Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

101 страница

538.00 ₽

Купить Р 491-83 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации разработаны для строительных и проектно-технологических организаций Миннефтегазстроя и предназначены для практического применения при сооружения магистральных трубопроводов и проведения крупномасштабного отраслевого эксперимента по круглогодичному строительству систем газопроводов с целью проверки и отработки технических, технологических и организационных решений при производстве всего комплекса работ в сложных природно-климатических условиях.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Организационно-технологические схемы круглогодичного строительства магистральных трубопроводов

3. Технология основных видов работ

     3.1 Подготовительные работы

     3.2 Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы

     3.3 Сварочно-монтажные работы

     3.4 Земляные работы

     3.5 Изоляционные работы

     3.6 Укладка трубопроводов в траншею

     3.7 Балластировка и закрепление трубопроводов

     3.8. Очистка полости и испытание трубопроводов

4. Средства механизации строительно-монтажных работ

5. Техника безопасности

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов

•ВНИИСТ*

SR РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ КРУГЛОГОДИЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ТРУБОПРОВОДОВ НА БОЛОТАХ И ОБВОДНЕННОЙ МЕСТНОСТИ Р 491-83

москва 1983

Рекомендации содержат основные положения по технологии л организации производства всего комплекса работ при круглогодичном строительстве линейной части магистральных трубопроводов в различных условиях болот и заболоченной местности*

Настоящие Рекомендации разработаны на основе анализа специфики применяемых технологических схем,экспериментальных и производственных исследований с учетом обобщения отечественного и зарубежного опыта при сооружении трубопроводов больших диаметров на болотах, обводненных и заболоченных участках в летний и зимний периоды*

Рекомендации включают технологические схемы производства работ, составленные с учетом типа, глубины, степени обводненности и вадесенности болот, характеристики обводненных минеральных грунтов, свойств вечномерзлых пород.

В рекомендуемых технологических схемах предусматриваются оптимальные механизированные комплексы.обеспечивающие прокладку трубопроводов диаметром 1420 мм до 1-1,5 км в смену.

В процессе проведения широкомасштабного отраслевого эксперимента по круглогодичному строительству трубопроводов, по мере соадания новых, Волее эффек -тявных болотоходных комплексов и средств механизации, совершенствования технологических схем и отработки технологии в различных производственных условиях возможны дополнения и уточнения отдельных положений данных Рекомендаций.

Настоящие Рекомендации разработаны сотрудниками ВНИИСТа: кандидатами техн.яаук А.М.Зиневичем. В.П.Мен-тюковым, Т.Х.Саттаровым, В.Ф.Никоденко, Е.А.Аникиным, А.С.Гехманом, М.А.БорЕсенковым, М.З.Шейнкиным, инженерами Н.П.Зотовой, £.М.Климовеким, В.И.Глазуновы?/.

В разработке раздела "Балластировка и закрепление трубопроводов1* принимали участие: канд.техн.наук п.П.Васильев и инж. А.Д.Решетников.

Замечания и предложения направлять по адресу: Москва, 105058, Окружной проезд, 19, ВНИИСТ/ОТОС.

(о) Всесоюзный научно-исследовательский институт

по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ) ,1983

Таблица I

Метода круглогодичного строительства магистральных трубопроводов


Период

строи

тельства

Грунтовые условия прокладки трубопровода

Способ прокладки трубопровода

Особенности технологии прокладки трубопровода

Метод балластировки и закрепления трубопровода в проектном положении

Темп

проклад

ки,

юусменг

Рекомендуемые комплексы

I

2

3

4

5

6

7

Зимний

I


Западная Сибирь

Минеральные ус-    Прокладка    трубо-    Не имеются (испо- Навеска железобе- 1,0

тойчивые и много-провода    с    бермы    льзуются типовые    тонных пригрузов

летнемерзлые    траншеи    технологические    иди балластировка

грунты    схемы)    грунтом обратной

засыпки с применением НСМ


Промороженные

болота


Непромораяивае-мые болота


Прокладка трубопровода с зимней дороги

Прокладка трубопровода:

с искусственно намороженных и усиленных дорог;

с полосы намывного грунта


Устройство специ- Навеска железобе-альных дорог с тонных пригруэов продленным сроком с зимней дороги эксплуатации


1-1,5


2


Устройство специальных усиленных дорог со -снежно-ледовым покрытием

Предварительный намыв грунта на полосе строительства


Навеска железобетонных пригрузов с зимней дороги или с полосы намывного грунта


1,0


3


Болота сплавинно- Прокладка трубо- Устройство поплав- 0бетонирование 0,5 го типа (с промо- провода:    ковых опор и мон- труб или навеска

роженной торфяной посредством    таж на них трубо- кольцевых пригру-

коркой толщиной монтажа на поплав- провода    эов

не менее I м) ковне опоры


4


погружением устройство май-под действием да для погружения собственной массы трубопровода на и пригруза    глубину до 3 м


