РАСЧЕТ РАДИАЛЬНЫХ ГАЗОСТАТИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ ТУРБОМАШИН АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
РТМ 108.129.101-76
Издание официальное
РАЗРАБОТАН Научно-производственным объединением по исследованию и проектированию энергетического оборудования (ЦКТИ)
Генеральный директор Заведующий базовым отраслевым отделом стандартизации Руководители темы:
Исполнители:
Н. М. МАРКОВ
В. Л. МАРКОВ П. А. АНДРЕЕВ, Г. А. ЛУЧИН В. В. АФОНИН, Н. Н. СИДОРА, В. А. СЕМЕНОВ, Л. Г. КУЗУБ, Н. П. НЕЗЛОБИНА, Г. П. ЮРГЕНЕВА
Ростовским-на-Дону государственным университетом
Ректор Ю. А. ЖДАНОВ
Руководитель темы А. И. СНОПОВ
Исполнители: В. Ф. ДАН ИЛЬЧЕНКО,
В. А. МОРДВИНКИН
ВНЕСЕН Научно-производственным объединением по исследованию и проектированию энергетического оборудования (ЦКТИ)
Генеральный директор Н. М. МАРКОВ
Заведующий базовым отраслевым отделом стандартизации В. Л. МАРКОВ
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Техническим управлением Министерства энергетического машиностроения
. 1ачальник Технического управления В. П. ПЛАСТОВ
1'ачальник отдела опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ
по турбостроению В. К. ЛЕОНТЬЕВ
СОГЛАСОВАН с Государственным научно-исследовательским институтом машиноведения им. акад. А. А. Благонравова
Заместитель директора С. В. ПИНЕГИН
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием Министерства энергетического машиностроения от 5 октября 1976 г. № ВЛ-002/6994
Заместитель министра В. П. ЛОБАНОВ
РАСЧЕТ РАДИАЛЬНЫХ ГАЗОСТАТИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ ТУРБОМАШИН АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
РТМ 108.129.101—76
Введен впервые
Указанием Министерства энергетического машиностроения от б октября 1S76 г. N2 ВЛ-002/6994 срок введения установлен
с 01.04.78
Настоящий руководящий технический материал (РТМ) распространяется на газовые турбины и компрессоры газотурбинных установок (ГТУ), газодувки к компрессоры вспомогательного оборудования атомных электростанций (АЭС) с газоохлаждаемыми реакторами, а также на газовые турбины и компрессоры ГТУ, нагнетатели и компрессоры различного назначения.
РТМ устанавливает метод расчета статических характеристик радиальных газостатических подшипников (ГСП) с гладкой рабочей поверхностью и принудительной подачей газа в смазочный слой через два ряда питателей типа «кольцевая диафрагма».
1.1. Условные обозначения:
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
L—длина подшипника, м;
D—диаметр подшипника, м; г— радиус шипа вала, м;
I — длина торцевого участка, м; d—диаметр питателя, м; п— число питателей в ряду; с—средний радиальный зазор подшипника, м; е—эксцентриситет, м;
Издание официальное
Стр. 2 РТМ 108.129.101—76
в
е = —— относительный эксцентриситет;
И— толщина смазочного слоя, м;
Л=—— безразмерная толщина смазочного слоя;
1 L
к = -jj— удлинение подшипника;
Xx=-L.— удлинение торцевой части подшипника;
ps—абсолютное давление питания, кгс/см2 (Н/м2); рг— абсолютное противодавление, кгс/см2 (Н/м2);
рх = ~— безразмерное торцевое давление;
Р—р2— функция давления;
Pd— квадрат давления на выходе из питателя; р—коэффициент динамической вязкости газа,
КГС'С /Н-с \ м- V м- / *
Ts—абсолютная температура питающего газа. К; а— показатель политропы газа;
п 4,2 .
