Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

166 страниц

Купить Распоряжение 1797-р — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Стратегия направлена на создание условий для обеспечения устойчивых высоких темпов роста экспорта услуг, повышение конкурентоспособности российских услуг на глобальных рынках и формирование в Российской Федерации привлекательных для экспортеров услуг и инвесторов условий на основе совокупности подходов к регулированию и налогообложению экспортной деятельности, не менее эффективных по сравнению с конкурирующими юрисдикциями

 Скачать PDF

Оглавление

Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года

     I. Общие положения

     1. Цель и задачи Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года

     2. Особенности и тенденции международной торговли услугами

     3. Динамика и структура международной торговли услугами

     4. Прогноз развития мирового рынка услуг

     5. Динамика и структура российского экспорта услуг

     6. Общие ограничения и барьеры для развития российского экспорта услуг

     II. Отраслевые разделы Стратегии

     1. Транспортные услуги

     2. Туристские услуги

     3. Деловые услуги

     4. Услуги в сфере информационно-телекоммуникационных технологий

     5. Строительные услуги

     6. Услуги по переработке, техническому обслуживанию и ремонту товаров

     7. Финансовые и страховые услуги

     8. Услуги в сфере интеллектуальной собственности

     9. Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха

     10. Медицинские услуги

     11. Российский экспорт медицинских услуг

     12. Образовательные услуги

     III. Ожидаемые результаты (сценарии) реализации Стратегии

     IV. Мониторинг и контроль реализации Стратегии

     Приложение. Целевые индикаторы реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года

План мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 14 августа 2019 г. № 1797-р

МОСКВА

Утвердить прилагаемые:

11редседатель Правите, Российской Федера

Стратегию развития экспорта услуг до 2025 года; план мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года.

Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № 1797-р

СТРАТЕГИЯ развития экспорта услуг до 2025 года

I. Общие положения

1. Цель и задачи Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года

Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в рамках реализации федерального проекта "Экспорт услуг" национального проекта "Международная кооперация и экспорт", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 сентября 2018 г. № 12.

Целью Стратегии является создание условий для обеспечения устойчивых высоких темпов роста экспорта услуг для достижения к 2025 году его объема, превышающего 100 млрд, долларов США.

Стратегия    призвана создать предпосылки    для    повышения

конкурентоспособности российских услуг на глобальных рынках и формирования в Российской Федерации привлекательных для экспортеров услуг и инвесторов условий на основе совокупности подходов к регулированию и налогообложению экспортной деятельности, не менее эффективных по сравнению с конкурирующими юрисдикциями.

Задачами Стратегии являются:

определение конкурентного потенциала и перспективных направлений для развития российского экспорта услуг по видам услуг;

формирование системного подхода по устранению барьеров и проблем в сфере экспорта услуг;

формирование приоритетов и задач по поддержке и расширению экспорта услуг, мотивации экспортеров.

валютного регулирования ограничивают возможность трансграничной оплаты оказанных услуг с использованием электронных денежных средств, что является чувствительным барьером для экспорта услуг, предоставляемых через сеть "Интернет".

Одним из ключевых барьеров для роста поступлений по статье "поездки" являются условия визового режима. По сравнению со странами с развитой туристской отраслью в Российской Федерации достаточно сложные правила въезда в страну, количество стран, с которыми заключены соглашения о безвизовом режиме, не соответствует туристскому потенциалу страны. В Российской Федерации не в полной мере применяется возможность электронного получения визы.

В российской системе мер поддержки экспорта отсутствует линейка продуктов для поставщиков услуг, которая учитывает специфику различных видов услуг, при этом в международной практике поддержки экспорта услуг уделяется не меньше внимания, чем экспорту товаров. В результате российские экспортеры оказываются в неравных условиях, поскольку не получают поддержки, которая доступна экспортерам других стран.

Недостаточно эффективна система мониторинга и оценки внешних барьеров для экспорта услуг, а также барьеров в торговле услугами в рамках Евразийского экономического союза.

Отсутствие детализированной статистики по отдельным видам экспортируемых услуг не позволяет осуществлять оперативный мониторинг ситуации и своевременно учитывать ее изменения для адаптации государственных мер поддержки.

В развитых странах, участвующих в международных инструментах Организации экономического сотрудничества и развития и Организации Объединенных Наций, к компаниям - поставщикам услуг предъявляют требования соблюдения стандартов ответственного ведения бизнеса, которые становятся нетарифными ограничениями для осуществления экспорта.

II. Отраслевые разделы Стратегии 1. Транспортные услуги

Транспортные услуги - все виды транспортного обслуживания водным, воздушным, железнодорожным, автомобильным, трубопроводным и космическим видами транспорта, осуществляемого резидентами одной страны для резидентов другой страны. Транспортные

услуги включают пассажирские и грузовые перевозки, вспомогательные и дополнительные транспортные услуги (предоставляемые в портах, аэропортах, на железнодорожных и автомобильных станциях и других, услуги по эксплуатации транспортной инфраструктуры, услуги транспортных агентств, прочие сопутствующие операции, кроме приобретения топлива, ремонта и обслуживания транспортных средств), а также почтовые и курьерские услуги.

