Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

18 страниц

258.00 ₽

Купить РДМУ 94-77 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания устанавливают основные положения и порядок проведения экономической экспертизы проектов государственных стандартов проектов в научно-исследовательских институтах (НИИ) Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР, головных и базовых организациях по стандартизации министерств (ведомств)

 Скачать PDF

См. РД 50-332-82; 6-82

Оглавление

1 Общие положения

2 Порядок проведения экономической экспертизы проектов стандартов

3 Требования к документам-носителям технико-экономической информации и методика заполнения раздела 1 формы 1

4 Порядок проведения анализа и методика заполнения раздела 2 и 3 формы 1

Приложение 1. Нормативно-технические и нормативные документы, на основании которых проводят экономическую экспертизу проектов государственных стандартов

Приложение 2. Заключение о результатах контроля экономической экспертизы. Форма 1*

Приложение 3. Заключение о результатах контроля экономической экспертизы. Форма 2*

Приложение 4. Пример заполнения формы 1 при наличии замечаний

Приложение 4. Пример заполнения формы 1 при отсутствии замечаний

 
Дата введения01.01.1978
Добавлен в базу01.11.2014
Завершение срока действия01.01.1983
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

26.05.1977УтвержденГосударственный комитет стандартов Совета Министров СССР1336
РазработанВНИИС
РазработанВНИИНМАШ
ИзданИздательство стандартов1977 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

РДМУ 94-77

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва —19Т7

РАЗРАБОТАНЫ

Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

Директор В. А. Грешников Руководитель темы Л. Г. Соколова Отв. исполнитель Э. П. Разговорова

Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС)

Директор А. В. Гличев Руководитель темы Л. Б. Сульповар Отв. исполнитель И. А. Исаченкова

ВНЕСЕНЫ Техническим управлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР

Начальник управления Б. Н. Лямин

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

Директор В. А. Грешников

УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 26 мая 1977 г. № 1336 с 1 января 1978 г".

Наименование

показателя

Условные

обозначения

Единицы величин

Показатели

Источники получения исходных данных

Базовый

вариант

Стандартизуемый вариант

Базовый

вариант

Стандартизуемый вариант

I

2

3

4

5

6

7

4.6. Затраты на разработку проекта стандарта, включенные в таблицу, учтенные в расчете экономической эффективности и отраженные в паспорте стандарта (строка «Н»), должны быть идентичными и соответствовать утвержденным в техническом задании на разработку стандарта (п. 3.4.).

Затраты на разработку стандарта должны быть рассчитаны в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ 19539-74.

Замечания по затратам на разработку проекта стандарта, возникшие при контроле экономической экспертизы, вносят в форму 1 (п. 2,4).

47. Затраты на внедрение стандарта, включенные в таблицу, учтенные в расчете и отраженные в паспорте стандарта (строка «Н»), должны быть идентичными и соответствовать объемам работ, внесенным в проект плана мероприятий (см. п. 3.3).

Затраты на внедрение стандарта, включенные в проект плана мероприятий, рассчитывают в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ 21340-75.

Правильность согласования проекта плана мероприятий, объективность и полноту мероприятий, а также объемы работ по каждому мероприятию, внесенному в проект плана, следует проверять и корректировать (при необходимости) при экономической экспертизе первой и последующих редакций проекта стандарта.

Замечания по объемам единовременных затрат на внедрение стандарта, возникшие при контроле экономической экспертизы, вносят в форму 1 (п. 2.4).

4.8. На основании проверенных в соответствии с п. 4.4 источников получения экономического эффекта, а также на основании анализа проекта плана мероприятий устанавливают наличие изменения текущих затрат в проектировании, изготовлении и эксплуатации объекта стандартизации и их соответствие учтенным в расчете экономической эффективности.

Проверку расчета экономии по изменяющимся в соответствии с требованиями проекта стандарта статьям себестоимости производят на основании [10].

Проверку допускается производить по отраслевым документам, разработанным в соответствии с [10) и утвержденным в соответствующем порядке.

9

Проверку расчета экономии по изменяющимся статьям себестоимости осуществляют при экономической экспертизе первой и последующих редакций проекта Стандарта-

Замечания по расчету экономии текущих затрат, возникшие при контроле экономической экспертизы, вносят в форму 1 (п. 2.5).