Весенний,

летний,

осенний


Минеральные устойчивые грунты


Обводненные участки с минеральными грунтами и длительным стоянием поверхностных вод и участки с вечномерзлыми грунтами

Болота I и II типа


Прокладка трубо- Не имеются (ис- При наличии грунто- 1,5 провода с бермы    пользуются ти-    вых вод навеска же-

транпеи    новые технологи- лезобетонных пригру-

ческие схемы) зов и завинчивание или забивка анкеров с бермы траншеи


Прокладка трубо- Расстилка НСМ и провода с грунто- отсыпка грунтовой насыпи, отсы- вой насыпи панной на НСМ


Прокладка трубо- Сооружение вре-провода с времен- менной техноло-ной технологичес- гической дороги кой дороги различной конструкции


Навеска железобетон- 1,0 ных пригрузов,завинчивание или забивка анкеров и балластировка грунтом обратной гасыпки с применением НСМ

Навеска железобетон- 0,5-1 ных пригрузов и завинчивание или забивка анкеров с временной дороги


5


6


7


Болота L, типа обводненные


Прокладка трубо- Устройство бере-проьода методом говых монтажных сплава или протас-площадок или кивания    траншей


Обетонирование иди 0,5-1    8

навеска кольцевых пригруэов


Болота П-Ш типа Прокладка трубо- Предварительный Навеска железобетон- 1-1,5 9 большой протяжен- провода с полосы намыв грунта на ных пригрузов, заноет и    намытого грунта полосе строитель- винчивание или за-

ства    бивка анкеров


Зимний

У~Л


Минеральные устой-Нрокладка трубо- Не имеются (испо-чивые грунты провода с бермы льзуются типовые траншеи    технологические

схемы)


Навеска железобе- 1,5 тонных пригрузов,завинчивание или забивка анкеров, балласти-


10


Окончание табд.1


JL

ровна грунтом обратной засыпки с применением нем

Болота 1-Ш типа Прокладка трубо- Устройство специ- Навеска железобетон- 1,0 II провода с зимней альных дорог с ных дригрузов и эа-дороги    продленным сроком винчивание или забив-

знсплуатации ка анкеров


Весенний, Минеральные устой-летний, чивые грунты осенний


Центр европейской части

-Прокладка трубо- Не имеются (испо- При наличии грунтовых 1,5 провода с бермы льзуются типовые вод навеска железобе-

траншеи    технологические --------- —'—

схемы)


12


Обводненные участки с минеральными грунтами


■Прокладка трубопровода с грунтовой насыпи-отсы-панной на ПСМ


Болота I и П типа


Болота lii 'ипа обводненные


Болота П л lii типа большой протяженности


Прокладка трубопровода с временной технологической дороги

Прокладка трубопровода методом сплава или протаскивали*

Прокладка трубопровода о полосы намытого грунта


тонных притру80в, завинчивание или забивка анкеров,балластировка грунтом обратной засыпки с применением нем

Навеска железобетон- 1,0    13

ных дригрузов,завинчивание или забивка анкеров,балластировка грунтом обратной засыпки с применением

нем

Сооружение времен-Навеска железобетон- 0,5-1,0 14 -ной технологичес- ных дригрузов и за-- кой дороги    винчивание или за

бивка анкеров с временной дороги

Устройство бсрего-Обетонировапле или

вых монтажных пло- навеска кольцевых 0,5-1,0 15

щадок или траншей дригрузов

Предварительный Навеска железобетон- 0,5-1,и К; намыв грунта на ных пригруэов. завин-полосе строитель- чивание или забивка ства    анкеров


Расстилка НСМ и - отсыпка грунтовой насыпи


с зимней дороги ддя болот 1411 типа , заболоченных участков любой протяженности.

В весенне-летне-осенний периоды в этих районах рекомендуются методы прокладки трубопроводов:

с бермы траншеи для участков трассы с минеральными устойчивыми грунтами;

с грунтовой насыпи .отсыпанной на НСМ для обводненных участков;

с временной технологической дороги различной конструкции на болотах I и П типа;

способом сплава или протаскивания на болотах с высокой обводненностью и болотах    сп лавинно го    типа;

с полосы намытого грунта для болот П и IL типа большой протяженности и участков с длительным стоянием поверхностных вод.

2ДЗ. Технологическая последовательность производства работ при прокладке трубопроводов с бермы траншеи аналогична прокладке трубопровода в обычных условиях на минеральных устойчивых грунтах с использованием разработанных типовых технологических схем. Доставленные на подготовленную трассу секции изолированных труб раскладывают вдоль трассы трубопровода, затем сваривают в непрерывную нить, после изоляции стыков и ремонта повреадений в изоляционном покрытии (при применении неизолированных труб трубопровод очищают и изолируют поточно-совмещенным методом в процессе прохода изоляционно-укладочной колонны) заизолирозанный трубопровод укладывают в подготовленную траншею; на обводненных участках трубопровод затем балластируют пригрузами или закрепляют анкерами и засыпают грунтом.

