Купить РБ 101-16 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Руководство по безопасности содержит рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск информативных решений, который включает в себя качественные и количественные оценки, полученные на основе детерминистического и вероятностного анализа безопасности. Руководство по безопасности предназначено для применения: эксплуатирующей организацией при анализе изменений, меняющих порядок эксплуатации атомной станции и влияющих на безопасность, а также при обосновании принимаемых решений на основе результатов таких анализов.
I Общие положения
II Общие сведения
III Подготовка к анализу риск-информативньих решений
IV Оценка влияния риск-информативного решения на вероятностные показатели безопасности АС
V Вероятностные критерии
VI Оценка влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и приемлемость риск-информативного решения
VII Документирование обоснования принятия риск-информативного решения
Приложение 1. Список сокращений
Приложение 2. Термины и определения
Приложение 3. Порядок учета детерминистических и вероятностных аспектов при оценке риск-информативных решений
Приложение 4. Рекомендуемый порядок оценки влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие
Приложение 5. Алгоритм оценки риск-информативных решений на соответствие вероятностным критериям
Приложение 6. Вероятностные критерии
Дата введения | 02.11.2016 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
02.11.2016 | Утвержден | Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору | 458 |
---|---|---|---|
Разработан | ФБУ НТЦ ЯРБ | ||
Разработан | ФГУП ВО Безопасность | ||
Издан | ФБУ НТЦ ЯРБ | 2017 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РИСК-ИНФОРМАТИВНОГО МЕТОДА ПРИ ОБОСНОВАНИИ РИСК-ИНФОРМАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ БЛОКА АТОМНОЙ СТАНЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 ноября 2016 г. № 458
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РИСК-ИНФОРМАТИВНОГО МЕТОДА ПРИ ОБОСНОВАНИИ РИСК-ИНФОРМАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ БЛОКА АТОМНОЙ СТАНЦИИ» (РБ-101-16)
Введено в действие с 2 ноября 2016 г.
Москва 2016
результаты, а также о компенсирующих мерах или действиях, приводящих к изменению вероятностных показателей, обусловленных реализацией риск-информативного решения.
37. В отчетной документации по обоснованию риск-информативных решений рекомендуется приводить следующую информацию:
описание проблем, требующих принятия риск-информативных решений; описание принимаемых риск-информативных решений; вероятностная модель блока АС, а также вероятностная модель в части моделирования обосновываемого риск-информативного решения;
обоснование применимости вероятностной модели для оценки приемлемости риска блока АС;
обоснование приемлемости риска блока АС; допущения и ограничения анализа;
описание факторов, вносящих неопределенность в результаты; результаты анализа чувствительности риска блока АС, рассчитанного с учетом реализации риск-информативного решения, по отношению к допущениям и наиболее значимым элементам модели ВАБ;
обоснование отсутствия негативного влияния или приемлемого влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие;
обоснование соблюдения требований норм и правил в области использования атомной энергии при реализации риск-информативного решения;
обоснование учета опыта эксплуатации АС, на которой реализуется риск-информативное решение и других АС;
обоснование отсутствия негативного влияния риск-информативного решения на физическую защиту АС.
АС
БПУ
ВАБ
ГО
ИС
ОР СУЗ
РВ
РПУ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к руководству по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому', технологическому и атомному надзору от 2 ноября 2016 г. № 458
Список сокращений
атомная станция блочный пункт управления вероятностный анализ безопасности
герметичное ограждение исходное событие
орган регулирования системы управления и защиты радиоактивное вещество резервный пункт управления
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к руководству по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 ноября 2016 г. № 458
Термины и определения
Приемлемый риск блока атомной станции - риск блока атомной станции, удовлетворяющий вероятностным критериям.
Риск блока атомной станции -суммарная вероятность тяжелых аварий для каждого блока АС на интервале в один год, а также суммарная вероятность большого аварийного выброса для каждого блока АС на интервале в один год.
Мгновенная вероятность тяжелой аварии - суммарная вероятность тяжелой аварии для каждого блока АС на интервале в один год, вычисленная в предположении, что конфигурация блока АС (состояние реакторной установки, систем и элементов блока АС, иных факторов, учитываемых в вероятностной модели блока АС), имеющаяся в рассматриваемый момент времени, неизменна на интервале времени, равном одному году.
