Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

40 страниц

319.00 ₽

Купить РД 31.31.30-82 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации распространяются на проектирование причальных сооружений III - IV классов типа "скользящий клин" для опытного строительства в морских портах и на судоремонтных заводах. Классификация сооружений принята в соответствии с требованиями главы СНиП II-51-74 "Гидротехнические сооружения морские. Основные положения проектирования".

Рекомендации не распространяются на проектирование сооружений, возводимых в сейсмических районах, в зонах расположения вечномерзлых, просадочных и торфяных грунтов, на территориях, подверженных оползням, карстам, и в других специфических условиях.

 Скачать PDF

Годен для справок

Оглавление

1. Общие положения

2. Рекомендации по расчету

     2.1. Общие положения

     2.2. Статический расчет

     2.3. Расчет общей устойчивости

     2.4. Расчет по деформациям

     2.5. Расчет на прочность и трещиностойкость элементов конструкции

3. Рекомендации по конструированию

4. Рекомендации по производству работ

Приложение 1. Пример расчета причального сооружения типа "скользящий клин"

Приложение 2. Определение коэффициентов на постели в основании сооружения типа "скользящий клин"

Приложение 3. Программа автоматизированного расчета сооружения типа "скользящий клин" по деформациям (КЛИДЕ)

Перечень нормативно-технических документов, на которые имеются ссылки в РД

 
Дата введения01.01.1983
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

09.11.1982УтвержденСоюзморниипроект41
РазработанЧМНИИП
РазработанСМНИИП
ИзданВ/О Мортехинформреклама1983 г.
ПринятВ/О Морстройзагранпоставка

Recommended Practice for the Design "Sliding Wedge" Type Wharf Structures (for Experimental Construction)

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ТИПА „СКОЛЬЗЯЩИЙ КЛИН“ (для опытного строительства)

РД 31.31.30—82

МОСКВА В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1983

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ТИПА „СКОЛЬЗЯЩИЙ КЛИН“ (для опытного строительства)

РД 31.31.30—82

МОСКВА-В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА 1983

Tl tic ttlA /WcД C L <^/уд,


(6)


где Мсд, Муд — соответственно суммы моментов сил, сдвигающих и


удерживающих сооружение, относительно центра окружности скольжения;


п


Мсд = /?о2 4i sin а/;


/-1

п


п



МУА = /?о 2 qt cos аi tg <?i + 2 п ,


где ос/ = arc sin ^—угол наклона касательной, проведенной к дуге


в точке пересечения линии действия силы с дугой скольжения, по отношению к горизонтальной линии; этот угол образуется также от пересечения радиуса Rо, проведенного к указанной точке под /-й полосой, с вертикалью (рис. 5).


2.3.2. Выбор параметров наиболее опасной кривой скольжения


Рис. 5. Схема к расчету общей устойчивости по методу круглоцилиндрических поверхностей скольжения


выполняется методом подбора. Расчет общей устойчивости реко-мендуется выполнять с помощью ЭВМ по программе ПУРС, раз^ работанной Черноморниипроектом.


2.4. Расчет по деформациям


2.4.1. Расчет причального сооружения типа «скользящий клин» по деформациям необходимо производить для ограничения перемещений сооружения (осадок, горизонтальных смещений, кренов и т. п.) такими пределами, при которых гарантируются нормальные условия эксплуатации сооружения и обеспечивается требуемая долговечность.


10



2.4.2. В результате расчета определяются величины осадок х, горизонтальные смещения у и крена со, отсчитываемых от острия клина (в системе координат ^ОУ) и в направлениях, указанных

П


на схеме (рис. 6).

2.4.3.    Грунт со стороны лицевой грани сооружения характерна зуется двумя зонами: зоной предельного состояния и допредельного с коэффициентом постели К\. Со стороны тыловой грани грунт находится в допредельной стадии и характеризуется двумя коэффициентами постели: для верхнего слоя К2 и для нижнего Кз-Коэффициенты постели Ки К2 и Кз следует определять по прил. 2 настоящего РД.

2.4.4.    Расчет выполняют методом итераций, принимая в качестве первого приближения величину зоны предельного состояния U—0. Уточнение величины U выполняется сравнением фактических перемещений х лицевой грани сооружения с предельными, определяемыми по формуле

Дпр = Чкр и cos2 <Р, exp [(-J + <Р,) tg <р, j,    (8)

где U — величина зоны предельного состояния; т]Кр — критический угол сдвига;

(9)

01 tg Ti |n 1 + h .

aoi —коэффициент, равный модулю коэффициента сжимаемости при 0,1 МПа;

%о — коэффициент горизонтальной составляющей давления покоя.

