Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

109 страниц

580.00 ₽

Купить РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе представлены: типология образовательных учреждений, построенных в 60-80 годах ХХ века по типовым проектам, номенклатура типовых проектов по каждому типу образовательных учреждений, анализ частоты применения того или иного типового проекта для каждого типа образовательного учреждения, выделены наиболее часто встречающиеся типовые проекты рассматриваемых объектов, рекомендуемые к применению в образовательных учреждениях архитектурно-планировочные решения по обеспечению доступности для маломобильных групп населения, примеры укрупненного расчета стоимости совокупности предлагаемых мероприятий по основным разновидностям типовых проектов образовательных учреждений 60-80 гг. Документ содержит примеры архитектурно-компоновочных решений, виды оборудования, их параметры и характеристики. В документе учтен опыт отечественных и зарубежных специалистов в этой области, в том числе разработки различных авторов и творческих коллективов.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Образовательные учреждения. построенные по типовым проектам в 60-80 годах ХХ века

5 Общие положения

6 Требования к обеспечению доступности территорий земельных участков

7 Требования к обеспечению доступности зданий

     7.1 Входной узел

     7.2 Вестибюльная группа помещений

     7.3 Вертикальные коммуникации (архитектурные элементы и технические средства доступности)

     7.4 Поэтажные коммуникационные пространства

     7.5 Пожаробезопасная зона

     7.6 Помещения общего пользования

     7.7 Входы в рабочие помещения

     7.8 Условия доступности внутри помещений

     7.9 Расчет стоимости предлагаемых мероприятий

Библиография

Приложение А (справочное) Термины и их определения

Приложение Б (рекомендуемое) Варианты планировочных решений реконструкционных мероприятий и примеры укрупненного расчета стоимости для типовых проектов школьных образовательных учреждений, получивших распространение в 60-80 гг. ХХ века

Приложение В (рекомендуемое) Варианты планировочных решений реконструкционных мероприятий и примеры укрупненного расчета стоимости для типовых проектов дошкольных образовательных учреждений, получивших распространение в 60-80 гг. ХХ века

Приложение Г (рекомендуемое) Функциональные объемно-планировочные элементы, обеспечивающие доступность МГН

Приложение Д (справочное) Варианты архитектурно-конструктивного построения пандусов

Приложение Е (справочное) Оценка состояния жилой среды для последующего определения перечня мероприятий по обеспечению доступности МГН от жилого дома до первичных объектов социальной инфраструктуры (школы, детские дошкольные учреждения)

Приложение Ж (рекомендуемое) Альбом проектных решений

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

14.05.2012УтвержденКомитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга48
РазработанСПбГАСУ
ИзданАдминистрация Санкт-Петербурга2012 г.
ПринятКомитет по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга
РазработанЗАО Инженерная ассоциация Ленстройинжсервис
ПринятКомитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга
ПринятКомитет по социальной политике Санкт-Петербурга
ПринятУправление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербург
ПринятСлужба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Система региональных документов регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге

Региональные методические документы

Рекомендуемые для повторного применения проектные решения по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения образовательных учреждений Санкт-Петербурга, построенных по типовым проектам в 60-80 годах XX века

РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург

ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ

Правительство Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2012

Предисловие

1    Разработан Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом (СПбГАСУ)

2    Внесен Отделом мониторинга и стандартизации Управления перспективного развития Комитета по строительству Санкт-Петербурга

3    Согласован с Комитетами Санкт-Петербурга: по социальной политике, по градостроительству и архитектуре, по образованию; Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Управлением Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербург

4    Одобрен и рекомендован к применению в строительстве на территории Санкт-Петербурга распоряжением Комитета по строительству от 14.05.2012 г. № 48

5    Подготовлен к изданию ЗАО «Инженерная ассоциация «Ленстройинжсервис»

6    Разработан впервые

Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Правительства Санкт-Петербурга

© Правительство Санкт-Петербурга, 2012

II

РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург



План 1 этажа    План    2    этажа

Рисунок 5.7 - Детский сад т.п. 2ЛГ-04



План 2 этажа


Рисунок 5.8 - Детский сад т.п. 2С-04-3/71 (67)


si S


II


| «ИГ- , 60К. | «и. , .«ОС

п

Г1 1-

1

at

Г”


Ш^ЙШ#

'ЙЛТЕН'

-И Щ-

Tt


План 1 этажа


-6S2i_|    600С    ^    бмо    |_6SBC ^

План 2 этажа


Рисунок 5.9 * Детский сад т.п. 212-2-ЗЛГ/85


Анализ планировочного решения типовых проектов (Рис. 5.1-5.10) по определению перечня первостепенных реконструктивных мероприятий проводился в соответствии с концепцией формирования безбарьерной среды доступности МГН от жилого дома до прилегающего к образовательному учреждению участку, ко всему зданию, в том числе до поэтажных помещений, в соответствии с функционально-технологической схемой кон


кретного объекта (Рис.5.11).

