Купить РД 31.63.01-83 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Документ устанавливает порядок и методику определения проходной осадки судна с учетом ширины полосы безопасного движения на подходных каналах к морским портам с использованием ЭВМ ЕС-1020 (по специальной программе) или ручным счетом.
Порядок определения проходной осадки с учетом ширины полосы безопасного движения
Приложение 1 (справочное). Перечень принятых терминов
Приложение 2 (обязательное). Инструкция по заполнению бланка исходной информации БИИ-1
Приложение 3 (обязательное). Программа расчета проходной осадки с учетом ширины полосы безопасного движения (программа "ЧНИИП")
Приложение 4 (обязательное). Инструкция оператору по работе с программой по определению проходной осадки с учетом ширины полосы безопасного движения
Приложение 5 (справочное). Примеры определения проходной осадки с помощью ЭВМ
Приложение 6 (обязательное). Инструкция по заполнению бланка исходной информации БИИ-2
Приложение 7 (обязательное). Инструкция по вычислению вспомогательных величин для определения проходной осадки
Приложение 8 (справочное). Пример определения проходной осадки с учетом ширины полосы безопасного движения ручным счетом
Дата введения | 01.03.1983 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
03.03.1983 | Утвержден | Минморфлот СССР | МП-01/24-226 |
---|---|---|---|
Разработан | Союзморниипроект Минморфлота СССР | ||
Разработан | Одесский филиал Черноморниипроект | ||
Издан | В/О Мортехинформреклама | 1983 г. | |
Принят | Морстройзагранпоставка |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
РУКОВОДСТВО ПО ОПЕРАТИВНОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ СУДОВ НА ПОДХОДНЫХ КАНАЛАХ К МОРСКИМ ПОРТАМ
РД 31.63.01—83
Москва
В/О «Мортехинформреклама» 1983
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
РУКОВОДСТВО ПО ОПЕРАТИВНОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ СУДОВ НА ПОДХОДНЫХ КАНАЛАХ К МОРСКИМ ПОРТАМ
РД 31.63.01—83
Москва
В/О «Мортехинформреклама» 1983
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (окончание)
Пункт 9. Отклонение уровня от нуля порта АН принимается со знаком «+»> если уровень выше нуля и со знаком «—если уровень Ййже нуля порта.
Пункт 13. Расчетная высота волны he Принимается по данным гидрометеостанции, обслуживающей порт, -как высота 3%-ной 'обеспеченности ъ системе волн, наблюдаемой непосредственно перед проводкой в районе судового хода.
Если данные о волнении отсутствуют, то Высота волны {hB определяется по скорости ветра в соответствии с1 указаниями СНи-П 11*57—75.
Пункт 14. Азимут волнения отсчитывается от истинного меридиана.
Пункт 15. Курс судна ‘Отсчитывается от истинного -меридиана.
Пункт 16. Забровочная глубина Яб принимается средней по длине канала. В случае, если расчет 'Проходной 'Осадки выполняется для 'нескольких колен канала, то забровочная глубина принимается средней на каждом ^колене.
Пункт 17.'Угол между векторами скорости судна и течения считаемся положительным, если течение сНЬсйтг,ВЙраво и отркцательным, если течение сносит влево по движению судна.
Пункт 18. Угол между векторами скорости судна и ветра считается положительным, если наветренным является левый борт, и отрицательным, если наветренным является правый борт.
Пункт 1-9. Скорость ветра WB принимается по данным наблюдений гидрометеостанции, обслуживающей порт, выполненных .непосредственно перёд проводкой судна, приведенной к 'Высоте .#=1,0' м.
Пункт 20. При отсутствии данных наблюдений скорость течения допускается равной 0,02 скорости ветра, а направление — совпадающим с направлением ветра, VT —'0,02
Пункты 21—24. ;;Ин'дексы судна, грунта, проводки и груза определяются по табл. П.2.] приложения 2 (обязательного).
