Система региональных документов регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге
Региональные методические документы
Рекомендуемые для повторного применения проектные решения по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения образовательных учреждений Санкт-Петербурга, построенных по типовым проектам в 60-80 годах XX века
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ
Правительство Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2012
Предисловие
1 Разработан Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом (СПбГАСУ)
2 Внесен Отделом мониторинга и стандартизации Управления перспективного развития Комитета по строительству Санкт-Петербурга
3 Согласован с Комитетами Санкт-Петербурга: по социальной политике, по градостроительству и архитектуре, по образованию; Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Управлением Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербург
4 Одобрен и рекомендован к применению в строительстве на территории Санкт-Петербурга распоряжением Комитета по строительству от 14.05.2012 г. № 48
5 Подготовлен к изданию ЗАО «Инженерная ассоциация «Ленстройинжсервис»
6 Разработан впервые
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Правительства Санкт-Петербурга
© Правительство Санкт-Петербурга, 2012
II
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
План 1 этажа План 2 этажа
Рисунок 5.7 - Детский сад т.п. 2ЛГ-04
Рисунок 5.8 - Детский сад т.п. 2С-04-3/71 (67)
| «ИГ- , 60К. | «и. , .«ОС |
|
Ш^ЙШ#'ЙЛТЕН'-И Щ-
-6S2i_| 600С ^ бмо |_6SBC ^ |
|
План 2 этажа |
Рисунок 5.9 * Детский сад т.п. 212-2-ЗЛГ/85 |
|
Анализ планировочного решения типовых проектов (Рис. 5.1-5.10) по определению перечня первостепенных реконструктивных мероприятий проводился в соответствии с концепцией формирования безбарьерной среды доступности МГН от жилого дома до прилегающего к образовательному учреждению участку, ко всему зданию, в том числе до поэтажных помещений, в соответствии с функционально-технологической схемой кон
кретного объекта (Рис.5.11).
Общий перечень первоочередных мероприятий по обеспечению доступности МГН:
1. Расширение входной площадки, с устройством около входа пандуса и наружной подъемной платформы. Входную группу необходимо устраивать с навесом.
2. Устройство лифтов или вертикальных подъемных платформ, обеспечивающих дос-
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
тупность к основным помещениям всех уровней.
3. Организация на каждом этаже дополнительно одного санитарного узла с унитазом и умывальником с внутренними параметрами, позволяющими пользование инвалидом-колясочником.
4. Наружные эвакуационные выходы из залов многоцелевого назначения (спортивные залы, актовые залы, музыкальных занятий и
т.п.) дополнить пандусом.
5. Организация зон пожарной безопасности.
6. Организация поручней вдоль коммуникационных коридоров и в лестничных клетках.
7. Соответствующее требованиям МГН покрытие коммуникационных путей.
8. Включение средств визуальной коммуникации и специального освещения.
СОПДАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ ЖИЛОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЖИТИЙ СРЕДЫ
о
! ‘О
ОТ ХИЛОГО ДОНА да У*РКЖДКВЯ |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ТЕРРИТОРИИ ЗКИЛЬНОГО УЧАСТКА |
|
[ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ -
дяищдши аяввии ж технические средства доступном»
_(§)^>(§) _
обеспечение доступное тя | ПОЭТАЖНЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВ
Е- |
_^_ |
|
|
|
--
О |
|
-^-
О |
|
о |
обеспечение условий одежной ПОЖАРНОЙ ЭВАКУАЦИИ |
|
обеспечение доет.
ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩЕГО ПОДЬЗОВАШ |
|
обеспечение доступных ВХОДОВ В ПОМЕЩЕНИЯ |
|
обеепеченве условий комфортного первые щеняя ВНУТРИ РАБОЧИХ ПОМЕЩЕНИЙ |
Рисунок 5.11 - Схема формирования безбарьерной среды в диапазоне жилой дом - образовательное
учреждение
6 Требования к обеспечению доступности территорий земельных участков
6.1 Анализ планировки жилых зон должен учитывать специфические особенности и потребности различных маломобильных групп населения (по категориям инвалидности):
- для людей с поражением опорнодвигательного аппарата (ПОДА), в том числе на кресле-коляске или с дополнительными опорами;
- для людей с дефектами зрения (ДЗ), в том числе полностью слепых, должны быть изменены параметры путей передвижения, с поверхностей путей передвижения устраняются все возможные препятствия, должно быть обеспечено получение необходимой звуковой и тактильной (осязательной) информации, особое внимание уделять уровню освещенности;
- для людей с дефектами слуха (ДС), в том числе полностью глухих, должна бьггь обеспечена хорошо различимая визуальная информация. |
Учет потребностей этих маломобильных групп населения направлен на формирование универсальной среды жизнедеятельности, соответствующей потребностям всех групп — престарелым, временно нетрудоспособным, пешеходам с колясками, детям дошкольного и школьного возраст (МДС 35-2.2000, подразделы 1.2-1.3).
6.2 В проектах реконструкции должны бьггь предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильной группы населения от находящегося в пределах пешеходной доступности жилого дома, стоянки личного автотранспорта или остановки общественного транспорта, и далее по участку, к зданию образовательного учреждения (подразделы 3.1-3.12 СНиП 35-101, СП 35-101).
При реконструкции территории следует организовывать универсальные непрерывные пешеходные пути, сопрягающиеся с внешними по отношению к территории транспортными и пешеходными коммуникациями и остановками общественного транспорта (см. рис. 6.1).
|
Рисунок 6.1 - Функциональная схема непрерывного пешеходного пути |
|
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
6.3 На открытых индивидуальных автостоянках около зданий образовательных учреждений следует выделять не менее 10 % мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике. Места |
для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи главного входа в здание, но не далее 50 м (см. рис. 6.2.). Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,6 м, длина - не менее 5,5-6 м (СП-35-101, подраздел 2.33). |
|
Рисунок 62 - Схема организации парковочного места для автомобиля и микроавтобуса |
Для парковки автомашин (микроавтобусов), салоны которых приспособлены на перевозку инвалидов на креслах-колясках, необходимо пространство боковых подходов к ним не менее 2,5 м.
Параметры специального парковочного места,' расположенного параллельно бордюру, должны быть не менее 7,0 х 2,4 м. Эти параметры обеспечат возможность доступности к задней части автомобиля при пользовании пандусом или подъёмным устройством.
Высота свободного пространства от плоскости (пола) открытой автостоянки до низа конструкций навеса должна быть не менее 3,3 м.
6.4 На участке и примыкающей к ней территории следует проектировать элементы заблаговременного предупреждения мест пересечения пешеходных путей с транспортными средствами. |
Для лиц с нарушениями зрения все пути их возможного передвижения рекомендуется выполнять с использованием рифленой поверхности и с дублированием цветом (в соответствии с приложением 2 «Правил дорожного движения Российской Федерации») - рис. 6.3.
Рельефные изменения пути должны давать необходимую информацию пешеходам с дефектами зрения. Пешеходный путь инвалидов с дефектами зрения (ДЗ) рекомендуется организовывать с помощью «направляющей (ведущей) линии», которая создается тактильными (осязательными) средствами, а также звуковой или визуальной (для слабовидящих) информацией. Знаки, определяющие движение, могут располагаться на стенах домов, на специальных столбах; тактильная информация размещается преимущественно на тротуарах, она воспринимается тростью или непосредственным прикосновением ног пешехода (подраздел 2.19 МДС 35-2.2000).
|
Рисунок 63 - Примеры решения рельефной поверхности сборных плит для тактильной информации
1 — движение прямо; 2 — внимание, поворот; 3 — внимание, перекресток пешеходного пути;
4 — внимание, изменение ситуации: вход в здание, переход через улицу и др.; 5 — внимание, лестница (стандарты Швеции)
Рекомендуется использовать предупреждающие сигнальные и тактильные средства, размещаемые не ближе 0,8-0,9 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.
Длинная сторона рельефной линии на предупреждающей полосе должна быть перпендикулярна доминирующему направлению движения (см. рис.6.4).
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
6.5 Пешеходные дорожки и пандусы должны иметь твердое покрытие, не допускается покрывать насыпным или крупнозернистым материалом, препятствующим передвижению МГН (на креслах-колясках или с костылями). Покрытие из бетонных плит не должно иметь толщину швов более 8 мм.