Общая характеристика международного рынка транспортных услуг

В связи с расширением международной торговли товарами мировой экспорт транспортных услуг вырос на 9 процентов по стоимости в 2017 году и достиг 931,5 млрд, долларов США. Быстрее всего экспорт транспортных услуг увеличивался в странах Европейского союза, Содружества    Независимых Государств    и Ближнего Востока

(на 12 процентов).

2017 год стал рекордным для мировой индустрии авиационных перевозок, по стоимости мировой экспорт услуг авиационного транспорта повысился на 10 процентов, водного (морского) транспорта увеличился на 5 процентов в 2017 году, всех прочих видов транспорта - на 12 процентов.

В долгосрочном плане доля транспортных услуг в международной торговле услугами сокращается (28,1 процента в 1990 году и 17,6 процента в 2017 году). Это связано со снижением стоимости перевозок в условиях широкого применения новых технологических и логистических решений, а также с опережающим ростом международных операций по статьям прочих коммерческих услуг.

В структуре глобального экспорта транспортных услуг более половины падает на услуги по перевозке грузов. Свыше четверти транспортных услуг приходится на различные вспомогательные и дополнительные услуги (перевалка, обработка, складирование и хранение грузов и другое) и около четверти транспортных услуг составляют услуги пассажирских перевозок. Вклад почтовых и курьерских услуг незначителен (1 - 1,5 процента). По видам транспорта лидируют морской (свыше 40 процентов мирового экспорта транспортных услуг) и авиационный (около 35 процентов) транспорт.

Продолжается процесс контейнеризации мировых грузоперевозок, совершенствуются технологии и логистика контейнерных перевозок. После слабой динамики в 2015 - 2016 годах мировой контейнерооборот портов вырос более чем на 6 процентов в 2017 году и динамично

расширялся в 2018 году. Общий объем отгрузки контейнеров на экспорт в настоящее время превышает 200 млн. TEU. Актуальными тенденциями развития рынка контейнерных перевозок являются увеличение парка мсгаконтейнеровозов вместимостью более 20 тыс. TEU каждый и усиление интеграции операционной деятельности крупнейших линейных операторов в целях снижения издержек.

Крупнейшими экспортерами транспортных услуг являются страны Европейского союза (42,7 процента в мировом итоге в 2017 году). Соединенные Штаты Америки (9,3 процента), Республика Сингапур (4,9 процента), Китайская Народная Республика (4 процента), Япония (3,7 процента), Специальный административный район Гонконг (3,2 процента), Объединенные Арабские Эмираты (3 процента). Республика Корея (2,6 процента).

Основные направления и перспективы развития мирового рынка транспортных услуг

Транспортная политика развитых и большинства развивающихся государств направлена на повышение конкурентоспособности национальных транспортных операторов на международных рынках и продвижение их интересов в рамках двустороннего и многостороннего переговорных процессов в области транспорта.

Усилия большинства стран в сфере развития экспорта транспортных и транзитных услуг направлены на повышение эффективности логистики, включая цифровизацию транспортных коридоров и узлов, упрощение административных процедур при осуществлении экспорта, импорта и транзита, в том числе в формате "одного окна", гармонизацию транспортного законодательства, а также на формирование и реализацию долгосрочных планов развития транспортной инфраструктуры, формирование специального законодательства в сфере государственночастного партнерства и специальных финансовых инструментов для привлечения частных инвесторов к реализации крупных инвестиционных проектов.

Основные тенденции развития мирового рынка логистического сервиса определяются переходом от оказания специализированных услуг к предоставлению комплексных логистических решений в сфере поставок посредством повышения роли информационных технологий в логистике, развития мультимодальных перевозок и увеличения доли транспортнологистического аутсорсинга.

Современное состояние и будущее мирового рынка авиационных перевозок связано с формированием альянсов авиакомпаний и усилением конкуренции между ними. Основными операционными моделями авиационных перевозок являются прямые перелеты между пунктами вылета и назначения с использованием авиаперевозчиков с низкими издержками и перелеты с пересадкой в узловом аэропорту с использованием традиционных авиакомпаний.

На рынке морских грузоперевозок также создаются альянсы ведущих операторов для получения конкурентных преимуществ, большое влияние на конъюнктуру рынка и уровень фрахтовых ставок оказывает соотношение между предложением мощностей судов и динамикой спроса на них. В части контейнерных перевозок в 2016 - 2018 годах рост спроса на суда-контейнеровозы заметно опережал предложение соответствующих мощностей.

По оценкам Международного транспортного форума, наиболее интенсивно в ближайшие десятилетия морские грузоперевозки в тонн-километрах будут развиваться на внутриазиатских и северо-тихоокеанских маршрутах, маршрутах через Индийский океан, а также средиземноморских и каспийских маршрутах.

