Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

81 страница

486.00 ₽

Купить РД 34.21.408-95 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция предназначена для руководящих и инженерно-технических работников организаций и предприятий, занятых строительством и эксплуатацией дымовых железобетонных труб. Инструкция может быть использована при приемке в эксплуатацию дымовых труб котельных и других производственных объектов, не подведомственных РАО “ЕЭС России”.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Общая часть

     1.1. Задачи инструкции

     1.2. Понятие дефекта, категория дефектов, оценка состояния трубы

     1.3. Типы применяемых в энергетике дымовых труб

     1.4. Оценка состояния эксплуатируемых энергетических труб

     1.4.1. Оценка состояния эксплуатируемых труб с металлическими стволами

     1.4.2. Оценка состояния эксплуатируемых железобетонных труб с различными типами футеровок

     1.5. Основные норм активно-технические документы, обосновывающие объем, качество и глубину приемочного контроля

     1.6. Инспектирующие органы и лица

2. Объем, содержание и порядок контроля

     2.1. Стадии контроля и его приборное обеспечение

     2.2. Контроль на соответствие проекту

     2.3. Входной контроль

     2.4. Оперативный контроль

     2.5. Приемочный контроль

     2.6. Инспекционный контроль

     2.7. Приемка трубы после ремонта, реконструкции, модернизации

3. Приемка дымовых труб

     3.1. Общие положения .

     3.2. Особенности приемки железобетонных труб и железобетонных несущих стволов

     3.3. Особенности приемки металлических газоотводных стволов

     3.4. Особенности приемки трубы после ремонта, реконструкции, модернизации

     3.5. Гарантии и ответственность изготовителя

Приложение 1. Основные нормативно-технические документы, обосновывающие объем, качество и глубину приемочного контроля

Приложение 2. Перечни документов, составляемых при приемке дымовых труб

Приложение 3. Образцы документов, подписываемых приемочной комиссией

Приложение 4. Рекомендации по выполнению технологических операций приемки дымовых труб

 
Дата введения01.01.1997
Добавлен в базу01.11.2014
Завершение срока действия30.06.2003
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

30.12.1995УтвержденРАО ЕЭС России
РазработанТеплоэлектропроект
РазработанАО Фирма ОРГРЭС
РазработанСпецжелезобетон
РазработанТОО ОЗОН
ИзданСПО ОРГРЭС1997 г.

Guidelines for Acceptance of Smokestacks Under Construction

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ И ТЕХНИКИ


ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИЕМКЕ СТРОЯЩИХСЯ ДЫМОВЫХ ТРУБ


РД 34.21.408-95

ОРГРЭС Москва 1997

ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИЕМКЕ СТРОЯЩИХСЯ ДЫМОВЫХ ТРУБ

РД 34.21408-95

1997

СЛУЖБА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ОРГРЭС Москва

10

При часто применяемом небольшом угле наклона кровли и сжигании мазута на последней часто образуются тяжелые, плотные и агрессивные отложения, разрушающие ее. Выполнение кровли под большим углом от среза (устья) несущей бетонной конструкции до среза ог оловка позволит защитить от ветрового воздействия изоляцию оголовков и способствовать интенсивному освобождению кровли от выпадающих на нее продуктов неполного сгорания.

2. Стволы имеют следующие характерные нарушения: глубокую коррозию вплоть до сквозных отверстии на отдельных участках ствола;

разрушения компенсаторов;

разрушение элементов подвески;

околошовные нарушения целостности материала.

Первая группа явлений определяется обычно местным разрушением изоляции, спровоцированным наличием подсоса холодных масс воздуха через незакрытые строительно-монтажные проемы, влажностью этих масс, динамическим (ветровым) воздействием. Предлагаемые меры борьбы — точное и полное соблюдение проекта и строительной технологии.

Разрушение компенсаторов вызвано в основном устаревшим проектным решением. Рекомендуются конструкции компенсаторов сальникового типа с использованием в качестве закладки металлических промасленных тросов, шариковой засыпки, синтетических прокладок, материала “аримид”.

Разрушение элементов подвески, силовых элементов, закладных детален могут иметь двойную природу: либо вследствие отмеченных выше несоблюдений строителыю-монтажной технологии, либо вследствие применения несовместимых с основным металлом электродов. Этими же причинами объясняются имеющиеся околошовные повреждения.

Для предотвращения возможных нарушении, относящихся к этой ipynne, рекомендуется полное и точное следование техиолоши сооружения и приемки в эксплу атацию трубы.

Если в трубах не закрыты проемы в нижней части, слу жащие дтя ввода газоходов, а последние не изолированы, возрастает в несколько раз скорость коррозии элементов нижней части трубы. Следует выполнить требования проекта и привести в соответствие с мим-нижнюю часть дымовой трубы. Если проектом по каким-либо причинам не предусмотрено закрытие проемов и изоляции ввода газоходов, следует провести реконструкцию трубы по соответствующим образом доработанной проектной документации.