2.4.5. Величины деформаций лг, у и со (во вспомогательной системе координат Х\ОУ\) для каждой итерации следует определять решением системы уравнений:

АБ1хг + {F2 4- F3 — DEI) ух

, F2[a + 2b) + F3b~EE\ п t ~i--2-ю

(10)

АБ2хг + (С2 + СЗ ~-ОБ2)у1 +

С2 1а + 2Ь) + СЗЬ — ЕБ2    п

Jl    2    '    ^    *    2)

Ahx    C2[a+2b)    +    CZbArDhx

__Л1 § У1 ~

С2 (а«+За6-|-3&») + СЗ b^+Ehx __ и

где


з-®    ~    ’

А ~ Кх hx sin в ; Б\ = tg cos 5 + sin г;

Б2 ■= tg cpi sin £ — cos £; C2 = /C2a; СЗ = ЛГ3&;

F2 — C2tgcp3; FS^CStgcpg; D = Ki hx cos £; E — Kih\\

— Q) cos £ + T sin s — e sin г;

12

P, = (G -f Q) sin e — Г cos £ + e cos e;

P3—T/T—Ola — QIq — e    ;

hi — высота зоны допредельного состояния грунта с коэффициентом постели Кй е=0,5уи2Хп.

2.4.6.    Деформации сооружения в основной системе координат XOY определяются по формулам:

х = sin £ — у, cos е; 1 У =хх cos £ +Уг sin в. '

2.4.7.    Расчет считается законченным, если величины зон предельного состояния U в двух соседних приближениях отличаются не более чем на величину заданной точности расчета, которая принимается не более 5% от высоты заглубленной части клина.

2.4.8.    Расчет рекомендуется выполнять по программе КЛИДЕ (см. прил. 3 настоящего РД).

2.4.9.    Полученные в результате расчета перемещения сооружения не должны превышать предельных, определяемых в соответствии с требованиями главы СНиП II-16—76. При несоблюдении указанного условия необходимо произвести корректировку размеров сооружения.

2.5. Расчет на прочность и трещиностойкость элементов конструкции

2.5.1.    Расчет элементов конструкции типа «скользящий клин» на прочность, раскрытие трещин и трещиностойкость следует производить на максимальные усилия, возникающие в процессе производства работ (монтаж и установка сборных элементов и блоков конструкции) и при эксплуатации сооружения, в соответствии с требованиями главы СНиП Н-56—76 и Инструкции по проектированию морских причальных сооружений.

2.5.2.    Расчет на прочность и трещиностойкость следует выполнять после назначения основных габаритов сооружения (размеров монтажных блоков, размеров отдельных элементов и т. п.).

2.5.3.    При возведении сооружения сплошного сечения расчет выполняется только в случае применения сборных элементов на монтажные нагрузки.

2.5.4.    При возведении сооружения фигурного сечения расчет элементов выполняется: при сборном варианте — на монтажные и эксплуатационные нагрузки; при монолитном — на эксплуатационные.

2.5.5.    На эксплуатационные нагрузки расчету подлежат лицевая, тыловая наклонная и поперечные стенки, а также элементы верхнего строения.

2.5.6.    Расчет лицевой и тыловой стеггок выполняется аналогично расчету плит, защемленных: по трем сторонам (в поперечные

13

стенки и в ножевую часть конструкции) на нижнем участке высотой 1,5/i (где h — расстояние между осями смежных поперечных стенок); по двум сторонам (в поперечные стенки) на верхнем участке.

2.5.7.    Нагрузки для расчета лицевой и тыловой стенок определяются как разность давлений, действующих по наружной и внутренней граням стенки.

Примечания. 1. При расчете лицевой стенки выше уровня дна определение нагрузки необходимо выполнить при подходе гребня и ложбины волны.

2. Давление от внутренней засыпки определяется на лицевую стенку как давление грунта в состоянии покоя по рекомендациям главы СНиП II-55—79 по нормали к тыловой стенке на глубине z по формуле

аГз = Тз ^ tgr е ,    (12)

где у3 — объемный вес грунта засыпки.