Важной долгосрочной тенденцией выступает усиливающаяся конкуренция высокоскоростных железнодорожных магистралей региональным авиалиниям, а также переключение на высокоскоростные магистрали пассажиропотоков с традиционного железнодорожного транспорта и    личного автомобильного транспорта.    Развитие

высокоскоростных магистралей позволяет сформировать дополнительный спрос на перевозки, на основании чего возрастает потенциал экспорта транспортных услуг.

Одним из стимулирующих факторов развития рынка транспортных услуг и транзитных грузоперевозок стало создание международной правовой основы для осуществления мультимодальных перевозок на основе Конвенции о международных смешанных перевозках.

Важную роль в развитии экспорта транспортных услуг играют ключевые многосторонние правовые инструменты:

соглашение    о международном железнодорожном    грузовом

сообщении;

унифицированная железнодорожная накладная к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (соглашение о

международном железнодорожном грузовом сообщении) в сообщениях между Европой и Азией;

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года;

дополнительный протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДГ1Г), касающийся электронной накладной, подписанный в г. Женеве 20 февраля 2008 г.;

международные правовые акты Организации сотрудничества железных дорог.

Росту торговли услугами международного транзита будет способствовать полномасштабная реализация крупных инфраструктурных проектов в евразийском регионе, включая транспортные маршруты китайской инициативы "Один пояс - один путь" на направлениях Восток -Запад, международные автомобильные коридоры Шанхайской организации сотрудничества и транспортные коридоры Программы центрально-азиатского экономического сотрудничества (ЦАРЭС), "Европа - Кавказ - Азия" (ТРАСЕКА), "Север-Юг". Развитие сети евразийских транспортных коридоров различной направленности создает благоприятные возможности для значительного увеличения объема предоставляемых Российской Федерацией услуг в области международного транзита.

В период реализации Стратегии ожидается динамичное развитие роста рынка экспресс-доставки малогабаритных грузов за счет роста популярности и объемов интернет-торговли, повышения эффективности логистики и внедрения новых технологий (развитие сетей постаматов, дронов и беспилотных "тележек", способных обеспечить доставку от двери до двери), а также усиление конкуренции в этом сегменте.

В долгосрочной перспективе изменение технологий и конфигурации производства, появление и распространение новых бизнес-моделей с высокой вероятностью приведут к торможению трансграничной деятельности, связанной с перемещением грузов и физических лиц. Этому будут способствовать тенденции к ограничению потоков промышленного сырья и полуфабрикатов, замещаемых альтернативными местными ресурсами, инновационными продуктами, масштабным повторным использованием материалов, формированию сетей распределенного производства, приближенного к месту нахождения клиентов, и, следовательно, трансформации цепочек поставок, где физические цепочки поставок во многих случаях заменит электронный обмен данными,

быстрому распространению цифровых решений, технологий дополненной реальности, отменяющих необходимость перемещения физических лиц за рубеж для оказания или потребления услуг.

Вместе с тем учитывая различия в стоимости ресурсов в разных регионах мира, длительность обновления материально-технической базы, а также развитие основных грузообразующих отраслей в связи с ростом мировой экономики, в среднесрочной перспективе объемы международной торговли транспортными услугами будут расти, хотя и невысокими темпами (среднегодовой прирост в 2018 - 2025 годах ожидается на уровне

1,5 процента). Абсолютная величина мирового экспорта транспортных услуг составит в 2025 году около 1-1,1 трлн, долларов США, доля транспорта в глобальном экспорте услуг сократится до 13,8 процента (18 процентов в 2017 году).

Российский экспорт транспортных услуг

Российская Федерация находится на 9-м месте но объему экспорта транспортных услуг, если считать Европейский союз как целое, оказывает такие услуги в разы меньше, чем лидеры рынка. Тем не менее российский экспорт транспортных услуг больше, чем аналогичные показатели для Индии, Норвегии, Турции и Канады. На транспортные услуги приходится наибольшая доля российского экспорта услуг, а также наиболее весомый профицит во внешней торговле услугами.

Российский экспорт транспортных услуг в 2017 году составил 19,8 млрд, долларов США (34,3 процента всего экспорта услуг), что уступало пиковым значениям 2013 - 2014 годов, но примерно на 17 процентов больше среднего уровня 2015 - 2016 годов. На грузовые перевозки приходится 35,8 процента общего объема экспорта транспортных услуг, пассажирские - 30,5 процента, вспомогательные и дополнительные услуги - 33,7 процента.

По видам транспорта лидирует воздушный транспорт - 50,8 процента (10,05 млрд, долларов США), далее следуют морской - 24,8 процента (4,91 млрд. долларов США), прочие виды транспорта 22,2 процента (включая железнодорожный - 1,04 млрд, долларов США и автомобильный - 0,93 млрд, долларов США). Доля почтовых и курьерских услуг в экспорте транспортных услуг составляет 2,2 процента.

Экспорт вспомогательных и дополнительных транспортных услуг, связанный с обслуживанием иностранных морских судов в российских

портах, составил 4,1 млрд, долларов США, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 4,7 процента. Поступления в виде платы за наземное, диспетчерское и аэронавигационное обслуживание иностранных воздушных судов выросли на 13,1 процента, или до 1,9 млрд, долларов США.

