воздушных судов, а также других необходимых устройств; возможность механизированной очистки покрытия от снега. 2.17. Вдоль кромок РД, перронов и МС следует предусматривать грунтовые обочины шириной не менее 10 м. 2.18. Расстояния, м, от крайней точки крыла (или габарита) воздушного судна, стоящего на перроне, МС или площадке специального назначения, должны быть не менее: до здания (сооружения, устройства), крайней точки крыла стоящего в ряд или движущегося воздушного судна с максимальной взлетной массой: св. 30 т — 7,5; 10—30 т —6; менее 10 т — 4; до кромки покрытия — 4. ЭЛЕМЕНТЫ ВЕРТОДРОМОВ 2.19. В составе вертодромов следует предусматривать следующие основные элементы: летные полосы (ЛП), в том числе ВПП, БПБ и КПБ; рулежные дорожки (РД); перроны; места стоянки вертолетов (МС); девиационную площадку; швартовочную площадку. 2.20. Размеры элементов вертодромов следует принимать в соответствии с табл. 9. 2.21. Размеры и конфигурация перрона и площадок специального назначения должны обеспечивать одновременное размещение расчетного количества и безопасное маневрирование вертолетов и обслуживающих их специальных транспортных средств. 2.22. Места стоянки вертолетов следует располагать вне зон воздушных подходов к вертодрому. При наличии нескольких направлений взлета и посадки вертолетов места стоянки допускается располагать в зонах воздушных подходов направлений, имеющих наименьшую ветровую загрузку. Продольная ось индивидуального МС должна, как правило, совпадать с направлением господствующих ветров большой скорости. |
|
2.23. При расположении вертодромов (посадочных площадок) в горных, приморских и других районах, в которых скорость ветра достигает 20 м/с и более, а также при расположении МС на крышах зданий и приподнятых платформах следует предусматривать оборудование МС якорными креплениями. 2.24. В местах примыкания РД к ВПП, МС и перронам следует предусматривать закругления внутренних кромок покрытия в плане радиусом, равным удвоенной ширине РД. 2.25. Расстояния между элементами вертодрома (в зависимости от диаметра D несущего винта и колеи Кш шасси вертолета расчетного типа) должны быть не менее указанных в табл. 10. Таблица 10
2.26. Размеры приаэродромной территории (прилегающей к аэродрому или вертодрому местности, над которой в воздушном пространстве производится маневрирование воздушных судов) и допускаемые высоты естественных и искусственных препятствий в ее границах следует устанавливать в соответствии с ведомственными нормативными документами исходя из условия обеспечения безопасности: продолжения взлета воздушного судна в случае отказа одного из двигателей после отрыва; захода на посадку по прямоугольным маршрутам, с прямой, с отворотом и выходом на посадочный курс; посадки по единой глиссаде и ухода на второй круг в условиях плохой видимости. |
8 —
СНиП 11-47-80
3. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА3.1. Максимально допускаемые продольные и поперечные уклоны элементов аэродромов (вертодромов) следует принимать по табл. 11—13.
Примечания: 1. Длина крайних участков ИВПП при назначении продольных уклонов принимается для аэродромов классов А, Б и В равной Ve, для аэродромов остальных классов — 74 длины ИВПП. 2. На крайних участках ИВПП продольные уклоны должны быть одного направления. 3. При реконструкции существующих аэродромов значения продольных и поперечных уклонов, указанные в таблице, допускается увеличивать в пределах 20%. 4. Уклоны РД и обочин РД, располагаемых в пределах ЛП, должны соответствовать уклонам, принятым для ЛП. |
Примечания: 1. Длина крайних участков ГВПП и БПБ при назначении продольных уклонов принимается для аэродромов классов А, Б и В равной 7в, для аэродромов остальных классов — Ча длины ГВПП. 2. Обочины РД, расположенные в пределах летного поля, должны плавно сопрягаться с его проектной поверхностью и иметь продольный и поперечный уклоны не более соответствующих допускаемых уклонов рассматриваемого грунтового элемента ЛП. Т а бли ца 13
|