Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

29 страниц

Купить РД 31.10.08-89 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают документы (акты), удостоверяющие обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности морского перевозчика, смежных видов транспорта, отправителей и получателей грузов, пассажиров, и регламентируют порядок их составления. Они обязательны для пароходств и портов Минморфлота СССР, организаций смежных видов транспорта, отправителей и получателей грузов и граждан.

 Скачать PDF

Применяется в части, не противоречащей действующему законодательству РФ.

Оглавление

1 Общие положения

2 Порядок составления актов

3 Порядок выдачи актов

4 Содержание актов

5 Определение размера убытков

6 Учет бланков коммерческих актов

Приложение 1. Форма коммерческого акта

Приложение 2. Форма акта общей формы

Приложение 3. Форма акта-извещение

 
Дата введения01.06.1990
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

02.01.1990УтвержденМинморфлот СССР
РазработанЗАО ЦНИИМФ
ИзданВ/О Мортехинформреклама1991 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

4-М


ОБЩИЕ

И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

ОБЩИЕ

ПРАВИЛА

Том 1

МОСКВА

В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1991

4.4.    Результаты осмотра груза должны быть подробно описаны в акте, с указанием в нем: состояния тары и ее соответствия требованиям государственного стандарта или техническим условиям, состояния контрольных лент, наличия маркировки груза и ее соответствия транспортным документам, следов замены отдельных деталей тары и других данных, могущих иметь значение для определения стороны, ответственной за несохранность груза.

4.5.    Вскрытие (по требованию принимающей стороны) грузовых мест с целью проверки их содержимого по фактурам и счетам или упаковочным ярлыкам производится (независимо от того, за чьей массой — транспорта или отправителя — следовал груз) в случаях:

а)    обнаружения повреждения тары, отправительских контрольных лент, замены, нарушения или отсутствия пломб на опломбированных грузовых местах, если о наличии пломб и их оттисках указано в перевозочном документе;

б)    установления при наружном осмотре груза следов подмочки, подтеков на таре, слышимости боя стекла.

Примечание. При обнаружении следов хищения грузовое место подлежит обязательному вскрыгию, независимо от требования получателя или другого вида транспорта;

в)    наличия на данном грузовом месте признаков вскрытия или ремонта (подработки) тары, произведенных во время морской перевозки, в том числе и в случаях, когда такое место опломбировано.

Примечание. Грузовые места с признаками вскрытия или ремонта тары, произведенного другим видом транспорта, если они прибыли в пункт выдачи груза получателю в целой таре и с исправными контрольными лентами и пломбами, наложенными другим видом транспорта, а также контейнеры с пломбами других видов транспорта считаются доставленными морским транспортом в исправности и вскрываются только по требованию получателя. Порт назначения или судно при выдаче таких мест получателю или передаче их на другой вид транспорта обязаны передать последним выданный другим видом транспорта коммерческий акт о подработке этих грузовых мест;

г)    несоответствия оттисков пломб на контейнере указанным в перевозочном документе;

д)    нарушения по вине морского транспорта при перевозке скоропортящегося груза допустимого срока пребывания груза в пути, установленного в качественном удостоверении.

4.6.    Вскрытие грузовых мест, а также составление коммерческого акта о результатах вскрытия без участия и подписей лиц, на ответственности которых находится груз, воспрещаются.

Воспрещается также производить вскрытие грузовых мест только работниками порта (судна) без участия соответственно представителя грузовладельца, передающей или принимающей транспортной организации, таможни, а в соответствующих случаях — представителей милиции или ВОХР.

При приеме грузов от судов вскрытие грузовых мест должно производиться, как правило, в присутствии представителя судна. При невозможности задержки судна для этой цели (что должно быть подтверждено письменным заявлением капитана) интересы судна представляются службой по обслуживанию транспортного флота, или представителем организации, избранной капитаном судна, или специально оставленным в порту членом экипажа судна.