География российского экспорта транспортных услуг существенно связана с евразийским транзитным статусом страны, традиционными транспортными операциями на пространстве Содружества Независимых Государств, широким использованием офшорных и иных подобных схем при оплате российских транспортных услуг, значительными платежами в адрес организаций (лизинговых компаний, транспортных операторов), расположенных в странах, отличных от фактических получателей транспортных услуг.

Основными импортерами российских транспортных услуг по итогам 2017 года являются:

Швейцарская Конфедерация (2035,1 млн. долларов США);

Китайская Народная Республика (1263,8 млн. долларов США);

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (988,5 млн. долларов США);

Республика Кипр (958,6 млн. долларов США);

Объединенные Арабские Эмираты (748,1 млн. долларов США);

Соединенные Штаты Америки (657 млн. долларов США);

Специальный административный район Г онконг (547 млн. долларов США);

Федеративная Республика Германия (522,7 млн. долларов США);

Великое Герцогство Люксембург (473,5 млн. долларов США);

Ирландия (370,8 млн. долларов США).

В число крупнейших импортеров российских транспортных услуг также входят приграничные страны (Финляндская Республика, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Латвийская Республика), Королевство Дания, Республика Корея, Республика Сингапур, Турецкая Республика, Королевство Нидерландов, Япония, Виргинские острова. Литовская Республика, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Французская Республика.

Наиболее высокими темпами растет экспорт транспортных услуг в Китайскую Народную Республику (включая Гонконг), Соединенные Штаты Америки и Объединенные Арабские Эмираты.

Основными странами - импортерами российских услуг морского транспорта являются Швейцарская Конфедерация, Республика Кипр, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Объединенные

Арабские Эмираты, Республика Сингапур, Китайская Народная Республика, услуг авиационного транспорта - Китайская Народная Республика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенные Штаты Америки, Великое Герцогство Люксембург, услуг прочих видов транспорта - Швейцарская Конфедерация, Республика Белоруссия, Финляндская Республика, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия.

Перспективы развития российского экспорта транспортных услуг

При невысоких темпах роста перспективы развития экспорта транспортных услуг Российской Федерации в среднесрочной перспективе выглядят в целом благоприятными. Это связано с растущей интеграцией Российской Федерации в международное транспортное пространство, расширением сети и повышением интенсивности перевозок по евразийским транспортным коридорам, модернизацией основных фондов транспортной отрасли, портовой инфраструктуры, пунктов пропуска через государственную границу, совершенствованием отраслевой регуляторики.

В среднесрочной перспективе ожидается сохранение относительно высокой доли воздушного транспорта в структуре экспорта транспортных услуг (около 50 процентов) преимущественно за счет роста пассажирского и грузового авиатранзита через территорию Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания иностранных воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, повышения деловой и туристической привлекательности страны и соответствующего увеличения пассажиропотоков, развития мелкопартионной торговли с использованием грузового авиатранспорта. С учетом предполагаемого увеличения объемов пассажирского транзита между Европой и Азией на 3 процента ежегодно, а также реализации ряда проектов по реконструкции российской аэропортовой инфраструктуры объем российского экспорта услуг воздушного транспорта в целевом сценарии предположительно будет расти со среднегодовым темпом 5,4 процента и превысит к 2025 году

15,5 млрд, долларов США.

Основную роль в привлечении транзитных пассажиро-и грузопотоков играет потенциал базовых авиакомпаний, имеющих высокие провозные емкости, и их бизнес-модели ("hub-and-spokc"). Наибольший потенциал для привлечения транзитных авиаперевозок пассажиров и грузов в средней и долгосрочной перспективе сохранятся

у аэропортов Московского авиаузла и авиаузла Санкт-Петербурга. Транзитный потенциал аэропорта Платов, построенного по современным мировым стандартам, пропускной способностью 5 млн. пассажиров и 20 тыс. тонн грузов в год может быть реализован после появления в нем базового авиаперевозчика, осуществляющего полеты на международных и внутренних авиалиниях.

Экспорт услуг морского транспорта будет расти большей частью за счет вспомогательных и дополнительных услуг при меньшем, но существенном расширении грузовых перевозок и сохранении незначительных объемов пассажирских перевозок. Объем российского экспорта таких услуг в целевом сценарии будет увеличиваться со среднегодовым темпом 6,2 процента и к 2025 году предположительно составит 8,2 млрд, долларов США.

Особое значение для роста экспорта услуг морского транспорта имеет реализация проекта развития Северного морского пути. Создание единого оператора по управлению Северным морским путем Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и строительство новых ледоколов обеспечат его становление как глобальной транспортной артерии, грузопоток по которой прогнозируется к 2025 году в объеме 80 млн.тонн.

