Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

19 страниц

258.00 ₽

Купить РТМ 24.090.17-76 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

РТМ распространяется на подшипники качения механизмов грузоподъемных кранов и содержит метод их расчета и выбора

 Скачать PDF

Утвержден в качестве рекомендуемого

Оглавление

1. Виды расчетов, нагрузки, сроки службы

2. Расчет на статическую грузоподъемность

3. Статическая приведенная нагрузка

4. Расчет на контактную прочность

5. Расчет на долговечность

6. Выбор подшипников при переменных режимах работы

7. Расчет динамической грузоподъемности подшипников качения

8. Расчет на надежность

9. Потери на трение в подшипниках

 
Дата введения09.02.1976
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

09.02.1976УтвержденМинистерство тяжелого и транспортного машиностроенияГС-002/1086
РазработанВНИИПТМАШ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19

РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ РАСЧЕТ И ВЫБОР

МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО М ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ


РТМ 24.090.17-76

МОСКВА 1977

РЛЮЮДВДМ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

РТМ 24.090.17-76

КРАНЫ ГРУЗОЙОДШШЬ® ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ РАСЧЕТ И ВЫБОР

Министерство адтого и шронспортадро машноотролйШ Москва

Glp. 8 PTM 24.090.17-76

где С - номинальная долговечность, мил, циклов;

/1 - чаотота вращения, об/мин;

/    мил.    циклов;    (9)

Здеоь Р - динамическая приведенная нагрузка, кГ;

/7 - показатель степени кривой уоталооти Велера.

Для/подшипников * 3;

|цЛЯ роликоподшипников /Г) - 12- Ж 3,33.

Номинальная додговечнооть подшипника в часах ( рао-

f/»e#c4wa.'/atL£&i&4t четный ресурсов зависимости от лигаи авшиуяаацш

ШШтшп*ртт*штшшо>&твя1щ принимается по табл. 2.

5.3.    Методика выбора требуемого типоразмера подшипника по каталогу базируется на вычислении по формулам (8) и (9) необходимой динамической грузоподъемности 0 по динамической приведенной нагрузке Р и частоте вращения П. .

5.4.    При выборе подшипника задаются олйдувдие параметр».

-    требуемая долговечность подшипника , чао;

-    чаотота вращения /Ъ , об/мин;

-    действующие на подшипник нагрузки: радиальная />• * кг и ооевая Ра, , кг;

-    условия и режим работы (характер воздействия нагрузки, какое из колец враЩаеТоя, рабочая температура, сорт и способ подачи бмазки, загрязненность oftpy-аицей среды и опоооб уплотнения подшипника);

-    конструктивный Тип, а иногда и серия подшипника, примерные его габариты.

5.5» Для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников, а также для коничеоких роликоподшипников динамическая приведен-ная нагрузка Р3 определяется по формуле:

*^ По кьтало"ху 1972 г. динамическая приведенная нагрузка обозначается <£).

PTM 24.090.17-76 Стр. 9

/»= (X VFr + ^кs kfr    кг ,    (10)

гдеXx'J - коэффициенты радиальной и осевой нагрузок, значения которых даны в таблицах каталога и в справочниках;

У - коэффициент вращения. При вращении внутреннего кольца подшипника относительно направления нагрузки V'fa I * а в олучае вращения наружного "V* I 2; f{s~ коэффициент беэошюности (см. табл. 5);

г~ Температурный коэффициент (см. табл. 6).

Таблица 5

Коэффициент безопасности Kg

Типы машин и механизмов

*6________

Механизмы ручных кранов, ручные лебедки. Приводы управления.

1,0

Механизмы подъема кранов. Лебедки с механичьоким приводом.

1.2

Механизмы передвижения телеквк. Механизмы поворота кранов. Механизмы изменения валета стрелы.

1,3

Механизмы передвижения кранов. Ходовые колеса тележек и опоры механизмов поворота кранов.

