Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

37 страниц

319.00 ₽

Купить СН 298-64 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция разработана в развитие глав СНиП III-Г.4-62 и III-Г.6-62 и содержит указания по пневматическому испытанию наружных трубопроводов водоснабжения, канализации и теплоснабжения на территории городов, населенных пунктов и промышленных предприятий.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие указания

2. Подготовка к испытаниям

     Временные трубопроводы

     Оборудование и приборы

     Способы выявления дефектов

3. Испытание стальных трубопроводов

4. Испытание чугунных и железобетонных трубопроводов с металлическим сердечником

5. Испытание асбестоцементных и железобетонных предварительно напряженных трубопроводов

6. Испытание полиэтиленовых трубопроводов

7. Требования по технике безопасности

Приложение 1. Сводная таблица передвижных компрессорных установок и их технические характеристики, которые могут быть использованы при проведении пневматических испытаний трубопроводов

Приложение 2. Краткие технические характеристики дизель-компрессоров типа СПДК

Приложение 3. Справочные данные о производительности передвижных компрессоров и требуемом времени для повышения давления в трубопроводе при пневматическом испытании

Приложение 4. Приготовление мыльной эмульсии

Приложение 5. Одорирование

Приложение 6. Обнаружение неплотностей при помощи галоида

Приложение 7. Методика введения галосодержащих соединений в испытываемый трубопровод

Приложение 8. Схема подсоединения компрессора к испытываемому трубопроводу

Приложение 9. Формы актов приемки

Приложение 10. Схемы фланцевых заглушек

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР (ГОССТРОЙ СССР)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПНЕВМАТИЧЕСКОМУ ИСПЫТАНИЮ НАРУЖНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

СН 298-64

Моста - 19 65

Издали* официальна*

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР (ГОССТРОЙ СССР)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПНЕВМАТИЧЕСКОМУ ИСПЫТАНИЮ НАРУЖНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

СН 298—64

Утверждена Государственным комитетом по делим стрзительства СССР 26 декабря 1961 г.

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

Москва — 19 65

ляном покрове водотока, а также при устройстве перехода по существующему или специально сооруженному для этой цели мосту весь трубопровод перехода должен быть смонтирован и подвергнут испытаниям на прочность и плотность в обычном порядке.

2.25.    При рабочем давлении в трубопроводе перехода более 3 кгс1смг пневматическое испытание производится с принятием мер по технике безопасности согласно примечанию к п. 7.16 настоящей инструкции,

2.26.    При испытании трубопровода перехода с рабочим давлением свыше 3 кгс/см3 в зимнее время необходимо соблюдать правила, изложенные в разделе 7 настоящей инструкции.

2.27.    Переходы из стальных труб под железнодорожными и трамвайными путями, автомобильными дорогами и городскими проездами при невозможности произвести испытание полностью смонтированного трубопровода до прокладки его в тоннеле или при сооружении перехода способом прокола, продавливания, горизонтального бурения и т. п. испытываются пневматическим способом путем определения падения давления по манометрам, устанавливаемым на заглушенных концах трубопровода.

2.28.    При открытом способе устройства переходов в случаях, указанных в п. 2.27, правила и порядок пневматического испытания трубопроводов принимаются по соответствующим пунктам настоящей инструкции.

3. ИСПЫТАНИЕ СТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

3.1. Величина испытательного давления при пневматическом испытании стальных трубопроводов установлена соответствующими разделами глав СНиП 111-Г.4-62 и 1П-Г.6-62.

Испытание на прочность стальных трубопроводов должно производиться:

а)    при рабочем давлении до 5 кгс/смг— испытательным давлением 6 кгс/смг\

б)    при рабочем давлении свыше 5 кгс/см* — испытательным давлением, равным рабочему, с коэффициентом 1.15;

в)    для стальных паропроводов с рабочим давлением свыше 1 кгс/см1 и трубопроводов горячей воды с температурой свыше 120° С— рабочему давлению с коэффици-

10

ентом 1,25 (но не менее 16 кгс/см2 для подающих трубопроводов и 10 кгс/см2 для обратных).

