Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

94 страницы

Купить РБ 101-16 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство по безопасности содержит рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск информативных решений, который включает в себя качественные и количественные оценки, полученные на основе детерминистического и вероятностного анализа безопасности. Руководство по безопасности предназначено для применения: эксплуатирующей организацией при анализе изменений, меняющих порядок эксплуатации атомной станции и влияющих на безопасность, а также при обосновании принимаемых решений на основе результатов таких анализов.

 Скачать PDF

Оглавление

I Общие положения

II Общие сведения

III Подготовка к анализу риск-информативньих решений

IV Оценка влияния риск-информативного решения на вероятностные показатели безопасности АС

V Вероятностные критерии

VI Оценка влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и приемлемость риск-информативного решения

VII Документирование обоснования принятия риск-информативного решения

Приложение 1. Список сокращений

Приложение 2. Термины и определения

Приложение 3. Порядок учета детерминистических и вероятностных аспектов при оценке риск-информативных решений

Приложение 4. Рекомендуемый порядок оценки влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие

Приложение 5. Алгоритм оценки риск-информативных решений на соответствие вероятностным критериям

Приложение 6. Вероятностные критерии

 
Дата введения02.11.2016
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

02.11.2016УтвержденФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору458
РазработанФБУ НТЦ ЯРБ
РазработанФГУП ВО Безопасность
ИзданФБУ НТЦ ЯРБ2017 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ

при использовании атомной энергии

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РИСК-ИНФОРМАТИВНОГО МЕТОДА ПРИ ОБОСНОВАНИИ РИСК-ИНФОРМАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ БЛОКА АТОМНОЙ СТАНЦИИ

РБ-101 -16

ФБУ «НТЦЯРБ»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 ноября 2016 г. № 458

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РИСК-ИНФОРМАТИВНОГО МЕТОДА ПРИ ОБОСНОВАНИИ РИСК-ИНФОРМАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ БЛОКА АТОМНОЙ СТАНЦИИ» (РБ-101-16)

Введено в действие с 2 ноября 2016 г.

Москва 2016

результаты, а также о компенсирующих мерах или действиях, приводящих к изменению вероятностных показателей, обусловленных реализацией риск-информативного решения.

37. В отчетной документации по обоснованию риск-информативных решений рекомендуется приводить следующую информацию:

описание проблем, требующих принятия риск-информативных решений; описание принимаемых риск-информативных решений; вероятностная модель блока АС, а также вероятностная модель в части моделирования обосновываемого риск-информативного решения;

обоснование применимости вероятностной модели для оценки приемлемости риска блока АС;

обоснование приемлемости риска блока АС; допущения и ограничения анализа;

описание факторов, вносящих неопределенность в результаты; результаты анализа чувствительности риска блока АС, рассчитанного с учетом реализации риск-информативного решения, по отношению к допущениям и наиболее значимым элементам модели ВАБ;

обоснование отсутствия негативного влияния или приемлемого влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие;

обоснование соблюдения требований норм и правил в области использования атомной энергии при реализации риск-информативного решения;

обоснование учета опыта эксплуатации АС, на которой реализуется риск-информативное решение и других АС;

обоснование отсутствия негативного влияния риск-информативного решения на физическую защиту АС.

АС


БПУ


ВАБ


ГО


ИС


ОР СУЗ


РВ


РПУ


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к руководству по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому', технологическому и атомному надзору от 2 ноября 2016 г. № 458


Список сокращений


атомная станция блочный пункт управления вероятностный анализ безопасности


герметичное ограждение исходное событие


орган регулирования системы управления и защиты радиоактивное вещество резервный пункт управления


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к руководству по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 ноября 2016 г. № 458

Термины и определения

Приемлемый риск блока атомной станции - риск блока атомной станции, удовлетворяющий вероятностным критериям.