4.7.    Во всех коммерческих актах о вскрытии грузовых мест должно быть отмечено, чем оно вызвано, по чьему требованию произведено (судна, порта, получателя, другой транспортной организации).

336

4.8.    Если в результате вскрытия грузового места несохранность груза обнаружена не будет, то коммерческий акт не составляется, а на транспортных документах делается отметка или ставится штемпель:

«Место №.... вскрывалось, несохранность не обнаружена».

При обнаружении несохраниости, кроме конкретного ее описания в коммерческом акте, на транспортных документах делается отметка:

«Место №.... вскрывалось, обнаружена недостача содержимого

(порча и т. п.), составлен « . . . ».......19    г.    акт    №...    .».

На оказавшееся при вскрытии грузового места фактическое количество груза составляется опись, подписываемая лицами, принимавшими участие при вскрытии, после чего грузовое место с вложенным в него экземпляром описи упаковывается и опломбировывается сдающей стороной.

Примечание. На грузовые места, вскрытые в присутствии получателя при выдаче груза, описи не составляются, и они опломбированию нс подлежат.

Опломбированные после вскрытия грузовые места с актом и описью содержимого отправляются по назначению.

4.9.    В актах вскрытия грузовых мест должно быть указано:

а)    какие недостатки имеются в укладке и внутренней упаковке груза;

б)    нет ли в грузовом месте пустот, мог ли недостающий товар поместиться в пустотах и не возникла ли пустота из-за несоответствия размера тары количеству помещенного в нее товара;

в)    соответствует ли фактическое наличие товара данным упаковочного ярлыка в ящике (кипе, тюке), спецификации, фактуре. В случае отсутствия упаковочного ярлыка в акте вскрытия делается об этом отметка. Если пустота заполнена какими-либо посторонними предметами, необходимо составить подробную опись этих предметов.

4.10.    При недостаче или повреждении грузов, перевозимых в бочках, в акте указываются состояние и количество обручей в сравнении с государственным стандартом (или техническими условиями) на тару и упаковку данного груза, наличие следов течи, место их нахождения на бочках.

При наличии течи жидких грузов из бочек, не имеющих внешних неисправностей, до составления акта назначается экспертиза с целью установления причин течи.

4.11.    Если недостача груза явилась следствием боя стеклянной первичной упаковки, то в акте указывается: насколько прочна транспортная упаковка (ящики, корзины) и достаточно ли прокладочного материала (стружки, соломы).

4.12.    При недостаче массы мешковых, насыпных грузов в акте указывается: до полной ли вместимости заполнены мешки, является ли зашивка мешков фабричной (ненарушенной отправительской), нет ли следов вскрытия, просыпания содержимого через швы, ткани, исправность мешков и следы ремонта, соответствует ли маркировка на грузовых местах транспортным документам.

Все поврежденные места необходимо взвесить и указать в акте их массу.

4.13.    При выявлении несохраниости стекла и стеклянных изделий вследствие их неправильной упаковки необходимо зафиксировать это в акте.

4.14.    При порче или подмочке грузов, упакованных в кипы и тюки (ткани, хлопок и др.), в акте указываются: в чем выразилась порча и

22 Заказ .4 861    337

размеры (по длине и ширине) повреждения (потертости, порезы, разрывы, подмочка) упаковки и самого груза.

4.15. При описании степени порчи или поломки частей оборудования машин, мебели и т. п. в акте должно быть указано наличие мест старого излома.

4.16. При составлении актов на недостачу массы кожевенных товаров и выделанных кож в акте указывается наличие или отсутствие следов плесени, служащей доказательством сдачи отправителем груза в увлажненном состоянии и его усушки в пути следования.

4.17. Если при грузе следовало качественное удостоверение, то его данные переносятся в акт.

При явном несоответствии влажности или сорности груза данным удостоверения фактическое состояние груза определяется лабораторным анализом или экспертизой, результаты которых заносятся в акт.

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА УБЫТКОВ

5.1.    При составлении актов денежная оценка несохранности груза или багажа не производится.