Риск-информативное решение — решение, связанное с внесением изменений в условия безопасной эксплуатации, системы и элементы, важные для безопасности, в проектную или эксплуатационную документацию либо иным образом изменяющее имеющийся порядок эксплуатации блока АС, принимаемое с использованием риск-информативного метода.
Риск-информативный метод - системный метод, использующий качественные и количественные оценки, полученные на основе детерминистического анализа безопасности и вероятностного анализа безопасности, требований нормативных документов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Nq 3 к руководству по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 ноября 2016 г. № 458 Порядок учета детерминистических и вероятностных аспектов при оценке риск-информативных решений
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к руководству по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информатнвных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 ноября 2016 г. № 458
Рекомендуемый порядок оценки влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие
При оценке влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту рекомендуется проанализировать влияние принимаемого риск-информативного решения на каждый из механизмов реализации угрозы глубокоэшелонированной защиты, представленных в столбце 5 таблицы № 1 настоящего приложения.
Рекомендуется оценивать возможность негативного влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту, то есть к наступлению более уязвимого состояния глубокоэшелонированной защиты вследствие возрастания влияния на нее конкретного механизма реализации угрозы либо к повышению вероятности, с которой конкретный механизм приводит к нежелательному воздействию на составляющие глубокоэшелонированной защиты.
Выводы об отсутствии негативного влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту по каждому механизму реализации угрозы обосновывается.
При установлении негативного влияния на глубокоэшелонированную защиту принимаемого риск-информативного решения это влияние может быть признано приемлемым при наличии обоснований того, что физические барьеры и меры по их защите сохраняют адекватную надежность, не приводят к значимому изменению возможности возникновения нарушений нормальной эксплуатации, включая аварии, и не снижают способность блока АС устранять и ограничивать последствия нарушений нормальной эксплуатации, включая аварии.
Рекомендуемый формат представления результатов анализа влияния принимаемого решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие приведен в таблице № 2 настоящего приложения.
Таблица № 1
Номенклатура угроз глубокозшелоннрованной тащите блока ЛС н механизмов их реализации | |||||||||||||||||||||
|
.м n/п |
Уровень 1.1'бо КОЛИ С. ЮНН- роляипой |
Зщрипмиыс (ЮПОВИЫС функции Ос КЧ1 ясности |
Угрозы глубокого! гло-иироваииой ntuiMir |
Механизмы реализации угрозы |
Способы обеспеченна зашицл от угрозы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ствис. 2. Воздействие летательных аппаратом 3 Взрывы. 4. Другие опасности. |
следствиям. 2. Анализ влияния иа безопасность АС. 3. Ограничение деятельности человека вблизи АС. 4. Выбор антропогенных воздействий в качестве проектных исходных событий, учитываемых в проекте 5. Оценка возможности разработки компенсирующих мероприятий 6. Внедрение мер. вытекающих из рекомендаций по результатам анализа безопасности 7. Обеспечение в проекте АС достаточных (адекватных) запасов (например, по прочности) | ||||
2. |
Первый |
1. Ограничение выхода РВ при эксплуатации. 2. Огранпешк выхода РВ из топлива за пределы первого контура |
Непредвиденные нуга переноса РВ |
1. Распространение РВ через воздух. 2. Распространение РВ через пищевые цепочки. 3. Распространение РВ через воду. |
1. Исследование физических характеристик и характеристик окружающей среды. 2. Анализ рдчиациоштых эффектов при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации 3 Исследование распределении населения в районе размещении АС. |
3. |
Второй |
1. Ограничение выхода РВ при эксплуатации. 2. Ограничение выхода РВ из топлива за пределы первого |
Непредвиденные пути переноса РВ |
1. Распространение РВ через воздух. 2. Распространение РВ через пищевые цепочки 3. Распространение РВ через воду. |
1. Ограничение радиоактивных выбросов и сбросов. 2 Наблюдение за объектами флоры и фауны окружающей среды. |
л» п'м |
т |
йтрапимммс основные функции 6с)1Я| ясности |
Угрозы 1.зубоко>шело-ииропямиой защите |
MtuimiMU реализации угрозы |
