Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

169 страниц

744.00 ₽

Купить РД 31.28.10-97 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ устанавливает основные положения и технические требования по защите от коррозии и обрастания судовых конструкций применительно к назначению судна и району его плавания, системы электрохимической и комплексной защиты и системы окрашивания судовых конструкций, порядок приемки и контроля по защите от коррозии и обрастания и требования безопасности при проведении этих работ.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Общие положения

4. Технические и технологические требования к системам окраски судовых конструкций

5. Системы комплексной защиты подводной части корпуса морских судов из конструкционных сталей

     5.1 Общие положения

     5.2 Расчет комплексной защиты подводной части корпуса

6. Защита конструкций, расположенных на подводной части корпуса

7. Комплексная защита внутрикорпусных конструкций

8. Комплексные методы защиты судовых систем, аппаратов и оборудования от коррозии и обрастания

Приложение А. Физико-химические и технологические свойства лакокрасочных материалов

Приложение Б. Свойства лакокрасочных материалов, подлежащие входному контролю

Приложение В. Межоперационные грунтовки, неудаляемые при сварочных работах

Приложение Г. Основные системы лакокрасочных покрытий для защиты судовых конструкций

Приложение Д. Дефекты лакокрасочных покрытий, причины их образования и способы устранения

Приложение Е. Технические характеристики оборудования для очистки судовых конструкций перед окраской

Приложение Ж. Технические характеристики оборудования для нанесения лакокрасочных материалов

Приложение И. Приборы для контроля качества подготовки и нанесения лакокрасочных материалов

Приложение К. Требования безопасности при работе с лакокрасочными материалами

Приложение Л. Основные производители алюминиевых и цинковых протекторов для защиты корпусов морских судов

Приложение М. Системы защиты питьевых цистерн, сертифицированные санитарными органами

Приложение Н. Материалы труб и арматуры в зависимости от назначения судовых систем

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РД 31.28.10-97    .2

'    .    Г    '

Комплексные методы зашиты судовых конструкций от коррозии РД 31.28.10-97*

1. Разработан    ЗАО “Центральный ордена Трудового Красного.Знамени на

учно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота” (ЦНИИМФ)

Первый заместитель генерального

директора доктор технических наук    С.    ИДраницыи

Заведующий отделом конструктивной надежности и защиты судов от коррозии

А.П.Волъвачгнко

ка н д. тех н. н а у к    Г\ В. Маркозов

Заведующий отделом стандартизации

Заведующий сектором защиты судов , от коррозии и обрастания, руководитель разработки

ка н д.тех н. наук    Ю.Е.Зобачев

Руководитель разработки и

ответственный исполнитель    Р.А.Маркович

Ответственные исполнители:    канд.техн.наук

2. Согласован Начальник отдела

Соминская Э.В.у Гаврильчик Л.Д. (системы окраски судовых конструкций) Цветкова И. В, (техника безопасности и дефекты покрытий)

Отделом технической эксплуатации флота Департамента мореплавания .

3. Внесен

В. А. Гудков

Зам.начальника Департамента мореплавания Службы морского флота

4. Утвержден и введен в действие

ДД, Анисин "

Распоряжением Первого заместителя Министра транспорта

от.....17.12.9? № МФ-34/2306

Настоящий руховодяший документ не может быть полностью или частично воспроизведен* тиражирован и распространен без разрешения Департамента Мореплавания Службы морского флота МТРФ.    .    1

Pillion

судна

Наименование

конструкции

Тип и назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации

Методы защиты

Орган сертификации

Среда

Факторы воздействия

г

Внутренняя поверхность дейдвудиых труб

Все суда

Морская вода

Контакт разнородных металлов

Система лакокрасочных покрытий

Подруливающее устройство, перо руля

Все суда

Поток морской воды

Электрохимическая зашита

Крыльевые устройства

Все суда

Поток морской воды

Контакт разнородных металлов

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой

Конструкции, располож енные на подводной части корпуса

Наружная поверхность обтекателей

Клнгстонные, ледовые ящики

Все суда Все суда

Поток морской воды

Морская вода

Контакт раз- t породных металлов

Система лакокрасочных покрытий

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой

Надводная часть корпуса

1

Форштевень,.ахтерштевень, наружная обшивка, надстройки, рубки, КОМИНГСЫ ЛЮ-

Все суда

Морская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадки>" ~

Солнечнее излучение

Система лакокрасочных покрытии

Российский' Морской Регистр судоходства .

