Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

82 страницы

486.00 ₽

Купить РД 102-61-87 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания распространяются на автотранспортные предприятия Миннефтегазстроя и предназначены для обеспечения единого методического подхода при проведении аттестации, учета и планирования рабочих мест водителей и ремонтных рабочих.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Организация работы по аттестации, рационализации, учету и планированию рабочих мест

3. Рабочее место водителей и ремонтных рабочих

4. Порядок учета рабочих мест и их инвентаризация

5. Аттестация рабочих мест водителей автомобилей

6. Аттестация рабочих мест ремонтных рабочих

7. Рационализация рабочих мест водителей и ремонтных рабочих

8. Планирование рабочих мест

Приложение 1. Сводная ведомость наличия рабочих мест водителей автомобилей

Приложение 2. Указания к заполнению сводной ведомости наличия рабочих мест водителей автомобилей

Приложение 3. Карта учета рабочего места

Приложение 4. Указания по составлению карты учета рабочего места

Приложение 5. Перечень требований к организации рабочих мест водителей автомобилей

Приложение 6. Аттестационный лист рабочего места водителя автомобиля

Приложение 7. Указания к заполнению аттестационного листа рабочего места водителя автомобиля

Приложение 8. Перечень требований к организации рабочих мест ремонтных рабочих

Приложение 9. Аттестационный лист рабочего места ремонтного рабочего

Приложение 10 . Акт аттестации рабочего места на соответствие его прогрессивным требованиям

Приложение 11.Результаты аттестации рабочих мест водителей

    Приложение 12. Баланс рабочих мест и численности водителей автомобилей

Приложение 13. Результаты планируемой работы по рационализации рабочих мест водителей автомобилей

Приложение 14. Результаты аттестации рабочих мест ремонтных рабочих

Приложение 15. Мероприятия по сокращению рабочих мест за счет осуществления комплекса инженерных, организационно-технических мероприятий

Приложение 16. Информация о выполнении заданий по сокращению рабочих мест за счет осуществления комплекса инженерных мероприятий

Приложение 17. Перечень нормативных документов

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Миннефтегазстрой

Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт ВНИИПКтехоргнефтегазстрой

Цент НОТ "Нефтегазстройтруц"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО АТТЕСТАЦИИ, РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, УЧЁТУ И ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ ВОДИТЕЛЕЙ И РЕ -МОНГНЫХ РАБОЧИХ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ МИШШГЕГАЗСГРОЯ.

;93бг.

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности

НАУЧНО.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕНТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ВНИИПКТЕХОРГНЕФГЕГАЗСТРОЙ Центр НОТ"Нефтегазстройтруц"

СОГЛАСОВАНО

Секретариатом Центрального комитета профсоюза'рабочих нефтяной и газовой промышленности

” & " феЛ/шМ 1987 г. Протокол J* &


УТВЕРЖДАЮ

Первый Заместитель Министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности

Г.й.Шшш,

ЛЯ' 1987 г.


Методические указания по аттестации,рационализации, учету и планированию рабочих мест водителей и ремонтных рабочих на автотранспортных предприятиях Миннеф)тегаз строя рт> S£>* - //-

Москва 1987 г.

действующими положениями о премировании за создание и внедрение новой техники.

На предприятиях могут разрабатываться специальные положения о премировании этих работников из фонда материального поощрения.

2.8. Предприятиям,которые обеспечивают на основе рационализации рабочих мест повышение фондоотдачи,улучшение использования производственных мощностей,вышестоящие организации могут по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать повышенные нормативы образования фондов материального поощрения,социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

2.9. В процессе аттестации рабочих мест все действующие на предприятиях нормы затрат труда подлежат обязательной проверке на соответствие достигнутому уровню техники и технологии,организации производства и труда.

Проверка действующих норм осуществляется путем проведения хро-нометражных наблюдений,фотографий рабочего времени и производственного процесса,проверочных расчетов норм и режимов работа оборудования.

В ходе проверки норм затрат труда:

определяется соответствие организационно-технических и санитарно-гигиенических условий ,предусмотренных при установлении норм,фактическим производственным условиям на рабочих местах;

выявляются причины различий между нормами времени,выработки, обслуживания,численности и фактическим затратам времени (выработкой, зонами обслуживания,численностью работников);

определяется уровень занятости работников основной работой,качество и своевременность ее выполнения,степень использования рабочего времени.