При выборе материалов покрытый и дизайнерского решения необходимо учитывать недопустимость появления бликов и поперечных теней, затрудняющих слабовидящим людям пе |
редвижение и ориентацию в пространстве. Не следует использовать большие блестящие поверхности, вызывающие отражение света и ослепление.
6.6 Ширина путей передвижения на территории участка должна быть не менее 1,5 м, а при планируемой возможности встречного движения инвалидов на креслах-колясках - не менее 2,0 м (см. рис. 6.5), на локальных участках длиной до 15 м, как исключение, возможно снижение ширины дорожки до 1,2 м. |
|
газон
эксплуатируемый |
Рисунок 6.5 |
газон
неэксплуатируемый ^
6.7 Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5 % (см. рис.6.6). При уклоне менее 5 % длина пандуса не ограничивается, промежуточные площадки для отдыха не обязательны. При |
уклоне' 5 % требуется устройство промежуточных площадок через каждые 6 м пути с глубиной не менее 1,6 м. По обе стороны пандусов предусматриваются непрерывные перила.
Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1 % - 2 %. (см. рис.6.7) |
6.8 По краям пешеходных путей рекомендуется устраивать бордюры с высотой не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также |
Рисунок 6.7
перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,025 м.
|
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
6.9 При устройстве съездов в местах с пе- протяжении не более Юм принимать продоль-репадом рельефа до 0,2 м (с тротуара, около ный уклон до 10 % (рисунок 6.8).
здания и в затесненных местах) допускается на
6.10 На пешеходных дорожках рекомендуется предусматривать поворотные и разворотные площадки, учитывающие параметры оптимального использования инвалидной коляски.
6.11 Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей 0,4 м (но не менее 0,35 м), высоту подъемов ступеней - не более 0,12 -0,13 м.
Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней.
6.12 Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (СП 35-101).
6.13 Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5-4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
6.14 Криволинейные участки пандусов должны иметь внутренний минимальный ради |
ус от 2 метров и более для пешеходного движения и 5 м - автотранспортного движения.
6.15 Участок пути от входа на территорию объекта здравоохранения к входу в здание рекомендуется обустраивать навесами, особенно это актуально на участках перепадов рельефа (с пандусами и ступеньками лестниц, снабженные устройствами подогрева поверхности).
6.16 От вертикальной плоскости конструктивных элементов на высоте от 0,7 до 2,1 м вдоль пешеходных путей отечественными нормами на проектирование не разрешаются выступы более чем на 0,1 м, а для отдельно стоящей опоры - не более чем на 0,3 м. В противном случае пространство под этими объектами необходимо выделять бортиком высотой не менее 0,1 м или ограждением высотой более 0,7 м.
Края выступов (навесного оборудования) не должны быть острыми .
Опасные для инвалидов пространства участка следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 0,10 м. |
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
Рисунок 6.9 - Параметры коммуникационных пространств, соответствующие условиям поворота инвалида на кресле-коляске (подраздел 2.8 СП 35-101)
6.17 Рекомендуется вдоль коммуникационных путей передвижения включать места кратковременного отдыха (такие участки с поручнями значительно улучшают удобство передвижения маломобильного человека).
Примыкающие к путям пешеходного передвижения, озелененные эксплуатируемые площадки не должны иметь перепада высот, бордюрных или бортовых камней. Места отдыха рекомендуется оборудовать навесами, защищающими от перегрева и осадков, шумозащищающими экранами, скамьями и местом для кресла-коляски, телефонами автоматами, указателями, светильниками, сигнализацией и т.п. Эти площадки желательно располагать на хорошо инсолируемых участках.
6.18 Скамейки устанавливаются на обочинах проходов и обозначаются с помощью изменения дорожного покрытия. Скамьи должны обеспечивать опору для спины и иметь не менее одного подлокотника. Все выступающие части скамей следует окрашивать
в цвета, контрастные к окружающей среде.
Минимальное пространство для ног под сиденьем должно быть не менее 1/3 глубины сиденья.
6.19 Минимальный уровень освещенности в зонах отдыха следует принимать 20 лк. Объекты малых архитектурных форм следует освещать в 1,5 раза больше освещения прилегающих территорий. Следует избегать мигающих источников света.