11

1.4.2. Оценка состояния эксплуатируемых железобетонных труб с различными типами футеровок

При возведении труб с вентилируемым Эазором для полной реализации заложенных при проектировании решений должны быть обязательно выполнены:

монтаж, наладка и запуск в эксплуатацию проектных установок вентиляции зазора;

освобождение вентилируемого зазора от строительного мусора, наблюдение за чистотой,его пространства в период строительства;

заделка строительно-монтажных проемов с целью предотвращения разрушения футеровки.

Ниже приводятся типовые нарушения, выявленные после сдачи труб в эксплуатацию, и рекомендации по их предотвращению.

1. Дымовые трубы с футеровкой из красного кирпича. Возникающие в них разрушения объясняются следующими механизмами: образованием конденсата с содержанием раствора серной кислоты, который вследствие градиентов температуры и влажности проникает через швы кладки к железобетонному стволу и разрушает как материал футеровки, так и ствол. Это характерно в основном для ТЭС, преимущественно сжигающих сернистый мазут и уг ли с высоким содержанием серы;

просачиванием (фильтрацией) конденсата водяных паров в толщу материала, его замерзанием в зимнее время и последующем разрушением материала ствола вследствие распирания. Такое характерно при сжигании газового топлива, мокрой очистке дымовых газов, при низкой температуре уходящих газов. Разрушения обуславливаются пористой структурой применяемых материалов, недостаточной плотностью швов и монолитности кладки.

Эти повреждения предупреждаются применением дополнительных уплотняющих влаго-кислотостойких покрытий, искусственным уплотнением (старением) поверхности материала, ее остеклованием, плакированием и т.д., что должно быть предусмотрено проектом.

Недостаточная стойкость, долговечность существующих типов покрытий, их недостаточная адгезия с защищаемым материалом требуют применения других типов покрытий, использования современных материалов и технологий;

сульфатной коррозией раствора кладки, приводящей к росту звеньев футеровки, к подъему и разрушению защитного чугунного колпака. Рост звеньев футеровки связан с утолщением в процессе

12

эксплуатации швов кладки, выполненной на кислотоупорном растворе на основе натриевого жидкого стекла, что не происходит при применении растворов на основе калиевого стекла.

Отмечена интенсивная коррозия металлических вставок, служащих для подогрева воздуха, поступающего в вентилируемый зазор. Выполнение антикоррозионной защиты этих вставок предотвращает отмеченные нарушения.

2.    Трубы с футеровкой из монолитного бетона. В последние годы считается перспективным применение труб с футеровкой из монолитного, полимерцементного или полимерсиликатного бетона. Единичные случаи просачивания конденсата через такие футеровки объясняются некачественным их выполнением в процессе строительства.

В ближайшие годы возможно применение в качестве футеровки или ее поверхностных слоев конструкций из стекловолокна, других композитных или органоволокнистых структур.

Реальные перспективы имеет замена при реконструкции нарушенной футеровки одним или несколькими металлическими внутренними стволами.

3.    Частые разрушения диффузоров, установленных на уже существующих дымовых трубах для снятия положительных перепадов статического давления при их перегрузке (после увеличения парка котлов или изменения их режима работы). Эта диффузоры изготавливались из металла и не имели наружной изоляции. В настоящее время разработаны типовые проектные решения по изоляции диффузоров и предотвращению ее разрушения воздушными потоками или изготовлению диффузоров из органопластиков или композитных соединений.

4.    Наружные разрушения верхней части бетонных стволов труб вследствие явления самоокутывания.

Целесообразность защитных мероприятий (режимные ограничения, плакирование верхней части ствола металлом, органопластиками, кислотостойкими бетонами или применение аэродинамических решений) должна определяться технико-экономическим анализом на стадии проектирования.

5.    Ряд разрушений или предрасположенность к ним по результатам обследований объясняется аэродинамическими воздействием на трубу обтекающего ее воздушного потока и взаимной компоновкой труб. Последнее обстоятельство влияет как на состояние трубы-инициатора (при срыве вихрей Кармана ствол подвергается раскачивающему воздействию и возникновению специфических на-

13

пряжений, компенсируемых дополнительными затратами), так и на состояние труб-реципиентов, попадающих при определенных направлениях ветра в дорожку вихрей Кармана и раскачивающихся под их влиявшем (бафтинг).

Для борьбы с проявлением усиления вынужденных колебаний труб-инициаторов существуют некоторые конструкторские решения (успокоители), недостаточно пока обоснованные экспериментально и теоретически. Для борьбы с бафтингом используется эмпирическое правило “удал61®151” трубы-реципиента от трубы-инициатора на определенное расстояние (обычно больше 5 диаметров).