Таблица П.2 Л
Индексы, принятые в расчете | |||||||||||||||||||||
|
Режим движения Одностороннее 7
по каналу Двустороннее 8
Род груза
Опасный
Обычный
9
10
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРОГРАММА РАСЧЕТА ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ О УЧЕТОМ ШИРИНЫ ПОЛОСЫ БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ (ПРОГРАММА «ЧНИИЛ»)
Программа написана* на алгоритмическое языке «ФОРТРАН-ГУ» для ЭВМ серии ЕС в операционной системе ДОС.
Программа оформлена на магнитной ленте (перфокартах, бумажном носителе) в соответствии с Временными общеотраслевыми руководящими- указаниями о придании юридической силы документам на магнитной ленте и бумажном носителе, создаваемым средствами- вычислительной техники, ГК ССОР по науке и технике (^1, 1981).
Для оформления программы используются следующие подпрограммы:, QCDAN^TABLl^OCADKQSIPIN)CBVBOPiQimEP, VOLZ, INTER I,
INTER 2. ""
Блок-схема расчета проходной осадки с учетом ширины полосы безопасного движения приведена на рис. П3.1.
Рис. IJ.3.1. Блок-схема расчета ширины полосы безопасного движения и проходной осадки
Ширина полосы безопасного движения- и проходная осадка определяются по формулам (1), (2) и (3).
Результаты расчета программа выдает в виде бланков, приведенных в приложении 5 (справочном).
Программа «ЧНИИП» хранится в Государственном проектно-изыскательском и научно-исследовательском институте морского транспорта «Союзморшшпроект» (Одесский филиал «Черноморниипроект»).
11
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Программа составлена на алгоритмическом языке «ФОРТРАН-IV» для ЭВМ серии ЕС в операционной системе ДОС.
Для формирования программы используются следующие подпрограммы;
QIC DAN, QTABLl, QOCADK, QSIPIH, QBUEOP, QIHTEP, VOLZ, INTER 1,
INTER 2 Порядок обращения к подпрограммам осуществляет управляющая программа.
Порядок сборки пакета
1) ^SET^DATE=00/00/00, CLOCK=00/00/00
2) I/kjJOBk^CHNIIP
3) // OPTION^LINK. LIST
4) // EXECkjFFORTRAN
5) Подпрограммы
/*
//EXECkuLNKEDT //EXEC Исходные данные
/*
Исходные данные набиваются на перфокартах в последовательности и по форматам, указанным в табл. П.4.1.
Таблица П.4.1
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (продолжение)
Окончание табл. П.4.1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Расчеты выполнены для пяти случаев проводки судов.
Пример 1. Проводка судна с осадкой меньше объявленной по порту при одностороннем движении на канале в неблагоприятных гидрометеорологических условиях.
Пример 2. Проводка судна с осадкой больше объявленной по порту при одностороннем движении на канале в штиль.
Пример 3. Проводка судна с осадкой, превышающей объявленную по порту, при двустороннем движении на канале в штиль.
Примеры 4 и 5. Проводка судна с осадкой, равной объявленной по порту, в неблагоприятных гидрометеорологических условиях при одностороннем движении.
Исходная информация в виде бланка БИИ-1 (см. табл. 1) передана на ЭВМ, где по программе «ЧНИИП» выполнен расчет проходной осадки с учетом ширины полосы безопасного движения.
Результаты расчетов автоматически оформляются на ЭВМ в виде бланков 1 и 2.
Как показали результаты расчета, проводка судна по каналу с обеспечением навигационной безопасности возможна только в примерах 1, 2 и 5 в определенном интервале скоростей: в примере 1 — от 2 до 4 уз; в примере 2 — от 2 до 6 уз; в примере 5 — от 4 до 9 уз. При отклонении скорости движения от указанного интервала возникают ограничения в проводке — по ширине или осадке. В примерах 3 и 4 проводка невозможна.