5.2.    Денежная оценка утраченного или поврежденного груза или багажа может быть установлена экспертизой.

Экспертиза производится в порту назначения также в целях:

установления размеров и степени повреждения груза;

установления правильного наименования груза;

определения причин, вызвавших утрату или порчу груза.

Эксперт обязан указать в заключении, может ли поврежденный груз быть исправлен и какова стоимость исправления повреждения или на сколько процентов снизилась стоимость груза вследствие порчи. Кроме того, указываются причины, от которых могло произойти повреждение, в частности, не является ли оно следствием несоответствия или недостаточности упаковки груза или произошло от свойств самого груза.

5.3.    Экспертизу вправе назначить начальник порта или капитан судна.

При получении груза получатель также вправе потребовать назначения экспертизы. При проведении экспертизы получатель должен заблаговременно в письменном виде известить пароходство (порт) о дате ее проведения для обеспечения возможности представителю пароходства (порта) принять в ней участие.

Экспертиза, произведенная у получателя без участия представителя порта, а при выдаче груза судном — у представителя судна, не может служить основанием для удостоверения претензии.

Расходы по экспертизе указываются в акте экспертизы и относятся на счет получателя, порта, пароходства в зависимости от того, кем назначалась экспертиза.

5.4.    Если заключение эксперта не может быть вписано в акт, в последнем делается необходимая ссылка на него, а само заключение прикладывается к акту отдельно.

6. УЧЕТ БЛАНКОВ КОММЕРЧЕСКИХ АКТОВ

6.1.    Бланки коммерческих актов изготовляются в централизованном порядке.

6.2.    Бланки коммерческих актов выдаются судам коммерческими службами пароходства и производственно-перегрузочным комплексам коммерческими отделами портов по письменному требованию капитанов судов и начальников производственно-перегрузочных комплексов

338

под расписку, с указанием в ней даты выдачи, номеров и количества

актов.

Все испорченные бланки коммерческих актов перечеркиваются чернилами, а отрывные экземпляры с надписью «испорчен», заверенные подписью лица, сделавшего эту запись, сдаются при отчете в службу (отдел), ведающую выдачей бланков.

6.3. Чистые бланки коммерческих актов хранятся под замком в сейфах или несгораемых шкафах под ответственность лиц, уполномоченных на оформление актов.

СССР МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА


КОММЕРЧЕСКИЙ акт


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 КЭ-44


Серия №


Штемпель порта, судна


При акте прилагается:


Остается в порту (пароходстве), состасн-вшем акт.

Основанием для предъявления претензии и иска не служит.


1. Составлен портом, судном


НЕНУЖНОЕ ЗАЧЕРКИВАЕТСЯ


2.    Дата составления «_»_

3.    Проверен груз (багаж), прибывший

№_от    «_»    _


4.    Порт, пристань, станция отправления

5.    Порт, пристань, станция назначения_

6.    Порт, пристань, станция перевалки __


7.    Отправитель

8.    Получатель^


__19_г.

по накладной, коносаменту багажной квитанции 19_г.


9.    Дата выдачи груза получателю «_»_19_г.

10.    Вид сообщения__


11. Результаты проверки

Масса груза, кг

Марки,

знаки

Число

мест

Род

упаковки

Наименование груза

по заяв- по опре-лению делению отпра- транс-вителя ! порта

а) но документам значится:


б) в действительности оказалось:


340


Продолжение

Масса груза, кг

Марки,

знаки

Число

мест

Род

упаковки

Наименован»? груза

по заявлению отправителя

по определению транспорта

в) в том числе поврежденных:

12. В накладной, коносаменте имеются отметки и особые заявления отправителя, капитана, порта_

НЕНУЖНОЕ ЗАЧЕРКИВАЕТСЯ

13. Подробное описание обнаруженного при проверке груза

14. Соответствие тары и внутренней упаковки действующим ГОСТам и техническим условиям_

15.    Была ли нарушена тара_

16.    Имеются ли следы хищения (какие именно)_

17.    Нарушена ли внутренняя упаковка (в чем именно)

Общие и специальные правила перевозки грузов 4-М. Том. 1. Общие правила. — М.: В/О «Мортехннформреклама», 1991. —

СОСТАВЛЕНЫ Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ).