1.5. Основные нормативно-технические документы, обосновывающие объем, качество и глубину приемочного контроля

Настоящая Инструкция разработана в соответствии с действующими руководящими и нормативными документами. Эти документы включают в себя:

указы, постановления и распоряжения высших органов власти и правительства;

инструкции, методики и руководства, утвержденные в установленном порядке;

строительные нормы и правила, государственные стандарты, документы, применяемые при контроле стррительной и проектной документации.

При нахождении на территории Заказчика лица, осуществляющие приемку, должны также выполнять правила внутреннего распорядка и другие требования, регламапирующие работу объекта (предприятия) на котором сооружается дымбвая труба.

1.6. Инспектирующие органы и лица

К инспектирующим органам относятся государственные инспекции (прежде всего Государезвенная инспекция по архитектурно-строительному надзору); уполномоченные представители Инвестора или дирекции Заказчика (в том числе члены приемочной комиссии); лица, осуществляющие авторский надзор.

Заказчик, Инвестор или уполномоченное ими лицо может привлекать к приемке в составе приемочной комиссии Пользователя объекта (экешгуатирчтощую организацию), авторов проекта, специ-

14

авизированные фирмы и организации, страховые общества, при необходимости — Других юридических или физических лиц.

Под специализированными фирмами и организациями понимаются фирмы и организации, специализирующиеся на выполнении определенных работ и услуг, имеющие опыт работ в этом направлении и лицензию на производство этого вида деятельности.

2. ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ

2.1. Стадии контроля и его приборное обеспечение

2.1.1.    С целью повышения объективности и качества контроль за сооружением трубы должен проводиться по следующим этапам:

контроль на соответствие проекту;

входной контроль;

операционный контроль;

приемочный контроль;

инспекционный контроль.

2.1.2.    Другие стадии приемки, объем контроля и методы испытаний принимаются в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, в соответствии с указаниями проектной или технической документации, по указаниям и предписаниям инспекционных органов.

2.1.3.    Размеры дефектов и повреждений, прочность бетона в конструкциях определяются с использованием приборов и средств, рекомендуемых нормативными документами. Качественное состояние дымовой трубы может также оцениваться методами термографии.

2.1.4.    Наблюдения за кренами промышленных труб и осадками оснований под фундаментами должны производиться систематически с помощью геодезических инструментов (см. приложение 4).

2.1.5.    К техдокументации по результатам обследования рекомендуется прилагать фотоизображение и (или) термограммы ствола трубы в целом или по участкам, термо- и фотоиллюстрации наиболее характерных и наиболее опасных повреждений и дефектов конструкции.

2.1.6.    Результаты измерений, дата, схема исполнительной съемки, выводы должны быть подписаны исполнителями и приобщены к актам контроля, а при обследовании труб после ремонта, реконструкции или замены элементов — к паспорту трубы.

15

2.2. Контроль на соответствие проекту

2.2.1.    Прием технической документации (проекта) трубы является первой ступенью контроля.

2.2.2.    Проектная документация на дьшовую трубу должна отвечать следующим требованиям:

соответствовать утвержденному заданию на проектирование и гарантировать обеспечение приземных концентраций вредных веществ в пределах установленных норм, обеспечивать необходимое разрежение в газоходах и на входе в дымовую трубу;

должна быть разработана специализированной проектной организацией, имеющей лицензию на проектирование промышленных труб. Соответствие действующим нормам, инструкциям и государственным стандартам должно быть удостоверено специальной подписью главного инженера проекта;

должна быть основана на результатах инженерных изысканий, выполненных лицензированными специализированными организациями.

Материалы инженерных изысканий хранятся в проектной организации, а технический отчет об инженерных изысканиях передается Заказчику (Инвестору) в одном экземпляре.

2.2.3.    Проектные решения должны обеспечивать надежность конструкции дымовой трубы в течение всего нормативного срока службы с учетом конкретных условий эксплуатации, что должно быть подтверждено гарантийной записью Генерального проектировщика, а также предусматривать применение эффективных строительных материалов, индивидуальны^ методов возведения, обеспечение ремонтопригодности сооружения и проведения как планового., так и аварийного ремонтов.

2.2.4.    Рабочие чертежи должны учитывать нагрузки на строительные конструкции дымовой трубы, возникающие в процессе строитель но-монтажных и ремонтных работ.

2.2.5.    Рабочая документация должна быть оформлена соответствующим штампом технического надзора Заказчика (Инвестора) с разрешением к производству работ. Изменения проектно-сметной документащш, связанные с изменением действующих нормативных документов и заменой выпускаемого оборудования, производятся проектной организацией на основании поручения Заказчика (Инвестора) с учетом фактического состояния строительства.

