Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

70 страниц

449.00 ₽

Купить Р 470-82 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство может служить основным материалом дня составления производственных инструкций по технике безопасности и производственной санитарии как по отдельным видам работ, так и по профессиям применительно к местным условиям и после утверждения их в установленном порядке.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Основные положения

2. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы

3. Земляные работы

4. Установка свайных опор

5. Производственная санитария

6. Жилищно-бытовые условия

Приложения

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов

-ВНИИСТ-

РУКОВОДСТВО

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Р 470-82

Москва 1983

"Руководство до технике безопасности и производственной санитарии при строительстве магистральных трубопроводов в Западной Сибири" разработано на основании СНЫ Li-4-80 "Техника безопасности в строительстве", действующих "Правил техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов" (И., "Недра", 1982) и других нормативно-техяи -ческих документов, а также с учетом опыта строительства магистральных трубопроводов в условиях Западной Сибири.

Настоящее Руководство может служить основным материалом для составления производственных инструкций по технике безопасности и производственной санитарии как по отдельным видам работ, так и по профессиям применительно к местным условиям и после утверждения их в установленном порядке.

Руководство разработано сотрудниками отдела охраны труда ВШШТа Карташевым Г.л., Багииновым Ю.М., Благовещенским А.Б., Комовниковым Г.С., Ильиным Д.Н. и согласовано с отделом охраны труда Шннефгегазстроя.

Замечания и предложенья направлять по адресу: I05G58, LfoCKBa, Е-об, окружной проезд, 19, ВНЙЙСТ, отдел охраны труда.

© Всесоюзный научно-исследовательский институт по^р^оитедшству магистральных трубопроводов

а)    грузы рас по дожить с учетом их центра тяжести и только по указанию командира самолета;

б)    сохранить свободное пространство (не менее 150 мм) мезду стенкой грузовой кабины л грузом, чтобы избежать повреждения стенок или смонтированных на них приборов и каодникацпй;

в)    грузы снабдить крепежными узлами, по прочности равными швартовочным узлам, смонтированным на полу грузовой кабины;

г)    грузы надежно прикрепить швартовочяыми тросами за крепежные узлы к полу грузовой кабины;

д)    число швартовочяых тросов назначать в зависимости от массы груза и направления предполагаемого смещения груза.

2.19,    При выгрузке грузов И8 самолета необходимо соблюдать следующие условия:

а)    наметить руководителю работ совместно с командиром самолета безопасный способ выгрузки и провести инструктаж стропальщиков;

б)    ослаблять швартовочяые троссы одновременно с противоположных сторон;

в)    выгружать своим ходом самоходные машины, а несамоходные вывозить с помощью трактора или другой машиной, роликового транспорта, катков или по рельсам;

г)    применять средства торможения (например, лебедка,блок), чтобы предотвратить от самопроизвольного скатывания груза при выгрузке несамоходных машин;

д)    не находиться стропальщикам на пути перемещения груза.

2.20.    При транспортировке труб и секций вертолетами должны быть соблвдены следующие требования безопасности:

а)    подготовить и заранее обозначить красным:: флажами,ус-таноьденными по концам намечаемого штабеля или местам укладки секции на трассе трубопровода, места укладки труб в штабеля и укладки секций;

б)    установить связь между командиром вертолета ж руководителем погрузочно-разгрузочных работ путам сигнализации флажками красного и белого цвета, а именно:

взмах красным флажком над головой в направлении, перпендикулярном полету, означает сигнал зависания вертолета;

движение красным фланком в направлении: вверх, вниз, вперед, вправо, влево служит сигналом для движения вертолета в направлении, соответствующем движению флажка;

II

белы л уланок б руке на уровне пояса я красный в другой, летягой над головой - сигнал к прявдМу груза на разгрузочной площадке;

подъем белого £лака над годовой - сигнал на подъем вертолета на высоту не менее 5 м;

взяах белым фланком з направлении полета означает сигнал к отправлению в рейс;

в Прицепить заранее застроловаяную трубу (секцию) после зав^алля вертолета над трубой (секцией)до высоты Зк, после чего: стро:~"- ..дки отходят от зависшей трубы (секция) на безопаснее расстояние;

бортмеханик с помощью лебедки поднимает груз на 0,3 м от земли;

руководитель работ,убедившись в надежности строповки , подает сигнал к подъем трусы (секции) и отправление вертолета.