4.9.    На основании проведенного анализа проверяют ожидаемую величину годового экономического эффекта и коэффициент экономической эффективности проекта стандарта.

Замечания по ожидаемой величине годового экономического эффекта и коэффициенту экономической эффективности проекта стандарта, возникшие при контроле экономической экспертизы, вносят в форму 1 (пп. 2.6 и 2.7).

4.10.    При отсутствии замечаний после контроля экономической экспертизы в форме 1 делают запись:

в разд. 1 и 2 — «Замечаний нет»;

в разд. 3 — о соответствии метода расчета экономической эффективности действующим нормативно-техническим и нормативным документам и дают заключение об экономической эффективности проекта стандарта.

4.11- После составления заключения об экономической эффективности первый и второй экземпляры проекта стандарта визируют в соответствии с инструкциями, утвержденными Госстандартом СССР.

4.12.    Пример заполнения разд. 2 и 3 формы 1 при наличии замечаний приведен в приложили 4.

4.13.    Пример заполнения разд. 2 и 3 формы 1 при отсутствия замечаний приведен в приложении 5.

10

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Нормативно-технические и нормативные документы, на основании которых

проводят экономическую экспертизу проектов государственных стандартов

1.    ГОСТ 1.0-68 Государственная система стандартизации. Основные положения.

2.    ГОСТ 1.2-68 Государственная система стандартизации. Порядок разработки и утверждения государственных и отраслевых стандартов.

3.    ГОСТ 1.20-69 Государственная система стандартизации. Порядок внедрения государственных стандартов. Основные положения.

4.    ГОСТ 20779-75 Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения. Основные положения.

5.    ГОСТ 19732-74 Экономическая эффективность стандартизации. Методы сбора, анализа и обработки данных для определения экономической эффективности внедрения стандартов.

6.    ГОСТ 19539--74 Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения затрат на разработку стандартов.

7.    ГОСТ 21340-75 Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения затрат на внедрение стандартов па продукцию.

8.    ГОСТ 14.005-75 Единая система технологической подготовки производства. Методы расчетов экономической эффективности.

9.    Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. М., «Экономика», 1969.

10.    Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях. Утверждены Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Государственным комитетом цен Совета Министров СССР и ЦСУ при Совете Министров СССР 20 июля 1970 г. и введены в действие с 1 января 1971 г. М„ «Прейскурантлздат», 1971.

11.    Отраслевые документы по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, разработанные в соответствии с [10] и утвержденные в соответствующем порядке.

12.    Методика определения оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения. М., «Прейскурантиздат», 1974.

13.    Отраслевые документы по определению оптовых цен на новую продукцию производствен но-технического назначения, разработанные в соответствии с [12] и утвержденные в соответствующем порядке.

14.    Отраслевые документы по расчету экономической эффективности стандартизации, разработанные в соответствии с ГОСТ 20779-75 и утвержденные в соответствующем порядке.

15.    Методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. Утверждена Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике, Госпланом СССР, АН СССР, Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий 14 февраля 1977 г. «Экономическая газета», № 10, март 1977 г.

m

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Форма 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ о результатах контроля экономической экспертизы

Наименование и вид проекта стандарта

Отдел, представивший проект стандарта на экспертизу

Дата поступления проекта стандарта на экспертизу

Дата окончания экспертизы

1. Замечания по документам—носителям техникоэкономической информации

1.1.    Пояснительным запискам

1.2.    Проекту плана мероприятий

1.3.    Техническому заданию

1.4.    Обоснованию проекта новой цены

1.5.    Информационной карте

1.6.    Паспорту стандарта (строка «Н»)

2. Замечания по методу расчета экономической эффективности

2.1.    Базе сравнения

2.2.    Источникам получения экономического эффекта

2.3.    Исходным данным

2.4.    Капитальным вложениям на разработку и внедрение стандарта

2.5.    Расчету текущих затрат

2.6.    Ожидаемой величине годового экономического эффекта

2.7.    Коэффициенту экономической эффективности проекта стандарта

3. Заключение об экономической эффективности проекта стандарта (вносится в докладную записку)

Метод расчета экономической эффективности соответствует (не соответствует) требованиям действующих нормативно-технических и нормативных документов (ненужное зачеркнуть).