2.2.6.    Отступления от рабочих чертежей при производстве стро-

16

ительно-монтажных работ должны быть согласованы Заказчиком (Инвестором) с проектной организацией.

2.2.7.    Рабочая документация должна coдq)жaть указания по особенностям приемки отдельных ответственных конструкций дымовой трубы в процессе строительства.

2.2.8.    Контроль на соответствие проекту- осуществляют специалисты Заказчика или лица, уполномоченные Инвестором.

2.3. Входной кош роль

2.3.1.    Все материалы, детали, узлы и конструкции, поступающие на площадку для использования при возведении трубы, должны подвергаться входному контролю на соответствие их качества и количества проектным требованиям.

2.3.2.    Входной конгроль осуществляется по сертификатам, приемочным ведомостям, паспортам, спецификациям поставщиков.

В иеоохо;шмых случаях Moiyr проводится контрольные лабораторные испытания.

2.3.3.    Дефекты, не выявленные при изготовлении и возникшие при транспортировании консфукцин и материалов, должны быть выявлены и устранены до их применения в дело, а материалы, не соответствующие требованиям проекта, заменены.

2.3.4.    Входной контроль производится инженерно-техническими службами (службой технического надзора) Заказчика или лицами, уполномоченными Инвестором.

2.4. Операционный конгроль

2.4.1.    Операционный кон фоль проводится до сушки дымовой трубы. В него включают контроль за производством скрытых работ; кошроль за очередиосзыо выполняемых технических onq>a-ций, их качеством; контроль за недопущением параллельного выполнения несовместимых технологических операций, преждевременного начала последовал'ельпых технолошческих операций; кон-, •фоль за выполнением необходимых вспомопггелыгых работ; контрол!» за недопущением использования вспомогательных помещений, площадок, территорий не по назначению.

2.4.2.    В процессе возведения трубы во избежание неравномерных осадок оснований под их фундаментами необходимо следить, чтобы:

а) котлованы для фундаментов труб, вырытые в период стро-

17

ительства, были засыпаны грунтом и уплотнены немедленно по окончании возведения фундамента;

б)    в исправном состоянии содержались отмостки по периметру дымовой трубы и кольцевой канавы для. отвода поверхностных

вод;

в)    основания части водопроводных и канализационных систем, расположенных ближе 100 м от фундамента, были помещены в водонепроницаемые тоннели (иное решение должно быть специально оговорено в проекте) для предотвращения недопустимого увлажнения грунта;

г)    в случае сооружения дымовой трубы вблизи помещений с регулярно работающими машинами и механизмами, создающими ритмические колебания почвы, были выполнены специальные глушители в виде траншей глу биной до основания фундамента, заполняемых рыхлыми, не передающими колебаний материалами (иное решение должно быть специально оговорено в проекте).

2.4.3.    В процессе возведения ствола, обмуровочно-футеровоч-ных, изоляционных, окрасочных, монтажных работ на трубе запрещается:

а)    скопление посторонних предметов на светофорных и смотровых площадках дымовых и вентиляционных труб, на газоходах и лестницах;

б)    хранение в цокольной части дымовых труб, под газоходами и вблизи них горючих и взрывчатых веществ и материалов, сооружение вблизи трубы или газоходов складов материалов, накопление мусора;

в)    оставление вблизи трубы и газоходов на продолжительное время открытыми котлованов и траншей;

г)    устройство ниже подошвы фундамента колодцев для откачки грунтовых вод.

2.4.4.    В процессе сооружения трубы и при проведении операционного контроля следует особое внимание уделять контролю качества выполнения скрытых и специальных работ. Перечни актов на скрытые работы приведены в приложении 2.

2.4.5.    Окончание контроля очередной технологической операции или последовательности этих операций также оформляются актами.

2.4.6.    В актах промежуточной приемки выполненных работ (операционный контроль) и на скрытые работы дается оценка их качества и заключение представителей Заказчика и Генподрядчика о возможности производства последующих работ. Выявлет^ые де-18

фекты регистрируются с указанием способов и сроков их устранения.

2.4.7.    К актам промежуточной приемки выполненных и скрытых работ должны прилагаться соответствующие исполнительные схемы.

2.4.8.    При осуществлении операционного контроля следует проверять:

а)    соответствие законченных строительно-монтажных работ требованиям проектов, нормативно-технической документации;

б)    наличие документов, подтверждающих качество применяемых при производстве строительно-монгажных работ материалов, узлов, конструкций и наличие письменного подтверждения Генерального подрядчика (Исполнителя) о соответствии примененных технологий возведения трубы требованиям нормативных документов и проекта;

в)    наличие, своевременность и правильность ведения и оформления необходимой исполшггелыюй документации в соответствии с требованиями СНиП и инструкции по видам работ;

г)    наличие в. проектной документации необходимых подписей должностных лиц при согласовании внесенных изменений.

