Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

70 страниц

Купить РД 34.10.506-88 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методика предназначена для специалистов министерств, ведомств и планирующих органов, занимающихся вопросами нормирования и планирования расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин, а также разработкой прогрессивных технико-экономических норм расхода топлива при создании и постановке на производство новых средств механизации

 Скачать PDF

Смотри: "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Методические рекомендации" утв. Распоряжением Минтранса РФ № АМ-23р от 14.03.2008 г.

Оглавление

Введение

1. Общие положения

     1.1. Методические положения по нормированию

     1.2. Классификация и состав норм расхода топлива

     1.3. Методы разработки норм расхода топлива

2. Методика расчета норм расхода топлива на работу строительно-дорожных машин

     2.1. Расчет индивидуальных норм расхода топлива

     2.2. Расчет групповых норм расхода и потребности в топливе

3. Примеры расчета групповых норм и потребности в топливе на работу строительно-дорожных машин (условные)

Приложение 1. Справочные данные для расчета

     Таблица 1. Номенклатура строительно-дорожных машин

     Таблица 2. Коэффициенты использования двигателей строительных машин по времени и по мощности в течение смены

     Таблица 3. Коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от использования мощности двигателя (КTN)

     Таблица 4. Нормы расхода бензина и дизельного топлива по маркам (моделям) строительно-дорожных машин

     Таблица 5. Перечень местностей, относимых к особым климатическим районам, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 августа 1967 г. № 608

Приложение 2. Формы расчета норм расхода и плановой потребности топлива на работу строительно-дорожных машин

     Форма 1. Расчет удельного расхода топлива строительно-дорожных машин, работа которых планируется в часах

     Форма 2. Расчет групповой нормы расхода и потребности в топливе для строительно-дорожных машин, работа которых планируется в часах

     Форма 3. Расчет удельного расхода топлива строительно-дорожных машин, работа которых планируется в физическом выражении

     Форма 4. Расчет групповой нормы расхода и потребности в топливе для строительно-дорожных машин, работа которых планируется в физическом выражении

Список использованных источников

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Завершение срока действия18.12.2001
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

20.07.1988УтвержденГосстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)
РазработанПКБ НПО Энергомаш
ИзданХОЗУ Минэнерго СССР1988 г.

Procedural Guidelines for Calculation of Specified Quantity Allowances for Gasoline and Diesel Fuel for Operation of Construction and Roadbuilding Machinery, Including Specified Quantity Allowances for Gasoline and Diesel Fuel for Each Make of Machinery

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

1\0ДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР (Госстрой СССР)

УТВЕРЖДЕНО:

Государста*шш строктелыаш комитетом СССР 20иши 1906г. *32-Д

МЕЩдИЧВасИЕ УКАЗАНИЙ

ПС РАСЧЕТУ НОРМ РАСХОДА БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОДНЫХ МАШИН

СОГЛАСОВАНО

с Госпланом СССР (письмо от ЗОишк 1906г. » КМ-2&0/Ч-485)

Москва 1991

Методические указания подготовлены в соответствии с Планом-графиком разработки корм расхода бензина и дизельного топлива по маркам /моделям/ с трои тел ьно -дорожных машин,утвержденным Госстроем СССР и согласованном с Госпланом СССР.

Они содержат основные положения по нормированию расхода топлива на работу строительно-дорожных машин.

Методические указания являются типовым документом и могут служить для создания метода* И инструкций комкретыыъм министерствами и ведомствами при уточнении и детализации отдельных положений настоящих Методических указаний, раскрывающих специфические особенности расхода топлива на работу строительно-дорожных машин.

Методика предназначена для специалистов министерств,ведомств и планирующих органов,занимающихся вопросами нормирования и планирования расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин,а такие разработкой прогрессивных технико-экономических норм расхода топлива при создании и постановке на производство новых средств механизации.

2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА НА РАБОТУ СТРОИТЕДЬНО-ДрРОХНЫХ МАШИН

2.Х. Расчет индивидуальных корм расхода топлива

2.1 Л. Индивидуалькьм нормы расхода топлива на единицу работы (машино-час) устанавливается для средних условий эксплуатации (режимов использования) машины в тачание рабочай смани, которые учитывается нормативным коэффициентом измшнвния расхода топлива в аависимэстя от загрузки машин (сы.л.2Л .3.).

Индивидуальные норш расхода топлива разрабатывают для работы машин при положительных температурах окружающего воздуха без учета расхода топлива на внутрихозяйственные {внутригаражные) передвижения, техническое обслуживание, ремонт и хранение машин.

2.1.2.    Индивидуальную норму расхода топлива на единицу рабочего времени определяют по формуле:

(2.1)

где - индивидуальная норма расхода топлива строительно-дороаной машины /-ой марки, кг/мал.-ч;

0е - удельный расход топлива при номинальной мощности

О двигателя машины /-ой марки, г/кВт-ч (принимают по датам инструкции по эксплуатации двигателя);.

lL - номинальная малость дяягателя строительной машины / -ой марки,кВт (принимают по данным инструкции по эксплуатации строительной машины).