2.14. Строительство трубопроводов с зимней дороги на промораживаемых болотах I4L типа осуществляется в с деду щей технологической последовательности.

После расчистки трассы от лесной растительности, длани -ровки полосы посредством выравнивания неровностей присыпкой грунтом, древесными остатками и снегом с последующим уплотнением приступают к устройству проезжей полосы дороги и ее промораживанию. По завершении промораживания проезжей части дороги на нее завозят секции труб и раскладывают их вдоль трассы по краю дороги, со стороны траншеи, под трубопровод. Остальные строительно-монтажные операции выполняют с использованием зим-

13

ней дороги по аналогичной схеме прокладки трубопровода с бермы траншеи. В зависимости от типа и глубины болота и несущей способности эимней дороги изоляционно-укладочные работы выполняют совмещенными или раздельными способами.

С целью уменьшения транспортных нагрузок на зимнюю дорогу на г^боких болотах П типа, и особенно болотах IL типа, изоляцию и укладку рекомендуется выполнять раздельным способом.

2.15.    Особенность технологии прокладки трубопроводов на непромораживаемых болотах заключается в намораживании в подготовительный период искусственным способом снежно-ледовых дорог для прохода механизированных колонн.

В состав работ по созданию снежно-ледовы/, дорог входят: прошпаливание трассы, проминка основания, поливка водой проезжей части, расчистка снега, планировка, а в процессе ее использования при сооружении трубопровода - текущий уход за проезжей часты:.

Производство строительно-монтажных работ со снежно-ледовой дороги аналогично производству работ с зимней дороги.

Кроме строительства трубопроводов со снежно-ледовых дорог на непрбмораживаемых болотах и на болотах П-IL типа большой протяженности при сооружении трубопровода в весенне-летний период рекомендуется также прокладку трубопровода осуществлять с полосы предварительно намытого грунта. Намыв грунта осуществляют заблаговременно средствами гидромеханизации, чтобы к началу производства строительно-монтажных работ насыпь полностью стабилизировалась.

2.16.    Работы по намыву насыпей на полосе строительства рекомендуется выполнять преимущественно в теплое время года. Грунт для намыва разрабатывают земснарядами из притрассового или из сосредоточенных карьеров и транспортируют по пульпопроводам к месту образования насыпи.

2.17.    Способ прокладки трубопровода на поплавковых опорах рекомендуется применять на болотах IL типа. Технологические схемы прокладки трубопроводов на поплавковых опорах так же, как прокладка в насыпях и по поверхности грунта (наземная схема) и сооружение иэ обетонированных труб, могут применяться в любое время года.

2.18.    Прокладка трубопровода на поплавковых опорах может

Положение при монтаже

Рабочее положение

Рис01. Конструктивная схема прокладки трубопровода на поплавковых опорах:

I-трубопровод диаметром fLD; 2 - понтон из трубы диаметром 0П; 3 - траверса; 4-механизм креп-

р ления подъемной трубы

осуществляться в летнее время способом сплава и в зимнее время на замерзающих болотах - путем укладки трубопровода с закрепленными на нем поплавками на промороженную поверхность болота по одной ив схем,определяемой проектом.

2.19. Все элементы поплавковых опор - собственно поплавки, траверсы и подвески рекомендуется покрывать антикоррозионной изоляцией усиленного типа. Эти работы выполняют в стационар -яых базовых условиях. Конструктивная схема прокладки трубопроводов на поплавковых опорах показана на рис.1.

2.20.    Строительство трубопроводов в зимнее время на болотах сплавинного типа и глубиной больше 3 м с промороженной торфяной залежью не менее I м заключается в предварительном промораживании торфяной залежи и устройстве на ней зимней до-* роги для организации проезда автотранспорта и строительных машин, а также для выполнения работ до монтажу, сварке и изоляции трубопровода. При атом строительно-монтажные работы выполняют по технологическим схемам, применяемым для стрвихельства трубопроводов на. устойчивых минеральных грунтах. После сваред секций труб в нитку, изоляции и балластировки трубопровод монтируют на поплавковые опоры, которые укладывают на ось заранее разработанной в торфяном покрове болота траншеи с замерзшей в ней водной поверхностью.

В весенне-летний период после оттаивания ледяного покрова в траншее болота трубопровод под действием собственней массы и притруза погружается в воду на расчетную проектную глубину. При необходимости укладки трубопровода на таких болотах (в соответствии с директивным графиком) в зимнее время в проморо -же ином ледяном покрове устраивают майну, в которую постепенно опускается плеть на проектные отметки или самопогружением f иди с помощью трубоукладочной техники (при величине промороженного слоя более I м) • Для создания отрицательной плавучести трубопровода применяют обетонированные трубы или кольцевые притру зы.