Риск блока атомной станции -суммарная вероятность тяжелых аварий для каждого блока АС на интервале в один год, а также суммарная вероятность большого аварийного выброса для каждого блока АС на интервале в один год.

Мгновенная вероятность тяжелой аварии - суммарная вероятность тяжелой аварии для каждого блока АС на интервале в один год, вычисленная в предположении, что конфигурация блока АС (состояние реакторной установки, систем и элементов блока АС, иных факторов, учитываемых в вероятностной модели блока АС), имеющаяся в рассматриваемый момент времени, неизменна на интервале времени, равном одному году.

Риск-информативное решение — решение, связанное с внесением изменений в условия безопасной эксплуатации, системы и элементы, важные для безопасности, в проектную или эксплуатационную документацию либо иным образом изменяющее имеющийся порядок эксплуатации блока АС, принимаемое с использованием риск-информативного метода.

Риск-информативный метод - системный метод, использующий качественные и количественные оценки, полученные на основе детерминистического анализа безопасности и вероятностного анализа безопасности, требований нормативных документов.

ПРИЛОЖЕНИЕ Nq 3 к руководству по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 ноября 2016 г. № 458 Порядок учета детерминистических и вероятностных аспектов при оценке риск-информативных решений

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к руководству по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информатнвных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 ноября 2016 г. № 458

Рекомендуемый порядок оценки влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие

При оценке влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту рекомендуется проанализировать влияние принимаемого риск-информативного решения на каждый из механизмов реализации угрозы глубокоэшелонированной защиты, представленных в столбце 5 таблицы № 1 настоящего приложения.

Рекомендуется оценивать возможность негативного влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту, то есть к наступлению более уязвимого состояния глубокоэшелонированной защиты вследствие возрастания влияния на нее конкретного механизма реализации угрозы либо к повышению вероятности, с которой конкретный механизм приводит к нежелательному воздействию на составляющие глубокоэшелонированной защиты.

Выводы об отсутствии негативного влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту по каждому механизму реализации угрозы обосновывается.

При установлении негативного влияния на глубокоэшелонированную защиту принимаемого риск-информативного решения это влияние может быть признано приемлемым при наличии обоснований того, что физические барьеры и меры по их защите сохраняют адекватную надежность, не приводят к значимому изменению возможности возникновения нарушений нормальной эксплуатации, включая аварии, и не снижают способность блока АС устранять и ограничивать последствия нарушений нормальной эксплуатации, включая аварии.

Рекомендуемый формат представления результатов анализа влияния принимаемого решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие приведен в таблице № 2 настоящего приложения.

Таблица № 1

Номенклатура угроз глубокозшелоннрованной тащите блока ЛС н механизмов их реализации

Л* п/п

Уровень

глзбоко-

>Ш(М1>НН-

рованиой

МН11ИТЫ

3«1р1ГН»КММ( основные Функции 6ПОПЭСНОС1Н

Уiрозы глубоко пиело-инроваяиой мшите

Меимшзмы реализации угроты

Способы обеспечении мши ты от угрозы

1

2

J

4

5

6

1.

Мерный

Все

I. Природные факторы на площадке, по действующие на АС.

1.    Сейсмология района размещения и площадки ЛС неблагоприятна по землетрясениям, угрожает стабильности сооружений и элементов АС

2.    Ги.'фология плоша-тки ЛС неблагоприятна с точки зрения затоплений

3.    Гилрология площадки ЛС неблагоприяпта с точки зрения распространения РВ.

4.    Экстремальные метеорологические условия (ветер, температура ИДР) _

1    Определение вероятности возникновения природных явлений, приводящих к существенным радиатшонным последствиям

2    Анализ влияния на безопасность АС.

3    Выбор природных и» «действий в качестве проектных исходных событий, учитываемых в проекте

4    Оценка возможности разработки компенсирующих мероприятий

5.    Внедрение мер, вытекающих из рекомендаций по результатам анализа безопасности

6.    Обеспечение в проекте ЛС достаточных (адекватных) запасов (например, по прочности)

2. Техногенные факторы на площадке, вш действующие на ЛС.