Годовой экономический эффект принят _руб.

Экономическая эффективность проекта стандарта составляет_, что выше2

(ниже) норм а тив н ой (йену ж н ое з ачеркну ть).

Руководитель подразделения _

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Исполнитель ___

(подпись) (инициалы, фамилия)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Форма 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о результатах контроля экономической экспертизы

1. Сведения о проекте стандарта

Наименование и вид проекта стандарта

Впервые, взамен, номер проекта стандарта

Организация-разработчик, представляющее министерство

Отдел, проводящий научно-техническую экспертизу

Дата поступления проекта стандарта на экспертизу

Дата окончания экспертизы

1

2

3

4

5

6

2.    Метод расчета экономической эффективности соответствует (не соответствует) требованиям действующих нормативно-технических и нормативных документов (ненужное зачеркнуть).

3.    Годовой экономический эффект принят _руб.

4.    Экономическая эффективность проекта стандарта составляет _

что выше (ниже) нормативной (ненужное зачеркнуть).

Исполнитель _ _

(подпись)    (инициалы,    фамилия)

5. Замечания по документам—носителям 'технико-экономической информации 5Л. Пояснительным запискам к первой и окончательной редакциям

5.2.    Проекту плана организациснно-технических мероприятий по внедрению стандарта

5.3.    Техническому заданию на разработку стандарта

5.4.    Обоснованию проекта новой цены

5.5.    Информационной канте экономической эффективности стандарта

5.6.    Машинно-ориентированному паспорту стандарта (строка «Н»)

6. Замечания по методу раасчета экономической эффективности

6.1.    Базе сравнения

6.2.    Источникам получения экономического эффекта 6.3- Исходным данным

6.4.    Капитальным вложениям на разработку и внедрение стандарта

6.5.    Расчету текущих затрат

6.6.    Ожидаемой величине годового экономического эффекта

6.7.    Коэффициенту экономической эффективности проекта стандарта

Примечания:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Форма 1

Пример заполнения формы 1 при наличии замечаний

ЗАКЛЮЧЕНИЕ о результатах контроля экономической экспертизы

Наименование и вид проекта стандарта

Номер отдела, представившего проект стандарта на экспертизу

Дата поступления проекта стандарта на экспертизу

Дата окончания экспертизы

Насосы центробежные консольные общего назначения для воды

219

10.05.76

10.05.76

1. Замечания по документам—носителям технико-экономической информации

1.1.    Пояснительным запискам. Не соответствует ГОСТ 1.0-68 в части п. 6.3.4 выпуск).

1.2.    Проекту плана мероприятий. Не соответствует ГОСТ 1.20-69 в части пп. 2.3 и

2А и ГОСТ 1.0-68 в части п, 6.5 2._

1.3.    Техническому заданию. Замечаний нет.

1.4.    Обоснованию Проекта новой цены, необходим расчет Проектов оптовых цен по

вновь вводимым типоразмерам._______

1.5.    Информационной карте. Не соответствует ГОСТ 20779-75._

1.6.    Паспорту стандарта (строка «Н»). Затраты на внедрение должны быть идентичными указанным в проекте плана мероприятий.__________

2. Замечания по методу расчета экономической эффективности

2.1.    Базе сравнения. Принять типоразмерный ряд по ГОСТ 8337-57._

2.2.    Источникам получения экономического эффекта. Замечаний нет.___

2.3.    ИСХОДНЫМ данным. Необходимо представить по всему типоразмерному ряду.

2.4.    Капитальным вложениям на разработку и внедрение стандарта.

Учесть: 1) Затраты на разработку стандарта; 2) Затраты на внедрение стандарта

(должны быть идентичными указанным в плане мероприятий).__________

2.5.    Расчету текущих затрат. 1) Рассчитать увеличение текущих затрат на заводах-

изготовителях <р.есурс до капремонта увеличен в 2 раза). 2) Изменение эксплуатационных расходов рассчитать по всему ряду.____

2.6.    Ожидаемой величине годового экономического эффекта. Расчет провести

по ГОСТ 20779-75._

2.7.    Коэффициенту экономической эффективности проекта стандарта.