Бланк 1
РАСЧЕТ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ
Исходные данные
Название судна «Зоя Космодемьянская»
Дата проводки 00/00/00
Расчетная минимальная глубина 1.........12,00 м
13
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (продолжение)
Расчетная1 минимальная глубина 2 Расчетная минимальная глубийа 3
11,40 м
11,20 м 60,00 м 80,;00 м
100.00 м 0,65 м
214.00 м 3i;eo м 10,81 м
2.00 м
168.00 град
107.00 град
3.5.0 м
15.00 град
15.00 град
10.00 м/с 1,00 м/с 2
6
7
И)
Условная ширина канала 1 ......
УслЬвкая’ ширина канала 2......
Условная ширина канала 3 ......
Отклонение уровня от нуля порта ....
Длина судна..........
Ширина судна.........
Осадка судна ..........
Расчетная высота волны.......
Курсовой угол набегающего волнения
Курс судна ..........
Бытовая глубина.........
Угол между векторами скорости судна и течения Угол между векторами скорости судна и ветра
Скорость ветра ..... .....
Скорость течения.........
Индекс грунта..........
Индекс судна..........
Индекс пр'оводки.........
Индекс груза..........
Бланк 2
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ ДВИЖЕНИИ ПО КАНАЛУ
Скорость судна, уз |
Проходная осадка, м |
Ширина полосы, м |
Gipa-ниченид, по ширине, осадке |
2,00 |
10,98 |
915,45 | |
2,50 |
10,96 |
91,71 | |
3,00 |
10,95 |
88,90 | |
3,50 |
10,93 |
87,34 | |
4,00 |
10,92 |
86,42 | |
4,50 |
10,89 |
83,46 | |
5,00 |
10,86 |
81 „49 | |
5,50 |
Щ84 |
81,09 | |
0,00 |
10,81 |
80,89 |
осадке |
6Д) |
10,77 |
80,84 |
осадке |
7,00 |
10,72 |
80,90 |
осадке |
7,50 |
10,66 |
81,06 |
осадке |
8ДЮ |
10,59 |
81,29 |
осадке |
8,50 |
10,52 |
81,59 |
осадке |
9,00 |
10,45 |
81,94 |
осадке |
9,50 |
10,85 |
82,33 |
осадке |
10,00 |
110,24 |
82,83 |
осадке |
10,50 |
10,11 |
83,41 |
осадке |
11 ДО |
9,99 |
84,00 |
осадке |
11,50 |
9,84 |
84,61 |
осадке |
12-00 |
9,70 |
85,23 |
осадке |
14
ПРИЛОЖЕНИЕ S' (продолжение)'
Пример 2
Бланк 1
РАСЧЕТ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ
Исходные данные
"Название судна «Зоя Космодемьянская»
12.00 м 11,40 м
11.20 м
60.00 м 80,00 м
100.00 м 0,60 м
214.00 м 31,80 м
11.20 м ОД м 0,0 град.
108.00 град. 3,50 м
0,0 град 0„0 град. 0,0 м/с 0,0 м /с 2 6;:
7
10
Дата проводки 00/00/00
Расчетная минимальная глубина 1......
Расчетная минимальная глубина 2......
Расчетная минимальная глубина 3......
Условная ширина канала 1 ........
Условная ширина канала 2 ........
Условная, ширина канала 3 .......
Отклонение уровня от нуля порта .....
Длина судна .... -........
Ширина судна............
Осадка судна ............
Расчетная высота волны........
Курсовой угол набегающего волнения.....
Курс судна .............
Бытовая глубина...........
Угол между векторами скорости судна и течения Угол между векторами скорости судна и ветра
Скорость ветра ...........
Скорость течения ..........
Индекс грунта...........
Индекс судна ...........
Индекс проводки ..........
Индекс груза............
Бланк 2
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ ДВ1^ЖЕНИИ ПО КАНАЛУ
|
Ограничения по ширине, осадке |
осадке
осадке
15.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (продолжение)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бланк 1 |
РАСЧЕТ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ
Исходные данные
Название судна «Зоя Космодемьянская»
12.00 м 11,40 м
11.2.0 м
60.00 м 8,0,00 м
100.00 м 0,60 м
214.00 м 31,80 м 11,20 м
0,0 м 0,0 град
108.00 град 3,50 м 0,0 град 0,0 град 0,0 м/с 0,0 м /с 2
6
8
10
Дата проводки >00/00/100
Расчетная минимальная глубина 1......
