МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
НОРМЫ
РАЗДЕЛ 18 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ
МОСКВА- ВО «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» •984
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
НОРМЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ
РАЗДЕЛ 18 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Москва 1 |
■ В/О "Мортехинформреклама" 1984 |
дождевые стоки с автостоянок, территории гараже! автомашин к автопогрузчиков должны очищаться от технических примесей и нефтепродуктов, после чего онп могут сбрасываться в бытовую канализацию порта (города).
Проекты дождевой канализации должны отвечать требованиям раздела 14 "Инженерные сети" настоящих НТП.
18.28. Поступающие с судами нефтеводяные смеси включают:
балластные воды из топливных танков;
промывочные воды из танков;
льяльные воды из машинно-котельных отделений.
Сброс в акватории портов нефгесодержащих вод не допускается. Условия сброса очищенных нефгесодержащих вод в каждом конкретном случае должны быть согласованы в установленном порядке с органами Министерства мелиорации и водного хозяйства и Министерства рыбного хозяйства СССР.
Образующиеся на судах в границах зоёы плавания, установленных "Наставлением по предотвращению загрязнения с судов", неочищенные нефтеводяные смеси, а также нефтеосгатки после сепарацк-онных судовых установок, сброс которых запрещен в открытое море, должны сдаваться на плавучие или стационарные очистные сооружения.
В составе объектов комплексного обслуживания флота в проектах надлежит предусматривать необходимые затраты и долевое участие предприятий, деятельность которых приводит к соответствующим загрязнениям, в строительстве (приобретении), расширении, реконструкции или техническом перевооружении очистных сооружений, обеспечивающих прием с судов и переработку в соответствии с де1-ствувдими правилами нефг ^содержащих вод. Объемы накапливаемых на судах к подлежащих сдаче на очистные сооружения нефгесодержа-щкх вод рассчитываются по методике и нормативам, приведенным в пп. 18,27 ♦ 18,31 настоящего раздела НТП.
Примечание. При наличии в порту или географическом пункте, где расположен порт, нефтебазы для переработки поступающих с судов нефгеводных смесей следует использовать ее очистные сооружения, мощность которых должна быть приведена в соответствии с требованиями настоящего пункта.
18.29. Годовые объемы накапливаемых на судах и подлежащих сдаче на очистные сооружении порта нефгесодержащкх балластных
10
( Sg0JI ), промывочных ($np) и льяльных ( $jjl. ) вод устанавливается в цроеяте для каждого из расчетных i -тых типов судов, исходя из числа судозаходов и среднего количества загрязнений, образующихся на каждом из них, с учетом доли судов, оснащенных собственным оборудованием для ликвидации загрязнений и определяются по формулам: к
$$*» -- • QlS<M. • Ki м3/год (I)
• Gtr*. • Ki м3/год (2)
* £ Hi • Qiaji. * Ti-Ki м3/год (3)
где rv - число расчетных типов судов;
Ki - коэффициент, учитывающий долю судов i -го типа, не оснащенных собственными устройствами для очистки нефтесодержащих вод;
Ni- число заходов в порт в течение года судов 1 -го типа;
Qifos Gin?.- среднее количество доставляемых в порт одним судном i -го типа балластных и промывочных (соответственно) вод, м3/судо-8аход;
Qiaa— среднее количество льяльных вод, образующихся ежесуточно на судах i -го типа.ь^/сут;
Ti - время нахождения судна i-ro типа в зоне запрещенного сброса, суг.
18.30. Среднее количество доставляемых в порт одним судном 1 -го типа балластных вод (<Xt £&л.) принимается:
для каждого из танкеров, совершающих балластные пробеги по направлению к проектируемому порту через зону запрещенного сброса нефтесодержащих вод в размере 5Q# от дедвейта i -го типа судна;
для каждого из сухогрузных судов (принимающих балласт в топливные междудонные танки только при тяжелых гвдрометеорологичео-кжх условиях) - в размере 2-3# дедвейта * -го типа судна.
18.31. Среднее количество доставляемых в порт одним судном X -го вида промывочных вод ( (Цп? ) принимается:
дяя каждого из танкеров - в размере 5# его дедвейта;
для каждого из сухогрузных судов - 1-2#.
18.32. Среднее количество доставляемых в порт одним судном
X -го типа льяльных вод ( ЗДлл) определяется в зависимости от водоизмещения судна к принимается по даннш стандарта "Системы
II
трюмные к балластные судовые. Правила и нормы проектирования. Морские суда и суда внутреннего плавания”.
