Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

109 страниц

580.00 ₽

Купить РД 34.45.605 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Указания предназначаются для использования в качестве руководящего материала ремонтными предприятиями, а также ремонтным персоналом электростанций.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Глава 1. Основные технические данные и описание конструкции турбогенераторов

Глава 2. Организация ремонта

Глава 3. Технология ремонта

Глава 4. Некоторые специальные указания по технике безопасности и противопожарным мероприятиям

Приложение 1 Перечень номеров заводских чертежей, необходимых при перемотке обмоток роторов турбогенераторов ТВВ-320-2, ТВВ-200-2 и ТВВ-165-2

Приложение 2 Перечень запасных частей для турбогенераторов ТВВ-320-2, ТВВ-200-2 и ТВВ-165-2

Приложение 3 Перечень инструмента, необходимого для проведения работ по полной перемотке обмоток роторов турбогенераторов ТВВ-320-2, ТВВ-200-2 и ТВВ-165-2

Приложение 4 Перечень оснастки, специального инструмента и средств малой механизации

Приложение 5 Спецификация на материалы, необходимые для полной перемотки обмотки ротора

Приложение 6 Рекомендуемая программа измерений и испытаний при полной и частичной перемотке обмотки ротора (со стеклотекстолитовыми гильзами)

Приложение 7 Сетевая модель полной перемотки обмотки ротора турбогенератора

Приложение 8 Карта трудозатрат

Приложение 9 Паспорта

Приложение 10 Характеристики стеклоткани, пропитанной эпоксидным лаком

Приложение 11 Рекомендации по изготовлению лаков ЭР1-30 и ЭР2-30 и основные данные лаков

Приложение 12 Рекомендации по проверке продуваемости вентиляционных каналов роторов турбогенераторов серии ТВВ

Приложение 13 Состав и способ применения паст "Невидимые перчатки"

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЛенэнергоремонт,
РазработанКаунасэнергоремонт
ИзданСЦНТИ ОРГРЭС1972 г.
УтвержденМинэнерго СССР

Interim Guidelines for Rewinding of Rotor Windings of Turbine Generators TVV-165-2, TVV-200-2, and TVV-320-2

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГЛАВТЕХУПРАВЛЕНИЕ

ГЛАВЭНЕРГОРЕМОНТ


[сцнти!


ВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕМОТКИ ОБМОТОК РОТОРОВ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ ТВВ-165-2,ТВВ-200-2 И ТВВ-320-2

ЭНЕРГО

НОТ

Горгрэс

МОСКВА 1972

ГЛАВТЕХУПРАВЛЕНИЕ

ГЛАВЭНЕРГОРЕМОНТ


ВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕМОТКИ ОБМОТОК РОТОРОВ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ ТВВ-165-2,ТВВ-200-2 И ТВВ-320-2

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

- 10 -

1.    Объем работ по полной перемотке

обмотки ротора

-    Подготовка технологической оснастки.

-    Проведение испытаний и измерений, осмотр ротора после вывода его из статора.

-Разборка ротора: снятие муфты и вентиляторов, бандажных и центрирующих колец,контактора с контактными кольцами; испытание изоляции старой обмотки повышенным напряжением, расклинивание пазов, выемка катушек и разборка токоподводов.

-Подготовка старой обмотки к изолировке.

-Наложение нитковой изоляции.

-Подготовка ротора к укладке обмотки.

-Ремонт узлов токоподводов с лереиэоли-ровкой деталей (в случае необходимости).

-Ремонт контактора с пересадкой контактных колец (в случае необходимости).

-Укладка и опрессовка обмотки.

-Ревизия бандажного уела и вентиляторов.

-Сборка ротора, сдаточные измерения и испытания (см.приложение I).

-Балансировка ротора.

2.    График

подготовительных работ

Для лучшей координации подготовительных работ рекомендуется составлять сетевой график, в который включаются все операции по подготовке с указанием продолжительности работ и их исполнителей.

Боли время, выделенное на подготовку к ремонту, ограничено, то рекомендуется до окончания разработки всего проекта организации работ размещать заказы на материалы и запасные части, чтобы обеспечить их поступление к началу ремонта.

Сетевая модель подготовительных работ приведена на рис.15.

3.    График ремонта

График ремонта рекомендуется составлять, исходя ив условий организации двухсменной работы. Исключение составляют работы по нагреву ж опрессовке ротора, которые по технологическим условиям необходимо проводить в три смены.

Примерная сетевая модель ремонта ротора Турбогенератора TBB-I65-2 приведена в приложении 7. В отдельных случаях сетевая модель ремонта может отличаться от прилагаемой в зависимости от фактического объема работ.

На оетевой модели кружком обозначается событие (рис.16). Сплошная стрелка между собы

тиями обозначает действительную работу, требующую времени и материальных ресурсов (рабочая сила, оборудование, материалы и т.д.), или операцию, которая требует времени, но не требует материальных ресурсов, или ожидание -запланированное прекращение работ в какой-нибудь технологической цепи по технологической или организационной причине.Стрелка,изображенная пунктирной линией(см.рис.15),обозначает фиктивную работу,т.е. логическую связь между двумя событиями,не требующую затрат времени и ресурсов, но указывающую на то, что возможность начала одной работы зависит от окончания другой. Под стрелкой записывается название работы, над стрелкой в верхнем ряду - продолжительность работы в днях для каждой смены и в нижнем ряду - число рабочих в сиене.

Кружки разделены на четыре сектора. В верхнем секторе записывается номер события, в нижнем - номер предыдущего события. Если данное событие зависит от окончания двух или более работ, то в нижнем секторе записывается предыдущее событие с наименьшим резервом времени. В левом секторе записывается ранний срок наступления события, в правом секторе -поздний срок наступления события. Путь, имеющий наибольшую продолжительность, называется критическим. На критическом пути ранний и поздний сроки наступления событий одинаковы.

На сетевой модели (см.приложение 7) указаны только номера событий и желательное число рабочих. Продолжительность операций будет зависеть от типа турбогенератора, уровня подготовки организации ремонта, опыта ремонтного предприятия и электростанции в проведении аналогичных работ.

Сетевой график ремонта ротора должен быть согласован с общим сетевым графиком ремонта блока. Начало работ на роторе определяется окончанием вывода ротора. В большинстве случаев критический путь ремонта блока совпадает с критическим путем перемотки ротора. Поэтому предпусковые работы по блоку должны привязываться к сетевому графику ремонта ротора. Для сокращения общего срока ремонта блока в сетевом графике следует предусмотреть после останова агрегата отсоединение контактных колец от токоподводов, испытание их изоляции повышенным напряжением и ее визуальный осмотр. Если не требуется смена контактных колец, то необходимо выполнить проточку и шлифовку упорных гребней и контактных колец


- II -

в начале разборки генераюра, используя время остывания турбины.

4.    Расстановка ремонтного пероонала

Численность ремонтного персонала, необходимого для перемотки ротора, в основном зависит от фактического объема работ. Примерная расстановка ремонтного персонала бригады для полной перемотки ротора к началу укладки обмотки, соответствущая объему работ, указанному в прилагаемой сетевой модели для односменной работы, дана на рис.17. При работе в две омены звенья № 1,2,3 и 4 дублируются во главе с мастером, который руководит работой всех звеньев во второй смене.

Такая расстановка персонала предусмотрена для периода ремонта, когда выполняется подготовка меди катушек, изолировка и укладка витков, т.е. на время максимальной потребности в рабочей силе. При этом звено № 4 формируется после окончания чистки, рихтовки и калибровки катушек из всех звеньев путем подбора рабочих необходимой квалификации. Численность бригады, занятой нагревом, опрессовкой и запечкой катушек ротора, указывается в графике по сменам, а не по узлам. В каждую смену должны включаться рабочие, умеющие выполнять газосварочные и такелажные работы и имеющие соответствующие удостоверения.

