МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
Приложение к письму ММФ от 18.03.86 № ГФ-15/248
979 КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА
морской перевозки пропиленгликоля
НАЛИВОМ РД 31.11.81.49—85
Разработан Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФом)
Черноморский филиал
Директор Л. Д. Яловой
Руководитель темы И. П. Горяйнов
Ответственный исполнитель М. П. Зинько
Согласован В/О «Мореплавание» Минморфлота
Заместитель начальника В. К. Залеев
Отделом военизированной охраны Минморфлота Начальник отдела И. А. Бедное
Отделом охраны труда и техники безопасности Минморфлота
Начальник отдела Т. Н. Новиков
Внесен Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов
Начальник Главфлота В. С. Збаращенко
РД 31.11.81.49—85 Вводится впервые
Карта технологического режима морской перевозки пропиленгликоля наливом
Утвержден Минморфлотом 16.12.85
Срок введения в действие установлен с 16.12.85
Настоящая карта технологического режима (КТР) устанавливает требования по безопасной и сохранной перевозке пропиленгликоля наливом.
КТР распространяется на перевозку пропиленгликоля наливом на танкерах и химовозах Минморфлота.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРУЗЕ
1.1. Наименование: пропиленгликоль.
1.2. На английском языке: propylene glycol.
1.3. Синонимы: а-пропиленглнколь; пропандиол-1.2.
1.4. Квалификация химического продукта: технический продукт.
1.5. Химическая формула: СН2ОН — СНОН — СН^.
1.6. Химическая группа: двухатомные спирты.
1.7. Внешний вид: бесцветная прозрачная жидкость.
1.8. Запах: характерный запах эфира.
1.9. Основная транспортная опасность: горючая жидкость.
1.10. Дополнительная транспортная опасность: токсичность.
2. ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
2.1. Относительная молекулярная масса .... 76,09
2.2. Плотность при 20 °С, кг/м3 ...... 1034—1038
2.3. Температура кипения, °С...... 188,4
2.4. Температура затвердевания, °С..... —60
2.5. Вязкость динамическая при 20°С, Па-с . . . 45,66-10*3
2.6. Вязкость кинематическая при 20 °С, мм2/с . . 4,38
2.7. Растворимость в воде, массовая % . . . . неограни
ченная
2.8. Парциальное давление паров в воздухе при
20 °С, Па............. 21,28
2.9. Коэффициент объемного расширения при
20 °С, 1 /К............ 0,00073
2.10. Содержание влаги в грузе, не более ... 0,3
3. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
3.1. Взаимодействие с воздухом: не взаимодействует.
3.2. Взаимодействие с морской и пресной водой: попадание хлоридов изменяет качественные показатели груза.
173
3.3. Возможность совместной перевозки на судне: не допускается перевозка с органическими кислотами, щелочами.
3.4. Взаимодействие с материалом судовых конструкций: не взаимодействует.
3.5. Термочувствителыюсть: под воздействием высоких температур (свыше 100°С) выделяется формальдегид.
3.6. Светочувствительность: не светочувствителен.
3.7. Влагочувствительность: гигроскопическая жидкость.
4.1. Общая характеристика: горючая жидкость.
4.2. Категория опасности по Правилам Регистра СССР . 3
4.3. Температура вспышки, °С........107
4.4. Температура самовоспламенения, °С.....412
4.5. Концентрационные пределы воспламенения паров в воздухе, объемн. %:
нижний............2,6
верхний............12,5
4. ПОЖАРООПАСНОСТЬ
4.6. Образование токсичных продуктов при сгорании: образуются оксид и диоксид углерода.
4.7. Рекомендуемые огнегасительные средства: распыленная вода, воздушно-механическая пена средней кратности на основе пенообразователей ПО-1 по ГОСТ 6948-81 и ПО-1 С по ТУ 38-40726—72.
4.8. При непродолжительном горении пропиленгликоля рекомендуется применять распыленную воду, направленную на всю площадь огня.
4.9. Для более эффективного тушения рекомендуется пропилен-гликоль растворить водой до 50 %-ной концентрации.
4.10. При тушении пожара при нахождении вблизи горящего про-пиленгликоля необходимо пользоваться изолирующим дыхательным аппаратом (см. раздел 9).
5. токсичность
5.1. Класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76:...2.
5.2. При нагревании пропиленгликоля свыше 100°С происходит интенсивное выделение формальдегида, ПДК которого 0,5 мг/м3.
5.3. ПДК пропиленгликоля в воздухе рабочей зоны, мг/м3, не установлена.
5.4. Особенности поражающего действия в зависимости от пути поступления.
5.4.1. При вдыхании: возможно раздражение верхних дыхательных путей.