Расчетная минимальная глубина 2......
Расчетная минимальная глубина 3......
.'Условная ширина канала 1........
Условная ширина канала 2 ........
Условная ширина канала 3 ........
Отклонение уровня от нуля порта .....
Длина судна.........
Ширина судна............
Осадка судна ............
Расчетная высота волны........
Курсовой угол набегающего волнения.....
Курс судна.............
Бытовая глубина...........
Угол между векторами скорости судна и течения Угол между векторами скорости судна и ветра
Скорость ветра ............
Скорость течения ..........
Индекс грунта............
Индекс судна...........
^Индекс проводки ...........
.Индекс груза .............
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (продолжение)
Пример 3
Бланк 2
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА ПРИ ДВУСТОРОННЕМ ДВИЖЕНИИ
Скорость судна, уз |
Проходная осадка,, м |
Ширина полосы, м |
Ограничения по ширине, осадке |
2,00 |
11,34 |
133,37 |
ширине |
2,50 |
11,29 |
134,91 |
ширине |
3,00 |
1,1,24 |
136,45 |
ширине |
3,50 |
11,22 |
137,99 |
ширине |
4,00 |
Ы,21 |
139,54 |
ширине |
4,50 |
11,17 |
141,08 |
ширине, осадке |
5,00 |
11,03 |
142,62 |
ширине, осадке |
5,50 |
11,08 |
144,16 |
ширине, осадке" |
6,00 |
11,03 |
145,70 |
ширине, осадке |
6,50 |
10,94 |
147,25 |
ширине, осадке |
7,00 |
10,86 |
148,79 |
ширине, осадке |
7,50 |
10,75 |
150,33 |
ширине, осадке |
8,00 |
10,63 |
151,87 |
ширине, осадке |
8,50 |
10,50 |
153,41 |
ширине, осадке |
9,00 |
10,38 |
154,96 |
ширине, осадке |
9,50 |
10,20 |
156,50 |
ширине, осадке |
10,00 |
10,02 |
158,04 |
ширине, осадке |
10,50 |
9,78 |
159,53 |
ширине, осадке |
м,оо |
9,35 |
161,12 |
ширине, осадке |
11,50 |
9,08 |
162,67 |
ширине, осадке |
12? АО |
8,82 |
104,21 |
ширине, осадке |
ПО КАНАЛУ
Бланк 1
РАСЧЕТ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ Исходные данные
Название судна «София»
13.00 м 13,010 м
13.00 м
60.00 м
80.00 м Ш0,00 м
0,0 м 232,0(0 м
34.00 м
12.00 м 0,50 м 0,0 град
Дата проводки 00/00/00 Расчетная минимальная глубина 1 Расчетная минимальная глубина 2 Расчетная минимальная глубина 3 Условная ширина канала 1 Условная ширина канала 2 Условная ширина канала 3 Отклонение уровня от нуля порта
Длина судна .......
Ширина судна.......
Осадка судна . .
Расчетная высота волны .
Курсовой угол набегающего волнения
2 Заказ N4 609
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (продолжение)
Курс судна ...........
94,i00 |
град |
8,0 |
м |
94,00 |
град |
94,00 |
град |
20,00 |
м/с |
0,4.0 1 |
м /с |
1 6 | |
7 | |
10 |
Бытовая глубина.........
Угол между векторами скорости судна- и течения Угол между векторами скорости судна и ветра
Скорость ветра . .......
Скорость течения ... .....
Индекс грунта ... ......
Индекс судна..........
Индекс проводки ......
Индекс гр>за ...........
