Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

18 страниц

258.00 ₽

Купить РДМУ 102-77 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания представляют собой руководящий документ, устанавливающий общие правовые требования, вытекающие из действующего законодательства, к проектам стандартов и технических условий и порядок проведения правовой экспертизы проектов государственных стандартов в правовых подразделениях НИИ Госстандарта СССР.

 Скачать PDF

Без замены; 7-91; ВНИИС

Оглавление

1 Общие положения

2 Общие правовые требования к проектам стандартов и технических условия

3 Порядок представления проектов государственных стандартов на правовую экспертизу

4 Порядок проведения правовой экспертизы проектов государственных стандартов

 
Дата введения01.01.1978
Добавлен в базу01.11.2014
Завершение срока действия01.07.1991
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

28.09.1977УтвержденГосударственный комитет стандартов Совета Министров СССР2338
РазработанВНИИС
ИзданИздательство стандартов1978 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТАНДАРТАМ И ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

РДМУ 102-77

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва— 1978

РАЗРАБОТАНЫ Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС)

Директор А. В. Гличев

Зам. директора Н. И. Цнбизов

Зав. отделом И. А. Халап

Руководитель темы Л. Г. Лейбчик

Научные консультанты: В. М. Огрызков, Я. Е. Парций

Исполнители: И. А. Халап, Л. И. Браславский, Н. М. Черникова, Д. Б. Якуб, Л. И« Вепринская

ВНЕСЕНЫ Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС)

Директор А. В. Гличев

Юридическим отделом с арбитражем Госстандарта СССР

Начальник Юридического отдела с арбитражем Я. Е. Парций

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Техническим управлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР

Начальник Технического управления б. Н. Лямин Зам. начальника Технического управления А. Д Романов

УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Г осу дарственного комитета стандартов Совета Министров СССР от ЗВ сентября 1977 f. HS 2338 с * января 197# г.

номера и даты документа; наименования и адреса изготовителя; наименования и адреса получателя; наименования продукции; номера партии; массы партии;

количества единиц упаковки; года урожая;

-способа уборки (машинный или ручной); результатов испытаний; даты проведения испытания;

даты последней обработки хмеля ядохимикатами и их наименования;

обозначения настоящего стандарта (из проекта стандарта «Хмель прессованный. Технические условия»).

2.3.4.    Стандарты не должны регламентировать взаимоотношения по поставкам между предприятиями-изготовителями (поставщиками) и предприятиями-покупателями (потребителями, заказчиками и т. д.), которые регулируются нормами гражданского и административного законодательства.

Например:

В проект стандарта «Угли Кузнецкого бассейна для изготовления активных углей. Технические условия» неправильно включена норма: «Замена поставки угля одной шахты, разреза или пласта углем другой шахты, разреза или пласта производится только с согласия потребителя».

Порядок исполнения договора поставки регулируется не стандартом, а Положениями о поставке продукции производственнотехнического назначения и товаров народного потребления, Основными и Особыми условиями поставки.

2.4.    Стандарты должны соответствовать требованиям Государственной системы стандартизации.

Нормы, не соответствующие (противоречащие) требованиям Государственной системы стандартизации, должны быть приведены в соответствие с ней.

2.4.1. Содержание стандарта должно соответствовать его виду, указанному в наименовании.

Виды стандартов и их содержание определены ГОСТ 1.0-68. Например:

Неправильно был установлен вид проекта стандарта «Ткани хлопчатобумажные. Обработка синтетическими смолами. Основные показатели и нормы», который содержал все разделы, предусмотренные для стандарта вида «Технические условия»:    технические

требования, правила приемки, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.

Правильное наименование проекта указанного стандарта в соответствии с требованиями Государственной системы стандарти-

9

зации: «Ткани хлопчатобумажные, обработанные синтетическими смолами. Технические условия».

2.4.2.    Стандарт определенного вида или соответствующий раздел стандарта должен содержать все нормы, правила, требования, установление которых для данного вида стандарта или раздела является обязательным.

Например:

В стандарте вида или разделе «Методы испытаний» должны быть установлены:

методы отбора проб (образцов);

аппаратура, материалы и реактивы;

подготовка к контролю (испытанию, анализу, измерению);

проведение контроля (испытания, анализа, измерения);

обработка результатов.