2.4.9.    Необходимость сплошной или выборочной проверки качества технологических операций и их последовательности, объем и способы проверки, кошрольных измерений и испытаний определяются, исходя из требований соответствующих СНиП и инструкций по видам работ.

2.4.10.    Результаты операционного контроля служат основанием для принятия решения о возможности выполнения последующих работ, оценки отсутствия или наличия отклонений от проектной документации.

2.4.11.    Операционный кошроль проводится:

прорабами и мастерами при приемке закопченных строигельио-монтажнмх работ у отдельных рабочих, звена, бригады;

техническим надзором Заказчика или лицами, уполномоченными Инвестором, с участием представителей Генподрядчика, субподрядчиков, работников, осуществляющих авторский надзор при приемке скрытых работ, отдельных ответственных конструкций, комплекса технологических операций (лгапов) см. приложение 2.

19

2.5, Приемочный контроль

2.5Л. Приемочный контроль осуществляет приемочная комиссия.

2.5.2.    Приемочная (рабочая) комиссия создается после получения извещения Подрядчика о готовности объекта к сдаче приказом (распоряжением) дирекции Заказчика или лица, уполномоченного Инвестором.

К работе приемочной комиссии могут привлекаться представители Генерального подрядчика и субподрядчиков, эксплуатирующей организации, лица, Осуществляющие авторский надзор, специалисты научных, проектных, конструкторских и ремонтных организаций.

Представители государственных инспектирующих организаций имеют право участия в приемочной комиссии без предварительного оформления приказом (распоряжением) дирекции Заказчика или лица, уполномоченного Инвестором.

2.5.3.    Приемочный контроль производится только после сушки трубы, после полной подготовки к эксплуатации.

2.5.4.    Дымовые трубы принимаются в эксплуатацию, как правило, в целом, в том числе “под ключ”. Возможность поэтапной приемки по мере завершения отдельных комплексов технологических операций (циклов) должна быть оговорена в договоре подряда или контракте на строительство.

2.5.5.    Приемочная комиссия имеет право:

привлекать в случае необходимости отдельных специалистов для проверки качества и готовности узлов, конструкции дымовой трубы;

проверять соответствие объемов и качества проведенных скрытых работ данным, указанным в актах, представленных подрядчиком;

проверять соответствие объемов и качества работ, указанных в актах приемки отдельных конструкций и узлов дымовой трубы, фактически выполненным работам, а также правильность заключений по опробованию дымовой трубы.

2.5.6.    Приемочная комиссия обязана:

а) проверять качество и соответствие выполненных строительно-монтажных работ и проектно-сметной документации строительным нормам и правилам производства работ.

Особое внимание при этом должно быть, уделено:

качеству и соответствию проекту классов (марок) бетона и ар-

Разработано Московским энергетическим институтом,

АО “Фирма ОРГРЭС”, ИКТС “Теплопроект”,

АПСФ “Спецжелезобетон”, ТОО “ОЗОН” Исполнители 1Л.А. РИХТЁР|, БХ. ТУВАЛЬБАЕВ,

С.Л. ЧЕРНОВ (МЭИ);

В.П. ОСОЛОВСКИЙ (АО “Фирма ОРГРЭС”);

В.Г. ЛЕБЕДЕВ (ИКТС “Теплопроект”);

П.Ф. БАРХАТОВ (АПСФ “Спецжелезобетон”);

В.Н. ЕФИМОВ (ТОО “ОЗОН”)

Утверждено Департаментом науки и техники РАО “ЮС России” 30.12.95 г.

Начальник А.П. БЕРСЕНЕВ

© СПО ОРГРЭС 1997

20

матуры в кон<прукциях фундамета и ствола трубы, а также состоянию наружной поверхности конструкщш;

качеству и соответствию проекту марок всех видов ки])пича и раствора;

проверке наличия и соответствия проекту сертификатов на металлы, из которых изготовлены ходовые лестницы, светофорные площадки, болтовые соединения, оттяжки и другие металлические детали;

проверке наличия и соответствия требованиям норм отклонений продольной оси ствола от вертикали по всей высоте трубы;

качеству и полноте выполнения противокоррозионной защиты, теплоизоляции и футеровки;

правильности изготовления и монтажа молниезащиты и металлических ко11струта ши;

качеству внутреннего ствола (стволов) трубы из сборных элементов (опорных узлов, панелей, подвесок, царг, компенсаторов, соединений сборных элементов, заделки стыков между панелями, мсталлоконструкщш, теплоизоляции и ее покрытая, антикоррозионного покрытия);

качеству монтажа и соединению элементов газоотводяших стволов многоствольных труб с внутренними сгволами из металла для каждой царги (сварных швов, теплоизоляции и ее покрытая, опорных и под держивающих узлов);

качеству монтажа и надежности работы венталяционной установки трубы;

достаточности неправильности установки контрольно-измерительной аппаратуры, огней светового ограждения н опробования их работы, наличию вентиляции затора и эффективности его работы в соответствии с проектам;

б)    дать заключение по результатам произведенного Заказчиком опробования работы дымовой трубы и вынести решение об ее готовности к эксплуатации (см. приложение 2);

в)    составить акт приемки по результатам проверок готовности дымовой трубы.