Пример 4
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Бланк 2
Бланк 1
РАСЧЕТ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ Исходные данные
Название судна «Ленинград»
12,00 м
Дата проводки 00/00/00 Расчетная минимальная глубина 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (продолжение)
Расчетная минимальная глубина 2
12,(Ю м . 12,00 м
80.00 м ЮОДО м
. 120,00 м 0,0 м .■217,00 м . ЗО'ОО м . 1)1,00 м
. ’0,0 м
0;0 град
111.00 град 5,0.0 м
. 111,00 -град
111.00 град . 20,00 м /с
0,40 м/с
6
7
. >9
Расчетная минимальная глубина 3.....
Условная ширина канала 1 ......
Условная ширина канала 2 ......
Условная ширина канала 3 ......
Отклонение уровня от нуля -порта .
Длина судна..........
Ширина судна..........
Осадка судна ..........
РаеЧёТная высота волны.......
Курсовой угол ^набегающего волненйя .
Курс судна ... ......
Бытовая -глубИНа . ......
Угол между векторами скорости судна и Течения Угол'-'меИсду вектора-ми скорости судна и ветра .
Скорость ветра..........
Скорость течения . .......
Индекс грунта..........
Индекс ОуДна..........
Индекс Нроводки.........
Индекс груза..........
Пример 5
Бланк 2
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ ДВИЖЕНЙИ ПО КАНА'ЛУ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2* 19 |
Руководство по оперативному определению проходной осадки судов на подходных каналах к морским портам. РД 31.63.01—83.—'М.: В/О «Мортехинформреклама», 1983.— 28 с.
РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта «Союзморниипроект» (Одесский филиал «Черноморниипроект») научно-исследовательской лабораторией морских каналов- и портовых акваторий
Директор Союзморииипроекта В. П. Г разиков
Директор Одесского филиала «Черноморниипроект»
В. А. Яценко
Исполнители:
заведующий научно-исследовательской лабораторией
В. Г. Мирошниченко (руководитель); заведующий сектором В. Т. Соколов;
старший научный сотрудник С. Я. Заблоцкая;
старший научный сотрудник Г. Д. Журавицкий;
младший научный сотрудник М. А. Краснова
СОГЛАСОВАН Всесоюзным объединением «Морстройзагран-
поставка»
Заместитель председателя В. Г. Королев
УТВЕРЖДЕН Всесоюзным объединением «Мореплавание» 3 марта 1983 г.
Председатель Б. С. Майнагашев
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Бланк исходной информации БИИ-2 заполняется администрацией порта (см. табл. 2)
Пункты 1—5. Не требуют пояснений по заполнению.
Пункт 6. Курс судна отсчитывается от истинного меридиана.
Пункт 7. Судно может быть в грузу либо в балласте.
Пункт 8. Род груза определяется согласно классификации грузов в Правилах морской перевозки опасных грузов.
Пункт 9. Скорость судна, как правило, берется в соответствии с Обязательным постановлением по порту. Однако,'учитывая зависимость ширины маневровой полосы и просадки судна от скорости движения, эта скорость может назначаться в диапазоне от минимальной, обеспечивающей управляемость, до критической из табл. П.7.4 приложения 7 (обязательного).
Пункт 10. Под режимом движения по каналу подраз)тмевается одностороннее либо двустороннее движение.
Пункт 13. Забровочная глубина принимается средней по длине канала либо средней на открытом участке, если канал имеет ограждение. Если на канале несколько колен, то забровочная глубина принимается средней на каждом колене.
Пункт 14. Отклонение уровня АН от нуля принимается со знаком «+», если уровень выше и со знаком «—если уровень ниже нуля порта.
Пункты 15—19. Принимаются по данным гидрометеостанции, обслуживающей порт. При отсутствии данных наблюдений скорость течения допускается равной ОД? скорости ветра, а направление — совпадающим с направлением ветра, Ет—'0,02 WB.
Пункт 20. Расчетная высота волны hB принимается по данным гидрометеостанции, обслуживающей порт, как высота 3%-ной обеспеченности в системе волн, наблюдаемой непосредственно перед проводкой в районе судового хода.