2.5.8.    Расчет поперечных стенок следует выполнять как расчет плит, защемленных по двум сторонам, от давления грунта внутренней засыпки в состоянии покоя при действии с одной стороны.

2.5.9.    Расчет элементов верхнего строения производится аналогично расчету верхнего строения конструкций причальных сооружений согласно указаниям Инструкции по проектированию морских причальных сооружений.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

3.1.    Конструирование сооружения типа «скользящий клин» состоит из двух этапов: первый — предварительное конструирование (пп. 3.2—3.5 настоящего РД), при котором устанавливаются основные габаритные размеры сооружения, определяющие его массу, положение центра тяжести, расположение поперечных стен и т. п,; второй — окончательное конструирование (пп. 3.G—3.16 настоящего РД), при котором устанавливаются размеры сечений отдельных элементов, разбивка сооружения на секции и монтажные элементы по длине и высоте в секции.

3.2.    Конструктивное решение в виде сплошного или фигурного сечения диктуется геологическими и гидрологическими условиями. Выбор конструктивного решения и способа изготовления (монолитный или сборный вариант) производится на основе технико-экономического сравнения вариантов и в зависимости от технических возможностей строительных организаций.

Примечание. Предпочтительным следует считать применение сплошной сборной или монолитной конструкции для тяжелых гидрологических условий и сравнительно плотных грунтов основания и применение сборных фигурных конструкций в остальных случаях.

3.3.    При предварительном конструировании толщину стенок (в фигурных конструкциях) рекомендуется принимать равной: бе-

14

тонных 50—100 см, железобетонных обычного армирования 25— 50 см и железобетонных предварительно напряженных 20—25 см.

Примечания. 1. Меньшие величины толщины стен указаны для лицевых и тыловых стен при глубине до 6,5 м и для поперечных стен при любой глубине.

2. Размеры сплошной конструкции при ее предварительном конструировании полностью определяются величинами И, h и е.

3.4.    Расстояние между поперечными стенками рекомендуется принимать равным (20+0,1Яст)/Я, которое может корректироваться в результате расчета лицевой и тыловой стенок.

3.5.    Толщина плиты верхнего строения принимается равной 0,4 м.

3.6.    При окончательном конструировании надлежит руководствоваться общими конструктивными требованиями главы СНиП II-56—76, Инструкции по проектированию морских причальных сооружений с учетом рекомендаций настоящего РД, отражающих особенности конструирования сооружения типа «скользящий клин».

Рис. 7. Варианты конструкций уплотнения стыков между секциями

3.7.    По длине причала должно быть предусмотрено деление сооружения на секции, ориентировочная длина которых принимается не менее 2Нсг.

3.8.    Габариты монтажных элементов конструкции должны определяться условиями изготовления, транспортирования и монтажа. Число типоразмеров элементов должно быть минимальным. Деление на монтажные элементы может выполняться как по длине, так и по высоте секции.

3.9.    Размеры сечений элементов конструкции следует уточнять на основе расчетов прочности и трещиностойкости.

15

ЗЛО. Укрупненную сборку монтажных элементов в секцию рекомендуется выполнять путем сварки выпусков арматуры или с помощью петлевых стыков с последующим омоиоличиванием.

Примечания. 1. Горизонтальные стыки бетонных монтажных элементов допускается выполнять на цементном растворе состава 1:3с соединением закладных деталей.

2. Омонолнчивание вертикальных стыков должно выполняться бетоном с характеристиками не ниже характеристик бетона монтажных элементов.

3.11.    Конструкция уплотнения стыков между секциями должна обеспечивать возможность свободного относительного перемещения соседних секций и грунтонепроницаемость швов, для чего стыковочные элементы следует располагать параллельно наклонной грани конструкции в ее торцевой грани. Варианты возможных конструкций стыковочных элементов для сплошных сечений представлены на рис. 7, а, а для фигурных — на рис. 7, б, в.

Рис. 8. Конструкция ножевой части клина:

J — анкеры О 16 мм; 2 — полосовая сталь 200 X 0 мм через 25 см; 3 — L 80X50; 4 — косынки 3 =10 мм через 25 см; 5 -- стальной лист <5=?0мм.

3.12.    В целях повышения грунтонепроницаемости конструкции рекомендуется после погружения сооружения на проектную отметку устраивать между секциями.вертикальную щебеночную шпонку (рис. 7, г).