18.33. Параметры очистных сооружений устанавливаются в проекте исходя ив необходимости обеспечения приема и переработки максимального суточного объема накапливаемых на судах и подлежащих сдаче на очистные сооружения нефгесодержащих балластных, льяльныхи промывочных вод судов, который определяется путем умножения полученных по ф->лам 7,8 и 9 годовых объемов (соответст
_ ^нер.
ЗОН
Кнер. ~ коэффициент месячной неравномерности под
хода судов;
Нмес - число месяцев навигации в порту.
Интенсивность приема нефтесодержащих вод с каждого из расчетных типов судов принимается по даншА раздела "Бункеровочные нефтебазы" настоящих НТД.
18.34. Образующиеся в порту производственные стоки включают нефгесодержащие стоки механических мастерских и гаражей, кислотно-щелочные стоки от зарядных станций и гальванических участков мастерских и стоки от предприятий общественного питания. Все перечисленные стоки, после локальной очистки в соответствии
с требованиями действующих санитарных норм, могут сбрасываться в бытовую канализацию порта (города).
18.35. Среднюю концентрацию загрязненных нефтепродуктами сточных вод, поступающих с судов и береговых объектов, а также среднее количество содержащихся в них твердых механических примесей надлежит принимать по данным пп.13,54 и 13,55, приведенным в разделе 13 настоящих НТД - "Водоснабжение и канализация".
18.36. Сточные бытовые воды, образующиеся на береговых объектах и сооружениях порта, должны сбрасываться в бытовую канализацию порта (города) с последующей их очисткой на городских сооружениях биологической очистки.
При отсутствии на заходящих в порт судах установок для обработки сточных вод, образующихся при пользовании туалетами, раковинами и ваннши, неочищенные сточные воды подлежат сдаче в порту, откуда они через бытовую канализацию также передаются на городские сооружения биологической очистки.
12
Для приема с судов сточных бытовых вод в порту должны быть плавучие сборщики, количество которых рассчитывается по данным раздела 15 настоящих НТП - "Портовый флот", и причальные сооружения, оборудованные необходимыми приемными устройствами.
18.37. Годовой объем подлежащих сдаче с судов сточных вод устанавливается в проекте отдельно для каждого из расчетных типов судов, в зависимости от зоны их плавания, по формулам:
N
« 0,001 £ К,ь ■ аъ • Ть**РЪ мЗ/год
0,001 Nk* Q* Рк мЗ/год
V* 0,001 ^.Кр Np'Qp*Tp*T? мЗ/год
5Л* 0,001 Nrt* а*Тк мЗ/год
где ё>р, " объемы сточных вод в м3, сдаваемых (соответ
ственно) грузовыми судами каботажного плавания, пассажирскими судами, судами портового и технического флота;
- коэффициенты, учитывающие долю в судообороте судов соответствующего назначения судов, необорудованных установками дая обработки сточных вод;
- количество типов судов соответствующего назначения;
- число заходов судов данного типа и данного назначения за год;
Црт(5и. - среднее количество образующихся сточных вод в расчете на I человека,д/чел-сут; тЪ1Тл/1р,Т^ - время нахождения судна данного типа в зоне запрещенного сброса сточных вод, регламентируемой "Наставлением по предотвращению загрязнения с судов”;
РЪ1рЛ1РР1Р^ - численность экипажа и пассажиров на судне данного типа.
Примечание. Максимальный суточный объем подлежащих сдаче в порту сточных вод определяется путем умножения полученного по ф-лам 5+8 годового их объема на коэффициент Ксуг ..., численные значения которого устанавливаются по 4нле 4.
13
18.36. Среднее количество образующихся срочных вод в расчете на одного человека (члена экипажа и пассажира) для судов всех назначений заграничного плавания принимается равным 140 л/чел-сут; для судов каботажного плавания, портового и технического флота 100 л/чел-оут*
18.39. Мусор, образующийся непосредственно в порту и на судах, посещающих порт, подразделяется на:
эксплуатационные отходы - виц мусора, образующийся в результате выполнения в порту и на судах различных производственных и ремонтных работ, а также все отходы, не содержащие нефть и нефтепродукты, образующиеся в результате обслуживания энергетических установок и прочего оборудования;
твердые отходы - вид мусора, состоящий из пищевых отходов и бытового мусора;
особые судовые отходы - пищевые отходы с судов, прибывающих из-за границы, смешанные или не смешанные' с бытовым мусором;
строительный мусор - отходы строительных материалов при строительных и ремонтно-строительных работах.