6.20 Размеры и расположение элементов благоустройства придомовой территории должны позволять пользование ими с высоты кресла-коляски.
6.21 Параметры коммуникационных проходов должны учитывать не только минимально допустимые размеры ширины пешеходных дорожек, но и место удобного и безопасного расположения визуальной информации (см. рисунок 6.10).
чм
В пределах участков зданий на путях движения рекомендуется предусматривать последовательную систему информации.
К информационным средствам на участках, используемых МГН, следует относить: рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения, ограждения опасных зон, разметку путей движения, указатели и знаки дорожного движения, информационные сооружения (стенды, щиты и объемные рекламные устройства), световые указатели; устройства звукового дублирования сигналов движения.
Тактильные указатели рекомендуется устанавливать на элементах путей передвижения, на внешних, выпуклых углах зданий и сооружений, на столбах и ограждениях, на кабинах таксофонов и т.п.
6.22 Вокруг отдельно стоящих опор, стоек или деревьев, расположенных на пути движения следует предусматривать предупредительное мощение в форме круга или овала на расстоянии 0,5 - 0,9 м от объекта.
Таксофоны и другое специализированное оборудование для людей с недостатками зрения должны устанавливаться на горизонтальной плоскости участка с рифленым покрытием на расстоянии от основных пешеходных путей не менее 0,9 м. |
Формы и края подвесного оборудования рекомендуется применять с овальными очертаниями.
Временные сооружения, столбы наружного .освещения и указателей, газетные и торговые киоски, мусорные контейнеры и т.д. должны располагаться за пределами полосы движения и иметь контрастный цвет.
Таксофоны должны быть снабжены автоматическим (кнопочным) устройством для вертикального перемещения переговорного аппарата.
Следует также устраивать изменение фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров (информирующего рельефа покрытия и яркой контрастной окраски) при приближении к препятствиям: лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности и т.д.
6.23 Для темного времени суток рекомендуется применение световых или подсвеченных знаков и указателей, разметки из светоотражающих знаков, вмонтированных в покрытие, применение световых нитей.
Светильники на стойках в пределах пешеходной зоны следует ограждать защитными декоративными барьерами высотой не менее 0,75 м. |
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
Введение.................................................................................................................... IV
1 Область применения................................................................................................. 1
2 Нормативные ссылки................................................................................................ 1
3 Термины и определения............................................................................................ 2
4 Образовательные учреждения, построенные по типовым проектам в 60-80
годах XX века........................................................................................................... 2
5 Общие положения.................................................................................................... 3
6 Требования к обеспечению доступности территорий земельных участков...... 10
7 Требования к к обеспечению доступности зданий............................................... 17
7.1 Входной узел...................................................................................................... 18
7.2 Вестибюльная группа помещений................................................................... 30
7.3 Вертикальные коммуникации (архитектурные элементы и технические
средства доступности)........................................................................................ 30
7.4 Поэтажные коммуникационные пространства................................................ 35
7.5 Пожаробезопасная зона...................................................................................... 37
7.6 Помещения общего пользования....................................................................... 39
7.7 Входы в рабочие помещения.............................................................................. 42
7.8 Условия доступности внутри помещений........................................................ 44
7.9 Расчет стоимости предлагаемых мероприятий................................................ 51
Библиография............................................................................................................ 52
Приложение А (справочное) Термины и их определения.................................. 53
реконструкционных мероприятий и примеры укрупненного расчета стоимости для типовых проектов школьных образовательных учреждений, получивших распространение
в 60-80 гг. XX века......................................................................... 55
Приложение В (рекомендуемое) Варианты планировочных решений
реконструкционных мероприятий и примеры укрупненного расчета стоимости для типовых проектов дошкольных образовательных учреждений, получивших распространение
в 60-80 гг. XX века..........................'............................................ 67
Приложение Г (рекомендуемое) Функциональные объемно-планировочные
Приложение Б (рекомендуемое) Варианты планировочных решений
элементы, обеспечивающие доступность МГН.......................... J8
Приложение Д (справочное) Варианты архитектурно-конструктивного
построения пандусов...................................................................... 86
Приложение Е (справочное) Оценка состояния жилой среды для
первичных объектов социальной инфраструктуры (школы,
детские дошкольные учреждения)...............................................
