ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
УКАЗАНИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ В ДОРОЖНОМ И АЭРОДРОМНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЕННЫХ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ
СН 25-58
МОСКВА
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
УКАЗАНИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ В ДОРОЖНОМ И АЭРОДРОМНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЕННЫХ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ
СН 25-58
Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 30 мая 1958 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, АРХИТЕКТУРЕ И СТРОИТЕЛЬНЫМ .МАТЕРИАЛАМ
Москва — 1958
«Указания по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами» составлены на основе обобщения многолетнего производственного опыта по строительству и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов в различных грунтовых и климатических условиях с применением грунтов, укрепленных вяжущими материалами.
При составлении указаний были использованы также результаты многочисленных исследований в области укрепления грунтов, проведенных научно-исследовательскими и учебными институтами.
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства
Указания по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунто", укрепленных вяжущими материалами
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие указания распространяются на проектирование и строительство новых и реконструируемых автомобильных дорог общей сети СССР, аэродромов, городских улиц, проездов и площадей, а также автомобильных дорог промышленных предприятий.
2. Указания содержат требования, предъявляемые к конструктивным элементам дорожных и аэродромных одежд, устраиваемых из грунтов, укрепляемых органическими (битумом и дегтем) и неорганическими (цементом и известью) вяжущими материалами.
3. Укреплением грунтов называется комплекс технологических и строительных мероприятий, в результате проведения которых грунты приобретают необратимую и устойчивую связность, механическую прочность и погодоустойчивость (морозоустойчивость и водоустойчивость).
4. Укрепление грунтов осуществляется на основе всестороннего учета свойств состава грунтов и вяжущих материалов и включает в себя обязательное выполнение следующих технологических операций:
а) тонкое размельчение грунта;
б) точное дозирование и равномерное перемешивание с грунтом вяжущих материалов;
Внесены |
Утверждены |
Срок |
Главдорстроем |
Государственным комитетом |
введе- |
СССР |
Совета Министров СССР |
ния |
и Министерством |
по делам строительства |
1 ноября |
обороны
СССР |
30 мая 1938 г. |
1958 г. |
|
3 |
в) оптимальное и равномерное увлажнение смеси грунта с вяжущими материалами;
г) уплотнение смеси до требуемой плотности;
д) обеспечение надлежащего влажностного и температурного режима при твердении цементно-грунтовой или известково-грунтовой смеси.
5. Укрепление грунтов применяется при строительстве дорог и аэродромов в III—V климатических зонах, установленных НиТУ 128-55. Во II зоне укреплению могут подвергаться лишь легкосуглинистые, супесчаные и другие крупнозернистые грунты.
6. Работы по укреплению грунтов в зависимости от местных условий и наличия оборудования могут производиться методами смешения на месте, в передвижных или стационарных установках.
7. Выбор вяжущих материалов и методов укрепления грунтов обосновывается сопоставительными технико-экономическими расчетами равнопрочных конструкций.
II. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
8. При проектировании конструктивных элементов дорожных и аэродромных одежд следует руководствоваться указаниями табл. 1.
9. Назначение и расчет отдельных конструктивных слоев из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, или дорожных одежд в целом производятся в соответствии с «Инструкцией по назначению конструкций дорожных одежд нежесткого типа».
10. Расчет толщины аэродромных покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, а также оснований под капитальные покрытия аэродромов производится согласно методу расчета нежестких одежд (приложение 1).
11. Конструктивные слои из грунтов, укрепленных цементами, вследствие их хрупкости и истираемости должны применяться главным образом при устройстве оснований. Применение цементо-грунта в качестве покрытий допускается лишь с обязательной поверхностной обработкой.
12. Грунты, укрепленные органическими вяжущими материалами, вследствие их большей эластичности и лучшей сопротивляемости истиранию по сравнению с цементо-грунтами, рекомендуется применять преимущественно в качестве покрытий с обязательной поверхностной обработкой.
Конструктивные элементы дорожных и аэродромных одежд из грунтов, укрепленных вяжущими материалами
Таблица 1 |
Наименование сооружений |
Конструктивные элементы из грунтов, укрепленных вяжущими материалами |
Вяжущие материалы, рекомендуемые для укрепления грунтов |
/• |
Дорожное строительство |
|
Автомобильные доро- |
Основания, подстила- |
Портланд-цемен- |
гн с капитальными типа- |
ющие слои, обочины |
ты, известь, жид. |
ми покрытий |
|
кие битумы и дегти |
То же, с облегчен- |
Покрытия, основания, |
То же |
ными и переходными |
подстилающие слои, |
|
типами покрытий |
обочины |
|
То же, с переходными типами покрытий |
Покрытия |
» |
Городские улицы. |
Покрытия, основания, |
Портланд-цемен- |
проезды, площади, пар- |
подстилающие слои |
ты, известь, жид- |
ковые дорожки, тротуары и др. |
|
кие битумы |
2. Аэродромное строительство |
|
Взлетно-посадочные полосы (ВПП), рулежные дорожки (РД) и места стоянки (МС) с покрытиями капитального типа |
Основания |
Портланд-цемент |
Внутриаэродромные |
Основания и покры- |
Портланд-цемент, |
дороги, открытые пло- |
тия |
жидкий битум и |
щадки для стоянки спец-автотранспорта и ремонтных работ, полы гаражей и сооружений ТЭЦ и другие сооружения на постоянных аэродромах |
|
деготь |
ВПП, РД и МС на |
Покрытия (с поверх- |
Жидкий битум, |
постоянных аэродромах, расположенных в IV и V климатических зонах |
постной обработкой) |
деготь |
ВПП, РД, МС, внут- |
Основания и покры- |
Портланд-цемент, |
риаэродромные дороги, |
тия |
жидкий битум и |
площадки и другие сооружения на полевых аэродромах |
|
деготь |
|
5 |
III. УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТОВ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ
1. Конструктивные требования
13. Основания и покрытия из укрепленных битумом или дегтем грунтов следует применять во II—V климатических зонах.