5.4.2. При попадании на кожу и слизистые оболочки: вызывает раздражение и жжение.
5.4.3. При попадании в желудок нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта.
174
6. УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ
6.1. Перевозка пропиленгликоля наливом должна осуществляться в соответствии с требованиями РД 31.11.81.37—82 «Правила перевозки химических грузов наливом».
6.2. Требования к грузовым танкам: рекомендуется перевозка пропиленгликоля в грузовых танках из нержавеющей стали или имеющих защитное антикоррозионное покрытие. Допускается перевозка в грузовых танках без покрытия при условии удаления слоистой и осыпающейся ржавчины.
6.3. Налив: производится закрытым способом по грузовым трубопроводам. Погрузка свободно падающей струей запрещается.
6.4. Скорость налива: до 5 м/с. Скорость движения пропиленгликоля в грузовых трубах каждого танка в начальный период не должна превышать 1 м/с до тех пор, пока уровень груза не закроет входное отверстие трубопровода п груз не заполнит весь трубопровод.
6.5. Перевозка в инертной среде: рекомендуется азотирование.
6.6. Ингибирование: не требуется.
6.7. Давление при перевозке: атмосферное или рабочее давление системы инертизации.
6.8. Температурный режим: налив, перевозка и слив производятся при температуре окружающей среды. Подогрев груза при перевозке, наливе и сливе не требуется.
6.9. Дополнительные требования к перевозке: для предотвращения попадания влаги в грузовые танки не следует открывать без крайней необходимости крышки расширителей, смотровых и моечных лючков, пробки мерных трубок. При изменении температуры атмосферного воздуха и забортной воды периодически проверять обжатие крышек.
7. ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ
7.1. В соответствии с Приложением II Конвенции МАРПОЛ — 73/78 балластные воды, загрязненные пропиленгликолем, допускается сбрасывать без ограничений, так как они нс наносят вреда здоровью человека и морским ресурсам.
7.2. Меры при разливе: разлитый на палубу груз собрать в ближайший грузовой или отстойный танк при помощи аварийного переносного насоса, остатки груза удалить с палубы при помощи песка и ветоши.
8. ПОДГОТОВКА ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ
8.1. Подготовка грузовых танков под налив пропиленгликоля должна производиться в соответствии с РТМ 31.2006—78 «Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров. Типовая технология. Технические требования», РД 31.11.81.37—82 «Правила перевозки химических грузов наливом» (раздел 5), а также удовлетво-
рять требованиям ГОСТ 12.1.004-76 и ГОСТ 12.3.002-75 в части пожароопасности.
8.2. Порядок подготовки грузовых танков под перевозку пропи-ленгликоля после нефтепродуктов и химических грузов приведен в таблице.
Шифр моечных и зачистных операций
Наименование слитого груза
М4М24М14 А КЛ ПМ14 В М4М24М14АКЛПМ14В М1М6АКЛПМ14В М10АКЛПМ14В КЛИМ 14В
М11028М9 К Л П М14 В М2М27М10 А КЛ ПМ 14 В М1АКЛПМ14В М1АКЛПМ14В М7АКЛПМ14В М7А КЛИМ 14В М7А КЛИМ 14В М7АКЛПМ14В КЛПЛ\14В
М1 М31М9АКЛ ПМ 14 В
Реактивное топливо Дизельное топливо Бутиловый спирт (бутанол) Изобутиловый спирт (нзопропаиол) Изопропиловый » (нзопропаиол) Изооктиловый » (2-этилгсксанол) Додецил бензол Ацетон
Мети л эти л кетон Бензол Толуол Ксилол
Этиленгликоль
Метиловый спирт (метанол)
Циклогексан
Примечания. 1. Шифры зачистных и моечных операций обозначают:
Ml — машинная мойка холодной морской водой — 1 ч;
М2 — машинная мойка холодной морской водой — 2 ч;
М4 — машинная мойка холодной морской водой — 3 ч;
Мб — машинная мойка теплой (50°С) пресной водой — 1 ч;
М7 — машинная мойка теплой (50°С) морской водой — 2 ч;
М9 — машинная мойка горячей (8СГС) морской водой — 1 ч;
М10 — машинная мойка горячей (80 С) морской водой — 1,5 ч;
МП — машинная мойка горячей (80°С) морской водой — 2 ч;
М14 — машинная мойка холодной пресной водой — 1 ч;
М24 — машинная мойка теплой (50°С) водой и 1%*ным раствором моющего средства — 2 ч;
М28 — машинная мойка горячей (80°С) морской водой и 1 %-иым раствором моющего средства — 2 ч;
М31 — машинная мойка горячей (80РС) водой и 3%-ным раствором моющего средства — 3 ч;
А — пропарка;
П — выборка механических примесей и ржавчины;
Л — вентиляция танков до предельно допустимых концентраций;
В — осушка танков и трубопроводов до полного удаления влаги.
