Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

13 страниц

Купить Распоряжение 1760-р — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Концепция формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации

     I. Введение

     II. Основные проблемы в сфере аккредитации

     III. Формирование систем аккредитации в развитых странах

     IV. Основные цели и принципы формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации

     V. Структура единой национальной системы аккредитации

     VI. Механизм реализации Концепции

     VII. Этапы реализации Концепции

     VIII. Ожидаемые результаты

     Приложение. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере аккредитации, которыми наделяется национальный орган по аккредитации

План мероприятий по формированию единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5534 ^ Одобрить прилагаемую Концепцию (|юрм пропан пи единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.

2.    Утвердить прилагаемый план мероприятий по формированию единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.

3.    Федеральным органам исполнительной власти при осуществлении своей деятельности учитывать положения Концепции формировании единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.

Председатель Правительства Российский Федерации В. ПУТИН

Москва 12 октября 2010 г. № 1760-р

ОДОБРЕНА распоряжением Пранительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. № 1760-р

КОНЦЕПЦИЯ

формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации

I. ввклкник

Настоящая Концепция устанавливает цели и принципы осуществления аккредитации, а также приоритетные направления развития аккредитации в Российской Федерации.

Настоящая Концепция направлена на создание современной эффективно функционирующей системы аккредитации, от которой напрямую зависит компетентность аккредитованных лиц, уровень доверия к их деятельности и признание результатов такой деятельности.

11од аккредитацией понимается официальное признание национальным органом по аккрслитании компетентности физического или юридического лица в части выполнения работы в определенной области оценки соответствия, включая испытания, калибровки, экспертизы, сертификацию н контроль. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (над юра), нс подлежат аккредитации.

Законодательством Российской Федерации предусматривается:

аккредитива органов но сертификации и испытательных лабораторий (пет ров), выполняющих работы но подтверждению соответствия (далее — органы но подтверждению соответствия) в соответствии с законодательством о техническом регулировании;

аккреди тация фажлан и организаций, привлекаемых органами государственно-го контроля (надзора) в качестве экспертов и экспертных организации к проведению меронриягий по контролю при осуществлении указанными органами проверок юридических лик и предпринимателей в соответствии с Федеральным законом «О защите нрав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

аккредитация экспертов и экспертных орган» яший, привлекаемых федераль-пыми органами исполнительной власти на основании федеральных законов при осуществлении отдельных государственных полномочий.

Соответствие продукции обязательным требованиям технических регламентов, иным обязательным требованиям, установленным законодательством в сфере технического регулирования, подтверждается аккредитованными органами по подтверждению соответствия. Общество и представители бизнеса должны быть уверены в их компетентности, подтверждение которой обеспечивается в ходе аккредитации, служащей повышению доверия потребителей к приобретаемой ими продукции.

Федеральным законом «О техническом редуцировании» определены прпннпн единой системы и правила аккредитации. Вместе с тем вплоть до настоящего времени е.днная система аккредитации, основывающаяся на четких и прозрачных правилах, фактически отсутствовала. Эго во многом обусловлено традицией восприятия аккредитации не как универсальною инструмента обеспечения компетентности любых органов но подтверждению соответствия, а как вспомогательного механизма в рамках системы обязательной сертификации.

13 Российской Федерации действуют 16 систем обязательной сертификации, в каждой из которых предусмотрена аккредитация органов по подтверждению соответствия. Эти системы сформированы различными федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими полномочия по аккредитации (Министерство Российской Федерации по делам фажчанской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и кар парафин. Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Федеральная служба но экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Федеральное агентство но техническому рс1улпрона1111ю и метрологии. Федеральное агентство связи. Федеральное космическое агентство. Государственная корпорация но атомной энергии «Росатом», Межгосударственный авиационный комитет). Системы обязательной сертификации были созданы в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», который после принятия Федерального закона «О техническом регулировании» утратил силу. В большинстве систем до сих пор действуют собственные правила аккредитации, которые не приведены в соответствие с Положением об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденным постановлением 11равительства Российской Федерации от 24 <|>евраля 2009 г. № 163.