1.4

ходовые колеоа механизмов Передвижения кранов.

1,5

Таблица 6

Температурный коэффициент К^

Рабочая температура подшипника вчЗ

125

150

175

200

225

250

Температурный коэффициент Kj

1,05

1,10

1,15

1.25

1,35

1,40

5.6. При комбинированном дейотвии нагрузок /> и Га. следует

учитывать, что для однорядных радиальных, радиально-упорных

шариковых и конических роликоподшипников небольшая осевая нагрузка Fct не влияет на величину динамической приведенной нагрузки

до тех прр, пока ^ не прешоит величины & f предотазшоошвА параметр осевого нагрузка яяя, Значения 6? ом, в каталоге.

Ла.

3.7. Дня однорядных радиальных варикоподапшяиков при

принимаются X •» X и У «* 0.

Лм*

При у/р^е иначе вид параметра & ж коэффициента 1У для однорядных радиальных щарикоподшипнииов можно установить по табл. 7 в функции от -££ . Для того яа у стонал коэффициент X* 0,66.

Таблица 7

Значения в «* У для однорядных рад иальных шарикоподшипников

а

1ST

0,014

0,028

0,056

0,084

1

0,11

°-1-М

0,4a\o ,58

У

8,80

1,99^

1,71

1,65

1,48

I,3t'

i X ,18

liiU\i,8b

£

0,18

0,28

0*26

0,28

0,80

0,34

\ 0,38

\в»42\0,44

6*8* Раачвтяыа асвюб вдррувкй да рвдаеии»|кьуйорнив цод-ййпйикй определяю* * вададамоот* от охеии йоздейдадаи да да! йнешда* вид о учётом даОрввноЮ оТиооитёльйогО р&откдалвижй дадюдашикш (ом* дао.).

Две охоты уошовки ремйльйо-уйорйи! йодйй\шйш&

FTM 14.090.17-78 Стр, XI

Дйя определения расчетной ооевой нагрузки на радиально-упорный шарикоподшипник или конический роликоподшипник при уо-Тайовке их По два на валу (ом. рно.) следу в* пользоваться табл.8.

Таблица 8

Расчетные ооевне нагрузки

Случай По рис.

Условия нагрукзния подшипников I и П При ооевой силе на валу А, кг.

Еаочетннв осевые усилия» вызванные составляющими от радиальных нагрузок в подшипниках I и П

I

H>J ~&х t SbJ -

2

Pr<3i7,

3

ST< Sr;

-A Af*^

11авдый из этих подшипников под действием радиальной нагруз

ПИ передает на вел осевую составляющую» которая равна)

- для однбрядннй радиальных и радиально-упорных шарило-

$ z е Pf* иг ^    (II)

- для конических роликоподшипников

^ * (12)

J}* 12° Параметр в определяется по формуле

= *УгГ~ >

Для радиально-упорйнх шарикоподшипников при угле контакта

(13)

при J3 = 26°} е * 0,68; при * 36°;    е*>    о,9э.

Для ионических и сферических двухрядных роликоподшипников € » 1,6 фуЗ .

Значения X и У для радиально-упорных шарикоподшипников, ионических и оферичеоких двухрядных роликоподшипников даны в

Стр. 12 РТМ 24.090.17-7:6

каталоге.

Пооле определения расчетной ооевой нагруяки на подшипник следует определять динамическую нагрузку р до формуле (10).

5.9.    Дин радиальных подшишаков о короткими цилиндрически ми роликами

Р я "V" Ff rts Kr Mf •    (14)

6.10.    Допускаемая осевая нагрузка на роликоподшипники радиальные о короткими шшшдричеокимй роликами

JfftrCoCZW-    t® - djJ-    (16)

При случайных роевых нагрузках, низких температурах а яиа< тичиой омаяке Кд «* 0,2i Kg « 7.ИЗ"6,

б.Ш Дня упорных ПОДШИПНИКОВ

рт Parts*?* , W .    (16)

6, выбор подашнишзв ш пкрвмешш

РШМАХ РАШ

6,1. Выбор подшипников, работающих ери переменных режимах* проводах по эквивалентной нагрузке, вызывающ»# уотйлобтннй повреждения того Ий порядка, что к сумма Bdex дейотвуюмшх нагрузок.