Н— газовая постоянная, ;
а5— скорость звука в газе, подаваемом на смазку, м/с;
Q— массовый расход газа, кг/с;
Q—безразмерный расход газа; q (х)—функция истечения;
Ръ —характерное давление, кгс/см2 (Н/м2); а— коэффициент расхода питателя;
(о— частота вращения вала, рад/с; т— масса вала, кг; g—ускорение земного тяготения, м/с2;
Q'— частота колебаний вала в подшипнике, рад/с; 2—частота прецессии вала, рад/с;
W—несущая способность подшипника, кгс (Н);
Ws—статическая несущая способность, кгс (Н);
Wd—динамическая несущая способность, кгс (Н); О—угол нагрузки, рад;
cw — (^ —коэффициент несущей способности;
К— радиальная статическая жесткость, кгс/м (Н/м);
Мо,ь— момент сил трения, кгс • м (Н • м);
^VK—мощность компрессора, Вт; г' — декартовы координаты; ср— угловая координата.
Безразмерные комплексы
Дп = In параметр дискретности питателей;
PTM 108.129.101—76 Стр. 3
24 чапЛ V'rJlTg
Т =*-jt?--конструктивный параметр подшипника с пита
телями типа «кольцевая диафрагма»;
. 6 а<ог2
А =-^-^--число сжимаемости;
12;
3 = —г-77--число сдавливания.
Рас~
1.2. Подшипник скольжения, в котором ю качестве смазочного вещества используется газ, называется подшипником скольжения с газовой смазкой или газовой опорой.
1.3. По принципу образования несущей способности различают два типа подшипников скольжения с газовой смазкой — газодинамические^ газостатические.
1.4. Подшипник скольжения с газовой смазкой, основная часть несущей способности которого создается за счет относительного движения поверхностей трения, называется газодинамическим подшипником (ГДП).
ГДП относятся к разряду легконагруженных и высокоскоростных опор. Обычно их используют при удельных давлениях на подшипник не более 0,2 кгс/см2.
1.5. ГДП могут быть применены в газодувках и компрессорах вспомогательного оборудования АЭС мощностью не более 500 кВт.
1.6. Подшипник скольжения с газовой смазкой, основная часть несущей способности которого создается наддувом в смазочный слой сжатого газа от внешнего источника, называется газостатическим подшипником (ГСП). ГСП используются при удельных давлениях на подшипник не более 4 кгс/см2.
1.7. У ГСП имеется ряд существенных преимуществ перед ГДП:
способность нести нагрузку при отсутствии вращения вала;
большая несущая способность;
возможность применения сравнительно больших зазоров (с/г = = 0,0005^-0,002);
большой срок службы, который определяется не механическим износом, а конструктивной прочностью пары трения;
интенсивное охлаждение подшипника за счет прокачки газа через рабочий зазор;
повышенная виброустойчивость;
меньшая чувствительность опоры к изменению рабочего зазора.
Недостаток ГСП — потребность во внешнем источнике сжатого газа.
1.8. Среди многочисленных видов ГСП наиболее распространенным, технологически освоенным и экспериментально изученным является подшипник с принудительной подачей газа в смазочный слой через один или два ряда питателей типа «кольцевая диафрагма».
1.9. Исходя из требования создания ГСП повышенной грузоподъемности, при разработке РТМ за основу была взята модель ГСП с двумя рядами кольцевых диафрагм, равномерно расположенных по окружности.
1*
Стр. 4 РТМ 108.129.101—76
1.10. Радиальный двухрядный ГСП с кольцевыми диафрагмами, показанный на черт. 1 настоящего РТМ, работает следующим образом: газ от внешнего источника поступает во внутреннюю полость подшипника под давлением р99 проходит через два ряда питателей в зазор между цапфой вала и вкладышем и течет по направлению к торцам опоры, где он выходит в окружающую среду с давлением рл. Газ, проходящий через каждый питатель, испытывает действие двух последовательно соединенных гидравлических сопротивлений— сопротивления самого питателя и участка в зазоре между валом и подшипником. Перемещение вала под действием приложенной нагрузки создает различные условия работы для каждого питателя. Неравенство сопротивлений течению газа в нагруженной и ненагруженной областях зазора подшипника при эксцентричном положении вала обусловливает различие расходов газа через питатели и потерь давления в них, а следовательно, различные давления газа на выходе из питателя и при входе в смазочную щель. Образующаяся разность давлений и вызывает появление «подъемной силы» или несущей способности ГСП.