На весь период ремонта рекомендуется назначить одного рабочего ответственным sa снабжение бригад инструментами и материалами.

5.    Организация ремонтных площадок

Площадки дня ремонта ротора должны размещаться с учетом производственных площадей электростанции и специфических особенностей отдельных технологических операций. План размещения всех площадок утверждается главным инженером электростанции.

На ремонтных площадках размещаются следующие технологические приспособления и вддо-могательное оборудование.

На площадке раэборки и оборки ротора -посты сжатого оухого воздуха и автогенной сварки; источник постоянного тока напряжением 450 в (для нагрева и запечки изоляции обмотки) для роторов турбогенераторов ТВВ-320-2 и ТВВ-200-2 -«700 a; TBB-I65-2 -«500 восточник однофазного переменного тока напряжением 150в, 1500а (для нагрева бандажных колец); установка для испытания изоляции повывенным

напряжением промышленной частоты 10000в, мощностью 10 ква; источник трехфоаного переменного тока 20-25 а напряжением 220в; верстах с двумя параллельными тисками и наждачным точилом; металлические или деревянные закрываемые ящики размером 500x300x250 мм - 6 от.

(для крепежных и мелких деталей ротора); пылеоос.

На площадке подготовки меди - посты сжатого сухого воздуха и автогенной сварки, верстак с двумя параллельными тисками, передвижной пост электросварки.

Ремонтные площадки доливы быть оборудованы общим, местным и переносным освещением в соответствии с действующими правивши техника безопасности и санитарными вормамм.

Вблизи ремонтных площадок необходимо оборудовать кладовые для материалов и инструмента, а на ремонтных площадках - стеллажи для деталей ротора.

В случае когда частичная или полная перемотка ротора вызвана аварийным выводом турбогенератора в ремонт или выявляется в ходе типового капитального ремонта, подготовительные и ремонтные работы производятся параллельно. Объем работ, как правило, полностью устанавливается в процессе разборки ротора. Продолжительность простоя блока во многом будет определяться организацией подготовительных работ и обеспечением материальными ресурсами. Поэтому рекомендуется составлять объединенную оетевую модель подготовительных и ремонтных работ, а также выделять в подчинение руководителю работ квалифицированного работника группы подготовки производства для координации и контроля выполнения подготовительных операций.

0. Приемка ротора в ремонт и проведение ремонта

В процессе приемки ротора в ремонт окончательно проверяются материальная подготовка к ремонту, наличие необходимых документов и чертежей и составляется акт приемки ротора в ремонт. В период приемки проводятся испытания ж намерения согласно программе (см.приложение б).

Непосредственно перед допуском бригадн к работе проводится инотруктаж членов бригады по технике безопасности.

Для ремонта каждого узла выписываются м


- 12 -

выдаются отдельные планы-задания о указанием срока окончания работ.

Руководитель работ ехедневно должен проверять ход ремонта по сетевому графику.

В зависимости от хода выполнения работ в отдельных ввеньях состав их может изменяться ио усмотрению руководителя ремонта.

Для накопления данных о трудоемкости отдельных операций по перемотке обмотки ротора рекомендуется заполнять карту учета фактических трудозатрат, форма которой приведена в држлежеииж 8. В карте ежедневно отмечаются количестве и разряд рабочих, занятых на каждой операции.

Весь ход ремонта записывается в ремонтном журнале, в котором фиксируются распределение бригад по узлам и сменам, изменение оостава звеньев, текучие вопросы по обеспечению работ материалами, запасными частями, инструментами и оснасткой.

Ш. Приемка ротора после ремонта

Ротор из ремонта принимается комиссией в составе представителей электростанции и ремонтного предприятия. Комиссия проверяет выполнение всех работ,

перечисленных в ведомости объема ремонта,и дополнительных работ, выполненных в ходе ремонта, наличие сертификатов на примененные новые детали и материалы, протоколов пооперационных испытаний и измерений.

В результате работы комиссии оформляется акт приемки ротора ив ремонта, к которому прилагаются перечисленные выие документы, чертежи реконструированных и модернизированных узлов и деталей, акты, составленные в ходе ремонта.

Глава третья ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА I. Перечень операций


1

п.я.

Операции по сетевой модели

Операции

Состав звена исполнителей

Разряд

Количество

X

0-1

Оемохр ротора, уточнение объема работ,

6

I

маркировка деталей

4

2

I

I

г

1-2

Отсоединение токоподводов от контактных

колец, снятие контактора с вала ротора,

4

2

оняхие контактных колец оо втулки

2

2

3

1-3

Снятие ступиц вентиляторов и полунуфты

б

I

ротора

k

Т

I

т

2

I

4

2-Л

Наложение изоляции на втулку контактора

5

I

я запечка ее

3

I

2

I

5

3-5

Намотка индукционной обмотки, нагрев и

6

I

снятие бандажных и центрирующих колец, разработка приспособлений

5

3

2

1

2 2

б

4-6

Обработка изоляции втулки контактора

5

4

I

I

7

5-7

Удаление изоляционных клиньев и распорок

5

I

лобовых частей обмотки

2

I

8

5-45

Ревизия вентиляторов, бандажных и центрн-

5

I

рущих колец

2

I

9

6-9

Насадка контактных колец на втулку и про-

5

I

точка их

3

I

2

I

Ю

7-8

Удаление пазовых клиньев ротора

5

Т

I

9

2

2

II

8-10

Распайка верхних межкатушечных соединений

5

I

4

I



П.П.

Операции no сетевой модели

Операции

Состав авена исполнителей

Разряд

Количество

12

8-42

Ремонт пазовых клиньев, деталей расклиновки

6

I

лобовых частей и стержней токоподводов

4

2

2

I

13

9-11

Насадка контактора на вал

5

к

I

Р

3

I

2

I

14

10-12

Выемка катушек № I и 2

5

к

2

Т

3

X

2

15

11-50

Присоединение токоподводов к контактным кольца1

5

I

16

12-13

Проверка размеров катушек № I и 2 на макете

6

I

и приведение их к норме

5

к

I

Р

3

2

17

12-14

Выемка катушек № 3 и 4

5

к

2

Т

3

X

2

18

13-15

Распайка, отделение старой изоляции, чистка и

5

2

калибровка катушек № I и 2

3

р

2

р

4

2

19

14-16

Проверка размеров катушек № 3 и 4 на макете

6

I

и приведение их к норме

5

к

I

Р

3

2

20

14-18

Выемка катушек № 5 и 6

5

к

2

Т

3

X

2

21

15-17

Изолировка полувитков катушек № I и 2 и

5

I

запечка изоляции

3

2

2

I

22

16-19

Распайка, отделение старой изоляции, чистка и

5

2

калибровка катушек № 3 и 4

4

2

О

2

2

23

17-20

Обработка изоляции полувитков катушек № I и 2

k

•,г

I

Р

2

I

24

18-21

Проверка размеров катушек 1 5 и 6 на макете,

6

I

приведение их к норме

5

к

I

Р

3

2

25

18-23

Выемка катушек № 7 и 8

5

2

Т

3

X

2

26

19-22

Изолировка полувитков катушек № 3 и 4 и запеч-

5

I

ка изоляции

3

2

2

I

27

20-28

Пайка полувитков катушек 1 I н 2 на макете и

5

2

контрольная проверка катушки

3

2

28

21-29

Распайка, отделение старой изоляции катушек

5

2

№ 5 и 6, чистка и калибровка

4

2

3

2

2

2

29

22-30

Обработка изоляции полувитков катушек № 3 и 4

5

*

I

Р

2

I

Ife

п.п.