Отсутствие в стандарте указанного вида, например, требований к методу отбора проб (образцов): место и способ отбора проб (образцов), их вид, форма, размеры или масса и т. д., делает невозможным применение стандарта при проведении испытаний и определении параметров, показателей, норм, характеристик и других установленных требований.

Например:

В разделе «Гарантии изготовителя» должны быть полностью сформулированы гарантийные обязательства изготовителя продукции (товаров): вид, продолжительность, начальный момент исчисления гарантийного срока.

Неправильно излагать раздел «Гарантии изготовителя» следующим образом:

«1. Изготовитель должен гарантировать соответствие муфт для силовых кабелей о пропитанной бумажной изоляцией требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий эксплуатации и хранения, установленных стандартом.

2. Срок гарантии — 5 лет со дня получения, в течение которых поставщик несет ответственность в установленном порядке».

В соответствии с ГОСТ 22352-77 «Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения» раздел «Гарантии изготовителя» должен быть изложен следующим образом:

«1. Изготовитель гарантирует соответствие муфт для силовых кабелей с пропитанной бумажной изоляцией требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, хранения,, транспортирования и монтажа.

2. Гарантийный срок эксплуатации муфт для силовых кабелей с пропитанной бумажной изоляцией — 5 лет с момента ввода в эксплуатацию».

2.4.3.    Стандарт определенного вида или соответствующий раздел стандарта должен содержать только такие нормы, правила, требования, которые свойственны данному виду или разделу стандарта.

10

Например:

За областью распространения раздела «Технические требования» проекта стандарта «Светильник переносной взрывонепрони-цаемый типа СПВ-9. Технические условия» является норма: «Проверка материалов и комплектующих изделий на соответствие действующим на них стандартам и техническим условиям должна производиться по сертификатам и другим документам заводов-лостав-щиков, а также по нанесенной на них маркировке».

Устанавливая в проекте стандарта требования к материалам к комплектующим изделиям, которые должны быть использованы: при изготовлении переносных светильников, неправильно регламентировать порядок их приемки, так как он установлен в стандартах или технических условиях на эти материалы или комплектующие изделия.

Например:

За областью распространения стандарта вида «Методы испытаний» является установление во вводной его части правила, что «применение метода предусматривается в стандартах и технических условиях, устанавливающих требования на продукцию».

В соответствии с требованиями ГОСТ 1.5-68 во вводной части в дополнение к наименованию стандарта указывают область его* распространения, уточняют объект стандартизации или ограничивают сферу действия стандарта.

2.4.4.    Стандарт не должен дублировать нормы, правила, требования, содержащиеся в других действующих стандартах.

Если стандарт, кроме ограничительных стандартов, должен устанавливать правила, требования, которые содержатся ,в других стандартах, ссылки на эти стандарты следует делать в соответствии* с требованиями ГОСТ 1.5-68.

Если технические условия должны устанавливать нормы, правила, требования, которые содержатся в стандартах или в других технических условиях, ссылки на эти стандарты или технические-условия следует делать в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105—68.

Например:

При установлении требований к сырью и материалам, которые-должны применяться при изготовлении продукции (товаров), следует писать: «Для изготовления соков должны применяться следующие сырье и материалы: апельсины по ГОСТ 4427-70, лимоны по ГОСТ 4429-70, мандарины по ГОСТ 4428-70, сахар-песок по ГОСТ 21-57».

2.4.5.    Стандарты должны содержать ссылки только на стандарты той же или более -высокой категории.

Стандарты не должны содержать ссылки на различные правила, инструкции и другие документы, за исключением тех документов, ссылка на которые предусмотрена ГОСТ 1.5-68.

В соответствии с ГОСТ 1.5-68 в стандартах могут быть ссылки-на правила и нормы, утвержденные Госстроем СССР, Мкнистерст-

II

вом здравоохранения СССР, Госгортехнадзором СССР, Госэнергонадзором, Регистром СССР, Речным Регистром РСФСР, Главным Управлением пожарной охраны МВД, Министерством путей сообщения с указанием смыслового содержания документа и наименования утвердившей организации.