Общий перечень первоочередных мероприятий по обеспечению доступности МГН:

1.    Расширение входной площадки, с устройством около входа пандуса и наружной подъемной платформы. Входную группу необходимо устраивать с навесом.

2.    Устройство лифтов или вертикальных подъемных платформ, обеспечивающих дос-


РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург


тупность к основным помещениям всех уровней.

3.    Организация на каждом этаже дополнительно одного санитарного узла с унитазом и умывальником с внутренними параметрами, позволяющими пользование инвалидом-колясочником.

4.    Наружные эвакуационные выходы из залов многоцелевого назначения (спортивные залы, актовые залы, музыкальных занятий и


т.п.) дополнить пандусом.

5.    Организация зон пожарной безопасности.

6.    Организация поручней вдоль коммуникационных коридоров и в лестничных клетках.

7.    Соответствующее требованиям МГН покрытие коммуникационных путей.

8.    Включение средств визуальной коммуникации и специального освещения.


СОПДАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ ЖИЛОГО ОБРАЗОВАНИЯ


г


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЖИТИЙ СРЕДЫ

о

! ‘О

ОТ ХИЛОГО ДОНА да У*РКЖДКВЯ



ч.



ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ТЕРРИТОРИИ ЗКИЛЬНОГО УЧАСТКА



[    ВЕРТИКАЛЬНЫЕ    КОММУНИКАЦИИ    -

дяищдши аяввии ж технические средства доступном»

_(§)^>(§) _

обеспечение доступное тя | ПОЭТАЖНЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВ


Е-

_^_

--

О

-^-

О

о

обеспечение условий одежной ПОЖАРНОЙ ЭВАКУАЦИИ

обеспечение доет.

ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩЕГО ПОДЬЗОВАШ

обеспечение доступных ВХОДОВ В ПОМЕЩЕНИЯ

обеепеченве условий комфортного первые щеняя ВНУТРИ РАБОЧИХ ПОМЕЩЕНИЙ


Рисунок 5.11 - Схема формирования безбарьерной среды в диапазоне жилой дом - образовательное

учреждение


9


6 Требования к обеспечению доступности территорий земельных участков

6.1 Анализ планировки жилых зон должен учитывать специфические особенности и потребности различных маломобильных групп населения (по категориям инвалидности):

-    для людей с поражением опорнодвигательного аппарата (ПОДА), в том числе на кресле-коляске или с дополнительными опорами;

-    для людей с дефектами зрения (ДЗ), в том числе полностью слепых, должны быть изменены параметры путей передвижения, с поверхностей путей передвижения устраняются все возможные препятствия, должно быть обеспечено получение необходимой звуковой и тактильной (осязательной) информации, особое внимание уделять уровню освещенности;

-    для людей с дефектами слуха (ДС), в том числе полностью глухих, должна бьггь обеспечена хорошо различимая визуальная информация.

Учет потребностей этих маломобильных групп населения направлен на формирование универсальной среды жизнедеятельности, соответствующей потребностям всех групп — престарелым, временно нетрудоспособным, пешеходам с колясками, детям дошкольного и школьного возраст (МДС 35-2.2000, подразделы 1.2-1.3).

6.2 В проектах реконструкции должны бьггь предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильной группы населения от находящегося в пределах пешеходной доступности жилого дома, стоянки личного автотранспорта или остановки общественного транспорта, и далее по участку, к зданию образовательного учреждения (подразделы 3.1-3.12 СНиП 35-101, СП 35-101).

При реконструкции территории следует организовывать универсальные непрерывные пешеходные пути, сопрягающиеся с внешними по отношению к территории транспортными и пешеходными коммуникациями и остановками общественного транспорта (см. рис. 6.1).

Рисунок 6.1 - Функциональная схема непрерывного пешеходного пути



РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург


6.3 На открытых индивидуальных автостоянках около зданий образовательных учреждений следует выделять не менее 10 % мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике. Места

для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи главного входа в здание, но не далее 50 м (см. рис. 6.2.). Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,6 м, длина - не менее 5,5-6 м (СП-35-101, подраздел 2.33).



Рисунок 62 - Схема организации парковочного места для автомобиля и микроавтобуса


Для парковки автомашин (микроавтобусов), салоны которых приспособлены на перевозку инвалидов на креслах-колясках, необходимо пространство боковых подходов к ним не менее 2,5 м.