Район

судна

Наименование

конструкции

Тип и назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации

Методы защиты

Орган стратификации

*

Среда

Факторы воздействия

ков, тамбуров, вентиляторов, фальшборт и штормовые портики

.1 i

-

Настил верхней палубы ■’ ■ *

Все суда

Морская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадки

Солнечное излучение, нагрев поверхности

Система лакокрасочных покрытий с теплоотражающими свойствами

Настил верхней палубы в районе швартовых работ

Все суда

Морская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадки

Солнечное излучение. Истирание

Система лакокрасочных покрытий

Грузовые

помеще-

ния

Грузовые трюма и твиндеки .

Суда, перевозящие генеральные и навалочные грузы

Высокая влажность

Истирание

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства

Навалочники, перевозящие химически активные грузы

Высокая влажность. Солевые растворы с кислой и щелочкой реакцией

Истирание

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской! Регистр судоходст-ва

Район

судна

Наименование

конструкции

Тип л назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации

Методы защиты

Орган сертификации

Среда

Факторы в.озг действия

Г рузовые помещения

Навалочники, перевозящие пищевые грузы

Высокая влажность

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства . Органы санитарного надзора (контакт с пище-' вы ми грузами)

Балластные танки, ахтерпики, форпики, заполняемые коффердамы, отсеки креповые и диф-ферентные

Сухогрузы и танкеры

Морская вода, высокая влажность

Система лакокрасочных покрытий совместно с протекторной защитой**

Российский Морской Регистр судоходства

Грузобалластные

тапки

Танкеры

Нефтепродукты. Морская вода.-' Моющие средства

■■

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (протекторной)

Грузовые танки

Танкеры

Нефтепродукты, жидкие пищевые грузы. Моющие средства

Подтоварные

воды

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической (протекторной) защитой днища

Органы санитарного надзора (контакт с пищевыми грузами)

Район

судна

Наименование

конструкции

Тип и назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации г-

Методы защиты

Орган сертификации -

Среда

Факторы воздействия

...

Цистерны

Все суда

Пресная вода

Система лакокрасочных

Органы сани- V

пресной воды

-- \

покрытий. Изготовление цистерн из листов плакированных слоем нержавеющей стали

тарного надзора (контакт с питьевой водой}.

Помете-

Помещения глав-

Все суда

Высокая влаж-

Система лакокрасочных

Российский

ПНЯ;

ных и вспомога-

иость

покрытий

Морской Ре

внутри

тельных двигате

*

гистр судоход

корпуса

лей, сухие отсеки, коффердамы, тахты лагов и эхолотов

Конструкции ниже настила двойного дна, настил двойного дна, сточные ко

Танкеры

Высокая влажность

Система лакокрасочных покрытий

ства (пожаробезопасность)

лодцы машинных отделений и трюмов, панели во всех помещениях

-

-

г

с повышенной влажностью. По

. ■ -

мещения котлов и

■ '

грузовых насосов

*

.

РД 31.28.10-97

I

Район

судна

Наименование

конструкции

Тип и пизни-* ченне судна пни конструкции

Условия эксплуатации

Методы защиты

Орган сертификации

Среда

Факторы воздействия

'

Насосные

Танкеры

Высокая влажность

Система лакокрасочных покрытий

ь

Помете-

Жилые и служеб-

Все суда

Регламентиро-

Декоративные

Система лакокрасочных

Органы сани

кия жилые, слу-

ные

ванная влажность и перепа-

требования

покрытий

тарного надзора. Российским.

жебиые и

ды температур

Морской Ре- .

санитар-

но-

бытового

назначе

ния

■■ -

гистр судоходства (пожаробезопасность)

Рум пел иные

Все суда

Попышемпая

Декоративные

Система лакокрасочных

Органы сами- *

влажность

требования

покрытий

тарного надзора.

Российский

-

Морской Регистр судоходства (пожаробез

■ - '

опасность)

".