3.13.    Для предохранения острия клинового элемента от повреждения в процессе погружения в грунт нижнюю часть последнего рекомендуется оборудовать ножевой конструкцией из металла. Размеры конструкции ножа назначаются конструктивно и могут быть приняты равными указанным на рис. 8.

3.14.    Для засыпки внутренней полости клипового элемента рекомендуется применение камня, щебня, песка, местных материалов. Выбор материала засыпки производится с учетом обеспечения его сохранности в конструкции.

3.15.    Засыпка грунта перед сооружением до проектной o'i метки должна выполняться на ширине по верху не менее 2ftctg(450+<p/2). Качество материала засыпки перед сооружением и его гранулометрический состав следует выбирать из условия неразмывающих донных скоростей в соответствии с указаниями главы СНиП 11-57—75.

3.16. При конструировании элементов верхнего строения рекомендуется руководствоваться требованиями Инструкции по проектированию морских причальных сооружении. Лицевая поверхность бортовой плиты должна выступать за лицевую грань «скользящего

клина» в сторону акватории на величину, допускающую крен судна у причала до 3° с учетом выноса отбойного устройства, но не менее 0,3 м. Низ бортовой плиты фигурной конструкции должен быть выше уровня воды на величину не менее 1 м.

f

Рис. 9. Сопряжение причального сооружения типа «скользящий клин» с существующей конструкцией и с берегом:

/ — кладка из бетонных массивов; 2 — секции причального сооружения типа «скользящий клин»; 3 — шпунтовой ряд или свайный частокол; Л — существующая конструкция причального сооружения (эстакада)


3.17. Сопряжение торцов сооружения типа «скользящий клин» с берегом или сооружением другого типа должно быть оборудовано диафрагмой. Конструкция диафрагмы определяется условиями строительства и очередностью производства работ. Диафрагма может быть выполнена в виде частокола из свай или шпунта (при

наличии образованной территории) и массивовой кладки или подобной конструкции (при необходимости образования территории). Размеры диафрагмы определяются проектом. Пример возможного устройства сопряжения показан на рис. 9.

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ

4.1.    Указания раздела включены в настоящий РД ввиду новизны способа возведения сооружения и могут быть уточнены в процессе разработки проекта организации работ, что не исключает необходимости разработки специальной инструкции по производству работ при возведении сооружений подобного типа.

4.2.    Изготовление элементов сооружения рекомендуется выполнять заводским способом.

Примечание. Выбор между заводским и полигонным способами изготовления элементов должен осуществляться на основе технико-экономического сравнения показателей способов изготовления.

4.3.    Отклонения от проектных размеров сборных элементов не должны превышать величин, оговоренных строительными нормами на изготовление бетонных и железобетонных элементов и изделий.

4.4.    Искривления закладных частей стыковочного элемента секции не должны превышать 3 мм на 1 м и 2 см вдоль всей конструкции.

4.5.    Применение способа «скользящий клин» предполагает наличие образованной территории, позволяющей выполнить работы «насухо».

17

Примечание. При отсутствии территории вопрос ее образования или монтажа конструкции «в воду» должен решаться на основании технико-экономического анализа вариантов.

2 Заказ № 361

4.6.    При необходимости обеспечения сопряжения торцов сооружения с берегом или другими типами сооружений следует выполнить работы по устройству диафрагм (см. п. 3.17).

4.7.    На расстоянии ширины проектируемого сооружения по верху от линии кордона в сторону территории необходимо выровнять поверхность и выставить направляющие конструкции по длине всего сооружения,

4.8.    В качестве направляющих конструкции допускается использование элементов конструкции «скользящего клина» (рис. 10, а) или специальных пространственных ферм с направляющей плоскостью или ребрами (рис. 10, б).

Рис. 10. Конструкция направляющих элементов:

а — в виде блоков верхнего строения; б — в виде

ферм

/ — «скользящий клин»; 2 — блок верхнего строения; 3 — ферма; 4 — бетонный блок; 5 — деревянные

брусья

4.9.    Направляющие элементы следует выставлять по створу так, чтобы отклонение в плане составляло не более ±5 см, а отклонение угла наклона направляющей — не более ±1° для глубин до 6,5 м; ±0,5° для глубин до 11,5 м; ±0,25° для глубин до 16,5 м и ±0,1° для глубин свыше 16,5 м.

4.10.    На наклонную поверхность направляющей конструкции необходимо установить клиновые элементы по всей длине сооружения, соединив их в пределах секции в соответствии с указанием п. ЗЛО настоящего РД и оборудовав стыковочными элементами.

