МИНИСТЕРСТВО
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
|
|
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Федеральной
службы
по
экологическому,
технологическому
и
атомному надзору
от 7 августа
2009 г.
№ 690
|
РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ
«ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ С
РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ ТЕЧЕНСКОГО
КАСКАДА ВОДОЕМОВ ПРИ
ИХ ПЕРЕРАБОТКЕ И ХРАНЕНИИ»
РБ-049-09
Введено в действие
с 1 сентября 2009 г.
Москва
2009
I. Назначение и область применения
1. Настоящее руководство по безопасности носит
рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
2. Руководство по безопасности содержит рекомендации по
реализации требований, федеральных норм и правил, определяющих критерии и принципы
обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами (далее - РАО)
в части представления информации для оценки безопасности обращения с РАО
Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении.
II. Обращение с радиоактивными отходами Теченского
каскада водоемов
3. Теченский каскад водоемов (далее - ТКВ) представляет
собой совокупность объектов, включающих специальные промышленные водоемы (В-3,
В-4, В-10, В-11, их гидротехнические сооружения, правобережный и левобережный
обводные каналы), расположенные в границах санитарно-защитной зоны организации,
эксплуатирующей ТКВ.
4. К РАО ТКВ относятся РАО, содержащиеся в воде и в донных
отложениях, а также жидкие технологические отходы, образующиеся в результате
текущей производственной деятельности предприятия, и жидкие нетехнологические
отходы, образующиеся в результате взаимодействия поверхностных и подземных вод
с радиоактивным загрязнением территории промышленной площадки, технологических
участков, коммуникаций, сформировавшихся в первые годы работы предприятия.
5. Обращение с РАО ТКВ в настоящее время включает:
▪ организованное и контролируемое размещение жидких
РАО в ТКВ (прием РАО) и содержание РАО в ТКВ при поддержании условий
обеспечения безопасности (хранение РАО);
▪ проведение работ по стабилизации уровня воды в ТКВ;
▪ проведение всего цикла работ, от опытных до
промышленного внедрения технологии переработки жидких низкоактивных отходов, с
целью прекращения приема РАО в ТКВ;
▪ проведение работ по снижению фильтрационных
поступлений радиоактивных веществ за счет естественных фильтрационных процессов
из ТКВ в открытую гидрографическую сеть (река Теча);
▪ проведение технического контроля состояния водоемов
Теченского каскада и гидротехнических сооружений;
▪ проведение радиационного контроля при обращении с
РАО ТКВ;
▪ проведение мониторинга окружающей среды;
▪ проведение мероприятий по экологической реабилитации
территорий, прилегающих к ТКВ.
6. С целью определения необходимости реализации технических
решений и организационных мероприятий, направленных на повышение уровня
безопасности при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется не реже одного раза в год
или чаще проводить анализ текущего уровня безопасности ТКВ, а также, в случае
существенных изменений природных условий, состояния и характеристик ТКВ,
актуализировать прогнозный расчет для оценки безопасности ТКВ.
III. Обеспечение безопасности при обращении с
радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов
7. Безопасность при обращении с РАО ТКВ следует обеспечивать
с учетом следующих принципов:
▪ предотвращение облучения персонала и населения выше
уровней, установленных нормами радиационной безопасности;
▪ ограничение количества РАО, поступающих в ТКВ, на
минимальном, практически достижимом уровне;
▪ поэтапное сокращение и полное прекращение приема РАО
в ТКВ;
▪ обеспечение защиты персонала и населения в случае
возникновения аварий при обращении с РАО ТКВ;
▪ осуществление мониторинга состояния ТКВ и окружающей
среды.
8. С целью обеспечения безопасности при обращении с РАО ТКВ
рекомендуется разрабатывать и проводить технические и организационные
мероприятия, направленные на:
▪ соблюдение требований эксплуатационной документации
при обращении с РАО ТКВ;
▪ осуществление радиационного контроля при обращении с
РАО ТКВ;
▪ соблюдение требований разрешительной и
производственной документации при эксплуатации гидротехнических сооружений ТКВ;
▪ соблюдение требований санитарно-эпидемиологических
заключений о соответствии порядка обращения с РАО требованиям санитарных
правил;
▪ непревышение установленных эксплуатирующей
организацией нормативов приема РАО в ТКВ;
▪ снижение фильтрационных поступлений и поддержание
стабилизации уровня водоемов ТКВ на обоснованном в проекте оптимальном уровне;
▪ вывод из эксплуатации сооружений и оборудования
технологической схемы обращения с РАО, включающей водоемы ТКВ;
▪ соблюдение требований документации по защите
персонала и населения в случае возникновения аварийных и нештатных ситуаций при
обращении с РАО ТКВ.