Способы обеспечения зашиты от угрозы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
К01ГТ>ра | |||||
4. |
Третий и четвертый |
1. Ограничение выхода РВ при мссплулшин 2. Ограничение выхода РВ из топлива за пределы первого контура |
I leitpe.iH пленные нуги переноса РВ |
1. Распространение РВ через воздух. 2. Распространение РВ через нишевые цепочки. 3. Распространение 1*В через волу. |
1. Установление радиологических критериев приемлемости дли радиоактивных выбросов при аварии: а) при проектных авариях; б) при запроскгных авариях 2. Адекватный ч.жнторкш радиационной обстановки при проектных и запро-сктных авариях (сгацзеонариыс дозиметры, информация на Ы1У. определение коицсшрацми радионуклзиов в образцах жидкости и заза, мониторит РВ перед или во время выброса в окружающую среду). 3 Определение радз1а!июшюю воздействия вблизи АС. |
5. |
Первый, второй, третий и четвертый |
1. Теплоотвод остаточных тепловыделений при нормальной эксплуатации и авариях при отсутствии течей первою копту- |
1. Неадекватность конечного поглотителя тепла для длительного теплоотвода |
1. Потеря источника воды (морс. река, озеро и т.д) вследствие внешнего воздействия 2. Атмосферный конечный поглотитель тепла пс рассчитан па внешние воздействия |
1 Анализ специфичных для площадки АС внешних воздействий: а) природные явления; б) а1ГТропо1еиныс мления 2. Адекватный учет внешних воздействий в проекте конечного поглотителя тепла: а) природные явления; |
л» a/и |
Уровень глубоко-кп (локирован ной защиты |
Затрагиваемые основные функции бсэопасиоети |
Угрозы глубоко>ш(локированной защите |
Механизмы реализации угрозы |
Способы обеспечении защиты от угрозы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
Р* 2. Теплоотвод от активной зоны при течах первою контура дня исключения повреждения топлива 3. Теплоотвод от систем безопасности к конечному поглотителю тепла |
б) антропогенные явления. в) соблюдение принципа разнообразия для конечного поглотителя тента; г) соблюдение принципа разнообразия для обеспечивающих систем. | ||||
3. Ненадежность систем тсшюпсрспоса. |
3. Проектирование систем тсплоперемо-са в соответствии с важностью их вклада в осуществление функции зеплопсрсноса: а) апробированные элементы; б) резервирование; н) разнообразие. г) взаимосвязи; д) физическое разделение | ||||
2. Уязвимость систем отвода тепла к конечному поглотителю. |
1. Выпаривание воды в задействованном конечном поглотителе тепла 2 Повышение температуры воды в задействованном конечном поглотителе тента 3. I !сдосгатхи проектирования систем, являющихся вспомогательными для конечною по- |
1. Надлежащее проектирование систем тепю переноса а) ограничения значений расхода; б) ограничения значений .давления, в) разделение и взаиморсзсрвировапис; г) обнаружение течей. д) надлежащие обеспечивающие системы; е) работоспособность при потере электроснабжения от внешних по отношению к ЛС источников; ж) резервирование; |
Ли lb'll |
У роишь гдубоко- ШГЛФЙИ- риваииой Митты |
Затрагиваемые основные функции безопасности |
У грош глубоко ни едо-пироваииой тащите |
Механизмы реализации угреты |
Способы обеспечения зашиты от yipoiu |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
глотнтеля тепла |
з) разнообразие, и) проектные запасы; к) проектные меры защиты от внешних воздействий 2. Дополнительные возможности теплоотвода в случае тяже лых аварий: а) вентилирование, б) теплоотвод за счет работы спринклерной системы | ||||
6. |
Первый, второй, третий и четвертый |
Все |
Деградации фуикщю-наивной способности элементов, важных для безопасности |
1 Нсожндагаюс повеление АС в условиях иор-мштьной эксплуатации или нарушений нормальной эксплуатации. |
1 Использование решений, апробированных рапсе для аналогичных применений. 2 Использование новых решений только при условии, что они подтверждены исследованиями н испытаниями 3. Изучение применимого эксплуатаци-ошюго опыта при выборе технологических решений. |
2 Скрытые отказы в элементах АС, важных для безопасности |
1. Предпочтение оборудованию с обнаруживаемыми видами отказов. 2. Обеспечение эксплуатационного мо-ттиторинга эксплуатационных характеристик |
Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции» (РБ-101-16)
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Москва, 2016
Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции» РБ-101-16 (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные требования к вероятностному анализу безопасности блока атомной станции» НП-095-15, утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 августа 2015 г. №311.
Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск информативных решений, который включает в себя качественные и количественные оценки, полученные на основе детерминистического и вероятностного анализа безопасности.
Руководство по безопасности предназначено для применения:
эксплуатирующей организацией при анализе изменений, меняющих порядок эксплуатации атомной станции и влияющих на безопасность, а также при обосновании принимаемых решений на основе результатов таких анализов;
Ростехнадзором при принятии решений о возможности реализации на атомной станции риск-информативных решений.
Выпускается впервые1.
J* ii/d |
Уровень ■ лубоко-лпелони-роваиной сплиты |
Затрагиваемые основные фуик-иин 6г (опасности |
Угрозы глубоко/ше.то-иированиой ищите |
МсИНШИЫ реши UIINIff YipUiU |
Способы обеспечения ташиш от угрозы |
1 |
2 |
3 |
4 |
s |
6 |
3. Непредусмотренные механизмы откатов элс-мешов АС. важных для безопасности. |
1. Предпочтение оборудовашоо с предсказуемыми визами огказов 2. Выбор элементов, соответствующих целям надежности 3. Изучение применимою эксплуатационною опыта при выборе технологических решений | ||||
4 Нсожидасмыс ограничения работоспособности элементов, важных для безопасности |
]. Выполнение детерминистического и вероятностно г о анализов безопасности а) использование реалистичною моделирования и данных. б) дополнительное использование консервативных моделей: в) аналитические модели, валютированные экспериментально | ||||
5. Неожидзсмая дегра-дацня физических барьеров. |
1. Проектирование и изготовление оборудования в соответствии с применимыми стандартами 2. Регулярный эксплуатационный контроль. 3. Использование имеющих опыт и репутацию поставщиков | ||||
7. |
Первый. второй. |
Вес |
1. Неадекватность проект по отношению к |
Пспрсдусмотрешюс поведение систем контроля и |
1. Обеспечение достаточных проектных запасов для устойчивой эксплуатации |
I. Общие положения
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции» (РБ-101-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» с целью содействия выполнению требований пункта 6 и пункта 16 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные требования к вероятностному анализу безопасности блока атомной станции» (НП-095-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 августа 2015 г. № 311.
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск информативных решений, который включает в себя качественные и количественные оценки, полученные на основе детерминистического и вероятностного анализа безопасности.
3. Руководство по безопасности содержит рекомендации, выполнение которых обеспечивает приемлемость принимаемых риск-информативных решений, связанных с:
изменениями условий безопасной эксплуатации;
внесениями изменений в системы и элементы, важные для безопасности;
внесениями изменений в проектную и эксплуатационную документацию;
иными изменениями, меняющими порядок эксплуатации атомной станции.
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для использования:
эксплуатирующей организацией при анализе изменений, меняющих порядок эксплуатации атомной станции, перечисленных в пункте 3 настоящего Руководства по безопасности, а также при обосновании принимаемых решений на основе результатов таких анализов;
Ростехнадзором при принятии решений о возможности реализации на атомной станции риск-информативных решений.
5. Обоснование принимаемых риск-информативных решений может быть выполнено с использованием иных подходов, чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при их обоснованности для обеспечения безопасности.
6. Рекомендации настоящего Руководства по безопасности относятся к целям, объему, составу, а также содержанию отчетной документации и обеспечению качества при анализе и обосновании решений.
Список сокращений, используемых в настоящем Руководстве по безопасности, приведен в приложении № 1, термины и определения - в приложении № 2.
II. Общие сведения
7. Риск-информативный метод может быть использован при: оценке уровня безопасности блока АС;
мониторинге риска;
анализе значимости для безопасности блока АС отступлений от требований нормативных документов.