Реформы в сфере технического регулироиания не изменили ведомственного подхода к наделению соответствующих федеральных органов исполнительной власти полномочиями по аккредитации органов по подтверждению соответствия. Следует отметить следуюишс недостатки в области аккредитации: практика одновременной аккредитации органов по подтверждению соответствия в нескольких системах и необходимость получения нескольких подтверждающих соответствие документов на одну и ту же продукцию;

пересечение областей аккредитации некоторых федеральных органов исполни-тельной власти и отсутствие механизмов шюрлпнаипп их деятельности;

сложности в достижении признания результатов оценки соответствия за рубежом.

В настоящее время в Российской Федерации также действуют 684 системы добровольной сертификации, созданные по инициативе юридических лиц и (иди) индивидуальных предпринимателей и зарегистрированных Федеральным агентством но техническому регулированию и метрологии. Системы добровольной сертификации действуют но своим нормам и правилам. Более чем в 300 системах добровольной сертификации била предусмотрена или проводилась аккредитация органов по подгвержтепню соответствия.

Федеральный закон «О техническом регулировании» не предусматривает возможности оценки компетентности органов по подтверждению соответствия в си-

испытательные лаборатории (центры), осуществляющие работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, муки, макаронных и хлебобулочных изделий;

организации, аккредитованные на право проведения санитарно-эпидсмиолош-чеекпх экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;

организации, аккредитованные на право подготовки заключений о фнтосаии-тарном состоянии подкарашшшой продукции в целях выдачи фитосанитарного сертификата, провеменпя анализа проб, «побранных в целях осуществления фито-санитарного котро.ш при ввозе, выдачи заключений о фитоса]пиарном состоянии подкарантинной продукции для получения разрешения на вывоз продукции из карантинной зоны и проведения обеззараживания подкараптнпной продукции;

физические и юридические лица, аккредитованные на право определения посевных качеств семян растений;

организации, аккре;шгованные на право проведения лаборагорных исследований в области ветеринарии.

После завершения реализации предусмотренных настоящей Концепцией мероприятий. отработки оптимальных режимов и механизмов работы национального орпша но аккредитации, накопления необходимого опыта и правоприменительной практики национальный орган по аккредитации может бьггь преобразован в некоммерческую организацию с участием государства и представителей бизнеса.

VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Создание национального органа но аккредитации позволит достичь следующих

результатов:

прозрачность правил аккредитации и снижение коррупции; обеспечение защиты рынка от опасной проекции;

обеспечение ответственности аккредитованных лиц за результаты своей деятельности;

повышение качества услуг по опенке соответствия;

повышение доверия со стороны потребителей, органов исполнительной власти, изготовителей и продавцов;

взаимное признание выдаваемых органами но подтверждению соответствия докуменгов в рамках Таможенною союза и единого экономического пространства, а также в странах — основных торговых партнерах Российской Федерации; создание конкурентного рынка работ но опенке соответствия; сокращение издержек бизнеса при выпуске продукции в обращение.

В области подтверждения соответствия формирование единой национальной системы аккре>штанни позволит:

осуществлять выработку и реализацию единой полптпкп в этой области; обеспечить равные условия заявителям, претендующим па получение аттестата аккредитации, открытость правил аккредитации:

исключить пересечение областей аккредитации при осуществлении полномочий по аккредитации различными федеральными органами исполнительной власти;

обеспечить возможность органам, осуществляющим подтверждение соответствия продукции (услуг), аккредитовываться в одном органе по аккредитации, а изготовителям продукции (лицам, осуществляющим функции иностранного изготовителя) получать (принимать) один сертификат соответствия на одну и ту же продукцию;

исключить совмещение работ по аккредитации и сертификации федеральными органами исполнительной власти;

создать предпосылки хтя признания органов по подтверждению соответствия п выдаваемых ими документов (сертификатов соответствия и др ), протоколов исследований и измерений со стороны европейских и международных организаций, осуществляющих деятельность но аккредитив!!;

создать условия ;ыя международного сотрудничества.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции формировании единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации


Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере аккредитации, которыми наделяется национальный орган по аккредитации


Федеральные opiaiiu

Полномочия по аккредитации

исполнительной власти


Рос стан дарг

МЧС России Росжелдор Рос реестр Ростехнадзор Pocnoi ребнадзор

Уполномоченные фсдсрал!>ныс органы исполнительной пласт в области государственного контроля (надзора)


аккредитация opianon по сергификанни и (или) испытаю.дьних лабораторий (центров), выполняющих работы по по/ттержденню соответствия


Россиян.