Примечание. Для перевода мощности,выраженной в киловаттах, в лошадиные силы пользуются коэффициентом 1,36, а лоцадиной силы в киловатты - коэффициентом 0,735.

С - нормативный коэффициент изменения расхода топлива в зависимости от загрузки машины;

КГ3- переводной коэффициент граммов в килограммы.

2.1.3.    Значение нормативного коэффициента изменения расхода топлива в зависимости от загрузки машины определяют по формуле:

(2.2)

где Кдв - коэффициент использования двигателя по времени

Кда/ - коэффициент использования двигателя по моортости

К - коэффициент,учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от степени использования двигателя по мощности

K__ - коэффициент,учитывающий расход топлива на запуск и регулировку работе двигателя,а также ежесменное техническое обслуживание швин в начале смены.К «1,03 для всех машин.

Нормативные коэффициенты у стана влив алтея планиру*яров1 организациями по представлению строительных шнистерств и ведомств.

Коэффициенты для расчета ллдивидульаных норм расхода .приведенные в формуле (2.2), принимают по данным приложения I, табл.2 и Э. Приведенные коэффициенты разработаны с использованием расчетно-аналитического,расчетно-статистического и опытного методов на основе данных о фактических расходах топлива при выполнении определенных объемов и видов работ.

2.1.4.    Значения индивидуальных норм расхода топлива для строительно-дорожных машин представлены в приложении I»табл .4.

Для марок машин,по которым отсутствуют в приложении 1, табл.4 индивидуальные нормы расхода топлива,разрешается юошетер-ствам и ведомствам СССР,советам министров союзных республик устанавливать для них временные индивидуальные нормы или в качестве временных могут быть приняты порт расхода ближайших конструктивно аналогичных машин.

2.1.5.    Для строительных машин,солдата на базе автомобильных шасси (автокранов, буровых установок, авто бетон онасооов к др.) индивидуальные норю* расхода топлива по настоящей методике определяются только на работу оборудования. Норш расхода топлива

на работу пробега (передвижение) таких машин и слацжалжзжровахню транспортных средств (мастерских для диагностирования «технического обслуживания «ремонта и т.п.) принюхаются в соответствии с линейными нормами расхода автомобильного бензина«дизельного топлива и сжиженного газа для автомобильного транспорта, утвержденным* Постановлением Госплана СССР от 17 июня 1963г. 9 171.

2.1.6.    Нормы расхода топлива на работу оборудования (генераторов, компрессоров, насосов и др.) спецкализяроважных транспортных средств (мастерских для диагностирования «технического обслуживания,ремонта и т.л.),работающих от двигателя внутреннего сгорания, принимают в размере 0,04 кг на каждый кВт номинальной мощности двигателя на один час работы оборудования.

2.1. Л Норму расхода бензина на работу пусковых двигателей, обеспечивающих запуск дизельных двигателей машин,устанавливают в процентах от кормы расхода дизельного топлива (до 3* в летнее время и до 4,5? в зимнее время).

II

2.1.8.    Ирм работе машин в холодное время года,при установившейся средней температуре воздуха ниже 0°С, индивидуальные норш расхода топлива можно увеличивать:

в явных районах страны до 5} в северных районах страны до 15}

в районах Крайнего Севера и местностях,приравненных к ним до гоХ

в остальных районах до 10}.

Отнесение местностей и указанным климатическим районам (за исключением районов Крайнего Севера и местностей,приравненных к ним) производится советами министров союзных республик .Периоды применения эюешх норм устанавливаются советами министров союзных республик (цри отсутствии областных и краевых исполкомов),облисполкомами крайисполкомами и советами Министров автономных республик.

Перечень местностей,отнесенных к особым климатическим районам для корректировки кцдивидульакых норм расхода топлива,утвер*-денкш Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 августа 1967г.

# 606, дан в приложении I,табл.5.

Индивидуальные нормы расхода топлива возможно увеличивать цри работе машин в горных местностях в зависимости от расположения местности над уровнем моря: от 1000 до 1500 м - на 5% от 1500 до 2000 м - на 10} от 2000 до 3000 м - на 20} от 3000 и выве м - до 40}*

2.1.9.    Норш расхода топлива также повиваются при следующих словмях експду&тацки машин:

цри работе машин на строительных обметах по реконструкции зданий л сооружений в стесненных условиях до 10%;

при работе в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и повышенных смежных заносов до 10}“

при эксплуатационной обкатке новой или капитально отремонтированной мамины или ее двигателя,а также при эксплуатации (работе) машшш,прошедшей капитальный ремонт или с истекшим сроком службы1^ долчщт до 5}.

