МИНИСТЕРСТВО
МОРСКОГО ФЛОТА СССР
(МИНМОРФЛОТ СССР) |
I—
Руководителям предприятий, организаций и учреждений Шшмррфдота СССР (по списку) |
07.09.1988 гм 156
|0"введении в действие i РД 31.00.57.1-88 "Выбор безопасных скоростей и курсовых углов при штормовом плавании судна на попутном волнении" и Извещения JH I об изменении РД 31.00.57-79 "Типовая информация об остойчивости и прочности грузового судна".
Минморфлотом СССР утверждены РД 31.00.57.1-88 "Выбор безопасных скоростей и курсовых углов при штормовом плавании судна на попутном волнении" (далее РД) и Извещения J5 I об изменении РД 31.00.57-79 "Типовая информация об остойчивости и прочности грузового оудна" (дало е ТИ).
ПРВД1ЛГАЮ
1. С 01.01.89
ввести в действие РД 31.00.57.1-88 и Извещение £ I об изменении РД 31.00.57-79.
2. Считать утратившими силу рекомендации РОЕПС-84 (РД 31.60.12--84) приложение 3, пример 3 на стр. 36, 38) по выбору скоростей к курсовых углов при плавании судна на попутном волнении.
3. Установить, что разработка документации в соответствии с РД и Извещением № I производится:
3.1. Для судов, находящихся з постройке - организацией, проектирующей судно, по согласованию с заказчиком.
3.2. Для судов, находящихся в эксплуатации - отраслевыми научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами и высшими учебными заведениями по заказам дароходств, а также КБ
2
пароходотв.
4. Начальникам пароходе тв
До 31.12.89
4.1. Завершить работу по внесению дополнений в "Информацию об остойчивости" транспортных оудов в соответствии с РД и Извещением Л I, организовав их изучение по практическому применению.
4.2. Довести до командного состава оудов сведения об отмене рекомендаций приложения 3, пример 3 на стр. 36 , 38 РОНЕ-84 по выбору безопасных скоростей и курсовых углов при плавании судна на попутном волнении.
5» Руководителям учебных заведений
включить в рабочие программы изучение РД и Извещения Л I на судоводительской, судомеханической и кораблестроительной специальностях, а также на курсах повышения квалификации командного состава судов.
6. В/О "^ортехинформреклама"
В 1У квартале 1988 г.
обеспечить выпуск РД 31.00.57.1-88 и Извещения Л I об изменении РД 31.00.57-79 и рассылку их по разнарядке.
7. ЩИШФ
7.1. В рамках выполнения отраслевого заказа по АСУ-судно предусмотреть разработку программного обеспечения расчета диаграмм остойчивости оудаа при его статической постановке на волну о целью использования РД.
7.2. С вводом в действие РД 31.00.57.1-88 внеоти необходимые изменения в действующие нормативные документы. Включить в перечень эксплуатационной документации, передаваемой на оуда при их выходе из постройки, информацию для капитанов, вытекающую из настоящего РД.
7.3. В первом квартале 1989 г. выпустить 50 экземпляров "Выбор бевопаоных окороотей и курсовых углов при штормовом плавании о у дна на попутном волнении" на английском языке для возможности передачи документа инофирмам, выполняющим заказы по строительству флота.
15
В этих осях для четырех значенийуЗ к О, 15, 30 и 45° построены три серии кривых, ограничивающих три заштрихованные опасные для судна зоны сочетания 3$ и ft .
2,4.3. Характеристики опасяых зон штормового плавания судна на попутном волнении
Первая, наиболее опасная эона - недостаточной остойчивости - построена в соответствии с формулой
Ъ-прч < - -ftr —)/aSl<i eoij3 , (2.1)
отражающей выполнение основного критерия остойчивости судна на попутном волнении:
4 /гг *Ск у J п
-- < 7» и , (2.2)
I. *<•)
где: г* - безразмерный расчетный коэффициент, показываю
щий какую часть кажущегося периода волны , судно с начальной МЦВ -А , имеющее крен в интервале от 10 до 40е, при скорооти хода Ъ" , курсовом угле У5 и параметрах воля h 3* и Я = L
*1,2,3
имеет плечи остойчивости ниже нормированного для данного судна критического значения .
Л
а с -~2г сол/i “ кажущийся период волны.
Кривые, ограничивающие при различных уЗ первую зону, соответствуют таким скоростям Тгщму, при которых W-) -Поэтому* для обеспечения надлежащей безопасности плавания судна на попутном волнении, следует выбирать такие 'А , 2$ и /* , чтобы соответствующая им точка Диаграммы всегда лежала ниже этих кривых.