3.2.    При проведении предварительных испытаний (на прочность) стальных трубопроводов давление воздуха постепенно повышается до испытательного. Под этим давлением трубопроводы систем водоснабжения, канализации н теплоснабжения выдерживаются 30 мин.. Для поддержания испытательного давления разрешается, в необходимых случаях, производить подкачку или выпуск воздуха, затем давление в трубопроводе снижается до 3 кгс/смг (при этом давлении производится осмотр трубопровода с отметкой дефектных мест).

3.3.    После наполнения воздухом, до начала испытаний, наружные трубопроводы должны выдерживаться для выравнивания температуры воздуха в трубопроводе с температурой грунта.

Минимальное время выдержки в зависимости от диаметра трубопровода в ч:

при    D,    до 300    мм............2

•    Оу    » ООО    I............. 4

»    Dy    » 900     8

»    Dy    » 1200    >.............16

»    Dy    • 1400    •.............24

3.4. Окончательное пневматическое испытание стальных трубопроводов производится в следующей последовательности:

а)    давление в трубопроводе повышают до испытательного. Под этим давлением трубопровод выдерживается 30 мин;

б)    если при наблюдении по манометру, нарушения целостности трубопровода не произойдет, то давление снижают до 0,5 кгс/см2 и под этим давлением трубопровод выдерживают в течение 24 ч;

в)    по окончании срока выдержки устанавливается давление Ра, равное 3000 мм вод. ст. (при заполнения жидкостного манометра водой), и 3450 мм кер. ст. (при заполнении его керосином), отмечается время начала испытания, а также барометрическое давление Р« в мм рт. ст.;

г)    продолжительность испытания должна соответствовать величинам, указанным в табл. 1;

II

д)    по истечении времени испытания, указанного в табл. 1, измеряется давление в трубопроводе Я*

3—1236

Таблица 1

Допускаемые величины снижении давления при пневматическом испытании стальных, чугунных я железобетонных с металлическим сердечником, асбестоцементных я железобетонных предварительно напряженных трубопроводом длиной ДО I км

Внутри-я иЯ лиа-

М«Тр Тру ft К мм

Трубопроводы

сш

чугунные и желсво-

&4*Ти*ИЫ» С иг Г».'ДМ

часиам ссраечииком

а<.6т<тоисм«и1имс и жеачтобятомима предварительно капр-женные

прошлый-темнот иссагаиш* • ч-Miiai

XitNlH ааалеиия »• ярем я

исдигыси»

к мм

лоО. см.

прошлый-fexiMociw *UlUT*HK« В ч-шин

падем «е aaa.it имя

и ярам

КЮиТдИМ*

в мм

«од. cm.

грололжн-I ель мчать и .питайся В Ч-МиН

падение л а юг и и я м время испытания В яМ

«од. cm.

100

0-30

55

0—15

65

0-15

130

125

0-30

45

0-15

55

0—15

ПО

150

1-00

75

0-15

50

0-30

100

200

1—00

55

0-30

65

0-30

130

250

1-00

45

0-30

50

1-00

100

300

2-00

75

1—00

70

1-00

140

350

2-00

55

1-00

55

2—00

ПО

400

2-00

45

1-00

50

2-00

100

450

4-00

80

2-00

80

3-00

160

500

4-00

75

2-00

70

з-оо

N0

600

4—00

50

2-00

55

4-СО

ПО

700

6-00

60

3-00

65

4—00

130

750

___

_

3-00

50

5—00

100

800

6-00

50

3-00

45

5-00

90

900

6-00

40

4-00

55

6—00

ПО

1000

12-00

70

4—00

50

6-00

100

1100

12-00

60

—.

1200

12-00

50

1400

12-00

*5

в мм вод. ст. (или в мм кер. ст.) и барометрическое давление Р*и в мм рт. ст.;

е) истинная величина снижения давления в мм вод. ст. определяется по формуле

p=y(pH-'p*) + U‘(4p:~p'u)-    <2)

При использовании в манометре в качестве рабочей жидкости воды 7 = 1. пРи использовании керосина у =* -0.87.