2.5.7.    Необходимые для работы приемочной (рабочей комиссии) документы представляются Подрядчиком (см. приложение 2).

2.5.8.    Вся документация по приемке дымовой трубы передается Заказчику или лицу, уполномоченному Инвестором, которые в свою очередь передают документацию Пользователю объекта.

Исполнитель работ имеет право оставить у себя копии исполнитель! ЮЙ Про И ТВОДСIBCHIIO-TCXJ1НЧССКОЙ ДОКу MCI rrai ЦП I.

УДК 621.311

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРИЕМКЕ СТРОЯЩИХСЯ    РД    34.21.408-95

ДЫМОВУХ ТРУБ

Вводится в действие с 01.0197 г.

“Инструкция по приемке строящихся дымовых труб” регламентирует порядок организации, проведения и оформления приемочного контроля качества в процессе строительства и приемки законченных строительством дымовых труб ГРЭС, ТЭЦ Российского акционерного общества энергетики и электрификации “ЕЭС России”.

Настоящая Инструкция предназначена для руководящих и инженерно-технических работников организаций и предприятии, занятых строительством и эксплуатацией дымовых железобетонных труб. Инструкция может быть использована при приемке в эксплуатацию дымовых труб котельных и других производственных объектов, не подведомственных РАО “ЕЭС России”.

Настоящая Инструкция является интеллектуальной собственностью РАО “ЕЭС России” и без его разрешения передаче третьим лицам (организациям) не подлежит.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Инструкция содержит указания заказчикам дымовых труб ТЭС по приемке их в эксплуатацию. Ее использование является обязательным для объектов, подведомственных РАО “ЕЭС России” и желательным при приемке в эксплуатацию дымовых груб, сооружаемых на объектах Минтопэнерго РФ и других промышленных предприятий. Инструкция также может быть использована при приемке в эксплуатацию дымовых труб котельных и производственных объектов других ведомств.

При разработке данной Инструкции учтены опыт эксплуатации труб разных конструкций, виды и статистика типовых разрушений, обобщены результаты исследований и конструкторских разработок, выполненных рядом научно-исследовательских, проектных институтов и специализированных организаций, материалы зарубежных публикаций.

В общей части кратко описаны современные конструкции ды-

4

мовых труб, виды и типовые причины их разрушений, что позволяет сконцентрировать внимание приемщиков на наиболее ответственных узлах и операциях и более квалифицированно оценивать выполненную работу, по сооружению трубы, правомерность и последствия возможных изменении в технологии.

Характеризуются основные нормативно-технические документы, обосновывающие объем, качество и глубину приемочного контроля; называются инспектирующие органы и должностные лица, имеющие право участвовать в приемочной комиссии.

Обосновываются стадии контроля, его объем, содержание и приборное обеспечение на разных стадиях, включая особенности приемки трубы после ремонта, реконструкции, модернизации.

При приемке дымовых труб описываются общие требования, а также приводятся дополнительные требования, определяемые технологическими или конструктивными особенностями сооружаемой трубы.

Поскольку основным критерием качества принимаемой конструкции является точное соответствие ее проектной документации, максимально точное соблюдение технологической дисциплины, разработчики сочли целесообразным обратить внимание пользователей на необходимость получения гарантий проектировщиков и изготовителей.

Приводятся перечень нормативно-технических и справочно-информационных документов, использованных при разработке Инструкции и определяющих взаимоотношения с подрядчиками, а также перечни документов, составляемых при приемке дымовых труб и подписываемых приемочной (рабочей) комиссией (приложения 1-4).

Особое внимание потенциальных пользователей разработчики обращают на то обстоятельство, что при полном и правильном оформлении приемочной документации появляются юридические основания при возникновении разрушений трубы взыскивать часть ремонтных затрат с проектно-конструкторских или строительномонтажных организаций, проектировавших или сооружавших трубу.