Операции по сетевой модели

Операции

Состав звена исполнителей

Разряд

Количество

30

23-24

Переизолировка токоподводов и запечка

6

I

изоляции

3

I

31

23-26

Подготовка бочки ротора к укладке катушек

5

3

I

I

32

23-31

Проверка размеров катушек * 7 и 8 и приве-

6

I

девие их к норме

5

и

I

р

3

2

33

24-25

Установка токоподводов

6

I

3

I

34

25-27

Установка опалубки со стороны возбудителя

5

3

I

I

35

26-27

Установка опалубки со стороны турбины

5

3

I

I

36

28-33

Укладка катушек № I и 2

6

ц

I

О

3

2

2

2

37

29-32

Изолировка полувитков катушек № 5 и 6 и их

5

I

запечка

3

2

2

I

38

30-33

Пайка полувитков катушек № 3 и 4 на маке-

5

2

те и контрольная проверка

3

2

39

31-34

Распайка, отделение старой изоляции, чистка

5

2

и калибровка катушек 1 7 и 8

4

X

2

р

2

2

40

32-35

Обработка изоляции полувитков катушек Ns 5 и 6

5

I

Р

2

I

41

33-37

Укладка катушек № 3 и 4

j

j

2

2

42

34-36

Изолировка полувитков катушек № 7 и 8 и

5

I

их запечка

з

г

С

I

43

35-37

Пайка полувитков катушек Ife 5 и 6 и конт-

5

2

рольная проверка катушек

3

2

44

36-38

Обработка изоляции полувитков катушек № 7

5

I

и 8

3

2

2

I

45

37-39

Укладка катушек Ife 5 и 6

6

5

1

2

3

2

2

2

46

38-39

Пайка полувитков катушек Ife 7 и 8 и конт-

5

2

рольная проверка катушек

3

2

47

39-40

Укладка катушек К» 7 и 8

6

5

1

2

3

2

2

2

48

40-41

Пайка и изолировка верхних межкатушечных со-

6

I

единений, установка временных клиньев и рас-

5

I

порок в лобовых частях обмотки

3

2

3

2

49

41-42

Установка прессовочных приспособлений и пер-

6

I

вая опрессовка обмотки, разборка приспособ-

5

I

лениЙ

3

3

2

2

50

42-43

Установка постоянных изоляционных клиньев и

6

I

распорок в лобовых частях обмотки

5

3

1

2

2

2

Операции

Состав звена исполнителе!

п.п.

по сетевой модели

Операции

Разряд

Количество

51

43-44

Вторая опрессовка и запечка изоляции.

5

I

разборка приспособлений

4

X

I

О

2

2

52

44-45

Заклинивание пазов постоянными клиньями

6

I

5

I

3

2

2

2

53

45-46

Проверка продуваемости вентиляционных

5

I

каналов пазовой части

3

I

2

I

54

45-47

Установка центрирующих колец и сегментов

6

I

подбандажной изоляции

5

I

3

3

2

I

55

47-48

Намотка индукционной обмотки, сборка приспособлений, нагрев и установка бандажных

6

I

5

I

колец, разборка приспособлений

3

2

3

I

56

48-49

Установка ступиц вентиляторов

5

X

I

о

2

I

57

48-50

Проверка продуваемости вентиляционных каналов в лобовой части

58

49-50

Установка полумуфты генератора

5

X

I

т

2

X

I

59

50-51

Сдаточные испытания

6

I

3

2

2

I

60

51-52

Балансировка на станке

6

I

3

I


П. Определение объема ремонта

Дефекты в роторе турбогенератора выявляются на основе эксплуатационных показателей, испытаний и измерений, проводимых при его выводе в ремонт и в процессе ремонта, а также тщательным осмотром всех его узлов.

Ниже приводится краткое описание способа отыскания основных дефектов в роторе и их устранения.

Правилами технической эксплуатации допускается сопротивление изоляции обмотки находящегося в эксплуатации ротора, измеренное мегомметром ЮООв, не нике 0,5 мом. Сопротивление изоляции обмотки ротора турбогенератора, находящегося под нагрузкой, измеряется специально установленным прибором или при помощи вольтметра постоянного тока. Измеряется напряжение между контактными кольцами и поочередно между каждым контактным кольцом и валом.

Сопротивление изоляции определяется по формуле.

^иэо/Г (l/y+U,    мом>

где U - напряжение между контактными кольцами, в;

Ц и U2- напряжение между первым и вторым контактными кольцами и валом, в;

Гд - внутреннее сопротивление вольтметра, ом.

Расстояние от первого контактного кольца до места повреждения можно приближенно определить по формуле:

где L - длина обмотки, м.


-16 -

После отключения турбогенератора от сети намеряется сопротивление изоляции обмотки ротора в горячем состоянии при 3000 об/мин, а при снижения оборотов (на выбеге) снимается зависимость изменения сопротивления изоляции от скорости вращения. Отсчеты делаются через каждые 500 об/мин. В тех случаях, когда замыкание обмотки на корпус носит неустойчивый характер и появляется на определенной окорости вращения, исчезая при снижении скорости, необходимо зафиксировать поврежденное место при вращающемся роторе, прожигая изоляцию переменным током напряжением 220в через лампу 200-1000вт до снижения переходного сопротивления до долей килоома при остановленном роторе.

Сопротивление изоляции чаще всего повы-иается при онижении скорости вращения, если повреждение находится в верхней части обмотки под клином или под бандажным кольцом. Если изменения величины сопротивления изоляции при различной скорости вращения ротора незначительны, но сама величина сопротивления нике нормы, производится чистка и продувка ротора (при этом необходимо обращать особое внимание на контактные кольца и токоподводы). При неудовлетворительных результатах чистки и продувки ротора отсоединяются гибкие мины токоподводов от токоведущих болтов для раздельного измерения сопротивления изоляции обмотки и контактных колец с токопод-водом. Дефекты изоляции контактных колец и токоподводов, расположенных в центральном отверстия, устраняются частичным ремонтом или полной заменой их изоляции (глава третья, п. б и 7). Если пониженное сопротивление изоляции наблюдается в самой обмотке и величина этого сопротивления находится в пределах десятков килоом, оледует еще раз тщательно продуть обмотку сжатым сухим воздухом, а при необходимости (увлажнение изоляции) произвести сумку изоляции, нагревая обмотку ротора постоянным током.

Если в результате продувки или сувки ротора сопротивление изоляции не повышается, то нужно бандажные кольца снять для осмотра и чистки лобовых частей обмотки, после чего испытать ее изоляцию.

Бандажные кольца следует снимать, только убедившись в невозможности повышения сопротивления изоляции обмотки путем сушки изоляции и повторных продувок. При необходимости после снятия бандажей обмотку распаивают на

два или большее число участков для измерения сопротивления изоляции каждого из них в отдельности.

Если сопротивление изоляции обмотки не превышает нескольких килоом и не увеличивается после чистки и продувки до снятия бандажей, то место повреждения следует определить методом измерения падения напряжения на валу ротора (рис.18). К концам вала подается напряжение постоянного тока, обеспечивающее ток порядка 1000-1500а. Один зажим гальванометра или милливольтметра с ценой деления не более 0,1 мв подсоединяется к контактному кольцу, а второй - к щупу, который перемещается вдоль ротора. Место повреждения находится в той поперечной плоскости ротора, где показание гальванометра снижается до нуля, а полярность показаний меняется при смещении в противоположную сторону от этой точки. В этом месте находится место замыкания на корпус.