Эта работа проводится на подготовительном этапе аттестации рабочих мест и завершается оценкой качества действующих норм,а также нормативных материалов,на основе которых эти нормы установлены и выработкой предложении по их аттестации.

-8-

К числу неаттестованных относятся нормы,признанные ошибочными и устаревшими,нормы,действующие на рабочих местах,которые предполагается рационализировать,опытно-статистические.

К ошибочным относятся нормы,в которых неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности в применении нормативных материалов и проведении расчетов.

К устаревшим следует относить нормы на работы,трудоемкость которых уменьшилась в результате совершенствования производственных условий техники и технологии,осуществления организационно-технических мероприятий,обеспечивающих рост производительности труда,повышения профессионального уровня рабочих и служащих,улучшение условий труда.

2.10.    Применение работником или бригадой по собственной иници

ативе новых приемов труда и передового опыта,совершенствование своими силами рабочих мест,повышение своего профессио ального мастерства и достижение на этой основе высокого уровня выработки в период между аттестацтями рабочих мест не является основанием для пересмотра норм по решению администрации.Пересмотр норм в этих случаях может производиться по инициативе бригад и отдельных работнтков,за что они поощряются в установленном порядке(приказ министерства от 4.06.85г.    250).

2.11.    Администрации предприятий разрешено привлекать рабочих, ИТР и служащих к работе по рационализации рабочих мест на том же предприятии на условиях совместительства (за пределами рабочего дня по основной работе) в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ЕЦСПС от 15 августа 1985 г. }? 783 (приказ Министерства от

16.II.85 г. М485).Порядок указанного совместительства регулируется постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20 января 1986 г. 7 I5/2-C2 (указание министерства от 4 марта 1986г. ?,• 27/ц).

-9-

2.12. Министерство :

организует обучение основам аттестации и рационализации рабочих мест руководящих работников и специалистов министерства,предприятий и организаций;

предусматривает в планах выделение оборудования и материальных ресурсов для рационализации рабочих мест за счет собственных средств предприятий и организаций,а так же кредитов банков;

учитывает результаты аттестации и рационализации рабочих мест при формировании программ повышения научно-технического уровня производства, составления годовых и пятилетних планов экономического и социального развития предприятий и организаций,обеспечивая сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов;

выделяет средства на строительство,расширение и реконструкцию предприятий только после выявления и использования возможностей увеличения объема производства на действующих производственных мощностях с учетом рационализации рабочих мест и их сбалансированности с численностью работников;

предусматривает в планах экономического и социального развития создание специализированных производств по изготовлению организациг-онной и технологической оснастки,средств механизации и автоматизации, специального оборудования для проведения работ по рационализации рабочих мест не подведомственных предприятиях и организациях.

3.РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЕЙ Л РЕМОНТНЫХ РАБОЧИХ.

3.1. Под рабочим местом водителя понимается зона приложения труда водителя,куда входят производственные участки и маршруты на которых осуществляется подготовка к трудовой деятельности и его трудовая деятельность.

3.1 Л. Рабочее место водителя состоит из следующих зон:

-10-

-    рабочая зона внутри автопредприятия;

-    рабочая зона на линии (маршруты);

-    рабочая зона на объектах хранения и переработки грузов;

-    рабочая зона временной дислокации транспортного средства, работающего в отрыве от основной производственной базы ( автомобиль приписан к конкретной организации, объекту строительства на период командировки ).

При этом в качестве отдельных элементов (участков) этих зон выступают места стоянок и подогрева автомобилей, места заправки топливом и смазочными материалами, места оформления и выдачи путевых листов, места проверки и регистрации технического состояния транспортного средства, а также места проведения предрейсо-вых медицинских осмотров водителей, погрузочно-разгрузочные площадки, остановочные пункты для посадки и высадки пассажиров, а также конкретные маршруты движения автомобилей

3.2.    Под рабочим местом ремонтного рабочего (индивидуаль

ное рабочее место) понимается зона приложения труда, определенная на основании трудового соглашения (в отдельных случаях договора), должностной инструкции, КЗоТа и других нормативных актов между этим работником и администрацией предприятие:    ,    оснащён

ная необходимыми средствами, предназначенными для трудовой деятельности данного исполнителя.