2. РАСЧЕТНАЯ МОДЕЛЬ РАДИАЛЬНОГО ГАЗОСТАТИЧЕСКОГО
ПОДШИПНИКА
2.1. Общие положения
2.1.1. Основными характеристиками ГСП являются несущая способность, жесткость смазочного слоя и расход газа на смазку.
2.1.2. Если распределение давлений в смазочном слое ГСП таково, что реакция газового слоя на шип может уравновешивать некоторую нагрузку, приложенную к цапфе вала, не допуская при этом контакта шипа и подшипника, то говорят, что подшипник обладает несущей способностью.
Несущую способность ГСП определяют по формуле
\V = cwLD (ps -г- pa)t (1)
где cw—коэффициент несущей способности, являющийся ограниченной функцией геометрических и конструктивных параметров подшипника
CW^CWm*x ^
Газостатические подшипники обладают ограниченной несущей способностью:
< СО.
2.1.3. Производная несущей способности ГСП по эксцентриситету называется радиальной жесткостью ГСП и определяется по формуле
^ _ dW _ LD (Ps - Рш) dcw (t>x
К— de ~~ с dt ' W
ti с «,
где --коэффициент радиальной жесткости смазочного слоя.
PTM 108.129.101—76 Стр. 5
Радиальная жесткость ГСП является одним из элементов так называемой матрицы жесткости ГСП — характеристики динамических свойств смазочного слоя.
rff уг*
2.1.4. Коэффициенты cw и определенные при невращаю-
щемся вале и при воздействии постоянной нагрузки W, называются статическими коэффициентами несущей способности и жесткости смазочного слоя.
........1^
Р„ У/М\ /Z//W//
2.i.5. Масса газа, протекающая в единицу времени через подшипник, называется массовым расходом газа и определяется по формуле
(3)
где Q — безразмерный расход газа.
2.1.6. Расчет основных статических характеристик ГСП производится при следующих допущениях и ограничениях (черт. 1):
удлинение подшипника не меньше единицы
подшипник имеет два симметрично расположенных ряда одинаковых круглых питателей, отстоящих от торцов на расстояниях /> 0,25Z>;
дросселирование газа происходит в кольцевых диафрагмах, т. е. выполняется условие 4Hj<d (см. приложение 1, п. 3.3);
питатели в каждом ряду наддува распределены равномерно; число питателей в каждом ряду наддува должно быть не меньше шести;
Стр. 6 РТМ 108.129.101—76
оси шипа 1 (см. черт. I) и подшипника 2 параллельны; минимальный зазор cmJn приходится на перемычку между двумя соседними питателями 3\
газ подается в питатели под постоянным давлением; коэффициенты расхода кольцевых диафрагм (а) не зависят от смещений шипа и одинаковы для всех питателей;
течение газа в питателях близко к одномерному изэнтропиче-скому процессу и подчиняется законам газовой динамики.
Установившееся ламинарное и изотермическое течение газа в смазочном слое ГСП описывается уравнением Рейнольдса [1]
2.1.7. Для расчета статических характеристик ГСП используется модель осевого течения газа в зазоре 1, учитывающая дискретность распределения питателей и их размеры.
2.1.8. Влияние окружных перетечек на несущую способность смазочного слоя ГСП учитывается с помощью поправочных коэффициентов (см. п. 2.3), определяемых теоретическим путем.