1. Выброс токсичных и воспламеняющихся газов. химическое возлей-

1. Определение вероятности возникновения amponorcinibi.x явлений, приводящих к существенным радиационным по-

n/п

Уровень

1.1'бо КОЛИ С. ЮНН-

роляипой

Зщрипмиыс (ЮПОВИЫС функции Ос КЧ1 ясности

Угрозы глубокого! гло-иироваииой ntuiMir

Механизмы реализации

угрозы

Способы обеспеченна зашицл от угрозы

1

2

3

4

5

6

ствис.

2. Воздействие летательных аппаратом

3 Взрывы.

4. Другие опасности.

следствиям.

2.    Анализ влияния иа безопасность АС.

3.    Ограничение деятельности человека вблизи АС.

4.    Выбор антропогенных воздействий в качестве проектных исходных событий, учитываемых в проекте

5.    Оценка возможности разработки компенсирующих мероприятий

6.    Внедрение мер. вытекающих из рекомендаций по результатам анализа безопасности

7.    Обеспечение в проекте АС достаточных (адекватных) запасов (например, по прочности)

2.

Первый

1.    Ограничение выхода РВ при эксплуатации.

2.    Огранпешк выхода РВ из топлива за пределы первого контура

Непредвиденные нуга переноса РВ

1.    Распространение РВ через воздух.

2.    Распространение РВ через пищевые цепочки.

3.    Распространение РВ через воду.

1.    Исследование физических характеристик и характеристик окружающей среды.

2.    Анализ рдчиациоштых эффектов при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации

3 Исследование распределении населения в районе размещении АС.

3.

Второй

1.    Ограничение выхода РВ при эксплуатации.

2.    Ограничение выхода РВ из топлива за пределы первого

Непредвиденные пути переноса РВ

1.    Распространение РВ через воздух.

2.    Распространение РВ через пищевые цепочки

3.    Распространение РВ через воду.

1. Ограничение радиоактивных выбросов и сбросов.

2 Наблюдение за объектами флоры и фауны окружающей среды.

л»

п'м

т

йтрапимммс основные функции 6с)1Я| ясности

Угрозы 1.зубоко>шело-ииропямиой защите

MtuimiMU реализации угрозы

Способы обеспечения зашиты от угрозы

1

2

3

4

5

6

К01ГТ>ра

4.

Третий и четвертый

1.    Ограничение выхода РВ при мссплулшин

2.    Ограничение выхода РВ из топлива за пределы первого контура

I leitpe.iH пленные нуги переноса РВ

1.    Распространение РВ через воздух.

2.    Распространение РВ через нишевые цепочки.

3.    Распространение 1*В через волу.

1.    Установление радиологических критериев приемлемости дли радиоактивных выбросов при аварии:

а)    при проектных авариях;

б)    при запроскгных авариях

2.    Адекватный ч.жнторкш радиационной обстановки при проектных и запро-сктных авариях (сгацзеонариыс дозиметры, информация на Ы1У. определение коицсшрацми радионуклзиов в образцах жидкости и заза, мониторит РВ перед или во время выброса в окружающую

среду).

3 Определение радз1а!июшюю воздействия вблизи АС.

5.

Первый, второй, третий и четвертый

1. Теплоотвод остаточных тепловыделений при нормальной эксплуатации и авариях при отсутствии течей первою копту-

1. Неадекватность конечного поглотителя тепла для длительного теплоотвода

1.    Потеря источника воды (морс. река, озеро и т.д) вследствие внешнего воздействия

2.    Атмосферный конечный поглотитель тепла пс рассчитан па внешние воздействия

1 Анализ специфичных для площадки АС внешних воздействий:

а)    природные явления;

б)    а1ГТропо1еиныс мления

2. Адекватный учет внешних воздействий в проекте конечного поглотителя тепла:

а) природные явления;

л»

a/и

Уровень глубоко-кп (локирован ной защиты

Затрагиваемые основные функции бсэопасиоети

Угрозы глубоко>ш(локированной защите

Механизмы реализации угрозы

Способы обеспечении защиты от угрозы

1

2

3

4

5

б

Р*

2.    Теплоотвод от активной зоны при течах первою контура дня исключения повреждения топлива

3.    Теплоотвод от систем безопасности к конечному поглотителю тепла

б)    антропогенные явления.