Вторая опасная эона расположена на Диаграмме справа от первой. Она ограничивает соотношение Л , и^З , при которых возможно возникновение бортовой качки судна в режиме ее основного резонанса.
16
Точное выполнение уоловия резонанса при скоростях ,
когда Ти. - Тс и амплитуды бортовой качки вг могут достигать максимальных значений, нанесены для /3 в 0, 15, 30 и 45° штрих-пунктирной линией. Неблагоприятные околорезонансные зоны, соответствующие выполнению уоловия
заштрихованы, а их границы при JI = 0, 1о, 30 и 45° обозначены сплошными линиями.
При малых углах р> резонансные амплитуды бортовой качки судов на попутном волнении обычно не велики. Поэтому, в зависимости от интенсивности волнения и удаленности от первой зоны, особенно для судов, имеющих достаточную остойчивость и не перевозящих смещающиеся грузы, можно допустить плавание в заштрихованной части второй зоны, если скорооть судна более, чем на 3-3,5 узла отличается от определенной для тех хе ^ и по штрих-пунктирной резонансной кривой . Однако при этом рекоменду
ется внимательно следить за поведением судна и уходить в безопасную зону при увеличении амплитуд качки. При параметрах волн, лежащих в заштрихованной области на рио.2.1 вблизи и выше точки I, вход судна в окслорезонансную зону не рекомендуется.
Третья опасная зона расположена ниже первой и ограничивает соотношение ** , 0Г% и /I , при которых возможно возникновение бортовой качки судна в режиме параметрического резованоа, когда Тк-^г* Из-за того, что параметрический резонанс возможен лишь в узком диапазоне частот, а амплитуды качки могут достигать значительных величин, на диаграмме для различных Jb нанесены только околорезонансные зоны, границы которых определены с достаточным запасом в безопасную сторону условием
(2.4)
Плавание судов о параметрами & и ^ f лежащими между кривыми, ограничивающими тротью вону при соответствующихJI , ве рекомендуется.
Плавание оудов при этих же параметрах, лежащих в не заштрихованной области ниже третьей воны, также не рекомендуется, т.к. ей
17
соответствуют малые скорости хода,при которых судно может стать плохо управляемым.
Зоны основного и параметрического резонансов бортовой качки на диаграммах зависят только от длины судна L , собственного периода его качки ?с и кажущегося периода волн . Они одина^ ковы для всех высот волн Ь$ i 293л ПоэтомУ* если при Данной МЦВ определяющей не является I-я опасная зона, то выбор безопасных скоростей и КУВ можно производить по любой из трех диаграмм, приведенных на рис.2.2-2.4 для данного типового случая нагрузки.
2.4.4. Безопасные зоны штормового плавания судна на попутном волнении
Безопасным сочетанием начальных МЦВ, скоростей и КУВ при плавании судна на попутном волнении на диаграммах соответствуют зоны, точки которых не принадлежат ни одной из трех опасных зон и расположены ниже скорости полного хода судна на тихой веде. Допускаемым в некоторых случаях сочетанием начальных МЦВ, скоростей и КУВ - на диаграммах соответствуют только точки 2-й опасной воны, не являющиеся границей I-й опасной зоны и отстоящие более, чем на 3 узла от кривых при соответствующих КУВ.
В зависимости от начальной МЦВ на диаграммах выделяются две безопасные зоны - нижняя и верхняя. В нижней, соответствующей малой остойчивости судна, ограничиваются как минимальные, так и максимальные скорости хода. В верхней, соответствующей высокой остойчивости, - в большинстве случаев, только минимальные.
2.5. Порядок работы с Диаграммой. Выбор оптимальной остойчивости. Определение безопасных скоростей и курсовых углов
2.5.1. При загрузке судна перед выходом в рейс
В процессе загрузки судна в порту рекомендуется учитывать безопасность его штормового плавания на попутном волнении. Для этого следует стремиться заранее обеспечить такую остойчивость, чтобы при попадании в шторм на попутном волнении, снижение его скорости хода и отклонение от выгодного курса были минимальными. Оценка такой оптимальной остойчивости производится приближенно
я 9 ото пт таятся яожхХ&оя а пгХэ
мнет иояол£аю ids lorii moodix I laiaodoaa mnmaofo mm»hwtt
f m СЛхяш ялХо
Хогрим бпсасш wpooftt 1 ирсожа ут«> Ч* штъдшокл
^,-4,36
ив . IB00*/
х.
идосптв}!
осгоКоосп
Aucpaiea 6**оаасюа ссросп! в журсомх утло» орв вторю»* с*шт суда В ВОПУТВОВ кшип АП ОСАДИ (^1 6.57 и
3
8, Контроль за исполнением настоящих требований возложить на Гооморинспекцию.