После снятия бандажного кольца, если сопротивление изоляции не восстановилось, следует определить, в каком витке обмотки повреждена изоляция. Через обмотку ротора пропускается постоянный ток 10-20а. Милливольтметром измеряется напряжение между любой точкой вала и отдельными витками обмотки. Виток, величина напряжения на котором при измерении по отношению к валу минимальна, имеет дефектную изоляцию. Если величина сопротивления изоляции по мегомметру близка к нулю, то дефектное место зачастую можно обнаружить при прожигании его на корпус током от сети 220в через ограничивающее сопротивление (например, через осветительную лампу 200-ЮООвт).

Повреждение пазовой гильзы у выхода из паза или в ее верхней части иногда может быть отремонтировано без вымотки катушки местной подызолировкой. При повреждении изоляции в глубине паза производится частичная перемотка обмотки ротора с выемкой катушек и заменой их гильз.

Витковые зашкания обмотки на вращающемся роторе обнаруживаются по изменению вибрации подшипников в зависимости от тока возбуждения контрольным замером номинального тока ротора, по изменению характеристик холостого хода короткого замыкания, а также полного сопротивления обмотки в зависимости от скорости вращения ротора. При значительном количестве короткозамкнутых витков в од-


- 17 -

нон из полюсов вибрация подшипников меняется непосредственно после изменения тока возбуждения. В этом случае может появиться и тепловой небаланс, то есть изменение вибрации во времени при неизменном токе ротора из-за деформации бочки ротора вследствие ее неравномерного нагрева. Витковые замыкания, распределенные равномерно по полюсам, обычно не оказывают значительного влияния на вибрацию подшипников.

Количественную оценку витковых замыканий дают сравнение характеристики короткого замыкания с исходной кривой, ранее снятой при отсутствии витковых замыканий, и величина сопротивления обмотки постоянному току.

На остановленном роторе витковые замыкания можно определить, сравнивая величину замеренного полного сопротивления обмотки 2 с ранее измеренной на исправном роторе; по величине сопротивление постоянному току, векторным методом, заводскими приборами ИВЗ-1, ИВЗК-14, а при снятых бандажных кольцах -проверкой переменным напряжением. Для этого в обмотку подается напряжение переменного тока из расчета напряжения 2,5-5,0в между се-седними витками. В последнем случае с достаточной точностью постоянно замкнутые витки обнаруживаются на ощупь по нагреву.

Витковые замыкания в лобовой части устраняются установкой в дефектных местах иволя-ционных прокладок. Для ремонта изоляции в пазовой части может потребоваться частичная выемка дефектных катушек.

Замеряя величину сопротивления обмотки постоянному току, можно обнаружить плохой контакт между отдельными элементами обмотки. Если величина сопротивления обмотки увеличилась более чем на 1% по сравнению с результатом предыдущего измерения, то следует проверить болтовые соединения токоподводов, а затем искать повреждение в соединениях отдельных катушек при снятых бандажах. Для этого сравнивают измеренные методом вольтметра и амперметра величины сопротивления постоянному току одинаковых катушек обоих полюсов.

Нарушение вентиляции отдельных пазов вызывает нарушение симметрии в системе вентиляции ротора, что может привести к тепловому небалансу и повышенной вибрации подшипников, изменяющейся в зависимости от величины нагрева ротора. Обычно этот дефект появляется в результате смещения подклиновых изоляционных прокладок. Обнаружить пазы с ухудшенной вен

тиляцией можно, проверив продуваемость вентиляционных каналов при выведенном роторе.

Для устранения дефектов вентиляции в пазовой части снимаются бандажные кольца, выбиваются клинья соответствующих пазов, устанавливаются на место подклиновые прокладки. При значительной деформации дефектных катушек может потребоваться частичная перемотка обмотки.

Следует отметить, что большой разброс величин аэродинамического сопротивления отдельных каналов при проверке их продуваемости может быть вызван увеличенным зазором между пазовой гильзой и медью обмотки в отдельных катушках в результате технологических отклонений при изготовлении ротора. Это не оказывает заметного влияния на работу ротора турбогенератора.

По мере разборки ротора тщательно осматриваются его основные узлы (токоподводы,контактор, бандажи, вентиляторы). Способы проверки и устранения дефектов этих узлов приведены ниже.

Полная перемотка обмотки ротора необходима в следующих случаях:

1.    При общем старении изоляции, приводящей к частому замыканию обмотки на корпус и появлению витковых замыканий.

2.    При появлении больного количества трещин в меди.

3.    При значительной деформации катушек, вызванной недопустимым перегревом медн при эксплуатации или другими причинами.

I. Разборка ротора

Технологическая очередность разборки узлов ротора показана в сетевой модели ремонта ротора (см.приложение 7).

Для ремонта, связанного со снятием по-лумуфты, вентиляторов, бандажных колец и контактора, ротор устанавливается параллельно ходу тележки или моста крана обязательно на большой зуб, на две шпальные выкладки высотой 500 мм. Длина каждой шпальной выкладки, замеренная вдоль оси ротора, должна быть не менее 500 мм для роторов турбогенераторов TBB-I65-2 и ТВВ-200-2 и 750 мм Для турбогенератора ТВВ-320-2. Выкладки должны устанавливаться под ротор так, чтобы расстояние от бандажного кольца до выкладки было не менее I м. На выкладках делаются вырезы по радиусу бочки ротора или устанавливаются клинья, предохраняющие ротор от ска-


- 18 -

тывания. Для дальнейшей разборки ротор устанавливается на опоры (рис.19). Под шейки вала ставятся шпалы с вырезами по радиусу шейки. Шейки смазываются солидолом и обертываются электрокартоном.

Рекомендуемый обьем испытаний при разборке ротора приведен в прилокении 6.

По мере разборки размеры ротора и его деталей необходимо сверять с размерами на соответствующих чертежах.

Проверке подлехат:

1.    Основные габаритные размеры.

2.    Разметка пазов по окрухности, величина угла одного паевого деления и угла большого зуба.

3.    Размеры паза и его заполнение, в том числе размеры меди обмотки.

k, Размеры вала под лобовыми частями обмотки.

5.    Основные размеры бандакных и центрирующих колец с проверкой натягов посадочных поверхностей.

6.    Диаметры посадочных поверхностей вентиляторов с проверкой натягов.

7.    Вылеты лобовых частей кахдой катушки.

8.    Схема расклиновки лобовых частей.

9.    Схема обмотки.

10,    Размеры и заполнение пазов токопро-водов.

11,    Размеры контактных колец и втулки контактора с проверкой их натягов.

Результаты замеров размеров паза и его заполнения, в том числе замеров меди, посадочных мест и проверки натягов, заносятся в паспорта (прилокение 9).

Предварительная проверка размеров ротора по чертехам дает возмохность учесть отклонения отдельных размеров и оперативно j внести необходимые изменения в конструкцию приспособлений и технологию ремонта.

Учаотки ротора, примыкающие к деталям, нагреваемым открытым огнем, при разборке следует тщательно закрыть асбестом, смоченным в воде.

Нике приводятся указания по технологии разборки основных узлов ротора.

I. Маркировка деталей

Перед разборкой и в процессе разборки ротора проверяется наличие заводской маркировки его деталей, о чем делается запись в хурнал ремонта. При отсутствии заводской маркировки детали ротора маркируются следующим образом.

Полюса обозначайтен номерами I и 2. Полюсом I считается полюс, первая катушка которого соединена с контактным кольцом, расоолокенным блике к бочке ротора. Цифры набиваются в центре полюса у торца бочки со стороны возбудителя и со стороны турбины.