Стратегическую роль в обеспечении устойчивых высоких объемов российского экспорта транспортных услуг и расширении отечественного несырьевого экспорта будут играть создание и развитие национального морского контейнерного флота с линейными судами под российским флагом для налаживания прямых морских перевозок контейнерных грузов, расширение отечественного парка контейнеров всех типов. Это наряду с освоением Северного морского пути позволит Российской Федерации стать влиятельным игроком в Мировом океане с собственной морской контейнерной и иной логистикой, развитой мультимодальной портовой инфраструктурой.

Перспективным направлением является расширение паромных линий и соответствующего специализированного флота, в том числе на Каспии. В целом российская портовая и транспортная инфраструктура Каспийского бассейна обладает существенным потенциалом наращивания экспортно-импортных и транзитных (Транс-Каспийский маршрут международного транспортного коридора "Север-Юг") перевозок, в том числе перевозок контейнерных грузов. На это направлена Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне,

железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Существуют также возможности налаживания круизного туризма на Каспии.

Другие перспективные направления включают строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры морских портов Арктического бассейна (транспортировка арктических углеводородных ресурсов, прежде всего сжиженного природного газа, в страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона), Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов (транспортировка российских природных ресурсов, минеральных удобрений, продукции сельского хозяйства и промышленной продукции в страны Европы, Западной и Южной Азии и Африки, а также транзитные контейнерные перевозки между Европой и Западной и Южной Азией), Дальневосточного бассейна (транспортировка природных ресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона).

Экспорт услуг железнодорожного транспорта будет расти за счет грузовых перевозок и вспомогательных и дополнительных услуг, однако после 2021 года ожидается увеличение темпов роста пассажирских перевозок. В целом российский экспорт услуг железнодорожного транспорта в целевом сценарии будет расти со среднегодовым темпом

5,5 процента и к 2025 году предположительно составит 1,59 млрд, долларов США.

Продолжается быстрый рост (почти на 60 процентов в 2017 году до 417,3 тыс. TEU) транзитных контейнерных перевозок по сети открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в основном в направлении Китай - Европа. Перспективным для железнодорожного контейнерного транзита является транспортный коридор "Север-Юг".

Росту объемов транспортировки российских природных ресурсов, продукции сельского хозяйства и промышленной продукции на экспорт, а также транзитных контейнерных перевозок между Европейским союзом и Китаем, странами Европы и Центральной и Южной Азии будет способствовать модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, Северо-Кавказской и Приволжской железных дорог.

Экспорт услуг автомобильного транспорта предположительно будет восстанавливать объемы более высокими темпами при сохранении прежнего соотношения между грузовыми перевозками, пассажирскими перевозками и вспомогательными и дополнительными услугами. Объем российского экспорта услуг автомобильного транспорта в целевом

Источниками статистической информации в сфере внешней торговли услугами являются сведения, содержащиеся в статистической отчетности Центрального банка Российской Федерации, в сфере международной торговли - сведения Всемирной торговой организации.

Определения показателей внешней торговли услугами и их состав соответствуют методологическим положениям статистики платежного баланса и основываются на стандартах Международного валютного фонда и Организации Объединенных Наций.

Сведения о прогнозах развития мирового рынка услуг, а также о прогнозах изменения объемов экспорта российских услуг по видам услуг подготовлены на основе расчетов Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации.

2. Особенности и тенденции международной торговли услугами

Быстрое расширение международной торговли услугами в последние десятилетия обусловлено как опережающим развитием самой сферы услуг и появлением новых видов услуг, так и ростом мировой экономики, торговли товарами, усилением процессов глобализации. При этом постоянно увеличивается степень диверсификации торговли услугами, детализируется классификация услуг, возникают новые модели и формы ведения бизнеса в сфере услуг. Указанные факторы затрудняют анализ торговли услугами, выработку унифицированных подходов к ее регулированию.

В отличие от торговли товарами, где есть только трансграничная поставка, Всемирная торговая организация выделяет 4 способа поставки услуг, и обсуждается пятый способ поставки услуг, когда последние продаются в интегрированном с товарами виде. Соответственно, есть большая специфика в организации и технике торговли, маркетинге и продвижении экспорта услуг. Большая часть услуг реализуется нерезидентам непосредственно в стране нахождения поставщика услуг, поэтому в экспорте услуг очень важное значение имеет качество внутренней регуляторной среды.

Экспорт услуг в терминах добавленной стоимости намного более выгоден, чем поставки товаров. По оценке Всемирной торговой организации, в глобальном экспорте добавленной стоимости на услуги приходится около 50 процентов, тогда как в валовом экспорте товаров и услуг - немногим более 20 процентов. Это связано прежде всего с исходной существенно большей долей добавленной стоимости в валовом

сценарии будет расти со среднегодовым темпом 7 процентов и к 2025 году почти достигнет 1,6 млрд, долларов США.

Объем российского экспорта остальных видов транспортных услуг в целевом сценарии будет расти со среднегодовым темпом 6,2 процента и к 2025 году предположительно составит 4,3 млрд, долларов США. Ожидается сохранение сильной изменчивости объемов поступлений при сохранении доминирующей позиции трубопроводного транспорта.