Аккумуляторные

Все-суда •

Х1арЫ; кислот

Декоративные

Система лакокрасочных

Органы сани

*

.требования

покрытий

тарного надзора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность)

Район

судна

Наименование

конструкции

Тип и назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации

Методы защиты

Орган сертификации

' ' •" ■ .!*■

Среда

Факторы воздействия

Помеще

ния

внутри

корпуса

Санитарно-

бытовые

Все суда

Повышенная влажность, перепады температур

Декоративные

требования

Система лакокрасочных покрытий

ч. .

Органы санитарного надзора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность)

Примечания.    .

* Применение оловосодержащих противообрастающих эмалей запрещено по требованию национальных стандартов .природоохранных органов ряда стран. Иностранные порты ограничивают заход судов, окрашенных этими эмалями. Требования отечественных природоохранных органов не содержат ограничений по использованию оловосодержащих противооб-растающих эмалей.

** В требованиях зарубежных классификационных обществ и в Правилах постройки и классификации морских судов Российского Морского Регистра судоходства (до 1985 г.) разрешено использование цинковых и алюминиевых протекторов. Установка алюминиевых протекторов не допускается в случаях, когда их потенциальная энергия превышает 275 дж.

17 /    *    РД    31.28.10-97:

облегчающие труд при выполнении технологических процессов защи- ■ ТЫ ОТ коррозий.'1

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОКРАСКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

4.1.    Система окраски судовых конструкций- предусматриваег последовательное выполнение следующих операции: выбор лакокрасочных материалов, подготовку поверхности металла к нанесению покрытий, подготовку лакокрасочных материалов, метод их нанесения и контроль качества исполнения работ.

4.2.    Ко всем видам лакокрасочных покрытий предъявляются следующие требования:

-    надежная и долговечная защита судовых конструкций от коррозии и обрастания:

-    совместимость с другими средствами противокоррозионной за-, щиты, применяемыми для судовой конструкции;

-    технологичность (возможность выполнения окрасочных работ при низкой температуре и высокой влажности; сокращение длительности работ за счет высокой скорости высыхания и уменьшения коли-> чества слоев системы покрытия):

-    возможность механизированного нанесения;

-    ремонтопригодность (пониженные требования к подготовкещо-

■ верх*гости подокраску, широкая гамма по совместимости лакокра&эч-‘ ных материалов, в.том числе по старым покрытиям).    *£•

4.3.    Лакокрасочные материалы, применяемые при окрашивании, должны отвечать требованиям технических условий или другой технической документации. Перечень основных физико-химических и технологических- свойств лакокрасочных материалов, который должна содержать техническая документация, приведен в Приложении А. Качество поступающих материалов должно быть подтверждено сертификатами и клеймами. Перечень основных показателей качества лакокрасочных материалов, подлежащих входному контролю организациями, производящими окрасочные работы, приведен в Приложении Б.

Однокомпонентные лакокрасочные материалы обычно поставляются готовыми к употреблению. В случае загустевания возможно разбавление соответствующими разбавителями в количестве от 10 до 20% для обычных красок и до 5% - для тиксотропных.

Двух или трехкомпонентные материалы поставляются комплектно и перед применением смешиваются в соответствующих соотношениях. Соотношение компонентов, рабочая вязкость и срок годности приготовленных материалов должны быть оговорены в технических условиях на материал в соответствии с Приложением А.

РД 31.28.10-97.

10

4.4.    Для защиты стали в период хранения применяются межопе-рациоиные грунтовки. Кроме основных требований к лакокрасочным материалам (п.4.2) они должны допускать выполнение сварочных работ без удаления грунтовки, не снижая при этом прочностных свойств сварочного шва.

Межоперацнонные грунтовки, имеющие сертификат Российского Морского Регистра судоходства с рекомендациями по нанесению на них покрывных лакокрасочных материалов, приведены в Приложении В.

4.5.    Окрашивание проводится по установленным технологическим системам, не допуская их упрощения, изменения и замены одного материала другим, если такая замена нс приведена в системах или примечаниях к ним в соответствии с Приложением Г. Если по производственной необходимости замена одного лакокрасочного материала другий все же производится, то она может быть согласована с разработчиком настоящего РД. На всех этапах технологического процесса соответствующие службы должны осуществлять контроль степени очистки и подготовки поверхности под покрытие, качества нанесения покрытия. В Приложении Д приведены причины появления дефектов лакокрасочных покрытий и рекомендации по их устранению.