Например:

В проекте стандарта «Ткани фильтровальные капроновые. Технические условия» неправильно была сделана ссылка на технические условия: «Для изготовления ткани применяется непромытая капроновая комплексная нить линейной плотностью (толщиной) 15,6 текс (№ 64,1) по МРТУ 6—06—31—67».

В соответствии с требованиями ГОСТ 1.5—68 следует писать: «Для изготовления ткани применяется непромытая капроновая нить линейной плотностью 15,6 текс (№ 64,1) по нормативно-технической документации».

2.4.6.    Нормы стандарта должны быть изложены конкретно, однозначно и не допускать различных толкований.

Например, неправильно устанавливать, что «поливинилхлоридная липкая лента должна храниться в условиях, обеспечивающих сохранность ее качества».

Правильно: «Поливинилхлоридная липкая лента должна храниться в помещении при температуре от 5 до 30°С и относительной влажностью воздуха не более 30% на расстоянии не менее 1 м от нагревательных приборов.

Рулоны поливинилхлоридной липкой ленты устанавливают вертикально, но не выше чем в три ряда, с прокладками из досок или фанеры между рядами».

2.4.7.    Стандарты, содержащие требования, связанные с обеспе

чением безопасности условий труда и охраны здоровья рабочих и служащих, утверждаются по согласованию с Министерством здравоохранения СССР, соответствующими центральными комитетами профсоюза и в необходимых случаях с органами государственного надзора:    Главным    санитарно-эпидемиологическим управлением

Министерства здравоохранения СССР, Госгортехнадзором СССР, Регистром СССР и Речным Регистром РСФСР, органами, осуществляющими надзор за безопасным .ведением работ, Государственной Инспекцией энергосвязи Министерства связи СССР или соответствующими организациями союзных республик, согласно перечню, указанному в техническом задании.

2.4.8.    Нормы, правила, требования стандарта не должны содержать противоречий и должны быть взаимоувязанными между собой.

Например:

Проект стандарта «Полосы и ленты из алюминия. Технические условия» в разделе «Правила приемки» устанавливал: «партия должна состоять: из полос и лент одного размера по толщине, одного состояния обработки. Масса партии не более 2000 кг», а в раз-

12

деле «Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение»— «масса упаковочного места не должна превышать 3000 кг».

2.4.9. Терминология стандарта должна соответствовать терминологии, употребляемой в законодательстве и установленной в терминологических стандартах.

Например:

Неправильно в стандартах устанавливать: «Продукция транспортируется всеми видами крытого транспорта», т. к. законодательство, регламентирующее правила перевозки грузов, под видами транспорта понимает железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный транспорт.

Устанавливая требования к транспортированию продукции в стандартах правильно писать: «Продукция транспортируется всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах».

Под крытыми транспортными средствами в законодательстве понимаются: крытые железнодорожные вагоны или полувагоны и т. д.

Например:

Неправильно в стандартах применять термин «допускаемые дефекты» вместо «допускаемые отклонения», так как в соответствии с ГОСТ 17102-71 термин «дефект» обозначает «каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией», а термин «допускаемое отклонение»—«отклонение действительного значения показателя качества продукции или ее параметра от номинального значения, находящегося в пределах, установленных нормативно-технической документацией».

Следовательно, термин «дефект» может употребляться только при обозначении продукции, которая по своему качеству не соответствует требованиям стандарта и должна быть забракована.

При применении термина «допускаемые отклонения» обязательно следует устанавливать пределы таких отклонений.

2.5. Стандарт не должен устанавливать ответственность предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц и отдельных работников за нарушение его требований.

Ответственность за нарушение требований стандарта в зависимости от характера нарушения и лиц, виновных в нарушении стандарта, устанавливается гражданским, трудовым, административным и уголовным законодательством.

3. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ НА ПРАВОВУЮ ЭКСПЕРТИЗУ

3.1.    Правовую экспертизу проектов государственных стандартов осуществляет юрист-эксперт правовых подразделений научно-исследовательских институтов Госстандарта СССР.

3.2.    На правовую экспертизу должен представляться один (первый или второй) экземпляр окончательной редакции проекта го-

13

сударственного стандарта, прошедший научно-техническую (в том числе метрологическую и терминологическую) экспертизу, нормо-контроль и издательское редактирование.