х/ - Норм амортизационных отчислений по соновкьш фондам народного хозяйства СССР утверждены Постановлением Совета Выкистров СССР от 14 марта 1974г. » 163.

12

Продолжительность эксплуатационной обкатки устанавливают в соответствии с документацией заводов-изготовителей машин;

при учебной работе машин до 10%.

2.1.10.    Нормы расхода топлива снижаются при:

повременном режиме использования машин с перерывами,превшаю-щиыи установленные технологией производства работ;

замене двигателя на двигатель с меньшим контрольным расходом топлива или меньшей мовцостью.

2.1.11.    Руководителям предприятий (объединений) предоставляется право в пределах выделенных лимитов устанавливать повышающие (понижающие) надбавки к нормам,учитывающие специфические особенности выполнения работ машинами.

2.1.12.    При наличии нескольких повивающих (понижающих) надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

2Л.13. На внутрихозяйственные нужды: передвижение,техническое обслуживание,ремонт(кроме капитального) и другие расходы топлива может быть увеличен до 0,5% от расхода топлива на работу машин. Внутрихозяйственные расходы топлива списываются отдельным актом.

2.1.14. Нормируемый расход топлива на работу машины в строи-тельных организациях для расчета с машинистами определяют на основании установленных индивидуальных норы и нормативных коэффициентов

по форцуле:

(2.3)

где Ян- нормируемый расход топлива машиной, л;

Н i - индивидуальная норма расхода топлива, л/маш.-ч;

Т/ - время работы строительно-дорожной машины,маш.-ч;

&> ЯОл ~ суммарные корректирующие поправки,учитывающие дополни -Г*> тельный расход (надбавку) топлива на работу и пробег строительной машины;

И - линейная норма расхода топлива на 100 км пробега строительной машины на бале автомобиля или специализированного транспортного средства, л;

S* - пробег строительной машины на базе автомобиля или специализированного транспортного средства, хм;

Линейная норма расхода топлива на 100 км пробега строительной машины на базе автомобиля или специализированного транспортного средства (Нл) определяется по форцуле:

Нп=н5 +£(вг~а0\

13

Нс - линейная норма расхода на 100 км пробега базового ^ автомобиля строительной машины или специализированного транспортного средства для расчетов с машинистами, л;

где

/ - нормативный расход топлива на 100 км пробега «установленный на кащцую тонну увеличения (уменьшения) массы строительной машины на базе автомобиля или специализированного транспортного средства по сравнению с массой базового автомобиля,л (для двигателей,работающих на бензине - 2л, для двигателей,работающих на дизельном топливе - 1,3л);

/2. - общая масса строительной машины на базе автомобиля или специализированного транспортного средства, т;

Q0 - масса базового автомобиля, т.

томобилей и работу промышленного железнодорожного транспорта определяют в соответствии с "Методическими рекомендациями по нормированию расхода топлива специальными автомобилями" (НИИПиН при Госплане СССР,Ы. ,1985г.) и "Методическими рекомендациями по нормиро


2,1.14. Нормируемый расход топлива на работу специальных ав

ванию расхода топлива на работу промышленного железнодорожного транспорта11 (НИИПиН при Госплане СССР,М. ,1984г.).

Нормируемый расход топлива вычисляют до первого десятичного

знака.

Примеры расчета нормируемого расхода топлива для строительнодорожной машины.

Пример I (условный)

По сменному рапорту установлено,что за ноябрь бульдозер ДЗ-53 (Д-о86) отработал Т«150 маш.-ч.Работа выполнялась в зимнее время. Требуется определить норму расхода дизельного топлива на работу бульдозера.

Исходные данные:

индивидуальная норма расхода топлива на 1 маш.-ч работы бульдозера Н*8,8 л/маш.-ч;

надбавка за работу в зимнее время установлена в размере 10£

(Др-0.1).

Нормируемый расход дизельного топлива определяют по формуле

(2.3):

Ян - н;- Т^-и+Др) + Нл    (I    +    Дд)    -    8,8    •    150    (1+0ДЫ452    л.

Пример 2 (условный)

По путевому листу выявлено,что за август капитально отремонтированным стреловым краном КС-3562А отработано НО маш.-ч при общем пробеге Ь20 км. Пробег крана осуществлялся на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на I км пути более пяти эакруг-

14

лени Л радиусом менее 40 км). Требуется определить норму расхода дизельного топлива автокрана.

Исходные данные:

индивидуальная норма расхода дизельного топлива на I мао.-и работы кранового оборудования Н»7,2 л/мап.-ч;

линейная норма расхода дизельного топлива для базового автомобиля Н >30 л/100км;

масса базового автомобиля <&>* 10 т; масса автомобильного крана в- * 14,3 т; нормативный расход топлива на 100 км пробега, установленный на каждую тонну увеличенная массы строительной нашим на базе автомобиля по сравнение с массой базового автомобиля &ж1£ л;

надбавка на работу капитально отремаищро важог о крена в пробег в ложных дорожных условиях установлена соответственно & «р-0.06) и 1056 (Д‘п-0.1); Дп-Др^Лй

Линейную норцу на 100 хм пробега крана определяют по формуле (2.4):

нл - Hs+ в{£- £*>) . 3<Ы,3(14,3-10) - 35.50 л.