4.6.    Подготовка поверхности пед окрашивание как в заводских условиях, так и на судне должна проводиться с соблюдением всех требований, так как качество очистки поверхности играет важную роль в защитных свойствах лакокрасочных покрытий и длительности их службы.

Вид и метод подготовки поверхности определяется выбранной системой окраски, При выборе системы окраски следует руководствоваться оснащенностью предприятия, ведущего работы соответствующим очистным оборудованием. Перечень основных типов оборудования для подготовки поверхности под окраску приведен в Приложении Е.

Полное удаление старого покрытия, включая грунтовки межоперационного хранения, производится на тех участках поверхности, где оно имеет механические или коррозионные повреждения или плохую адгезию. В зависимости от сохранности старого покрытия может применяться общая или частичная очистка поверхности. Если ранее нанесенное покрытие прочное, без коррозионных повреждений и процент его разрушения менее 20% , необходимо использовать частичную обработку (в местах отсутствия покрытия, перекрывая прилегающие участклна 15-20 см. по периметру), более 20% - общую обработку. Хорошо сохранившимся покрытием следует считать покрытие, которое не разр гшается струей воды под. давлением 200 атм. или не удаляется металл ческой щеткой.-

РД 31.28.10-97

19,

4.7. Для получения качественного покрытия каждый материал необходимо наносить рекомендованным для него способом. Перечень основных методов нанесения и возникающие при нанесении материа- ; лов дефекты и рекомендации по их устранению приведен в Приложе- ' ним Д.

Приложение Ж содержит типы и технические параметры пневматических краскораспылителей, аппаратов и установок безвоздушного распыления (БР).

Окрасочные работы следует производить при температуре и влажности в соответствии с технической документацией на применение лакокрасочных материалов. Запрещается производить окрасочные работы в туманную погоду, во время дождя, при скорости ветра более 10-12 м/с. Запрещается окрашивать поверхности, покрытые инеем и льдом и имеющие температуру ниже точки росы.

При окрашивании ранее эксплуатируемых судовых конструкций планируемый расход лакокрасочных материалов следует определять по Таблице 2.

Таблица 2

Увеличение расхода лакокрасочных материалов в процентах * в зависимости от шероховатости поверхности корпусов морских судов    *

Рекомендуемая толщина лакокрасочного покрытия, мкм

Шероховатость корпуса судна, мкм

100

200

300

400

500

100

50

100

150

200

250

200

25

50

75

100

125

300

15

35

50

70

83

400

12

25

37

50

62

500

10

20

30

40

50

Качество лакокрасочных покрытий характеризуется следующими контролируемыми показателями: адгезия, толщина и время высыхания одного слоя. Методы и приборы, применяемые для контроля качества лакокрасочных материалов и покрытий, приведены в Приложении И.

4.8. Фирма-производитель лакокрасочных материалов гарантирует срок службы покрытий при условии,, что работы по нанесению

20

лакокрасочных материалов проводятся под наблюдением представителей фирм,'"Д условия эксплуатации покрытий строго соответствуют рекомендациям фирмы.

Срок возобновления покрытий определяется условиями эксплуатации и зависит от состояния покрытия.

Осмотр состояния покрытия судовых конструкций проводится в ходе очередных освидетельствований. Оценка состояния покрытий проводится в соответствии с эталонами, приведенными в Таблице 3.

При удовлетворительном состоянии покрытия сроки его возобновления могут быть изменены.

Частичный ремонт поврежденных участков покрытия сроками не ограничивается и должен производиться по мере необходимости.

4.9. Все работы по подготовке поверхности к окрашиванию, приготовлению'и хранению лакокрасочных материалов и по проверке окрасочных работ следует производить при строгом соблюдении- требований РД 31.81,10-91 и РД 31.83.04*89. Основные правила техники безопасности при проведении работ по защите судов от коррозии с помощью лакокрасочных материалов приведены в Приложении К.

5. СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ПОДВОДНОЙ ЧАСТИ КОРПУСА МОРСКИХ СУДОВ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ СТАЛЕЙ

5.1. Общие положения.

5.1.1.    Защита от коррозии подводной части корпусов морских судов должна осуществляться нанесением лакокрасочных покрытий совместно с применением электрохимической защиты.