2.21.    На болотах Губиной менее 3 м укладка забалластирован-но го трубопровода может осуществляться без применения поплавковых опор (непосредственно на основание).

2.22.    Сплав трубопроводной плети с поплавками в летний период на участках с высокой обводненностью производится следующим образом: на монтажной площадке производится сварка трубных

16

плетей в нитку, изоляция ее или для трубопроводов с заводской изоляцией наносится противокоррозионная защита в воне стнков и балластировка трубопровода«Разрабатывают траншею в створе пере* хода. Ширину траншеи, необходимую для сплава прямолинейных участков трубопровода, следует назначать с учетом размеров (ширины) понтонов.

Перед спуском плети трубопровода в подготовленную траншею на трубопроводе закрепляют поплавковые опоры с приданием всей конструкции монтажного положения с креплением подвесок к траверсам. Затем трубопровод поднимают к траверсе и располагают в одной плоскости с поплавками.

Сплав плети с закрепленными поплавками производят обычным способом: плеть протягивают через болото с помощью стального каната и лебедки, установленной на противоположном берегу болота, или с помощью какого-либо плавающего или болотоходно-го механизированного средства. Сплав каждой плети осуществляется постепенно, с остановками для наращивания последующих секций трубопровода. После окончания сплава трубопровод опускают с помощью регулируешх тяг в проектное положение.

2.23.    Сплавом прокладывают, как правило, прямолинейные участки трубопровода. Компенсационные слабоизогнутые участки в случае необходимости их устройства рекомендуется устанавливать вблизи берегов болота.

2.24.    Прокладку обетонированных трубопроводов на болотах можно осуществлять, в зависимости от конкретных условий местности, типа, глубины, обводненности болот и времени года, по следующим технологическим схемам.

В летний период на обводненных равнинных болотах П-Ш типа рекомендуется прокладка методом сплава на понтонах по обводненной траншее с последовательным наращиванием сплавляемой плети на монтажной площадке либо методом протаскивания по дну обводненной траншеи, а на болотах I и П типа укладкой плети в траншею с усиленной временной дороги.

В зимний период на болотах I и П типа, а также на болотах Ш типа глубиной до 3 м монтаж и укладка обетонированного трубопровода осуществляются на замерзшую поверхность строительной полосы по оси предварительно образованного канала или траншеи с посдедущим естественным погружением его на дно в

17

летний период после оттаивания льда за счет собственной массы (бесподъемны способом), а также методом укладки обетони -рованного трубопровода с промороженной бровки или усиленной зимней дороги с помощью трубоукладчиков в разработанную в мерзлом грунте траншею. Технологический процесс методов сплава и протаскивания при прокладке трубопроводов ив обетонированных труб аналогичен технологии прокладки трубопроводов этими способами И8 необетонированных труб (см.разд.З настоящих Рекомендаций).

2.25.    Выбор типа спусковой дорожки для прокладки методом сплава или протаскивания должен производиться с учетом кон -кретных особенностей участка, характера болот, времени года, наличия механизмов, оборудования и приспособлений.

2.26.    На болотах большой протяженности (более 100 м) прокладку трубопровода осуществляют методом сплава посредством последовательного наращивания обетонированных труб с приваркой их к концу сплавляемой нитки трубопровода на берегу монтажной площадки.

2.27.    Минимальное количество труб на монтажной площадке должно обеспечивать однодневную бесперебойную работу по заготовке плетей к сплаву или протаскиванию трубопровода по каналу.

2.28.    Собранные трубы с помощью внутренних центраторов сваривают на стеллажах в двухтрубные секции ручной дуговой сваркой. Подученные таким образом секции сваривают затем между собой на опорах рольганга в плети длиной 72-96 мм. Трубы и секции на монтажной площадке перемещают трубоукладчиками.

2.29.    Для обеспечения герметичности, необходимой для поддержания положительной плавучести обетонированного и снабженного понтонами трубопровода, к переднему концу первой плети приваривают заглушку с кольцом для крепления тягового троса.

2.30. Для проталкивания трубопровода в канал и его удержания от самопроизвольного сползания используют также трубоукладчики, движущиеся вдоль рольганга. Количество трубоукладчиков определяется длиной плетей (секций) и уклоном местности монтажной площадки (рис.2).

Укладку трубопровода методом протаскивания по дну траншеи рекомендуется осуществлять на болотах протяженностью не более 100 м.