3.5. Трубопровод считается выдержавшим окончательное пневматическое испытание, если не будет обнаружено нарушения его целостности и величина Р. определенная по формуле (2). не будет превышать допускаемую величину, указанную в табл. 1.

4. ИСПЫТАНИЕ ЧУГУННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С МЕТАЛЛИЧЕСКИМ СЕРДЕЧНИКОМ

4.1.    Пневматическое испытание чугунных и железобетонных с металлическим сердечником трубопроводов систем водоснабжения и канализации может производиться, если рабочее давление в них не превышает 5 кгс/см7. При большем рабочем давлении пневматическим способом может производиться только предварительное испытание, а окончательное — гидравлическим способом в соответствии с требованиями главы СНиП Ш-Г.4-62.

4.2.    При пневматическом испытании чугунных и железобетонных с металлическим сердечником трубопроводов проверка прочности до засыпки траншей производится при внутреннем давлении 1,5 кгс/см*, а осмотр — при 1 кгс/см7.

4.3.    После засыпки траншей производится проверка прочности чугунного трубопровода при внутреннем давлении 6 кгс/см1 и проверка герметичности при 0.3 кгс/см7.

4.4.    При проведении предварительного испытания чугунного и железобетонного с металлическим сердечником трубопровода пневматическим способом давление в нем повышается до 1.5 кгс/см7. Под этим давлением трубопровод выдерживается 30 мин. Для поддерживания этого давления в трубопроводе разрешается производить подкачку воздуха, затем давление в трубопроводе снижается до 1 кгс/см7 и при этом давлении производится осмотр трубопровода.

Примечание Давление в трубопроводах должно повышаться постепенно, ступенями, по ОД от испытательного давления, с интервалами по 5 мин.

4.5.    Окончательное пневматическое испытание чугунных и железобетонных с металлическим сердечником трубопроводов. после засыпки траншей, производится в следующей последовательности:

13

а) давление в трубопроводе повышают до 6 кгс/см1

з*

(под этим давлением трубопровод выдерживается в течение 30 мин);

б)    проводят наблюдение за падением давления по манометру, если нарушения целостности трубопровода не произойдет, то давление снижают до 0,5 кгс/см*; под этим давлением трубопровод выдерживают в течение 24 ч;

в)    по окончании срока выдержки устанавливают давление Рш, равное 3000 мм вод. ст. (при заполнении жидкостного манометра водой, и 3450 мм кер. ст. (при заполнении его керосином); отмечают время начала испытания, а также барометрическое давление РЦ в мм рт. ст.;

г)    по истечении времени испытания, указанного в табл. I, отмечают давление в трубопроводе Р„ в мм вод. ст. (или в мм кер. ст., при заполнении манометра керосином) и отмечают барометрическое давление Р\в мм рт. ст.;

д)    истинную величину снижения давления в мм вод. ст. определяют по формуле (2),

4,6. Трубопровод считается выдержавшим окончательное пневматическое испытание, если не будет обнаружено нарушение его целостности и величина Р, определенная по формуле (2). не будет превышать допустимую величину, указанную в табл. 1.

5. ИСПЫТАНИЕ АСБЕСТОЦЕМЕНТНЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

5.1.    Асбестоцементные и железобетонные предварительно напряженные трубопроводы, применяемые в системах водоснабжения и канализации, могут быть подвергнуты пневматическому испытанию, если они предназначены для работы под давлением не свыше 5 кгс/с.и*.

5.2.    Пневматическое испытание подземных асбестоцементных трубопроводов производится после укладки их в траншеи и присыпки мелким талым грунтом на 30— 50 см выше верхней образующей трубы. Стыки испытываемого участка трубопровода засыпке не подлежат.

5-3. Устранение дефектов на трубопроводах систем водоснабжения и канализации, обнаруженных в процессе испытаний, допускается производить только после снижения давления в испытываемом трубопроводе до атмосферного.