18.40. В проектах морских портов должны быть предусмотрены необходимые технические средства для сбора, удаления и обезвреживания всех видов мусора.
Порядок сбора, удаления и обезвреживания мусора морских портов, методика и нормативы для определения годового и максимального суточного поступления различных видов мусора, а также характеристики при проектировании должны приниматься в соответствии с "Инструкцией по сбору, удалению и обезвреживанию мусора морских портов".
18.41. В проектах строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения портов (районов, ТЛК) следует учитывать выбросы в атмосферу вредных веществ, источниками которых, наряду с погрузочно-разгрузочными работами, являются:
транспортные суда, обрабатываемые в порту; суда портового флота;
автотранспорт и различные перегрузочные машины; котельные местные отопительные; автобазы, гаражи погрузчиков; механические мастерские.
18.42. Количество веществ, отходящих в атмосферу, должно рассчитываться по материальному балансу технологических процессов и количества сжигаемого топлива.
14
Раочеты выбросов в атмосферу, образующихся при сжигании топлива, производятся, исходя из удельных выбросов (в кг на тонну сжигаемого топлива), по методике и нормативам, приведеннш во "Временных указаниях по раочету выбросов в атмосферу в морских портах".
15
Приложение I (справочное)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И НОРМАТИШО-ТЕШШЖИЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик.
2. Закон СССР об охране атмосферного воздуха.
3. Закон РСФСР об охране природы в РСФСР и аналогичные законы других союзных республик.
4. Водный кодекс РСФСР.
5. Постановление СМ СССР "Об усилении борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей и живых ресурсов моря" (й 118 от 14.02.1974 г.), а также "Перечень веществ, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря, сброс которых запрещается; нормы предельно-допустимой концентрации этих веществ в сбрасываемых смесях” (ноябрь 1974 г.).
6. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" (А 898 от
29 декабря 1972 г.).
7. Постановлением СМ СССР "О мерах по предотвращению загрязнения моря с судов" (й 724 от 07.09.1976 г.), а также приказ ММФ й 165-ЛР от 22.09.1976 г.
8. Постановление СМ СССР "О мерах по усилению охраны от загрязнения бассейна Балтийского моря" й 567 от 16.07.1976 г. (приказ ММФ й 132 от 05.03.1976 г.).
9. Постановление СМ СССР ”0 мера1* по предотвращению загрязнения бассейнов Черного и Азовского морей" й 42 от 16 января 1976 г. (приказ ММФ й 25-ЛР от 06.02.1976 г.).
10. Постановление СМ СССР "О дополнительных мерах по охране Каспийского моря от загрязнения", й 390 от I6.II.I976 г. (приказ ММФ от 15.12.1977 г.).
11. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшения использования природных ресурсов", й 964 от 01.12.1978 г. (приказ ММФ й 13-ЙР от 22 января 1979 г.).
12. Постановление Ой СССР "О мерах по улучшению организации и использованию отработанных нефтепродуктов" й 1057 от 31.12.1975 г.
13. Постановление СМ СССР "О нормативных предельнодопусги-мых выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее" й 1180 от 16.12.81 г.
16
14. "Правила экраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами" (Министерство мелиорации и водного хозяйства, Минздрав СССР, 1974 г.).
15. "Правила санитарной охраны прибрежных вод морей" (Минздрав и Госстрой СССР, 1974 г.).
15. "Правила морской перевозки опасных грузов" (МОЛОТ),
Ш«, 1977 г.
17. Санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию" (Минздрав СССР, .4 1042-73 от 04.04.1973 г.).
18. Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства ОН 202-81.
19. СНИП П.12-77. Защита от шума.
20. ГОСТ 12.1.003-76. 1ьум. Общие требования безопасности.
21. ГОСТ 12.1.005-76. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования.
22. ГОСТ 12.1.007-76. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
23. Система ГОСТ 17 "Охрана природы".
24. ОСТ 5.5064-78 "Технические требования по предотвращению загрязнения моря нефтью".
25. ОСТ 5.5270-75 "Системы трюмные и балластные судовые. Правила - нормы проектирования. Морские суда и суда внутреннего плавания".