2.21.    При выгрузке труб (секций) с вертолета необходимо соблюдать следующие требоз>\*лг техник,! безопасности:

а)    руководитель . наболтает за приближением вертолета и подает с;£пяал о проеме трусы (секции);

б)    после сн:-г чя трубы (секции) на 1-1,5 и от земли стропальщики баграми направляют трубу (секцию) на место укладки;

в)    расе тропов^ трубы (секции) ведут после надежной ее укладки на место, затем стропальщики должны отойти на безопасное расстояние, а руководитель работ подать сигналы на подъем и отправление вертолета.

2.22.    При транспортировке вертолетом двух секций выгрузку /л ведут последовательно в два приема с перемещением вертолета к месту укладки от первой секции ко второй.

2.23.    При транспортировка вертолетами строительных машин i: других крупных грузов необходимо увязывать и строповать их по заранее разработанным схема.*, для гхандого груза, учитывая пх массу и надетое;ь узлов, за которые закреплены стропы.

Перевозка рабочих к месту работ авиатранспортом

2.24.    Рабочим, пользуацлмся авиатранспортом, необходимо выполнять указания командира экипажа,

2.25.    Посадку рабочих в самолеты (вертолеты) осуществляв

ют по посадочным талонам, которые выдаст им на руки, иди по списку, составленному на каздый рейс с указанием старшего (бригадира) на все время полета.

Список на посадку в самолет (вертолет) подписывает руководитель работ, причем один экземпляр списка должен находиться у командира самолета (вертолета), а второй - у руководителя работ.

н.<£>. При перевозке рабочих в вертолетах следует соблюдать следующие правила техники безопасности:

а)    командир вертолета указывает кавдому рабочему место в матине на все время полета и присваивает ему определенный порядковый номер;

б)    посадка (высадка) рабочих происходит строго по очереди, по порядковым номерам (п.2.26,а) иод руководством бригадира и бортмеханика;

в)    во время посадки бригадир стоит у лестницы ж следит за лодк-шащпмися рабочими;

г)    груз и инструменты для транспортировки их вертолетом привязывают к концу веревки, которую опускает бортмеханик о вертолета, и поднимают на борт;

д)    в тех случаях, когда нет подходящей площадки для по -садки вертолета, бригаду рабочих высаживают в положении зависания вертолета, при этом:

высота зависания должна быть 1-2 м, максимально допустимая высота - 10 м;

во время высадки бригады рабочих из положения зависания вертолета около двери кабины и на лестнице одновременно не должно находиться более двух человек;

первым покидает вертолет бригадир, который, спустившись на землю, придерживает свободный конец лестницы, помогая спуститься остальным рабочим;

е)    при спуске (подъеме) по веревочной лестнице из вертолета в полоненш: зависания на высоте 8-10 м необходимо пользоваться страховочным:! поясами.

13

Тт»йпмш1я Дяяопяпности паи движении людей я транспорта по дыр водоемов

2.27.    При устройстве ледовых переправ черев реки, озера

и другие водоемы следует руководствоваться "Временной инструкцией по устройству к содержаний дедовых переправ (ВСН-68) "йнн-автошосдора,    (М.,    "Транспорт", 1971).

2.28.    Устройство дедовых переправ осуществляют силами генподрядных с'-'т'-аягельных иди других заинтересованных организаций и предприятий с привлечением в случаях необходимости специализированных дорожно-отроиельннх организаций.

При устройстве ледовой переправы необходимо, чтобы:

а)    лед был монолитным, но не слоистым;

б)    в месте расположения ледовой переправы (на 20 ы в обе стороны от продольной ее оси) не было:

прорубей;

площадок для загоа ки льда;

выходов Грунтовы/ вод;

мест сброса с-:чаботанных теплых вод; нагромождения торосов; большее перепадов уровня воды;

в)    при определении места переправы был выбран такой участок реки, где скорость течения воды наименьшая;

г)    на ледовой переправе транспортный поток шел только в одну сторону, а для встречного движения был устроен другой путь на расстоянии 150 м от первого.

2.29.    За состояние и безопасную эксплуатацию ледовых дорог несут ответственность руководители предприятий, организаций, начальники участков, прорабы и мастера.

2.30.    Дорошо-схроихвиьные организации должны:

наладить дорожную службу;

содержать дороги в исправности и ремонтировать их в случае необходимости;

оборудовать ледовые переправы в организовать движение по

ним.

Вели в данном районе нет дорожно-строительной организации, то ее функции должна выполнять организация, эксплуатирующая транспорт (например, транспортные конторы, управления механизации).