14. Грунты, укрепленные битумом или дегтем, должны применяться при устройстве:
а) покрытий на дорогах при средней интенсивности движения до 500 автомобилей в сутки при непременном условии устройства на них слоя износа путем двойной поверхностной обработки вязким битумом с засыпкой щебнем или гравием;
б) нижних, подстилающих слоев дорожной (аэродромной) одежды при строительстве капитальных покрытий всех типов, включая цементно-бетонные, при условии отсутствия необходимости в проведении осушительно-дренажных мероприятий;
в) оснований капитальных покрытий из асфальтобетона или усовершенствованных покрытий из черного щебня или гравия при условии добавления к грунту каменных материалов и длительного (не менее года) использования основания в качестве покрытия для дополнительного уплотнения движением;
г) оснований облегченных покрытий, устраиваемых способом пропитки, смешения на дороге или из предварительно обработанного жидким битумом щебня и гравия.
15. Дорожные покрытия из обработанного битумом или дегтем грунта устраивают серповидного, полукорытного или корытного профиля.
Серповидный или полукорытный профиль рекомендуется применять при несвязных грунтах земляного полотна, а корытный—при связных грунтах в III, IV, V климатических зонах; во II зоне полукорытный профиль желательно применять и при связных грунтах.
Основные элементы поперечных профилей должны отвечать требованиям НиТУ 128-55.
При устройстве аэродромных покрытий поперечные профили должны приниматься в соответствии с рис. 1.
16. При временном использовании оснований из укрепленных битумом грунтов в качестве покрытий на них должна быть сделана поверхностная обработка. При использо-
6
вании оснований в качестве покрытий менее одного года поверхностная обработка может быть произведена жидким битумом или дегтем с засыпкой гравийным материалом или крупнозернистым песком. При более длительном использовании оснований в качестве покрытий поверхностная обработка должна производиться вязким битумом с засыпкой щебнем или гравием.
Односкатный профиль , (-0,012-0,073
I _ Я
Рис. 1. Поперечные профили черных аэродромных покрытий
/ — однослойные покрытия из естественных грунтов или минеральных материалов, обработанных черными вяжущими; II — двуслойные покрытия; верхний слой—из естественного грунта или минеральных материалов, обработанных черными вяжущими: нижний слой—из минеральных материалов, обработанных или не обработанных черными вяжущими материалами: / — при неблагопри
ятных грунтовых условиях устраивается грунто-гравийная отмостка толщиной 5—10 см с поверхностной обработкой вяжущим материалом
17. Поверхностная обработка дорожных покрытий из укрепленного грунта производится вязким битумом после 10-7-15-дневного уплотнения покрытий движением или искусственного уплотнения с исправлением всех обнаруженных в этот период дефектов и должна быть закончена за 2—3 недели до наступления осенних дождей. Поверхностную обработку жидким битумом для устройства защитного слоя рекомендуется производить также после уплотнения движением построенного покрытия и исправления дефектов.
Поверхностная обработка аэродромных покрытий должна производиться сразу после окончания укатки. При этом для поверхностной россыпи, как «правило, применяются каменные высевки крупностью до 5 мм.
18. Основания и покрытия из укрепленного грунта в зависимости от проектной толщины устраиваются в один или несколько слоев, исходя из условий обеспечения их тщательного уплотнения. При этом толщина каждого слоя не должна превышать 12 см в плотном теле. При устройстве многослойных оснований во избежание появления прослоек необработанного грунта, что часто наблюдается при производстве смешения грейдерами, толщину отдельных слоев основания (верхних) рекомендуется назначать в пределах 8—10 см.
19. Многослойные покрытия и основания из укрепленного битумом грунта могут применяться в районах, где количество осадков менее 2 мм на календарный день строительного сезона со среднесуточной температурой 4-10° и выше.
Во всех случаях устройства оснований из укрепленного битумом или дегтем грунта объем работ должен быть увязан с продолжительностью строительного сезона.
20. При устройстве покрытий на основаниях из укрепленного грунта должны быть приняты меры по обеспечению водонепроницаемости покрытий. На всех покрытиях, кроме мелкозернистого или песчаного асфальтового бетона, а также цементобетона должна быть сделана поверхностная обработка.
2. Требования к материалам Г р у н т ы
21. Для устройства покрытий и оснований из грунтов, укрепленных жидкими битумами и дегтями, могут быть использованы естественные грунты с числом пластичности не более 17, разнообразные по своему генезису и по химико-минералогическому составу, за исключением некоторых видов засоленных грунтов (табл. 2).
Для устройства дорожных покрытий и оснований во II климатической зоне могут быть использованы супесчаные грунты с числом пластичности 3—7 и легкие суглинки с числом пластичности не более 12.
8
а — груитоьые смеси: Л — грунто-гравийные и груито-шебекочиис смеси