Пазы ротора маркируются по часовой стрелке, если смотреть со стороны возбудителя, начиная с правого паза, примыкающего к полюсу I, цифрами I, 2, 3... Цифры набиваются на зубец справа от паза, у торца бочки - с обеих сторон ротора.

Клинья пазов ротора маркируются на наружной поверхности клина у конца его со стороны возбудителя цифрами: I-I, 1-2,

1-3...2-1, 2-2, 2-3...    3-1, 3-2, 3-3 и

так далее. Первая цифра - номер паза, а вторая - порядковый номер клина в пазу, считая со стороны возбудителя.

Центрирующие кольца маркируются со стороны возбудителя буквой В и со стороны турбины буквой Т. Буквы наносятся масляной краской строго по центру полюса I. Для более удобного определения положения центрирующего кольца в тангенциальном направлении допускается керновка центрирующего кольца и вала у места посадки (также по центру полюса I).

Бандажные кольца аналогично центрирующим маркируются масляной краской на торце кольца таким образом, чтобы положение букв в тангенциальном направлении строго совпадало с положением отметок, нанесенных на центрирующие кольца.

Запрещается маркировать бандажные кольца зубилом, керном и другими подобными инструментами.

Сухари крепления центрирующих колец от аксиального смещения маркируются буквами В и ^соответственно для сторон возбудителя и турбины) и дополнительно цифрами 1,2,3... по часовой стрелке, начиная от первого полюса (если смотреть со стороны возбудителя). Рядом на вал набивается соответствующая цифра.

Кольцевые шпонки, удерживающие бандажные кольца от смещения в осевом направлении, маркируются буквами В и Т.

Ступицы вентиляторов маркируются буквами В и Т по центру полюса I у места посадки. Рядом с буквой на вал наносится керновка. Восстанавливается заводская маркировка лопаток и шпилек вентиляторов. Цифры набива-


19 -


ются по порядку на лопатки и рядом на ступицу со стороны бочки. Например, для роторов турбогенераторов ТВВ-320-2 и ТВВ-200-2 (29 лопаток) со стороны возбудителя лопатки маркируются цифрами 1,2,3... 29, а со стороны турбины - цифрами 30, 31, 32...58. Шпильки такие маркируются порядковыми номерами, набиваемыми на торец шпильки и рядом на ступицу в указанном порядке: со стороны возбудителя - 1,2,3 ...58, а со стороны турбины - 59, 60, 61... 116.

Детали токопровода, подсоединенного к катушке полюса I, маркируются цифрой I, а к полюсу 2 - цифрой 2. На гибких шинах крепятся бирки с цифрой. Контактные винты и то-коведущие болты маркируются цифрами I-I,

1-2, 2-2 ..., где первая цифра - номер полюса, а вторая - порядковый номер, считая со стороны бочки.

Клинья пазов токоподводов маркируются цифрами I-I, 1-2... и 2-1, 2-2..., где первая цифра - номер полюса, а вторая - порядковый номер клина, считая со стороны бочки.

Втулка контактора маркируется мерном с обеих сторон (на торцовых поверхностях) по линии центра полюса I. Затем по этой хе линии керном делается отметка на валу,на боковой нерабочей поверхности контактных колец. Рядом с отметкой на контактные кольца набиваются цифры: I - для кольца со стороны бочки, 2 - для внешнего кольца.

Стальные скобы, закрывающие токоведущие болты между контактными кольцами, маркируются цифрами I-I, 1-2, 1-3... и 2-1, 2-2, 2-3... Первая цифра I присваивается первому ряду скоб со стороны бочки и первая цифра 2 -второму ряду скоб. Вторая цифра обозначает порядковый номер скоб в тангенциальном направлении по часовой стрелке (если смотреть со стороны возбудителя), начиная со скобы, находящейся на линии полюса I.

Вентилятор контактного кольца (ТВВ-320-2) со стороны бочки маркируется цифрой I, на вал набивается та хе цифра. Задний вентилятор и его ступица (а для турбогенераторов ТВВ-200-2 и TBB-I65-2 балансировочное кольцо) маркируются цифрой 2, такая хе цифра набивается рядом на вал. Маркировка производится по линии центра полюса I.

Тангенциальное положение полумуфты отмечается нулем на ее торце и на торце вала у места посадки. Клиновые шпонки (каждая половина) маркируются цифрами I, 2, 3... Рядом

такие хе цифры набиваются на вал.

Полукатумки обмотки маркируются по мере разборки следующим образом: на углу каждого элементарного проводника набиваются цифры I-I, 1-2, 1-3... 2-1, 2-2, 2-3... 3-1,

3-2, 3-3... и так далее, где первая цифра -номер паза, в котором лежит маркируемая полу катушка, а вторая - порядковый номер элементарного проводника, считая со дна паза.

2. Снятие полумуфтм

Полумуфта снимается и устанавливается бригадой турбинистов. Порядок снятия следующий:

1.    Определяется положение полумуфты на валу в осевом направлении.

2.    Выворачиваются стопорные винты шпонок (при необходимости высверливаются).

3.    Освобождаются шпонки. Для этого в торце половины шпонки с прямым уклоном за-сверливается и нарезается отверстие для вытяжного болта М20. Шпонки вытягиваются при помощи приспособления (рис.20). Если в холодном состоянии удалить шпонки не удается, то они удаляются непосредственно после прогрева муфты. При установке приспособления необходимо следить, чтобы один ив нажимных болтов опирался на торец половины шпонки с обратным уклоном.

4.    Устанавливается заводское приспособление для снятия полумуфты. При отсутствии заводского приспособления его можно изготовить в мастерских по чертежу (рис.21). Первоначальное стягивающее усилие, создаваемое приспособлением, составляет 20-30 Т.

5.    Нагревается полумуфта двумя керосиновыми горелками, пламя которых равномерно передвигается по окружности. Вначале более интенсивно нагревается фланец, после чего постепенно пламя горелки переносится к ступице. После того, как полумуфта сдвинется с места, нагрев прекращается. Полумуфта насажена на вал с натягом 0,3-0,4 мм, освобождающимся при нагреве ее на 60-70°С выше температуры вала.

Запрещается нагрев полумуфты выше 250°С.

6; Сдвигается полумуфта при помощи домкрата в аксиальном направлении на 100-120 мм от первоначального положения.

7. Удаляется приспособление. Полумуфта снимается краном с вала.


УДК 621.313.322-81(083.96)

Составлено производственными предприятиями "Ленэнергоремонт" и "Каунасэнергоремонт" Главэнергоремонта

Авторы инкенеры Н.Н.БОГДАНОВ, Р.В.ЗИНКУС, Г.В.РОСТИК, В.И.ХРЕНКОВ Под общей редакцией ЦКБ Главэнергоремонта

- 20


3.    Снятие вентиляторов

торцовыми упорными кольцами также в нагретом состоянии. Нагрев производится специальным индуктором, изготовленным из медных трубок с внутренним диаметром 19 мм и толщиной стенок 1,5 нм. Для охлаждения индуктора по трубкам циркулирует водопроводная вода давлением на входе 1-1,5 ат. Для обеспечения равномерного нагрева поверхности бандажного кольца по длине рекомендуется следующее распределение витков в индукторе: на одной пятой длины индуктора со стороны, обращенной к центрирующему кольцу, следует поместить примерно 35% витков, на противоположной стороне также на одной пятой длины - 25% витков. Витки изолируются асбестовой лентой и закрепляются между собой рейками из изоляционного материала. Общий вид индуктора приведен на рис.29.