2.31.    Грузоподъемность дедовых переправ, время, когда нх оицить и закрыть,определяет комиссии, которые состоят из представителей организаций и предприятий, обеспечивающих сооружение и эксплуатацию дедовых переправ.

2.32.    Дату начала и конца работы переправы по льду объявляют приказами по организации, обеспечивающей безопасное движение по ледовым переправам.

2.33. На период эксплуатации переправы необходимо назначить приказом ответственное лицо из инженерно-технических работников, которое обявано:

а)    постоянно контролировать состояние переправы и обес -печивать безопасность движения по ней;

б)    заблаговременно информировать транспортные предприятия и организации об изменении режима и условий движения по ней.

2.34.    Для содержания в исправном состоянии и ремонта ледовой переправы, а также для обеспечения безопасности двизе -ния но ней следует назначить приказом специальную бригаду рабочих, возглавляемую мастером, в обязанности которого входит:

а)    устанавливать возможность движения по дедовой переправе гусеничных и колесных машин на основании данных о состоя -нии льда;

б)    закрывать в необходимых случаях временно или окончательно движение на переправе;

в)    вести зурн ал наблюдений и промеров за:

изменением толщины и структуры льда;

температурой воздуха;

расчетными величинами нагрузок.

2.35.    В период эксплуатации дедовой переправы обслуживающей ее бригаде рабочих следует:

а)    ежедневно определять структуру льда, измерять его толщину и температуру воздуха;

б)    систематически наблюдать за:

техническим состоянием ледяного покрова и его сопряжений с берегом;

подъездами к переправе;

в)    выполнять необходимый ремонт;

г)    постоянно регулировать движение на переправе и контролировать соблюдение установленных правил движения по ней;

15

д; очищать переправу от снега.

2.36.    для обеспечения безопасности движения по дедовой переправе необходимо:

а)    четко обозначить границы переправы хорошо закрепленными и заметными вехами, расставленными с обеих сторон переправы на расстоянии 5 м от ее оси и 15-20 м одна от другой;

б)    вывесить правила пользования дедовой переправой с учетом специфических условий работы (интервалы движения, часы работы и т.п.);

в)    ус1*- jBHTb знаки, определяющие грузоподъемность льда, скорость движения транспортных средств, валрещащие остановку транспорта и обгон, а также в необходимых случаях установить знаки, запрещающие въезд на переправу;

г)    оборудовать шлакбаумои въезд на переправу;

д)    обеспечить вблизи переправы запасы песка и других материалов, необходимых для ее ремонта и содержания;

е)    иметь тягачи и другое тяговое оборудование вблизи ледовой переправы на случай срочной эвакуации неисправных транспортных средств с нее;

ж)    организовать обслуживающему персоналу и пассажирам пункты, где можно обогреться и пополнить запасы воды для транспортных средств;

з)    оборудовать переправу с касательными кругами, поясами, баграми* и аптечкой.

2.37.    При прокладке трассы ледовой переправы черев водоем необходимо, чтобы дед обследовало звено рабочих, состоящее не менее чем из двух человек, которые должны обвязаться веревкой и передвигаться одни за другим на расстоянии 3-4 м.

Рабочий, ждущий первым, должен проверять дед шестом. Sc-ли шест пробивает лед с одного удара, то следует вернуться и избрать другой путь или прекратить работу.

Участников работ на едучай оказания помощи провалившемуся под лед рабочему необходимо снабдить в достаточном количестве баграми, досками и другими средствами, бросательный конец которы! состоит из прочной веревки длиной не менее 50 м.

Петля шеста, надеваемая на руку, должна иметь в диаметре не менее 25 см, чтобы при необходимости пз нее легко молно было высЕободать руку.

16

2.38.    При определении прочности льда следует организовать наблюдение с берега для оказания в случав необходимости немедленной аоыот работающим на льду.

2.39.    В тех местах, где ледовую переправу будут эксплуатировать несколько организаций, их руководители долины установить порядок совместного пользования дорогой и назначить ливр, ответственное ва ее безопасную эксплуатацию, о чем каждый руководитель организации ивдает приказ.

2.40.    При переправе по льду пассажиры обязаны сойти с транспортных средств и идти пешком ва транспортом на расстоянии 25 м от него, а водители - ехать с открытыми дверцами кабины.

2.41.    Ширина дедовой переправы долина быть не менее 6 м. Допустимая толщина «ьдя дороги в зависимости от массы перевозимого по ней груза (брутто) определяется по табл.1.