Если данные о волнении отсутствуют, то высота волны hB определяется по скорости ветра в соответствии о указаниями СНиП II-57—75.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Таблица П.7.1
П.7.1. Угол сноса а\ определяется по табл. П.7.1.
Отношение скоростей Значение ai при курсовом угле течения qr, град | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечание. Ввиду того что на судно, идущее по каналу, оказывают экранирующее влияние стенки прорези, на участках' канала, где осадка судна больше забровочной глубины, в значение ai вводится поправка в виде множителя* равного tfft/T или Нб]Т& соответственно.
РУКОВОДСТВО ПО ОПЕРАТИВНОМУ рд 31.63.01—83
ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ
судов на подходных каналах Вводится впервые
к морским портам
Инструктивным письмом ММФ от 3 марта 1983 г. № МП-01 /24-226 срок введения в действие установлен с 1 марта 1983 г.
Настоящее Руководство устанавливает порядок и методику определения проходной осадки судна с учетом ширины полосы безопасного движения на подходных каналах к морским портам с использованием ЭВМ ЕС-1020 (по специальной программе) или ручным счетом.
Руководство обязательно для расчета проходной осадки судна:
а) с осадкой, превышающей объявленную осадку порта;
б) с осадкой, равной или близкой к объявленной осадке порта, при неблагоприятной гидрометеорологической обстановке;
в) с соотношениями главных размерений:
L/T> 20;
В/Т^З, где L — длина по ватерлинии, В — ширина по мидель-шпангоуту, Т — осадка судна.
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ С УЧЕТОМ ШИРИНЫ ПОЛОСЫ БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ
1. Проходная осадка рассчитывается для конкретного судна и учитывает: запасы глубины и ширины полосы безопасного движения на морском канале при гидрометеорологической обстановке в период проводки судна;
фактическое состояние уровня;
изменение профиля канала в процессе его эксплуатации;
влияние скорости движения судна как на его просадку, так и на ширину маневровой полосы.
2. Расчет проходной осадки и ширины полосы безопасного движения включает следующие операции:
определение ширины маневровой полосы Вш обусловленной размерениями судна, его загрузкой и скоростью движения, а также скоростью и направлением ветра и течения на канале;
определение ширины полосы безопасного движения Вб-Д;
выбор минимальной глубины канала на ширине полосы безопасного движения Н (\
определение проходной осадки судна Гпр.
Расчет выполняется для диапазона скоростей от минимальной, обеспечивающей удержание судна на курсе, до критической скорости на данном канале.
з
3. Ширина полосы безопасного движения Во.д при одностороннем движении подканалу определяется .по формуле
Яб.д = В« + В, (1)
где Вы— ширина маневровой полосы, м;
В—ширина судна, м.
3.1. Ширина маневровой полосы В„ определяется по формуле
B*='L sin (ay «$) + В cos (otj + a2) + t sin P *t> , (2)
где /sinp — принимается равным 3 с; cci —угол сноса, град; о** —угол дрейфа, град; v — скорость судна/м/с.
При двустороннем движении по каналу величина, полученная^ по формуле (1), удваивается.*
4. Проходная осадка определяется по формуле
7\ip = Hi ± ДН — (zt 4- z2 + , (3)
где Я/—расчетная глубина — глубина на расчетной ^ширжне-жана* ла, приведенная к нулю порта, м;
ДЯ —отклонение уровня от нуля порта, м; zx —минимальный навигационный запас глубины,-м;-2а—волновой запас глубины, м;
23 —скоростной запас глубины, м-
5. При определении проходной осадки на ЭВМ администрация порта готовит исходные данные, характеризующие размерения проводимого судна, габариты подходного жанала и гидрометеорологические условия на момент проводки, в соответствии с бланком исходной информации БИИ*1, приведенным в табл . 1, ^инструкцией по его заполнению, приведенной в приложении 2 (обязательном).