ад Vp Pg... “Р[ к нагрузки, кг, сбответотщяюв Частота


Эквивалентная нагрузка

вращенйй ntinr tit к Времени йх действий

^ ааob f четный прок йлужбй

механизма Tti . За величину п tpnm-

маетек одна Ий частот вращении, обвчно Тако-вай при установившемся режиме.

PTM 24.090.17-76 СтрДЗ

6.2. При определении эквивалентной нагрузки Рэкв кеобхо-дамо знать график распределен йагрувки на подшипники по времени за расчетное время работы подшипника дао.

6.3» Формулой (17) надо пользоваться при наличии з мехашга we нескольких окороотей , например, для механизма с микропсдьв-мом‘» Колебания частот вращения в периоды неустаковавиегоея движения не учитываются.

рЭ.Л*

*7ТТГ


tz

ьэкв К жх tii т '2 ztT т 4 "ШТ Эквивалентная нагрузка может быть также определена через



кг. (18)


При паяачии одной скорости, когда чаотота вращения при установившемся движеннии /2 - соnst (Эквивалентная нагрузка Подшипник

миллионп гашюм (оборотов) » в течение которых действуют нагрузки Pj, Pg• а • Р д —......... •    -........ а

рзкв * V *14 * ЗгА •• *“••»    ®    (М)

6.4. йияамячеокая пряведениея нагрузка ,по которой вйбираюг

подшипник

ррэкв*®бг кг    (20)

При комвннировайной нагрузке» каждая из парциальных нагрузок Р. Ро Р подсчитывается соответственно типам иОдшипнИков

’    J-f    «£    « » # •

по форулам (10), (14)» (16).

Отр, 14 Р'Ш 24.090.17-76

6.15. Подшипник выбирают по формулам (8) и (9). Найда дане мичеокую приведенную нагрузку Р , определяют номинальную долговечность для существующего подшипника по формуле (8) или находят. необходимую Динамическую грузоподъемность подшипника, подлежащего выбору, по формуле j_

С^Р1т.

В каталоге и справочниках праводатоя теолицн для определен у    /    *)    ^    с

НИЯ /, ИЛИ 6^ В функции ^ЕГ *

7. РАСЧЕТ ДИШШЧЕОКОЙ ДОВОШ&ьШЮОТИ шдашников КАЧЕНИЯ

7.1.    Два шарикоподшипника радиальных однорядных, поставлен тле рядом на одной шейке, имеют общую динамическую грузоподъемность

Cj * 1,7 0 кг.

Где С - Динамическая грузоподъемность одного подшипника, кг.

7.2.    Динамическая .руаоподъемнооть 0 для подшипников, инготовливаемых на неопециализированнах заводах такова:

*■ для роликоподшипника игольчатого

О « 1б£2>0*7 кГ;    (21)

~ для шарикоподшипника упорного

б * б,о Д 2/1,3 Х>£В    кг?    <22}

- для роликоподшипника упорного с коническими роликами О * 18 <?,//* * Z 3/4 Д-КГ}    (S3)

где Ф - дивмет* дорожки качения внутреннего кольца, мм ; tP, - диаметр шарика* мм; для упорного роликоподшипника о коническими рсышами - средний диаметр ролика, ж*.

■йынЦпААшт    < шЛтят

*) В каталоге А/ обозначено £4,

РТЛ 24.090.17-76 Отр. 15

f - длина иглы, мм; fyjr длина рол^а без фаоок, мм.

8. РАСЧЕТ ИА НАДШЮСТЬ

8.1. Обычно расчет ведется о гарантией нераэрушения подшая-* ника /г .а , т.о, расчетную долговечность должны выдержать 90# подшипникоь данной партии при постоянстве рабочего режима.