Параметры специального парковочного места,' расположенного параллельно бордюру, должны быть не менее 7,0 х 2,4 м. Эти параметры обеспечат возможность доступности к задней части автомобиля при пользовании пандусом или подъёмным устройством.

Высота свободного пространства от плоскости (пола) открытой автостоянки до низа конструкций навеса должна быть не менее 3,3 м.

6.4 На участке и примыкающей к ней территории следует проектировать элементы заблаговременного предупреждения мест пересечения пешеходных путей с транспортными средствами.

Для лиц с нарушениями зрения все пути их возможного передвижения рекомендуется выполнять с использованием рифленой поверхности и с дублированием цветом (в соответствии с приложением 2 «Правил дорожного движения Российской Федерации») - рис. 6.3.

Рельефные изменения пути должны давать необходимую информацию пешеходам с дефектами зрения. Пешеходный путь инвалидов с дефектами зрения (ДЗ) рекомендуется организовывать с помощью «направляющей (ведущей) линии», которая создается тактильными (осязательными) средствами, а также звуковой или визуальной (для слабовидящих) информацией. Знаки, определяющие движение, могут располагаться на стенах домов, на специальных столбах; тактильная информация размещается преимущественно на тротуарах, она воспринимается тростью или непосредственным прикосновением ног пешехода (подраздел 2.19 МДС 35-2.2000).

11







5


О    t    р    9    в    9

о    *    О    О    о    О


эК-S1P-- -У

*    410


Рисунок 63 - Примеры решения рельефной поверхности сборных плит для тактильной информации


1 — движение прямо; 2 — внимание, поворот; 3 — внимание, перекресток пешеходного пути;

4 — внимание, изменение ситуации: вход в здание, переход через улицу и др.; 5 — внимание, лестница (стандарты Швеции)


Рекомендуется использовать предупреждающие сигнальные и тактильные средства, размещаемые не ближе 0,8-0,9 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.


Длинная сторона рельефной линии на предупреждающей полосе должна быть перпендикулярна доминирующему направлению движения (см. рис.6.4).


Рисунок 6.4


РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург

6.5 Пешеходные дорожки и пандусы должны иметь твердое покрытие, не допускается покрывать насыпным или крупнозернистым материалом, препятствующим передвижению МГН (на креслах-колясках или с костылями). Покрытие из бетонных плит не должно иметь толщину швов более 8 мм.

При выборе материалов покрытый и дизайнерского решения необходимо учитывать недопустимость появления бликов и поперечных теней, затрудняющих слабовидящим людям пе

редвижение и ориентацию в пространстве. Не следует использовать большие блестящие поверхности, вызывающие отражение света и ослепление.

6.6 Ширина путей передвижения на территории участка должна быть не менее 1,5 м, а при планируемой возможности встречного движения инвалидов на креслах-колясках - не менее 2,0 м (см. рис. 6.5), на локальных участках длиной до 15 м, как исключение, возможно снижение ширины дорожки до 1,2 м.


газон

эксплуатируемый

Рисунок 6.5


газон

неэксплуатируемый ^


6.7 Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5 % (см. рис.6.6). При уклоне менее 5 % длина пандуса не ограничивается, промежуточные площадки для отдыха не обязательны. При

уклоне' 5 % требуется устройство промежуточных площадок через каждые 6 м пути с глубиной не менее 1,6 м. По обе стороны пандусов предусматриваются непрерывные перила.

Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1 % - 2 %. (см. рис.6.7)


Рисунок 6.6

6.8 По краям пешеходных путей рекомендуется устраивать бордюры с высотой не менее 0,05 м.

Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также

Рисунок 6.7

перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,025 м.

13



РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург


6.9 При устройстве съездов в местах с пе- протяжении не более Юм принимать продоль-репадом рельефа до 0,2 м (с тротуара, около    ный    уклон    до    10    %    (рисунок    6.8).

здания и в затесненных местах) допускается на



6.10    На пешеходных дорожках рекомендуется предусматривать поворотные и разворотные площадки, учитывающие параметры оптимального использования инвалидной коляски.

6.11    Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей 0,4 м (но не менее 0,35 м), высоту подъемов ступеней - не более 0,12 -0,13 м.

Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней.

6.12    Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (СП 35-101).

6.13    Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5-4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

6.14    Криволинейные участки пандусов должны иметь внутренний минимальный ради

ус от 2 метров и более для пешеходного движения и 5 м - автотранспортного движения.

6.15    Участок пути от входа на территорию объекта здравоохранения к входу в здание рекомендуется обустраивать навесами, особенно это актуально на участках перепадов рельефа (с пандусами и ступеньками лестниц, снабженные устройствами подогрева поверхности).