3.3.    Рабочие места классифицируются по следующим основным признакам:

3.3Л.. По категориям работников:

-    ремонтные рабочие основного производства;

-ремонтные рабочие вспомогательного производст-

ва(отцела главного механика,главного энергетика)

-    младший обслуживающий персонал, пожарно-сторожевая охрана, ученики различных ремонтных специальностей.

-II-

3.3.2. По способу выполнения работ ( механизированный, механизированно-ручной, ручной):

-    к механизированному производству работ относятся способы выполнения производственных процессов (операций) при помощи машин и механизмов получающих энергию от специального источника и имеющие электрические, гидравлические, пневматические и другие приводы.

Примером механизированного производства работ в автотранспортных предприятиях является применение металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, кузнечно-прессового оборудования, конвейеров для перемещения автомобилей, электротельферов, кран-балок, механизированных подъёмников для вывешивания автомобилей, диагностических стендов, механизированных моечных установок, шиномонтажных стендов и т.п.

К механизированному производству работ относятся процессы по контролю и управлению автоматическими установками и поточными линиями. (Например, автоматической линией для мойки автомобилей). К механизированному производству работ не относятся работы, связанные с использованием и применением нагревательного оборудования (кузнечные горны, электропечи, сушильные камеры), сварочного оборудования, окрасочных камер.

-    к механизированно-ручному производству работ относятся способы выполнения производственных процессов (операций) с применением механизированного инструмента, приборов и аппаратуры при которых механизируются наиболее трудоёмкие операции с сохранением значительной доли ручного труда.

Примером механизированно-ручного производства работ является применение установок для шланговой мойки

-12-

автомобилей, маслораздаточного оборудования, электро-и пневмогайковёртов, контрольно-измерительных приборов, пневматических окрасочных пистолетов, воздухораздаточных колонок и т.п. f к ручному производству работ относятся способы выполнения производственных процессов (операций) при помощи простейших орудий труда: молотка, отвёртки, напильника, гаечного ключа, ручной .дрели и т.п.

3.3.3.    По наличию оборудования:

+ с оборудованием;

а* без оборудования.

3.3.4.    По количеству обслуживаемого оборудования:

*    одностаночное;

4 многостаночное.

3.3.5.    По числу рабочих смен:

-    односменное 4 двухсменное

-    трехсменное

3.3.6.    По условиям труда:

-I- нормальные;

+• с тяжёлым физическим трудом;

*    с монотонным трудом;

г с вредными условиями труда;

4 с особо вредными условиями труда.

3.3.7.    По форме организации рабочего места:

-    по типовому проекту, по типовой комплексной карте организации труда;

*    не по типовому проекту.

3.3.8.    По типу автотранспортного предприятия: t грузовое;

Т легковое;

4 пассажирское;

•j* смешанное.

-13-

3.3.9. По числу исполнителей:

-    индивидуальное;

-    коллективное.

4. ПОРЯДОК УЧЕТА РАБОЧИХ МЕСТ И ИХ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ.

4.1.    Учёт рабочих мест - это не только регистрация и определение их количества, но и одновременное выявление непригодных рабочих мест, а также определение обеспеченности (укомплектованности) рабочих мест кадрами.

Инвентаризация рабочих мест - это установление границ рабочих мест и опись их оснащённости необходимыми машинами, механизмами, инструментом, оргтехоснасткой, энерго- и теплоснабжением, средствами противопожарной безопасности, техники безопасности и безопасности дорожного двих;ения, индивидуальной гигиены, а также средствами информации и связи, другими важными для работы обустройствами и приспособлениями.

Учёт и инвентаризация взаимосвязаны и осуществляются одновременно.

4.2.    В качестве основного отличительного признака рабочих мест водителей автомобилей необходимо использовать гаражные номера автомобилей.

4.3.    Учёт количества рабочих мест водителей осуществляется по числу гаражных нсмерог автомобилей. Уменьшение или увеличение числа гаражных номеров означает сокращение или введение но-вы^дополнительных рабочих мест.

4.4.    Учёт количества рабочих мест ремонтных рабочих ведётся:

- занятых при машинах, механизмах и оборудовании - прямым счётом по фактическим зонам обслуживания; не занятых при машинах, механизмах и оборудовании -

-    исходя из планового объёма (трудоёмкости ) работ, производительности труда и коэффициента сменности рабочих.