I .

~ I 7>/ •


Ори вероятности безотказной работы /х «0,9 номинальная долговечность в мил. циклах

L-2. Повышение гарантии ресурса подшипников о 80 до 99# связано о обеспечением тщательного контроля качества подшипников и надежной смазки, яри строго регламентированном режиме по нагрузке и скорости.


6.3. При вероятности безотказной работы в пределах Д * 0,9Г * 0,99

аде cl, - коэффициент надежности принимают го данным ВНИППй по табл. 9 - коэффициент материала;

<2$ - коэффициент вкоплуатации.

Коэффициенте и Ct3 подлежат дальнейшим исследованиям. В данном расчете Следует принимать    -    /    .    Их    влия

ние на долговечность для подшипников отечественного производства учитывается коэффициентами    и    Кг,

Стр. 16 РТМ 24.090.17-76

Таблица 9 Значения коэффициента надежяооти di

Гарантия^ресурса

90

91

92

93

94

95 196

97

98

99

Коэффициент надежности а/

1.0

0,9

0,8

0,72

0,62

о,бг| о,43

0,33

0,22

0,И

9. ПОТЕРИ НА ТРЕНИЕ В ПОДШИПНИКАХ Мощность, расходуемая на трение в подшипнике качения JY~ ^ Р    >•    Xtrrfj

где Т* - действующая натруана,    кг5

ol- диаметр гада, ом;

/2 - частота вращения, об/мин;

£ - приведенный к валу коэффициент трения оКольИения о учетом Трения качения И трения оиодйиения в подшипнике, и трения в уплотнениях Дня шарИкоподшишшкор    ш    0,015;

дли роликоподшипников    £    ш    а,ой.

РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Всесоюзным научно-иооледовательошш л проектно-конструкторским институтом подъемно-трвнопортного машиностроения» погрузочно-разгру аочяоГо и оклодоногр оборудования и контейнеров (ВШШТМАШ)


Директор

Заведу! зшй отделе» стандартизации    /


Комашенко А.Х.


Оболенокий А.С.


Руководитель темы и исполнитель


Сшщына И.О»


ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным управлением йодьемно-транопортного Маюиноотроешя


Главный инженер


УТВЕРЖДЕН Министерством тяжелого Ж транспортного машиностроения .


Заместитель министра,


Группа 86


уда


РУКОЕОДЯИИЙ тешчиский МАТЕРИАЛ

Краны грузоподъемные    РТМ 24.090.17-96

Подшипники качения

Раочет и выбор    Вводитоя впервые 1 2

Стр.2 ИМ 24.090.17-76

1.1.1.    Наиболее опасным состоянием подшипников кранов ц других грузоподъемных машин является восприятие ими наибольших нагрузок без вращения, что приводит к остаточным деформациям

( лункам на кольцах), трещинам и разрушению нагруженных деталей,

1.1.2.    Стандартные подшипники,находящиеся под нагрузкой без вращения выбирают по каталогу по статической грузоподъемности. Соответственные нестандартные подшипниаи, изготавляемые на неопе-ииалиэированных заводах рассчитывают на отат. чеояую грузоподъемность*

1.1.3.    Подшипники ,вращающиеся о частотой п менее I об/мин выбирают по статической грузоподъемности. То же касается опор, могущих длительное время воспринимать нагрузку в уоловиях статического воздействий, даже если они определенную часть времени работают при частоте более 1об/мин.

1.Т.4. Расчет на контактную прочность по формулам Герца Проветрится для подшипников*изготовленных2 на неспециализированных заводах.

1.1,5. Расчет на долговечность выполняется для подшипников,

работающих при частоте более I об/мин, причем при чаототе гъ равной I...I0 об/мин, расчет ведется на И * 10 об/мин.