В том числе разработаны:    РД    31.10.10—89,

РД 31.10-20—89, РД 31.10.16-89. РД 31.10.23—89, РД 31.10.24—89. РД 31.10.21—89, РД 31-10.06—89. РД 31.10.15—89. РД 31.10.13—89. РД 31.10.07—89, РД 31.10.08-89. РД 31.10.17—89, РД 31.10.09—89. РД 31.10.19-89.

Директор института В. И. Пересыпкин Заместитель директора Ю. М. Иванов Заведующий отделом организации работы флота В. В. Пузырев

Заведующий сектором коммерческих условий перевозок и морского права В. И. Нефедов Руководитель темы и ответственный исполнитель А. И. Кирпичников Исполнитель Э. Р. Бартон

ВНЕСЕНЫ Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота СССР Начальник Н. П. Цах

Составитель и научный редактор сборника канд. юрид. наук А. И. Кирпичников

©В/О «Мортехинформреклама», 1991.

j Раздел 16


РД 31.10.08—89_

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АКТОВ ПРИ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ И БАГАЖА

Взамен Правил составления актов при морских перевозках грузов и багажа, утвержденных Минморфлотом 04.04.77

Утверждены Минморфлотом СССР 02ЛП.90

Срок введения в действие установлен с 01.06.90

Настоящие Правила устанавливают документы (акты), удостоверяющие обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности морского перевозчика, смежных видов транспорта, отправителей и получателей грузов, пассажиров, и регламентируют порядок их составления. Они обязательны для пароходств и портов Минморфлота СССР, организаций смежных видов транспорта, отправителей и получателей грузов и граждан.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, отправителей и получателей грузов и багажа, а также пассажиров морского транспорта, удостоверяются следующими документами (актами):

коммерческими актами (приложение 1);

актами общей формы (приложение 2);

актами-извещениями (приложение 3).

Примечание. В иностранных портах обстоятельства, которые могут явиться основанием для имущественной ответственности перевозчика и клиентуры морского транспорта, удостоверяются в соответствии с правилами, применяемыми в данном порту.

1.2.    Коммерческий акт составляется (за исключением случаев, предусмотренных п. 1.9) при выдаче груза или багажа, в дальнейшем именуемых «грузами», получателям или предъявителям багажных квитанций при передаче на другой вид транспорта, а также портам и судам других ведомств, не входящих в систему Министерства морского флота, для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза и данными, указанными в перевозочном документе (кроме наливных грузов);

порчи и повреждения груза;

обнаружения документов без груза;

обнаружения груза без документов;

повреждения контейнера с доступом к его содержимому, неясности знаков на пломбах, их несоответствия указанным в перевозочных документах;

разъединения партии груза.

Пароходство (судно, порт) обязано составить коммерческий акт, если само оно обнаружило указанные в настоящем пункте обстоятель-

329

ства или когда на наличие хотя бы одного из этих обстоятельств указал получатель груза или багажа или представитель получающей стороны (железной дороги, автотранспорта, судна, порта и др ).

1.3.    Коммерческий акт служит основанием для: розыска грузов;

расследования причин несохранностн грузов; предъявления претензий отправителями или получателями.

1.4.    Акт общей формы составляется в случаях: отказа морского транспорта в приеме к перевозке груза; оставления проводниками сопровождаемых ими грузов;

утраты документов, приложенных отправителем к коносаменту (морской накладной), накладной;

повреждения контейнера без доступа к его содержимому; повреждения частей судна и его оборудования при погрузке или выгрузке средствами и рабочей силой отправителя или получателя; повреждения судном береговых устройств клиентуры; повреждения груза и тары при опытных перевозках с целью определения пригодности тары, упаковки или способа перевозки грузов;

во всех остальных случаях, когда это требуется обстоятельствами дела (неиспользования судна или его части, отсутствия у отправителя надлежаще подготовленного груза и т. п.) или когда составление актов общей формы предусмотрено действующими на морском транспорте правилами.