18

Рис*2. Технологическая схема прокладки обетонированного трубопровода черев болота методом сплава:

I-обетояированная труба; 2-сварочный агрегат; 3-тпубоукладчик; 4-понтон;

CD

5-с пусковая дрродка; 6-приурв8Н0е спусковое устройство; 7-канал; 8-лебедка; 9-склад труб; 10-стеллаж

2.31. В качестве тяговых средств для протаскивания обетонированных трубопроводов больших диаметров рекомендуется использовать лебедки типа ЛП-151 и ЛП-301, трубоукладчики типа ТГ-502,бульдоверы на базе тракторов Т-130, ДЭТ-250.

2.32.    Монтаж трубопровода на поверхности торфяного болота, в том числе сплавин, выполняют непосредственно по промороженному верхнему слою по оси трассы с целью обеспечения последующего погружения (укладки) проложенной нитки трубопровода на дно болота в летнее время за счет собственного веса.

2.33.    Толщина промороженного слоя для прохода сварочно-монтажной колонны должна составлять не менее 0,8-1,0 м, при меньшей толщине промороженного слоя рекомендуется применять метод протаскивания нитки обетонированного трубопровода по промороженной поверхности или промерзшему ДНУ траншеи.

2.34.    Укладка трубопровода трубоукладчиками осуществляется поочередным перемещением их вдоль оси трубопровода. В качестве захватных приспособлений следует использовать монтаж -ные полотенца специальной конструкции, допускающие перехват трубопровода бег дополнительных операций по их креплению и снятию.

2.35.    Количество трубоукладчиков, участвующих в процессе укладки, определяется расчетом,исходя ив жесткости трубопровода, его массы, а также ширины траншеи поверху. В наиболее неблагоприятных сочетаниях этих параметров количество трубоук -ладчиков типа ТГ-502 может достигать 15. При этом расстояние между ними не должно превышать 15-20 м.

2.36.    При применении метода протаскивания обетонированного трубопровода по промороженному грунту необходимо выполнять мероприятия по устранению возможности смерзания трубопровода с грунтом. Для этого рекомендуются жировые смазки ВНИЖТ-2 и ВНИЖТ-4.

2.37.    Бесподьемная укладка обетонированного трубопровода производится на участках с грунтами, несущая способность которых не обеспечивает необходимую устойчивость стенок траншеи, что является непременным условием при укладке трубоукладчиками.

На участках с грунтами со слабой несущей способностью сварочно-монтажные работы зимой производят непосредственно на трассе, а летом - на прилегающих площадках с нормальными грун-

Реализаядя рекомендуемых технологических схем, основанных на прайс пенял новейших средств м_ханизания, в том числе существуете;: в настоящее Бремя болотоходнс;; техники, и разработанных яоеых теснячесхих и технологических решений по всему комплексу ргбст при сооружении ляне^яой части магистральных трубопроводов позволяет уле на данном этапе в течение XI пятилетки осуществлять круглогодичное строительство трубопроводов е районах со сложными пряродно-климатиче с;шш условиями.

Вместе с тем в нс иод проведения крупномасштабного отраслевого эксперимента будут апрс.лрованы я проверены в производственных условиях разрабатываемые институтами, проектно-конструкторски-ыи и строительными орта ни маниями нашего министерства и других министерств перспективные способы прокладки трубопроводов на болотах и заболоченных участках в летное время,» том числе: способ прокладки со специальных платформ на воздушной подушке? способ прокладки с комплексов на пновмодзядятелях; способ прокладки с использованием самоходных пневыопочушек; бесподьемные способ* прокладки с применением болотных высокопроходцшых двухшнековых экскаваторов и труб о заглуби те л^.й; способ прокладки с полосы намытого грунта средствами гидромеханизации; Есесезонныо комплексы на воздушной подушке со шнекороторНяМ двякятелом; комплекс на возду гонок подушке с накопительной платформой-вол о кушей, а такхе различные опытные образцы специальной транспортной я строительно;: болотоходнои техники, массовое внедроние которых послужит безо:? для разпабот и новых я совершенствования современных технологических схем сооружения трубопроводов в труднодоступны:: заболоченных и обводненных районах,и прежде всего е районах Сападно" Сибири, Среднего Ьсисбья я йвропе„ского Севера страны.

Результаты крупномасштабного эксперимента и отработка поло-•::ошп настояли: Рекок-, ала: и:! :у^;т положены а основу разработки оЪрнс. ceoI лнетрую.ия ло технологии и организация кг.угдеге очного строитель стга ;/лти стальных трубопроводов на болота : и об г огненно!

: С-СТНОСТИ.

тами с последующим протаскиванием плети на поверхности болота*

2*38. На участках с грунтами, имеющими на поверхности несущую способность выше 1,5 кгс/см2 (замерзшие болота I и Н типа), для бесподъемной укладки могут применяться также двухроторные экскаваторы-трубозагдубители типа И-95 и ЭТ -221, разрабатывающие под трубопроводом траншею полного профиля*

2.39. На участках с грунтами низкой несущей способности могут использоваться также одноковшовые экскаваторы-трубозаг-лубители типа ЭОТР-4223 (с наклонным рабочим оборудованием обратной лопаты) или обычные одноковшовые экскаваторы (обратная лопата и драглайн); такие экскаваторы должны быть оборудованы резино-металлическими или уширенными металлическими гусеницами. Для болот П и Ш типа летом следует использовать- экска -ваторы на понтонных движителях. Для защиты трубопровода используют инвентарные щиты, перемещаемые экскаватором.