Приложение Ж (рекомендуемое) Альбом проектных решений........................ 96
последующего определения перечня мероприятий по обеспечению доступности МГН от жилого дома до
III
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
7 Требования к обеспечению доступности зданий
7.1 Экспертную оценку планировочного решения зданий образовательных учреждений по определению перечня первостепенных реконструктивных мероприятий, необходимо проводить в соответствии с концепцией формирования безбарьерной среды доступности МГН для всего здания, от прилегающего участка до поэтажных помещений.
Архитектурные и инженерные решения по внутреннему обустройству зданий должны быть ориентированы на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы и психики.
7.2 Основные направления создания комфортности (удобства):
- повышение качества среды через оптимальную организацию как придомового участка, так и внутренней планировки здания, учитывающую состояние здоровья МГН и создание дополнительных условий, помогающим в самообслуживании и получении необходимых образовательных услуг;
- создание условий для минимальных затрат и усилий МГН на удовлетворение своих нужд путем применения необходимого и эргономичного оборудования;
- обеспечение своевременной возможности отдыха, проведения дополнительной реабилитационно-образовательной программы, получения заблаговременно нужной информации.
Реконструктивные мероприятия зданий образовательных учреждений предполагают последовательное выполнение следующих этапов предпроектных работ:
- установление путей перемещения учащихся и преподавателей;
- установление количественных и качественных характеристик основных групп «маломобильных» учащихся;
- установление перечня архитектурно-планировочных и технологических компенсирующих мероприятий;
- установление диапазона техниче
ских возможностей и разработка вариантов реализации требований доступности;
- установление (выбор) экономически целесообразного варианта;
- составление и утверждение технического задания на выполнение рабочей документации.
7.3 Формирование технического задания на реконструктивные мероприятия рекомендуется проводить, прежде всего, с учетом использования уже имеющихся типовых (стандартных) или повторного применения решений, и настоящего документа.
Рабочие площади функциональных групп в действующих образовательных учреждениях следует определять на основе данных типовых проектов, а также материалов Бюро технической инвентаризации, отражающих изменения в процессе эксплуатации здания.
7.4. На реконструктивное обустройство и оборудование коммуникационных пространств и помещений, посещаемых МГН во всех типах образовательных учреждений, распространяются все те требования, которые изложены в СНиП 35-01.
Для обеспечения доступности зданий учащимися, относящимися к маломобильным группам, в том числе инвалидам на колясках, необходимо предусматривать:
- устройство перед главным входом в здание пандуса и подъемной платформы;
- оборудование зданий высотой в 2 этажа и более вертикальной или наклонной подъемной платформой или лифтом (с габаритами, обеспечивающими перемещение ин-валида-колясочника);
- устройство на каждом этаже специального туалета;
- обеспечение соответствия входов и путей движения требованиям маломобильной группы учащихся;
- надежные пути пожарной эвакуации или защиты от огня МГН, островки пожарной безопасности;
- систему поручней на стенах в коридорах и в лестничной клетке;
- соответствующее потребностям МГН решение покрытий пола;
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
Введение
Настоящий региональный методический документ выполнен в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.01.2011 № 7 «О Перечне мероприятий, направленных на развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге, на 2011-2012 годы».
Для обеспечения полноценного участия маломобильных групп населения в жизни общества, удовлетворения их потребностей в социальном, культурном и медицинском обслуживании государство, среди других мер социальной защиты, предусматривает работы по реконструкции существующих образовательных учреждений, создавая соответствующие современным требованиям условия доступности, безопасности и комфортности.
Целью данной работы является создание практического руководства по выбору и применению рекомендуемых проектных решений по обеспечению доступности для маломобильных групп населения типовых образовательных учреждений Санкт-Петербурга при их реконструкции и капитальном ремонте, а также при оснащении этих учреждений рекомендуемыми средствами обеспечения доступности.
В настоящем документе представлены:
- типология образовательных учреждений, построенных в 60-80 годах XX века по типовым проектам,
- номенклатура типовых проектов по каждому типу образовательных учреждений,
- анализ частоты применения того или иного типового проекта для каждого типа образовательного учреждения, выделены наиболее часто встречающиеся типовые проекты рассматриваемых' объектов,
- рекомендуемые к применению в образовательных учреждениях архитектурнопланировочные решения по обеспечению доступности для маломобильных групп населения.