Таблица I

Наименование rpysa

Масса,

Тс

шшша. см

т

МОРСКОГО

льда

речного ледяного покрова, оевопасная яри температуре воздуха шое , —1°С

Человек со снаряжением 0,1

15

10

Автомашина грузоподъемностью 1,5 т с грузом

3,5

30

25

Автомашина с трупом

6,5

45

35

Автосамосвал с грузом или бульдозер

8,5

45

39

Автотягач с грузом или трактор 10

50

40

Трактор с грузом

20

70

55

Сверхтяжелый груз

40

100

95

Примечание. Прочность весеннего льда принимают в два раза меньше указанной в таблице.

2.42. Толщину на действущей ледовой дороге следует измерять в сдедущие сроки:

а)    зимой один раз в 10 дней, а при пересечении фарватера с быстрым течением - один раз в неделю;

17

б)    осенью и веоной - аиедневно.

2.43.    При направлении водителей в рейсы, свяванте с движением по дедовым переправам (дорогам), в путевых листах обязательно следует сделать отметку.

Кроме того, водителям необходимо выдать маршрутные карты или схемы с обоаначешем этих переправ, указанием особенностей маршрута и мерах безопасности в пути.

Ясли одновременно в такие рейсы направляют несколько транспортных средств, то следует назначать лиц, ответственных За 6ea01^iCHOCTb дянгжядпт колонны.

2.44.    Лица, ответственные за отправку автотранспорта в дальние рейсы, которые связаны с движением по дедовым переправам (дорогам'), обязаны снабдить транспортные машины аварийно-спасательным средствами (доски, ваги, ломы, лопаты, тросы и другие).

2.45.    При образовании трещин и разломов льда переходы с берега на лед необходимо устраивать из деревянного настила и поперечин:

а)    уложенных непосредственно на лед;

б)    опирающихся на сваи;

в)    опиравшихся на шпальную клетку.

2.46.    Рабочий иди водитель, первый заметивший опасность, обязан принять меры к ее устранению и немедленно сообщить об этом лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию яедавнт перепрев (дорог), или лицу, ответственному за безопасность движения колонны, или бригадиру рабочих, обедукивающих переправу.

2.47.    Веди обнаружены торосы, большие наносы иди какие-либо другие препятствия на дедовой переправе (дороге), то движение транспорта следует прекратить до тех пор, пока не будут устранены повреждения дороги и обеспечена безопасность для дальнейшего движения.

2.48.    На всех участках ледовой дороги необходимо иметь обогревательные пункты (передвижные вагончики) с необходимым запасом топлива, освещением и средствами пожаротушения.

2.49.    При передвижении по льду запрещается резко тормозить и обгонять впереди идущие машины. Между движущимися машинами необходимо сохранять равномерную скорость и интервалы, заданные старшим колонны (группы).

2.50.    При пурге иди фмане движение по ледовой переправе (дороге) необходимо прекратить, а транспорт вывести на грунт, берег иди отмель. Поди транспорт вывести на грунт невозможно, то его следует рассредоточить по льду, предварительно обследовав прочность я толщину льда, а тяжелые машины установить на доски для увеличения плошали опоры.

2.51.    Запрещается сбрасывать большие и тяжелые груан с автомашины на лед водоема.

2.52.    Во время движения транспорта по дедовой переправе (дороге) водителей следует обеспечить пеньковыми веревками и спасательными шестами.

Требования безопасности при переводу* яшма ^epea водные првггу^р

2.53. Перевозить людей черев водные преграды следует на катерах, паромах или в шишках.

Моторист катера должен иметь удостоверение на право управления им.

Число перевозимых людей не должно превышать установленной грузоподъемности водного транспорта.

2.54.    Катер или тяинш необходимо снабжать спасательными средствами (например, кругами, пробковыми поясами).

2.55.    Ответственность 8а проведение посадки пассажиров и за погрузку грузов возлагает на капитана, если его нет, - на моториста, а на шишке - на старшего рабочего переправляемой группы.

2.56.    Весельные mmnmnr должны быть устойчивыми, прочными, хорошо проконопаченными и просмоленными я иметь необходимое оснащение (в частности, весла, канаты, круги).

2.57.    В паводки, ночью, во время сильного дождя, снега, тумана, ледохода, пурги, при сильном ветре и больших волнах перевозить людей через водные преграды любой ширины запрещается.

2.68. Вели в корпусе катера или пшшки будет обнаружена даже незначительная течь, то перевозить в ней лцдей запрещается.