3.3.    Проект стандарта должен быть подписан заведующим (заместителем) и ответственным исполнителем отраслевого подразделения НИИ Госстандарта СССР, на который возложено проведение научно-технической экспертизы проекта стандарта.

3.4.    По требованию юриста-эксперта дополнительно к проекту стандарта должна представляться документация, нео(бходимая для проведения правовой экспертизы (государственные стандарты, на ■которые имеются ссылки в проекте стандарта, другая нормативнотехническая документация).

3.5.    Для принятия решения по представленному на правовую экспертизу проектов стандарта юрист-эксперт может привлекать специалистов, принимавших участие в разработке проекта стандарта или в проведении его научно-технической экспертизы.

3.6.    Проекты государственных стандартов, поступившие на правовую экспертизу, подлежат регистрации в «Журнале учета и регистрации проектов государственных стандартов».

Журнал содержит следующие сведения: порядковый номер;

дату поступления стандарта на экспертизу^ наименование подразделения, представившего проект на экспертизу;

наименование проекта стандарта; количество листов; фамилию юриста-эксперта;

содержание замечаний или отметку об их отсутствии;

дату окончания экспертизы;

дату визирования проекта стандарта.

3.7.    Правовую экспертизу проектов государственных стандартов проводят в течение 3 дней с момента поступления проекта стандарта на правовую экспертизу.

3.8.    Проекты государственных стандартов, прошедшие правовую экспертизу, но не представленные на утверждение в Госстандарт СССР в течение 3 месяцев с момента проведения правовой экспертизы, должны представляться в том же порядке на повторную правовую экспертизу.

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

4.1. Представленный на правовую экспертизу проект государственного стандарта юрист-эксперт изучает для определения его соответствия правовым требованиям, вытекающим из действующего законодательства и установленным в разд. 2 настоящих методических указаний.

14

4.2.    Правовую экспертизу проектов государственных стандартов юрист-эксперт осуществляет в следующем* порядке:

экспертиза проекта стандарта;

согласование замечаний по результатам правовой экспертизы;

проверка правильности учета замечаний, сделанных в ходе экспертизы;

визирование первого и второго экземпляров проекта стандарта;

составление заключения по результатам правовой экспертизы в тех случаях, когда стандарт не соответствует требованиям действующего законодательства.

4.3.    При проведении правовой экспертизы проекта государственного стандарта юрист-эксперт дает замечания на полях соответствующей страницы.

4.4.    Если замечания по результатам правовой экспертизы учтены и проект государственного стандарта соответствует действующему законодательству, юрист-эксперт визирует первый и второй экземпляры.

4.5.    Если замечания юриста-эксперта не учтены или учтены частично, по результатам правовой экспертизы составляется заключение, которое должно содержать:

номер и дату выдачи заключения;

фамилию и должность юриста-эксперта;

наименование проекта государственного стандарта;

замечания правовой экспертизы;

выводы и предложения по результатам правовой экспертизы.

Заключение по результатам правовой экспертизы должно быть кратким, ясным и не допускать различных толкований.

Заключение подписывает заведующий отделом (сектором), на который возложена работа по правовой экспертизе, и юрист-эксперт.

4.6.    Заключение по результатам правовой экспертизы должно быть доложено вместе с материалами по проекту государственного стандарта на заседаниях научно-технической комиссии или Комитета при утверждении проекта государственного стандарта.

4.7.    Все изменения, вносимые в проект государственного стандарта после проведения правовой экспертизы или визы юриста-эксперта, должны быть согласованы с юристом-экспертом.

4.8.    Проекты государственных стандартов, не прошедшие правовую экспертизу, не могут быть представлены на утверждение в Госстандарт СССР.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

правовые требования к стандартам и техническим условиям. Порядок проведения правовой экспертизы проектов государственных

стандартов

РД МУ 102-77

Редактор Н. Е. Шестакова Технический редактор В. 10. Смирнова Корректор М. А. Онопченко

Сдано в набор 14.10.77 Подп. в печ. 30.01.78 Формат издания 60x90l/te Бум. тип. JMa 2 Гарнитура литературная Печать высокая 1,0 уел. печ. л. 1,0 уч.-изд. л. Тир. 50000 Цена 5 коп.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов. Москва, Д-557, Новопресненский пер., 3 Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256 Зак. 2612

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТАНДАРТАМ И ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

РДМУ 102-77

МОСКВА —1978

УДК 00.6.05.658.562(083.96)

Методические указания. Правовые требования к стандартам и техническим условиям. Порядок проведения правовой экспертизы проектов государственных стандартов, РДМУ 102—77. Утв. 28 сентября 1977 г. Срок введения 1 января 1978 г. М., Изд-во стандартов, 1978 г. (Госстандарт СССР).