-14-

4.5. При учёте количества рабочих мест необходимо выполнять следующие требования:

4.5.1. Учитывать все рабочие места водителей и ремонтных рабочих, используя для этих целей различные первоисточники,т.е. ведомости учёта, наличия и работы подвижного состава, путевые листы, договоры на перевозку грузов, бригадные договоры-подряды, трудовые паспорта бригад, коллективные и индивидуальные социалистические обязательства и т.д.

4 .5.2. При увеличении работы автомобиля на линии, а также при переводе водителей и ремонтных рабочих на работу в две или более смен, количество рабочих мест остаётся неизменным. Зона работы одного автомобиля за которым закреплены два и более водителя учитывается как одно рабочее место.

4.5.3.    Количество рабочих мест водителей не изменяется при увеличении или уменьшении числа обслуживаемых объектов. В этом случае изменяется лишь структура рабочих мест.

4.5.4.    Рабочее место водителя считается"излишним" лишь тогда, когда ликвидируется гаражный номер автомобиля. В остальных случаях: при замене автомобиля на новую марку, при постановке его на ремонт, при простое из-за отсутствия водителя и т.д. рабочее место является действующим.

4.5.5.    При работе в несколько смен рабочее место водителя учитывается как "вакантное”, если нет хотя бы одного водителя -- сменщика.

4.5.6.    При определении количества рабочих мест ремонтных рабочих учитывают всё установленное оборудование, входящее в зону рабочего места (включая оборудование временно бездействующее в связи с неисправностями, ремонтом, модернизацией, отсутствием загрузки, а также находящееся в резерве и консервации) и оснастку (рабочий стол, верстак, смотровая канава и т.д.).

-15-

4.5.7.    Не учитывать в качестве рабочих мест:

-    станки периодического действия за которыми нет закреплённых рабочих(сверлильные,заточные станки, кран-балки и т.д.);

-    оборудование, находящееся на хранении в складах или других местах (неустановленное или демонтированное), а также оборудование, находящееся в монтаже или смонтированное, но не сданное в эксплуатацию по акту;

-    оборудование закреплённое за участками производственного обучения рабочих, учащихся ПТУ, школ.

4.5.8.    При определении границ рабочего места (зона рабочего места) не должно оставаться незакреплённого оборудования за рабочей зоной.

4.5.9.    Рабочие зоны и оборудование не должны учитываться дважды в составе различных рабочих мест.

4.5.10.    Совокупность рабочих мест входящих в бригаду, должна соответствовать бригадной зоне обслуживания. Совокупность бригадных зон обслуживания должна соответствовать границам производственного участка.

4.6.    По результатам учёта и инвентаризации рабочих мест водителей составляется сводная ведомость ( приложение 1 ) на основании которой производится непосредственная аттестация рабочих мест.

В приложили 2 приводятся указания к заполнению сводной ведомости наличия рабочих мест водителей автомобилей.

4.7.    В процессе учёта и инвентаризации рабочих мест ремонтных рабочих на каждое место составляется карта учёта рабочего места, которая содержит количественные и качественные характеристики (приложение5) и является первичным документом для аттестации и рационализации рабочих мест. Указания по составлению карты учёта рабочего места приводятся в приложении Ч.

-16-

5. АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ»

5.1. Аттестация рабочих мест водителей - это оценка состояния рабочих зон водителей автомобилей по следующим критериям:

-    техническому состоянию используемых в работе автомобилей (прицепов,полуприцепов), при котором учитываются сроки эксплуатации подвижного состава, оснащенность его комплектом инструмента и приспособлений, необходимых для обеспечения нормальной работы на линии, экономное расходование топлива, горюче-смазочных материалов и запасных частей, степень соответствия подвижного состава требованиям правил технической эксплуатации и правил дорожного движения;

-    рациональности планирования рабочих зон и оснащённости их необходимыми обустройствами и механизмами, при котором учитывается наличие и рациональность планировки зон стоянок автомобилей, обеспеченность автомобилей средствами подогрева двигателей, подкачки шин и т.п., местами заправки топливо-смазочными материалами, местами мойки, контрольно-техническими пунктами, наличие и обустройство операционных залов при диспетчерских для оформления путевой документации, рациональность планировки мест погрузки и разгрузки автомобилей, их оснащённость средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ и другими устройствами и приспособлениями, соответствие проезжей части дорог техническим условиям проектирования, необходимое оснащение маршрутов при пассажирских перевозках;

-    эффективности организации обслуживания рабочих зон, при котором учитываются своевременность и качество выполнения всех видов технического обслуживания, осмотра и ремонта подвижного состава, поддержание в исправном состоянии автомобильных дорог, подъезных путей и средств механизации

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИИ "Методических указаний по аттестации,рационализации, учету и планированию рабочих мест водителей и ремонтных ■рабочих на автотранспортных предприятиях Миннефтегазстроя"


СОГЛАСОВАНО


СОГЛАСОВАНО


Главный инженер Главного техщтчрркого управления

И.И.Курбатов


Начальник транспортного управления


_В.П.Швидко ~_ 1986г.


СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления организации труда и зара^отн(|и платы

2®.?.Анпилогов

_Л^А.1986г.


СОГЛАСОВАНО

.^А'^дЦДгоектор Центе НОТ //fy; -: '."Не^егаз строитщгд/


СОГЛАСОВАНО

креститель директора ijhlHcH'.T еиоргнелт егаз с тро и

'    V. А. По т еыкин

OS' " #*\t*T*X TQ86P.


-17-

погрузочно-разгрузочных работ, выделение достаточного количества техники и рабочей силы для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, соблюдение в пунктах переработки грузов требований Правил перевозки грузов автомобильным транспортом;

-    прогрессивных форм и методов организации труда водителей автомобилей, при котором учитываются случаи использования автомобилей не по назначению, наличие простоев подвижного состава из-за отсугствия работы, развитие бригадной форш организации труда водителей автомобилей, организация работы по подряду, по единому наряду с оплатой по конечному результату, степень овладения водителями смежными профессиями (функциями) экспедитора, грузчика и т.д.;

-    условиям труда и технике безопасности работ, при котором учитьтзются создание для водителей нормальных условий труда и отдыха: организация питания, отведение необходимых комнат отдыха, промежуточных пунктов обогрева при работе автотранспорта в северных районах, наличие гардеробных и душевых, обеспечение связи с диспетчером и т.д., соответствие режимов труда и отдыха водителей трудовому законодательству, обеспеченность водителей необходимой спецодездой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, соответствие мест стоянок автомобилей, мест погрузки и разгрузки и других участков работы водителя требованиям правил техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам.

5.2. Оценочными измерителями являются требования НОТ, предъявляемые к организации рабочих мест водителей автомобилей.

В числе этих требований, например, такие как:

- срок эксплуатации автомобиля не должен превышать установленного срока амортизации;

Настоящие методические указания предназначены для оказания методической помощи автотранспортным предприятиям отрасли по аттестации и рационализации рабочих мест водителей и ремонтных рабочих.

В методических указаниях изложены цели ^задачи аттестации, понятия рабочих мест водителей и ремонтных рабочих,порядок их учета и инвентаризации,перечень требований предъявляемых к организации рабочих мест и методика определения их организационнотехнического уровня,этапы рационализации рабочих мест.

Методические указания разработаны:

Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом техники,технологии и организации упрвления строительством предприятий нефтяной и газовой промышленности

Г.А.Потемкин,Ю.В.Киконоров,А.Н.Шмелев,А.П.Зязин

В.Б.Кигалов,О.В,Ьаринов.

ЦНОТ"Нефтегазстройтруд"

Е.Н.Угримов,Т.Н.Ющенко,Е.П.Дубинская.

Согласовано с ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности (iu становление секретариата ЦК профсоюза от февраля 1987 года,протокол У

________________________________-L-___________________

1

j--------------

! Раз-рабо тапы-! впервые

Министерство строи- ! Методические указания по ат-тельства предприятий ! тест'ации,рационализации,учету нефтяной и газовой ! и планированию рабочих мес-т промышленности    ! водителей и ремонтных рабочих

! на автотранспортных предприя-! тиях Миннефтегазстроя

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

I.L. Настоящие методические указания распространяются на автотранспортные предприятия Миннефтегазстроя и предназначены для обеспечения единого методического подхода при проведении аттестации,учета и планирования рабочих мест водителей и ремонтных рабочих.

