Р 50-605-93-94
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
ТРАНСПОРТ
ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ
НОРМАТИВЫ РАСХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО
СТАНДАРТОВ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Всероссийским
научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта
России с участием рабочей группы специалистов НИИУ Минэкономики
Российской Федерации
РАЗРАБОТЧИКИ
В.А. Макарова, канд. техн. наук; Л.А. Филиппова; Е.В. Пашков,
канд. техн. наук; М.Б. Плущевский
2 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом от 10.06.94 г. № 29
директора ВНИИстандарт
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
ВВЕДЕНИЕ
Энергоемкость национального
дохода в России в 1,5 - 2 раза превышает уровень основных
развитых стран. Более одной трети всех потребляемых в стране ресурсов
расходуется нерационально. Поэтому энергосбережение должно стать одной из
основных задач проводимой новой энергетической политики России.
Особенно повышается роль
энергосбережения в условиях либерализации цен на топливно-энергетические
ресурсы.
Одним из направлений этой
политики является стандартизация и сертификация основного энергопотребляющего
оборудования.
Троллейбусный транспорт
относится к довольно крупным потребителям электроэнергии. Поэтому повышение
эффективности использования электроэнергии на этом виде транспорта является
важной государственной задачей, выполнению которой должна способствовать
разработка данного документа-, так как установление и внедрение
нормативов расхода электроэнергии будут способствовать рациональному и
экономному потреблению энергии в городских хозяйствах.
Настоящие рекомендации носят
рекомендательный характер и вводятся в действие на срок два года (с момента
опубликования) для апробации в конкретных условиях производств.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Энергосбережение
ТРАНСПОРТ
ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ
Нормативы расхода
электрической энергии
Energy conservation. Trolley-bus.
Specifications of electric energy consumption
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие рекомендации
распространяются на модернизируемые и эксплуатируемые троллейбусы и
устанавливают расход электрической энергии на единицу транспортной работы (1000 т×км бр.)
2 НОРМАТИВНАЯ ССЫЛКА
В настоящих рекомендациях
использована ссылка на СНиП II-1-82 Строительная климатология и геофизика
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих рекомендациях
применяют следующие термины.
3.1 Троллейбус - вид городского
безрельсового электрического транспорта, получающего энергию из сети
постоянного тока.
3.2 Транспортная работа - работа подвижного состава по перемещению 1 т
массы/бр. на расстояние в 1 км. Определяется на основании весовых данных
подвижного состава и его пробега, количества перевезенных пассажиров и средней
длины поездки одного пассажира.
3.3 Эквивалентный уклон - определяется как
постоянный фиктивный подъем на маршруте или части его, при движении по которому
в прямом и обратном направлениях необходима затрата подвижным составом той же
энергии, что и при движении на действительном профиле.
3.4 Эксплуатационная
скорость - средняя скорость прохождения троллейбусом всех расстояний
(включая нулевые пробеги) за все время пребывания на линии (включая простои на
конечных пунктах маршрута).
4 НОРМАТИВЫ РАСХОДА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
4.1 Нормативы расхода электрической
энергии для подвижного состава троллейбусов на производство единицы
транспортной работы должны соответствовать удельным расходам, указанным в табл.
1.
Таблица 1
Тип подвижного состава троллейбусов
|
Удельный расход электрической энергии Ei, кВт · ч/1000 т×км
бр., не более
|
ЗИУ-5
|
155
|
ЗИУ-682
|
150
|
ЗИУ-682
В
|
168
|
Примечание - В таблице приведены типы подвижного состава троллейбусов,
наиболее распространенные в Российской Федерации в настоящее время.
4.2 Нормативы расхода
электрической энергии на производство единицы транспортной работы включают
расходы электрической энергии на электротягу и рассчитаны при определенных эксплуатационных
условиях.
4.3
Нормативы расхода электрической энергии на электротягу троллейбусов установлены
при следующих условиях:
- эксплуатационная скорость
υэо = 16 км/ч;
- эквивалентный уклон iэ = 0;
- температура окружающего
воздуха t = 5 °С.
Метод расчета нормативов в
других условиях приведен в приложении А.
4.4 Определение значений
удельного расхода энергии с целью проверки соблюдения нормативов должно
проводиться в соответствии с «Правилами технической эксплуатации троллейбусов».
4.5 В нормативы расхода
электрической энергии на производство транспортной работы подвижным составом
троллейбусов не включаются затраты на вспомогательные нужды (отопление,
вентиляция, освещение и т.д.), обеспечивающие устойчивую работу подвижного
состава и заданные комфортные условия.
5 УЧЕТ И КОНТРОЛЬ НОРМАТИВОВ
Учет и контроль расхода
электрической энергии подвижным составом осуществляют при помощи счетчиков
электроэнергии постоянного тока.
Приложение А
МЕТОД РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ
А.1
Рекомендации на допустимые значения удельных расходов электрической энергии на
производство транспортной работы разработаны на основании нормативных характеристик
подвижного состава троллейбусов и анализа результатов испытаний подвижного
состава в условиях эксплуатации.
А.2
Для троллейбусов, работающих в условиях эксплуатации, отличных от приведенных в
п. 4.3 настоящих рекомендаций, при
определении нормативов расхода электрической энергии применяются
соответствующие нормативные коэффициенты, учитывающие реальные условия
эксплуатации.
В
этих случаях норматив расхода электрической энергии для соответствующего i-типа подвижного
состава троллейбусов определяется по выражению
E'i = Eiqυqiqм, (A.1)
где E'i - удельный расход электрической
энергии, кВт×ч/1000 т×км бр.;
qυ, qi, qм - нормативные коэффициенты,
учитывающие изменение расхода электроэнергии в зависимости от реальных
скоростей, уклонов и климатических условий.
Коэффициент
qυ определяется по формуле
(А.2)
где υэ - реальная (планируемая) средняя
эксплуатационная скорость движения, км/ч;
υэо - базовая средняя
эксплуатационная скорость движения, км/ч (υэо =
16 км/ч).
Коэффициент
qi определяется по
формуле
qi = 1 + 0,02iэ, (A.3)
где iэ - средний эквивалентный уклон, %.
Изменение
удельного расхода электроэнергии с увеличением эквивалентного уклона
определяется на основе тяговых расчетов для участков пути с тяжелым профилем.
Эквивалентный
уклон определяется как постоянный фиктивный подъем на маршруте,
при движении по которому в прямом и обратном направлениях необходима затрата
транспортной единицей той же энергии, что и
при движении на действительном профиле.
Коэффициент qм определяется по формуле
qм = 1 + qτ + qc. (А.4)
где qτ - составляющая, учитывающая влияние температуры на удельный расход электроэнергии;
qc - составляющая,
учитывающая усложнения условий уличного движения в результате
снегопадов.
qτ определяется по выражению
qτ = -0,005(τ - 5), (А.5)
где τ - средняя многолетняя температура для
расчетного периода года, °С.
qc принимается в зависимости от
снежного покрова: при увеличении снежного
покрова выше 20 см qc изменяется от
нуля до 0,06 (возрастает на 0,01 на
каждые 10 см снежного покрова).
Снежный покров и среднемноголетняя
температура принимаются в соответствии со СНиП II-1-82.
Ключевые
слова: троллейбус,
электрическая энергия, удельный расход, транспортная работа, подвижной состав,
нормативная характеристика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 1
1 Область применения. 2
2 Нормативная ссылка. 2
3 Определения. 2
4 Нормативы расхода электроэнергии. 2
5 Учет и контроль нормативов. 3
Приложение
А. Метод расчета нормативов. 3
|