2.40.    При наличии экскаваторов-трубозагдубителей с наклонным рабочим оборудованием разрабатывают траншею полного (проектного) профиля.

При наличии обычных одноковшовых экскаваторов разрабатывают на минимальном расстоянии от трубопровода одну или две траншеи (по обе его стороны). При разработке одной траншеи ее глубина должна превышать проектную на 20$ на болотах I типа, на 10$ - на болотах П типа и на 5$ - на болотах Ш типа. При разработке двух траншей их глубина принимается на 5-10$ больше проектной. Ширина траншей и крутизна откосов определяются исходя из общих требований для этих параметров при обычных методах укладки с учетом кратковременности существования пустой траншеи и отсутствия нагрузок на бровку траншеи.

2.41.    Количество машин и оостав бригады по бесподъемной укладке определяют с учетом коэффициента сложности 1,2 для болот I типа, 1,5 - для болот П типа и 2,0 - для болот Ш типа.

2.42.    Монтаж обетонированного трубопровода на урезах выполняют специальными козловыми трубоукладчиками TCK-5QI (грузоподъемностью 50 т на базе трубоукладчиков TT-2QI). Они могут быть применены при выполнении монтажных технологических операций при наличии глубоких траншей (3 м и более) и траншей с большей шириной (до 12-15 м), с предельным углом наклона, не превышающим 8°.

21

Рекомендации по технологии и организации круглогодичного строительства трубопроводов на болотах и обводнен-ной местности

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности

Р 491-83 Впервые

I. ОЩИЕ ФЮЖЕНИЯ

I.I. Настоящие Рекомендации разработаны для строительных и проектно-технологических организаций Миннефгегазстроя и предназначены для практического применения при сооружении магистральных трубопроводов и проведения крупномасштабного отраслевого эксперимента по круглогодичному строительству систем газопроводов с целью проверки и отработки технических, технологических и организационных решений при производстве всего комплекса работ в сложных природно-климатических условиях,что послужит основой для составления "Инструкции по технологии и организации круглогодичного строительства трубопроводов на болотах и обводненной местности".

1.2. При организации круглогодичного строительства трубопроводов необходимо помимо настоящих Рекомендаций руководствоваться действующими нормативными документами, включающими положения по технологии и организации строительства магистральных трубопроводов на болотах и обводненных террито-

1.3. В основу настоящих Рекомендаций положена классификация болот по характеру передвижения но ним строительной техники. Согласно этой классификации следует различать следующие типы болот.

Первый тип - болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и неоднократное передвижение болотной техники с удельным давлением 0,02-0,03 Ша (0,2-0,3 кгс/см^) или работу обычной техники с помощью щитов, еланей иди дорог, обеспечивающих снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,02 Ша (0,2 кге/см2).

Срок введения

I мая 1983


Внесены отделом технологии и организации строительства ВНИИСТа


Утверждены ВНИИСТом II апреля 1983 г.


г.


Второй тип - болота, целиком заполненные торгом, допускающие работу и передвижение строительной техники только по цитам, еланям или дорогам, обеспечивающим снижение удельного доттяякя на поверхность валеги до 0,01 Ша (0,1 кгс/cvr).

Третий тип - болота, заполненные растекающимся торфом и водой с плавающей торфяной коркой, допускающие работу только специальной техники на понтонах или обычной техники с плавучих средств*

1.4.    При разработке ОПР на строительство трубопроводов г сооружение опытных участков рекомендуется использовать также региональные строительные характеристики свойств торфяных залежей и классификации болот для конкретных участков трассы.

1.5.    В настоящих Рекомендациях предложены технологические решения на баге современных, наиболее производительных средств механизации, позволяющие на данном этапе реализовать эффективные методы строительства трубопроводов в сложных условиях и обеспечивающие круглогодичное ведение всего комплекса работ на трассе.

1*6. Строительно-монтажные работы по прокладке трубопроводов через обводненные участки и болота должны вестись поточным методом, обеспечивающим последовательность и непрерывность всего комплекса работ в сроки, установленные общим графиком строительства.