5.4.    Предварительное (на прочность) пневматическое испытание асбестоцементных и железобетонных трубопроводов водопровода и канализации после засыпки траншей производится под испытательным давлением, равным рабочему давлению плюс 2 кгс/см?, но не свыше 6 кгс/см*.

5.5.    При проведении предварительных пневматических испытаний напорных трубопроводов водоснабжения и канализации давление на испытываемом участке постепенно (как указано в п. 4.4. настоящей инструкции) повышается до 1,5 кгс/см2, после чего давление в трубопроводе снижается до 1 кгс/см1 и производится осмотр трубопровода с отметкой на нем дефектных мест.

Устранение дефектных мест производится при атмосферном давлении.

5.6.    Окончательное испытание на прочность и плотность асбестоцементных и железобетонных трубопроводов водоснабжения и канализации производится пневматическим способом в порядке, установленном для чугунных трубопроводов.

5.7.    Пневматическое испытание на плотность подземных асбестоцементных и железобетонных трубопроводов производится после засыпкн траншей на испытываемом участке на полную глубину до проектной отметки.

5.8.    Трубопровод после наполнения воздухом должен выдерживаться (до начала испытаний) для выравнивания температуры воздуха в трубопроводе с температурой грунта.

5.9.    Минимальное время выдержки устанавливается в зависимости от диаметра трубопровода:

при Dy до 300 мм...... 6    «

• Оу 6ал«е 300 до 500 мм ...... . 12 »

• D, • 500 мм .........24    »

5.10.    Продолжительность испытания должна соответствовать величинам, приведенным в табл. 1.

Трубопровод считается выдержавшим испытание, если падение давления в нем за время испытания не превзойдет величин, указанных в табл. I.

6. ИСПЫТАНИЕ ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

3'

6.1. Предварительное испытание (на прочность) полиэтиленовых трубопроводов разрешается производить

15

Инструкция по пневматическому испытанию наружных трубопроводов разработана Всесоюзным научно-исследовательским институтом гидромеханизации, санитарно-технических н специальных строительных работ (ВНИИГС) Госмомтаж-спецстроя СССР сопместно с Ленгипроикжпроектом Ленгор-мсполкощ и институтом ВНИИ Водгео Госстроя СССР при участии ВНИИСТ Газпрома СССР и треста М 103 Главленин-градстроя при Лсиггрислолкоме.

Редакторы; инж. С. Ф Гусаков (Госстрой СССР), конд, техн. наик М. И Богданов (ВНИИГС Госмонтажспеистроя СССР), инж, А. С, Коте лло (ВНИИ Водгео Госстроя СССР),

ГОССТ РО П СССР

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПНЕВМАТИЧЕСКОМУ ИСПЫТАНИЮ НАРУЖНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ План IV кя 1904 г. в 13.

• • •

Crpofiiu <tar Москва, ТрвгщчкоФсчий проезд, д. /

• • •

Редактор яддательстке Л Г. Калачева Технический редактор Г. Д. Млопгоаа Корректор П. 17. Агави««

Сдано к набор 221V М г. Подписано к печати 9/VI 1966 г. Бумага М X МВ1/*—0 ДвЗб бум. д-.1,®> тел. о ем. а. (уч.-нэд. 1,96 а.) Тираж 23 000 ю. И ад. Nb ХП-<МИ2 Зак. Ж 1236 Нека 10 коп

Владмммрекая гклограбжя Гааклодкграфпроиа Гоеударсткеккого комитета Сокггя Мяинстрок СССР по печати

Гор. Владимир, уд. Победы, д. |$-б

Государственны! комитет по делам строительства СССР (Госстрой СССР)

СН 298—И

Инструкция по пневматическому испытанию наружных трубопроводов

Взамен

СН 62—59

I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1.    Настоящая инструкция разработана в развитие глав СНиП Ш-Г.4-62 и 1П-Г.6-62 и содержит указания по пневматическому испытанию наружных трубопроводов водоснабжения, канализации и теплоснабжения на территории городов, населенных пунктов и промышленных предприятий.