Вместо указанного индуктора можно изготовить индуктор из гибкого медного провода без изоляции ЮТ сечением 95 мн^, помещенного в резиновый шланг ВГ32х4. Охлаждающая г .овод вода подводится в среднюю часть обмотки и сливается из обоих ее концов через наконечники (рис.30). На бандажное кольцо I под витки индуктора накладывается асбестовый ! картон толщиной не менее Ь мм. Ввиду больао-! го диаметра резинового шланга, в котором по-j мешается медный провод, намотка индуктора производится в два слоя: первый - 50-65% общего количества витков - наматывается по всей длине бандажа (по краям вплотную, в середине вразбезюдг); второй укладывается только на концы бандажа - 10-15% (на носике) и со стороны центрирующего кольца - 25%

(рис.31). Основные технические данные индукторов приведены в табл.5.

Таблица 5 Основные технические данные индукторов

Лопатки вентилятора со стороны турбины снимаются до вывода ротора. Шпильки, удерживающие лопатки, после отворачивания гаек следует выбивать выколоткой с закаленным бойком (рис.22). Со стороны возбудителя вентилятор снимается в сборе приспособлением (рис.23). Ступица вентилятора нагревается равномерно двумя керосиновыми горелками до 200-250°С.

4.    Разборка контактора

Контактор снимается с вала ротора при необходимости замены контактных колец и их изоляции, а также в случае ослабления посадок.

У ротора турбогенератора ТВВ-320-2 первоначально снимается задний вентилятор контактных колец, затем в нагретом состоянии ступица вентилятора (или балансировочное кольцо роторов турбогенераторов ТВВ-200-2 и TBB-I65-2). Нагрев производится двумя автогенными горелками № 6 или индукционным способом до температуры 200-250°С.

Ступица (или кольцо) после нагрева сбивается с места посадки ударами молотка через медную выколотку. Далее снимаются стальные скобы, закрывающие токоведущие болты, отворачиваются отверткой (рис.24) контактные винты и снимаются гибкие шины.

С 1966 г. Л30 "Электросила" изготовляет контактные винты усиленной конструкции, для отворачивания которых применяется ключ (рис.25). Гайки уплотнений отворачиваются ключом,показанным на рис.26,а токоведущие болты выворачиваются ключом,приведенным на рис.27. Затем удаляются изоляционные детали,устанавливается приспособление для снятия контактора (рис.28). Втулка снимается вместе с контактными кольцами. Контактные кольца равномерно нагреваются двумя керосиновыми горелками до температуры 250-280°С (местные перегревы недопустимы). После нагрева контактных колец и втулки контактор стягивается с места посадки с помощью приспособления, а после остывания удаляется с вала краном.

5. Снятие бандажных колец

Бандажные кольца двухпосадочной конструкции (с посадкой на бочку и на вал ротора) снимаются специальным приспособлением в нагретом состоянии без центрирующих колец. Бандажи консольного типа снимаются вместе с

Турбогене

ратор

Напряжение на зажимах, в

Ток, а

Количество

витков

TBB-I65-2

120

1350

25

ТВВ-200-2

130

1500

28

ТВВ-320-2

130

1500

28

Количество витков индуктора может отличаться от указанного, но при этом следует иметь в виду, что при неизменном напряжении на выводах обмотки сила тока и выделяемое тепло будут изменяться обратно пропорциональ' но квадрату количества витков. В случае из-


ОГЛАВЛЕНИЕ


В В Е Д Е Н И

* 5

Г

Г

5

9

9

11

12

.12

12

.15

17

21

22

23

24

25

26 26 29

лава первая. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ .....................

лава вторая. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА .............

I. Подготовка к ремонту ..................

П. Приемка ротора в ремонт и проведение ремонта ......

г

Ш. Приемка ротора после ремонта .......... ....

лава третья. ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА.............

I. Перечень операций ....................

П. Определение объема ремонта ...............

Ш. Разборка ротора .....................

1У. Подготовка катувек к изолировке .............

У. Наложение витковой изоляции и пайка катушек .......

У1. Ремонт узла токоподвода .................

УП. Ремонт контактора ....................

УШ. Ревизия бандажного узла и вентилятора ..........

IX. Подготовка ротора и крепежных деталей ..........

X. Укладка и опрессовка обмотки, заклиновка пазов .....

XI. Сборка ротора ......................

Глава четв е_р тая. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ

БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОПСЖАРНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ.............30

I. Общие вопросы техники безопасности..............30

П. Специальные указания по технике безопасности и противопожарным мероприятиям..................30

Приложение I. Перечень номеров заводских чертежей, необходимых при перемотке обмоток роторов турбогенераторов ТБВ-320-2, ТВВ-200-2 и TBB-I65-2.............................31

Приложение 2. Перечень запасных частей для турбогенераторов

TBB-I65-2, ТВВ-200-2 и ТЕВ-320-2     32

Приложение 3. Перечень инструмента, необходимого для проведения работ по полной перемотке обмоток роторов турбогенераторов TBB-I65-2, ТВВ-200-2 и ТВВ-320-2 ........'.......... 34

Приложение 4. Перечень оснастки, специального инструмента и

средств малой механизации ................ ......35

Приложение 5. Спецификация на материалы, необходимые для полной

Приложение    6.    Рекомендуемая программа измерений и испытаний

при полной и частичной перемотке обмотки ротора (со стеклотекстоли-товыми гильзами) .......................... 4U

Приложение    7.    Сетевая модель полной перемотки обмотки ротора турбогенератора ...................... .Вклейка

Приложение    8.    Карьа трудозатрат................41

Приложение    9.    Паспорта ..................42

Приложение    10.    Характеристики стеклоткани, пропитанной эпоксидным лаком................................

Приложение    II.    Рекомендации по изготовлению лаков ЭР1-30 и

ЭР2-30 и основные данные лаков ....    .............

перемотки обмотки ротора ...................... 36

46

Приложение 12. Рекомендации по проверке продуваемости вентиляци-

онных каналов роторов турбогенераторов серии ТВВ...........4'

Приложение 13. Состав и способ применения паст "невидимые

перчатки"...............................48

УТВЕРЖДАЮ:

УТВЕРЖДАЮ:

Главный йиженер Главэнергоремонта

П. ОРЕШИН

Заместитель начальника Глав техуправления, главный специалист-электрик

Ф.СИНЬЧУГОВ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Временные указания разработаны с целью применения единых организационных, технических и технологических ренений

при частичной и полной перемотке обмоток роторов турбогенераторов серии ТЕВ и предназначаются для использования в качестве руководящего материала ремонтными предприятиями, а такие ремонтным персоналом электростанций.

В Указаниях учтены особенности организащи и технологии перемотки обмоток роторов с фор

сированным охлаждением в станционных условиях при использовании старой обмоточной меди.

При составлении Укаганий учтены требования правил техники безопасности, ПЗУ, ПТЭ, директивные материалы Минэнерго СССР, а также опыт работы ремонтных предприятий Союз-энергоремтреста и материалы ЛЭО "Электросила”.


Глава первая ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ

Таблица I Основные технические данные турбогенераторов

Наименование

Тупб<

эгенепатов

ТВВ-320-2

ТВВ-200-2

TBB-I65-2

Мощность, Мвт ............

300

200

150

Напряжение, кв ...........

20

15,75

18

Ток статора, ка ..........

10,2

8,62

5,67

Ток ротора расчетный,ка ...

3,07

2,68

2,2

Коэффициент мощности .....

0,9

0,85

0,85

К.п.д., % ................

98,7

98,7

98,7

Температура входящей охлаждающей воды, С ......

33

33

33

Температура входящего охлаждающего газа,°С .....

40

40

40

Давление водорода в корпусе генератора, ат ......

3,5

3

3

Скорость вращения, об/мин

3000

3000

3000

Расход воды через охладители (минимальный), м-уч

600

350

300

Номинальные данные турбогенераторов при высоте установки над уровнем моря не более 1000 м, чистоте водорода не нике 97%, качестве охлаждающего конденсата не нике 50ком/см приведены в табл.1.