6.16    От вертикальной плоскости конструктивных элементов на высоте от 0,7 до 2,1 м вдоль пешеходных путей отечественными нормами на проектирование не разрешаются выступы более чем на 0,1 м, а для отдельно стоящей опоры - не более чем на 0,3 м. В противном случае пространство под этими объектами необходимо выделять бортиком высотой не менее 0,1 м или ограждением высотой более 0,7 м.

Края выступов (навесного оборудования) не должны быть острыми .

Опасные для инвалидов пространства участка следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 0,10 м.


РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург


1250

-f



1500-1600


| go 1000 j.


Рисунок 6.9 - Параметры коммуникационных пространств, соответствующие условиям поворота инвалида на кресле-коляске (подраздел 2.8 СП 35-101)


6.17    Рекомендуется вдоль коммуникационных путей передвижения включать места кратковременного отдыха (такие участки с поручнями значительно улучшают удобство передвижения маломобильного человека).

Примыкающие к путям пешеходного передвижения, озелененные эксплуатируемые площадки не должны иметь перепада высот, бордюрных или бортовых камней. Места отдыха рекомендуется оборудовать навесами, защищающими от перегрева и осадков, шумозащищающими экранами, скамьями и местом для кресла-коляски, телефонами автоматами, указателями, светильниками, сигнализацией и т.п. Эти площадки желательно располагать на хорошо инсолируемых участках.

6.18    Скамейки устанавливаются на обочинах проходов и обозначаются с помощью изменения дорожного покрытия. Скамьи должны обеспечивать опору для спины и иметь не менее одного подлокотника. Все выступающие части скамей следует окрашивать


в цвета, контрастные к окружающей среде.

Минимальное пространство для ног под сиденьем должно быть не менее 1/3 глубины сиденья.

6.19    Минимальный уровень освещенности в зонах отдыха следует принимать 20 лк. Объекты малых архитектурных форм следует освещать в 1,5 раза больше освещения прилегающих территорий. Следует избегать мигающих источников света.

6.20    Размеры и расположение элементов благоустройства придомовой территории должны позволять пользование ими с высоты кресла-коляски.

6.21    Параметры коммуникационных проходов должны учитывать не только минимально допустимые размеры ширины пешеходных дорожек, но и место удобного и безопасного расположения визуальной информации (см. рисунок 6.10).


15


о

ю

о

ю

ю

Рисунок 6.10


Ч


Ч


о

о

см


ч


о

iD

СО


чм

у


В пределах участков зданий на путях движения рекомендуется предусматривать последовательную систему информации.

К информационным средствам на участках, используемых МГН, следует относить: рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения, ограждения опасных зон, разметку путей движения, указатели и знаки дорожного движения, информационные сооружения (стенды, щиты и объемные рекламные устройства), световые указатели; устройства звукового дублирования сигналов движения.

Тактильные указатели рекомендуется устанавливать на элементах путей передвижения, на внешних, выпуклых углах зданий и сооружений, на столбах и ограждениях, на кабинах таксофонов и т.п.

6.22 Вокруг отдельно стоящих опор, стоек или деревьев, расположенных на пути движения следует предусматривать предупредительное мощение в форме круга или овала на расстоянии 0,5 - 0,9 м от объекта.

Таксофоны и другое специализированное оборудование для людей с недостатками зрения должны устанавливаться на горизонтальной плоскости участка с рифленым покрытием на расстоянии от основных пешеходных путей не менее 0,9 м.

Формы и края подвесного оборудования рекомендуется применять с овальными очертаниями.

Временные сооружения, столбы наружного .освещения и указателей, газетные и торговые киоски, мусорные контейнеры и т.д. должны располагаться за пределами полосы движения и иметь контрастный цвет.

Таксофоны должны быть снабжены автоматическим (кнопочным) устройством для вертикального перемещения переговорного аппарата.

Следует также устраивать изменение фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров (информирующего рельефа покрытия и яркой контрастной окраски) при приближении к препятствиям: лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности и т.д.

6.23 Для темного времени суток рекомендуется применение световых или подсвеченных знаков и указателей, разметки из светоотражающих знаков, вмонтированных в покрытие, применение световых нитей.

Светильники на стойках в пределах пешеходной зоны следует ограждать защитными декоративными барьерами высотой не менее 0,75 м.


РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург

Содержание


Введение.................................................................................................................... IV

1    Область применения................................................................................................. 1

2    Нормативные ссылки................................................................................................ 1

3    Термины и определения............................................................................................ 2

4    Образовательные учреждения, построенные по типовым проектам в 60-80

годах XX века........................................................................................................... 2

5    Общие положения.................................................................................................... 3

6    Требования к обеспечению доступности территорий земельных участков......    10

7    Требования к к обеспечению доступности зданий............................................... 17

7.1    Входной узел...................................................................................................... 18

7.2    Вестибюльная группа помещений................................................................... 30

7.3    Вертикальные коммуникации (архитектурные элементы и технические

средства доступности)........................................................................................ 30

7.4    Поэтажные коммуникационные пространства................................................ 35

7.5    Пожаробезопасная зона...................................................................................... 37

7.6    Помещения общего пользования....................................................................... 39

7.7    Входы в рабочие помещения.............................................................................. 42

7.8    Условия доступности внутри помещений........................................................ 44

7.9    Расчет стоимости предлагаемых мероприятий................................................ 51

Библиография............................................................................................................ 52

Приложение А (справочное) Термины и их определения.................................. 53

реконструкционных мероприятий и примеры укрупненного расчета стоимости для типовых проектов школьных образовательных учреждений, получивших распространение

в 60-80 гг. XX века......................................................................... 55

Приложение В (рекомендуемое) Варианты планировочных решений

реконструкционных мероприятий и примеры укрупненного расчета стоимости для типовых проектов дошкольных образовательных учреждений, получивших распространение

в 60-80 гг. XX века..........................'............................................ 67

Приложение Г (рекомендуемое) Функциональные объемно-планировочные


Приложение Б (рекомендуемое) Варианты планировочных решений

элементы, обеспечивающие доступность МГН.......................... J8

Приложение Д (справочное) Варианты архитектурно-конструктивного

построения пандусов...................................................................... 86

Приложение Е (справочное) Оценка состояния жилой среды для

первичных объектов социальной инфраструктуры (школы,

детские дошкольные учреждения)...............................................

Приложение Ж (рекомендуемое) Альбом проектных решений........................ 96


последующего определения перечня мероприятий по обеспечению доступности МГН от жилого дома до

III

РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург

7 Требования к обеспечению доступности зданий

7.1    Экспертную оценку планировочного решения зданий образовательных учреждений по определению перечня первостепенных реконструктивных мероприятий, необходимо проводить в соответствии с концепцией формирования безбарьерной среды доступности МГН для всего здания, от прилегающего участка до поэтажных помещений.

Архитектурные и инженерные решения по внутреннему обустройству зданий должны быть ориентированы на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы и психики.

7.2    Основные направления создания комфортности (удобства):

-    повышение качества среды через оптимальную организацию как придомового участка, так и внутренней планировки здания, учитывающую состояние здоровья МГН и создание дополнительных условий, помогающим в самообслуживании и получении необходимых образовательных услуг;

-    создание условий для минимальных затрат и усилий МГН на удовлетворение своих нужд путем применения необходимого и эргономичного оборудования;

-    обеспечение своевременной возможности отдыха, проведения дополнительной реабилитационно-образовательной программы, получения заблаговременно нужной информации.

Реконструктивные мероприятия зданий образовательных учреждений предполагают последовательное выполнение следующих этапов предпроектных работ:

-    установление путей перемещения учащихся и преподавателей;

-    установление количественных и качественных характеристик основных групп «маломобильных» учащихся;

-    установление перечня архитектурно-планировочных и технологических компенсирующих мероприятий;

-    установление диапазона техниче


ских возможностей и разработка вариантов реализации требований доступности;

-    установление (выбор) экономически целесообразного варианта;

-    составление и утверждение технического задания на выполнение рабочей документации.

7.3 Формирование технического задания на реконструктивные мероприятия рекомендуется проводить, прежде всего, с учетом использования уже имеющихся типовых (стандартных) или повторного применения решений, и настоящего документа.

Рабочие площади функциональных групп в действующих образовательных учреждениях следует определять на основе данных типовых проектов, а также материалов Бюро технической инвентаризации, отражающих изменения в процессе эксплуатации здания.

7.4. На реконструктивное обустройство и оборудование коммуникационных пространств и помещений, посещаемых МГН во всех типах образовательных учреждений, распространяются все те требования, которые изложены в СНиП 35-01.