19

2.59. В пшшке иди катере запрещается:

а)    стоять;

б)    сидеть на бортах;

в)    ходить по банкам и становиться коленями на них;

г)    держать руки на планшире при подходе иди отплытии шдшки (катера) от борта судна, причала;

д) наваливаться корпусом на румпель руля;

е) переходить с места на место во время движения без разрешения старшего шдшки (катера).

3. ЗЗИДЯНЫЕ РАБОТЫ

3.1.    Торфяные грунты на болотистых участках с несущей способностью от 0,3 до 0,8 кгс/см^ разрешается разрабатывать обычными одноковшовыми экскаваторами с применением еланей. Для каждого экскаватора долнно быть заготовлено не менее S пакетов еланей из круглого лес* диаметром 20-30 см.

С дани следует перекладывать с помощью того жв экскаватора, который используют для земляных работ данного участка, но с применением инвентарных стропов.

Строповку пакета должен выполнять помощник машиниста, а после зачадки пакета еланей ецу следует отойти в безопасное место, но обязательно находиться в поле зрения машиниста экскаватора.

3.2.    Земляные работы на торфяных болотах с неустойчивой консистенцией (растекающихся) или покрытых сплавинами следует выполнять с помощью экскаваторов на понтонно-гусеничном ходу, удельное давление от которых на грунт равно 0,1 кгс/см2, одноковшовыми экскаваторами болотной модификации иди обычными экскаваторами со еланей.

3.3.    Обваловду трубопровода на болотах необходимо вести одноковшовым экскаватором на уширенных гусеницах шш обычным одноковшовым экскаватором со еланей.

3.4.    Крутизну откосов траншей в болотах при глубине до 2 м принимают в соответствии с табл.2.

3.5.    На болотах с-низкой несудеЗ способностью следует-провести искусственное промораживание поверхности на глубину 30-40 см.

20

Руководство ло технике безопасности и производственной санитарии при строительстве магистральных трубопроводов в Западной Сибири

внижт

F 47СЕ-82

Разработано

впервые

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    На строительстве магистральных трубопроводов в условиях Западной Сибири в вопросах охраны труда следует руководствоваться:

СНиП ILr4-8G "Техника безопасности в строительстве" (М., Стройиздат, 1980);

"Правилами техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов" (М., Недра, 1972);

"Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей” (М., Энергия, 1974);

"Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (М., Металлургия, 1975);

"Правилами пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ" (М.# Стройиздат, 1977).

1.2.    При выподении работ в условиях Западной Сибири необходимо:

а) иметь постоянную надежную радиосвязь между администрацией и всеми бригадами, водителями, которые находятся в рейсах в малонаселенной местности (в тайге, тундре) на местах выполнения работ;

б)    запретить всем работающим в незаселенных местностях (тайге, тундре) удаляться в одиночку на большие расстояния;

в)    снабдить головными уборами с козырьком или полями и светозащитными очками с темными стеклами всех работающих вне помещений в условиях полярного дня для защиты от солнечной радиации и прямых солнечных лучей.

1.3.    При работе на открытом воздухе во время сильных морозов в соответствии с постановлениями местных, областных (краевых) Советов депутатов трудящихся необходимо устраивать перерывы, чтобы работающие могли обогреться.

Внесено отделом ! Утверждено заместителем f Срок введения ох^ша труда ' ^ректо^а^ЖхуЮТа    1.04.1983 г.

Таблица 2

Характеристика тор$а

Отношение глубины траншеи к наложении откоса с равной несущей способности» не юнее, _кгс/см*    _

Слаборагложившийся Хорошо разложившийся

0.2-0.3 I    0.1

1:0,75    1:1

1:1    1:1,25

Примечание. При сильно обводненных болотах с несущей способностью менее О.хкгс/см^ иди покрытых сплавинами крутизна откосов устанавливается по проекту.

Для искусственного промораживания применяют способы .предусмотренные проектом производства работ (например, очистку поверхностей от снега, намораживание водой, армирование хворостом) .

3.6.    Машины на гусеничном ходу, применяемые на болотистых участках, должны иметь люки в крышке кабины, а если дюков нет, то машинист должен открыть дверцу кабины.

3.7.    Рыхлить мерзлые грунты для траншей под магистральные трубопроводы разрешается роторными или одноковшовыми экскаваторами на глубину,не более указанной в паспорте машины.

3.8.    Разрабатывать траншеи одноковшовыми экскаваторами в мерзлых грунтах без предварительного рыхления допускается, если:

а)    вместимость ковша 0,5-0,65 я8, а толщина мерзлого слоя до 0,25 м;

б)    вместимость ковша 1-2 м8, а толщина мерзлого слоя 0,4 м.