Нормируема расход дизельного топлив* определяет по форцуле

(2.3):

а н= нг* • т^а+Др^-^ а^ц) - 7,2. иои+0,05 ) + 35,5»-^-.

(1+0,05 +0,1) = 1044,4 л

2.2. Расчет групповых норм расхода к потребности в топливе


2.2.1.    Групповые нормы расхода топлива на работу строияаль-но-дорожных мешен (см. приложение I, табл Л) определяются на основе индивидуальных норы расхода топлива,пргипеадитепнпгтм по мар кам, соответствующих объемов работы и др.модиаакашх показателей имеющихся на конкретном уровне пмицргчипм И управления производством.

2.2.2.    Групповые норш расходе топлива на работу парад строктельно-дорошых машин на различных уровнях плакирования и управления производством рассчитывают до уравнению:

а/ для шшн^рабета которых плашдоетсл в часах



б/


для машин .работа которых планируется в каздщльиом аырвменки


t



(2.о)


15


где Н - групповая норна расхода топлива на работу парка машин Н - расчетный удельный расход топлива на работу парка машин D - сроднил часовая проявиодитап.иость парка машин К - интегральный нориатявный коэффициент Д - похаэатель использования парка мают.

Б необходима случаях групповая норма на различных уровнях планирования и управления производством макет быть рассчитана для любого класса строительно-дорожных мамин предприятия (см.приложение I табл.1).

Расчет групповой норш расхода топлива для строительно-дорожных мамин» работа которым планируется в натуральном выражении, включает те мамины,выработка которых дается в натуральном выражении по фроуа Й 1-кт (строит.) Госкомстат СССР.

2.2.3. Расчетный удельный расход топлива (Н) на работу парка строительно-дорожных машин определяют по формуле:


И-

&Ш-ъ-Тг


С*1



(2.7)


где Н -расчетный удельный расход топлива на работу строительно-дорожных мании, кг/неш.-ч;

Н;- индивидуальная норма расхода топлива /-ой марки машины, кг/маа.-ч( см. прмлож. I ,табл. 4);

/I; - количество мамин /-ой марки на 1-ое января планируемого

* периода,от;

Ъ'* нормативное(планируемое) количество часов рабочего времени / -ой маржи мамины в году, мам.-ч;

/ - количество марок (моделей) мамин в парке, *1+ /п

2.2.4. Интегральный норматива* коэффициент (К),учитывающий отклонение оланируедш условий от принятых при расчете индивиду ад ь-имх мори расхода топлива, опроделяется расчетно-аналитическим методом на основе данных о фактических расходах топлива,с учетом структуры используемого парна мании и объемов работы,выполняемое на данном уровне планирования и управления за ряд прошедших лет (3-5 дет).

Значение интегрального нормативного коэффициента (К) за отчетные периоды определяется из выражения:



(2.8)


16


где    фактический расход топлива за /-ый год на работу

строительно-дороюшх машин,кг »т;

и . - расчетный удельный расход топлива за /-ый год на пс работу строител ьно-дорошшх машин,кг/маш.-ч;

7V - фактический объем работ (продолжительность работы ^ машин в часах) за /-ый год строительно-дорожных машин, маа.-ч;

^ - количество отчетных лет» с щХ + Pj

~ фактический интегральный коэффициент за /-ый год, определяемый по данным этого годна.

Б случаях,когда отсутствуют данные за рад лет,предприятия тлплицыг расчет К (до ммсопмшя необходимой информация) по данным отчетного года.

2.2 .Ъ. Показатель использования парка машин (Д ) опреде-ляется по фроцуде:

л --7g>

■Л ГУ7

а/ для машин ^работа которых планируется в часах

Т/7    ’    (2.9)

б/ для машин,работа которых планируется в натуральном

W4

тяг’

lupa*auuu

А * -К*- •    (2.10)

где

нормативный (плановый) годовой объем работ в нету* радьном выражении строительно-дорожных машин »мэФт*д*

фактический годовой объем ребот по отчета»! данным бухгалтерского учета«м3 и т.д. При расчете групповых норы по уровнем планирования нормативная и фактическая    машин    берется    по    маркам    (мо

делям) машин и по парку в ^елом.

2.2.6. Нормативный объем работ <тн,Ч> в течение года по парку строительно-дорожных машин предприятия определяется по фор-цуле:

а/ для машин,работа которых планируется в часах

Тн^ЁТгъ,    (2Л1)

1+1

6/ для машин,работа которых плакируется в натуральном выражении

Н*а£т;-ъ*п£,    (2Л2)

где П; - нормативная (плановал) производительность I -ой строительно-дорожной мамины, кг/маш.-ч;

Фактический объем работ в натуральных показателях и количество часов рабочего времени предприятия принимают по nq документам бухгалтерского учета.