Для обеспечения доступности зданий учащимися, относящимися к маломобильным группам, в том числе инвалидам на колясках, необходимо предусматривать:

-    устройство перед главным входом в здание пандуса и подъемной платформы;

-    оборудование зданий высотой в 2 этажа и более вертикальной или наклонной подъемной платформой или лифтом (с габаритами, обеспечивающими перемещение ин-валида-колясочника);

-    устройство на каждом этаже специального туалета;

-    обеспечение соответствия входов и путей движения требованиям маломобильной группы учащихся;

-    надежные пути пожарной эвакуации или защиты от огня МГН, островки пожарной безопасности;

-    систему поручней на стенах в коридорах и в лестничной клетке;

-    соответствующее потребностям МГН решение покрытий пола;


17


РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург

Введение

Настоящий региональный методический документ выполнен в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.01.2011 № 7 «О Перечне мероприятий, направленных на развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге, на 2011-2012 годы».

Для обеспечения полноценного участия маломобильных групп населения в жизни общества, удовлетворения их потребностей в социальном, культурном и медицинском обслуживании государство, среди других мер социальной защиты, предусматривает работы по реконструкции существующих образовательных учреждений, создавая соответствующие современным требованиям условия доступности, безопасности и комфортности.

Целью данной работы является создание практического руководства по выбору и применению рекомендуемых проектных решений по обеспечению доступности для маломобильных групп населения типовых образовательных учреждений Санкт-Петербурга при их реконструкции и капитальном ремонте, а также при оснащении этих учреждений рекомендуемыми средствами обеспечения доступности.

В настоящем документе представлены:

-    типология образовательных учреждений, построенных в 60-80 годах XX века по типовым проектам,

-    номенклатура типовых проектов по каждому типу образовательных учреждений,

-    анализ частоты применения того или иного типового проекта для каждого типа образовательного учреждения, выделены наиболее часто встречающиеся типовые проекты рассматриваемых' объектов,

-    рекомендуемые к применению в образовательных учреждениях архитектурнопланировочные решения по обеспечению доступности для маломобильных групп населения.

-    примеры укрупненного расчета стоимости совокупности предлагаемых мероприятий по основным разновидностям типовых проектов образовательных учреждений 60-80 гг.

Документ содержит примеры архитектурно-компоновочных решений, виды оборудования, их параметры и характеристики. В документе учтен опыт отечественных и зарубежных специалистов в этой области, в том числе разработки различных авторов и творческих коллективов.

Работа выполнена авторским коллективом: канд. арх. Б.Л.Крундышевым (ответственный исполнитель), арх. Одноваловым С.П., арх. С.А.Дунаевым, инж. А.С.Апполоновым, арх. Г.Б.Крундышевым, арх.К.В.Романовым, инж.Э.Аэзрахи, д.э.н. С.А.Ершовой.

Консультации при работе над документом были получены от специалистов следующих организаций:    Научно-исследовательского    и    проектного    института    по    жилищно

гражданскому строительству (ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ»); Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центр технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов»: У правления социального обслуживания населения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга; Управления образовательных учреждений Комитета по образованию; Управления перспективного развития Комитета по строительству; Управления научно-исследовательских разработок ГУ НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга.

IV

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

ДЛЯ ПОВТОРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ПОСТРОЕННЫХ ПО ТИПОВЫМ ПРОЕКТАМ В 60-80 ГОДАХ XX ВЕКА

1 Область применения

Рекомендации настоящего регионального методического документа направлены на создание полноценной архитектурной среды в соответствии со специфическими требованиями инвалидов и маломобильных групп населения (далее МГН), путем применения необходимых реконструктивных мероприятий к прилегающей территории и к отдельным частям зданий, оснащением современным оборудованием и мебелью, обеспечивающими необходимый уровень доступности, безопасности и стандарта обслуживания.

Методические рекомендации разработаны как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Действие документа распространяется на проектирование реконструктивных мероприятий в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, построенных по типовым проектам в 60-80 годах XX века, при их реконструкции и капитальном ремонте, а также при оснащении этих объектов рекомендуемыми средствами обеспечения доступности и безопасности для маломобильных групп населения; выполняемом как отдельные работы, независимо от источников их финансирования и форм собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Положения настоящего методического документа являются обязательными для выполнения при включении требования руководствоваться данным документом в договоры (контракты), задания на проектирование, нормативные документы (стандарты) организаций, в том числе саморегулируемых.

Документ предназначается для всех участников градостроительной деятельности, государственных органов управления и надзора, в том числе органов экспертизы.

2 Нормативные ссылки

В настоящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТР 51079-2006 (ИСО 9999:2002) Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация

ГОСТР 51083-97 Кресла-коляски. Общие технические условия

СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения

СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения (Актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89*)

СП 29.13330.2011 СНиП 2.03.13-88 Полы (Актуализированная редакция)

СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений дтя маломобильных групп населения (Актуализированная редакция) Срок введения в действие с 01 января 2013 г.

СП 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009, СНиП 31-05-2003 Общественные здания и сооружения (Актуализированная редакция) Срок введения в действие с 01 января 2013 г.