1.7.    При прокладке магистральных трубопроводов на сложных участках трассы рекомендуется преимущественно применять трубы с изоляционными покрытиями, нанесенными в заводских или базовых условиях. Применение изолированных труб на таких участках дает возможность сократить трудовые затраты, количество машин и механизмов и повысить качество изоляционно-укладочных работ. Сооружение трубопроводов из изолированных труб следует выполнять в соответствии с требованиями "Инструкции по технологии и организации строительства трубопроводов из труб с заводской изоляцией *(Щкк^Ь~Мзб1|ой ) и настоящих Рекоменда-ций •

1.8.    Предназначенные для работы на болотах машины доджг-ны быть болотоходными, обладать повышенной проходимостью и долговечностью, иметь небольшое удельное давление на грунт или временную технологически дорогу.

Тракторы, бульдозеры и другие механизированные средства на гусеничном ходу рекомендуется оборудовать уширенными гусеницами с усиленными траками, а машины не колесном ходу - шинами высокой проходимости.

1.9.    При сооружении магистральных трубопроводов на болотах и мерзлых грунтах особое внимание рекомендуется уделять состоянию устойчивости механизмов и безопасности ведения работ. На болотах, а также на временных дорогах, проложенных через болота, не допускается длительное действие постоянных нагрузок, поэтому на время значительных перерывов в работе все машины и тяжелое оборудование необходимо вывести за пределы болота или должны быть приняты меры по обеспечению их безопасности.

1.10.    Соблюдение положений данных Рекомендаций обеспе -чивает ведение поточного строительства трубопроводов в сложных условиях крупными механизированными комплексами и позволяет .ликвидировать сезонность, увеличить темпы, снизить трудоемкость и стоимость, повысить качество строительно-монтажных работ при сооружении линейной части магистральных трубопроводов с учетом охраны окружавшей среды.

2. ОРГАН^АЩЯШС-ТЕХШ ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕШ КРУГЛОГОДИЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

2.1. Сооружение магистральных трубопроводов на болотах, заболоченных и обводненных участках рекомендуется осуществлять комплексными потоками, в состав которых должны входить подразделения, оснащенные соответствующей техникой для выполнения инженерно-подготовительных, земляных, сварочно-монтажных, изоляционно-укладочных работ, балластировки, продувки и испытания трубопроводов. Для упрощения управленческих связей, повышения производительности потоков, обеспечения высокого качества технологических процессов специализацию подразделений следует осуществлять по этапам законченных работ. Для этого должны быть созданы наряду с подразделениями по выполнению основных работ (основного потока) специализированные передвиж-

5

ные механизированные колонны, в задачу которых входит заблаговременное опережающее выполнение комплекса работ по инженерно-технической подготовке трассы и инженерно-технологической подготовке строительного процесса линейной части магистральных трубопроводов, что весьма важно в районах со сложными природно-климатическими условиями. Структурной формой организаций, вылолняпцих основные работы, могут служить хозрасчетный участок или управление, а подразделений по инженерно-технической и инженерно-технологической подготовке - передвиж -ные механизированные колонны (ПМК).

2.2.    Комплексный поток должен осуществлять строительство под единым оперативным руководством для обеспечения техноло -гической последовательности и наибольшей эффективности выполнения всего комплекса работ по строительству трубопровода.

2.3.    Подготовительные работы рекомендуется выполнять с опережением основных видов строительно-монтажных работ на 4-6 мес, а сооружение временных дорог - с опережением на

2-3 мес.

2.4.    Для организации круглогодичного строительства на трассах трубопроводов с заболоченными и обводненными участками заблаговременно, до начала производства строительно-мон -тажных работ, необходимо выполнить следующие мероприятия:

выбрать участки трасс для первоочередного строительства в зимнее или летнее время; составить график производства строительно-монтажных работ и поставки необходимых машин и материалов;

выбрать места складирования материалов и базирования техники, а также места вертолетных площадок;

разработать транспортную схему завоза материалов и воз -можные варианты объезда непроходимых участков и способов их преодоления;

определить границы участков работы отдельных производственных комплексов с учетом сложности природно-климатических условий по протяженности трассы;

оснастить производственные участки необходимыми машинами, механизмами, оборудованием, материалами и рабочей силой;

смонтировать сварочно-монтажные базы и обустроить жилые трассовые городки;

6

построить временные технологические дороги и подъезды к ним, а также водопропускные, водоотводные и осушительные сооружения на подъездах к трассе и вдоль нее иди построить и оснастить необходимым оборудованием береговые монтажные площадки при прокладке методом сплава;

при сооружении нескольких магистральных трубопроводов в одном энергетическом коридоре в районах с большой заболоченностью территории целесообразно заблаговременно провести мероприятия по осушению полосы посредством устройства отводных канав или намыва грунта в пределах полосы строительства средствами гидромеханизации.

Принятые решения по указанным мероприятиям необходимо обосновать технико-экономическим расчетом.