Расчет провести по ГОСТ 20779-75_

3. Заключение об экономической эффективности проекта стандарта (вносят в докладную записку)*

Метод расчета экономической эффективности соответствует (не соответствует) требованиям действующих нормативно-технических и нормативных документов (ненужное зачеркнуть).

Годовой экономический эффект принят_руб.

Экономическая эффективность проекта стандарта составляет    .

что выше (ниже) нормативной (ненужное зачеркнуть).

Руководитель подразделения _

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Исполнитель    _

(подпись) (инициалы, фамилия)

* Раздел 3 заполняют после корректировки расчета экономической эффективности в соответствии с замечаниями, внесенными в разд. 1 и 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Форма 1

Пример заполнения формы 1 при отсутствии замечаний ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о результатах контроля экономической экспертизы

Наименование и вид проекта стандарта

Номер отдела, представившего проект стандарта на экспертизу

Дата поступления проекта стандарта на экспертизу

Дата окончания экспертизы

Хроматографы газовые. Дозаторы. Ти

231

04.01.77

05.01.77

пы и основные параметры

15

1. Замечания по документам—носителям технико-экономической

информации

1.1.    Пояснительным запиокам.     Замечаний    нет_.

1.2.    Проекту плана мероприятий.     Замечаний    нет    _

1.3.    Техническому заданию.     Замечаний    нет_

1.4.    Обоснованию проекта новой цены. _Замечаний    нет_

1.5.    Информационной карте.     Замечаний    нет_

1.6.    Паспорту стандарта (строка «Н»). _Замечаний    нет_

2. Замечания по методу расчета экономической эффективности

2.1.    Базе сравнения._Замечаний нет_

2.2.    Источникам получения экономического эффекта. _Замечаний нет

2.3.    Исходным данным.    Замечаний нет

2.4.    Капитальным вложениям на разработку и внедрение стандарта.

_Замечаний нет__

2.5.    Расчету текущих затрат. _Замечаний    нет_

2.6.    Ожидаемой величине годового экономического эффекта. Замечаний нет

2.7.    Коэффициенту экономической эффективности проекта стандарта.

_ Замечаний нет

3. Заключение об экономической эффективности проекта стандарта (вносят в докладную записку)

Метод расчета экономической эффективности соответствует требованиям действующих нормативно-технических и нормативных документов.

Годовой экономический эффект принят 48500 руб.

Экономическая эффективность проекта стандарта составляет 2,35, что выше нормативной.

Исполнитель

Руководитель подразделения    (подпись,    дата)    (инициалы,    фамилия)

(подпись) (инициалы, фамилия)

Редактор И. И. Топилъская Технический редактор О. Н. Никитина Корректор Е. И. Евтеева

Т—15897 Сдано в набор 29.03.77 Поди, в печ. 28.09.77 1,0 п. л. 0,98 уч.-изд. л. Тир. 30000

Изд. № 5188/4 Цена 5 коп.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов. Москва, Д-557. Новопресненский пер., 3 Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256. Зак. 1667

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЬ! ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

РДМУ 94-77

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва — 1 977

УДК 389 0.003.13

Методические указания по проведению экономической экспертизы проектов государственных стандартов РДМУ 94—77 Утв. 26 мая 1977 г. Срок введения в ■действие 1 января 1978 г. М., Изд-во стандартов, 1>977.

Методические указания РДМУ 94—77 разработаны Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНМА1Ш совместно с Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС).

1977

Методические указания РДМУ 94—77 представляют собой документ, устанавливающий основные положения и порядок проведения экономической экспертизы проектов государственных стандартов в научно-исследовательских институтах Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР, базовых (головных) организациях по стандартизации министерств (ведомств).

© Издательство стандартов,

УТВЕРЖДЕНЫ

Государственным комитетом стандартов Совета Министров СС,СР

26 мая 1977 г.

Срок действия

с    1    января    1978 г.