Турбогенераторы ТВВ-320-2 и ТВВ-200-2 предназначены для работы с паровыми турбинами Ленинградского металлического завода, а

TBB-I65-2 - с турбинами Харьковского турбинного завода.

Ротор (рис.1*) изготовлен из цельной стальной поковки специальной легированной стали. В центре вала по всей его длине имеется отверстие диаметром 120 мм, позволяющее контролировать центральную часть материала поковки. В отверстие со стороны возбудителя уложены стержни токо-подводов. В остальной части отверстия установлены заполнители из магнитной стали.

В бочке ротора выфре-зерованы пазы с полукруглым дном для размещения обмотки (рно.2).

На хвостовиках вала выточены упорные гребни, вейки, посадочные места под центрирующие кольца, вентиляторы, контактор и полумуфту, выфрв8ерованн павы для прохода охлаждающего гага под лобовые части обмотки и пазы для размещения деталей юко-подводов.

Все рисунки см. в конце работы.


Обмотка ротора выполнена иэ меди прямоугольного сечения повышенной твердости с присадкой серебра. Удельное сопротивление меди 0,01820 ом-мм2/м. Какдый виток состоит иа двух медных полос. На боковых поверхностях пазовой части катушек выфрезерованы параллельные наклонные вентиляционные каналы.

По обеим сторонам каждой катушки каналы наклонены под одинаковыми углами к оси проводников, но имеют различное направление. На дне пава установлены полукруглые прессованные прокладки из пресс-материала АГ-4 с виточками, которые при сборке совмецавтся с каналами в меди ротора. Чтобы предохранить эти прокладки от смеиения вдоль оси машины, к первым нижним виткам у выхода и8 пава припаяны упоры. Пазовые клинья имевт отверстия для входа и выхода охлаждавшего газа, совпадавшие с входом и выходом из вентиляционных каналов катушек. Вдоль оси ротора отверотия в клиньях образует отдельные чередувциеся зоны входа и выхода rasa. Под действием аэродинамического напора, возникавшего при вращении ротора, газ входит в отверстия клиньев, проходит по вентиляционным каналам катушки, по выточкам прокладок на дне паза, переходит в каналы другой стороны катушки и выбрасывается в зазор через отверотия в клиньях. Схемы вентиляции обмоток роторов показаны на рно.З.

В проводниках лобовой части обмотки вы-|реворованы канавки прямоугольного сечения, образующие аксиальные вентиляционные каналы. Охлаждавший газ попадает под лобовув часть обмотки иг зоны давления в корпуое статора через специальные каналы в наружных щитах и через пазы под центрирующими иди упорными кольцами. Циркуляция rasa в этих каналах обеспечивается благодаря центробежному оамо-вйвплирушшемуся агенту ротора и частично действие главных вентиляторов.

Схема вентиляции лобовых частей обмоток роторов первых выпусков турбогенераторов од-нооаруйная: газ через сиатему радиальных отверстий диаметром 12 им поступает в каналы, образованные двумя проводниками, и, проходя повледовательио вдоль дугового и прямолинейна ро участков лобовых частей, выбраоываетсн в иеижелевный вавор генератора.

Для повышения эффективное» охлаидения лобовых частей обмотки в роторах турбогенераторов IBB-2QO-2 и ТВВ-320-2 в настоящее время применяется двухетройная ехема венти

ляции лобовых частей, предусматривающая автономное охлаждение дугового и прямолинейного участков. Охлаждающий обмотку газ заходит в вентиляционный канал лобовой части каждого витка у угла катушек. Часть газа проходит по прямолинейному участку и выбрасывается в зазор машины через отверстия в клиньях, а другая часть - по дуговому участку и выбрасывается в зазор машины через специальные каналы в больших зубцах. Для разделения потока газа под лобовыми частями обмотки установлены перегородки.

Все катушки обмотки ротора соединены последовательно. Основные габаритные размеры катушек приведены на рис.4 и 5.

Изоляция обмотки класса В с учетом примененной системы охлаждения допускает превышение температуры на 70°С над температурой входящего охлаждающего газа, равной 40°С.

Витковая изоляция обмотки в пазовой чаотя состоит из девяти слоев пропитанного лаком стеклополотна толщиной 0,10 мм, склеенных между собой и приклеенных к виткам лаком 3PI-30 под давлением в горячем соотоянии. Витковая изоляция лобовых частей выполнена иа стеклотекстолита толщиной I нм и из уголков миканита. Пазовые гильзы (рис.6) изготовлены из стеклополотна, пропитанного лаком ЭР1-30, а концевые манжеты (рис.7) - иэ миканита. Лобовые части изолированы от бандажей стеклотекстолитовыми сегментами (два олоя по 5 нм), а ох центрирующих колец -стеклотекстолитовыми дисками. Разрез лобовой чао» приведен на рио.8 и 9, охемы обмоток - на рис.10 и II.

Токоподводы, расположенные в центральном отверстии ротора, соединяются с обмоткой и контактными кольцами гибкими медными посеребренными на концах шинами и специальными изолированными токоведущими болтами (рис,12).

Газоллотность ротора в местах выхода болтов и8 вала ротора обеспечивается уплотнениями сальникового тина. Резиновые кольца, надетые на токоведущио болты, еекимаютоя черев латунную шайбу гайкой о наружной рввь-бой. Центральное отверстие вала с обеих сторон уплотнено охальными ваглумками и резиновыми прокладками.

Контактные кольца наеакены в горячем ооотоянии на промежуточную изолированную втулку и установлены на консольной чае» вала 8а подкнпнмкоы со стороны возбудителя. Контактные кольца турбогенераторов ТВВ-320-2


охлаждаются двумя центробежными вентиляторами. Контактные кольца турбогенераторов ТВВ-200-2 и TBB-I65-2 охлаждаются воздухом, циркулирующим под действием эффекта самовен-тиляции через наклонные отверстия в теле кольца. Для улучшения работы колец на их наружной поверхности выполнена резьбовая на-

Т а б л

- 7 -


и ц а

Наименование

Турбогенератор

TBB-I65-2

ТВВ-200-2

TSB-320-2

Ток ротора при нони-

вальвой нагрузке генератора (расчетный),

2200

2680

3070

а..................

Номинальное напряке-

316

465

няе возбуждения,в...

410

Плотность тока,а/мм2 Сопротивление постоян-

9,8

8,8

10

ному току обмотки при 15°С , ом ......

0,136

0,0878

0,1145

Маховой момент, Тм2 Первая критическая

17,8

21,1

30

скорость вращения, об/мин .............

1440

1370

965

Вторая критическая

скорость вращения, об/мин .............

4300

3400

2650

Максимальный стати-

ческий прогиб, мм...

0,57

0,55

I.I2

Число пазов, ют. Чиело пазовых де-

32

36

36

леняй ..............

Сечение меди злемен-

48

52

52

тарного проводника.

7x28

7x28

мм.................

5x28

Плоцадь меди (витка).

224

305

305

Число отсеков, ют.:

для входа газа......

4

4

7

для выхода газа .... Вес, я

5

5

8

ротора в сборе .....

34,6

42,1

55

бандажного кольца ..

0,96

1,065

1,065

центрирующего кольца

0,22

0,233

0,233

вентилятора в сборе

0,45

0,45

0,48

контактора .........

заготовки меди pas-

0,286

0,3

0,286

0,3

мерой 7x28 мм......

5,2

6,8

заготовки меди разно-

ром 5x28 мм .......