1.5.    Акт-извещение составляется при приеме импортного, реэкспортного, транзитного груза портом от судна для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствия между наименованием, маркировкой, массой или количеством мест и данными, указанными в коносаменте (морской накладной), накладной международного прямого смешанного сообщения;

порчи и повреждения груза;

обнаружения груза без документов, а также документов без груза; повреждения контейнера с доступом к его содержимому, отсутствия пломб, неясности знаков на пломбах, их несоответствия указанным в перевозочных документах;

прибытия груза в нетранспортабельной таре, что подтверждено экспертами Торгово-промышленной палаты; разъединения партий груза;

прибытия груза в поврежденной упаковке или со следами хищения; наличия в перевозочных документах оговорки «в споре».

1.6.    Акт-извещение составляется по каждому коносаменту (морской накладной), накладной международного прямого смешанного сообщения, за исключением случаев прибытия груза в засортированном, неотсе-парированном состоянии, исключающем возможность разделить коно-саментные партии. В этих случаях составляется единый акт-извещение на все неразделенные коносаментные партии.

Акт-нзвешение не составляется на недостачу грузов при наличии в перевозочном документе оговорки «недогружено».

1.7.    Акты-извещения прилагаются к генеральному акту. Генеральный акт и приложенные к нему акты-извещения являются документами, определяющими количество мест и массу сданных судном и принятых портом импортных, реэкспортных и транзитных грузов.

Акт-извещение служит основанием для: розыска грузов;

расследования причин несохранностн грузов; предъявления претензий отправителями или получателями.

330

1.8.    Акты на прием-сдачу, отправление излишков или недостачу нефтепродуктов и других грузов при перевозке наливом в судах морского флота составляются по форме КЭ-16.

1.9.    Коммерческий акт и акт общей формы составляются в день обнаружения обстоятельства, требующего его оформления, либо после выгрузки коносаментной партии и выдаются в сроки, указанные в п. 3.1 Правил. Составление коммерческих актов после выдачи груза получателю не допускается.

Акт-извещение составляется не позднее 72 ч после окончания выгрузки груза из судна.

1.10.    Обстоятельства, не требующие составления актов, удостоверяются в следующем порядке:

1.10.1.    Неприбытие груза — отметкой на предъявленном получа

телем коносаменте (накладной, квитанции в приеме груза к перевозке) или багажной квитанции в следующей редакции:    «Груз    (багаж) не

прибыл (акт не составлялся)»;

1.10.2.    Недостачи массы груза, не превышающие:

норму естественной убыли в массе, установленную для данного груза; норму расхождения в показаниях весов; разницу в массе ввиду уменьшения влажности и сорности груза — отметкой на коносаменте (накладной) в следующей редакции: «При выдаче (передаче) груза установлена недостача массы _кг, не превышающая нормы естест

венной убыли (или допустимой разницы в показаниях весов, или разницы в массе ввиду уменьшения влажности и сорности груза) (акт не составлялся)».

Примечание. По требованию пароходства (порта) грузовладелец обязан представить документы, подтверждающие влажность и сорность груза;

1.10.3.    Недостачи массы и мест груза, следовавшего в каботаже, если этот груз прибыл в опломбированных отправителем трюмах технически исправного судна с ненарушенными пломбами отправителя, — отметкой в коносаменте (морской накладной), накладной в следующей редакции: «Груз прибыл в технически исправном судне с неповрежденными пломбами отправителя. При выдаче с проверкой по требованию получателя фактически оказалось ... мест, массой ...»;

1.10.4.    Обнаруженные при выдаче получателю недостачи и излиш

ки массовых грузов, которые обезличиваются при перевозке и перевалке и по которым клиент и транспортная организация рассчитываются (за принятый к перевозке и сданный груз) по итогам за навигацию или за год, — отметкой в коносаменте (морской накладной), накладной и в дорожной ведомости в следующей редакции:    «Фактически    выдано