5.1.2.    Роль электрохимической защиты состоит в снижении коррозии на участках с местными повреждениями лакокрасочных покрытий, на которых при отсутствии электрохимической защиты развивается точечная и язвенная коррозия, что приводит к увеличению шероховатости обшивки и высоким скоростям местной коррозии.

5.1.3. -Систему лакокрасочных покрытий для зашиты корпусов судов следует назначать в соответствии с Приложением Г.

5.1.4.    Для подводной части корпуса применяется электрохимическая защита двух типов: катодная (защита наложенным током) и протекторная, Выбор типа электрохимической защиты осуществляется судовладельцем при проектировании судна. При ремонте и переоборудовании судов выбранныйтип защиты рекомендуется сохранять.

5.1.5.    Тип электрохимической защиты устанавливается в техническом задании на проектирование судна в зависимости от скорости хода судна, района плавания и системы выбранной лакокрасочной за-

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

A    J    .    h    ,

.    ‘ РАСПОРЯЖЕНИЕ

17,12.97 г,    №    МФ-34/2306

пМосква    /

Об утверждении и введении в действие РД 31.28.10-97 “Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии”

В целях осуществления единой технической политики и с учетом современных технологий защиты судовых конструкций от коррозии и обрастания Служба морского Министерства транспорта Российской Федерации утверждает РД 31.28.10-97 “Комплексные методы зашиты судовых конструкций от коррозии” со сроком введения в действие с 1 июля 1998 г.

Руководящий документ распространяется на предприятия, организации и учреждения морского транспорта независимо от форм собственности. v

ПРЕДЛАГАЮ:

К Руководителям организаций, предприятий и учреждений морского транспорта обеспечить соблюдение требований и выполнение рекомендаций, изложенных в РД 31.28.10-97, при разработке технических требовании и заданий на новые суда и при выполнении работ по защите от коррозии судовых конструкций.

2. ЗАОДНИИМФ:

2.1.    В месячный срок издать и разослать РД 31.28.10-97 заинтересованным организациям и предприятиям морского транспорта.

2.2.    Оказывать методическую помощь организациям и предприятиям морского транспорта по применению РД 31.28.10-97.

РД 31.58.02-90 ,РД 31.28.61-79


“Правила окрашивания судов Минморфлота”;

“Инструкция по применению протекторной защиты от коррозии т.еплообменных аппаратов.морских судов”; ■

“Защита от коррозии люковых закрытий трюмов сухогрузных судов. Технологическая инструкция”; 7

“Комплексная защита от коррозии и обрастания корпусов. Типовые схемы защиты подводной части корпусов судов": “Технологическая инструкция по применению летучих ингибиторов для защиты от коррозии труднодоступных конструкций в танках, коффердамах и других отсеках морских судов” “Технологическая инструкция. Защита от коррозии района Г1ВЛ морских судов”.


РДЗ 1.28:63-8 Г


РД 31.28.64-82 РД 31.28.65-82


РД 31.28.66-83


3. Считать утратившими силу с 1 июля 1998 г. следующие документы:

Первый заместитель Министра,    '    *

Руководитель службы морского флота ,    t    А.А.Луговец

Таблица 3


Оценка состояния покрытий


СОСТОЯНИЕ ПОКРЫТИЯ


ХОРО

ШЕЕ


УДОВЛЕТ

ВОРИ

ТЕЛЬНОЕ


Состояние с местными разрывами по кромкам ребер жесткости и сварных соединении и/нлн небольшая ржавчина не менее 20% рассматриваемой площади


ПЛОХОЕ


Состояние с общим разрушением покрытия 20% площади или более, или с твердой окалиной на 10% рассматриваемой площади (или более)


ОПИСАНИЕ СТЕПЕНИ РАЗРУШЕНИЯ ПОКРЫТИЯ

Состояние с небольшими пятнами ржавчины (коррозии)


РД 31.28.10-97    ,    4    .

: ' ■ '

СОДЕРЖАНИЕ

! ''

Стр.