до    1    января    1981 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ РДМУ 94—77

Настоящие методические указания устанавливают основные положения и порядок проведения экономической экспертизы проектов государственных стандартов (далее по тексту — проектов стандартов) в научно-исследовательских институтах (НИИ) Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР, головных и базовых организация-хпо стандартизации министерств (ведомств).

В соответствии с положениями Государственной системы стандартизации экономическую экспертизу проектов стандартов проводят с целью повышению научно-технического уровня стандартов.

Основными задачами экономической экспертизы являются:

проверка метода расчета ожидаемой экономической эффективности от внедрения стандарта (далее по тексту — расчета экономической эффективности) на соответствие требованиям действующих нормативно-технических и других нормативных документов, приведенных в приложении 1;

повышение достоверности расчета экономической эффективности;

вывод об экономической эффективности проекта стандарта.

Экономической экспертизе подлежат проекты стандартов всех видов, кроме случаев, предусмотренных в ГОСТ 1.0-68 (п. 6.3.4) и ГОСТ 20779-75 (п. 1.23).

На основании и в развитие настоящих методических указаний министерства и ведомства по согласованию с Госстандартом СССР в необходимых случаях могут разрабатывать отраслевые нормативные документы, учитывающие особенности проведения экономической экспертизы в определенной отрасли народного хозяйства.

з

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Экономическая экспертиза является частью научно-технической экспертизы проектов стандартов.

1.2.    Объектом экономической экспертизы является проект стандарта.

1.3.    Основным документом, подлежащим проверке, является расчет экономической эффективности.

1.4.    Документами-носителями технико-экономической информации, необходимой для проверки расчета экономической эффективности, являются:

пояснительная записка к первой редакции; пояснительная записка к окончательной редакции; проект плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта (далее по тексту-проекта плана мероприятий) ;

техническое задание на разработку стандарта; материалы по обоснованию проекта новой цены на стандартизуемую продукцию.

1.5.    Информационная карта экономической эффективности стандарта и паспорт стандарта (строка «Н») должны быть откорректированы по [результатам экономической экспертизы.

1.6.    В процессе экономической экспертизы следует: проверить метод, использованный для расчета экономической

эффективности;

проанализировать документы—носители технико-экономической, информации, находящиеся в деле проекта стандарта;

заполнить рабочие документы по форме 1 (приложение 2) и 2 (приложение 3);

оказать методическую помощь организациям—разработчикам проектов стандартов по корректировке расчетов экономической эффективности;

провести повторную экспертизу откорректированных материалов;

сравнить коэффициент экономической эффективности проекта стандарта с нормативом;

составить заключение по экономической эффективности проекта стандарта.

1.7.    Научно-методическое руководство экономической экспертизой проектов стандартов осуществляет Всесоюзный научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИС).

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ СТАНДАРТОВ

2.1. Экономическую экспертизу проектов стандартов первой и последующих редакций проводят базовые (головные) организации по стандартизации министерств (ведомств), представляющих проекты стандартов на утверждение.

4

2.2.    По результатам экономической экспертизы в базовых (головных) организациях по стандартизации разработчик проекта -стандарта,при необходимости, должен внести коррективы в расчет экономической эффективности и в документы—носители технико-экономической информации.

2.3.    Базовые (головные) организации по стандартизации, проводящие экономическую экспертизу, являются ответственными sa:

методическую правильность расчета экономической эффективности;

соответствие содержания и согласования документов (см. п. 1.4) требованиям, установленным в действующей нормативно-технической документации (разд. 3);

объективность экономической оценки проекта стандарта.

2.4.    Сроки проведенггя экономической экспертизы в базовых (головных) организациях по стандартизации определяют в зависимости от этапов разработки проекта стандарта, установленных в техническом задании, и планов проведения научно-технической экспертизы.

2.5.    Ответственной за достоверность исходных данных, на основании которых проведен расчет экономической эффективности, является организация—разработчик проекта стандарта.

2.6.    НИИ Госстандарта СССР осуществляют контроль эконо* мической экспертизы проектов стандартов на группы продукции, закрепленные за ними.

Контроль экономической экспертизы осуществляют на стадии подготовки проекта стандарта к утверждению, после проверки отраслевым отделом научно-технического уровня проекта стандарта и заканчивают перед нормоконтролем.