17

Нормеяшюе (плановое) количество часов рабочего времени (обвщ работ ) одной нашим а течете года (X ) определяют по


фордое;


(2.13)


Д • к,


см


см


где Д - число рабочих дней а году Кзд* коэффициент сменности

продолжительность смены а часах.

Продолжительность caami Ш^) и коэффициент сменности (КС1|) лрмкимаогсд о учетом требований технологии прокаводстве работ и фектмеедш дрстыпцгтой сменности, учигываюцай конкретные условия эксплуатации машн. Число рабочих дней маишш в году указанный коэффициент и другие расчетные коэффициенты эксплуатации машин оцраядеиеея в соответствии с "Рекомендациями по определению го-доемт реяшии работы и эксплуатационной производительности строительных мшен* (II.«Стройиздиг,1962г.).

Т


Средняя часовая прешээедитшмость машин (П) предприятия рассчитывается по фодоле:

где V-/ - нормативный (планируемый) иди фактический годовой объем ребот строительно-дорожных машин предприятия на датой уровне планирования,м*,т и т.д.;

X - норыескшоа (планируемое) или фактическое количество часов работы стро игольно-дорожных ыанин предприятия на даюеом уровне ппаиироршиа %щл ■ -ч.

2*2.7. Потребность праддриаж в топливе на работу строительно-дорожных машин в ппанихумаб1 период (год) определяется из выражения*

а/ для мшвкн,работа которых планируется в часах

ft - Н-Т -10“®    (2.15)

б/ для машин .работа которых плакируется в натуральном выважвнми:

а «н«\*Лкг3#    (2.16)

где а * потребность в топлива на планируемый период работы строительно -дорожных мащн предприятия ,т;

Н - грутшоаая карма расхода топлива предприятия на работу стромтелько-дороатх ыашы в пдакируемш период, кг/маш.-ч. кг/м*, кг/т и т.д.

- плахируешй объеы работ.соответственно число часов работы иди объем работы в натуральной выражении строи-тёльмо-дорояных тшш,принимается согласно стройфин-пдан . маш.-ч, м3, т и т.д*

10”а - переводной коэффициент килограммов в тонны.

28

Расчет потребности в топливе по классам строительно-дорожных машин производится аналогично по вышеприведенным формулам.

2.2.8. Расчеты групповой нормы и потребности в топливе на планируемый период (год) работы строительно-дорожных машин представляются по формам 1-4.приложения 2.

3. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ГРУППОВЫХ НОРМ И ПОТРЕБНОСТИ 8 ТОПЛИВЕ НА РАБОТУ СТРОИТЕШЮ-ДОРОЕНЫХ МАШИН (УСЛОВНЫЕ)

3.1.    Расчет выполнен на примере наиболее характерного потребления топлива машинами строительного комплекса.

3.2.    Задача расчета. Определить групповую норму к потребность в топливе на работу строительно-дорожных машин предприятия на планируемый 1988 год:

а/ для машин, работа которых планируется в часах

б/ для машин,работа которых планируется в физическом выра

жении.

3.3.    Исходные данные. Намечаемая структура парка строительнодорожных машин представлена соответственно для машин .работа которых планируется в часах (таблЛ) и в натуральном выражении (табл.З). Количественные значения показателей на планируемый,текущий и отчетный периоды (годы) приведены в соответствующих колонках этих таблиц. В таблицах I и 3 приведены также справочные данные - индивидуальные нормы расхода топлива по ыаркам(модулям) строительно-дорожных машин в килограммах на час работы, средняя производительность машин и количество часов работы машин в году.

3.4.    Порядок расчета. Рассчитываем все составляющие формулы (2.5) и (2.0) для подсчета групповой норш расхода топлива

а/' для машин,работа которых планируется в часах(форм.2.5)

^ ;

ЗА Л. Рассчитываем по формуле (2.7) величину удельного расхода топлива исходя из структуры парка строительно-дорожных машин и его нормативных (плановых) показателей использования (таблЛ и

табл.З):    д)

-1 ■т

б/ для машин,работа которых планируется в физическом выражении (форм. 2.о) _

Tt


я-

19

ВВЕДЕНИЕ

Методически* указания разработаны с учетом требований Закона о государственна предприятии /объединении/ и в целях усиления заинтересованности трудовых коллективов в ресурсосбережении /I/.

Предлагаемая методика регламенткрует состав,порядок и способы расчета индивидуальных норм расхода бензина и дизельного топлива /дадее-топлива/ по маркам /моделям/ строительно-дорожных малин, определения групповых норм расхода топлива, а также потребности в нем на всех уровнях планирования и управления строительным производством.