J,2. Исходными внешними нагрузками для расчета и выбора подшипников качения в крановых механизмах являются:

-    Для расчетов на статическую грузоподъемность я контактную прочность -наибольшие нагрузки при рабочем и нерабочем состоянии крана;

-    для расчетов на долговечность и надежность -нормально нагрузки рабочего состояния крана.

PTM 24.090.17 -76 Стр.З

1.2.1.    Исходя из расчетных усилий, определяют радиальные и осевые /ъ нагрузпк на подшипники, по которым подсчитывается динамическая приведенная нагрузка Р*,являющаяся основой для выбора подшипника по каталогу.

1.2.2.    Эквивалентная нагрузка для расчета подшипников на

т

долговечность при переменных рвяимах работы ?экв определявши на основании графиков загрузки кранового механизма (РШ24.«<ЗДЛ4-~7£"Краны грузоподъемные.мостовые. Эквивалентные на/щзкк.

Метод расчета").

Нпболыная расчетная нагрузка на подшипник Радх определяется из динамического расчета» При проектном расчете токовая может предварительно определяться , исходя из действующего на вал двигателя крутящего момента:

миах мном Kt0M*

где

МНом- номинальный момент двигателя» кгем;

Ы — коэффициент» определяемый по табл.1.

Таблица X

Значения коэффициента оi

Тип двигателя

--srr--

Механизм

подъема

Механизм

передвижения

Кроновый короткозамкнутый

iii

3,0

Кпановый постоянного тока или переменно: о контактными кольцами

2,6

Асинхронный двигатель обще-' промышленного тина ;

1,7

—Й ЙЬ“каталогу 197L г, динамическая приведенная нагрузка обозначается ©-»

т Там же эквшэодоитпая нагрузка обозначается <1 дкв„

Отр. 4 PM 24.090,17-76

1.2.3.    При проверочных расчетах наибольшая расчетная нагрузка определяется о учетом динамического расчета (ом.ГМ 24.090.С7-76"Краны грузоподъемные. Расчетные нагрузки).

1.3.    Расчетные ресурсы подапяпког,, соответствующие их

номинальной долговечности /> /    приводятся в тебя. 2,

Таблица 2

Расчетные ресурсы подшипников    .чао

Режима работы механизмов . ..

Легкий

Средний

Тяжелый

8еоьма тяжелый

Грунта режимов ко ГС 5738-75

1,(2)

2,3

4,5

б

Сроки

3

300

2000

5000

10000

илу JaUblj

годы

5

500

35СО

8000

16000

10

1000

7000

16000

32000

Примечаниеi PC 8138-76 ^Техника-безопасности. Краны грузоподъемные .Классификация механизмов по режимам работы".

2. РАСЧЕТ НА СТАТИЧЕСКУЮ ШЗОШДШНОСТЬ

2.1* Под действием статической нагрузки 1*С1.а1Е* равной каталожной статической грузоподъемности С0 ,кг, в подшипнике не должно возникать суммарных остаточных деформаций.превышающих O.OOOliV, ( v « диаметр тела качения , мм).

к По каталогу 1972г. ста-ьческая нагрузка обозначается А^таж>

FTM 24.080.17-76 Стр. б

2.2.    Для основных типов подшипников значения CQ приводятся в каталоге.

2.3.    Для подшипников, изготаллявдпхоя на ноопедиализированных заводах:

- упорных шарикоподшишшков

С О а. ~ /ГГ,

(2)

- упорных роликоподшипников

Сол * SE fetf ■2V '

(3)

Здесь я далее:

X - число тел качения;

2?ы~ диаметр тела качения (средний для конических), мм; - длина ролика без фасок, нм.

3. СТАТИЧЕСКАЯ ПРИЙВДЁННАЙ НАГРУЗКА

3.1, Статическая приведенная нагрузка для радиальных в радиально-упорных шарике* и радикоподотпнйкор

кг>    (4)

где коэффициенты радиальной и осевой статической нагрузки X* И % принимают по табл* 3.