26. РТМ 31.3014-77 "Временные указания по расчету выбросов в атмосферу в морских портах".
27. РД 31.06-01-79 "Инструкция по сбору, удалению и обезвреживанию мусора морских портов".
28. РД 31.06.02-80 "Методические указания по оценке запыленности в морских портах".
29. РД 31.04.03-79 "Наставление по предотвращению загрязнения с судов".
30. РД 31.04.01-79 "Правила ведения работ по очистке загрязненных акваторий портов".
Подписано в печать 05.11.83. Формат 60x84/16. Печать офсетная. Усл.леч.л.1,16.Уч.-изд,л.0,83Леч.л.1,25;ТиражЗЗО. Зак.тго1.981.Иад.№850-я. Цена 17 коп.
Типография В/О 'Мортсхинформреклама'
113114, Москва, Ж-114, Кожевническая улица, дом 19
(o' пересмотре МДОИСТМННЫХ I нош технологического проек-Дря морских портов
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28.Оа.85 I 96 (приказ Ю№ от 0I.U3.85 X 43) был проведен пересмотр действующих разделов норм технологического проектирования морских портов (ВНТП).
При этом было установлено, что ряд действующих разделов ВНТП не полностью отвечают требованиям новейшх достижений науки и техники, в связи с чем Министерством, по согласованию с Госстроем СССР и ПОСТ, принято ревонив временно перевести отдельные разделы ВНТП в категорию руководящих документов Минморфлоте (РД).
На основании изложенного
ПРИЛАГАЮ:
1. Принять к руководству Извещение X 2 (приложение).
2. Союзиорниипроекту
2.1. до 30.12.86
разреботать и утвердить в структуре раздела "Общи* положения" ВНТП, "Положение по построению системы норм, руководств и пособий к ним".
2.2. При пврвеиотре разделов ВНТП, в установленные Отраслевой научно-технической программой не 1986-1990 годы сроки, руководствоваться требованиями Системы нормативных документов в строительстве,
в также Инструкции о порядке разработки яовмх и пересмотре действующих норм технологического проектирования (СНиП 1.01.01-82+СНиП 1.01.03т83; СН 470-75*).
3. Контроль эа исполнением возложить на Н/0 "Ыорстройэагран-постевка".
1 ИНСПЕКЦИЯ 1 ори Министре
МИНИСТЕРСТВО
МОРСКОГО ФЛОТА
<МИНМОР*ЛОТ>
Q3,Q4.?98$ г.м_56_
Руководит*ляп предприятий, органиэадей и учреждений Минморфлота
(по списку)
ШВЕЩЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНЩ * 2 К ШИП 01-78 - ШИП да-83 "Нормы технологического проектирования морских портов"
Вводится в действие с 01.05.86
1. Норма технологического проектирования морских портов ШИП 01-78 + ШШ 08-83 вывести из Системы нормативных документов в строительстве (СНиП X.ОХ.01-82 f СНиП 1.01.03-83) и ввести в систему отраслевых руководящих нормативных документов Минморфлота (PC 31.01-85, приказ ММФ от I0.IX.85 & 211).
2. Заменить обозначения разделов норм технологическою проектирования в соответствии с таблицей.
Таблица |
Наименование |
Имеется |
Должно быть |
X |
2 |
3 |
|
1. Норма технологического проекти- НИИ 01-78 РД 31.31.37-78 рованкя морских портов. Основные положения
2. То же. Технологические пере-грузочные комплексы, специализированные для контейнеров
ЩШ 02-79 РД 31.31.37^02-79
Разработан: институтом Денморниицроект: к.т.н. Черняк А.Я. и к.т.н. Канторович »).Б. арк участии к.т.н. Аракелова Ф.Г. и Долгополовой А.И. (Сооэморнишроект).
Согласован Министерством здравоохранения СССР, Министерством мелиорации и водного ховяйотва СССР, ЦК профсоюза рабочих морского и речного фкота.