8. Выполнение рекомендаций настоящего Руководства по безопасности при подготовке и обосновании риск-информативных решений обеспечивает приемлемость предлагаемого риск-информативного решения.
9. Суммарная вероятность тяжелых аварий и ее изменение (при реализации решения) для каждого блока АС на интервале в один год, суммарная вероятность большого аварийного выброса и ее изменение (при реализации решения) для каждого блока АС на интервале в один год, а также мгновенная вероятность тяжелых аварий, являющиеся вероятностными показателями безопасности, используемыми при обосновании за риск-информативных решений, оцениваются с учетом всех типов исходных событий (отказы систем (элементов) АС, ошибки персонала, внутренние воздействия, внешние воздействия природного и техногенного происхождения), всех эксплуатационных состояний блока АС (работа на мощности, режимы останова, расхолаживания, перегрузки ядерного топлива, технического обслуживания и ремонта систем (элементов), разогрева, пуска), всех имеющихся на блоке АС мест нахождения ядерных материалов, радиоактивных веществ и РАО, в которых может возникнуть нарушение нормальной эксплуатации АС.
10. Обоснование риск-информативных решений проводится с учетом: требований федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии;
опыта эксплуатации блока АС, на котором планируется реализация риск-информативного решения, а также аналогичных блоков АС;
современного уровня развития науки, техники и производства; влияния решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие;
ВАБ уровней 1 и 2, отвечающего требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии к вероятностному анализу безопасности блока атомной станции ;
влияния решения на обеспечение физической защиты АС
11. Риск-информативное решение является обоснованным, если одновременно выполняются следующие условия:
оцененный риск блока АС является приемлемым;
отсутствует негативное влияние риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту, либо влияние риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту оценено как приемлемое;
отсутствует негативное влияние риск-информативного решения на физическую защиту АС;
при реализации риск-информативного решения соблюдаются требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, иных нормативных документов.
12. Для каждого риск-информативного решения рекомендуется обосновывать выполнение условий, указанных в пункте И настоящего Руководства по безопасности.
13. Обоснование риск-информативных решений рекомендуется выполнять итерационно, согласно порядку учета детерминистических и вероятностных аспектов при оценке риск-информативных решений, приведенному в приложении № 3 к настоящему Руководству по безопасности.
III. Подготовка к анализу риск-информативных решений
14. Рекомендуется выявлять системы и элементы АС, которые могут быть затронуты предлагаемым риск-информативным решением, а также устанавливать нормативные документы, регламентирующие требования к выявленным системам и элементам АС, эксплуатационные документы и действия персонала, связанные с выявленными системами и элементами АС.
15. Рекомендуется анализировать опыт эксплуатации блока АС, результаты ВАБ, а также результаты других исследований, относящиеся к предлагаемому риск-информативному решению.
16. Рекомендуется подготавливать информацию для анализа влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту с учетом порядка оценки влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие, изложенного в приложении № 4 к настоящему Руководству по безопасности.
IV. Оценка влияния риск-инфор.мативного решения на вероятностные показатели безопасности АС
17. Оценку влияния риск-информативного решения на вероятностные показатели безопасности АС выполняется с использованием ВАБ. Обосновывается применимость используемых вероятностных моделей блока АС для анализа предлагаемого риск-информативного решения (включая необходимую детальность вероятностной модели блока АС, отсутствие дисбалансов (например, консервативных подходов и допущений), не позволяющих оценить влияние анализируемого риск-информативного решения на безопасность блока АС, выполнение других современных требований к использованию вероятностного анализа безопасности). Обоснование риск-информативного решения представляется в отчетной документации по анализу риск-информативного решения.
18. Рекомендуется разрабатывать вероятностную модель блока АС, используемую при обосновании риск-информативного решения с учетом:
реального состояния блока АС;
действующих на АС эксплуатационной документации (процедур эксплуатации, технического обслуживания, испытаний и ремонта); опыта эксплуатации блока АС.
19. Для оценки принимаемого риск-информативного решения при помощи ВАБ устанавливаются аспекты, учитываемые в ВАБ, на которые оказывает влияние риск-информативное решение, и при необходимости соответствующим образом дорабатывается вероятностная модель блока АС.