4.11.    При возведении сооружения типа «скользящий клин» рекомендуется дноуглубление в акватории выполнять высокопроизводительными дноуглубительными механизмами. Разработка грун-

18

to

*


о


Рис. 11. Последовательность производства работ:

а — при возведеиин сооружения из блоков сплошного сечения; 6 — то же. из блоков фигурного сечения


Рекомендации по проектированию причальных сооружений типа «скользящий клин» (для опытного строительства). РД 31.31.30—82. — М.: В/О «Мортехинформреклама», 1983.— 40 с

РАЗРАБОТА11Ы Одесским филиалом Государствепного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморнпипроект) — Черномор-нпипроектом.

Директор — канд. техн. наук В. А. Яценко, зам. директора по научной работе — канд. техн. паук В. С. Зеленский.

Руководитель разработки — канд. техн. наук Я. II. Фельдман.

Исполнители:    кандидат    техн.    наук    А. II. Черепахинt

И. П. Иванцова, А. А. Лифар.

СОГЛАСОВАНЫ с В/О «Морстройзаграниоставка».

Главный инженер — М. Г. 'Гетенко.

УТВЕРЖДЕНЫ и введены в действие с 1 марта 1983 г. распоряжением главного инженера Союзморниипроекта Ю. А. Ильницкого от 09.11.82 г. № 41.

та перед сооружением на ширине 2Mg(45°-f 0,5ф) производится дноуглубительными механизмами, оборудованными грейферами.

4.12.    Погружение секций следует производить последовательной разработкой грунта перед сооружением по всей длине причала с таким расчетом, чтобы верх секций находился на высоте не менее 1 м от уровня воды. Этапы производства работ изображены на рис. 11.

4.13.    Толщину снимаемого слоя грунта (рис. 12) при погружении рекомендуется определять по формуле

^сл = hpt hp{i—i) •    (13)

где hpi—отметка дна перед сооружением при погружении г-го блока;

hP(i-о—тоже, при установке (i—1)-го блока;

hpi —    ^с(/ +1) ТО t

где h6i— высота i-го блока;

Лсц+о—глубина погружения сооружения с учетом (г + 1)-го блока.

Рис. 12. Схема к определению толщины снимаемого слоя

4.14.    Наращивание секции необходимо производить после выполнения рекомендаций п. 4.12 настоящего РД.

4.15.    Заполнение внутренней полости секции грунтом должно производиться после завершения работ по укрупненной сборке.

4.16.    После погружения секций на глубину, меньшую проектной на 0,5 м, необходимо выполнить погружение до проектной глубины и выравнивание секций с помощью разработки грунта грейфером. Отклонение лицевой стенки секции от линии кордона не должно превышать ±25 см.

4.17.    Для ликвидации последующих деформаций сооружения в эксплуатационный период следует после образования обратной засыпки перед сооружением выполнять огрузку секций нагрузкой с интенсивностью, равной (0,7-г-1,0) где q — интенсивность эксплуатационной нагрузки.

4.18.    Образование засыпки перед сооружением необходимо выполнять на ширине 2/ictg(45°-(-0,5cp). Засыпку следует выполнять до проектной отметки дна с 5%-ным запасом по высоте на осадку.

4.19.    Строительство сооружений типа «скользящий клин» следует осуществлять в сроки, обеспечивающие наиболее быстрый и экономически обоснованный ввод сооружения в эксплуатацию.

4.20.    При составлении календарного плана строительства над-

20

Рекомендации по проектированию

причальных сооружений типа     РД    31.31.30    82

«скользящий клин»    Вводится    впервые

(для опытного строительства)

Срок введения в действие установлен с 01.03.83 г.

Настоящие Рекомендации распространяются на проектирование причальных сооружений III—IV классов типа «скользящий клин» для опытного строительства в морских портах и на судоремонтных заводах. Классификация сооружений принята в соответствии с требованиями главы СНиП П-51—74 «Гидротехнические сооружения морские. Основные положения проектирования».

Рекомендации не распространяются на проектирование сооружений, возводимых в сейсмических районах, в зонах расположения вечномерзлых, просадочных и торфяных грунтов, на территориях, подверженных оползням, карстам, и в других специфических условиях.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    К сооружениям типа «скользящий клин» следует относить подпорные стены, имеющие тыловую наклонную грань, угол наклона к вертикали которой определяется расчетом и обеспечивает необходимые условия производства работ и устойчивость стенки в процессе эксплуатации. Сооружение может выполняться сплошной или фигурной конструкции. Фигурная конструкция включает тыловую (наклонную), лицевую и поперечные стенки и верхнее строение. Высота лицевой стенки определяется конструктивными соображениями и расчетом.