Заместитель Министра
утверэдаю
Начальник Госмор-инспекиии
"***" ^^4^^1986 г.
ВЫБОР БЕЗОПАСНЫХ СКОРОСТЕЙ И КУРСОВЫХ УГЛОВ ПРИ ШТОРМОВОМ ПЛАВАНИИ СУДНА НА ПОПУТНОМ ВОЛНЕНИИ
РД 31.00.57.1-88
9 |
ВЫБОР БЕЗОПАСНЫХ СКОРОСТЕЙ И КУРСОВЫХ УГЛОВ ПРИ ШТОРМОВОМ |
РД 31.00.57.1-88 |
ПЛАВАНИИ СУДНА НА ПОПУТНОМ |
Дополнение к |
ВОЛНЕНИИ |
РД 31.00.57-79 |
|
Срок введения в действие установлен с 01.01.1989 г.
Настоящий руководящий документ (РД) устанавливает рекомендации по оценке остойчивости и выбору безопасных скоростей и курсовых углов при штормовом плавании судна на попутном волнении, методику расчета необходимых для этого диаграмм и инструкцию по их использованию.
РД распространяется на отроящиеоя и находящиеся в эксплуатации грузовые суда, удовлетворяющие требованиям ч.1У Правил Регистра СССР.
Требования раздела 2 РД являются дополнением к РД 31.00.57-79 "Типовая информация об остойчивости и прочности грузового судна", вводимым в действие Извещением # I об изменении РД 31.00.57-79.
10
I. ОШЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рекомендации раздела 2 РД предназначены для оценки перед выходом и в процессе рейса остойчивости и безопасности плавания оудна в штормовых условиях на попутном волнении и волнении с кормовых курсовых углов V =1 180°+уЗ, где 0°^ ^ 45°•
Они позволяют капитану определить состояние остойчивости оудна в этих условиях плавания при фактическом случае нагрузки и, если это необходимо, заранее принять меры по увеличению остойчивости, либо по правильному выбору безопасных скоростей судна и курсовых углов к волне (КУБ).
Рекомендации раздела 2 РД*должны помочь капитану избежать возникновения аварийной ситуации или гибели оудна, связанных с неблагоприятным влиянием попутного волнения.
Положения раздела 3 РД устанавливают методику расчета диаграмм безопасных скоростей и курсовых углов при штормовом плавании судна на попутном волнении (Диаграмм). Она предназначена для организаций, разрабатывающих "Типовую информацию об остойчивости и прочности грузового судна" (ТИ), указанных в инструктивном письме ММФ.
Расчет Диаграмм должен производиться для типовых случаев вагрузки, при которых возможно попадание судна в условия шторма, за исключением тех, когда известно, что безопасность его плавания на попутном волнении заведомо обеспечена.
2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОЦЕНКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИАГРА1/ОД БЕЗОПАСНЫХ СКОРОСТЕЙ И КУРСОВЫХ УГЛОВ ПРИ ШТОРМОВОМ ПЛАВАНИИ СУДНА НА ПОПУТНОМ волнши
2.Г. Введение
При плавании оудна в условиях шторма на попутном волнении или волнении о кормовых КУВ характеристики его ооноввых мореходных качеств: оотойчивооти, качки и управляемости существенно изменяются. В определенных случаях эти изменения могут иметь опасный характер и привести к возникновению аварийной ситуации. Аварии обычно предшествует одно из следующих трех явлений или их комбинация:
II
- значительное изменение или потеря поперечной остойчивоо-
ти при прохождении вершины волны вблизи миделя судна. Наиболее опасн»! в этой отношении является движение судна на волнах, длина 2 и скорость С которых близки, соответственно, к длине L и скорости Ъ- судна. При этом время пребывания
судна с пониженной ниже опасного уровня остойчивостью за кажущийся период волны Хк может оказаться больше, чем время ton , потребное ему на наклонение из вертикального положения на опасный угол крена или на опрокидывание;
- основной или параметрический резонансы бортовой качки,
когда, соответственно, Хк - Тс или Тн - ;
- захват волной, потеря управляемости и самопроизвольной
неуправляемый разворот судна лагом к волне - "брочинг". Наиболее опасным является захват на переднем склоне волн, имеющих С>Ъ-■ Я» 0,8+1,3^ . "Брочингу" в основном подвержены малые
суда, имеющие длину менее 60 м.