1.    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ........................................................................... 6

2.    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ........................................................................ 6

3.    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.............>.................................................................. 8

4.    ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОКРАСКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ......................................... 17

5. '. СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ПОДВОДНОЙ ЧАСТИ КОР

ПУСА МОРСКИХ СУДОВ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ СТАЛЕЙ...........    20

5.1.    Общие положения................................................................................... 20

5.2.    Расчет комплексной защиты подводной части корпуса....................... 22

6.    ЗАЩИТА КОНСТРУКЦИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ПОДВОДНОЙ '    <

ЧАСТИ КОРПУСА.......................................... 28

7.    КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ВНУТРИКОРЛУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 32

8.    КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ СУДОВЫХ СИСТЕМ, АППАРАТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ ОТ КОРРОЗИИ И ОБРАСТАНИЯ............... 38

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Физико-химические и технологические свойства лакокрасочных материалов ........................I................. 4Q

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Свойства лакокрасочных материалов, подлежащие

входному контролю ...................;...... 41

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Межоперационные грунтовки; неудаляемые при сварочных работах....................................................................... 44

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Основные системы лакокрасочных покрытий для защи:

ты судовых конструкций .......... 45

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Дефекты лакокрасочных покрытий, причины их образования и способы устранения.............................................. 120

ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Технические характеристики оборудования для очистки

судовых конструкций перед окраской......................... 128

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Технические характеристики оборудования для нанесения лакокрасочных материалов ........................................ 139

ПРИЛОЖЕНИЕ И. Приборы для контроля качества подготовки и нанесения

лакокрасочных материалов ..........................................U3S

Требования безопасности при работе с лакокрасочными

ПРИЛОЖЕНИЕ К. ПРИЛОЖЕНИЕ Л. ПРИЛОЖЕНИЕ М. ПРИЛОЖЕНИЕ Н.

140

148

158

160

материалами......................................................................

Основные производители алюминиевых и цинковых протекторов для защиты корпусов морских судов ...........

Системы защиты питьевых цистерн, сертифицированные

санитарными органами.....................................................

Материалы труб и арматуры в зависимости от назначения судовых систем..........................:.................................

РД 31.28Л0-ЭТ    6

. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

,Т> „    ,    <.    ,

< .    .    КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ СУДОВЫХ

7.......КОНСТРУКЦИЙ ОТ КОРРОЗИИ

Дата введения 01 >07* 1998 г.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий руководящий документ (РД) устанавливает основные положения и технические требования по защите от коррозии и обрастания судовых конструкций применительно к назначению судна и району его плавания, системы электрохимической и комплексной защиты и системы окрашивания судовых конструкций, порядок приемки и контроля работ по защите от коррозии и обрастания и требования безопасности при проведении этих работ.

В РД включены системы защиты,'применение которых на судах морского транспорта показало достаточную надежность и эффективность.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем РД использованы ссылки на следующие стандарты •

и нормативные документы:

ГОСТ 9.056-75 ЕСЗКС. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме.

ГОСТ 10885-85 Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая. Технические условия.

ГОСТ 26251-84 Протекторы для защиты от коррозии. Технические условия.

ISO 8501

ГОСТ 26501-85 Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите.

Визуальная оценка чистоты поверхности.

7 .    РД 31.28    ЛО-9?

ISO 8502 .

ISO 8503

ISO 8504 OCT 5.3089-76

OCT 5.9522-86 OCT 5.9741-85 OCT 5.9761-79 OCT 5.9898-83

OCT 5.9951-84

РД 5.5104-79

РД 5.5315-76

РД 5.9149-83 РД 5.9570-74

Испытания для оценки чистрты поверхности.

Характеристики шероховатости поверхности, стальной основы, очищенной методом струйной очистки.

Методы подготовки поверхности.

Защита электрохимическая от коррозии валовинто-вого комплекса морских судов. Контактно-щеточные устройства. Технические условия.

ЕСЗКС. Протекторная защита корпусов судов. Типовой технологический процесс монтажа.

ЕСЗКС. Системы катодной защиты корпусов судов от коррозии.

ЕСЗКС. Защита комплексная судов от коррозии. Общие технические требования.

ЕСЗКС. Узлы анодные систем катодной защиты корпусов судов от коррозии и изделий типа “Каскад”. Технические условия.

Электроды сравнения пористые хлорсерёбряные для: систем электрохимической защиты. Т ехнические условия.

Трубопроводы судовые. Методика безотказности и долговечности элементов и допустимые скорости потока морской воды.

Защита протекторная судовых трубопроводов, аппаратов и оборудования. Правила и нормы проектирования;

ЕСЗКС. Защита катодная корпусов судов. Правила и . нормы проектирования.