в)    соблюдение принципа разнообразия для конечного поглотителя тента;

г)    соблюдение принципа разнообразия для обеспечивающих систем.

3. Ненадежность систем тсшюпсрспоса.

3. Проектирование систем тсплоперемо-са в соответствии с важностью их вклада в осуществление функции зеплопсрсноса:

а)    апробированные элементы;

б)    резервирование; н) разнообразие.

г)    взаимосвязи;

д)    физическое разделение

2. Уязвимость систем отвода тепла к конечному поглотителю.

1. Выпаривание воды в задействованном конечном поглотителе тепла 2 Повышение температуры воды в задействованном конечном поглотителе тента

3. I !сдосгатхи проектирования систем, являющихся вспомогательными для конечною по-

1. Надлежащее проектирование систем тепю переноса

а)    ограничения значений расхода;

б)    ограничения значений .давления,

в)    разделение и взаиморсзсрвировапис;

г)    обнаружение течей.

д)    надлежащие обеспечивающие системы;

е)    работоспособность при потере электроснабжения от внешних по отношению к ЛС источников;

ж)    резервирование;

Ли

lb'll

У роишь

гдубоко-

ШГЛФЙИ-

риваииой

Митты

Затрагиваемые основные функции безопасности

У грош глубоко ни едо-пироваииой тащите

Механизмы реализации угреты

Способы обеспечения зашиты от yipoiu

1

2

3

4

5

б

глотнтеля тепла

з)    разнообразие,

и)    проектные запасы;

к)    проектные меры защиты от внешних воздействий

2. Дополнительные возможности теплоотвода в случае тяже лых аварий:

а)    вентилирование,

б)    теплоотвод за счет работы спринклерной системы

6.

Первый,

второй, третий и четвертый

Все

Деградации фуикщю-наивной способности элементов, важных для безопасности

1 Нсожндагаюс повеление АС в условиях иор-мштьной эксплуатации или нарушений нормальной эксплуатации.

1    Использование решений, апробированных рапсе для аналогичных применений.

2    Использование новых решений только при условии, что они подтверждены исследованиями н испытаниями

3. Изучение применимого эксплуатаци-ошюго опыта при выборе технологических решений.

2 Скрытые отказы в элементах АС, важных для безопасности

1.    Предпочтение оборудованию с обнаруживаемыми видами отказов.

2.    Обеспечение эксплуатационного мо-ттиторинга эксплуатационных характеристик

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции» (РБ-101-16)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Москва, 2016

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции» РБ-101-16 (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные требования к вероятностному анализу безопасности блока атомной станции» НП-095-15, утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 августа 2015 г. №311.

Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск информативных решений, который включает в себя качественные и количественные оценки, полученные на основе детерминистического и вероятностного анализа безопасности.

Руководство по безопасности предназначено для применения:

эксплуатирующей организацией при анализе изменений, меняющих порядок эксплуатации атомной станции и влияющих на безопасность, а также при обосновании принимаемых решений на основе результатов таких анализов;

Ростехнадзором при принятии решений о возможности реализации на атомной станции риск-информативных решений.

Выпускается впервые1.

J*

ii/d

Уровень ■ лубоко-лпелони-роваиной сплиты

Затрагиваемые основные фуик-иин 6г (опасности

Угрозы глубоко/ше.то-иированиой ищите

МсИНШИЫ реши UIINIff YipUiU

Способы обеспечения ташиш от угрозы

1

2

3

4

s

6

3. Непредусмотренные механизмы откатов элс-мешов АС. важных для безопасности.