Расчет групповых корм расхода топлива и потребности в кем на всех уровнях управления производится по разработанным для всего народного хозяйства единым индивидуальным нормам.

2

а/ дкя мавин»ребота которых планируется в часах 6 соответствии с формулой (2.7)f использовав готовка значения колонок 18*19,20,21 к 22 к поделка их на итоговые значения соответствующих колонок 13,14,15,16 к 17,подучаем значения расчетного удельного расхода топлива по парку строительно-дорожных мдшин (см.табд.П:

по отчетному 1966 году:

значение, которое намечалось по плацу


Н * ШШ—

п отч 4650,0


7,19 кг/мав.-ч


значение,которое сложилось по фактической структуре


парка



по текуцецу 1967 году:


значение,намечаемое цо плацу


3745890 - 7,21 кг/i 519326


. -ч


аначение,ожидаемое к выполнению


Н


ои


375I?42im 7 кг/мвш.-ч 525410


по планируемому 1966 году:


значение «которое намечено по проекту плана


П


пр


3943534

547480


7,20 кг/мам.-ч.


Расчет значений удельного расхода топлива помещаем з конце таблицы I.

б/ для машин,работа которых плакируется в физическом вцра-


Б соответствии с формулой (2.7), использовав итоговые значения колонок 24,25,26,27 и 28 и поделив их на итоговые значения соответствующих колонок 14,15,16,17 и 18,получаем значения расчетного удельного расхода топлива по парку строительно-дорожных машин (см.табл.З):

по отчетному году 1986:


20


I. ОБЩИЕ ПОДОЙНИК

1.1.    Методические положения по нормированию

1.1.1.    Нормирование расхода топлива на работу строительнодорожных манин (далее- малин) - это установление плановой меры его рационального производственного потребления.

1.1*2. Основная задача нормирования - обеспечить применение при планировании и в производстве технически и акокомически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива в целях наиболее аффективного его использования, рационального распределения и обеспечения экономии.

1.1.3.    Норма расхода топлива на работу малик - это плановый показатель потребления топлива на производство единицы работы (продукции) или рабочего времени при использовании малин в условиях применения прогрессивной технологии строительно-монтажных работ и рациональной организации труда (коллективного подряда и других прогрессивных форм).

1.1.4.    Нормы расхода топлива на работу машин рассчитываются раздельно по бензину и дизельному топливу .Соблюдение установленных норм расхода топлива является обязательна! условием при материальном стимулировании за экономию нефтепродуктов.

1.1.5.    Нормы расхода топлива должны периодически пересматриваться с учетом достигнутых показателей расходования топлива на работу машин, необходимости повиоения внутри сменно го использования машин и содействовать максимальному выполнению плановых заданий и достижению высоких экономических результатов (показателей) работы машин.

1.2. Классификация и состав норм расхода топлива

1.2.1.    Нормы расхода топлива, разрабатываемые для машин, классифицируются по следующим основным признакам:

по степени укрупнения - индивидуальные и групповые;

по периоду действия - квартальные и годовые ;

по составу расходов - технологические (пооперационные) и общепроизводственные.

х/ - На предприятиях могут устанавливаться нормы по месяцам, а также маршрутные нормы на период действия маршрута

3

1.2.2. Индивидуальная корма расхода топлива - это норма расхода топлива машиной конкретной марш на производстве единицы работы (продукции) или рабочего времени применительно к определенным условиям производства работы.

1.2*3. Групповая норма расхода топлива - его норма расхода топлива на парк машин предприятия (организации)*/, необходимая для выполнения запланированного объема работ на данном уровне.

1.2.4.    Технологическая норма - норма расхода топлива на производство данного вида работы (операции) конкретными машинами, которая учитывает его расход на основные и вспомогательные технологические процессы производства работы (операции),расход на разогрев и пуск мамин после технологических перерывов,а также технически и технологически неизбежные потери топлива при работе мамин.

1.2.5.    В нормы расхода топлива не должны включаться затраты топлива .вызванные отсгугитъън от принятой технологии, режимов работы .несоблюдением требований к качеству поставляемого топлива и другими нерациональными затратами.

1.2.6.    В нормы расхода топлива на работу машин не включается расхода топлива на капитальный ремонт машин (включая доставку своим ходом до маета капитального ремонта машины и обратно до потребителя, испытания и обкатку капитально отремонтированных составных частей мамины, обкатку мамин посла капитального ремонта перед пуском в аксплуатацию),хранение мамин,потери топлива при хранении и транспоренровании нефтепродуктов и другие ремонтно-хозяйственные цуоды, на связанные с осуществлением непосредственно технологического процесса. Расход топливе на зги нужды должен нормироваться отдельно.