Защита электрохимическая от коррозии валовинто-вого комплекса морских судов. Контактно-щеточные устройства. Типовой технологический процесс мон-. тажа.

" . e ■ ;    ;    8    Y    '    ^    1    v    ■ Y - ;    *

РД 31.28.10-9? РД 31.28.06-89

РД 31.81.10-91 РД 31.83.04-89

?Суда морские. .Требования к конструктивной защите от коррозии надстроек, рубок и обстройки судовых помещений.

Правила техники безопасности на судах морского флота.

Правила безопасности труда на!; промышленных предприятиях Минморфлота.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1.    Использование комплексных методов защиты от коррозии обеспечивает снижение общей скорости коррозии и предотвращает местные коррозионные,* коррозионно-эрозионные и коррозионномеханические виды разрушений.

3.2.    Комплексная защита судовых металлических конструкций предусматривает возможность рационального использования различ-

•' ных методов защиты для достижения требуемого снижения или предотвращения коррозии.

'3.3. Надежность и долговечность судовых конструкций зависят от решения задач по:

-выбору материалов и технологии их обработки;

-    оценки совместимости различных материалов;

-    расчету оптимальных толщин элементов конструкций;

-    выбору систем противокоррозионной защиты в соответствии с условиями эксплуатации конструкций.

3.4.    Особенности условий эксплуатации судовых конструкций, технические, санитарно-гигиенические и экологические требования к системам противокоррозионной защиты приведены в Таблице 1.

3.5.    Все материалы, используемые в системах противокоррозионной защиты, должны иметь разрешение органов Госсанэпидемнадзора на их применение в судостроении' и судоремонте. Разрешение выдается на основе экспертной оценки или токсикологических испытаний и свидетельствуют, что токсичность материала не превышает национальных допустимых норм.

3.6.    Все материалы, используемые в системах противокоррозион

ной защиты, должны отвечать требованиям технических условий. Качество поступающих материалов должно быть подтверждено сертификатами и клеймами.    ‘

3.7.    При выборе систем комплексной защиты должны быть предусмотрены условия по соблюдению требований безопасности, а также

'5    '

Таблица i

Основные требования к комплексным методам защиты от коррозии судовых конструкций

Район

судна

Наименование

конструкции

Тип и назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации

: Т •

Методы защиты

Орган сертификации

■ С

*

Среда

Факторы воздействия

Подводная часть корпуса

Форштевень, ахтерштевень, киль/ скуловые кили, кронштейны гребных валов, наружная обшивка

Суда неограниченного района плавания

Суда ледового плавания

Поток морской и пресной воды

Механические

повреждения,

обрастание*

Механические

повреждения,

обрастание

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (протекторной . или катодной)

Система лакокрасочных покрытии совместно с электрохимической защитой (катодной)

Российский Морской Регистр судоходства . - •'

Ледоколы

Истирающее действие льда

Система лакокрасочных покрытий совместно.с электрохимической защитой (катодной в ледовом исполнении)

Пояс переменных ватерлиний

Форштевень, ахтерштевень, наружная обшивка

Суда неограниченного -района плавания

-Переменное погружение, поток морской и пресной воды, морская атмосфера

Солнечное из- ! лучение, механические повреждения

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Ре- • гистр судоходства

% я


Zfi”Or03'TS )/il ‘


Район

судна

Наименование

конструкции

л

Тип и назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации

Методы защиты

Орган сертификации

Среда

Факторы воздействия '

Суда ледового плавания

-

Солнечное излучение, механические повреждения, истирающее действие льда

Система лакокрасочных покрытий - *

Ледоколы

Солнечное излучение, механические повреждения, истира ющее действие льда

Изготовление обшивки ледового пояса из плакированных нержавеющей сталыо листов, обязательная катодная защита в подводной части корпуса

Конструкции, располож енные на под подмой части корпуса

Гребиой винт

Гребном и

дейдвудный вал

Все суда Все суда

Поток морской или пресной воды

Морская вода

Кавитация

Знакопеременные нагрузки

Электрохимическая защита подводной части корпуса (протекторная или катодная) с применением контактно-щеточного устройства

Система лакокрасочных покрытии совместно с электрохимической защитой

-