4 |
I |
2 |
3 |
3. Нормы технологического проектирования морских портов. Технологические перегрузочные :сомплексыг специалазхрованше для обработки судов лихтеро-возной системы |
ВНШ 03-79 |
РД 31.31.37.03-79 |
4* То же. Технологические перегрузочные комплексы, специализированные для навалочных грузов |
ЗШ 04-79 |
РД 31.31.37.04-79 |
5, То же.Технологические перегрузочные кошлексы универсального назначения с крановыми схемами механизации |
ШШ 05-SI |
РД 31.31.37.05-81 |
6* То же. Операции с пищевыми и химическими грузами |
ВШИ 06-81 |
РД 31.31.37.06-81 |
7, То же* Охрана окружающей среды |
ЖШ 08-83 |
РД 31.31.37.07-83 |
|
Указанные в таблице новые обозначения нанести на обложки и титульные листы всех экземпляров норм, стоящих на учете в фондах НТВ, или шевдихся в личном пользовании*
3# ШТЕ1 09-83 аннулировать,как не содержащие нормативных требований.
. тель рстройзагранпостав
mi и
Министерство морского фяога СССР
Нормы технологического проектирования морских портов
Раздел 18 Охрана окружающей среды
18.1. Настоящий раздел Норм устанавливает общие природоохранные требования и определяет нормативы, которые должны учитываться при проектировании основных элементов портов, акваторий, территории, а также сооружений, оборудования и обустройства для производства погрузочно-разгрузочных работ и комплексного обслуживания флота в порту.
18.2. При проектировании объектов портового хозяйства, наряду с настоящими нормами, должны учитываться регионально и специальные требования действующих законодательных актов, конвенций, правил, стандартов и других нормативных документов, перечень которых приведен в приложения I.
18.3. Разрабатываемые в проектах морских портов (районов, технологических комплексов) мероприятия по охране окружающей среды должны учитывать соответствующие современным научным данным социальные, физиологические, биологические и экологические аспекты обитания человека и живой природы, требования санитарных правил для портов и пристаней СССР, а также экономические соображения и технические возможности реализации этих мероприятий.
18.3. В качестве исходных данных для проектирования мероприятий по охране окружающей среды проект должен содержать топографические, гидрографические, метеорологические, инженерно-геологические, геолого-почвенные материалы, а также экологическую характеристику района работ.
18.6. В состав экологической характеристики района работ должны входить следующие материала и сведения:
Внесены: Главфлотом |
Угверздены: |
1 Срок действие |
в B/Q "Морсгройзагран-поставка" Минморфлота |
Министерством морского флота
26-04.1983 г. j |
j с I шаля 1983 ; |
|
3 |
исторические данные, освещающие современные и перспективные роль и значение природного комплекса в районе предполагаемых работ, включая воздушную, водную среды, сушу, недра, живую природу, деятельность человека;
перечень и назначение объектов хозяйственного, культурного, бытового и промыслового водоземлепэльзования в районе проектируемых работ и в зоне возможного распространения их влияния во всех средах;
промысловая и, в частности, рыбохозяйственная характеристики водоема в районе работ и фоновая характеристика атмосферы, почв к водной среды в районе работ по химическим, биологическим, и санитарно-гигиеническим показателям, цикличность биологических явлений к их календарные сроки*
18.7, В составе раздела "Охрана окружающей среда" в проекте должны содержаться следующие материалы:
обобщение и анализ данных, характеризующих природные условия в регионе, охватывающем зону проектирования;
результаты вариантного проектирования по выбору места, вертикальной и горизонтальной планировки, конструкция сооружений трасс или коммуникаций с оценкой по каждому варианту вида и масштабов воздействия на окружающую среду, объема кратковременных, долговременных и необратимых последствий реализации проекта;
содержание и технико-экономическая характеристика каждого варианта мероприятий, сокращающих и локализующих явлений, нежелательные для окружающей среда и компенсационных мероприятий;
сравнение вариантов по характеру и масштабам воздействия, а также по объему мероприятий, необходимых для охраны окружающей среды, и выбор варианта, оптимального по природоэхр^ым и технико-экономическим показателям;
технологические схемы, необходимые для проведения производства работ и эксплуатации проектируемых портовых комплексов в соответствии с требованиями охраны окружающей среда;
проектные решения по сооружениям и работам, связанные с культ а задней и рекультивацией земель;
чертежи устройств и сооружений, необходимых для осуществления мероприятий по охране окружающей среда при строительстве и в период эксплуатации проектируемых комплексов*
18.8. Выбор площадки строительства нового или развития существующего порта (района, технологического комплекса), мест.