Схема конструкции причального сооружения типа «скользящий клин» приведена на рис. 1.

1.2.    По общим вопросам проектирования причальных сооруже

ний типа «скользящий клин» следует руководствоваться требованиями глав СНиП П-51—74,    II-50—74, Норм технологического

проектирования морских портов, Инструкции по проектированию морских причальных сооружений и других действующих нормативных документов по проектированию и строительству гидротехнических сооружений.

1.3.    Целесообразность применения конструкций типа «скользящий клин» устанавливается на основе технико-экономического сопоставления вариантов конструкций, принимаемых для условии строительства проектируемого объекта.

1.4.    Причальные сооружения типа «скользящий клин» рекомендуется применять на песчаных, супесчаных, суглинистых и других грунтах, допускающих погружение конструкции и обеспечивающих ее устойчивость.

3

1.5. При проектировании причальных сооружений рассматриваемого типа следует основываться на исходных данных, устанавливаемых в соответствии с назначением сооружения, технологиче-

а)

Рис. 1. Схема конструкции причального сооружения типа «скользящий клин»: а — сплошной; б — фигурной конструкции:

/ — бетонные элементы; 2 — железобетонная плита верхнего строения; 3 — засыпка; 4 — железобетонные фигурные элементы; 5 — швы между элементами секции; 6 — температурно-осадочный шов между секциями

ской частью проекта, естественными условиями участка строительства if техновооруженностыо строительно-монтажной организации.

1.6.    Конструкцию сооружения типа «скользящий клин» рекомендуется выполнять из сборных или монолитных бетонных или железобетонных элементов.

1.7.    При проектировании причальных сооружений типа «скользящий клин» необходимо выполнять требования соответствующих глав СНиП, государственных стандартов и технических условий, регламентирующих требования к строительным материалам.

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ

2.1. Общие положения

2.1.1. Расчеты причальных сооружений типа «скользящий клин» следует выполнять по предельным состояниям согласно требованиям глав СНиП II-5—74, И-51—74, II-50—74, 11-16—76, II-56—76, 11-55—79, Инструкции по проектированию морских причальных сооружений и настоящего РД.

2.1.2.    Нагрузки, воздействия и их сочетания следует принимать в соответствии с требованиями глав СНиП Н-51—74, 11-50—74, 11-57—75 и Норм технологического проектирования морских портов.

2.1.3.    Расчет причальных сооружений типа «скользящий клин» следует выполнять на нагрузки, действующие в период строительства и эксплуатации сооружения. Коэффициенты для расчета сооружения по предельным состояниям следует принимать в соответствии с указаниями Инструкции по проектированию морских причальных сооружений.

2.2. Статический расчет

2.2.1. Статический расчет сооружения типа «скользящий клин» заключается в определении габаритов, веса конструкции и величины ее заглубления с целью обеспечения устойчивости сооружения и нормальных условий его эксплуатации. При этом выполняются расчеты сооружения на сдвиг и опрокидывание. Расчетная схема сооружения в эксплуатационный период представлена на рис. 2.

7Vx

2.2.2. Для предварительных расчетов размеры сооружения типа «скользящий клин» следует принимать исходя из угла е наклона тыловой грани сооружения к вертикали, равного (45°—0,5ф), и

5

величины заглубления острия клина /гПр, равной 0,8Н (где Я — глубина у причала).

Примечания. 1. Величина е может изменяться в пределах dtЮ° от заданной в п. 2.2.2.

2. Для слоистых оснований величина угла е может быть принята равной (45°—0,5фСр), где Фср=2Л i¥i/(Sh ); hi ~ мощность t-ro слоя грунта; Ф* — угол внутреннего трения грунта t-ro слоя.

2.2.3.    По заданной величине Н и принятым величинам е и Апр выполняется предварительное конструирование сооружения (см. разд. 3 настоящего РД).

2.2.4.    Проектная величина заглубления сооружения h устанавливается из расчета устойчивости сооружения на сдвиг и на опрокидывание.