1.    Предпочтение оборудовашоо с предсказуемыми визами огказов

2.    Выбор элементов, соответствующих целям надежности

3.    Изучение применимою эксплуатационною опыта при выборе технологических решений

4 Нсожидасмыс ограничения работоспособности элементов, важных для безопасности

]. Выполнение детерминистического и вероятностно г о анализов безопасности

а)    использование реалистичною моделирования и данных.

б)    дополнительное использование консервативных моделей:

в)    аналитические модели, валютированные экспериментально

5. Неожидзсмая дегра-дацня физических барьеров.

1.    Проектирование и изготовление оборудования в соответствии с применимыми стандартами

2.    Регулярный эксплуатационный контроль.

3.    Использование имеющих опыт и репутацию поставщиков

7.

Первый.

второй.

Вес

1. Неадекватность проект по отношению к

Пспрсдусмотрешюс поведение систем контроля и

1. Обеспечение достаточных проектных запасов для устойчивой эксплуатации

I. Общие положения

1.    Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции» (РБ-101-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» с целью содействия выполнению требований пункта 6 и пункта 16 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные требования к вероятностному анализу безопасности блока атомной станции» (НП-095-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 августа 2015 г. № 311.

2.    Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск информативных решений, который включает в себя качественные и количественные оценки, полученные на основе детерминистического и вероятностного анализа безопасности.

3.    Руководство по безопасности содержит рекомендации, выполнение которых обеспечивает приемлемость принимаемых риск-информативных решений, связанных с:

изменениями условий безопасной эксплуатации;

внесениями изменений в системы и элементы, важные для безопасности;

внесениями изменений в проектную и эксплуатационную документацию;

иными изменениями, меняющими порядок эксплуатации атомной станции.

4.    Настоящее Руководство по безопасности предназначено для использования:

эксплуатирующей организацией при анализе изменений, меняющих порядок эксплуатации атомной станции, перечисленных в пункте 3 настоящего Руководства по безопасности, а также при обосновании принимаемых решений на основе результатов таких анализов;

Ростехнадзором при принятии решений о возможности реализации на атомной станции риск-информативных решений.

5.    Обоснование принимаемых риск-информативных решений может быть выполнено с использованием иных подходов, чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при их обоснованности для обеспечения безопасности.

6.    Рекомендации настоящего Руководства по безопасности относятся к целям, объему, составу, а также содержанию отчетной документации и обеспечению качества при анализе и обосновании решений.

Список сокращений, используемых в настоящем Руководстве по безопасности, приведен в приложении № 1, термины и определения - в приложении № 2.

II. Общие сведения

7.    Риск-информативный метод может быть использован при: оценке уровня безопасности блока АС;

мониторинге риска;

анализе значимости для безопасности блока АС отступлений от требований нормативных документов.

8.    Выполнение рекомендаций настоящего Руководства по безопасности при подготовке и обосновании риск-информативных решений обеспечивает приемлемость предлагаемого риск-информативного решения.

9.    Суммарная вероятность тяжелых аварий и ее изменение (при реализации решения) для каждого блока АС на интервале в один год, суммарная вероятность большого аварийного выброса и ее изменение (при реализации решения) для каждого блока АС на интервале в один год, а также мгновенная вероятность тяжелых аварий, являющиеся вероятностными показателями безопасности, используемыми при обосновании за риск-информативных решений, оцениваются с учетом всех типов исходных событий (отказы систем (элементов) АС, ошибки персонала, внутренние воздействия, внешние воздействия природного и техногенного происхождения), всех эксплуатационных состояний блока АС (работа на мощности, режимы останова, расхолаживания, перегрузки ядерного топлива, технического обслуживания и ремонта систем (элементов), разогрева, пуска), всех имеющихся на блоке АС мест нахождения ядерных материалов, радиоактивных веществ и РАО, в которых может возникнуть нарушение нормальной эксплуатации АС.