Т а б. л н . -ц а f 1 Бланк исходной информации БИИ-П для ЭВМ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Обозначе Наименование ние |
"Значение |
Азимут волнения, град —
Курс судна,, град —
Забровочная глубина, м Яб
Угол между векторами скорости судна и течения, —-
град
Угол между векторами скорости судна и четра, град —
Скорость ветра, м/с
Скорость течения, м/с Vr
Индекс грунта —
Индекс судна —
Индекс проводки —
Индекс груза —
Характеристики гидрометеорологических условий принимаются по данным гидрометеостанции, обслуживающей порт.
Бланк исходной информации БИИ-1 передается на ЭВМ, где по программе «ЧНИИГЪ выполняется расчет.
Программа «ЧНИИП» приведена в приложении 3 (обязательном), инструкция оператору по работе с программой — в приложении 4, (обязательном).
5.1. -В исходной-информации принимаются три условные ширины канала В/ в долях от навигационной, ширины канала (Bi = =0,6В„; В2=0,8~ВН; В3=В„) (см...рис. П.2.1).
5.2. Рассчитанная.на ЭВМ.ширина полосы-безопасного движения ВбД.автоматически сравнивается с условной шириной канала В\.
В случае, если ширина полосы безопасного движения Вб д> равна или меньше условной ширины канала* Вь производится-отсчет проходной осадки от минимальной глубины Н\ -на принятой условной ширине Bj.
Если же ширина полосы безопасного движения окажется больше первой условной ширины Вь осуществляется последовательное сравнение с условной шириной канала В2 либо В3 и отсчет, проходной осадки производится от минимальной глубины на условной ширине канала, которая больше ширины полосы безопасного движения.'
Расчет на ЭВМ производится'в соответствии со схемой:
Вх Вб.д Нх '-*■ Тпр;
В1 <^'Вб.д В2 -+ ГПР;
В2 < Вб.д < В3 -► Нъ Тпр.
5.3. Результаты расчета проходной осадки на ЭВМ выдаются -администрации порта для принятия решения о проводке судна в
виде:
бланка 1, содержащего'информацию дляконтроля-правильности ввода исходных данных;
5
бланка 2, содержащего значения проходной осадки Тар и ширины полосы безопасного движения Вб д для одностороннего и двустороннего движения на канале в диапазоне скоростей судна от 2 до 12 уз.
Образцы бланков приведены в приложении 5 (справочном).
5.4. В результате расчета в правой колонке бланка 2 могут быть напечатаны комментарии «ограничения по ширине» и «ограничения по осадке» либо комментарии могут отсутствовать.
5.5. Отсутствие комментариев в правой колонке бланка 2 означает, что проводка при принятой скорости возможна. Это будет в случае, когда ширина полосы безопасного движения меньше или равна принятой условной ширине канала (Вб д^В/), а проходная осадка больше.или равна фактической осадке судна (Гпр^7ф).
5.6. Комментарии «ограничение по ширине» печатаются в случае, когда ширина полосы безопасного движения.больше навигационной ширины канала (Вб-д>Вн). См. приложение 5 (справочное), примеры 2, 4 и 5.
5.7. Комментарии «ограничения по осадке» будут в случае, когда при некоторой скорости проводки фактическая осадка судна превышает проходную осадку (7ф>7’пр) в пределах ширины полосы безопасности. См. примеры 1 и 2 в приложении 5 (справочном).
6. При определении проходной осадки ручным счетом без применения автоматизированной программы расчет производится по сокращенной методике, согласно которой:
вместо бланка БИИ-1 заполняется бланк БИИ-2;
скорость судна в узлах для определения ширины полосы безопасного движения и проходной осадки принимается постоянной в пределах, определенных Обязательным постановлением по порту;
вместо трех значений глубины канала //; и трех значений условной ширины В/ принимается единственная глубина, соответствующая ширине полосы безопасного движения.
6.1. Расчет производится в следующем порядке:
с учетом размерений судна и гидрометеорологических условий, сложившихся на момент проводки, по формулам (1) и (2) вычисляются ширина полосы безопасного движения судна и ширина маневровой полосы;
в пределах ширины полосы безопасного движения на плане контрольных промеров выбирается минимальная глубина #,•;
по формуле (3) определяется проходная осадка Тпр.