2.1.9. Для расчета ГСП в соответствии с осевой моделью течения используется следующая схема:
смазочный слой разбивается осевыми линиями на п равных секторов, симметричных относительно питателей
Ь--7Г<? <?;+£• J ~ 1> 2,.... я;
зазор на участке /-го сектора принимается постоянной толщины, равной толщине слоя в зоне соответствующего питателя
И} — с (1 — s cos = chj; (5)
распределение давлений на каждом секторе определяется по методу точечных источников согласно гидродинамической аналогии Котл яра ЯМ. [2];
давления на выходе из питателей определяются по уравнениям баланса расходов через сектор и соответствующие питатели;
принимается, что осредненное по ширине сектора значение давления равно корню квадратному из осредненного квадрата давлений, как и в большинстве инженерных методик расчета ГСП;
несущая способность подшипника вычисляется по формуле
W = 2k] \VX -Г k2W2, (6)
где Wx и W2— соответственно величины несущих способностей торцевых и средней частей подшипника, вычисленные в рамках модели осевого течения газа в ГСП, kx и k2— коэффициенты окружных перетечек.
PTM J08.129.101—76 Стр. 7
Примечания:
1. Торцевая часть подшипника — участок подшипника, заключенный между торцом подшипника и линией наддува, ближайшей к нему (черт. 1, участки б и г).
2. Средняя часть подшипника — участок подшипника, заключенный между двумя линиями наддува (участок в).
2.2. Расчет поля давлений в смазочном слое ГСП по модели осевого течения
2.2.1. Согласно принятой схемы расчета функция давлений Р = = р2 на каждом секторе удовлетворяет уравнению Лапласа
ДЯ = 0, (7)
полученному из уравнения (4) при Л = const.
Расчетная схема подшипника |
J
1 |
z'
( J_ |
-Ь;
_I_ |
4 |
ь 4
__Mr |
> ! mc |
*< |
И
k . |
|
I q |
/ V |
* \ ^ |
^ |
-мг |
N -Mf |
h— |
|
|
p c |
|
Черт. 2 |
2.2.2. Для определения давлений на одном секторе воспользуемся методом источников и стоков [2]. Расположим две дорожки источников обильности М и две дорожки стоков обильности (—M)t как это показано на черт. 2.
2.2.3. В системе координат у\ z' (черт. 2) функция Р, удовлетворяющая уравнению (7) и имеющая логарифмические особенности в точках расположения источников и стоков, определяется формулой
т
In |
L 2n (У + /) |
t
-
< |
Ch D |
D |
2 n(z'-l) ch-- |
2 ny' - cos ——- |
|
+ In
2л (У — L — /) 2л/ n(L — l) -1
ch-ъ---cos— , sh ъ I ,
_u2n(z'-L + !) 2л/ +2|П n(L -т I) + Р‘'
Ch-D--“T Sh—— J
(8)
2.2.4. Формула (8) достаточно точно определяет распределение давлений на секторе в случае соосности шина и подшипника. При этом линии равного давления р=ра отклоняются от торцевых линий z'=0 nz'=L на величину не более чем
что при 1 и б составляет менее 0,00042 D и лежит в пре
2 nL ~D~
делах точности обработки торцевых поверхностей.
2.2.5. Квадрат среднего давления на выходе из питателя определяется по формуле
(9)
Г
где Г — контур питателя.
При вычислении интеграла (9) с точностью до величин выс-
мi ,, .
шего порядка малости при условии, что 1» получаем
L 2л/ unL и n(L-l) sh—-sh—-sh---
|n-—------\- p2.
kH* 11 111 nd n(L — 21) . n (L + /) n —— sh---sh---
. /l/44 2/i/____ /I (Z.—2/)___
Формулу (10) для случая -^^3 и —~> 3 можно упростить и записать в следующем приближенном виде:
2.2.6. Течение газа в питателе рассчитывают как одномерное течение в конфузоре с минимальным сечением A=ndH. Расход газа через питатель
M=*M*q(x)% (12)
где х—^-;
Ps
критический расход газа через питатель, отвеча! рания потока;
2*
УЖМГ* татель, отвечающий условиям запи-
М* = —
__"Ри x<(jTт}~1’
V"ри ->(Tfr>^1;
функция истечения
Я(х) =
показатель политропы газа.
1
Здесь и далее зазором называем смазочный слой в подшипнике.