10.    Обоснование риск-информативных решений проводится с учетом: требований федеральных норм и правил в области использования

атомной энергии;

опыта эксплуатации блока АС, на котором планируется реализация риск-информативного решения, а также аналогичных блоков АС;

современного уровня развития науки, техники и производства; влияния решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие;

ВАБ уровней 1 и 2, отвечающего требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии к вероятностному анализу безопасности блока атомной станции ;

влияния решения на обеспечение физической защиты АС

11.    Риск-информативное решение является обоснованным, если одновременно выполняются следующие условия:

оцененный риск блока АС является приемлемым;

отсутствует негативное влияние риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту, либо влияние риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту оценено как приемлемое;

отсутствует негативное влияние риск-информативного решения на физическую защиту АС;

при реализации риск-информативного решения соблюдаются требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, иных нормативных документов.

12.    Для каждого риск-информативного решения рекомендуется обосновывать выполнение условий, указанных в пункте И настоящего Руководства по безопасности.

13.    Обоснование риск-информативных решений рекомендуется выполнять итерационно, согласно порядку учета детерминистических и вероятностных аспектов при оценке риск-информативных решений, приведенному в приложении № 3 к настоящему Руководству по безопасности.

III. Подготовка к анализу риск-информативных решений

14.    Рекомендуется выявлять системы и элементы АС, которые могут быть затронуты предлагаемым риск-информативным решением, а также устанавливать нормативные документы, регламентирующие требования к выявленным системам и элементам АС, эксплуатационные документы и действия персонала, связанные с выявленными системами и элементами АС.

15.    Рекомендуется анализировать опыт эксплуатации блока АС, результаты ВАБ, а также результаты других исследований, относящиеся к предлагаемому риск-информативному решению.

16.    Рекомендуется подготавливать информацию для анализа влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту с учетом порядка оценки влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие, изложенного в приложении № 4 к настоящему Руководству по безопасности.

IV. Оценка влияния риск-инфор.мативного решения на вероятностные показатели безопасности АС

17.    Оценку влияния риск-информативного решения на вероятностные показатели безопасности АС выполняется с использованием ВАБ. Обосновывается применимость используемых вероятностных моделей блока АС для анализа предлагаемого риск-информативного решения (включая необходимую детальность вероятностной модели блока АС, отсутствие дисбалансов (например, консервативных подходов и допущений), не позволяющих оценить влияние анализируемого риск-информативного решения на безопасность блока АС, выполнение других современных требований к использованию вероятностного анализа безопасности). Обоснование риск-информативного решения представляется в отчетной документации по анализу риск-информативного решения.

18.    Рекомендуется разрабатывать вероятностную модель блока АС, используемую при обосновании риск-информативного решения с учетом:

реального состояния блока АС;

действующих на АС эксплуатационной документации (процедур эксплуатации, технического обслуживания, испытаний и ремонта); опыта эксплуатации блока АС.

19.    Для оценки принимаемого риск-информативного решения при помощи ВАБ устанавливаются аспекты, учитываемые в ВАБ, на которые оказывает влияние риск-информативное решение, и при необходимости соответствующим образом дорабатывается вероятностная модель блока АС.

20.    ВАБ, не позволяющий (из-за допущений моделирования, отсутствия в вероятностной модели блока АС необходимых элементов систем и (или) исходных событий) в полной мере учесть все аспекты влияния риск-информативного решения на оценку риска блока АС, дополняется и дорабатывается.

21.    Для дополненного и доработанного в соответствии с положениями пунктов 19 и 20 настоящего Руководства по безопасности ВАБ выполняются обоснования, предусмотренные пунктом 17 настоящего Руководства по безопасности. При этом доработанная и дополненная вероятностная модель блока АС является базовой моделью для оценки вероятностных показателей безопасности, а вероятностные показатели являются базовыми.