2.5.    Для организации работ в летний период необходимо разработать дополнительные мероприятия по подготовке к летнему строительству, в которых должны быть решены специальные вопросы, в том числе:

дополнительное выделение фондов на получение необходимых материалов и машин для производства работ в летний период строительства;

переоборудование машин и механизмов, а также заготовка специальных средств (еланей, понтонов и т.п.) для обеспечения работы в сложных условиях в летнее время;

подготовка подъездных путей от карьеров к местам производства работ на трассе; увязка работы землеройных машин в карьерах и транспортной техники с календарным графиком отсыпки насыпей на участках болот и строительства временных дорог с учетом состояния землевозных подъездных путей на конкретных участках трассы.

2.6.    Для успешного осуществления строительства на болотах и заболоченных территориях большой протяженности целесообразно предусматривать двухлетнее планирование сооружения участков трубопровода, с тем чтобы в благоприятное время года выполнить работы по строительству технологических дорог и подъездов к ним, инженерно-технической подготовке трассы, в частности: развозке труб и трубных секций, устройству монтажных площадок для прокладки трубопровода методом сплава или протаскивания, подготовке к строительству участков трубопровода из обетонированных труб, осушению или намыву грунта в пределах полосы строительства.

2.7. Комплекс организационных л технологических решений должен предусматривать непрерывный производственный процесс круглогодичного строительства линейной части магистральных трубопроводов по мере продвижения потока на всем протяжении участка - от начала до конца, независимо от типа болот .характера обводненности местности, грунтовых условий, диаметра сооружаемого трубопровода и времени года.

Однако в ряде случаев на стадии проектирования трубопроводов, прокладываемых в северных районах на участках с кали -чиеы глубоких болот, особенно большой протяженности (сдлавия-яого типа), где отсутствуют подъездные и вдольтрассовые дороги, а их сооружение для обеспечения прокладки трубопроводов в летнее время по технико-экономической оценке нецелесообразно, рекомендуется планировать прохождение таких участков, как правиле, в зимний период. Прокладку этих участков целесообразно осуществлять специальными подразделениями, оснащенными необ -ходамой техникой для производства работ в таких условиях.

2.8.    На болотах епдавинного типа, а также незамерзающих болотах 1-Ш типа небольшой протяженности прокладку трубопроводов рекомендуется планировать (если позволяют сроки директив -ного графика) преимущественно в летнее время.

Б этом случае прокладка трубопроводов через болота спла-винного типа рассматривается как сооружение перехода и осуществляется отдельными специализированными бригадами. При этом график строительства составляют так, чтобы строительство участка было закончено к моменту подхода основного линейного строительного потока. На участках трассы с незначительным количеством болот протяженностью до 400 м рекомендуется непрерывное круглогодичное ведение строительно-монтажных работ. В этом случае на болотистых участках предусматривается сооружение технологических дорог.

2.9.    Строительство трубопроводов на болотах и обводненных участках рекомендуется осуществлять, как правило, ив труб с заводской изоляцией или иг секций труб, изолированных в базовых условиях.

2.10.    Для организации непрерывного круглогодичного строительства магистральных трубопроводов с учетом специфических особенностей болот и обводненных участков и на вечномерзлых

8

гр/нтах рекомендуются иетод сооружения трубопроводов,приведен-нкс в табл.1 для основных регионов строительства отрасли.

2.11.    Для районов Западной Сибири и Крайнего Севера в зимний период строительство трубопроводов можно осуществлять путем прокладки трубопровода:

с бермы траншеи - на устойчивых минеральных и вечномерзлых грунт ах (модульный метод с использованием типовых технологических схем);

с зимней дороги - на промораживаемых болотах; с искусственно намороженных и усиленных снежно-ледовых дорог - на непромораживаемых болотах;

с полосы предварительного намытого грунта» особенно на болотах,непромораживаемых в эимнее время;

на поплавковых опорах для болот сплавинногсг типа с про -мороженной торфяной залежью не менее I м;

обетонированного само погружением под действием собственного веса в предварительно разработанную майну при вскрытии промерзшего верхнего торфяного слоя болота (толщиной не менее I м);

с полосы заблаговременно намытого грунта - для болот 1-Ш типа и заболоченных участков большой протяженности.

Б весенне-летне-осенний периоды могут быть рекомендованы методы прокладки трубопроводов:

с берад траншеи - на участках устойчивых грунтов; с грунтовой насыпи (отсыпаемой на нетканый синтетический материал или лежневый настил)-на обводненных участках с дли -тельным стоянием поверхностных вод и на участках трассы с залеганием вечномерзлых грунтов;

с временной технологической дороги различной конструкции-преимущественно на болотах I и II типа;

способом сплава или протаскивания-на сильно обводненных болотах I—II типа и болотах Ш    с п лавинно го типа;

с полосы намытого грунта - для болот П-iL типа и заболоченных участков большой протяженности*

2.12.    В центральных районах европейской части СССР в зимний период прокладку трубопроводов можно выполнять:

с бермы траншеи для участков с минеральными устойчивыми грунтами с использованием типовой технологической схемы строительства;

9