3.9.    При разработке мерзлого грунта механическим способом применяют клин-молот, смонтированный на базе гусеничного трактора.

Машинист, работающий на клин-молоте, чтобы избежать травм, которые могут причинить ему отлетающие куски мерзлого грунта, должен носить защитные очки, а его кабина - иметь двойную защитную проволочную сетку с расстоянием между слоями 50 мы.

Не разрешается подходить ближе 40 м к кнскаватору во время его работы.

21

1.4.    В северных районах Западной Сибири в зимний период все виды работ на открытом воздухе должны быть прекращены при:

скорости ветра 22 м/с и любой температуре; любой силе ветра и температуре ниже -45°С.

1.5.    При прокладке трубопроводов в незаселенной местности (таите, тундре) руководитель работ обязан:

а)    контролировать соблюдение правил поведения всего личного состава;

б)    немедленно пресекать любые нарушения производственной дисциплины (вплоть до отчисления из личного состава и удаления с тегх-ории строительства);

в)    систематически проверять наличие топлива, продуктов, медикаментов и своевременно поподять их;

г)    вести вахтенный вурнал, в который заносить: метеорологические данные (температуру наружного воздуха,

силу ветра, осадки);

табель выхода на работу сотрудников; суть радиораэговора с командным пунктом вышестоящей организации;

все выявленные отклонения от нормальных условий жизни и работы строителей с указанием принятых мер по их устранению;

д)    давать письменное разрешение на выход (или выезд) ив строительного поселка в рабочее время, проинструктировав отъезжавшего о мерах безопасности,с указанием времени и способа возвращения, а также следить за выполнением инструкции о порядке выбытия из поселка.

1.6. Лиц, нарушающих производственную и трудовую дисциплину и правила безопасности труда, привлекают к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

1.7.    Руководитель работ на время своего отсутствия обязан назначить старшего в каждом звене (или в группу) рабочих,

1.8.    В зимний период радиаторы машины должны быть заправлены незамерзающей жидкостью (антифризом), а при отправке в дальние рейсы необходимо брать запас антифриза для пополнения системы охлаждения двигателей.

1.9.    Инженерно-технические работники и рабочие должны: пройти обучение ориентировки на местности по компасу,солнцу, звездам, деревьям и другим признакам;

знать магнитные отклонения в районе работ и учитывать их при передвижении по компасу.

1.10.    В случае, если один (или несколько) членов группы потеряли ориентировку на местности или с ними нарушена связь, то старший этой группы обязан:

организовать розыск;

оповестить руководителей и все ближайшие группы;

установить ориентиры. Для этого днем зажигают дымовые шашки, а ночью - ракеты , используя также дымовые сигналы и другие средства, которнми была снабжена группа перед выходом на работу.

При поиске людей, потерявших ориентировку, следует использовать: радиосвязь, звуковые сигналы, стрельбу из ружей, а в случае необходимости - и вертолеты, прожекторы, аэростаты и другие имеющиеся средства.

Поиск продолжают до успешного его завершения лли до тех пор, пока вышестоящая организация не даст разрешение на его прекращение.

1.11.    При прокладке трассы трубопровода встречающиеся топкие болота должна обследовать группа рабочих, состоящая не менее чем из трех человек под руководством опытного проводника-охотника (желательно из местного населения).

У каждого рабочего при обследовании болот в руках должен быть шест диаметром 5-6 см и длиной не менее 8 м.

Рабочие должны передвигаться один за другим на расстоянии не менее 5 м, к поясу каждого лз них прикрепляют пеньковую прочную веревду, которая их соединяет.

Второй и третий рабочие должны внимательно следить за идущим первым и в случае необходимости оказать ему помощь.

Встречающиеся "окна" в болотах следует обходить:    эти

"окна" легко заметить, так как они обычно выделяются яркой, сочной зеленью.

1.12.    Если один из рабочих группы проварится в болото, то остальные рабочие должны немедленно положить ему шест поперек "окна", чтобы он мог держать на шесте туловище или в крайнем случае держаться за него руками, не делая резких движений* Подоспевшие на помощь должны подать ему веревку или другие средства спасения.

5

1.13. Строительстве магистральных трубопроводов Западной Сибири ведут в суровых климатических условиях, поэтому весь персонал, работающий и проживающий на участках строительства трубопроводов, должен хорошо знать и соблюдать необходимые требования безопасности труда и личной гигиены,

1.14.    Климат Западной Сибири отличается продолжительной зимой (особенно в ее северных районах) и довольно теплым летом в основном регионе.