... кг. Окончательный расчет с грузовладельцем за принятое к перевозке и сданное количество грузов будет произведен по итогу за навигацию (год)»;

1.10.5.    Недостача массы навалочных и насыпных грузов, если по договору с отправителем или по действующим правилам перевеска этих грузов не обязательна и они фактически приняты судном или портом без взвешивания, по массе, заявленной отправителем, — отметкой на обороте накладной (коносамента), дорожной ведомости в следующей редакции: «При выдаче груза установлена недостача массы против указанного в документах ... кг. Груз следовал за массой, заявленной отправителем, в пункте отправления масса не проверялась».

1.11.    Если по прибытии груза в пункт назначения будут обнаружены несохранность груза или другие дефекты, которые удостоверены ранее составленным при приеме груза от другого вида транспорта коммерческим актом, и никакой разницы в состоянии груза не будет уста-

331

иовлено, то при выдаче груза получателю новый коммерческий акт нс составляется, а на копии акта, прибывшего вместе с грузом, делается отметка в следующей редакции: «Между изложенным в настоящей копии коммерческого акта и фактическим состоянием при выдаче груза разницы не оказалось». Эта копия коммерческого акта выдается получателю по его требованию.

Если при выдаче груза получателю или при передаче груза на другой вид транспорта несохранность, зафиксированная ранее составленным актом, не подтвердится, коммерческий акт погашается и получателю не выдается.

Если при выдаче груза получателю установлено, что несохранность, ранее зафиксированная в коммерческом акте другого вида транспорта, увеличилась, порт (судно) составляет в дополнение к акту другого вида транспорта свой коммерческий акт только на выявленную разницу и выдает оба акта получателю.

В тех случаях, когда груз, поступивший в порт назначения (или вторичной перевалки), ранее следовал другим видом транспорта, по вине которого произошла несохранность, еще не оформленная коммерческим актом виновной стороной, порт назначения (или вторичной перевалки) при выдаче груза получателю (или перевалке) оформляет выявленную несохранность своим коммерческим актом, а поступивший позднее коммерческий акт другого (виновного) вида транспорта передает пароходству вместе со второй копией своего акта.

1.12. Все указанные в пп. 1.10 и 1.11 отметки, а также отметки о датах передачи, прибытия, выдачи груза и т. п. делаются портами на перевозочных документах (накладных, коносаментах) наложением штемпеля соответствующего содержания, или прописью от руки, или на пишущей машинке и удостоверяются печатью или календарными штемпелями.

При выдаче груза получателю непосредственно судном отметки заверяются подписью капитана с наложением штемпеля или судовой печати.

Отметки наносятся:

при перевозках грузов в межпортовом сообщении — на лицевой стороне коносамента;

при перевозках в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом водном сообщениях — на обороте накладной и дорожной ведомости.

Количество мест и масса груза указываются в отметках цифрами и прописью и заверяются подписью лица, выдавшего груз.

При передаче груза с морского на другие виды транспорта и обратно отметки заверяются подписями и наложением календарных штемпелей сдающей стороны.

2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ АКТОВ

2.1.    Коммерческие акты, акты общей формы и акты-извещения составляются на специальных бланках по формам, утвержденным Министерством морского флота.

2.2.    Акты заполняются на пишущей машинке, чернилами или шариковой ручкой без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. Ни одна из сторон не имеет права отказаться от подписания актов. При несогласии с содержанием акта сторона вправе изложить свое мнение.

На все вопросы, помещенные в бланке акта, должны даваться четкие и подробные ответы, без подчеркиваний и без проставления кавычек вместо повторения требующихся данных.

332

2.3.    Коммерческий акт составляется в 4 экз., из которых: оригинал (подлинник) портом (судном) вместе с материалами ведомственного расследования направляется пароходству — перевозчику груза, первая копня выдается получателю или приобщается к грузовым документам при передаче груза на другой вид транспорта, вторая копия предназначена для пункта отправления или другого вида транспорта, корешок остается в порту (на судне), составившем акт.