Экспортный потенциал трубопроводного транспорта связан с расширением сети магистральных трансграничных нефте- и газопроводов, космического транспорта - с модернизацией национальной космической отрасли, почтовых услуг - с развитием электронной торговли.

Сохраняя высокую долю в российском экспорте услуг, транспортные услуги в целевом сценарии предположительно покажут умеренный, но стабильный рост со среднегодовыми темпами на уровне 5,6 процента и к 2025 году достигнут объема 31,1 млрд, долларов США.

Наиболее перспективными для развития российского экспорта транспортных услуг являются:

транзитные грузовые перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом между странами Европейского союза и Азии, странами Содружества Независимых Государств;

транзитные грузовые перевозки морским транспортом по Северному морскому пути;

мультимодальные транзитные грузовые перевозки по транскаспийскому маршруту транспортного коридора "Север - Юг";

услуги по транспортировке российских внешнеторговых грузов различными видами транспорта;

транзитные авиаперевозки пассажиров, грузов и почты; услуги, связанные с использованием российского воздушного пространства для полетов воздушных судов иностранных авиакомпаний, в том числе по транзитным транссибирским, трансполярным, кросс-пол ярным трассам;

дополнительные и вспомогательные услуги при грузовых перевозках железнодорожным и автомобильным транспортом между странами Европейского союза и Азии, транзитных пассажирских и грузовых перевозках воздушным транспортом, а также при грузовых перевозках морским транспортом по Северному морскому пути и транскаспийскому маршруту транспортного коридора "Север - Юг"; услуги трубопроводного транспорта;

выпуске секторов услуг, а также с растущим потреблением услуг промышленными производствами.

Географическое распределение мирового импорта услуг лишь частично отражает фактическое потребление услуг, поскольку при их реализации и оплате широко используются офшорные и иные схемы оптимизации бизнес-процессов.

В силу особой чувствительности и сложности рынков услуг, а также их высокой защищенности нетарифными инструментами либерализация международной торговли услугами происходит значительно медленнее, чем в торговле товарами. В связи с этим преференциальные соглашения в торговле услугами создают для взаимного экспорта стран-участниц критически значимые преимущества по сравнению с третьими странами.

Цифровизация и внедрение новых информационных и иных технологий оказывают наибольшее влияние на рынок услуг, стремительно растет виртуальная торговля услугами, появляются возможности для участия в торговле услугами у широкой массы предпринимателей и домохозяйств, стирается грань между внутренней и международной торговлей услугами.

В среднесрочной перспективе действие структурно-технологических факторов приведет к значительным изменениям на рынках услуг, а именно:

в условиях растущей цифровизации и распространения онлайновых цифровых платформ усилится переток многих видов услуг в виртуальную сферу, появятся новые формы торговли услугами, в результате чего возникнут новые задачи по учету и регулированию такой торговли;

снизится потребность в трансграничном перемещении физических лиц для оказания (получения) услуг под влиянием новых технологий телеприсутствия, виртуальной и дополненной реальностей, дистанционно управляемой робототехники и других;

ускорится процесс сервисификации промышленных отраслей в связи с увеличением объема услуг, дополняющих промышленную продукцию;

становление нового технологического уклада будет формировать постоянно растущий и диверсифицированный спрос на услуги в сфере информационных технологий и связанные с ними деловые и профессиональные услуги;

виртуализация и цифровизация деятельности ведущих многонациональных корпораций в сфере обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении, значительно усилят их

ориентацию на торговлю цифровыми услугами и продуктами, продолжающими или дополняющими основную деятельность, приведут к росту конкуренции на мировом рынке услуг за счет выхода на него ранее непрофильных поставщиков;

изменение технологий и конфигурации производства, появление и распространение    новых бизнес-моделей могут сопровождаться

постепенным торможением трансграничной деятельности, связанной с перемещением грузов и физических лиц.

Положительное влияние на развитие российского экспорта услуг окажут следующие тенденции и факторы глобального развития:

дальнейшее повышение роли сферы услуг в мировой экономике и формировании глобального спроса, трансформации развивающихся рынков, ведущих к расширению потребления услуг;

развитие процесса цифровизации и радикальные технологические трансформации,    значительно повышающие возможности для

международной торговли услугами через информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), дистанционного оказания услуг;

широкое распространение глобальных и региональных цепочек добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях, обеспечивающее повышение спроса на услуги со стороны участников таких цепочек;

развитие интеграционных процессов, охватывающих сферу услуг, в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, в особенности формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза, заключение новых торговых соглашений Евразийского экономического союза с третьими странами;

обострение глобальных проблем в части ухудшения экологии, изменения климата, продовольственной безопасности, кибербезопасности и других создает условия для появления новых крупных рынков инновационных видов услуг.

