Департамент регулирования производственной деятельности речного транспорта
ПРАВИЛА
Мегаллоконструкции плавучих кранов. Технические осмотры и дефектация РД 212 * 0128 - 96
Санкт - Петербург 1997
Правила. Металлоконструкции плавучих крапов. Технические осмотры н дефектация. ОКСТУ 3150.
1>Д 212-0128-96
/СПГУ13К. СПб. 1997. 57с.
ISBN i'-SSrS.9-Ort-*
Лицензия № 020952 от 27.12.94г. |
|
Подписано к печати 20.06.97 Сдано в производство 30.06.97 Тираж 300 экз.
Заказ № 85 Цена договорная |
Формат 60x84 1/16 Печать офсетная Усл.-печ. л. - 3,34 Уч.-изд. л. - 3,43 |
|
ИПЦСПбГУВК 198035, СПб., Межевой канал, д.2 |
ISBN S-St7fg-0/3-*
© Санкт-Г1с1србургский государе! венный уннвереш'егг водных коммуникаций, 1997
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ПРАВИЛА
Металлоконструкции плавучих кранов. РД 212-0128-96
Технические осмотры и дефектами! Взамен
ОКСТУ 3150 НТМ 212.0121-83
Дата введения I.HLff
Настоящий руководящий документ (далее Правила) устанавливает методику ■ мерцала и, применяема** при осмотрах а дефектации метал лмапструндяй плавучих кранов (далее конструкш«й) в ус юанях змсилуазацнп и ремонта
Действие Правил распространяется на верхние строения храмов и не распространяется на палубные устройства и корпус судна.
Требования Правил обязательны и распространяются на все порти и промпредлриятня (далее владельцы), имеющие на балансе плавучие краны, полнядзорпме Гессийскому Речному Регистру.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методика и техника осмотров и де<|>ект*ции конструкций, установленные Правилами, должны применяться в следующих случаях:
1) при оперативных и периодических осмотрах, а также при технических обслужиавниях кранов, предусмотренных Правилами технической тксплуптации перегрузочных машин (далее ПТЭ);
2) при технических освидетельствованиях кранов, осуществляемых владельцем;
3) при дефектации конструкции, нроноднмоП перед осишоикоМ крапа на ремонт и а процессе ремонта;
4) при обследовании крана по истечении норма шиною срока службы (см.н.5.1).
2. ОСМОТРЫ КОНСТРУКЦИИ
2.1. Термин осмотры, применяемый и Правилах, oxnaiMieiei работы, связанные с поиском поврежденных участков конструкции, т.с. установлением мест повреждений.
В отдельных случаях, когда визуальным осмотром наличие повреждения установлено быть не может, он дополняется приемами дефектоскопии.
2.2. При осмозрах конструкции ведется поиск следующих возможных повреждений:
1) общих и местных остаточных деформаций сборочных единиц И их элементов (сборочная единица - нсратборная часть конструкции, соединяемая с другими ее частями на монтажных соединениях или tiiapiiHpax, элементы - летали проказа, составляющие сборочную единицу);
2) трешнн к элементах конструкции и сварных швах;
3) подвижности и iritioiценности элементов паке юн
заклепочных и болтовых соединений;
4) скопления конденсата в замкнутых обы:мах сборочных единиц и наличия коррозии элементов н местных лс<|юрманнй конструкции в этих местах;
5) расслоения проката;
6) повреждения и износа механических деталей элементов шарнирных соединений.
2.3. Наличие остаточных деформаций сборочных единиц и элементов устанавливается визуально и сопровождается измерениями
3
лишь в случаях, когда прямолинейность и плоскостность конструкции эрмЛлмю представляются нарушенными.
2.4. Трещины выявляются осмотром конструкции с лестниц, площадок, вымосток или подвесных люлек с применением при необходимости луп кратностью от 3 до 10 и монокуляров (биноклей) кришостыо 4-5 нрн расстояниях ог 3 до 6 м и кратностью 8 - свыше 6 м.
2.5. Поиск трещин ведется в сварных швах, околошовнмх зонах, в зонах местных концентраторов напряжений (мест окончания швов, ребер жесткости, косынок, мест пересечения или схождения швов и в зонах резких изменений размеров сечений).