СП 35-101-2001 Проектирование зданий и

1


сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения

СП 35-102-2001 Жилая среда, с планировочными элементами, доступными инвалидам

СП 35-103-2001 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям

СП 35-105-2002 Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения

СанПиН 2.4.1.2660 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

РДС 35-201-99 Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

МДС 35-2.200 Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения Выпуск 2 «Г радостроительные требования»

Примечания

1 При пользовании Руководствам необходимо проверять действие ссылочных документов по ежегодному Указателю «Нормативные документы по строительству, действующие на территории Российской Федерации» и руководствоваться измененными ши документами, введенными взамен отмененных.

2    Обязательными к применению являются нормативные технические документы, входящие в Перечень национальных стандартов и сводов правш (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года№ 1047-р.

3    Термины и определения

В данном документе использованы термины, определения которых приведены в приложении А, а также другие термины, принятые в соответствии с формулировками, изложенными в нормативных документах.

4    Образовательные учреждения, построенные по типовым проектам в 60-80 годах XX века

Базу образовательных учреждений периода строительства с 1960 - 1990 годы составляют разнообразные учреждения: дошкольные учреждения, школы, школы-интернаты, специализированные учебные заведения, различные учреждения внешкольного образования. Среди этих учреждений, запроектированных и построенных по типовым проектам, преобладающее количество занимают средние общеобразовательные школы и детские ясли-сады (см. таблицу 4.1).


Таблица 4.1 - Типы зданий, рекомендуемые к реконструктивным мероприятиям по обеспечению доступности МГН

Наименование типа ГОУ

Шифр типового проекта

Количество*

Школы

1. Школа на 920 учащихся, 1957 г.

4902

56

2. Школа на 960 учащихся, 1962 г.

2ЛГ-02-2

53

3. Школа на 960 (1000) учащихся - на 24 класса, 1966, 1971 гг.

2С-02-9, 2С-02-10

167

4. Школа на 30 классов, 1970 г.

224-1-148

14

5. Средняя общеобразовательная школа на 33 класса, 1976 г.

222-1-1ЛГ

18 !

6. Средняя общеобразовательная школа на 33 класса, 1982

224-1-1ЛГ/82

154

2

РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург

Окончание таблицы 4.1

Дошкольные детские учреждения

1. Серия детских дошкольных учреждений: ясли на 80 и 120 мест; детские сады на 100 и 150 мест, конец 50-х, начало 60-х годов

2-528К

28

2. Ясли/сад на 140 мест, 1970

214-2-34

21

3. Ясли/сад на 280 мест, 1967, 1971 гг.

2С-04-3/67,

2С-04-3/71,

214-1-117

330

4. Детские ясли-сад, 1960-е годы

2ЛГ-04-11

67

5. Детские ясли-сад на 280 мест, 1983 г

214-2-4ЛГ

32

6. Детские ясли-сад на 280 мест, 1983 г.

214-2-5 ЛГ/83

11

7. Детские ясли-сад на 220/280 мест, 1985

212-2-ЗЛГ/85

61


* Общий анализ дошкольных учреждений проведен по данным отчета Комитета по образованию по 7 районам города и сплошного обследования спутниковой фотосъемки 11 районов города. Анализ школьных зданий проводился по результатам спутниковой фотосъемки для всех районов города.

В Санкт-Петербурге построено и действует (по результатам официального сайта и материалов обследования спутниковых фотоматериалов) 45 учреждений начального профессионального образования. Все они, за исключением 2 зданий, построенных по типовых проектам, осуществлены по индивидуальным проектам или проектам повторного применения.

Всего в городе построено и действует (по результатам официального сайта) 51 образовательное учреждение - коррекционная школа. Из этого количества 8 зданий построены по типовым проектам школ (222-1-1ЛГ/82, 2ЛГ-02-2,2С-02-10) и 3 - детского сада (2С-04-3).

Из школ-интернатов, построенных по типовым проектам повторного применения, получило распространение учреждение «П-образного очертания в плане» — 8 зданий находятся в структуре коррекционных школ и 2 здания - общеобразовательного профиля.

Остальные учреждения размешаются в приспособленных зданиях или в зданиях, построенных по индивидуальным проектам (или проектам повторного применения единичного использования).

Требования по доступности МГН к коррекционным школам и школам-интернатам аналогичны тем, которые предъявляются к зданиям общешкольного образования.

5 Общие положения

5.1 В соответствии с законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [5], в структуре общеобразовательных учреждений обеспечивают дошкольное, школьное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение ими сред

него общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Индивидуальная программа реабилитации инвалида предполагает возможность свободного выбора типа обучения (или в общеобразовательных учреждениях, или в специальных).