20. ВАБ, не позволяющий (из-за допущений моделирования, отсутствия в вероятностной модели блока АС необходимых элементов систем и (или) исходных событий) в полной мере учесть все аспекты влияния риск-информативного решения на оценку риска блока АС, дополняется и дорабатывается.
21. Для дополненного и доработанного в соответствии с положениями пунктов 19 и 20 настоящего Руководства по безопасности ВАБ выполняются обоснования, предусмотренные пунктом 17 настоящего Руководства по безопасности. При этом доработанная и дополненная вероятностная модель блока АС является базовой моделью для оценки вероятностных показателей безопасности, а вероятностные показатели являются базовыми.
22. Доработка вероятностной модели блока АС может включать: уточнение уровня детализации вероятностной модели блока АС
(например, детальное моделирование элементов схем управления электроприводного оборудования, ранее включенных в состав вероятностной модели этого оборудования, учет отказов кабелей электроснабжения, ранее не учитывавшихся в вероятностной модели);
дополнение списка ИС событиями, вызывающими процессы, на протекание которых оказывает влияние принимаемое риск-информативное решение;
выделение из групп ИС отдельных ИС, связанных с отказами оборудования, затронутого риск-информативным решением;
уточнение моделей надежности оборудования, затронутого риск-информативным решением;
включение в вероятностную модель блока АС моделей действий персонала, на порядок и надежность выполнения которых влияет рассматриваемое риск-информативное решение; другие меры.
23. При обосновании риск-информативного решения рекомендуется использовать следующие вероятностные показатели:
суммарная вероятность тяжелых аварий для каждого блока АС на интервале в один год;
изменение суммарной вероятности тяжелых аварий для каждого блока АС на интервале в один год (после внедрения решения);
мгновенная вероятность тяжелой аварии (после внедрения решения);
суммарная вероятность большого аварийного выброса для каждого блока АС на интервале в один год;
изменение суммарной вероятности большого аварийного выброса для каждого блока АС на интервале в один год (после внедрения решения).
24. Алгоритм оценки риск-информативных решений на соответствие вероятностным критериям приведен в приложении № 5 к настоящему Руководству по безопасности.
V. Вероятностные критерии
25. Оценку приемлемости риска блока АС при реализации риск-информативного решения рекомендуется проводить путем сравнения полученных средних значений вероятностных показателей с вероятностными критериями, установленными с учетом требований общих положений обеспечения безопасности АС.
26. При оценке приемлемости риска блока АС на основе суммарной вероятности тяжелых аварий и ее изменения вследствие реализации риск-информативного решения рекомендуется использовать следующие вероятностные критерии:
если реализация риск-информативного решения приводит к уменьшению суммарной вероятности тяжелых аварий (отрицательная величина изменения суммарной вероятности тяжелых аварий), то изменение риска блока АС является приемлемым;
если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности тяжелых аварий, но ее значение находится в области III (диаграмма № 1 приложения № 6 к настоящему Руководству по безопасности), то изменение риска блока АС является приемлемым;
если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности тяжелых аварий и находится в области II (диаграмма № 1 приложения № 6 к настоящему Руководству по безопасности), то разрабатываются компенсирующие меры по уменьшению абсолютной величины вероятности тяжелых аварий и проводится процедура переоценки вероятностных показателей; риск-информативное решение и компенсирующие мероприятия должны соответствовать друг другу в области действия (аспектов безопасности блока АС, которые они затрагивают); должны также приниматься во внимание изменения вероятности тяжелых аварий, накопленные в результате реализации предыдущих риск-информативных решений;
если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности тяжелых аварий и ее значение находится в области I (диаграмма X® 1 приложения № 6 к настоящему Руководству по безопасности), то риск-информативное решение отклоняется.