Методические указания РДМУ 102—77 разработаны Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС).

Методические указания РДМУ 102—77 представляют собой руководящий документ, устанавливающий общие правовые требования, вытекающие из действующего законодательства, к проектам стандартов и технических условий и порядок проведения правовой экспертизы проектов государственных стандартов в правовых подразделениях НИИ Госстандарта СССР.

УТВЕРЖДЕНЫ

Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР 28 сентября 1977 г.

Срок введения в действие 1 января 1978 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТАНДАРТАМ И ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

РДМУ 102-77

Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг. предусматривают «поднять роль стандартов в ускорении научно-технического прогресса и улучшении качества готовой продукции, сырья, материалов и комплектующих изделий. Совершенствовать стандарты и технические условия».

В свете этих решений Госстандарт СССР, министерства, ведомства, предприятия и организации обязаны коренным образом улучшать разработку стандартов и технических условий, систематически повышать их научно-технический уровень, резко поднять роль стандартов и технических условий в улучшении качества выпускаемой продукции.

Одним из средств повышения уровня утверждаемых стандартов и технических условий является комплекс экспертиз, проводимых в соответствии с требованиями государственной системы стандартизации на стадиях разработки и подготовки стандартов и технических условий к утверждению.

Правовая экспертиза государственных, отраслевых, республиканских стандартов, стандартов предприятий (объединений) и технических условий имеет целью обеспечить соответствие стандартов и технических условий требованиям действующего законодательства.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие методические указания устанавливают: общие правовые требования, вытекающие из действующего законодательства, к проектам государственных, отраслевых и республиканских стандартов, стандартов предприятий (объединений)

3

и технических условий1, включая стандарты на продукцию специального назначения и предназначенную для экспорта;

порядок представления проектов государственных стандартов на правовую экспертизу в правовые подразделения научно-исследовательских институтов Госстандарта СССР;

порядок проведения правовой экспертизы проектов государственных стандартов в научно-исследовательских институтах Госстандарта СССР.

Правовая экспертиза стандартов СЭВ проводится в порядке1 установленном 'Госстандартом СССР.

1.2.    Настоящие методические указания обязательны на стадиях разработки и подготовки проектов стандартов и технических условий к утверждению для:

головных и базовых организаций по стандартизации и других организаций, на которые возложена разработка стандартов и технических условий, а также их правовая экспертиза;

научно-исследовательских институтов Госстандарта СССР, на которые возложена разработка государственных и отраслевых стандартов и их научно-техническая и правовая экспертиза.

1.3.    При разработке проектов стандартов и технических условий и проведении правовой экспертизы следует руководствоваться Законодательством Союза ССР, союзных республик, нормативными актами Госстандарта СССР, министерств (ведомств) и других органов государственного управления, регламентирующих организацию и деятельность в области стандартизации.

1.4.    При проведении правовой экспертизы проектов стандартов и технических условий должно проверяться соответствие содержания стандартов и технических условий требованиям действующего законодательства, а не технико-экономическое обоснование включенных норм, правил, требований.

1.5.    Правовая экспертиза проектов стандартов и технических условий проводится на стадии согласования и подготовки их к утверждению.

Правовая экспертиза проектов организационно-методических стандартов должна быть проведена на стадии первых редакций до1 их рассылки на отзыв и повторно на стадии согласования и подготовки к утверждению.

1.6.    Правовой экспертизе подлежат проекты всех категорий стандартов, предусмотренных государственной системой стандартизации, и технических условий.

1.7.    Стандарты и технические условия, являясь нормативными актами, входят в систему советского законодательства и должны отвечать требованиям действующего законодательства.

Нормы, правила, требования, включенные в стандарты и технические условия, становятся правовыми нормами.