2.7.    НИИ Госстандарта СССР, осуществляющие контроль экономической экспертизы, являются ответственными за:

методическую правильность расчета экономической эффективности;

объективность выводов об экономической эффективности проекта стандарта.

2.8.    Замечания, возникшие в процессе контроля экономической экспертизы, вносят в разд. 1 и 2 формы 1 и дублируют в разд. 5 и 6 формы 2.

Форму 1 подписывают исполнитель и руководитель подразделения, осуществляющего контроль экономической экспертизы, затем ее передают в организацию—разработчик проекта стандарта.

Форму 2 оставляют в подразделении НИИ Госстандарта СССР для учета и контроля.

2.9.    Организация-разработчик в соответствии с полученными замечаниями проводит корректировку расчета и документов в срок, не превышающий пяти дней.

2.10.    После корректировки расчета экономической эффективности и документов—носителей технико-экономической информации организация-разработчик проекта стандарта повторно пред-

5

ставляет откорректированные материалы в НИИ Госстандарта СССР для проверки соответствия произведенных исправлений и дополнений замечаниям, внесенным в разд. 1 и 2 формы 1.

2.11.    При повторном контроле материалов, представленных в НИИ Госстандарта СССР, замечания, внесенные в разд. 1 и 2 формы I, должны быть сняты.

2.12.    Изменения стандартизуемых показателей, внесенные в проект стандарта после проведения контроля экономической экспертизы, должны быть согласованы с подразделением, осуществляющим контроль экономической экспертизы, так как эти изменения могут повлиять на величину экономического эффекта.

2.13.    В случае принципиальных разногласий в оценке экономической эффективности допускается проводить согласительное совещание. Решение согласительного совещания оформляют в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ 1.0-68.

2.14.    По результатам контроля экономической экспертизы дают заключение об экономической эффективности проекта стандарта (разд. 3 формы 1), а отдел, проводящий научно-техническую экспертизу, затем вносит соответствующую запись в докладную записку.

2.15.    Контроль экономической экспертизы проектов стандартов всех видов проводят в срок, не превышающий трех дней.

2.16.    Контроль материалов, представленных организацией-раз-работчиком в НИИ Госстандарта СССР после корректировки, осуществляют в срок, не превышающий двух дней.

2.17.    При наличии в расчетах экономической эффективности и документах (см. п. 1.4) значительных отступлений от требований, установленных в действующих нормативно-технических и нормативных документах (см. приложение 1), и невозможности исправить их на стадии подготовки проекта стандарта к утверждению, проект стандарта возвращают в организацию-разработчик на доработку. Возврат проекта стандарта в организацию-разработчик осуществляют в соответствии с инструкциями Госстандарта СССР.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ-НОСИТЕЛЯМ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И МЕТОДИКА ЗАПОЛНЕНИЯ разд. 1 формы 1

3.1.    Для обеспечения подразделений, проводящих экономическую экспертизу и осуществляющих контроль экономической экспертизы, необходимой информацией документы (см. п. 1.4) должны быть разработаны и согласованы организацией—разработчиком' проекта стандарта в строгом соответствии с требованиями, установленными в нормативно-технической и нормативной документации.

3.2.    Содержание пояснительной записки к первой редакции должно соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ 1.0-68 (п. 6.3.4). Пояснительная записка к окончательной редакции должна содержать информацию об изменениях стандартизуемых пока-

зателей, внесенных в проект стандарта после обсуждения его ^заинтересованными организациями. В связи с изменением формы информационной карты экономической эффективности стандарта в пояснительных записках необходимо отражать экономические преимущества объекта стандартизации.

Все замечания по информации, недостающей в пояснительных записках или не удовлетворяющей эксперта, возникшие при контроле экономической экспертизы, вносят в форму 1 (п. 1.1).

3.3.    Содержание проекта плана мероприятий должно соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ 1.20-69 (ип. 2.3—2.4). Согласование проекта плана мероприятий с организациями, участвующими во (внедрении стандарта, следует проводить в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ 1.0-68 (п. 6.5.2).

Замечания по проекту плана мероприятий, возникшие при контроле экономической экспертизы, вносят в форму 1 (п. 1.2).