Инструкция обязательна для организаций, выполняющих и принимающих работы по монтажу указанных трубопроводов.

1.2.    Инструкция распространяется на стальные, чугунные, железобетонные, асбестоцементные и полиэтиленовые наружные трубопроводы, эксплуатируемые под внутренним рабочим давлением до 16 кгс/см* и при температуре не свыше 250° С.

1.3.    Инструкция не распространяется на испытание трубопроводов:

а)    внутренней сантехники;

б)    наружных и внутренних газопроводов;

в)    магистральных трубопроводов нефти и газа;

г)    технологических трубопроводов;

д)    трубопроводов специального назначения.

Испытание этих трубопроводов производится по специальным нормативным документам или указаниям в проекте.

1.4.    Трубопроводы теплоснабжения, подведомственные Госгортехнадзору СССР, испытываются также с соблюдением правил Госгортехнадзора.

Утаержлевы

Внесены

Государственным

Срок введения 1 июля 1965 г.

Госмонтажслечстроем

комитетом по дедам

СССР

строительств СССР 28 деклбря 1964 г.

2—1236

з

1.5.    Пневматические испытания, проводимые п соответствии с настоящей инструкцией, могут применяться по усмотрению строящей организации, в случае возникновении трудностей при выполнении гидравлических испытаний (зимнее время, отсутствие воды на месте испытания и др.).

1.6.    При проведении пневматических испытаний трубопроводов должны быть соблюдены требования соответствующих глав Строительных норм и правил:

СНиП ШТ.4-62 «Водоснабжение и канализация. Наружные трубопроводы и сооружения. Правила организации строительства, производства работ и приемки в эксплуатацию»;

СНиП Ш-Г.6-62 «Теплоснабжение. Наружные сети. Правила организации строительства, производства работ и приемки в эксплуатацию»;

СНиП 111-Л. 11-62 «1ехника безопасности в строительстве».

1.7.    Пневматические испытания трубопроводов проводятся в две стадии:

а)    предварительные испытания— на прочность (производятся монтажной организацией до предъявления трубопровода к сдаче);

б)    окончательные испытания — на плотность (производятся после засыпки траншей или закрытия непроходных каналов и завершения всех работ на испытываемом участке трубопровода). Окончательные испытания проводятся строительно-монтажной организацией при участии представителя заказчика и являются испытаниями сдаточными.

1.8.    При пневматическом испытании трубопроводов производятся проверка прочности внутренним давлением, величина которого устанавливается в зависимости от величины расчетного рабочего давления трубопровода и материала труб, и наружный осмотр трубопровода с фиксацией дефектов, выявленных при испытании.

Величину падения давления при проверке плотности определяют по приборам за определенный промежуток времени.

1.9.    Подземные стальные трубопроводы могут испытываться пневматическим способом на прочность и плотность при любом расчетном рабочем давлении (в пределах, указанных в п. 1.2 настоящей инструкции), а трубопроводы из других материалов испытываются по пра-

вилам, указанным в соответствующих разделах инструкции.

1.10.    Надземные стальные трубопроводы могут испытываться пневматическим способом на прочность и плотность, если они рассчитаны на рабочее давление не более 3 кгс/см1.

1.11.    При необходимости испытания надземных стальных трубопроводов при отрицательных температурах наружного воздуха (ниже минус 5° С) следует:

а)    ограничиться тщательной проверкой всех стыковых соединений методами физического контроля;

б)    провести испытания на плотность пневматическим способом с соблюдением требований разделов 3 и 7 настоящей инструкции.

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

2.1.    До проведении пневматических испытаний все узлы линейной и вспомогательной арматуры должны быть смонтированы, при этом гидранты, вантузы и предохранительные клапаны нс устанавливаются, а отверстия, соответствующие этим приборам, закрываются стальными заглушками. По концам испытываемого участка также устанавливаются заглушки.

Задвижки, установленные на испытываемом участке, должны быть полностью открыты, а их сальники тщательно уплотнены. Концевые задвижки, если они предусмотрены проектом, также оборудуются заглушками. Использование задвижек для отключения испытываемого участка трубопровода от сетей, находящихся в эксплуатации. не разрешается. Арматура и временные заглушки должны соответствовать испытательному давлению.