9. С целью ограничения образования РАО, поступающих в ТКВ на
минимальном практически достижимом уровне, и поэтапного сокращения приема РАО в
ТКВ рекомендуется ежегодно пересматривать и обосновывать нормативы поступления
РАО в ТКВ.
10. В состав документации, обосновывающей безопасность при
обращении с РАО ТКВ, рекомендуется включать:
▪ характеристику поступающих РАО:
а) объем поступающих отходов;
б) химический состав;
в) значение суммарной активности;
г) радионуклидный состав, значения удельной альфа- и
бета-активности;
радионуклидный и химический состав воды и донных отложений
водоемов ТКВ;
▪ параметры состояния водоемов ТКВ, включающие:
а) уровень воды в водоемах;
б) результаты анализа проб воды из водоемов;
в) результаты анализа проб воды из каналов;
г) расход воды на водосбросах водоемов;
д) расход воды в каналах;
е) результаты осмотра гидротехнических сооружений;
ж) уровень воды в пьезометрах;
▪ периодичность технического контроля состояния
водоемов ТКВ;
▪ виды радиационного контроля при обращении с РАО,
контролируемые параметры;
▪ периодичность радиационного контроля при обращении с
РАО;
▪ технические средства обеспечения радиационного
контроля при обращении с РАО.
11. С целью получения необходимой информации для достоверной
оценки и прогнозирования изменения уровня безопасности при обращении с РАО
рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг состояния ТКВ и окружающей
среды.
12. Мониторинг следует проводить в соответствии с
разработанной программой мониторинга состояния ТКВ и окружающей среды,
включающей:
▪ объекты контроля (вода и донные отложения водоемов
ТКВ; вода обводных каналов ТКВ; поверхностные воды, подземные воды, атмосферный
воздух, почва, снег и биота в районе расположения ТКВ);
▪ виды контроля (измерение мощности дозы
гамма-излучения и плотности потока бета-частиц на поверхности почвы;
определение удельных и объемных активностей радионуклидов в почве, атмосферном
воздухе, воде и донных отложениях водоемов ТКВ; определение гидрологических и
метеорологических параметров);
▪ периодичность контроля;
▪ контролируемые параметры;
▪ технические средства контроля.
13. Контроль за гидродинамическим и гидрохимическим
состоянием подземных вод следует осуществлять посредством стационарных режимных
наблюдений за уровнем подземных вод и регулярного отбора и анализа проб из
водоносного горизонта через систему наблюдательных скважин.
Режимную сеть контрольных скважин следует формировать с
учетом следующих принципов:
▪ равномерная и достаточная плотность скважин в районе
влияния источников загрязнения;
▪ наличие скважин за границами развития ореолов
загрязнения, в пределах «фоновых» территорий, характеризующихся ненарушенными
гидродинамическим и гидрохимическим режимами подземных вод;
▪ выделение и создание участков детализации (сгущение
скважин режимной сети) на периферии ореолов, где происходит формирование
отдельных потоков загрязненных подземных вод по тектонически ослабленным зонам;
▪ включение в режимную сеть скважин, техническое
состояние и конструкция которых позволяют проводить опробование по всей
мощности водоносного горизонта до относительного водоупора.
IV. Вывод из эксплуатации сооружений и оборудования
технологической схемы обращения с радиоактивными отходами, включающей Теченский
каскад водоемов
15. Выводу из эксплуатации сооружений и оборудования технологической
схемы обращения с РАО, включающей ТКВ, предшествует полное прекращение приема
РАО в водоемы и стабилизация водного баланса, проведение комплексного
инженерного и радиационного обследования и разработка:
▪ концепции вывода из эксплуатации сооружений и
оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;
▪ программы вывода из эксплуатации сооружений и
оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;
▪ проекта вывода из эксплуатации сооружений и
оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;
▪ отчета по обоснованию безопасности вывода из
эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО,
включающей ТКВ.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Назначение и область применения. 1
II. Обращение с радиоактивными отходами Теченского
каскада водоемов. 1
III. Обеспечение безопасности при обращении с
радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов. 2
IV. Вывод из эксплуатации сооружений и оборудования
технологической схемы обращения с радиоактивными отходами, включающей
Теченский каскад водоемов. 4
|