Детям-инвалидам дошкольного или школьного возраста должны предоставляться необходимые реабилитационные меры и создаваться условия для пребывания в детских дошкольных или школьных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в учреждениях общего типа, создаются специальные образовательные учреждения.

5.2 В состав проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с требованием Градостроительного кодекса РФ [1] в обязательном порядке включается раздел, отражающий перечень мероприятий по обеспечению доступности инвалидов ко всем объектам, в том числе к образовательным учреждениям.

Минимально необходимые требования доступности инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к зданиям и сооружениям устанавливает Технический регламент о безопасности зданий и сооружений [3].

Проектные решения зданий образовательных учреждений должны обеспечивать:

3



1)    досягаемость мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений МГН;

2)    безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проведения учебных занятий и рекреационных зон отдыха.

5.3    Параметры планировочного решения зданий должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения.

5.4    С учетом требований [3] необходимо обращать внимание на решение следующих элементов:

1)    высоту ограждения балконов, лоджий, террас, наружных галерей, лестничных маршей, площадок и открытых приямков у здания, а также перепадов в уровне пола или уровне земли на прилегающей территории;

2)    уклон лестниц и пандусов, ширину проступей и высоту ступеней на лестницах, высоту подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу (недопустимо применение ступеней разной высоты в пределах одного лестничного марша, перила и поручни на ограждениях лестниц, пандусов и лестничных площадок должны быть непрерывными;

3)    высоту порогов, дверных и незапол-няемых проемов в стенах на путях перемещения людей, высоту прохода по лестницам, высоту проходов под выступающими сверху и по бокам путям перемещения людей между элементами строительных конструкций или оборудования;

4)    необходимо предусматривать устройства для предупреждения случайного выпадения людей из оконных проемов (в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести);

5)    пути передвижения должны быть достаточно и равномерно освещены, поверхность не должна быть скользкой;

6)    система визуальной информации должна включать хорошо различимые предупреждающие знаки, в том числе и на прозрачных полотнах дверей и перегородках.

5.5    Требования к существующим зданиям образовательных учреждений по обеспечению доступности МГН должны выполняться как в рамках реконструкции или капитального ремонта, так и при оснащении этих объектов средствами обеспечения доступности, выполняемым как отдельные локальные реконструк-ционные работы.

5.6    Проектные решения по оборудованию и оснащению зданий и сооружений должны соответствовать возможностям и потребностям маломобильного человека. Под этим подразумевается адаптация архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности по 1.7 СП 35-101. Основные направления создания комфортности (удобства):

-    повышение качества среды через оптимальную организацию, как придомового участка, так и внутренней планировки здания, учитывающую состояние здоровья МГН и создание дополнительных условий, помогающих в самообслуживании и получении необходимых услуг;

-    создание условий для минимальных затрат и усилий МГН на удовлетворение своих нужд путем применения необходимого эргономичного оборудования;

-    обеспечение эффективного проведения учебного процесса и отдыха, заблаговременного получения нужной информации.

5.7    Архитектурные и инженерные решения по внутреннему обустройству зданий образовательных учреждений рекомендуется ориентировать на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы и психики.

Образовательные учреждения должны обладать возможностью максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод МГН в общей среде со всеми учащимися.

В здании образовательного учреждения необходимо обеспечить доступность инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН) ко всем помещениям.

Из помещений, предназначенных для непосредственного приспособления, рассмотрены в основном те, которые имеют многократную повторяемость в использовании инвалидами, а также все коммуникационные

4



РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург


пути перемещения.

Примеры планировки и благоустройства коммуникационных путей перемещения и рекреационных пространств, приведенные в настоящем документе, соответствуют требованиям


СНиП 35-01, СНиП 31-06 и положениям СП 35-101, СП 35-103, СП 35-116 по критериям доступности, безопасности, информативности, комфортности.


Планы основных этажей типовых проектов школ и детских садов, получивших массовое применение в городском строительстве в 60-80-х годах XX века:


\гт „


Т


^....._.ша_ у


*ТТ I    ||| I

[Д    PH__L.--

-*—|

План 1 этажа


Рисунок 5.1 - Школа, т.п. 4902/1




Рисунок 5.2 - Школа, т.п. 2ЛГ-02-2


Рисунок 5.3 - Школа, т.п. 2С-02-10


5


РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург



Рисунок 5.4 - Школа, т.п. 224-1-14


Рисунок 5.6 - Школа, т.п. 222-1-1ЛГ/82

План 2 этажа


План 1 этажа


6