2.4.    Оформление актов в порту возлагается на лиц, назначенных приказом начальника порта.

Оформление актов, выдаваемых судном, производит 2-й помощник капитана. Оформление актов не уполномоченными на то лицами воспрещается.

2.5.    Коммерческие акты подписываются начальником производственно-перегрузочного комплекса (грузового района порта) или его заместителем (на судне — капитаном) и лицами, участвовавшими в проверке груза (в обнаружении обстоятельств, вызвавших необходимость составления акта), а также получателем и представителем другого вида транспорта, если они участвовали в проверке груза.

Если при обнаружении обстоятельств, вызвавших необходимость составления акта, отсутствовал представитель получателя или другого вида транспорта, акт должен быть подписан не менее чем тремя лицами: начальником производственно-перегрузочного комплекса (грузового района) порта или его заместителем, начальником склада или его сменным заместителем, тальманом порта (на судне — капитаном, его помощником и трюмным матросом).

2.6.    О составлении коммерческого акта делается отметка на перевозочных документах (коносаменте, морской накладной, накладной, дорожной ведомости, передаточной ведомости) с указанием номера и даты акта.

2.7.    Акт общей формы должен быть подписан лицами, участвовавшими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, но не менее чем двумя лицами.

2.8.    Акт-извещение подписывается представителями порта, таможни и капитаном судна. О составлении акта-извещения делается отметка в генеральном акте с указанием номера акта.

При отказе капитана иностранного судна от сдачи груза или от участия в составлении акта-извещения акт подписывается представителями порта, таможни и агентства «Инфлот».

2.9.    Порядок составления актов в международных прямых смешанных железнодорожно-водных (морских, паромных) сообщениях и в международном прямом водном лихтеровозном сообщении устанавливается соглашениями и правилами, регулирующими такие перевозки.

2.10.    Порядок составления и содержания актов при осуществлении опытных перевозок грузов определяется положениями или соглашениями между перевозчиком, отправителем и получателем груза о таких перевозках.

2.11.    Контроль за организацией правильного и своевременного составления и выдачи актов возлагается на начальников коммерческих служб (отделов) пароходств и начальников коммерческих отделов портов.

2.12.    Несохранность экспортных грузов, установленная при сдаче их судами в иностранных портах, актами, предусмотренными настоящими Правилами, не оформляется.

Основанием для предъявления внешнеэкономическими организациями претензий по несохранной доставке в иностранные порты экспортных грузов являются официальные документы, составленные в

ззз

иностранных портах в соответствии с правилами, применяемыми в данном порту, при наличии на этих документах подписи капитана судна или его агента, подтверждающей несохранность доставленного судном в иностранный порт экспортного груза.

3. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ АКТОВ

3.1.    Порт или судно обязаны выдавать акты в следующие сроки:

3.1.1.    Коммерческие акты:

порт — по письменному или устному требованию получателя в течение 3 сут с момента выдачи всей партии груза, прибывшей по данному транспортному документу;

судно (в случаях, когда выдача грузов производится непосредственно судном) — по письменному или устному требованию получателя до отхода из пункта выгрузки.

Выдача коммерческих актов другому виду транспорта (железной дороге, речному транспорту) по грузам, следующим в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, производится до оформления передаточной ведомости. Номер акта и дата его составления указываются в передаточной ведомости;

3.1.2.    Акты общей формы:

порт или судно — в день составления акта;

3.1.3.    Акты-извещения вместе с генеральным актом, к которому они прилагаются, порт вручает транспортно-экспедиторскому центру ВВО «Союзвнештранс» или по его указанию высылает внешнеэкономическим организациям не позднее 72 ч после окончания приема груза от судна.