1.8.    Министерства, ведомства, объединения и предприятия при1

менительно к настоящим методическим указаниям разрабатывают и утверждают соответствующие методические указания с учетом категорий и видов разрабатываемых и утверждаемых стандартов и технических условий и особенностей организации работ по стандартизации.

2. ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ СТАНДАРТОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИИ

2.1.    Проекты государственных, отраслевых, республиканских стандартов, стандартов предприятий (объединений) и технических условий должны представляться на утверждение «соответствующим государственным органам в порядке, установленном государственной системой стандартизации.

2.2.    Стандарты и технические условия должны соответствовать требованиям действующего законодательства.

Нормы стандартов или технические условия2, не соответствующие (противоречащие) действующему законодательству, должны быть приведены в соответствие с его требованиями.

Например:

В проекте государственного стандарта «Заготовки из древесины лиственных пород» было записано неправильно, что «Заготовки изготовляются из древесины твердых и мягких лиственных пород по спецификациям потребителей, обоснованным чертежами, техническими условиями и стандартами на готовые детали и изделия».

Эта норма стандарта противоречит п. 22 Положения о поставках продукции производственно-технического назначения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 9 апреля 1969 г. № 2693 и п. 11 Особых условий поставки лесопродукции, утвержденных постановлением Госснаба СССР и Госарбитража при Совете Министров СССР 14 сентября 1971 г. № 27/424, которыми регламентирован порядок согласования спецификаций при заключении сторонами договора поставки.

Указанными нормативными актами установлено, что при заключении договора поставки необходимым условием является соглашение сторон — изготовителя и потребителя продукции. Поэтому установление в стандарте такой нормы ставит в неравное положение изготовителя и потребителя продукции и исключает возможность обращения изготовителя в арбитраж для рассмотрения преддоговорного спора. Разногласия по условиям договора, в том числе и по спецификации, возникающие при заключении договора, разрешает арбитраж в установленном порядке.

2.2.1. Стандарты могут содержать нормы, отличные от установленных нормативными актами, если это допускается соответствующими нормативными актами.

Например:

«Инструкция о порядке приемки продукции производственнотехнического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденная постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-75, устанавливает сплошную приемку продукции (товаров) по качеству.

Инструкция (п. 1) устанавливает, что она «...применяется во5 всех случаях, когда ГОСТами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки или другими обязательными для сторон правилами не установлен иной порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления».

Наличие в Инструкции такой нормы позволяет в стандартах устанавливать выборочную (частичную) проверку качества продукции (товаров) с распространением результатов проверки качества какой-либо части продукции (товаров) на всю партию.

2.2.2. Стандарты не должны дублировать нормы действующего законодательства; такие нормы должны быть исключены из проекта стандарта.

Например:

В стандарте (разделе) «Технические требования» не следует устанавливать: «Качество материалов (сырья, полуфабрикатов5 комплектующих изделий), предназначенных для изготовления про-дукции, должно соответствовать стандартам «ли техническим условиям». Такая норма, по существу, дублирует общее правило5 ст. 47 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которой установлено: «Качество поставляемой продукции должно соответствовать государственным стандартам, техническим условиям или образцам».

Материалы (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия) также являются готовой продукцией и требования к их ачеству должны быть установлены в соответствующих стандарта технических условиях.

Например:

В разделе «Гарантии изготовителя» не должно быть установлено:

«Продукция должна быть принята техническим контролем предприятия-изготовителя».

Эта норма стандарта дублирует Типовые положения об отделах технического контроля, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 18 июля 1962 г. № 7186, которые предусматривают, что вся изготовляемая предприятиями продукция может быть поставлена потребителю только после приемки ее ОТК.

2.3. Стандарты не должны включать нормы, которые должны содержаться в иных нормативных актах, регламентирующих, на-

пример, порядок планирования, порядок ценообразования, взаимоотношения сторон по договору поставки и т. п.

2.3.1.    Стандарты, устанавливая требования к ассортименту продукции, не должны устанавливать порядок планирования выпуска продукции в определенном ассортименте.

Планирование выпуска продукции является составной частью государственного планирования и возложено на плановые органы, министерства, ведомства, хозяйственные организации и предприятия.