3,95

Основные технические и весовые данные роторов турбогенераторов

Верхний проводник обмоток ротора имеет сечение 7x28 мм.

ревка с магом 10 мм, высотой профиля 7,5 мм и шириной канавки 3 мм. Бандажные кольца насажены в горячем состоянии тыльной частью на полуэластичные центрирующие кольца, носиком -через стеклотекстолитовые сегменты толщиной 3 мм на центрирующую заточку на бочке ротора. От аксиального сдвига бандажные и центрирующие кольца удерживаются соответственно кольцевой японкой и сухарями, прнболченными к валу ротора в специальных углублениях.

На ряде турбогенераторов ТВВ-200-2 и ТВВ-320-2 бандажные кольца выполнены консольного типа и насаживаются непосредственно на заточку бочки ротора без изоляционной прокладки. В атом случае бандажные кольца удерживаются от осевого смещения пружинными японками и специальными гайками (рис.13).

Лавовые клинья дюралюминиевые. На концах бочки ротора пазы заклинены короткими клиньями, изготовленными из броней БрХ о удельным сопротивлением 0,22 ом/им2/и.Клинья точно подогнаны и плотно прилегают к поверхности коронки зубца во избежание подгара и оплавления от уравнительных токов, протекающих в них при переходных и несимметричных режимах работы турбогенератора.

На роторах с бандажами консольного типа устанавливается демпферная система. В этом случав концевые клинья изготовляются из титанового сплава.

На специальных заточках вала ротора установлены два осевых вентилятора. При выводе и заводке ротора лопатки вентилятора ео стороны турбины должны быть енятн. На некоторых роторах турбогенераторов ТВВ-200-2 осевые вентиляторы заменены центробежными.

На бочке ротора, центрирующих кольцах, вентиляторах, полумуфте и на вентиляторах контактных колец ротора турбогенераторов ТВВ-320-2 (у турбогенераторов ТВВ-200-2 н TBB-I65-2 на специальных дисках за контактными кольцами) предусмотрены места для установки балансировочных грузов, основные размеры которых приведены на рио.14.


- 8 -


Механическая прочность всех рохоров в оборе на заводе проверяется при скорости вращения 3600 об/иив в течение 2 кин.

Некоторые технические и весовые данные

роторов приведены в табл.2, материалы,из которых выполнены детали ротора, - в табл.З, диаыетры посадочных поверхностей и допустимые натяги - в табл.4.


Таблица 3

Перечень материалов, применяемых для изготовления деталей ротора

Махепиал

ГОСТ или тех-

Предел

Предел

Относи-

Относи-

Ударная

Деталь

Наимено

вание

Марка

нические условия

проч

ности,

кГ/мм2

текучести, кГ/мм2

тельное удлинение, %

тельное

сжатие,

<7. ’

вязкость, кГ» м/см2

Поковка вала

Сталь

35ХН1МФАР

та_16-582.

75

60

15

30

6

Поковка бандаж-

Сталь

_

МРТУ-УМ-66-I.

-

85-90

-

-

ного кольца

немаг

нитная

1У кат. ’

Поковка цент-

Сталь

МРТУ 16-

98

85

12

30

рнруюцего

кольца

582.001-65

Поковка кон-

Сталь

ГОСТ 8479-57

60

40

16

тактного

КП50А

кольца

гр.ЗГ

Ступица вен-

Сталь

ГУМОМ 16-54

98

85

12

30

4

тилятора Шпилька вен-

Сталь

I2XH3A

ГОСТ 4543-61

80

60

16

_

тилятора Клинья паза

Сталь

Ст.5

ГОСТ 380-60

токоподвода Клинья пазовые

Дюралю-

Д16Т

МАП 258;

80

60

16

ниний

АМТУ 48

Клинья конце-

Бронза

БрХ

ЦМТУ 08-58-67,

-

22

-

-

«

вые

хромовая

профиль № I

Клинья конце-

Титано-

SB

ВТУ 706-61

65

14

-

вые

вый

сплав

Болт металла-

Сталь

40Х

ГОСТ 4543-61

_

-

ческой накладки контактора

Болт токове-

Медь

MIT

ГОСТ 88-66

-

-

-

-

лущий

Бинт контактный

Медь

М2Т

ГОСТ 859-66

-

-

-

-

-

Медь катушки

Медь

С присад-

ТУЦНО

_

17

35

кой серебра

1364-58

Диаметры посадочных поверхностей и допустимые натяги, мм

Таблица 4

Турбогенератор

Бандажное кольцо в месте посадка на бочку ротора

Бандажное кольцо в месте посадки иа центрирующее коньпо

Центрирующее кольцо в месте посадки на вал ротора

Ступица вентилятора в месте посадки на вал ротора

Контактор в месте посадки на вал ротора

Диаметр

Натяг

Диа

метр

Натяг

Диа

метр

Натяг

Диаметр

Натяг

Диаметр

Натяг

TBB-I65-2

978,2

Д.34-2

923

1,355-

-1,5

595

0,585-0,7

588,8

1,085-

-1,2

280

и

290

0,11-

0,14

ТВВ-200-2

1049

I,7-2,3

997

1,755-

-i,9

675

0,57-0,7

664

1,27-

-1,4

280

и

290

0,11-

o;i4

ТВВ-200-2

узед^консоль-ного типа)

1017

1,84-2

997

1.955-

-2,1

616

1,085-

-1,2

280

и

290

0,11-

0,14

ТВВ-320-2

1049

1,6-2,2

997

1.555-

-1,7

675

0,57-0,7

664

0,87-1

280

и

290

0,11-

0,14


Глава вторая ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА


I. Подготовка к ремонту

В первоначальной стадии подготовки ротора к ремонту определяется обьем работ и составляется ведомость объема работ. При этом учитываются все дефекты, обнаруженные во время эксплуатации и плановых ремонтов, а также предусматриваются мероприятия по реконструкции и модернизации отдельных узлов ротора, в том числе и работы, предусмотренные директивными материалами.

В ряде случаев решение о проведении полной или частичной перемотки обмотки ротора может быть принято заранее, во время предыдущего планового ремонта. Это позволяет заблаговременно и с достаточной точностью установить объем работ. На основании объема работ, указанного в ведомости, составляется проект перемотки обмотки ротора в следующем объеме: пояснительная записка, перечень или график подготовительных работ, график ремонта, план расстановки ремонтного персонала, план размещения ремонтных площадок и разбираемых деталей ротора, чертежи на реконструкцию отдельных узлов и технологические указания к ним, чертежи необходимых приспособлений, заводские чертежи ротора и его узлов (приложение I), перечни запасных частей, инструмента, оснастки, средств малой меха

низации (приложения 2,3,4) и спецификация на материалы (приложение 3). Заблаговременное составление проекта работ должно обеспечить возможность своевременной реализации заказов на запасные части и материалы, изготовления недостающих приспособлений и проведения других подготовительных работ.

За две недели до ремонта основные подготовительные работы должны быть закончены и руководитель работ вместе с начальником электроцеха электростанции должны проверить подготовку к ремонту. Проверяется выполнение всех мероприятий, намеченных в проекте организации работ, в том числе по технике безопасности, промыыенной санитарии, противопожарной безопасности,и исправность грузоподъемных механизмов и грузозахватных приспособлений.

За неделю до ремонта бригада приступает к окончательной подготовке рабочих мест: иа ремонтных площадках устанавливаются верстаки, столы, комплектуются и подносятся ремонтные и такелажные приспособления, оборудуются кладовые материалов и инструментов.

В это время рекомендуется ознакомить рабочих с организацией и технологией ремонта. Окончательно согласовывается и утверждается главным инженером электростанции программа испытаний и измерений (приложение 6).