Мimpel ион России


Россгандарг


Росселкхозналзор


Роспотребнадзор


аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) в качестве жепертои и экснергных орщнизаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении указанными органами проверок юридических ;иш и индивидуальных предпринимателей аккредитация органов по сертификации, иснитатель-ных лабораторий (центров), проводящих ссргификаци-оиные испытания средств связи аккредитация организаций на право проведении негосударственной эксперт зы проектной документации и рс-зу.дыагов инженерных изыскании

аккредитация юридических лип и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в облает обеспечения единства измерений аккредитации испытательных лабораторий (петров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна аккредитации испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствии качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий;

аккредитации opi aim киши на право проведения сани-тарно-эпидемиологичсских экспертиз, расследований, обекдованмй. иссле рваннй и испытаний, токсиколо тчсских, гигиенических и иных видов опенок


УТВЕРЖДЕН

распоряжением П рани ic.ibci на Российской Федерации от 12 октяГфи 2010 г. № I76fl-p


ПЛАН

мероприятий по формированию единой национальной системы аккредитации в Российской Федеращш


Срок


предел an.тени и и Правите лье пи> Российской Федерации


Ответственные испаиппсли


Разработка и внесение в установленном ноябрь 2010 г. Минэкономразвития России порядке и Правкгелыггво Российской Федерации проема постановлении Правиюмь-етва Российской Федерации об утверждении положении о федеральном органе иснапиг-Iедыюй власти но аккредитации, инли-ютсмся напиональным органом но аккрс-дитации


Срок


и реп.лишения в Правительство Российской Федерации


Ответственные накипи ими


2.    Разработка и внесение в установленном порядке н Правительство Российской Феде-раиии проекта постановления Правительства РОССИЙСКОЙ Федерации о внесении изменений в отдельные акты Правителт-стил Россттйской Федерации в связи с передачей полномочий по аккредитации национальному органу по аккредитации (в части определении органа но аккредитации органов но сертификации и испытательных лабора-юрий (центров), выполняющих раГкны по подтверждению соответствия. и изменения положений о фсдсра.1ьных органах ИСПОЛНИ -тельной власти)

3.    Разработка и внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 163 «ОС аккредитации opi анов но сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия» (в части уточнения порядка и критериев аккредитации органов но сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по под-гверждемню соотвегс ши я)

4.    Разработка и внесение в установленном порядке в Правите И.СШО Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Н плотны и кодекс Россий-ской Федерашш» (в части ую'шештя размеров государственной пошлины при осуществлении аккредитатши)

5.    Разработка и внесение в установленном порядке в Правшс.тьство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления отвстственно-сти и определения должностных лиц. уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях в отношении аккрс щговамних органов по нод-гверждетшю соответст вия и их должностных лии за нарушение установленных требований)

6.    Разработка и внесение в установленном порядке в Правшс.тьство Российской Федера-шш проекта федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации »

7.    Разработка и прсдстаатснис п Правительство Российской Федерации докладов о внесении изменении в нормативные правовые акты федеральных органов исполни тс.тыюй власти в связи с созданием федерального органа исполнительной власти но аккредитации


ноябрь 2010 г. Минэкономразвития России


ноябрь 2010 г. Минэкономразвития России Миниромтхтрт России


ноябрь 2010 г. Минэкономразвития России


ноябрь 2010 г. Минэкономразвития России


ноябрь 2010 г. Минэкономразвития России


март 2011 г. федеральные органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией


стомах добровольной сертификации при их регистрации и последующего контроля та деятельностью этих систем. '>го создает среду для развития недобросовестной и некомпетентной деятельности в сфере добровольной сертификации. Вместе с тем эта сфера призвана решать важнейшую задачу — формирование доверия к потребительским свойствам продукции.