3.2.    В случае отказа начальника порта или капитана судна в составлении акта или составлении актов с нарушением правил получатель имеет право до вывоза груза из порта или в течение 24 ч с момента принятия груза от судна обжаловать этот отказ начальнику пароходства. Заявление об обжаловании подается через начальника порта или капитана судна, и к нему должны быть приложены документы, подтверждающие обоснованность жалобы.

Начальник пароходства на жалобу об отказе в составлении или неправильном оформлении акта обязан дать мотивированный ответ по существу заявления: по скоропортящимся грузам — в суточный срок, по остальным грузам — не позднее 3-дневного срока с момента получения заявления.

При обоснованности жалобы получателя начальник пароходства дает распоряжение начальнику порта или капитану судна о составлении акта или замене неправильно оформленного акта.

3.3.    Требования о выдаче коммерческих актов могут предъявляться лицами, имеющими на это доверенность получателя.

3.4.    При утере получателем полученного от порта или судна акта новый акт не выдается.

3.5.    В случаях, когда груз, недостача которого была ранее оформ

лена коммерческим актом, разыскан, сдан или дослан получателю, порт (пароходство) — составитель акта обязан на своем экземпляре акта сделать надпись или поставить штемпель:    «Груз    в количестве

. . . мест, массой ... кг разыскан и сдан (дослан) грузополучателю .........19    ...    г.    по    коносаменту    (накладной),    акт    №....

от..........извещение    №....    В    связи    с    этим    настоящий акт

погашается».

334

Порт, досылающий груз, обязан указать в досылочном документе: «Груз досылается к основному коносаменту (накладной) № . . . отправленному на т/х «..............»    от.........в    счет

погашения коммерческого акта №.... от..........или    акта

общей формы от.........№....».    Досылочные    документы,    на

правляемые в порты Минморфлота, адресуются на имя начальника порта, а в порты (пункты) клиентуры — в адреса получателей и основанием для заявления претензий не служат.

В случаях, когда недостающий груз обнаружен и дослан по назначению не составителем коммерческого акта, а другим портом (пароходством), то этот порт (пароходство) обязан известить о розыске и досылке груза в 3-дневный срок порт (пароходство ) — составителя акта. В извещении должны быть указаны: номер и дата акта, номер грузового документа, наименование груза, номер и дата посылочного документа, количество и масса досланного или дополнительно сданного груза.

На основании этого извещения производится погашение ранее составленного акта н принимаются меры к аннулированию акта, выданного получателю.

Одновременно в складских книгах, а также на транспортном документе, по которому прибыл или хранился груз, должны быть сделаны соответствующие отметки.

Погашение коммерческих актов, выданных другими видами транспорта, осуществляется аналогичным порядком.

3.6. Если в порту выдачи или перевалки груза несохранность, оформленная ранее коммерческим актом портом отправления, судном или другим видом транспорта, не подтвердится, сторона, сдающая груз (порт, судно), или перевалочный пункт накладывают на акт и на все документы, в которых отмечено о составлении акта, штемпель: «Несохранность груза в ................... порту    не    подтвердилась, груз « . . . »...........19    г.    сдан    (переотправлен)

полностью в соответствии с коносаментом №.... в количестве . . . . мест, массой .... кг».

4. СОДЕРЖАНИЕ АКТОВ

4.1.    Обстоятельства, вызвавшие составление акта, должны быть описаны с точным изложением всех фактических данных, без внесения в описание предположений или заключений о причинах несохранности груза. Исключения из этого правила допускаются лишь в отношении выводов эксперта, который делает такие выводы в акте экспертизы.

4.2.    При описании в акте повреждения, порчи или недостачи груза не допускаются выражения: «груз поврежден», «тара слабая», «мешки старые» и т. п. Повреждение груза или некачественность тары и упаковки должны быть конкретно описаны в акте, с указанием точного количества поврежденного груза (мест, массы) и подробным описанием недостатков и дефектов тары и упаковки.

4.3.    Перед составлением актов для установления точных данных о причинах, размере и степени несохранности груза, багажа производится наружный осмотр и в необходимых случаях — вскрытие грузовых мест.

335