5

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Задачи Инструкции

Настоящая Инструкция разработана в соответствии с действующими строительными нормами и правилами и другими руководящими документами и должна обеспечить:

единство подходов и объемов требовании при приемке дымовой трубы в эксплуатацию;

целенаправленность всех организационных, технических и технологических действий участвующих в проектировании и сооружении дымовых труб лиц и организаций на достижение максимальной надежности возводимого объекта в течение всего запланированного срока эксплуатации;

предоставление (обзорно) необходимых справочно-информационных документов лицам, осуществляющим приемку,— сдачу вновь сооружаемых и реконструируемых дымовых труб;

формальное обоснование некоторых новых взаимоотношений Заказчика и Исполнителя в сфере распределения затрат на ремонт и реконструкцию дымовой трубы.

1.2* Понятие дефекта, категория дефектов, оценка состояния трубы

Дефект дымовой трубы определяется как одиночное или совокупное отклонение качества, формы, фактических размеров конструкций, их элементов и материалов или маркирующей окраски от требований нормативных документов или проектов, возникающее при проектировании, изготовлении возведении или монтаже и проявляется в виде повреждений, возникающих при эксплуатации в результате* механических (силовых, температурно-влажностных), химических или комбинированных воздействий.

Повреждения от силовых воздействий возможны в результате превышения фактическими значениями внутренних усилий в элементах конструкций расчетных значений из-за несоответствия реальных условий работы конструкций расчетам. Они возникают вследствие неверных расчетов, применения некачественных, нерасчетных строительных материалов, из-за нарушения технологии возведения труб, местных разрушений и проявляются в виде разрывов, трещин, сколов кирпича, бетона с выпучиванием продольной арматуры, а также в форме чрезмерных деформаций элементов сооруже-

6

ния (искривление оси ствола, крены и осадки фундаментов, выпучивание и искривление участков стен и футеровки ствола и газоходов, прогибы перекрыл»! и др.).

Повреждения от температурно-влажностных воздействий (например, вследствие неверно осуществленного режима разогрева перед сушкой или собственно сушки) проявляются в образовании вертикальных, а в верхней части железобетонных дымовых труб и горизонтальных трещин, в отслоении кирпича и бетона лещадками преимущественно в местах применения материалов невысокой морозостойкости и их чрезмерного увлажнения атмосферными осадками, выбросами пара, технических вод н др. Степень повреждения конструкций характеризуется шириной раскрытая и длиной трещин, площадью деструктивных разрушений конструкций фундамента, ствола, футеровки.

Повреждения от химических воздействий возникают в результате действий агрессивных сред; проявляются в виде химической и электрохимической коррозии бегона, кирпича, металлов, связующих материалов, разрушения защитных покрытий и являются наиболее опасными как вызывающие наибольшие разрушения. Скорость их проявления заметно увеличивается при нарушении технологии возведешш трубы, применении некачественных или нерасчетных материалов н технологий.

Степень коррозионного повреждения характеризуем скорос-пдо проникновения коррозии (мм в год) по толщине поперечного сечения элементов, а также площадью поражения конструкций.

Дефекты и повреждения конструкций дымовых труб в зависимости от их опасности и значимости рассматриваемого конструктивного элемента для сохранения эксплуатационной пригодности сооружения в целом делятся на три категории — А, Б, В и фиксируются в картах дефекта: (см. приложение 4).

К категории А относятся дефекты и повреждения особо ответственных конструкций, их элементов и соединений, представляющие непосредственную опасность разрушения (крены фундаментов и искривления оси ствола; разрушения участков футеровки; деформации, трещины и разрывы основных элементов; потеря устойчивости продольной арматуры: местные прогибы и вмятины стенок металлических труб, выходящие за пределы нормативов; срез сварных швов, болтов или заклепок в местах сопряжения основных элементов и др.).

При обнаружении повреждения, относящеюся предположительно к категории А, заключение о техническом состоянии и пригод-

7

ности к дальнейшей эксплуатации конструкции шш ее элемента выполняется представителями специализированных организаций. Если в результате их заключения выявленное повреждение будет отнесено к категории А, то следует прервать процесс приемки конструкции или ее части (а в случае обследования уже эксплуатируемой конструкции ее следует вывести из эксплуатации) до выполнения необходимого ремонта или устранения дефекта. Заключение с пециализнр о в а нно й ор ганш ации должно быть зафиксировано в приемочных документах или внесено в журнал технической эксплуатации сооружения!

К категории Б относятся дефекты и повреждения конструкции, не представляющие в момент обследования непосредственной опасности для конструкции или сооружения в целом, но способные в дальнейшем вызвать повреждения других элементов или при их развитии перейти в категорию А (трещины, отслоения кирпича и бетона, коррозия бетона и металлических элементов, частичные повреждения сварных, болтовых, заклепочных соединений и др.).

К категории В относятся дефекты и повреждения локального характера, которые при последующем развитии не могут оказать влияние на основные элементы и конструкции (повреждения вспомогательных элементов, лестниц, ограждений, площадок и др.).