2.2.5.    Из расчета устойчивости сооружения на сдвиг (с учетом действия эксплуатационных нагрузок, см. рис. 2) величина h должна быть не менее вычисленной по формуле

и п Пс    I (п. I « / cos <р cos (г 4-    , rj-, , D ] ,

h = ~in~hc    I (G + gi ll “Ж(. TW)    - + 1 + Fx\ +

(1)

, 2ko—^ hz

H----:- о

где n,

П c,

mд, kn, m — коэффициенты для расчета по предельным состояниям, назначаемые в соответствии с указаниями Инструкции по проектированию морских причальных сооружений;

G — вес сооружения;

qx —эксплуатационная нагрузка, расположенная над сооружением:

/ — ширина сооружения поверху;

— коэффициент пассивного давления грунта, определяемый при 6 = ф, но не более 30° и принимаемый по указаниям главы СНиП II-55—79: у о — удельный вес грунта обратной засыпки перед сооружением (с учетом взвешивания) ;

и _ л f 2 cos <pcos (г + <р) с" V Ап 7i ^ sin (е + 2 <f)



(2)


Yi —удельный вес грунта основания (с учетом взвешивания); hc — глубина погружения сооружения в строительный период; определяемая по формуле

Т и Рх— соответственно швартовное усилие и равнодействующая волнового давления при подходе ложбины волны, определяемые по указаниям главы СНиП 11-57—75.

2.2.6. Расчет причального сооружения на опрокидывание следует выполнять в соответствии с указаниями Инструкции по проектированию морских причальных сооружений (без учета эксплуатационной нагрузки над сооружением) по формуле

пПсШАМ0 С —УИу,    (3)

где М0 и Му — соответственно суммы моментов опрокидывающих

и удерживающих сил, определяемые по п. 2.2.7 настоящего РД.

2.2.7. Величины сумм моментов М0 и Му определяются по формулам:

М0 = /:ауа4- Та + РХЬ ;    (4)

Му == О d -}" Еиуп}    (5)

где £а и Еп —соответственно горизонтальные составляющие равнодействующих активного (при 6 = 0) и пассивного (при й=ф) давлений грунта, определяемые в соответствии с указаниями прил. 3 главы ,СНиП П-55—79 и рекомендациями пп. 2.2.8—2.2.10 настоящего РД;

уa, b, d, уа — плечи соответствующих сил (см. рис. 2).

2.2.8.    Положение горизонтальной составляющей равнодействующей активного давления грунта Ег для однослойного основания определяется путем построения эпюры Еа (рис. 3). Величина ка определяется путем приравнивания площади эпюры полученному значению Еа.

2.2.9.    В случае многослойного основания величина Еа определяется для каждого слоя, причем для каждого последующего слоя грунта влияние вышележащих слоев учитывается как пригрузка (рис. 4).

2.2.10.    Горизонтальная составляющая равнодействующей пассивного давления грунта £„ определяется для слоя грунта высотой hc с учетом пригрузки от вышележащего слоя грунта толщиной (ft—hc) (см. рис. 2), досыпанного до проектной отметки дна.

2.2.11.    В случае невыполнения условия (3) необходимо откорректировать величину d положения центра тяжести сооружения относительно его передней грани за счет изменения распределения веса G сооружения или изменения угла е. При этом расчет необходимо повторить начиная с п. 2.2.3.

2.3. Расчет общей устойчивости

2.3.1. Расчет общей устойчивости следует выполнять в соответствии с требованиями глав СНиП II-51—74, 11-50—74, II-16—76 и Инструкции по проектированию морских причальных сооружений по схеме глубинного сдвига (по методу круглоцилиндрических поверхностей скольжения) по формуле

7

00


Рис. 3. Схема к определению активного давления грунта для однослойного основания


1<1г+ГЛ+...+Гг»4>Ла5

(q3+rA + ~+f\^)Aq3 (9з+ГЛ+*ГзЫ*аЗ (%з**ГЪ* - +Гз?>б)АаЪ (Яи+ЬЬ, * ..*/j/f6)Aa3 (Як -*f,bt+ ~ +r3h7)AQ5

(Чк+Г,Ь* - +hh7)Aai, (Яч *f,hf +--■

Я, Леи

Рис. 4. Схема к определению активного давления грунта для многослойного основания

(jt+гЛ +rlti2)Aai (q, V/A’ +rVt>e )*a?

(qt +ftht*... *rth3)Aa2 (qz+r,4+-+fi/>sMa2 Mi *h А» - +oA*>Sq2


%D