Внешними признаками невидимой зрещины могут быть потеки ржавчины, шелушение и трещины на красочном покрытии.
2.6. Обнаруженные трещины подлежат обязательному засверливпншо. Протяженность трещины устанавливается (если возможно, с двух сторон элемента) с применением лун, приборов неразрушающего контроля или капиллярной дефектоскопии. По уточнении положения мест окончания трещины, на расстоянии 10-20 мм от ее концов, должны быть просверлены отверстия-ловители диаметром 10-12 мм, а также должны быть обрамлены (для облегчения их нахождения в последующем) рамкой несмываемой краски с указанием даты обнаружения. Дефектация обнаруженной зрещины выполняется в соответствии с п.3.4.
2.7. Клепаные и болтовые соединения, испытывающие нагрузки вследствие работы механизмов поворота и изменения вылета, при осмотрах рекомендуется проверять на подвижность элементов пакета во время пусков и торможений соответствующих механизмов.
2.8. Места возможного скопления конденсата (нижние участки конструкций замкнутого сечения) проверяются на наличие конденсата (воды или льда). Проверка скопления воды ведется через дренажные отверстия, а при их отсутствии - через специально просверливаемые отверстия. Скопление воды и льда может быть
также установлено но характерному звучанию металла при ударах. В зоне скоплении конденсат звук делается более глухим.
2.9. В случаях обнаружении и полостях конденсата производится также проверка ciciiok элемента на утонынсинс от коррозии. Проверка ведется после спуска конденсата, легкими ударами молотка. Па участках листа, дающих более глухой звук, производится измерение толщины с помощью приборов
неразрушающего контроля пли толщиномером, заводимым в просверливаемые отверстия.
2.10. В случае обнаружения характерных повреждений, вызванных перегрузкой механизмов попорота или изменения вылета, следует провеет контроль н наладку иускорс1улирующсй аппаратуры, тормозов н муфты пределы ют момента.
2.11. Осмотр конструкций плавучих кранов типов, распространенных в речных портах, рекомендуется вести но перечням объектов осмотра, приведенным в приложении I.
з.дкфкктлцпя поиргждкппп :>jikmicihob п Гош ini:iii ш
3.1. К л а с с и ф и к а ц и я г р у и и д е ф е к т а -цин н о в р с ж д е н и й
3.1.1. Термин дефектация, применяемый в Правилах, включает обследование повреждения, сопровождаемое необходимыми измерениями, и установление группы дефектации, определяющей в эксплуатационных условиях наибольший допустимый срок работы конструкции до се вывода на ремонт, а в ремонтных - необходимость ремонт
3.1.2. Но условиям допуска мовреждепной конструкций к дальнейшей эксплуатации, устанавливается три группы дефектации повреждений: первая, вторая н третья.
Первая группа- повреждение создало непосредственную опасность аварии конструкции или крапа в целом, нарушило безопасность крана или может способствовать ускоренному изнашиванию или повреждению других конструкций или элементов механизмов. Повреждение, не нарушая работоспособность конструкции на момент осмотра, имеет тенденцию к непредсказуемому и опасному развитию или может, в дальнейшем вызвать значительное осложнение ремонт.
При обнаружении в эксплуатации повреждения, дефекзуемого по нерпой группе, работа крана впредь до выполнения ремонта должна быть запрещена. В ремонтных условиях повреждения первой группы означают необходимость их устранения при данном ремонте.
В т о р а я г р у и и а - в результате повреждения конструкция сохранила работоспособность, повреждение не имеет генденцин к развитию, влияющему на сохранность и безопасность крапа.
Ко второй группе Moiyr быть отнесены повреждения, связанные с деформациями сборочных единиц и их элементов, снижающие только их усталостную прочность или смещающие элементы механической части крана без снижения работоспособности последних.
Устранение повреждений порой группы может быть отложено до очередного техобслуживания 1*0-2 или плановою ремонта.
Третья группа- включает повреждения локального харакзера, не влияющие на работоспособность, сохранность и безопасность консфукции и механизмов крана, не имеющие тенденции дальнейшего развития.
К зрезьей группе в частности относятся несущественные повреждения вспомогательных конструкций при условии, что повреждение не нарушает требований безопасности, а также деформации огвстствснных сборочных единиц и соединений, не выходящие за допустимые в эксплуатационных условиях пределы.