Учитывая стремление Российской Федерации к международной интеграции, необходимо решить 1юнрос о международном взаимном признании результатов исследований, испытаний (измерений) и документов о подтверждении соответствия.

Системы аккредитации органов по подтверждению соответствия в обязательной и добровольной сферах в ходе реформы технического регулирования должны быть объединены в единую национальную систему аккредитации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства па основе повышения качества товаров, работ и услуг, а также признания результатов аккредитации за рубежом.

Закрепление подхода к аккредитации как к универсальному инструменту обеспечения компетентности любых органов по подтверждению соответствия призвано обеспечить устранение дублирования между системами обязательной сертификации и привести к отказу от ведомственного принципа построения систем обязательной сертификации.

В ходе формирования единой национальной системы аккредитации подлежат ликвидации 7 ведомственных систем обязательной сертификации с пересдачей полномочий по аккредитации органов по подтверждению соответствия национальному органу но аккредитации.

Целесообразно сохранить в существующем виде ведомственные системы обязательной сертификации Министерства обороны Российской Федерации. Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Федерального космического агентства и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом*, на которые распространяется действие статьи 5 Федерального закона «О техническом регулировании», а также системы, созданные в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации (авиационная техника и объекты фажчанской авиации, морские и речные |раж1анскпс суда).

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор), наделены правом осуществлять аккредитацию граждан п организаций, привлекаемых указанными органами к проведению мероприятий по контролю в качестве экспертов и экспертных организаций.

В настоящее время более 40 федеральных органов исполнительной власти осуществляют контрольно-надзорные функции в сфере предпринимательской деятельности. 11рп проведении оршнами государственного контроля (надзора) большого количества контрольно-надзорных мероприятий допускается участие экспертов и экспертных организаций, а при проведении отдельных кошролмю-надзорных мероприятий их участие необходимо.

Между тем лишь 2 федеральных органа исполнительной власти осуществили аккредитацию экспертных организаций (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — 82 организации. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — 1 организация). При этом |ражчане-экснергы до настоящего времени не аккредитованы ни одним федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время Федеральная служба но надзору в сфере защиты нрав потребителей и благополучия человека осуществляет аккредитацию па право подтверждения качества и безопасности муки, макаронных п хлебобулочных изделий, проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз. Федеральная служба по ветеринарному и фниканитнрному надзору — на право подтвержтения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов, выдачи заключений о фито-

санитарном состоянии, проведения анализа проб, определения посевных качеств семян растений, проведения лабораторных исследований в области ветеринарии и Министерство регионального развития Российской Федерации — на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации.

На сегодняшний день системы аккредитации многочисленны, непрозрачны, регулируются разнообразными, плохо согласующимися между собой нормативными актами, что делает невозможным не только их международное признание, но и классификацию.

В связи с этим необходимо осуществить переход па единую систему, единые принципы и правила аккредитации во всех областях опенки соответствия, включая испытания, калибровки, экспертизы, сертификацию и контроль.

II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ АККРЕДИТАЦИИ

Основными проблемами в сфере аккредитации являются: отсутствие прозрачных правил аккредитации, единых для всех участников рынка;

монополизация рынка услуг но опенке соответствия путем аккредитации подведомственных организаций, а также аффилированных лиц;

низкий уровень безопасности из-за выдачи аккредитованными организациями документов, удостоверяющих соответствие заданным требованиям, без проведения необходимых исследований (испытаний). измерений, экспертиз, оценок и лр.; отсутствие ответственности аккредитованных организаций; совмещение полномочий по установлению правил аккредитации, полномочий органа по аккредитации, полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора), функций учредителя;

наличие барьеров, препятствующих выходу на внешние рынки из-за отсутствия международного признания результатов опенки соответствия.

Б результате сложившейся ситуации издержки представителей российского бизнеса на оценку соответствия слишком высоки.

III. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ АККРЕДИТАЦИИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Формирование в Российской Федерации единой национальной системы аккре-дитании продиктовано необходимостью гармонизации законодательств государств — членов Таможенного союза в сфере аккредитации органов по опенке (подтверждению) соответствия с учетом международных стандартов и документов, а также сближения российской системы аккредитации с системой аккредитации Европейского союза, являющегося основным экономическим партнером России.