Угрозы и риски, связанные с участием Российской Федерации в международной торговле услугами, включают:

усиление глобальной военно-политической напряженности, повышение рисков функционирования энергетической, транспортной, технологической и иной инфраструктуры;

значительные риски снижения динамики развития мировой экономики и глобального спроса в связи с ростом финансовых и

структурных дисбалансов, вероятностью кризисного сценария для сферы глобальных финансов;

сохранение односторонних экономических ограничений со стороны западных стран в отношении российских поставщиков финансовых услуг, а также вероятное распространение ограничений на отечественные компании, специализирующиеся на строительстве атомных и иных энергетических объектов, электрических сетей и транспортной инфраструктуры за рубежом, российских операторов в сфере высокотехнологичных и интеллектуальных услуг;

усиление протекционизма в мире и эскалация торговых войн, затрагивающих в том числе торговлю услугами, между Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом и Китаем;

кризис международной торговой системы под влиянием пересмотра Соединенными Штатами Америки своих обязательств по многим торговым соглашениям и фактического отхода от многосторонних норм Всемирной торговой организации;

развитие альтернативных транспортных маршрутов проходящим по территории Российской Федерации транспортным маршрутам на стратегических транзитных направлениях Восток - Запад и Север - Юг.

3. Динамика и структура международной торговли услугами

В последнее десятилетие мировой экспорт услуг рос заметно быстрее товарной торговли, увеличившись в 2017 году по отношению к 2007 году соответственно в 1,5 раза ив 1,26 раза. Доля услуг в мировом экспорте достигла 23 процентов, наибольший вес услуг в суммарном экспорте товаров и услуг имеют Ирландия и Республика Сингапур - свыше 50 процентов, Государство Израиль и Индия - около 40 процентов.

Объем мирового экспорта услуг в 2017 году составил 5,3 трлн, долларов США. Наибольшая доля в мировом экспорте услуг приходится на поездки - 25 процентов, транспортные услуги - 18 процентов и деловые услуги - 23 процента. Доля услуг в сфере информационнокоммуникационных технологий (далее - информационные услуги) составила 10 процентов, финансовых услуг - 9 процентов, услуг в сфере интеллектуальной собственности - 7 процентов, строительных услуг -2 процента, в сфере страхования и услуг негосударственных пенсионных фондов - 2 процента, совокупная доля услуг по переработке,

обслуживанию и ремонту - 3 процента, услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха - 1 процент.

В связи с повышением доступности и востребованности всех видов мобильности, в том числе образовательной, научной, профессиональной, и расширением выездного туристского потока из развивающихся государств доля услуг по статье "поездки" в мировом экспорте услуг несколько увеличилась за последние годы, тогда как транспортных и строительных услуг продолжала снижаться.

Одновременно в структуре мирового экспорта услуг неуклонно повышается доля высокотехнологичных и интеллектуальных услуг, прирастающих по стоимости в среднем на 6 - 7 процентов ежегодно, в том числе информационных услуг, услуг в сфере интеллектуальной собственности и деловых услуг.

Быстро расширяются рынки социально-гуманитарных услуг, в том числе рынок международного образования в настоящее время достигает 300 - 330 млрд, долларов США. Мировой рынок услуг только ядерной медицины оценивался в 2017 году на сумму около 78 млрд, долларов США, ожидается его дальнейший устойчивый рост.

Несмотря на то, что доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг растет, в экспорте высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по-прежнему доминируют развитые страны, 90 процентов всех доходов по статье "использование интеллектуальной собственности" в 2017 году приходилось на Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Японию и Швейцарию.

Крупнейшими мировыми экспортерами услуг    являются

Соединенные Штаты Америки (762 млрд, долларов США в 2017 году, 14,4 процента мирового экспорта услуг), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (347 млрд, долларов США), Федеративная Республика Германия (300 млрд, долларов США), Французская Республика (248 млрд, долларов США), Китайская Народная Республика (226 млрд, долларов США) и Королевство Нидерландов (216 млрд. долларов США). Российская Федерация находится на 26-м месте по объему экспорта услуг, на ее долю приходится 1,1 процента мирового экспорта услуг.

4. Прогноз развития мирового рынка услуг

С учетом прогнозов роста мировой экономики, а также тенденций рынков услуг, включая влияние цифровизации и происходящих структурно-технологических сдвигов под воздействием четвертой

промышленной революции, среднегодовые темпы прироста мирового экспорта услуг в 2018 - 2025 годах ожидаются на уровне 4,5 процента. В абсолютном выражении глобальный экспорт услуг приблизится к 7,3 трлн, долларов США в 2025 году и будет на 2 с лишним трлн, долларов США больше уровня 2017 года.

Наиболее высокими темпами в рассматриваемый период будет расти мировой экспорт современных технологических и интеллектуальных услуг (информационных услуг) (на уровне 7,5 процента среднегодовых), услуг в сфере интеллектуальной собственности (6,5 процента), деловых и профессиональных услуг (6 процентов). Прогнозируются также высокие показатели роста экспорта услуг по техническому обслуживанию и ремонту товаров, поскольку значительно возросло насыщение мирового рынка сложной техникой и для большей ее части подходят сроки необходимого обслуживания и ремонта.