Таблица 3

Коэффициенты Хо и %

Тип Подшипника

X*

У».

Шарикоподшипник радиальный иди радиально-упорный ОДНОРЯДНЫЙ при^ * (Г- 12°

0,6

0,5

Шарикоподшипник радйально-упорный щ&Х ж 26°

0,5

О.ЗТ , t

Шарикоподшипник радиально-упорный приJI * 36°

0*5

0,28

Конйчёсмй и сферический роликоподшипники, а также сферический шарикоподшипник

0,5

0,224е

В табл. 3 йодJ5 подразумевается номинальный угол контакта. При 7ст^< /у* принимают для раоЧета Tew ■* £/*•

UTp. 6 PTM 24.090«17«76

4. РАСЧЕТ НА КОНТАКТНУЮ ПРОЧНОСТЬ

4.1.    Предельные значения контактных напряжений омятия, до» пускаемых при расчете по Герцу подшипников качения, изготовленных па специализированных заводах, при твердости колец « теЛ качения НЦС * 60 4 66. составляют:

для шарикоподшипников Г&Усм~ 40000 кг/ом2;

ДЛЯ РОЛИКОПОДШИПНИКОВ /б-Jen 5 30000 кг/ом2.

4.2.    Для шарикоподшипников» изготовленных на неспециализированных заводах о кольцами из стали ШПб, закаленной на твар-дооть ЩС * 58 •* 60

r&Jcrt* 15000 кг/см2.

4.3.    Для крупногабаритных колец. выполненныИ из стального литья марки 5ЕШ

С&Усм * 2500 кг/см2.

4.4» Дли колец» выполненных из новрнной отали от. 5 илИ 46» При Твердости НВ * 270 4 300

£&Усм£ 8000 кг/см2.

дах.

Й форцулах(б) * (7)I Н - нагрузка на Тело Качения *» диаметр теЛа качения (Of

4.5. В табл. 4 Приведены формулы для определения контактных напряжений смятия для подшипников качения» используемых в грузоподъемных кранах» изготовляемых на неспециализированных заво

га для конических), ом;

- длина ролика без фасок, см;

R?* - радиуо кривизны желоба» ом.

Козффициеяты /И«V учитывав®, сопряженные контактные кри-

мены обоих тел и выбираются в функции Со*'в ~ по таблицам, приведенным в справочнике*^»

«) Бейзелшан, Цыпкин, Перель. "Подшипники качения" М.,"Машияо-отроение", 1974.

moopewi цовммияж юштю jrop miHenUtfesd ждака к*яя«адтщ •оутввп над <sfo^»ASff^aspnr дхитщяйгод иорч^эвалго# *i»g

яюоньашдаюг та тещ *з


ало &w.ro6crw им


1

Письмом Шниотеротва тяжелого и транспортного ма-чиноотрое-нин от * S *    1976    г.    J* Л'oo’i/ftfae

данный технический материал утвержден в качества рекомендуемого.

Настоящий РТМ раопроотраняетоя на подшишшки качения механизмов Грувопрдъемних кранов й содержит метод их раочетв и выбора.

В приведенных расчетах учтены рекомендация, изложенные в ГОСТ'е 16854-73 "Подшипники качения» Методы расчёта статическое Юрувоподъемяов»и эквивалентной статической нагрузки", и в ГОСТ*в 1885Ь-?3 "Подшипники качения. Методы расчета динамической грузоподъемности я долговечности".

2

ВИ№ РАСЧЕТОВ, НАГРУЗКИ, СРОКИ СЛУЖБЫ

I.I. В зависимости от условий работы я предъявляемых к подшишшду требований, а также типа подшипника, используются следующие виды расчетов:

-    на статическую грузоподъемность (по предельной деформаций)

-    на контактную прочность (по предельному напряжению);

-    на долговечность (по гарантированному ресурсу);

-    на надежность (на безотказность в заданный «рок 0 установленной заранее достоверностью).