В Соглашении о взаимном признании аккредитации органов но сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (петров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, заключенном правительствами государств — членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в г. Санкт-Петербурге II декабря 2009 г. (далее — Соглашение от 11 декабря 2009 г ), государства — члены Таможенного союза взяли на себя обязательство обеспечить функционирование национальных систем аккре-дитаипи, в которых есть правила и процедуры для осуществления аккредитации в соответствии с требованиями международных стандартов.

Основополагающим документом Европейского союза в сфере аккредитации является Регламент № 765/2008 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 9 июля 2008 г. (далее — Регламент), устанавливающий требования к аккредитации п надзору за рынком в отношении реализации продукции. В соответствии с положениями Регламента, который имеет обязательную силу на всей территории Европейского союза, с 1 января 2010 г. осуществлен переход к системе с единым национальным органом но аккреди тации в каждом государстве — члене Европейского союза.

В соответствии с Регламентом с;шный национальный орган по аккредитации действует на бесприбыльной основе, не должен предлагать иди оказывать любые вилы услуг, предоставляемых органами но оценке соответствия, а также участвовать в их финансовой или управленческой деятельности. Помимо аккредитации задачей единого наниоиатыюго органа по аккредитации является контроль за деятельностью аккредитованных органов но опенке соотве тствии.

Деятельность по аккредитации в Нвроиейском союзе относится к компетенции органов государственной власти.

Установленная Регламентом презумпция соответствия предусматривает, что единые нашюнадьные органы по аккредитации, которые подтверждают соответствие критериям, сформулированным в соответствующем гармонизированном стандарте (международный стандарт ИСО/МЭК 17011:2004 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы но оценке соответствия»), посредством успешного прохождения паритетной опенки считаются выполняющими предъявляемые к ним Регламентом требования.

Работ национальных органов по аккредитации государств — членов Европей-ского союза координируется Европейским сотрудничеством по аккредитации.

Для реализации Соглашения or И декабря 2009 г., сокращения системных различий между российским законодательством и законодательством Европейского союза в сфере техническою раулпронация (в том числе в области опенки соответствия), создания условий для международною признания результатов оценки соот-нстствия предполагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании» в части его гармонизации с международными и европейскими принципами формирования единой национальной системы аккредитации.

IV. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ II ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕЛИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основными целями (|юрммронанпя единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации являются:

выработка единой политики, принципов и правил аккредитации органов по оценке соответствия;

гармонизация правил и процедур аккредитации и области оценки соответствия в Российской Федерации с международными обязательствами, международными стандартами, рекомендациями международных организаций и национальными системами государств — членов Таможенного союза;

создание условий для признания результатов деятельности аккредитованных лиц.

В основу настоящей Концепции наложены проверенные на практике и соответствующие международным принципам следующие нршшины аккредитации: осуществление полномочий по аккредитации национальным органом по ак-крсдитаним;

недопустимость совмещения полномочий национального органа но аккредитации и полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц;

недопустимость совмещения полномочий национального органа но аккредитации и полномочий учредителя:

недопустимость совмещения полномочий национального органа по аккредита-щш и органа но оценке соответствия; добровольность;

объективность и беспристрастность национального органа но аккредитации; открытость и прозрачность правил аккредитации, которая достигается информированием заявителя о правилах и об условиях аккредитации;

компетентность и независимость национального органа но аккредитации; обеспечение равных условий заявителям, претендующим па получение аккредитации, за счет оценки заявителей но единым критериям, кон троля за деятельно-

стью по аккредитации и возможности опротестовать решение национального органа но аккредитации;

обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления деятельности ио аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и дру|ую охраняемую законом тайну, и использование их только в целях, для которых такие сведения предоставлены;

единство правил аккредитации, применяемых в сфере обязательной и добровольной сертификации, разработанных на основе принципов, изложенных в международных стандартах н руководствах Международной организации но стандартизации и Международной 'электротехнической комиссии, международных, в том числе европейских, стандартах в области аккредитации;

недопустимость офаничения конкуренции н со $дання препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;

создание условий для взаимною признания результатов оценки соогветствия государствами — членами Таможенного союза, а также государствами — основными торговыми партнерами Российской Федерации;

недопустимость установления офаничения действия документов об аккредига-iuiu на отдельных территориях;

обеспечение национальным органом но аккредитации сбалансированного представительства заинтересованных сторон.