3.4.    В связи с введением экономической экспертизы проектов стандартов в техническом задании на разработку стандарта необходимо отражать затраты на разработку стандарта, которые представляют собой сумму затрат организации—разработчика проекта стандарта и организаций-соисполнителей.

Замечания, возникшие при контроле экономической экспертизы в связи с затратами на разработку стандарта, вносят в форму 1 (п. 1.3).

3.5.    Расчет проекта новой цены на стандартизуемую продукцию выполняется в соответствии с требованиями [12] (см. приложение 1).

Расчет проекта новой цены может быть проведен по отраслевым документам, разработанным в соответствии с требованиями [12] и утвержденным в соответствующем порядке.

Замечания по расчету проекта новой цены, возникшие при контроле экономической экспертизы, вносят в форму 1 (п. 1.4).

3.6.    Информационную карту экономической эффективности стандарта представляют по форме, рекомендованной в ГОСТ 20779—75.

Замечания по информационной карте, возникшие при контроле экономической экспертизы, вносят в форму 1 (п. 1.5).

3.7.    В паспорте стандарта (строка «Н») должны быть отражены показатели, принятые после контроля экономической экспертизы.

Замечания по паспорту стандарта (строка «Н»), возникшие при контроле экономической экспертизы, вносят в форму 1 (п. 1.6).

3.8.    Пример заполнения разд. 1 формы 1 при наличии замечаний приведен в приложении 4, при отсутствии замечаний — в прило-жении 5.

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И МЕТОДИКА ЗАПОЛНЕНИЯ разд. 2 и 3 формы 1

4.1. Цель анализа стандартизуемых показателей проекта стандарта и документов — носителей технико-экономической информа-

7

ции заключается в проверке объективности экономической оценки, произведенной организацией—разработчиком проекта стандарта.

4.2.    При экономическом анализе проверке подлежат:

правильность выбора базы сравнения;

правильность и полнота учтенных источников экономического эффекта;

правильность составления таблицы исходных данных;

правильность учтенных объемов дополнительных капитальных вложений;

соответствие расчета экономии (перерасхода) текущих затрат источникам экономического эффекта;

величина годового народнохозяйственного экономического эффекта;

коэффициент экономической эффективности проекта стандарта.

4.3.    Выбранную базу сравнения проверяют на соответствие ГОСТ 20779-75 и объекту стандартизации. Соответствие выбранной базы сравнения объекту стандартизации проверяют по виду проекта стандарта. В проектах стандартов общих технических условий правильность выбранной базы сравнения определяют по первому разделу проекта стандарта.

Проверку выбранной базы сравнения следует проводить при осуществлении экономической экспертизы первой и последующих редакций проекта стандарта» так как неправильно выбранная база сравнения требует полной переделки расчета экономической эффективности.

Замечания по базе сравнения, возникшие цри контроле экономической экспертизы, вносят в форму 1 (п. 2.1).

4.4.    Проверку правильности и полноты учтенных в расчете экономической эффективности источников получения экономического эффекта на стадиях проектирования, производства и эксплуатации объекта стандартизации осуществляют на основании ГОСТ 20779—75 исходя из вида проекта стандарта.

Соответствие учтенных источников экономического эффекта стандартизуемым показателям проверяют на основании информации, полученной из проекта стандарта и документов—носителей технико-экономической информации.

Замечания по источникам получения экономического эффекта, возникшие при контроле экономической экспертизы, вносят в форму 1 (п. 2.2).

4.5.    Исходные данные, на основании которых проведен расчет экономической эффективности, следует сводить в таблицу.

Источники получения исходных данных, указанных в графах 6 и 7, должны соответствовать приведенным в ГОСТ 19732-74.

В случае, когда объектом стандартизации является типоразмерный ряд продукции, исходные данные должны быть собраны по всему ряду.

Замечания но таблице исходных данных, возникшие при контроле экономической экспертизы, вносят в форму 1 (п. 2.3).

1

Форму 1 заполняют научно-исследовательские институты Госстандарта СССР.

2

Форму 2 заполняют научно-исследовательские институты Госстандарта СССР.

13