2. При подготовке танков после перевозки темных нефтепродуктов рекомендуется использовать моющие средства ИМФ-1 и КАМП.
3. Подготовка грузовых танков после пропилеиглнколи под перевозку химических грузов и нефтепродуктов производится в соответствии с шифром М7АЛПВ.
8.3. Контроль чистоты поверхности танков на наличие следов темных нефтепродуктов, масел, хлоридов производится согласно приложению 3 РД 31.11.81.37—82 «Правила перевозки химических грузов наливом».
176
9. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
9.1. На всех этапах транспортного процесса (налив—перевозка—слив—мойка) должны соблюдаться требования безопасостн, установленные:
РД 31.81.10—75 «Правила техники безопасности на судах морского флота» (раздел 9 и 11);
РД 31.11.81.37—82 «Правила перевозки химических грузов наливом».
9.2. ТБ при транспортировании пропилен гликоля должна быть установлена аналогично этиленгликолю, токсичность которого приравнивается к токсичности пропиленгликоля (ПДК этиленгликоля 0,1 г/м3). Следует строго соблюдать правила технической эксплуатации систем, устройств и механизмов; до начала налива должны быть проведены инструктаж и проверка знаний членов экипажа в части безопасных методов ведения работ, токсичности, транспортных свойств груза и мер индивидуальной защиты работающих.
9.3. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).
9.3.1. При наличии в воздухе рабочей зоны паров пропиленгликоля должны применяться следующие СИЗОД:
при концентрации паров на открытой палубе, не превышающей ПДК в 50 раз,— противогазы промышленные фильтрующие но ГОСТ 12.4.042-78 с коробкой марки А по ГОСТ 12.4.122-83, код ОКП 25.6831 0101;
при более высоких концентрациях и при выполнении аварийных работ в грузовых танках — шланговый противогаз типа ПШ-2-57 с механической подачей воздуха по ТУ 6.16.2054—76 или дыхательный аппарат тина АСВ-2 по ТУ 12.24.7—74.
9.3.2. К работе в изолирующих СИЗОД допускаются только лица, прошедшие специальное медицинское освидетельствование и обучение пользованию СИЗОД.
9.3.3. Работы в грузовых танках без применения СИЗОД допускаются при наличии свободного кислорода в воздухе рабочей зоны не менее 20 % объемных и концентрации паров пропиленгликоля не выше ПДК.
9.4. Средства индивидуальной защиты кожных покровов.
При производстве работ по зачистке грузовых танков от остатков груза, а также при ремонтных работах должна быть в наличии следующая спецодежда из расчета обеспечения всех лиц, занятых на зачистиых работах согласно приказу министра морского флота от 19.12.80 № 266:
костюм для нефтяников — по ГОСТ 12.4.111-82;
сапоги кожаные —по ГОСТ 12.4.137-84 или резиновые — по ГОСТ 12.265-78;
рукавицы маслобеизостойкие типа ОФ — по ГОСТ 12.4.010-75;
пояс предохранительный — по ГОСТ 5718-77.
9.5. Средства контроля воздушной среды.
9.5.1. Замер концентрации паров пропиленгликоля на ПДК
12 Заказ 1194
рекомендуется производить газоанализатором УГ-2 по ТУ 6-09-630—72.
9.5.2. Замер концентрации кислорода рекомендуется производить газоанализатором ГК-2 по ТУ 21-11-12-3—76 или ГХ-6 по ТУ 12-42-19—76.
9.5.3. Замер загазованности рабочей зоны в процессе зачистных работ должен осуществляться не реже двух раз за вахту.
9.6. В случае аварии (разрыв шланга, выброс груза, разлив) или при обнаружении в воздухе рабочей зоны пропиленгликоля необходимо:
всем покинуть опасную зону;
аварийной партии надеть средства индивидуальной защиты;
устранить утечку и убрать разлитый груз в соответствии с п. 7.2;
произвести замер концентрации паров пропиленгликоля.
9.7. Меры первой помощи.
9.7.1. Удалить пострадавшего из опасной зоны, проверить, имеется ли дыхание.
9.7.2. При отсутствии дыхания: произвести искусственное дыхание, которое следует продолжать до восстановления дыхания или прибытия судового врача.
9.7.3. При воздействии на глаза: немедленно промыть их водой в течение 5—10 мин.
9.7.4. При попадании в желудок: вызвать рвоту, обильно промыть желудок водой и обратиться к судовому врачу.