2.2.    До предварительного испытанна трубопроводов должно быть проверено наличие и исправность предусмотренных проектом упоров на поворотах, которые до начала испытаний должны иметь проектную прочность. При испытании трубопроводов, стыки которых могут получить продольное смещение по концам испытываемого участка, должны быть установлены временные упоры для восприятия осевых усилий, возникающих в трубопроводе от внутреннего давления.

S

2.3.    Предварительные испытания трубопроводов с муфтовыми или раструбными стыковыми соединениями

2*

следует начинать после приобретения стыками надлежащей прочности.

Подбивка грунтом труб и заполнение пазух должны производиться до начала предварительных испытаний.

2.4.    Подземные трубопроводы перед испытанием на прочность должны быть присыпаны мелким, а в зимних условиях талым грунтом на высоту не менее 25 см, а асбестоцементные трубопроводы на 30—50 см выше верхней образующей трубы. При этом стыки стальных труб должны быть окрытымн и неизолированными. Допускается производить испытания стальных засыпанных трубопроводов с изолированными стыками при условии проверки на базе качества стыковых соединений физическими методами и испытательном давлении более 3 кгс/см1.

Такой порядок испытаний должен быть согласован с заказчиком.

2.5.    До проведения испытаний внутренняя поверхность трубопровода должна быть очищена от грунта, окалины и других засорений путем продувки или другим способом, указанным в проекте организации работ. Эта работа фиксируется актом.

ВРЕМЕННЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ

2.6.    При пневматическом испытании трубопроводов с подводом воздуха от передвижной или стационарной компрессорной установки или магистрали сжатого воздуха, имеющихся на объекте, где находится предназначенный к испытанию трубопровод, сооружается временный стальной трубопровод.

2.7.    Временный трубопровод сооружается по согласованию с организацией, в ведении которой находится компрессорная установка или магистраль сжатого воздуха по схеме, одобренной этой организацией. Сооружение временного трубопровода должно отвечать требованиям глав СНнП Ш-Г.4-62 и Ш-Г.6-62

2.8.    Временный трубопровод должен быть подвергнут испытанию согласно требованиям настоящей инструкции, и все обнаруженные дефекты должны быть устранены.

2.9.    Линия, подводящая воздух от передвижного компрессора или магистрали сжатого воздуха, должна быть оборудована устройствами, показанными на схеме приложения 8:

а) не менее чем двумя запорными устройствами;

в

б)    влагомаслоотделителем, снабженным вентилем для выпуска влаги (конденсата) и масла и предохранительным клапаном (если он отсутствует в передвижной компрессорной установке);

в)    манометром с трехходовым краном и фланцем для присоединения контрольного манометра.

К линии подсоединяется сосуд Вульфа для определения неплотностей испытываемого участка трубопровода одорантом (см. приложение 5) или же дозирующее устройство для введения галоидосодержащих соединений по методике, разработанной ВНИИСТ (приложение 7).

Примечания: I. Манометры присоединяются к трубопроводу (трехходовому крану) черед компенсационный патрубок дли уменьшения влияния вибраций (при работе компрессора) на его показания.

2. Влагомаслоотдслитель устанавливается при пользовании сжатым воздухом от компрессоров (стационарных или передвижных), ис имевших этого устройства.

2.10. На испытыяаемом участке трубопровода целесо. образно применять инвентарные заглушки. Разрешается применение приварных заглушек и заглушек других типов. Торцовые заглушки (см. приложение 10) должны иметь патрубки для присоединения испытуемого участка трубопровода к линии сжатого воздуха.

Торцовая заглушка на другом конце испытываемого участка трубопровода (не имеющая ввода от компрессора или воздушной магистрали) оборудуется лишь патрубком с манометром.

ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ

2.(1. Данные о передвижных компрессорных установках, которые могут быть применены при пневматическом испытании трубопроводов, приведены в сводной таблице приложения 1.