к
Устранение повреждений элементов и конструкций, относящихся к третьей группе, пли необязательно, или может быть отложено до ближайшего планопого ремонта крана.
3.1.3. Дефектация повреждений иедегся на основе нормативов, приведенных в табл. 1-5 п ни.3.2-3.9.
3.1.4. И случае отсутствия норматива для данного конкретного новреждення дефектация производится экспертым пугем с учетом причины и физического объема новреждення, вероятности и характера его дальнейшего развития, его значения дли сохранности и безопасности крана и влияния на развитие повреждений в других частях конструкции или механизмах, возможною значительного осложнения ремонта нрн последующем развитии. В сложных случаях привлекается экспертиза заводов-пзгоговн гелей, проектных или научно-исследовательских организаций соотвсзстпующсго профиля.
3.2. Д с ф е к г а ц и я н о прежде и и и сило ш ноете н-ч а т ы х к о и с т р у к ц и й но осга т о ч н ы м д е ф о р-маниям
3.2.1. Местные деформации (вмятины стенок, волнистость кромок полок) в зоне растя пупах волокон нракп1чсскн не снижают несущую способность балок, а в зоне ежагых волокон - резко снижают.
Образование выпучин в езенках балок вызывает значнзелыюс перераспределение напряжений в егенкс, а в некоторых случаях может способствовать образованию усталостных трещин в егенкс и поясных швах пли позоре се усзойчнвосгп.
Измерение местных деформаций элементов конструкций (вмятины, волнистость кромок) производится о помощью слесарных линеек.
Таблица 1
Допустимые местные деформации поврежденных элемента сплошноеюннатых конструкции (третья группа дефектации)
Характер деформации |
Эскиз |
Допустимая дс*|юр-мпинн (нелм'иша а редки прогиба) |
Местные вынучпны элементов листовых конструкции двустснчатого и двутаврового сечения на участках между диафрагмами |
|
S-
4
L |
1-1
(/> |
СжагыГ| пояс
/- зд,
Растя нуты й пояс /-5& Стенка /= 5.V, |
|
*7 4IV |
Местные вмятины в элементах трубчатого сечения на длине / нс свыше 0,6/) |
,0 S |
/- 2.V |
-щр* о. |
Полны на кромках стержней уголковою профиля при длине волны нс свыше 1.5/; |
м
г
'1 |
|
/-Э S |
Мес тыс (около узлов) выпучивания нолик и стенок езерж-ней двустснчатого замкнутого сечения в результате замерзания конденсат (при отсутствии трещин):
езержни ферм стержни рам |
"D* |
f = AS /« 1,55 |
Примечание: При деформациях, превышающих указанные в таблице, повреждение относится к первой группе де<|»ск1ацнн.
to
3.2.2. Дефектация местных повреждении от деформаций эдемеIгго» ендошпосгснчагых копсфукций производится только по нерпой и третьей группам дефектации. Предельные допустимые деформации по третьей группе приведены » табл.1. Повреждения, превышающие указанные и этой таблице, дефектуютея но первой группе.
3.2.3. При оценке повреждений, подвергшихся общей деформации сплоилюстснчатых балочных конструкций, следует учитывать, что плавное искривление продольной оси балок в плоскости действующих нагрузок несущую способность консфукини практически не снижает. Искривление осп балки из плоскости действующих нагрузок существенно снижает ее общую устойчивость, чш особенно существенно для балок швеллерного и двутаврового сечения.
3.2.4. При дефектации крупных сборочных единиц, подвергшихся обшей деформации (искривление главных осей, скручивание), и первую очередь проверяется, оышли ли отклонения свыше, чем па 10% за пределы нормативов для изделий в состоянии поезлвки (новых), приведенных в заводских рабочих чертежах крана пли в соответствии с Приложением 11 РД 212-0093-88. Ёсли они нс вышли за указанный предел, повреждения относятся к третьей группе и исправления истребуют, а если вышли, оцениваются возможные их последствия (трудности мошажа, возможная персфузка подшипников сочленений, влияние па рабозу механической часзз|) и вопрос о допустимости деформации рсшасзся в экспертном порядке с привлечением в необходимых случаях внешней консультации.
Измерение общих деформаций балочных конструкций ведется с применением струн или теодолитов.