27. При оценке приемлемости риска блока АС на основе суммарной вероятности большого аварийного выброса и его изменения вследствие реализации риск-информативного решения рекомендуется использовать следующие вероятностные критерии:
если реализация риск-информативного решения приводит к уменьшению суммарной вероятности большого аварийного выброса (отрицательная величина изменения суммарной вероятности большого аварийного выброса), то изменение риска блока АС, связанного с большим аварийным выбросом, является приемлемым;
если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности большого аварийного выброса, но ее значение находится в области III (диаграмма № 2 приложения № 6 к настоящему Руководству по безопасности), то изменение риска блока АС, связанного с большим аварийным выбросом, является приемлемым;
если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности большого аварийного выброса, но ее значение находится в области II (диаграмма № 2 приложения № 6 к настоящему Руководству по безопасности), то разрабатываются компенсирующие меры по уменьшению абсолютной величины суммарной вероятности большого аварийного выброса и проводится процедура переоценки вероятностных показателей; риск-информативное решение и компенсирующие мероприятия должны соответствовать друг другу в области действия (аспектов безопасности блока АС, которые они затрагивают); должны также приниматься во внимание изменения вероятности большого аварийного выброса, накопленные в результате реализации предыдущих риск-информативных решений;
если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности большого аварийного выброса и ее значение находится в области I (диаграмма № 2 приложения № 6 к настоящему Руководству по безопасности), то риск-информативное решение отклоняется.
28. Если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению мгновенного значения вероятности тяжелых аварий до величины более МО3 1/(реактор год), то риск-информативное решение отклоняется.
29. При оценке приемлемости риск-информативного решения
рекомендуется учитывать суммарную вероятность тяжелых аварий для каждого блока АС на интервале в один год. При этом следует стремиться, чтобы указанная величина не превышала целевого ориентира по суммарной вероятности тяжелых аварий, равной 10'5 для каждого блока АС на интервале в один год, установленного в общих положениях обеспечения безопасности атомных станций.
30. При оценке приемлемости риск-информативного решения
рекомендуется учитывать суммарную вероятность большого аварийного выброса для каждого блока АС на интервале в один год. При этом следует стремиться, чтобы указанная величина не превышала целевого ориентира по суммарной вероятности большого аварийного выброса, равной 10*7 для каждого блока АС на интервале в один год, установленного в общих положениях обеспечения безопасности атомных станций.
31. Величины изменений средних значений вероятностных показателей
определяются вычитанием из среднего значения соответствующих
вероятностных показателей, полученных с учетом реализации риск-информативного решения, значений этих показателей, полученных без учета реализации риск-информативного решения. При этом рекомендуется использовать одну и ту же исходную вероятностную модель блока АС. Полученные точечные значения вероятностных показателей блока АС сравниваются с вероятностными критериями.
VI. Оценка влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и приемлемость риск-информативного решения
32. Рекомендуемый порядок оценки влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие изложен в приложении № 4 к настоящему Руководству по безопасности.
33. Предлагаемое риск-информативное решение является приемлемым, если риск-информативное решение соответствует требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, показано отсутствие негативного влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие, показано отсутствие негативного влияния риск-информативного решения на физическую защиту АС, оценка, выполненная в соответствии с правилами, изложенными в пунктах 26, 27 настоящего Руководства по безопасности, показывает приемлемость риска блока АС.
VII. Документирование обоснования принятия риск-информативного
решения
34. Использованные сведения о риск-информативных решениях, анализ по оценке вероятностных показателей и выявлению приемлемых риск-информативных решений документируются в объеме, достаточном для формулировки выводов о соответствии рекомендациям данного Руководства по безопасности, а также для воспроизведения при необходимости указанного анализа.
35. В отчетную документацию по обоснованию риск-информативных решений рекомендуется включать детальные сведения о детерминистическом анализе (оценке влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие), его результатах и выводах о соответствии решений детерминистическим принципам, вероятностном анализе безопасности, его результатах и выводах о приемлемости риска блока АС.
36. В отчетную документацию по обоснованию риск-информативных решений рекомендуется включать информацию о граничных условиях выполнения анализа, допущениях, факторах, вносящих неопределенность в
1
Разработано коллективом авторов в составе: Ланкин М.Ю, к т.н., (ФГУП ВО «Безопасность»), Носков ДЕ Самохин Г.И., jct.h , (ФБУ «НТЦ ЯРБ»). При разработке учтены замечания и предложения заинтересованных организаций и ведомств.