2.2 Основные признаки изменения поведения судка на попутном волнении, свидетельствующие о его недостаточной безопасности
2.2.1. В случае недостаточной остойчивости:
- неожиданное самопроизвольное увеличение крена пр^нахож -дегага вершины отдельных волн вблизи миделя судна, существенно превышающее значение предшествующих углов статического крека жли амплитуд качки;
- длительное по сравнению о 1/4 Хс наклонение судна на борт, задержка (зависание) в положении максимального крена и медленное возвращение в исходное состояние. Такие наклонения, в зависимости от наличия начального крена, вызванного несимметричной загрузкой, давлением ветра или иными причинами, могут быть аскшетричными.
2.2.2. В случае основного или параметрического резонансов -бортовой качки:
- значительное возрастание амплитуд бортовой качки судна в случаях, когда ее период X приблизительно равен (основной резонанс) или вдвое превышает (параметрический резонанс) кажущийся период волны Хк .
12
2.2.3. В случав "брочияга":
- значительные колебания скорости при прохождении волны относительно судна, его тенденция к разгону на переднем склоне попутной волны;
- ухудшение устойчивости на курсе и стремление судна развернуться лагом к волне, увеличение скорости и амплитуд перекладки руля, потребных для удержания судна на курсе (судно пло-хо слушается руля).
2.3. Рекомендации по обеспечению безопасности плавания на попутном волнении
Для каждого судна при фактической загрузке и соответствую* щей ей диаграмме статической остойчивости (ДСО) на тихой воде в реальных условиях штормового плавания на попутном волнении возможна зона скоростей и КУВ, в которой отсутствуют условия для возникновения перечисленных выше явлепий и плавание является безопасным.
Оценку остойчивости при загрузке судна перед рейсом и определение таких зон в процессе рейса рекомендуется производить по диаграммам безопасных скоростей и курсовых углов при штормовом плавании оудна на попутном волнении (Диаграммам).
Диаграммы в явном виде не учитывают явление “брочияга". Однако получаемые по ним рекомендации по снижению скорости хода и выбору КУВ являются полезными для его предотвращения. Поэтому капитанам судов длиной менее 60 м рекомендуется выбирать скорости хода и КУВ ближе к центру безопасной зоны и внимательно следить за первыми признаками проявления "брочияга”, чтобы овревре-менно принять дополнительные меры безопасности. Рекомендуется не допускать отатичеокого дифферента на яоо,. а в случае захвата судна волной, ревко сбавить скорость, в критических случаях -дать задний ход.
Кроме перечисленных выше, для всех судов при штормовом плавании на попутном волнении рекомендуется выполнять следующие общие мероприятия:
- уменьшить до минимума свободные поверхности жидких грузов;
- ликвидировать или максимально уменьшить отатичеокий крен
13
от несимметричной загрузки, а также дифферент на нос;
- изменение курса с попутного или на попутный к волне производить таким образом, чтобы в интервале КУВ=180±45° поворот осуществлялся плавно и судно имело скорость, соответствующую безопасной зоне Диаграмм;
- проверить надежность крепления грузов и водонепроницаемость закрытий;
- по возможности не допускать попадания больших масс воды на палубу, а также оледенения надводной чаоти судна;
- не допускать перегрузки судна, приводящей к уменьшению высоты надводного борта.
2.4. Диаграшы безопасных скоростей и курсовых углов при штормовом плавании судна на попутном волнении
2.4.1. Оценка параметров неблагоприятных попутных волн
Диаграммы, в зависимости от фактической остойчивости судна и характеристик волнения, позволяют установить безопасные сочетания скороотей и КУВ. Ими следует пользоваться при такой высоте Ьзя и длине Я попутных воля, при которых их неблагоприятное влияние на безопаоноотъ оудна становится заметным. Область существования таких параметров ограничена внешним многоугольником на рис.2.1.
Она установлена в зависимости от отношения П 3%/Ьз%расч и Я /L (^^расч. “ расчетная высота волны 3%-ной обеспеченности, определяемая при длине волны Я =L по формуле »,ли графику, приведенным на этом же рисунке). Внутреннему заштрихованному многоугольнику соответствует область наиболее неблагоприятных, а также опасных для оудна волн. В ней цифрами 1,2 и 3 помечены параметры трех таких воля высотой hg it2,3 = 1*°* 0,75• и 0,5 ^^расч.* °РИ K0T0P“* для каждого типового случая нагрузки построены диаграммы безопасых скоростей и КУВ.
2.4.2. Описание диаграмм
Диаграммы представлены на рио.2.2-2.4. На них по горизонтальной оси отложены значения начальных МЦВ судна на тихой воде fl , определенных о учетом поправки на свободные поверхности в интервале от минимально л^си до максимально допускаемой, а по вертикальной оси - скорости хода в узлах - .