На уровне, близком к среднемировому, ожидается расширение международной торговли услугами, связанными с удовлетворением потребностей физических лиц. Мировой экспорт услуг по статьям "поездки" (туризм, личные и деловые поездки, поездки для получения образовательных и медицинских услуг и другие), "услуги частным лицам" и "услуги в сфере культуры и отдыха" будет ежегодно увеличиваться на 4 процента или 5 процентов, при этом будет происходить диверсификация и индивидуализация услуг для физических лиц.

Медленный рост прогнозируется для таких традиционных видов услуг, как строительство (среднегодовой прирост на уровне 2 процентов в 2018 - 2025 годах), транспорт (1,5 процента), услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам.

Ожидаемый прирост мирового экспорта услуг к 2025 году по отношению к 2017 году по видам услуг составит:

деловые услуги обеспечат увеличение на 0,7 трлн, долларов США (31,1 процента в суммарном приросте);

поездки, включая туризм, обеспечат почти 0,5 трлн, долларов США (21,3 процента);

информационные услуги обеспечат 0,41 трлн, долларов США (18,2 процента);

услуги в сфере интеллектуальной собственности обеспечат более 0,25 трлн, долларов США (11 процентов);

финансовые услуги обеспечат более 0,12 трлн, долларов США (5,5 процента);

транспорт обеспечит около 0,12 трлн, долларов США (5,2 процента); услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров обеспечат 0,095 трлн, долларов США (4,2 процента);

прочие услуги обеспечат около 0,11 трлн, долларов США (5 процентов).

5. Динамика и структура российского экспорта услуг

Объем российского экспорта услуг в 2017 году составил 57,73 млрд, долларов США, что на 18 процентов меньше, чем в 2013 году. Девальвация рубля, санкции и экономическая рецессия в 2015 - 2016 годах привели к значительному падению доходов от продажи услуг нерезидентам.

Значение экспорта услуг для национальной экономики в настоящее время носит ограниченный характер, однако в текущем десятилетии демонстрирует тенденцию к росту. Доля услуг в общем объеме экспорта составляет 14 процентов (11 процентов в 2010 году) и 3,8 процента к валовому внутреннему продукту Российской Федерации (3 процента в начале 2010-х годов).

Около половины российского экспорта услуг фактически осуществляется на территории Российской Федерации в связи с большим объемом услуг международного транспортного транзита по статьям "поездки", строительство, переработка, техническое обслуживание и ремонт, а также деловых услуг, которые преимущественно связаны с деятельностью иностранных компаний на российском рынке. Это имеет важное значение для определения специфических механизмов, прежде всего регуляторных, поддержки отечественного экспорта услуг.

В отраслевой структуре российского экспорта услуг в 2017 году свыше 58 процентов приходилось на традиционные их виды - транспорт (34,3 процента), поездки (15,5 процента) и строительство (8,3 процента). Около 29 процентов составляли высокотехнологичные и интеллектуальные услуги, включая услуги по техническому обслуживанию и ремонту сложной техники, финансовые и страховые услуги - 3 процента, прочие услуги - 10 процентов.

Несмотря на низкую долю в мировом экспорте услуг, Российская Федерация имеет более прочные позиции в экспорте ряда традиционных видов услуг, включая строительство (4,8 процента, главным образом за счет оказания подрядных услуг иностранным застройщикам в Российской Федерации), транспорт (2,1 процента, при значительных объемах авиапассажирских перевозок и международного транзита), а также

связанные с товарами услуги по переработке, техническому обслуживанию и ремонту (1,8 процента).

В географической структуре российского экспорта услуг в отличие от поставок несырьевых неэнергегических товаров значительно ниже доля Содружества Независимых Государств, меньше роль Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, но намного выше значение европейского рынка. Крупнейшими покупателями российских услуг по итогам 2015-2017 годов являются:

Швейцарская Конфедерация (доля в совокупном экспорте 6,4 процента);

Соединенные Штаты Америки (6,1 процента);

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (5,6 процента);

Федеративная Республика Германия (5,2 процента);

Республика Кипр (4,5 процента);

Французская Республика (4 процента);

Республика Казахстан (3,9 процента);

Китайская Народная Республика (3,7 процента);

Турецкая Республика (2,9 процента);

Королевство Нидерландов (2,7 процента);

Украина (2,5 процента);

Республика Белоруссия (2,5 процента).

6. Общие ограничения и барьеры для развития российского экспорта услуг

При наличии специфических барьеров для отдельных видов услуг существуют проблемы, оказывающие значительное негативное влияние на экспорт услуг в целом.

Учитывая, что около половины российского экспорта услуг осуществляется в пределах территории Российской Федерации, важным сдерживающим фактором для роста экспорта услуг является уровень предпринимательского климата в стране, наличие значительного числа регуляторных и административных ограничений для ведения бизнеса.

В части услуг, которые оказываются за пределами территории Российской Федерации, наибольшее значение имеют ограничения, связанные с избыточными и обременительными требованиями валютного регулирования и валютного контроля. В частности, экспортер услуг имеет обязательства по репатриации выручки по экспортному контракту и ограничения по работе с зарубежными счетами. Действующие требования