22.    Доработка вероятностной модели блока АС может включать: уточнение уровня детализации вероятностной модели блока АС

(например, детальное моделирование элементов схем управления электроприводного оборудования, ранее включенных в состав вероятностной модели этого оборудования, учет отказов кабелей электроснабжения, ранее не учитывавшихся в вероятностной модели);

дополнение списка ИС событиями, вызывающими процессы, на протекание которых оказывает влияние принимаемое риск-информативное решение;

выделение из групп ИС отдельных ИС, связанных с отказами оборудования, затронутого риск-информативным решением;

уточнение моделей надежности оборудования, затронутого риск-информативным решением;

включение в вероятностную модель блока АС моделей действий персонала, на порядок и надежность выполнения которых влияет рассматриваемое риск-информативное решение; другие меры.

23.    При обосновании риск-информативного решения рекомендуется использовать следующие вероятностные показатели:

суммарная вероятность тяжелых аварий для каждого блока АС на интервале в один год;

изменение суммарной вероятности тяжелых аварий для каждого блока АС на интервале в один год (после внедрения решения);

мгновенная вероятность тяжелой аварии (после внедрения решения);

суммарная вероятность большого аварийного выброса для каждого блока АС на интервале в один год;

изменение суммарной вероятности большого аварийного выброса для каждого блока АС на интервале в один год (после внедрения решения).

24.    Алгоритм оценки риск-информативных решений на соответствие вероятностным критериям приведен в приложении № 5 к настоящему Руководству по безопасности.

V. Вероятностные критерии

25.    Оценку приемлемости риска блока АС при реализации риск-информативного решения рекомендуется проводить путем сравнения полученных средних значений вероятностных показателей с вероятностными критериями, установленными с учетом требований общих положений обеспечения безопасности АС.

26.    При оценке приемлемости риска блока АС на основе суммарной вероятности тяжелых аварий и ее изменения вследствие реализации риск-информативного решения рекомендуется использовать следующие вероятностные критерии:

если реализация риск-информативного решения приводит к уменьшению суммарной вероятности тяжелых аварий (отрицательная величина изменения суммарной вероятности тяжелых аварий), то изменение риска блока АС является приемлемым;

если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности тяжелых аварий, но ее значение находится в области III (диаграмма № 1 приложения № 6 к настоящему Руководству по безопасности), то изменение риска блока АС является приемлемым;

если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности тяжелых аварий и находится в области II (диаграмма № 1 приложения № 6 к настоящему Руководству по безопасности), то разрабатываются компенсирующие меры по уменьшению абсолютной величины вероятности тяжелых аварий и проводится процедура переоценки вероятностных показателей; риск-информативное решение и компенсирующие мероприятия должны соответствовать друг другу в области действия (аспектов безопасности блока АС, которые они затрагивают); должны также приниматься во внимание изменения вероятности тяжелых аварий, накопленные в результате реализации предыдущих риск-информативных решений;

если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности тяжелых аварий и ее значение находится в области I (диаграмма X® 1 приложения № 6 к настоящему Руководству по безопасности), то риск-информативное решение отклоняется.

27.    При оценке приемлемости риска блока АС на основе суммарной вероятности большого аварийного выброса и его изменения вследствие реализации риск-информативного решения рекомендуется использовать следующие вероятностные критерии:

если реализация риск-информативного решения приводит к уменьшению суммарной вероятности большого аварийного выброса (отрицательная величина изменения суммарной вероятности большого аварийного выброса), то изменение риска блока АС, связанного с большим аварийным выбросом, является приемлемым;

если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности большого аварийного выброса, но ее значение находится в области III (диаграмма № 2 приложения № 6 к настоящему Руководству по безопасности), то изменение риска блока АС, связанного с большим аварийным выбросом, является приемлемым;