4
конфигурации и конструкции гидротехнических сооружений (причалов, волноломов, дамб и т.п.) и судоходных акваторий, трасс сухопутных и водных подходов, технологическое ра& ;ирование аортового комплекса, а также выбор мест отвала или утилизации грунтовых масс, извлекаемых при строительных и эксплуатационных сухопутных земляных и дноуглубительных работах должны производиться с учетом предполагаемых изменений естественного природного режима и вытекающих из этих изменений последствий таким образом, чтобы улучшался или в наименьшей степени ухудшался естественный природный режим в зоне строительства.
18.9. Дри выборе трасс судоходных путей (акваторий) в устьевых портах проектом, должны учитываться возможность снижения бытового уровня воды, происходящего за счет увеличения площади живого сечения водотока и уменьшения сопротивления движению потока.
18.10. Выбор площадки строительства гидротехнических сооружений, образования портовых территорий, дноуглубления подходных каналов и акваторий должен производиться с обязательным согласованием с органами по регулированию использования и охране вод Минводхоза СССР, органами рыбоохраны Минрыбхоза СССР и органами, осуществляющими государственный санитарный надзор Минздрава СССР.
18,II* В проекте дноуглубительных работ должны быть определены объемы и расположение извлекаемых грунтовых масс, с разделением их по характеру химического и бактериального загрязнения, местоположение и площади нарушаемых данных поверхностей, ожидаемые изменения гидрологического режима (скорость и направление течений, волновые процессы, температурные изменения водной среды).
При определении сроков и очередности дноуглубительных работ должны учитываться свойственные данному району ритмы биологической жизни»
18.12. В каждом проекте, предусматривающего выполнение дноуглубительных работ, должны быть определены и согласованы в установленном порядке места и технология отвала или утилизации грунта, извлекаемого при дноуглублении.
18.13. Технология дноуглубительных работ должна разрабатываться, а технические средства дноуглубления выбираться в зависимости от типа извлекаемого грунта, места его извлечения и отвала, а также гидрометеорологических условий площадки, на кэто-
5
рой производятся дноуглубительные работы, с учетом обеспечения минимального воздействия проводимых работ на окружающую среду при максимальной эффективности этих работ.
18.14. В случае всодытия при производстве дноуглубительных работ водоносных слоев в проектах должны предусматриваться инженерные мероприятия (тампонирование и г.д.) по предотвращению загрязнения вскрытых грунтов.
18.15. Районы порта, технологические комплексы, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами, размер которых устанавливается по согласованию с Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР и Госстроем СССР.
18.16. В составе проектов строительства (расширения, реконструкции) портовых гидротехнических сооружений, а также проектов сухопутных и водных подходов к порту, должна быть приведена оценка влияния (вариантов) намечаемых к осуществлению сооружений и работ на естественный режим (течение, миграция насосов, состояние водной, воздушной сред и почв, живая природа) и установлены меры по предотвращегто нежелательных последствий в виде нарушения динамического равновесия береговой зоны, вызываемого возникновения эррозионных явлений, изменения природных структур донных грунтов, нарушения условий обитания человека, животных и растительных организмов, изменения химического состава воды, в частности, за счет перевода во взвешенное состояние частиц грунта, а также повторного загрязнения водной среды вредными веществами.
18 17. В целях предотвращения загрязнения окружающей среды в проектах технологических перегрузочных комплексов (ТПК) должны предусматриваться;
комплексная механизация, автоматизация и дистанционное управление перегрузочными процессами, а также автоматическая сигнализация о ходе отдельных работ и операций, связанных с возможностью выделения вредностей;
6
применение унифицированных и специальных обеспыливающих технических средств, защитных устройств, санитарно-технических установок, высокоэффективных средств очистки выбросов, создание санитарно-защитных зон;
применение устройств для измерения и постоянной регистрации количества поступающих в атмосферу и акваторию вредных веществ и устройств для регулирования величин выбросов за счет изменения степени очистки и технологического режима перегрузочного процесса;
автоблокировка перегрузочного оборудования с очистными аспирационными и другими санитарно-техническими устройствами;
устройства и приспособления, ограничивающие производственный шум*
18.18. В проектах строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) технологических комплексов для перегрузки навалочных и насыпных грузов, при производстве погрузочно-разгрузочных работ с которыми главным источником загрязнения окружающей среды является пыяеобразование, должны быть:
установлены звенья технологической линии, в которых возможно образование пыли;
рассчитана концентрация образующейся пыле-воэдушной смеси;
в случае, если концентрация пыле-воэдушной смеси превышает предельно допустимую, разработана система пыле подавления и требования к технологии и зхническим средствам, используемым для производства погрузочно-разгрузочных работ.