1.2.7.    Основнши составляющими .участвующими в нормировании расхода топлива на работу мамин, являются индивидуальные и групповые норш,а также нормативные коэффициенты,учитывающие особенности выполнения работы машинами. Нормативные коэффициенты учитывают влияние на расход топлива различных эксплуатационных условий, на учтенных индивидуалькьам кормами.

х/ - Предприятие (организация) различных уровней планирования-пермнчиая организация (У1,ШйС,СмУ ,ДОК и т.д.), трест (объединение), главное управление (совет министров союзной республики),строительное шиистерство(ведомство),строительный кокшлекс,народное хозяйство

4

1.2.8.    Индивидуальные нормы расхода топлива на манимы разрабатываются и утверждаются для министерств и ведомств в централизованном порядке для средних эксплуатационных условия работы строительное техники* Индивидуальные нормы расхода топлива разрабатывают головные организации строительных министерств при участии НИИПиН при Госплане СССРи утверждаются Госпланом ОХР*

Они служат для определения групповых норм расхода топлива на различных уровнях планирования, а также для расчетов нормируемых расходов топлива машинами в строительных организациях.

1.2.9.    Групповые нормы расхода разрабатываются на всех уровнях планирования потребности топлива на работу машин и утверждаются вышестоящая органиэациея.

1.2.10.    Групповые нормы расхода топлива определяются! как правило,расчетно-аналитическим методом на основе утвержденных индивидуальных норм расхода с учетом нормативных коаффицкентов и соответствующих объемов работ.

1.2.11.    Групповые нормы расхода топлива являются плановым показателем затрат топлива на единицу работы строительно-дорожных машин на каждом уровне планирования и служат для определения планируемого потребления топлива я оценки эффективности его использования конкретного предприятия.

1.2.12.    При расчетах индивидуальных и групповых норм расхода топлива должны применяться нормативные коэффициенты,которые учитывают влияние местных особенностей эксплуатации на расход топлива двигателяыи машин. Особенности эксплуатации нормативные коэффициенты учитывают следующими факторами:

внутрисменного использования двигателя машины - отношение времени работы двигателя в течение смены к продолжительности смены;

календарного использования времени машины - отношение времени работы машины к общему календарному времени в году;

использования мощности двигателя - отношение загрузки двигателя по мощности к его номинальной мощности;

доли расхода топлива на запуск и регулировку двигателя мажи-нъс в начале или в течение смены;

повышенного расхода топлива в периоды эксплуатационной обкатки новых и капитально-отремонтированных машин и их двигателей;

увеличения расхода топлива на работу в холодное (зимнее) время года с температурой воздуха ниже 0%;

Ь

дополнительного расхода топлива на работу в горных условиях на высота с вша 1000 м над уровнем моря;

влияние других факторов (квалификация машиниста «технологические условия работы и др).

1.2.13' Исходной информацией для определения индивидуальных и групповых но pi расхода топлива и расчета потребности в нем на работу машин случат:

данные эксплуатационных документов на машины; нормативные показатели «характеризующие наиболее рациональные и аффективные условия работы мамин (время вцутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности,удельный расход топливе при номинальной моздостк двигателя, природно-кли-матшеские условия и др.);

структура и численность (по маркам) парка строительных машин; объем и структура работ (производства);

показатели действующих стандартов на соответствующие машины; результаты специальных испытаний;

отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива (раздельно бензина и дизельного топлива) на работу машин за про-шздше годы (по маркам и видам машин,по видам работ и в целом по предприятию);

данные плана организационно-технических мероприятий по экономия топлива*

1*2.14. Индивидуальные нормы расхода топлива определяют на основе паспортных данных по удельному ресходу топлива двигателем конкретных машин различных типов и марок с учетом их наиболее вероятной загрузки (использования) по мощности и по времени. Оки учитывают эксплуатационные особенности использования конкретных типов машин и достигнутые прогрессивные показатели удельного расхода топлива,а также планируемые мероприятия по экономим топлива.

1.2.15. Групповые нормы для конкретных уровней планирования расхода топлива определяются в зависимости от состава парка машин, оргаииаации и технологии производства работ,природно-климатических условий производства работ и других факторов «указанных в п. 1.2.12,

б

1.3. Методы разработки норы расхода топлива

1.3.1.    Для определения норы расхода топлива применяют расчетно-аналитический, опытный и расчетно-статистический методы.

1.3.2.    Расчетно-аналитический метод основан на расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительно-монтажных работ, а также планируемых мероприятий, направленных на экономное и рациональное использование топлива. Расчетно-аналитический метод применяют для расчета индивидуальных и групповых норм расхода топлива.

1.3.3.    Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического удельного расхода топлива в режимах использования ыашш, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по их эксплуатации. Опытный метод применяют в тех случаях «когда отсутствует необходимые данные для расчета индивидуальных норм.

1.3.4.    Расчетно-статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом удельном расходе топлива за ряд предшествующих лет с учетом факторов,влияющих на его изменение.