если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности большого аварийного выброса, но ее значение находится в области II (диаграмма № 2 приложения № 6 к настоящему Руководству по безопасности), то разрабатываются компенсирующие меры по уменьшению абсолютной величины суммарной вероятности большого аварийного выброса и проводится процедура переоценки вероятностных показателей; риск-информативное решение и компенсирующие мероприятия должны соответствовать друг другу в области действия (аспектов безопасности блока АС, которые они затрагивают); должны также приниматься во внимание изменения вероятности большого аварийного выброса, накопленные в результате реализации предыдущих риск-информативных решений;

если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности большого аварийного выброса и ее значение находится в области I (диаграмма № 2 приложения № 6 к настоящему Руководству по безопасности), то риск-информативное решение отклоняется.

28.    Если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению мгновенного значения вероятности тяжелых аварий до величины более МО3 1/(реактор год), то риск-информативное решение отклоняется.

29.    При    оценке    приемлемости    риск-информативного    решения

рекомендуется учитывать суммарную вероятность тяжелых аварий для каждого блока АС на интервале в один год. При этом следует стремиться, чтобы указанная величина не превышала целевого ориентира по суммарной вероятности тяжелых аварий, равной 10'5 для каждого блока АС на интервале в один год, установленного в общих положениях обеспечения безопасности атомных станций.

30.    При    оценке    приемлемости    риск-информативного    решения

рекомендуется учитывать суммарную вероятность большого аварийного выброса для каждого блока АС на интервале в один год. При этом следует стремиться, чтобы указанная величина не превышала целевого ориентира по суммарной вероятности большого аварийного выброса, равной 10*7 для каждого блока АС на интервале в один год, установленного в общих положениях обеспечения безопасности атомных станций.

31.    Величины изменений средних значений вероятностных показателей

определяются    вычитанием    из среднего значения соответствующих

вероятностных показателей, полученных с учетом реализации риск-информативного решения, значений этих показателей, полученных без учета реализации риск-информативного решения. При этом рекомендуется использовать одну и ту же исходную вероятностную модель блока АС. Полученные точечные значения вероятностных показателей блока АС сравниваются с вероятностными критериями.

VI. Оценка влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и приемлемость риск-информативного решения

32.    Рекомендуемый порядок оценки влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие изложен в приложении № 4 к настоящему Руководству по безопасности.

33.    Предлагаемое риск-информативное решение является приемлемым, если риск-информативное решение соответствует требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, показано отсутствие негативного влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие, показано отсутствие негативного влияния риск-информативного решения на физическую защиту АС, оценка, выполненная в соответствии с правилами, изложенными в пунктах 26, 27 настоящего Руководства по безопасности, показывает приемлемость риска блока АС.

VII. Документирование обоснования принятия риск-информативного

решения

34.    Использованные сведения о риск-информативных решениях, анализ по оценке вероятностных показателей и выявлению приемлемых риск-информативных решений документируются в объеме, достаточном для формулировки выводов о соответствии рекомендациям данного Руководства по безопасности, а также для воспроизведения при необходимости указанного анализа.

35.    В отчетную документацию по обоснованию риск-информативных решений рекомендуется включать детальные сведения о детерминистическом анализе (оценке влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие), его результатах и выводах о соответствии решений детерминистическим принципам, вероятностном анализе безопасности, его результатах и выводах о приемлемости риска блока АС.

36.    В отчетную документацию по обоснованию риск-информативных решений рекомендуется включать информацию о граничных условиях выполнения анализа, допущениях, факторах, вносящих неопределенность в

1

Разработано коллективом авторов в составе: Ланкин М.Ю, к т.н., (ФГУП ВО «Безопасность»), Носков ДЕ Самохин Г.И., jct.h , (ФБУ «НТЦ ЯРБ»). При разработке учтены замечания и предложения заинтересованных организаций и ведомств.