18.19. В используемых для навалочных и насыпных грузов установках циклического действия, основанных на применении различных типов кранов, оснащенных грейферами, основными звеньями, в которых происходит пылеобразование являются:
места зачерпывания груза грейфером (на складе, в судно, полувагоне) ;
трасса, по которой перемещается грейфер (вследствие возможной просипи груза);
места раскрытия грейфера (на складе, в судне, полувагоне).
Для каждого из перечисленных звеньев в проекте должны быть предусмотрены соответствующие мероприятия, ограничивающие пылеоб-разоваяие.
18.20. В установках конвейерного транспорта, используемых для перегрузки навалочных и насыпных грузов, в проектах должны
7
бить разработаны меры по локализации пыли в звеньях технологической линии, являющихся источниками пылеобразоваяия. К числу этих звеньев относятся:
узлы разгрузки (погрузки) железнодорожных вагонов и автотранспорта;
узлы переброса груза с одного конвейера на другой в пересыпных станциях;
узлы погрузки (разгрузки) судов*
18.21. При проектировании пневмотранспоргных установок для перегрузки насыпных грузов должны быть разработаны меры, предотвращающие образование пыли в узлах загрузки и разгрузки трубопроводов (бункер, вагон, судно, склад).
18.22. Предельно допустимой концентрацией ОШК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны является концентрация, которая при ежедневной работе в пределах 8 час* в течение всего рабочего стажа не может вызвать у работающих заболеваний или отклонений
в состоянии здоровья. При этом под рабочей зоной понимается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих.
При перегрузке в морских портах навалочных и насыпных грузов содержание вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест и воде водоемов санитарно-бытового водопользования не должно превышать уровней 1ЩК, утвержденных Минздравом СССР.
18.23. В качестве мероприятий по борьбе с пылеобразованием при использовании для перегрузки навалочных и насыпных грузов установок циклического действия в проекте должны предусматриваться, а в технологических расчетах учитываться, необхоЛимость:
обеспечения плавности зачерпывания груза; недопущения переполнения грейфера грузом; наличия на грейферах, ковшах, бадьях и др.емкостях, в которых осуществляется перемещение груза, соответствующих уплотнений, предотвращающих высыпание груза по трассе его перемещения;
ограничения в пределах 1,5 - 2,5 м высоты падения груза в местах его высыпания из грейферов и др. емкостей;
использование специальных пылеподавляющих насадок на бункеры, в которые высыпается груз в конце его перемещения машиной циклического действия.
8
18.24. Для борьбы с тмевыделением в установках конвейерного транспорта в проектах их строительства должны быть предусмотрены:
автоматизация процесса разгрузки (погрузки) железнодорожных вагонов и автотранспорта, при которой исключается присутствие людей в запыленной зоне;
локализация пыли в узлах разгрузки (погрузки) вагонов и автотранспорта, а также узлах пересыпки путем устройства соответствующих укрытий, очистки и удаления очищенного воздуха;
ограничение скоростей транспортирования груза на грузонесу-щем органе или его укрытие;
пылеподавляющие насадки в конце загрузочного рукава в узле передачи груза в судно.
18.25. В проектах пневмотранспортных установок для перегрузки навалочных и насыпных грузов додвды предусматриваться:
высокая степень герметичности трубопроводов, отсутствие в них внутренних шероховатостей, крутых поворотов, ответвлений, резких переходов;
высокая надежность и экономичность воздуходувных машин, обеспечение необходимого вакуума (давления) с учетом сопротивлений насадки, шланга, трубопроводов, возможность легкого регулирования параметров пневмотранспортного процесса; надежные и эффективные пылеотделители.
18*26. Основными видами загрязнений окружающей среды при эксплуатации объектов портового хозяйства и выполнения различных видов комплексного обслуживания судов являются образующиеся в порту Либо поступающие с судами: стоки; мусор;
выбросы в атмосферу.
Стоки подразделяются на:
дождевые стоки с портовых и прилегающих к ним территорий; поступающие с судами нефгесодержащие воды; образующиеся в порту и поступающие с судами сточные (бытовые) воды.
18.27. Дождевые стоки с грузовых площадок и причалов контейнерных TDK, райогэв генеральных и навалочных грузов - условно чистые, допускается сбдасывать в акваторию порта без дополнительной их очистки при условии оборудования колодцев дождевой канализации осадочными камерами;
Э