Б летние месяцы (особенно в иаде) температура воздуха бывает +2f°' л более.

Осенью (в сентябре и октябре) с постепенным понижением температуры в основном регионе увеличивается облачность,чаца идут додди, затем начинаются заморозки и все заметнее вторгается холодный уоздух из северных районов. В октябре уже выпадает снег, но снежный покров устанавливается лишь к началу ноября.

Зима в основном регион длится с ноября по апрель (5-5,5 месяца) и начинается о ; отойч^вого снежного покрова. С проникновением холодного „ездуха из Арктики наступают сильные морозы при ясном н*бе и безветрии.

Зима в северных районах характеризуется продолжительным периодом (6-^10 месяцев) с сильными морозами и ветрами.

Б самом холодном месяце,Январе, средняя температура воздуха основного региона равна примерно -20°, но мороз может достигать и -50°С, а в северных районах даже -60°С.

Весна в основном регионе продолжается с апреля до начала июля. Наступление весны характеризуется оттепелями и посте -пенным стаиванием снежного покрова. Весной возможны возвраты холодов, связанных с распространением холодного воздуха из северных районов. Морозы прекращаются в мае, но заморозки по ночам еще продолжаются.

1.15.    Прокладку магистральных трубопроводов через сильно обводненные и заболоченные участки необходимо осуществлять преимущественно в зимний период, когда легче пройти тяжелой технике.

I.I6. Все Передвижные электроустановки переменного тока подлежат заземлению в соответствии с ГОСТ 12.I.030-81. Передвижные электросварочные установки с генератором переменного тока

с изолированной нейтралью, осуществление защитного заземления которых представляет трудности по технологическим причинам (частое передвижение при сварке неповоротных стыков),доле и быть оснащены устройствами непрерывного контроля изоляции с защитным отключением.

Электросварочные установки с генераторами постоянного тока на напряжение до НО В заземлению не подлежат.

2. ПОГРУБОЧНО-РАЗГРУЗОЧЫЬ^ И ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ

2.1.    При движении транспортной колонны по участкам тундры в северных районах интервал между машинами должен быть не более 100 ы, а при недостаточной видимости - на зрительном расстоянии. Старший колонны обязан обеспечить безопасность движения.

2.2.    Транспортные колонны, доставляющие грузы на трассу, следует снабдить радиостанциями.

2.3.    В пургу, снегопад и туман выход полевых групп, а также выезд в рейсы колонн автомашин, тракторов и других механизмов запрещается.

Чтобы укрыться и обогреться в непогоду (например, пургу, сильный ветер), все рабочие доданы иметь палатки, а автомашины снабжены брезентовыми тентами и обогревательными приборами.

2.4. Лица, ответственные за отправку транспорта в дальние рейсы продолжительностью в несколько дней, обязаны:

а)    проверить у всех участников рейса умение оказать первую помощь при несчастных случаях ж при обморожениях;

б)    сообщить старшему группы (или колонны) водителей автомашин метеосводку и прогнозы на ближайшие дня:

о состоянии дорог;

об обозначении ледовых переправ;

о наиболее опасных участках пути;

об установленной скорости движения в хорощую и ненастную погоду;

7

о доцустиыоы объеме транспортируемых грузов и количестве перевозимых двдей;

о длительности и местах стоянок на ледовых переправах;

в)    проинструктировать всех участников рейса по правилам поведения на ледовых переправах;

г)    обеспечить:

укомплектованными аптечками первой медицинской помощи; спецодеждой, спедобувьс и защитными средствами в соответствии с де'Ас гнущими нормами, аварийно-спасательным имуществом (например, досками, вагами, домами, лопатами, тросами); радиостанцией;

набором инструмента для ремонта транспорта в пути; палатками;

средствами для разогрева моторов; средствами тушения повара.

йнгпувка труб из бард

2.5. Перед началом выгрузки труб лицо, ответственное за разгрузку труб, совместно со шкипером баржи и бригадиром грузчиков обаваио убедитьоя в наличии и исправности сходней, трапов, мостиков и ограждений, а такяе наметить бевопаояй способ разгрузки и перемещения труб.

2.6. Для укладки труб в итабеля на берегу, в тех случаях, когда длина стрелы крана не повволцвт сразу уложить трубы в "седло", их следует перекатывать по накатам из прочных брусьев.