- примеры укрупненного расчета стоимости совокупности предлагаемых мероприятий по основным разновидностям типовых проектов образовательных учреждений 60-80 гг.
Документ содержит примеры архитектурно-компоновочных решений, виды оборудования, их параметры и характеристики. В документе учтен опыт отечественных и зарубежных специалистов в этой области, в том числе разработки различных авторов и творческих коллективов.
Работа выполнена авторским коллективом: канд. арх. Б.Л.Крундышевым (ответственный исполнитель), арх. Одноваловым С.П., арх. С.А.Дунаевым, инж. А.С.Апполоновым, арх. Г.Б.Крундышевым, арх.К.В.Романовым, инж.Э.Аэзрахи, д.э.н. С.А.Ершовой.
Консультации при работе над документом были получены от специалистов следующих организаций: Научно-исследовательского и проектного института по жилищно
гражданскому строительству (ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ»); Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центр технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов»: У правления социального обслуживания населения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга; Управления образовательных учреждений Комитета по образованию; Управления перспективного развития Комитета по строительству; Управления научно-исследовательских разработок ГУ НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга.
IV
РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
ДЛЯ ПОВТОРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ПОСТРОЕННЫХ ПО ТИПОВЫМ ПРОЕКТАМ В 60-80 ГОДАХ XX ВЕКА
1 Область применения
Рекомендации настоящего регионального методического документа направлены на создание полноценной архитектурной среды в соответствии со специфическими требованиями инвалидов и маломобильных групп населения (далее МГН), путем применения необходимых реконструктивных мероприятий к прилегающей территории и к отдельным частям зданий, оснащением современным оборудованием и мебелью, обеспечивающими необходимый уровень доступности, безопасности и стандарта обслуживания.
Методические рекомендации разработаны как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Действие документа распространяется на проектирование реконструктивных мероприятий в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, построенных по типовым проектам в 60-80 годах XX века, при их реконструкции и капитальном ремонте, а также при оснащении этих объектов рекомендуемыми средствами обеспечения доступности и безопасности для маломобильных групп населения; выполняемом как отдельные работы, независимо от источников их финансирования и форм собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Положения настоящего методического документа являются обязательными для выполнения при включении требования руководствоваться данным документом в договоры (контракты), задания на проектирование, нормативные документы (стандарты) организаций, в том числе саморегулируемых. |
Документ предназначается для всех участников градостроительной деятельности, государственных органов управления и надзора, в том числе органов экспертизы.
2 Нормативные ссылки
В настоящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТР 51079-2006 (ИСО 9999:2002) Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация
ГОСТР 51083-97 Кресла-коляски. Общие технические условия
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения (Актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89*)
СП 29.13330.2011 СНиП 2.03.13-88 Полы (Актуализированная редакция)
СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений дтя маломобильных групп населения (Актуализированная редакция) Срок введения в действие с 01 января 2013 г.
СП 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009, СНиП 31-05-2003 Общественные здания и сооружения (Актуализированная редакция) Срок введения в действие с 01 января 2013 г.
СП 35-101-2001 Проектирование зданий и
1 |
сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения
СП 35-102-2001 Жилая среда, с планировочными элементами, доступными инвалидам
СП 35-103-2001 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям
СП 35-105-2002 Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения
СанПиН 2.4.1.2660 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
РДС 35-201-99 Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
МДС 35-2.200 Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения Выпуск 2 «Г радостроительные требования»
Примечания
1 При пользовании Руководствам необходимо проверять действие ссылочных документов по ежегодному Указателю «Нормативные документы по строительству, действующие на территории Российской Федерации» и руководствоваться измененными ши документами, введенными взамен отмененных. |
2 Обязательными к применению являются нормативные технические документы, входящие в Перечень национальных стандартов и сводов правш (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года№ 1047-р.
3 Термины и определения
В данном документе использованы термины, определения которых приведены в приложении А, а также другие термины, принятые в соответствии с формулировками, изложенными в нормативных документах.