Порядок планирования выпуска продукции установлен, в частности, следующими нормативными актами.

постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 7317, утвердившим «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии»;

постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 7298 «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»;

постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. № 6409 «Об утверждении общего положения о министерствах»;

постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1968 г. № 71910 «Об утверждении Положения о ГосударственнОхМ плановом комитете Совета Министров СССР (Госплане СССР)» и др.

2.3.2.    Стандарты не должны регламентировать порядок установления цен на продукцию.

Утверждение цен на продукцию (товары) входит в компетенцию соответствующих органов государственного управления, таких, как Государственный комитет цен Совета Министров СССР, союзных и автономных республик; краевые, областные исполкомы и городские исполкомы (городов республиканского подчинения).

Порядок введения новых оптовых цен на продукцию (в том числе одновременно с введением новых стандартов, предусматривающих повышение требований к качеству, надежности и долговечности продукции, надбавок или доплат к оптовым ценам, а также скидок с оптовых цен, когда это необходимо и целесообразно) установлен следующими нормативными актами:

постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 72911 «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»;

постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1971 г. № 379****** «Об утверждении Положения о /Государственном комитете цен Совета Министров СССР»;

«Указанием о порядке согласованной разработки, утверждения и введения в действие новых государственных стандартов и цен» Государственного Комитета цен Совета Министров СССР и Госстандарта СССР №№ 10—15/667 и 9/3—6/70 от 21 апреля 1970 г.12 и др.

В соответствии с «Указанием о порядке согласованной разработки, утверждения и введения в действие новых государственных стандартов и цен» одновременно с окончательной редакцией проекта стандарта в Госстандарт СССР представляется проект новой цены на продукцию, согласованный с соответствующим органом ценообразования.

Например:

В проекте стандарта «Семена хлопчатника технические» неправильно было установлено: «При отклонении засоренности семян от базисных норм, но в пределах ограничительных, указанных в табл. 1, производят скидку или надбавку к цене в размере 0,3% за каждый процент отклонения от базисных норм».

В стандарте должны быть установлены показатели качества семян, базисные нормы, по которым идет расчет за семена, а также ограничительные нормы по этим показателям, за пределами которых семена хлопчатника не могут быть поставлены.

Скидка или надбавка к цене в размере 0,3% установлена Прейскурантом цен на технические семена хлопчатника.

2.3.3. Стандарты не должны устанавливать, каким документом изготовитель удостоверяет качество и комплектность продукции, а также порядок направления этих документов потребителю.

В соответствии с Положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, Основными и Особыми условиями поставки продукции вид и форма документа о качестве, порядок и сроки направления этих документов потребителю устанавливаются Особыми условиями поставки или в договоре.

Например:

В стандарте вида «Технические условия» («Общие технические условия») не следует устанавливать такую норму: «Каждая партия продукции сопровождается сертификатом о качестве, который направляется потребителю не позднее чем через пять дней после проведения испытаний».

При необходимости в разделе «Правила приемки» может быть установлен перечень реквизитов, обязательных для включения в документ о качестве, таких, как: номер и дата документа, дата проведения испытаний, результаты проведенных испытаний и т. д.

Например:

«Каждая партия прессованного хмеля должна сопровождаться документом о качестве установленной формы с указанием:

1

Далее по тексту раздела — «стандарты и технические условия».

4

2

Далее по тексту -раздела, как правило, — стандарты.

3

СП СССР, 1969, № П, ст. 64.

4

Сборник Инструктивных указаний Госарбитража при СМ СССР, вып. 31, Изд. Юридической литературы, М., 1972, стр. 31.

5

5

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1975, № 2> стр. 23.

6

СП СССР, 1962, № 14, ст. 114.

6

7

СП СССР, 1965, КЬ 19—20, ст. 155.

8

СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 153.

9

СП СССР, 1967, Ко 17, ст. 116.

10

СП СССР, 1968, Кя 17, ст. 113.

11

СП СССР, 1965, Ко 19—20, ст. 153.

****** СП СССР, 1971, Ко 1, ст. 87.

7

12

Указание о порядке согласованной разработки, утверждения и введения в действие новых государственных стандартов и цен. М., Изд-во стандартов, 1970.