Метод применяют как исключение в тех случаях,когда не представляется возможным использовать расчетно-аналитический и опытный методы.

1.3.5.    Для оценки точности метода расчета корм следует производить опытную проверку разработанных индивидуальных норы расхода, а также сравнение расчетных величин с фактическими данными о расходе топлива за отчетный период.

1.3.6.    Размерность норм расхода топлива должна устанавливаться в соответствии с единицами измерения,принятыми при планировании и учете тотива,объемов производства работы(продукции),а также обеспечивать практическую возможность контроля за соблюдением норм расхода топлива.

1.3.7.    Расход топлива на единицу производимой работы определенного вида или единицу времени работы машины нормируют в килограмма (кг), граммах (г), литрах (л) натурального топлива.

1.3.8.    Единицей измерения работы (продукции),выполняемой машинами,является ее физическая величина в натурально-вещественной или другой форме: метр кубический (м3),тонна (т),километр (км)«тонно-километр (т.км),киловатт-час (кВт.ч),час работы машины (маш.-ч) и т.д.

7

1.3*9. Норм расход» томим разрабатывают на производство единицы работы(продукции) или единицу времени работы маиины и изыаряит в грашах,килограммах или литрах на матр кубический» тонну * километр, тонну-километр, кило ватт-час вшгалненной работы, либо ш час работы мвишш.

1.3Л0. Индивидуальные нормы расхода топлим имают размерность в килограммах (литрах) на час работы конкретной машины или на единицу производимой работы (продукции) с обозначаниам единиц намерения - кг/маи.-ч или кг/м8,кг/г, км/км, кг/т.км, кг/кВт.ч*

1.3.11.    Групповые нормы расхода топлива на работу малин для

конкретного уровня планирования измеряет в килограммах (грашах)

на планируемое время реботы малин или планируемый объем работы

с обозначением единиц измерения: кг . кг . кг. хг . кг . кг

мвя.-ч •    * т * км * т.км'кВт.ч

1.3.12.    Индивидуальные нормы расхода топлива разрабатываются по маркам (моделям) малин в соответствии с п.2 Л. настоящих Методических указаний. Головные организации - разработчики министер-стаа(ведомств) подготавливают и согласовывают нормы расхода топлива на вс» марки малин, находящихся в эксплуатации.

1.3.13.    Головная организация министерства (ведомства), разрабатывающая нормы расхода топлива,производит их опытную проварку

в подведомственных строительных организациях и несет ответственность за обоснованность представляемых на утверждение норм расхода топлива.

I.3.I4* Рассмотрение,согласование и подготовку к утверждению индивидуальных норм расхода топлива по маркам (моделям) машин производят головные организации-разработчики норм строительных министерств мовместно с ЦНИИОМТП Госстроя СССР и НИИПиНоы при Госплана СССР. Разработанные индивидуальные нормы периодически пересматриваются с учетом изменения структуры парка машин в строительстве.

I.3.I5. Разработанные индивидуальные нормы расхода топлива утверщдотся Госстроем СССР по согласованию с Госпланом СССР.

1.3 Лб. Планирование потребности в топливе на работу строительно-дорожных машин производится в тоннах натурального топлива.

8

1.3.17. В соответствии с действующими руководящим И СПРАВОЧНЫМИ материалами при разработке настоящих Методических указаний по расчету норм расхода топлива на работу строительно-дорожных малин принята следущая классификация малик по конструктивна особенностям и принципу работы.

По назначение все строительно-дорожные малины делятся на следующие классы:

1.    Для земляных работ

2.    Подъемно-транспортные

3.    Буровые

4.    Сваебойные

5.    Для бетонных и железобетонных работ

6.    Отделочные

7.    Дорожные

8.    Ручные машины (механизированный инструмент).

Состав машин по видам внутри каждого класса определен с

учетом классификации (прилЛ»таблЛ), а также статистической отчетности по формам М 1-нт (строит.) и М 12-строительство «утвержден* кым Госкомстат СССР /5,6/, Особо вцдаленв внутри каждого класса строительно-дорожная техника на автомобильном ласси,относимая к специальным автомобилям (статистическая отчетность по форме I-автотранспорт ).

1.3Л8. Номенклатура марок машин,по которой разрабатывают индивидуальные нормы в соответствии с планом-графиком разработки норм расхода бензина и дизельного топлива по маркам (медалям) строительно-дорокных маяпос,утверждением Госстроем СССР и согласованным с Госпланом СССР, определяйся по согласованию с Отделом механизации и технологии строительства Госстроя СССР в соответствии с Перечнем машин (по маркам и количественному составу), числящихся на балансе производственных подразделений министерства. Номенклатура машин по маркам представляется в соответствии с приведенной выше классификацией по приложению I,ТаблЛ.

Количественный состав малин по маркам,а также их качественный состав устанавливают в организациях по перечню наличия строительных машин по состоянию на конец отчетного года или другой отчетной документации.