1.2. Основная цель аттестации и рационализации рабочих мест водителей и ремонтьых рабочих - повышение эффективности использования автомобильного транспорта,сохранение качества перевозимых грузов,рациональное использование основных производственных фондов и трудовых ресурсов за счет :

ускорение роста производительности труда на основе приведения рабочих мест в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, сокращения применения ручного и тяжелогофизического труда,повышения содержательности и привлекательности труда;

улучшение использования основных фондов путем ликвидации излишних рабочих мест с устаревшим оборудованием,с концентрацией постоянно растущего оъема работ на наиболее прогрессивном оборудовании при обеспечении сбалансированности числа рабочих мест и работников,повышения коэффициента сменности работы;

Улучшение условий труда и техники безопасности на каждом рабочем месте и повышения культуры производства;

усиления рели человеческого фактора путем повышения социальной активности и квалификации работающих,широкого привлечения их к управлению, анализу и оценке достигнутого уровня производства и определению мер по его совершенствованию.

Внесено-    ! Утверждено Министерством    !    Срок введения

ВНУиШКтехоргнефте- ! строительства предприятий    f    в действие с

газстроем *    ! нефтяной и газовой промни:- !    ,    .    -

! ленное™    !    '1    ^    ""У/

-2-

1.3.    Учет рабочих мест является первым этапом работы по их аттестации и предусматривает определение количества рабочих мест,их классификацию и группировку по видам и характеру использования,по ка-тегриям занятых на них работников и др.

1.4.    Аттестация рабочих мест представляет собой совокупность мероприятий , включающих комплексную оценку каждого рабочего места на его соответствие передовому научно-техническому и организационному уровню, обеспечивающему повышение производительности труда и качества выполняемых работ.

1.5. Рационализация рабочих мест представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий,направленных на совершенствовании действующих рабочих мест,улучшение их использования,повышение эффективности работы автотранспорта,повышение производительности труда водителей и ремонтных рабочих.

1.6.    Планирование рабочих мест предусматривает обеспечение оп-мального количества рабочих мест,их сбалансированность с трудовыми ресурсами,занятыми в технической эксплуатации автотранспорта,а также в выполнении транспортных задач.

1.7.    Организацию работ по учету,аттестации,рационализации и планированию рабочих мест осуществляют руководители автотранспортных предприятий совместно с профсоюзными организациями с широким привлечением водителей,ремонтных рабочих и инженерно-технических работников,используя достижения науки,изобретательства и рационализаторства, а также руководствуясь отраслевыми документами,положениями и настоящими методическими указаниями.

1.8.    Плановая аттестация осуществляется не менее двух раз за пятилетку по всем рабочим местам водителей и ремонтных рабочих как основного так и вспомогательного производства.

-3-

1.9. Внеплановой аттестации подлежат рабочие места водителей и ремонтных рабочих в период формирования колонн для работы в отрыве от основной производственной базы.

Особое внимание еле,дует обращать на аттестацию рабочих мест водителей и ремонтных рабочих при освоении новых нефтегазовых месторождений Сибири,Крайнего Севера,Средней Азии и Прикаспийской низменности.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО АТТЕСТАЦИИ .РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ,

УЧЕТУ И ПЛАНИРОВАНИЮ рабочих МЕСТ.

2.1. Ответственным за проведение работы по аттестации,рационализации и планированию рабочих мест в автотранспортных предприятиях и структурных подразделениях строительных организаций,имеющих на балансе транспортные средства является главный инженер строительного (автотранспортного) треста (объециненния) или заместитель управляющего трестом (объединения).Администрация    совместно    с проф

союзным комитетом обеспечивают :

изучение в школах передового опыта и коммунистического труда, системе экономического образования,подготовки и повышения квалификации кадров на производстве,университетов технического творчества целей,задач,методов и этапов проведения аттестации,рационализации и планировании рабочих мест;

подготовку оргтехдокументации по проведению аттестации на предприятиях ;

привлечение к проведению работы по аттестации институтов,орг-техстроев,органов дорожных служб,Госавтоинспекции,метрологических служб,пожарной инспекции,представителей клиентуры и прочих заинтересованных сторон;

включение мероприятий по рационализации рабочих мест в зависимости от их содержания,важности и экономической эффективности в соответствующие разделы годовых и пятилетних планов экономического и со--4-

циального развития и в коллективные договоры;

проведение смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по аттестации и рационализации рабочих мест и широкую гласность ее результатов;

поощрение коллективов подразделений и отдельных работников за активное учатие и конкретный вклад в проведение аттестации рабочих мест на предприятии и на своем рабочем месте;

высокоэффективную работу постоянно действующих аттестационных комиссий на предприятиях и широкое участие инженерно-технических работников, рационализаторов и изобретателей в проведении аттестации, рационализации,учете и планировании рабочих мест;

2.2.    71ля проведения аттестации рабочих мест приказом по автотранспортному предприятию ( предприятию ,имеющему на балансе авто-транспорт)назначается постоянно действующая аттестационная комиссия под председательством главного инженера.В ее состав входят руководители функциональных подразделений,председатель профсоюзного комитета ,передовые водители,ремонтные рабочие,мастера,бригадиры,представители первичных организаций НТ0,В0ИР и других общественных организаций.

2.3.    Аттестационная комиссия предприятия :

обеспечивает методическое руководство и контроль проводимой работы на всех ее этапах;

обеспечивает учет рабочих мест;

оценивает состояние рабочих мест водителей и ремонтных рабочих с учетом требований научной организации труда технического,технологического, экономического и социального характерам именно: технического состояния используемых в работе автомобилей,прицепов,полуприцепов ,технологического,энергетического,общезаводского,подъемно-транспортного и гаражного оборулования;рациональности планировки мест сто-

-5-

янок автомобилей.мест их погрузки и разгрузки,зон,цехов,участков, складских хозяйств,масло-топливо заправок автохозяйства и оснащенности их различными устройствами,механизмами,оборудованием,приспособлениями и инструментом,необходимым для обеспечения эффективной работы водителей,ремонтных рабочих и обслуживающего персонала возможности организации труда водителей и ремонтных рабочих по прогрессивным и высокоэффективным технологиям,методам и формамвозможности соблюдения режимов труда и отдыха,правил техники безопасности при производстве работ и безопасности дорожного движения при выполнении транспортных работ;

Осуществляет аттестацию рабочих мест: сопоставляет фактические значения показателей,характеризующих технический,организационный уровни рабочих мест,условия труда и технику безопасности,с нормативными и фиксирует оценку соответствия (несоответствия) аттестуемых показателей в аттестационных листах рабочего места;

проводит технико-экономический анализ характеристик каждого рабочего места с выработкой решения о его дальнейшем использовании;

заслушивают отчеты руководителей структурных подразделений ^ ходе работы по аттестации;

рассматривает предложения руководителей структурных подразделений и всех членов коллектива по совершенствованию рабочих мест и поручает функциональным подразделениям разработку конкретных мероприятий для их включения в планы экономического и социального развития;

разрабатывает предложения к плану профессионального обучения и переподготовки рабочих;

2.4. В ходе аттестации рабочих мест и разработки мер по их рационализации используются выводы и предписания технических инспекторов по охране труда,материалы обследований органов санитарного надзора, рекомендации врачебно-инженерных бригад,общественных бюро экономического анализа,общественных технологических и конструкторских Сюро,ПДПС и других творческих общественных формирований;

-6-

2.5. По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений по каждому рабочему месту:

^)абочее_место_аттестовано - общая оценка рабочего места соответствует установленным оценочным показателям и нормативным параметрам;

^2й2Ч^®^ссто_по^лежитрационализации - не полностью отвечает нормативным требованиям,но может быть доведено до уровня нормативных требований в процессе рационализации;

^3:^2Н§§^§стородлежитриквицации - не отвечает нормативным требованиям и не может быть доведено до нормативного уровня в процессе рационализации.К этой группе относятся ^ишние рабочие места,созданные в нарушении типовых проектов,типовых технологических карт производства работ по обслуживанию,ремонту,выполнению транспорт*wx операций и т.д.

2.6.    Итоги аттестации обсуждаются ьа собраниях трудовых коллективов и с учетом их предложений по предприятию издается согласованный с профсоюзным комитетом приказ,которым определяется :

общее количество рабочих мест прошедших аттестацию на соответствие требованиям научно-технического прогресса и нормативных документов; количество рабочих мест,которые необходимо рационализировать, и подлежащих ликвидации;

ответственные за проведение мероприятий по рационализации рабочих мест и реализации высвобождения единиц оборудования и оснастки;

мероприятия по переподготовке и использованию рабочих,высвобождаемых в связи с ликвидацией или рационализацией рабочих мест;

меры поощрения работников за активность и практический вклад в проведенную работу.

2.7.    Материальное поощрение работников за разработку и осуществление организационных и технических мероприятий по рационализации на основе аттестации,сокращению неэффективных рабочих мест и абсолютному высвобождению численности осуществляются в соответствии с