V. СТРУКТУ РА ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ

Предполагается, что единая национальная система аккредитации будет пред-ставлять совокупность участников работ по аккредитации, деятельность когорых регулируется правилами и процедурами аккредитации, установленными законодательством Российской Федерации.

В число участников единой национальной системы аккредитации войдут национальный орган но аккредитации, совет при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, контрольно-надзорные органы, эксперты но аккредитации, технические эксперты, заявители и аккредитованные дина.

Предполагается, что национальный орган но аккредитации будет наделен следующими полномочиями:

осуществление аккредитации органов ио подтверждению соответствия, фаждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий но контролю, экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти на основании федеральных законов при осуществлении отдельных государственных полномочий; осуществление контроля за соблюдением процедур аккредитации; принятие решений об аккредитации;

принятие решений о расширении (сокращении) области аккредитации; выдача и переоформление аттестатов аккредитации;

принятие решения о приостановлении, возобновлении и об аннулировании действия аттестатов аккредитации;

проведение аттестации экспертов по аккредитации;

ведение реестра аккредитованных дни и реестра экспертов но аккредитации; предоставление заинтересованным лицам информации о порядке проведения аккредитации;

заключение международных соглашений в пределах своей компетенции; представление Российской Федерации в региональных и международных организациях в соответствии с возложенными полномочиями; осуществление контроля за аккредитованными липами; утверждение программы подготовки экспертов но аккредитации.

В целях содействия деятельности национального органа по аккредитации при Министерстве экономического развития Российской Федерации предполагается создать совет по аккредитации, формируемый из представителей федеральных органов исполнительной власти, общероссийских общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей, научных п экспертных организаций.

Совет no аккрсщманни сможет принимать участие в вмрабо1кс политики в области аккредитации и правил аккредитации, а также будет содействовать международному признанию выдаваемых аккредитованными липами документов. При совете по аккредитации будет создан комитет по апелляциям.

Предполагается, что заинтересованные федеральные органы исполнительной власти смогут участвовать в разработке правил аккредитации, а также в пределах своей компетенции взаимодействовать с национальным органом по аккредитации.

Порядок взаимодействия национального opiana но аккрс.дптацпп с федеральными органами исполнительной власти будет определен межведомственным административным регламентом.

Официальным документом, удостоверяющим аккредитацию, является аттестат аккредитации. Ранее выданные аттестаты аккредитации сохраняют силу до окончания срока их действия.

Предполагается, что единая национальная система аккредитации будет иметь соответствующий знак, который свидетельствует о том, что применяющее этот знак лицо аккреди товано в национальном органе но аккредитации.

VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Механизм реализации настоящей Концепции основывается па следующих актах:

Соглашение от 11 декабря 2009 г.;

Федеральный закон «О техническом регулировании»:

Федеральный закон «О защите прав юридических лип и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»; постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия»;

постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 689 «Об утверждении Правил аккредитации |ражцш и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю»;

иные федеральные законы, акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения в сфере аккредитации.

В целях законодательного обеспечения формирования единой национальной системы аккредитации предполагается также принять федеральный закон об аккредитации в Российской Федерации, устанавливающий единые принципы, процедуры и критерии аккредитации.

Кроме того, предполагается совершенствование нормативной правовой базы в целях формирования единой национальной системы аккредитации, в том числе: внесение изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»; внесение изменений в отдельные законодательные акгм Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием федерального закона об аккредитации в Российской Федерации;

принягие актов Правительства Российской Федерации, направленных па формирование с;шной национальной системы аккредитации;

совершенствование ведомственной нормативной базы в связи с формированием единой национальной системы аккредитации.