2.12. Замеры давлений при испытании трубопроводов производятся манометрами, определяющими точное падение давления.

При испытательном давлении до ! кгс/см2 следует применять жидкостные V-образные или однотрубные манометры.

При испытательном давлении более 1 кге/см1 следует применять:

а) пружинные манометры общего назначения класса не ниже 1.5 (ГОСТ 8625-59 и ГОСТ 2405-63);

7

б) пружинные образцовые манометры (ГОСТ 6521-60).

Применяемые при испытании трубопроводов пружинные манометры должны иметь корпус диаметром не менее 150 мм и шкалу на номинальное давление около </э измеряемого давления. Манометры должны быть проверены и опломбированы организациями Комитета стандартов. мер и измерительных приборов СССР.

2.13.    При определении по манометрам падения давления в испытываемом участке трубопровода за период испытания должно быть также учтено изменение барометрического давления и введена соответствующая поправка. равная

/*-/>?.    (I)

где Р® — барометрическое давление в начале испытания в мм. рт. ст.;

— барометрическое давление в конце испытания в мм. рт. ст,

2.14.    Данные о барометрическом давлении могут быть получены от местной метеорологической станции. В случае необходимости пользования данными, полученными на местах, применяемые барометры-анероиды, должны соответствовать ГОСТ 6466-53*.

2.15.    Контрольная проверка манометров, предназначенных для пневматических испытаний трубопроводов, в целях определения соответствия их требованиям ГОСТ 8625—59 должна производиться ежегодно.

СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ

2.16. Выявление неплотностей и других дефектов на испытываемом участке трубопровода может быть произведено одним из следующих способов:

а)    по звуку просачивающегося воздуха;

б)    по пузырям, образующимся в местах утечки воздуха из трубопровода при покрытии стыковых соединений и других мест мыльной эмульсией (приложение 4);

в)    по запаху одорированного воздуха, вытекающего через неплотности на испытываемом участке трубопровода. Одорант добавляется к подаваемому компрессором воздуху;

е

г) по показаниям галоидных течеискателей при применении галоидных добавок к воздуху, вводимому в испытываемый трубопровод.

2.17.    При определении мест неплотностей на испытываемом участке трубопровода с помощью одорированного воздуха одорантом может служить аммиак, этил мер-каптан и другие газы с резким запахом, добавляемые к воздуху, засасываемому компрессором и подаваемому в трубопровод (приложение 5).

2.18.    При определении мест утечки воздуха с помощью галоидов можно применять галоидные тсчеиска-тели типа ГТИ-2Т. ГТИ-3, ГТИ-5 и др. (приложение 6).

2.19.    Аммиачный способ выявления неплотностей на испытываемом участке трубопровода состоит в определении неплотных мест по белому облачку, появляющемуся над дефектным местом при поднесении к нему шнура или тампона, пропитанного соляной кислотой, если при поступлении от компрессора воздуха к нему добавлен аммиак.

2.20.    Подсоединение к испытываемому трубопроводу компрессора и контрольно-измерительной аппаратуры производится по схеме, приведенной в приложении 8. Данные о необходимой аппаратуре приведены в п. 2.12 настоящей инструкции.

2.21.    Пневматическое испытание трубопроводов должно производиться, как правило, на участках длиной не более 1 км.

Для полиэтиленовых труб при испытании на прочность— не свыше 500 м.

2.22.    Места дефектов, выявленных на испытываемом участке трубопровода, отмечаются на нем мелом или краской, а сведения о роде дефекта и его местоположении с номером испытываемого участка заносятся в дефектную ведомость испытаний.

Дефекты устраняются после снижения давления в трубопроводе до атмосферного. После устранения дефектов испытание повторяется.

2.23.    При пневматическом испытании переходов, выполненных из стальных труб, через водные препятствия следует руководствоваться правилами испытания стальных трубопроводов согласно соответствующим пунктам настоящей инструкции к главам СНиП Ш-Г.4-62 и II 1-Г. 6-62.

2.24.    При устройстве переходов в зимнее время на ле-

9