4 Образовательные учреждения, построенные по типовым проектам в 60-80 годах XX века
Базу образовательных учреждений периода строительства с 1960 - 1990 годы составляют разнообразные учреждения: дошкольные учреждения, школы, школы-интернаты, специализированные учебные заведения, различные учреждения внешкольного образования. Среди этих учреждений, запроектированных и построенных по типовым проектам, преобладающее количество занимают средние общеобразовательные школы и детские ясли-сады (см. таблицу 4.1). |
Таблица 4.1 - Типы зданий, рекомендуемые к реконструктивным мероприятиям по обеспечению доступности МГН |
Наименование типа ГОУ |
Шифр типового проекта |
Количество* |
Школы |
|
|
1. Школа на 920 учащихся, 1957 г. |
4902 |
56 |
2. Школа на 960 учащихся, 1962 г. |
2ЛГ-02-2 |
53 |
3. Школа на 960 (1000) учащихся - на 24 класса, 1966, 1971 гг. |
2С-02-9, 2С-02-10 |
167 |
4. Школа на 30 классов, 1970 г. |
224-1-148 |
14 |
5. Средняя общеобразовательная школа на 33 класса, 1976 г. |
222-1-1ЛГ |
18 ! |
6. Средняя общеобразовательная школа на 33 класса, 1982 |
224-1-1ЛГ/82 |
154 |
|
2
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
Окончание таблицы 4.1
Дошкольные детские учреждения |
|
|
1. Серия детских дошкольных учреждений: ясли на 80 и 120 мест; детские сады на 100 и 150 мест, конец 50-х, начало 60-х годов |
2-528К |
28 |
2. Ясли/сад на 140 мест, 1970 |
214-2-34 |
21 |
3. Ясли/сад на 280 мест, 1967, 1971 гг. |
2С-04-3/67,
2С-04-3/71,
214-1-117 |
330 |
4. Детские ясли-сад, 1960-е годы |
2ЛГ-04-11 |
67 |
5. Детские ясли-сад на 280 мест, 1983 г |
214-2-4ЛГ |
32 |
6. Детские ясли-сад на 280 мест, 1983 г. |
214-2-5 ЛГ/83 |
11 |
7. Детские ясли-сад на 220/280 мест, 1985 |
212-2-ЗЛГ/85 |
61 |
* Общий анализ дошкольных учреждений проведен по данным отчета Комитета по образованию по 7 районам города и сплошного обследования спутниковой фотосъемки 11 районов города. Анализ школьных зданий проводился по результатам спутниковой фотосъемки для всех районов города.
В Санкт-Петербурге построено и действует (по результатам официального сайта и материалов обследования спутниковых фотоматериалов) 45 учреждений начального профессионального образования. Все они, за исключением 2 зданий, построенных по типовых проектам, осуществлены по индивидуальным проектам или проектам повторного применения.
Всего в городе построено и действует (по результатам официального сайта) 51 образовательное учреждение - коррекционная школа. Из этого количества 8 зданий построены по типовым проектам школ (222-1-1ЛГ/82, 2ЛГ-02-2,2С-02-10) и 3 - детского сада (2С-04-3).
Из школ-интернатов, построенных по типовым проектам повторного применения, получило распространение учреждение «П-образного очертания в плане» — 8 зданий находятся в структуре коррекционных школ и 2 здания - общеобразовательного профиля.
Остальные учреждения размешаются в приспособленных зданиях или в зданиях, построенных по индивидуальным проектам (или проектам повторного применения единичного использования).
Требования по доступности МГН к коррекционным школам и школам-интернатам аналогичны тем, которые предъявляются к зданиям общешкольного образования.
5 Общие положения
5.1 В соответствии с законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [5], в структуре общеобразовательных учреждений обеспечивают дошкольное, школьное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение ими сред |
него общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Индивидуальная программа реабилитации инвалида предполагает возможность свободного выбора типа обучения (или в общеобразовательных учреждениях, или в специальных).
Детям-инвалидам дошкольного или школьного возраста должны предоставляться необходимые реабилитационные меры и создаваться условия для пребывания в детских дошкольных или школьных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в учреждениях общего типа, создаются специальные образовательные учреждения.