6.2. Исходные данные для выполнения расчета готовятся в соответствии с бланком исходной информации БИИ-2, приведенным в табл. 2.
Инструкция по подготовке данных и заполнению бланка исходной информации приведена в приложении 6 (обязательном).
6.3. На основании данных бланка исходной информации БИИ-2 производятся вычисления вспомогательных величин, необходимых для определения проходной осадки. Порядок вычисления вспомогательных величин приведен в табл. 3.
Та б-ли'ца 2
Бланк исходной информации БИИ-2.(для рунного; спела)
^Наименование
Обозначе
ние
Значение
Дата проводки Наименование судна |
. |
Осадка судна, м |
Тф |
Длина судна, м |
L |
Ширина судна, м |
В |
Курс судна, град |
— |
Характер загрузки судна |
— |
Род груза |
— |
Скорость проводки судна, м/с (уз) |
V |
Режим движения по каналу Грунт дна канала |
_ |
Навигационная глубина канала, м |
Нн |
Забровочная глубина, м |
Не |
Отклонение уровня от нуля порта, м |
АН |
Направление ветра, град |
— |
Скорость ветра, м/с |
Га |
Направление течения, град Скорость течения, м/с |
— |
Кг | |
Направление волнения, град Расчетная высота волны, м |
Лв |
Таблица
Вспомогательные величины для определения проходной осадки
3
Обозна
чение
ч
ТО
u to X о
СП У
то S 33 с? то
4) ТО
32
X
<v
ч
. Наименование Значение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
m о и. >-> Ж S О) I— <v о си с О х 2 X X о S Ч а) а> а. с |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Вычисления производятся в соответствии с инструкцией, приведенной в приложении 7 (обязательном).
6.4. В случае необходимости расчет может быть произведен для нескольких значений скорости, что позволит выбрать рациональную скорость проводки.
6.5. Пример определения проходной осадки с учетом ширины полосы безопасного движения приведен в приложении 8 (справочном).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
П.1. Проходная осадка Гпр — максимальная осадка, с которой судно может пройти каналом при фактических гидрометеорологических условиях, сложившихся на момент проводки.
П.2. Фактическая осадка Тф — осадка неподвижного судна на тихой воде, измеренная в точке, соответствующей наибольшему углублению судна с учетом крена.
П.З. Ширина маневровой полосы Ви — максимальная ширина водной полосы, занимаемой судном, с учетом его размерений, скорости, углов дрейфа, сноса течением и рыскания.
Ширина маневровой полосы измеряется в направлении, перпендикулярном, оси канала, на уровне навигационной глубины.
П.4. Ширина полосы безопасного движения ВбД—-сумма ширины маневровой полосы Вн и необходимых запасов, удовлетворяющих условиям безопасной проводки судна.
П.5. Навигационная ширина канала Вн — ширина на уровне навигационной глубины.
П.6. Навигационная глубина Ни — глубина, обеспечивающая проход расчетного судна, принятого в проекте, в течение всего навигационного периода при самых неблагоприятных условиях.
П.7. Опасный груз — груз на судне, соответствующий действующей классификации Правил морской перевозки опасных грузов (МОПОГ).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Бланк исходной информации БИИ-1 заполняется администрацией порта (см. табл. 1).
Пункты 1, 2, 10—12. Не требуют пояснений по заполнению.
А И |
Рис. П.2М. Схема поперечного профиля канала: 1—навигационный профиль канала; 2 — фактический профиль канала
Пункты 3—8. Расчетные глубины канала Я/ принимаются по промерам, отражающим фактическое состояние-глубин, приведенных к нулю порта. В ка_-честве расчетных выбираются минимальные глубины на условной ширине канала: Я1 — на ширине канала Вi, равной 0,6 Вн;
Я2 — на ширине канала Я2, равной 0,8 Вн;
Из — на ширине канала В3, равной навигационной ширине Вп (рис. П.2.1).
9