1 (орядок аккредитации должен предусматривать прозрачные и не ограничиваю-iiuie заявителей и аккредитованных лиц в степени большей, чем это необходимо для подтверждения их компетентности, процедуры поддачи заявления об аккредитации, рассмотрения и проведения экспертизы представленных документов и сведений, проверки соответствия заявителя критериям аккредитации и принятия решения об аккредитации, а также расширения и сокращения области аккредитации, прпоста-

новления и аннулирования действия аттестата аккредитации и проведения контроля та аккредитованными лицами.

До вступления в силу федерального закона об аккредитации в Российской Федерации порядок аккредитации органов но подтверждению соответствия может быть усовершенствован путем внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (петров), иынолниюншх работы но подтверждению соответствия».

В целях достижения международною признания порядок аккредитации органов но подтверждению соответствия определяется на основе международных стандартов.

11орядок работы национального органа но аккредитации и его взаимодействия с аккредитованными лицами предполагается гармонизировать с международными и европейскими требованиями, в том числе закрепленными в Регламенте и международном стандарте ИСО/МЭК 17011:2004 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по опенке соответствия».

Критерии аккредитации бу.дуг основываться на требованиях к органам по подтверждению соответствия, установленным следующими международными стандартами:

ИСО/МЭК 17020:1998 «Общие Kpinvpiiu деятельности различных типов инспекционных органов»;

ИСО/МЭК 17021:2006 «Опенка соответствия. Требования к органам, проводя-иuIм аудит и сершфиканию систем менеджмента»;

ИСО/МЭК 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, осуществляющим сертификацию персонала»;

ИСО/МЭК 17025:2005 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»;

ИСО/МЭК 65:2000 «Общие требования к органам по сертификации проекции».

В целях совершенствования взаимодействия с международными и решональ-иыми организациями но вопросам аккредитации предполагается:

наделить национальный орган но аккредитации правом представлять Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по аккредитации;

активизировать участие Российской Федерации в Международной электротехнической комиссии. Международном форуме но аккредитации и Международном сотрудничестве по аккредитации лабораторий.

Информационное обеспечение единой национальной системы аккредитив и должно осуществляться в целях оперативного доведения до всех заинтересованных лиц достоверной и полной информации по вопросам аккредитации, информационной поддержки процедур аккредитации и создания условий для международного признания и сотрудничества.

11апиона.1ьный орган но аккредитации на своем официальном сайде в сети Интернет размещает

международные договоры Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере аккрс.тигации;

нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере аккредитации;

информацию о порядке оплаты работ по аккредитации; сведения о правах и обязанностях аккредитованных лиц; реестр аккредитованных лиц и реестр экспертов по аккредитации национального органа но аккредитации;

информацию о нринягых национальным органом но аккредитации решениях, включая решения об аккредитации, о расширении пли сокращении области аккредитации, о переоформлении аттестатов аккредитации, об основаниях и о дате приостановления и возобновления действия аттестатов аккредитации, об основаниях и о дате аннулирования аттестатов аккредитации;

информацию о рассмотрения жалоб (претензий) и апелляций; информацию о деятельности национального органа по аккредитации; иные сведения, связанные с деятельностью в сфере аккредитации.

К деятельности по аккредитанин привлекаются независимые эксперты но аккредитации и технические эксперты, а также организации, которые имеют в штате соответствующих экспертов но аккредитации и технических экспертов либо с которыми указанные эксперты заключили трудовой договор.

Экспертами по аккредитации являются физические лица, отвечающие соответствующим квалификационным требованиям, аттестованные в установленном порядке и внесенные в реестр экспертов но аккредитации.

Техническими экспертами являются квалифицированные сненпалнсгы в определенных областях знаний, привлекаемые к деятельности но аккредитации для оказания технической но;щержки экспертам по аккредитации.

В целях сохранения квалифицированных специалистов нрп переходе к единой национальной системе аккредитации формирование реестра экспертов но аккрс.тн-тации следует осуществлять с учетом реестров экспертов по аккредитации, сформированных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Национальный орган но аккредитации должен иметь доступ к достаточному количеству экспертов по аккредитации, чтобы охватил» все сферы своей деятельности. Эго предполагает необходимость реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации экспертов и реализации политики, направленной на содействие формированию института независимых экспертов.