5.2 В состав проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с требованием Градостроительного кодекса РФ [1] в обязательном порядке включается раздел, отражающий перечень мероприятий по обеспечению доступности инвалидов ко всем объектам, в том числе к образовательным учреждениям.
Минимально необходимые требования доступности инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к зданиям и сооружениям устанавливает Технический регламент о безопасности зданий и сооружений [3].
Проектные решения зданий образовательных учреждений должны обеспечивать:
|
1) досягаемость мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений МГН;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проведения учебных занятий и рекреационных зон отдыха.
5.3 Параметры планировочного решения зданий должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения.
5.4 С учетом требований [3] необходимо обращать внимание на решение следующих элементов:
1) высоту ограждения балконов, лоджий, террас, наружных галерей, лестничных маршей, площадок и открытых приямков у здания, а также перепадов в уровне пола или уровне земли на прилегающей территории;
2) уклон лестниц и пандусов, ширину проступей и высоту ступеней на лестницах, высоту подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу (недопустимо применение ступеней разной высоты в пределах одного лестничного марша, перила и поручни на ограждениях лестниц, пандусов и лестничных площадок должны быть непрерывными;
3) высоту порогов, дверных и незапол-няемых проемов в стенах на путях перемещения людей, высоту прохода по лестницам, высоту проходов под выступающими сверху и по бокам путям перемещения людей между элементами строительных конструкций или оборудования;
4) необходимо предусматривать устройства для предупреждения случайного выпадения людей из оконных проемов (в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести);
5) пути передвижения должны быть достаточно и равномерно освещены, поверхность не должна быть скользкой;
6) система визуальной информации должна включать хорошо различимые предупреждающие знаки, в том числе и на прозрачных полотнах дверей и перегородках. |
5.5 Требования к существующим зданиям образовательных учреждений по обеспечению доступности МГН должны выполняться как в рамках реконструкции или капитального ремонта, так и при оснащении этих объектов средствами обеспечения доступности, выполняемым как отдельные локальные реконструк-ционные работы.
5.6 Проектные решения по оборудованию и оснащению зданий и сооружений должны соответствовать возможностям и потребностям маломобильного человека. Под этим подразумевается адаптация архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности по 1.7 СП 35-101. Основные направления создания комфортности (удобства):
- повышение качества среды через оптимальную организацию, как придомового участка, так и внутренней планировки здания, учитывающую состояние здоровья МГН и создание дополнительных условий, помогающих в самообслуживании и получении необходимых услуг;
- создание условий для минимальных затрат и усилий МГН на удовлетворение своих нужд путем применения необходимого эргономичного оборудования;
- обеспечение эффективного проведения учебного процесса и отдыха, заблаговременного получения нужной информации.
5.7 Архитектурные и инженерные решения по внутреннему обустройству зданий образовательных учреждений рекомендуется ориентировать на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы и психики.
Образовательные учреждения должны обладать возможностью максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод МГН в общей среде со всеми учащимися.
В здании образовательного учреждения необходимо обеспечить доступность инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН) ко всем помещениям.
Из помещений, предназначенных для непосредственного приспособления, рассмотрены в основном те, которые имеют многократную повторяемость в использовании инвалидами, а также все коммуникационные
|
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
пути перемещения.
Примеры планировки и благоустройства коммуникационных путей перемещения и рекреационных пространств, приведенные в настоящем документе, соответствуют требованиям
СНиП 35-01, СНиП 31-06 и положениям СП 35-101, СП 35-103, СП 35-116 по критериям доступности, безопасности, информативности, комфортности.
Планы основных этажей типовых проектов школ и детских садов, получивших массовое применение в городском строительстве в 60-80-х годах XX века:
*ТТ I ||| I
[Д PH__L.--
-*—| |
|
План 1 этажа |
|
Рисунок 5.1 - Школа, т.п. 4902/1 |
Рисунок 5.2 - Школа, т.п. 2ЛГ-02-2 |
|
Рисунок 5.3 - Школа, т.п. 2С-02-10
РМД 35-14-2012 Санкт-Петербург
|
Рисунок 5.4 - Школа, т.п. 224-1-14 |
|
Рисунок 5.6 - Школа, т.п. 222-1-1ЛГ/82
План 2 этажа |