Размера накатов и расстояния между ними следует пронимать с таким расчетом, чтобы под тяжестью труб они не сломались.Ориентировочно для труб диаметром 1420 ш при расстоянии между покатан 3 м сечения брусьев по катей доли нм быть для древесины мягких пород 160x130 мм.

Стальные труби диметром более 300 ж следует укладывать в седло штабелями высотой не более 8 м с применением автоматических захватав, причем paбочке не должны находиться на штабеле ни при каких обстоятельствах.

Трубы крепят специальным.: инвентарными приспособлениям,

8

обеспечивающими устойчивость их в штабеле и безопасность работающих.

Если нет автоматических захватов, то складировать трубы сдерет в штабеля высотой не более 3 м с закреплением их инвентарными: упорными башмаками.

Перевозка грузов авиатранспортом

2.7.    При строительстве магистральных трубопроводов в слу

чае использования вертолетов п самолетов на погрузочне-разгрузочных работах необходимо v уководствоваться действу пилы "правилами техники безопасност:: л производственной санитарии : ри техническом обслуживании самолетов и вертолетов на ip- дпрля-тиях гражданской авиации ”    ?Е0    ийияистерства граздапск .

авиации, 1уС9).

2.8.    Временные долевые аэродромы для посадки самолетов и посадочные площадки для вертолетов долина устраивать строительная организация.

Размеры аэродрома (площадки), а также их оснащенность механизмами и вспомогательна:.-мл средствами необходимо предварительно согласовать с предо г^в/телем гражданской авиации

После выполнения всех работ по устройству аэродрома (площадки) и оборудования их комиссия из представителе - строительной организации л гражданской авиации составляет приемочный акт, который служит документом, разрешающим эксплуатации аэро-дрома (площадки).

2.9.    Для стропов к: (отстроповки) труб к вертолетам к для погрузки (выгрузки, труб в самолеты следует навеач-.ть звено стропальщиков, которое сдало экзамен по правила’/ техники безопасности с учетом слс.г-£лческих требований при екеллуагации воздушного транспорта на погрузочно-разгрузочных работах.

2.10.    Зацепку груб необходимо вести по зарал-.е разработанным схемам, которые должны быть утверждены руководителями строительной организации л согласованы с представителем отряда гразданской авиации.

Схемы зацедкл труб должны находиться у руководителя погрузочно-разгрузочных раоот и у старшего стропальщика.

9

2.11.    Звено стропальщиков перед началом работ в течение 2-3 ч обязано пройти практическую тренировку по строповке и отстроповке труб под наблюдением представителя гражданской авиации и ответственного пиця за погрузочно-разгрузочные работы на строительной организации.

2.12.    Сигнализацию экипаж самолета (вертолета) должно подавать только лицо, ответственное га погрузочно-разгрузочные работы.

2.13.    При взлете и посадке самолета (вертолета) рабочим запрещает находиться и размещать транспортные средства на расстоянии менее 100 м от места вэлета (посадки) самолета (вертолета).

2.14.    После приземления воздушного транспорта (при работающем двигателе) руководитель погрузочно-разгрувочных работ (прораб, мастер) л стропальщик долины находиться слева по дайкекию самолета (вертолета) яг расстоянии не менее 20 м.

2.15.    При погрузке в самолет штучных грувов с автомобиля необходимо следить зч тзм, чтобы между ивовом автомобиля л люком самолета оставалось расстояние не менее 0,5 м. Автомобиль должен иметь надежные тормоза, а под его колеса следует подкладывать тормозные башмаки.

Грузы в отсеках самолета до начала полета следует надежно закрепить, чтобы они не смещались.

2.16.    Для погрузки в самолет машин и механизмов или для лх выгруаки необходимо применять инвентарные трапы или пандусы (в зависимости от массы груза). Влрина яаотила трапа должна быть на 0,4 м больше колеи погружаешх машин, а угол наклона трапа - не более 15°.

Чтобы избежать смещения машины в сторону я повреждения стенок грузовой кабины, необходимо поверх трапа и пола кабины установить направляющие брусья.

2.17.    Три секции должны быть подведены к грузовой кабине самолета на колесных или санных прицепах. Пакеты труб или секций следует затаскивать о транспортных прицепов в грузовую кабицу с помощью дебедки, установленной в самолете.

Для предохранения шла грузовой кабины от повреждений необходимо застелить его досками толщиной 5 см.

2.18.    При размещении щ крепледаи грувов, загружаемых в самолет, следует выполнять следующие условия безопасности:

10