Заявители оплачивают работы но аккреди тации в размере, зависящем от объема таких работ и покрывающем фактические затраты на аккреди тацию, в том числе на оплату работы экспертов, привлекаемых национальным органом по аккредитации.

В целях реализации настоящей Концепции утверждается план мероприятий но формированию единой национальной системы аккрс,ипанни в Российской Федерации, предусматривающий осуществление мероприятий по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и мероприятий по организации деятельности национального органа по аккредитации.

Формирование единой национальной системы аккредитации предусматривает нсобхощгмый переходный период. Мероприятия но организации деятельности национального органа по аккредитации будут осуществляться исходя из необходимости поэтапной передачи указанному органу до 1 января 2012 г. полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере аккредитации согласно приложению.

Кроме того, предполагается наделить национальный орган по аккрслшапни полномочиями по аккредитации физических и юридических лиц на право определения посевных качеств семян расгеппй, по аккредитации орган нищий на право подготовки заключений о фн local пиарном состоянии подкараитинной продукции для выдачи фитосанитарного сертификата, на право проведения анализа проб, отобранных в целях осуществления фитосашггарного контроля при ввозе продукции, выдачи заключений о фт осанн тарном состоянии нодкарантинной продукции для получения разрешения на вывоз продукции из карантинной зоны, проведения обеззараживания нодкарашинной продукции, а также на право проведения лабораторных исследований в области ветеринарии.

VII. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Концепция реализуется в 3 этапа.

На первом этапе (IV квартал 2010 г.) предполагается подготовить основополагающие документы, необходимые для создания единой национальной системы аккредитации, а также сформировать организационную структуру единой национальной системы аккредитации.

Совершенствование нормативной правовой базы предполагает:

внесение в Федеральный закон «О техническом регулировании» изменений, направленных на формирование единой национальной системы аккредитации, в части уточнения принципов аккредитации, определения полномочий единого национального органа но аккредитации, уточнения положений, определяющих

структуру, статус участников единой национальной системы аккредитации, применение международных стандартов н области аккредитации;

внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих рабогм но подтверждению соответствия»;

издание актов I (равительства Российской Федерации, направленных на формирование единой национальной системы аккредитации, в том числе утверждение положения о национальном органе но аккредитации, внесение изменений и отдельные акты Правительства Российской Федерации;

внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения размеров государственной пошлины при осуществлении аккредитации) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности и определения должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях в отношении аккредитованных органов но подтверждению соответствия и их должностных лиц за совершение административных правонарушений в соответствующей сфере).

Также планируется решить организационные, финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с формированием национального органа но аккредитации (определение штатной численности, размещение и др.). и разработать структуру национального органа но аккредитации с учетом требований международного стандарта ИСО/МЭК 17011-2008.

Па втором этапе (I квартал 2011 г.) предполагается сформировать нормативную и методическую базу единой национальной системы аккредитации.

На данном этапе планируется:

принять федеральный закон об аккредитации в Российской Федерации и внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с его принятием;

внести изменения в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в связи с созданием национального органа но аккредитации;

сформировать реестр экспертов по аккредитации национального органа по аккредитации;

разработать документы, регламентирующие порядок осуществления полномочий национального органа по аккредитации в соответствии с требованиями международною стандарта ИСО/МЭК 17011:2004 (система менеджмента).

На третьем этапе (11 квартал 2011 г.) предполагается разработать и реализовать предложения но международному признанию результатов деятельности органов но сертификации н испытательных лабораторий (петров), в том числе исследований (испытаний) и измерений, поверки и калибровки.

До I января 2012 г. национальному органу но аккредитации предполагается передать полномочия по аккредитации:

органов но сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы но обязательному подтверждению соответствия;

органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы но добровольному подтверждению соответствия;

■раждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю;

экспертов и экспертных организаций, привлекаемых (|>елералы!ыми органами исполнительной власти в соответствии с федеральными законами к осуществлению отдельных государственных функций.

В качестве экспертов и экспертных организаций привлекаются: органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), проводящие сертификационные испытания средств связи;

организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право выполнения работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений;