Купить РД 03-14-2005 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.
Зарегистрирован Минюстом России 17.01.06 г., регистрационный номер N 7375.
I. Общие положения
II. Структура декларации промышленной безопасности
III. Перечень сведений, включаемых в декларацию промышленной безопасности
IV. Перечень сведений, включаемых в приложение № 1 "Расчетно-пояснительная записка"
V. Перечень сведений, включаемых в приложение № 2 "Информационный лист"
VI. Требования к оформлению декларации промышленной безопасности и приложений к ней
Приложение № 1. Термины и их определения
Приложение № 2. Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности
Дата введения | 29.11.2005 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
29.11.2005 | Утвержден | Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору | 893 |
---|---|---|---|
Разработан | ЗАО Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности | ||
Издан | ЗАО НТЦ ПБ | 2010 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Нормативные документы в сфере деятельности
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Серия 27
Декларирование
промышленной
безопасности и оценка риска
Выпуск 4
ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ
В НЕЕ СВЕДЕНИЙ
РД-03-14-2005
Москва
ЗАО НТЦ ПБ
2010
Ответственные разработчики:
Н.Г. Кутьин, Б.А.
Красных, Г.М. Селезнев, А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов,
С.М. Лыков, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров, Е.В. Ханин
Настоящий Порядок устанавливает требования к структуре и оформлению декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также к перечню включаемых в нее сведений.
Порядок предназначен для специалистов организаций, разрабатывающих декларации, экспертных организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности деклараций, работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющих надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.
Утвержден
приказом Федеральной службы
по экологическому, техноогическому
и атомному надзору от 29.11.05 № 893,
зарегистрированным Минюстом России
17.01.06 г., регистрационный № 7375*
ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ**
РД-03-14-2005
____________
* На основании приказа считается не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней", зарегистрированное Минюстом России 07.10.99 г., регистрационный № 1926. (Примеч. изд.)
** Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6. (Примеч. изд.)
1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация) и требования к ее оформлению.
2. Порядок разработан в соответствии с:
Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 г.;
Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 г.;
постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 7, ст. 560).
3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.
4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.
5. В Порядке используются термины, установленные в:
Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;
"Методических указаниях по проведению анализа риска на опасных производственных объектах" (РД 03-418-01), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 № 30.
Также используются термины и их определения, приведенные в приложении № 1 к Порядку.
6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.
7. Декларация разрабатывается для ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, установленных в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (таблицы 1 и 2 приложения № 2 к Порядку), а также для ОПО, обязательность декларирования которых установлена в нормативных правовых актах Службы.
При решении вопроса об обязательности декларирования промышленной безопасности следует применять следующие принципы:
1) для опасных веществ, не указанных в таблице 1, применять данные таблицы 2 приложения № 2 к Порядку;
2) в случае, если расстояние между ОПО менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества;
3) если на ОПО применяется несколько видов опасных веществ, то их суммарное пороговое количество определяется условием
где m(i) - количество применяемого вещества;
M(i) - пороговое (предельное) количество того же вещества в соответствии с таблицами 1 и 2 для всех i от 1 до n.
8. В случае, если ОПО, расположенные на расстоянии менее пятисот метров и принадлежащие разным организациям, объединены в единый технологический цикл и сумма опасных веществ на них превышает установленные предельные значения (таблицы 1 и 2 приложения № 2 к Порядку), то они подлежат декларированию.
9. Декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО.*
___________
* В соответствии с действующей редакцией статьи 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. (Примеч. изд.)
10. Декларация уточняется или разрабатывается вновь при изменении сведений, содержащихся в ней, или изменении требований промышленной безопасности.
11. Декларация уточняется путем внесения в нее частичных изменений в случае, если эти изменения связаны с техническими и/или технологическими изменениями на опасном производственном объекте, которые не влияют на условия безопасной эксплуатации и не увеличивают значения показателей риска аварии. Данные изменения прилагаются к декларации и согласовываются с управлением центрального аппарата Службы, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом ОПО.
12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.
13. Декларация представляется на экспертизу промышленной безопасности (далее - экспертиза) в экспертную организацию.**
___________
** В соответствии с действующей редакцией статьи 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. (Примеч. изд.)
14. Декларация с заключением экспертизы по ней направляется на рассмотрение в управление центрального аппарата Службы, осуществляющее контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом ОПО.
15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № 526).
16. Декларация должна включать следующие структурные элементы:
титульный лист;
данные об организации - разработчике декларации;
оглавление;
раздел 1 "Общие сведения";
раздел 2 "Результаты анализа безопасности";
раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";
раздел 4 "Выводы";
раздел 5 "Ситуационные планы";
обязательные приложения к декларации:
приложение № 1 "Расчетно-пояснительная записка";
приложение № 2 "Информационный лист".
17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:
1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);
2) регистрационный номер декларации, присваивается Службой в установленном порядке;
3) наименование декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);
4) регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (для действующих объектов);
5) местонахождение декларируемого объекта и год разработки декларации.
18. Данные об организации - разработчике декларации включают:
1) наименование организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс; сведения о лицензии Службы на проведение работ, связанных с экспертизой промышленной безопасности (с указанием регистрационного номера и даты выдачи лицензии), данные об аккредитации в области экспертизы декларации промышленной безопасности и/или анализа риска.
При участии в разработке декларации и расчетно-пояснительной записки (далее - РПЗ) нескольких организаций указанные сведения представляются для каждой из них;
2) список исполнителей, включающий их фамилии и инициалы, должности, места работы и сведения об аттестации в области экспертизы декларации промышленной безопасности.
19. Оглавление включает наименования всех разделов декларации с указанием страниц, с которых начинаются разделы и подразделы.
20. Раздел 1 "Общие сведения" должен включать:
1) реквизиты организации:
полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);
наименование вышестоящей организации (при наличии таковой) с указанием адреса, телефона;
фамилии, инициалы и должности руководителей организации;
полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс организации;
краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта.
2) обоснование декларирования:
- перечень составляющих декларируемого объекта с указанием количества и наименования опасных веществ, на основании которых опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам;
- перечень нормативных правовых документов, на основании которых принято решение о разработке декларации;
3) сведения о месторасположении декларируемого объекта:
краткую характеристику местности, на которой размещается объект, в том числе данные о топографии и природно-климатических условиях с указанием возможности проявления опасных природных явлений;
план расположения объекта на топографической карте и сведения о размерах и границах территории, запретных, санитарно-защитных и охранных зонах декларируемого объекта;
4) сведения о работниках и иных физических лицах, включая население:
сведения об общей численности работников на декларируемом объекте, а также данные о преимущественном размещении работающих по административным единицам и составляющим декларируемого объекта с указанием средней численности и наибольшей численности работающей смены;
сведения об общей численности работников других объектов эксплуатирующей организации, размещенных вблизи декларируемого объекта;
сведения об общей численности иных физических лиц, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов: работники соседних предприятий и других объектов; лица на внешних транспортных коммуникациях (ж/д, автодороги); население и иные физические лица;
5) страховые сведения (для действующих объектов):
наименование и адрес организации-страховщика, а также сведения о ее страховых лицензиях;
перечень договоров обязательного страхования ответственности с указанием размеров страховых сумм.
21. Раздел 2 "Результаты анализа безопасности" должен включать:
1) сведения об опасных веществах:
наименование опасного вещества;
степень опасности и характер воздействия вещества на организм человека и окружающую природную среду, в том числе при возникновении аварии;
2) общие сведения о технологии:
схему основных технологических потоков, которая должна представлять блок-схему с указанием наименования опасных веществ и направления их перемещения в технологической системе декларируемого объекта;
общие данные о распределении опасных веществ по декларируемому объекту, которые должны включать сведения об общем количестве опасных веществ, находящихся в технических устройствах - аппаратах (емкостях), трубопроводах, с указанием максимального количества в единичной емкости или участке трубопровода наибольшей вместимости. Данные должны приводиться для всех составляющих по максимальным регламентным (проектным) значениям количества опасного вещества;
3) основные результаты анализа риска аварии.
22. Основные результаты анализа риска аварии должны включать:
1) результаты анализа условий возникновения и развития аварий:
перечень основных возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий;
данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии;
сведения о возможном числе пострадавших, включая погибших среди работников и иных физических лиц;
сведения о возможном ущербе от аварий;
2) результаты оценки риска аварии, которые должны включать краткие данные о показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и иным физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде.
23. Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности" должен включать:
1) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности к эксплуатации декларируемого объекта:
сведения о выполнении распоряжений и предписаний Службы;
перечень имеющихся и/или необходимых лицензий Службы на виды деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов;
сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе;
сведения о системе управления промышленной безопасностью, включая данные о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности;
сведения о системе проведения сбора информации о произошедших инцидентах и авариях и анализе этой информации;
перечень проведенных работ по анализу опасностей и рисков, техническому диагностированию и экспертизе технических устройств, зданий, сооружений и экспертизе промышленной безопасности с указанием наименования объекта экспертизы и организаций, проводивших указанные работы, а также даты и номера заключения экспертизы;
сведения о соответствии условий эксплуатации декларируемого объекта требованиям норм и правил;
сведения о принятых мерах по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность на декларируемом объекте, а также по противодействию возможным террористическим актам;
2) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии:
сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;
сведения о составе противоаварийных сил, аварийно-спасательных и других служб обеспечения промышленной безопасности;
сведения о финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;
сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии;
сведения о порядке действия сил и использования средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также их взаимодействия с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий.
24. Раздел 4 "Выводы" должен включать:
1) перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта с указанием показателей риска аварий;
2) перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска;
3) перечень основных мер, направленных на уменьшение риска аварий;
4) обобщенную оценку обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по предупреждению аварий на декларируемом объекте.
25. Раздел 5 "Ситуационные планы" должен включать графическое отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта. На ситуационном плане в масштабе должны быть отмечены:
1) промышленная площадка (территория) с указанием месторасположения источника выброса или взрыва опасного вещества;
2) предприятия, транспортные коммуникации, населенные пункты и места массового скопления людей;
3) зоны действия поражающих факторов аварий для наиболее опасных по последствиям и вероятных сценариев аварии на декларируемом объекте, а также краткое описание сценариев, методов и основных исходных данных, применяемых при расчете этих сценариев;
4) распределение потенциального территориального риска гибели людей от аварий по территории объекта и прилегающей местности (для декларируемых объектов, аварии на которых сопровождаются выбросом токсичных, высокотоксичных и/или воспламеняющихся веществ).
26. Приложение № 1 "Расчетно-пояснительная записка" имеет следующую структуру:
титульный лист;
оглавление;
Раздел 1 "Сведения о технологии";
Раздел 2 "Анализ риска";
Раздел 3 "Выводы и предложения";
список использованных источников.
27. Титульный лист РПЗ является первой страницей и должен включать следующие сведения:
1) надпись "Приложение 1" (в правом верхнем углу);
2) регистрационный номер декларации в соответствии с подп. 2 п. 17 Порядка;
3) наименование РПЗ к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);
4) для действующего объекта - регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, для проектируемого объекта - наименование проектной документации с указанием стадии проекта (проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта);
5) номер книги (в том случае, если РПЗ состоит из двух и более книг);
6) местонахождение организации, разработавшей декларацию промышленной безопасности, и год ее разработки.
Если РПЗ состоит из двух или более книг, каждая книга должна иметь свой титульный лист, соответствующий листу первой книги и содержащий сведения, относящиеся к данной книге.
28. Оглавление должно включать наименование всех разделов и подразделов РПЗ с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.
В случае, если РПЗ состоит из двух и более книг, в каждой из них должно быть свое оглавление. В оглавлении первой книги должно быть представлено содержание всего документа с указанием номеров страниц и книг, в последующих книгах - только содержание соответствующей книги.
29. Раздел 1 "Сведения о технологии" должен включать:
1) сведения об опасных веществах (представляется для веществ, учитываемых при идентификации декларируемого объекта):
наименование;
вид;
химическая формула;
состав;
физические свойства (молекулярный вес, температура кипения, плотность);
взрывоопасность;
токсическая опасность;
реакционная способность;
запах;
коррозионная активность;
меры предосторожности;
воздействие на людей и окружающую среду, в том числе от поражающих факторов аварии;
средства защиты;
методы перевода вещества в безвредное состояние;
меры первой помощи пострадавшим от воздействия поражающих факторов при аварии;
2) данные о технологии и оборудовании:
принципиальную технологическую схему с обозначением основного технологического оборудования, указанием направлений потоков опасных веществ и отсекающей арматуры и кратким описанием технологического процесса;
план размещения основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;
перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;
данные о распределении опасных веществ по оборудованию;
3) описание технических решений по обеспечению безопасности:
описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ;
описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ;
описание решений, направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности;
описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности.
30. Раздел 2 "Анализ риска" должен включать:
1) анализ известных аварий:
перечень аварий и обобщенные данные об инцидентах, имевших место на декларируемом объекте (для действующих объектов);
перечень наиболее опасных по последствиям аварий, имевших место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами;
анализ основных причин произошедших аварий;
2) анализ условий возникновения и развития аварий:
определение возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
определение сценариев аварий с участием опасных веществ;
обоснование применяемых физико-математических моделей и методов расчета с оценкой влияния исходных данных на результаты анализа риска аварии;
оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии;
расчет вероятных зон действия поражающих факторов;
оценку возможного числа пострадавших, в том числе погибших, среди работников декларируемого объекта и иных физических лиц;
оценку возможного ущерба;
3) оценку риска аварий, включающую данные о вероятности аварий, показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде (по составляющим объекта).
31. Раздел 3 "Выводы и предложения" должен включать:
1) перечень составляющих (производственных участков) декларируемого объекта с указанием рассчитанных показателей риска аварии;
2) сравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии на декларируемом объекте со среднестатистическими показателями риска техногенных происшествий и/или критериями приемлемого риска.
3) предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварий.
32. Список использованных источников должен включать:
1) перечень нормативно-правовых документов, регулирующих требования промышленной безопасности на декларируемом объекте;
2) перечень документации организации, используемой при разработке расчетно-пояснительной записки;
3) перечень литературных источников.
33. Приложение № 2 "Информационный лист" служит для представления гражданам (по их обращению), имеет титульный лист и включает следующие структурные элементы:
1) наименование организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО или являющейся заказчиком проектной документации;
2) сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью (должность, фамилия и инициалы, телефон);
3) краткое описание производственной деятельности, связанной с эксплуатацией декларируемого объекта;
4) перечень и основные характеристики опасных веществ, обращаемых на декларируемом объекте;
5) краткие сведения о масштабах и последствиях возможных аварий и мерах безопасности;
6) сведения о способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий.
34. На титульном листе приложения "Информационный лист" приводятся следующие сведения:
1) надпись "Приложение № 2" (в правом верхнем углу);
2) регистрационный номер декларации в соответствии с подпунктом 2 п. 17 Порядка;
3) наименование информационного листа к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта).
35. Общие требования:
декларация и приложения к ней должны быть оформлены отдельно друг от друга. Декларация и расчетно-пояснительная записка оформляются в виде отдельных переплетенных книг (или нескольких книг при необходимости);
текст декларации и приложений к ней должен быть выполнен машинописным способом или с применением печатающих и графических устройств вывода персональных компьютеров на одной стороне белой бумаги;
вне зависимости от способа печатания качество напечатанного текста и оформления иллюстраций и таблиц должно удовлетворять требованию четкого однозначного восприятия;
при оформлении декларации и приложений необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту;
вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, знаки допускается черными чернилами или черной тушью;
заголовки структурных элементов декларации следует располагать с новой страницы, в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая;
заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются;
расстояние между заголовками структурных элементов, подразделов, пунктов и текстом должно быть не менее 3 интервалов.
36. Требования к нумерации страниц декларации и приложений:
страницы декларации следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая отдельную сквозную нумерацию по всему тексту декларации и каждого приложения к ней;
титульные листы входят в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют;
иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц декларации и расчетно-пояснительной записки;
иллюстрации и таблицы учитывают как одну страницу.
37. Требования к нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов и книг декларации и расчетно-пояснительной записки:
разделы, подразделы, пункты, подпункты и книги декларации и расчетно-пояснительной записки должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела;
номер пункта включает номер раздела, порядковый номер подраздела и пункта, разделенные точкой, например 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т.д.;
номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например 1.1.1.1., 1.1.1.2., 1.1.1.3. и т.д.;
если подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует;
книги декларации и РПЗ должны иметь порядковую нумерацию в пределах декларации и РПЗ, соответственно;
номер книги следует проставлять арабскими цифрами на титульном листе под указанием наименования декларации или РПЗ, например: "Книга 2".
38. Требования к иллюстрациям:
иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в декларации или расчетно-пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
на все иллюстрации должны быть даны ссылки;
иллюстрации должны иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст);
иллюстрация обозначается словом "Рисунок". Наименование помещают в одну строку со словом "Рисунок" после его номера через тире. Наименование и слово "Рисунок" помещают после пояснительных данных и располагают посередине строки;
иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или расчетно-пояснительной записки;
иллюстрацию следует выполнять на одной странице; если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом наименование иллюстрации помещают на каждой странице и под ним указывают "лист...";
масштаб и количество иллюстраций, в том числе ситуационных планов, выбираются в каждом конкретном случае исходя из наглядности и полноты отображения информации.
39. Требования к таблицам:
цифровой материал должен оформляться в виде таблиц;
таблицу следует располагать в декларации или РПЗ непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;
на все таблицы должны быть даны ссылки;
таблица обозначается словом "Таблица", название таблицы помещают в одну строку со словом "Таблица" после ее номера через тире. Слово "Таблица" и ее название располагают над таблицей слева без абзацного отступа;
таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или РПЗ.
40. Требования к перечислениям и сноскам:
перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов;
перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т.д., и печатать строчными буквами;
в пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений;
сноски следует размещать в декларации или РПЗ при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации;
сноски размещают внизу страницы, на которой находится текст, таблица или иллюстрация, к которым они относятся.
41. Требования к ссылкам:
ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку источников и приводить в квадратных скобках;
наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании;
ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, перечисления и приложения следует указывать их порядковым номером, например: "... в разделе 2", "...по п. 3.2.4", "...на рис. 1" и т.д.
42. Требования к оформлению результатов анализа риска:
результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы расчеты и выводы, представленные в расчетно-пояснительной записке, могли быть проверены и повторены квалифицированными специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе;
разработчики декларации могут применять любые обоснованные модели и методы расчета;
обоснование применяемых моделей и методов расчета, а также результатов оценки риска приводится в РПЗ, в декларации приводятся основные результаты расчетов;
для обоснования применяемых моделей и методов расчета следует указать организацию, разработавшую их, принятые допущения, предположения, значения основных исходных данных, литературные ссылки на используемые материалы;
при изложении результатов оценки риска аварии в РПЗ следует указать влияние исходных данных и принятых допущений на рассчитываемые показатели риска;
приоритетными для проведения анализа риска являются методические документы, согласованные или утвержденные федеральными органами исполнительной власти;
при анализе соответствия условий эксплуатации декларируемого ОПО действующим нормам и правилам безопасности следует учитывать полноту и своевременность выполнения эксплуатирующей организацией предписаний органов надзора;
при анализе риска следует проанализировать различные сценарии, отражающие как наиболее вероятные, так и наиболее опасные события. Например, следует учитывать последствия аварийных ситуаций с частичной и полной разгерметизацией оборудования. Также следует детально выявить условия и оценить вероятность реализации сценариев аварий с причинением вреда жизни и здоровью человека, имуществу и окружающей природной среде;
ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных или денежных единицах с учетом прямых потерь имущества предприятия, затрат на ликвидацию аварии, социально-экономических потерь (затрат на компенсацию пострадавшим), косвенного ущерба (упущенной выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых ресурсов;
при оценке риска необходимо преимущественно использовать количественные методы. Количественные показатели риска аварии (частота возникновения аварии, вероятность поражения человека, индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и т.д.) определяются на основе объективных статистических данных, а также с использованием специальных количественных графоаналитических методов, методов имитационного моделирования, с помощью построения полей потенциального территориального риска;
при отсутствии необходимых данных для количественной оценки риска допускается использование качественных показателей риска аварии, выраженных с использованием лингвистических оценок (например, "высокая", "низкая" вероятность). Полнота использования показателей риска аварии определяется уровнем методического обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов с учетом их специфики.
К Порядку
Термины и их определения
В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:
1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям Службы.
3. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.
4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии.
5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени.
6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям сценарий аварии) - сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам природной среды.
К Порядку
Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (из приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Таблица 1
Наименование опасного вещества |
Предельное количество опасного вещества, т |
Аммиак |
500 |
Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы) |
2500 |
Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) |
10 000 |
Акрилонитрил |
200 |
Хлор |
25 |
Оксид этилена |
50 |
Цианистый водород |
20 |
Фтористый водород |
50 |
Сернистый водород |
50 |
Диоксид серы |
250 |
Триоксид серы |
75 |
Алкилы свинца |
50 |
Фосген |
0,75 |
Метилизоцианат |
0,15 |
Таблица 2
Виды опасных веществ |
Предельное количество опасного вещества, т |
Воспламеняющиеся газы |
200 |
Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах |
50 000 |
Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу |
200 |
Токсичные вещества |
200 |
Высокотоксичные вещества |
20 |
Окисляющие вещества |
200 |
Взрывчатые вещества |
50 |
Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды |
200 |
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения. 1 II. Структура декларации промышленной безопасности. 3 III. Перечень сведений, включаемых в декларацию промышленной безопасности. 4 IV. Перечень сведений, включаемых в приложение № 1 "Расчетно-пояснительная записка". 7 V. Перечень сведений, включаемых в приложение № 2 "Информационный лист". 9 VI. Требования к оформлению декларации промышленной безопасности и приложений к ней. 9 Приложение № 1. Термины и их определения. 11 Приложение № 2. Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (из приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 12
|