В зависимости от наличия дефектов и повреждений в элементах конструкций, категории, в которой они относятся, и условий эксплуатации техническое состояние дымовых труб классифицируется как:

исправное: все элементы трубы удовлетворяют требованиям действующих нормативных документов и проектной документации;

работоспособное: удовлетворяются требования обеспечения производственного процесса и правил техники безопасности, однако имеются частичные нарушения требований действующих нормативных документов или проектной документации;

ограниченно работоспособное: возможно функционирование трубы при определенных эксплуатационных ограничениях и проведении специальных мероприятий по контролю за состоянием конструкций, параметрами технологического процесса, нагрузками и воздействиями;

неработоспособное (аварийное); возможна потеря несущей способности элементов или сооружения в целом, другие разрушения, исключающие возможность эксплуатации трубы.

Дефекты и повреждения промышленных груб категории В и отдельные повреждения ограниченного развития категории Б допус-

8

кается устранять по технической документации, разработанной проектно-конструкторскими подразделениями Заказчика по согласованию с авторами проекта.

Дефекты и повреждения категории А и повреждения категории Б, способные при дальнейшем развитии перейти в категорию А, должны устраняться только в соответствии с технической документацией, разработанной специализированной организацией.

1.3. Типы применяемых в энергетике дымовых труб

В настоящее время перспективным для энергетики при новом строительстве являются многоствольные трубы, железобетонные трубы с прижимной футеровкой или зазором между стволом и футеровкой, а при реконструкции — с заменой футеровки металлическим стволом (или несколькими стволами) или устройством футеровки из монолитного лепсого бетона.

Опыт эксплуатации труб разных конструкций показал наличие некоторых типовых разрушений. Важным мероприятием для профилактики значительного числа возможных нарушений является операция приемки труб в эксплуатацию, что и объясняет необходимость данной Инструкции.

Ниже приводится обзорное описание типовых разрушений перспективных для энергетики типов труб и некоторые рекомендации, позволяющие смягчить их последствия.

Следует отметить, что все предлагаемые ниже проектно-конструкторские разработки выполнены и могут быть предложены пользователям.

1.4. Оценка состояния эксплуатируемых энергетических труб

1.4.1. Оценка состояния эксплуатируемых труб с металлическими стволами

Отдельные элементы труб с металлическими стволами имени разрушения, вызванные конструктивными недоработками, строительными недоделками и эксплуатационными нарушениями.

На эксплуатируемых трубах скорость коррозии нетсплоизо.тированного металла (отсутствие изоляции по гцюеклу, разрушение ее в процессе эксплуатации из-за наличия незакрытых монтажных

9

проемов и т.п.) значительно выше, чем металла, укрытого изоляцией.

Устранение причин разрушения может быть довольно просто достигнуто строгим выполнением требований проекта и инструкции по приемке дымовых труб в эксплуатацию, дополнительной теплоизоляцией незащищенных участков, более частым беглым освидетельствованием труб с целью раннего обнаружения и предотвращения нарушений тепловой изоляции.

На многих дымовых трубах через несколько лет эксплуатации происходит разрушение оголовков — частей металлических стволов, возвышающихся над устьем несущей бетонной конструкции. Для оголовков характерны:

коррозионные разрушения, в том числе сквозные, ограждающей конструкции;

коррозионные разрушения в области сварных швов, соединяющих оголовок с металлическим стволом;

коррозионные разрушения в области других сварных швов.

Для предупреждения подобных нарушений обязательно выполнение теплоизоляции оголовков с покрытием ее кожухом (из алюминиевого листа, углеорганического пластика, стали) для предотвращения ветрового разрушения или укрытия оголовков под кровлю устья трубы.

Группа нарушений может быть объяснена усилением коррозии вследствие электрохимических процессов, возникающих на стыках деталей из разнородных металлов. Устранению этих недостатков способствует замена сварного соединения оголовка со стволом на болтовое с прокладкой из изоляционного материала между шши.

При сжигании несернистых и малосернистых топлив можно рекомендовать выполнение оголовков из основного материала ствола, поскольку в этом случае существенной разности в скорости коррозии между материалами ствола и оголовка не отмечено. Рекомендуется и выполнение оголовка из новых материалов — стеклоорга-ники, композитных и тому подобных материалов.

Нарушения относящиеся к третьей группе, возникают из-за применения электродов, не подходящих для свариваемых марок сталей, т.е. из-за нарушения технологии изготовления.

Типичные разрушения других элементов стволов таких труб:

I. Крыша (перекрытие) межстволыюго пространства на некоторых трубах не смонтирована или смонтирована, но не изолирована. В первом случае наблюдается коррозия стволов ниже оголовков, во втором — коррозионные нарушения самой кровли.