МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект
ПОСОБИЕ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГРУЗОВЫХ КОМПЛЕКСОВ АЭРОПОРТОВ к ВНТП 5-85 ( МГА
Москва 1986
ШНИСТЕРСТВО ГРАДЦАНСКОЙ АВИАЦИИ
Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект
ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГРУЗОВЫХ КОМПЛЕКСОВ АЭРОПОРТОВ
ВНГП 5-85 %
(к МГА >
Москва 1986
где п'мП"- продолжительность периода работы грузового
комплекса по приецу-ввдаче грузов соответственно на грузовые и пассажирские воздушные суда.
4. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ СУТОЧНОЙ И ЧАСОВОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ В АЭРОПОРТАХ П И Ш КЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ (к разделу 2 ВНТД 5-85)
МГА
4*1. При проект1фовании грузовых комплексов одним из основных показателей для определения суточного расчетного грузооборота, а, следовательно, площадей и объемов зданий и сооружений является коэффициент суточной неравномерности, отражающий неравномерность грузовых объемов по суткам в течение года. Суточная неравномерность грузовых потоков со стороны города и перрона характерна для всех аэропортов гражданской авиации, она вызвана следующими причинами: несовершенной организацией и технологией обработки грузов в аэропортах;
метеоусловиями и технической неисправностью самолетов; загруженностью определенных направлений в различные периоды года и т.д.
Наблюдаемая неравномерность завоза-вывоза грузов из города в аэропорт и из аэропорта в город является следствием неритмичности работы предприятий, удаленности аэропорта от города и ряда других причин.
Процессы, происходящие в грузовом комплексе аэропорта, зависят от ряда случайных факторов. Это определяет вероятностный характер функционирования грузового комплекса.
Если в качестве одного из основных требований к грузовому комплексу принять обеспеченность его достаточной про-пускной способностью с любой заданной вероятностью любых
10
суток максимального месяца» то расчет коэффициента суточной неравномерности должен строиться на изучении статистических закономерностей распределения фактических размеров отправляемых - прибывающих грузов по суткам в течение года#
4.2. Гистограммы и кривые плотности распределения для аэропортов I, П и Ш классов описываются функцией нормального распределения:
для аэропортов I класса
I . £- (ti -51.7)2 22,4У2П 2-22,42
Гистограммы и кривые плотности распределения в аэропортах 1У класса имеют вид гамма-распределения:
/А). 0.I2»86 . + 2.06-1 ^ g -0,1*
™ Г (2,85)
р -(ii-I23.4) 2 .
С 2*31,3 2 *
В аэропортах У класса гистограммы описываются функцией экспоненциального распределения
~ 10,3 е 10,3 <22)
Гистограммы и кривые плотности распределения, рассчитанные по усредненным плотностям* для аэропортов всех классов, приведены на рис. 2, 3 и 4.
4.3. Для определения меры расхождения между предполагаемыми распределениями и имеющимися статистическими данными использовались критерии согласия (Пирсона, В.М. Романовского, А.И. Колмогорова) для всех классов аэропортов. Значения критериев согласия приведены в табл. 3.
II
|
Рис. 2. Кривые плотности распределения суточных объемов отправляемых грузов в аэропортах I, П и Ш классов |
|
Рис. 3. Гистограмма и кривая плотности распределения суточных объемов отправляемых грузов в аэропортах 1У класса |
|
Рис. 4. Гистограмма и кривая плотности распределения суточных объемов отправляемых грузов в аэропортах У
класса |
Таблица 3 |
Критерии
согласия |
Значения критериев согласия по классам аеропортов |
|
I |
П |
ш |
1У |
У |
Пирсона)^ >0,05 |
0,909 |
0,300 |
0,348 |
0,052 |
0,731 |
Романовского
R43 |
1,141 |
0,349 |
0,231 |
1,817 |
0,693 |
Колмогорова
Л>о.о» |
1,000 |
0,763 |
0,951 |
0,433 |
0,829 |
|
4.4. Разный характер гистограмм и плотности распределения в аэропортах различных классов обусловливается следующими причинами:
суточный объем грузовых перевозок аэропортов У класса значительно отличается от суточного объема перевозок аэропортов I класса» он изменяется в зависимости от промышленного потенциала экономического района» обслуживаемого аэропортом;
по мере возрастания объема грузовых перевозок при переходе от У к I классу аэропортов изменяются типы самолетов» интенсивность их движения и повышается регулярность пологов;
в аэропортах I, П и Ш классов перевозки грузов осуществляются» в основном» по союзным линиям.
В аэропортах 1У класса количество рейсов на союзных линиях значительно уменьшается, а в аэропортах У класса преобладают рейсы на местных линиях. В связи с этим уменьшаются объемно-весовые характеристики перевозимых партий грузов, а, следовательно, и их суточные объемы.
4.5. Для расчета коэффициентов суточной неравномерности грузовых потоков К следует пользоваться формулой профессора Г. Поттгоффа, рекомендованной К.Ю. Скаловым в работе. "Транспортные узлы" (М., "Транспорт", 1966):
As-У
fT"
14
где Х% - нормированные отклонения объемов перевозимых грузов от их математического ожидания (принимается по таблицам интегралов вероятностей);
V - коэффициент вариации признака;
£ - число, показывающее, во сколько раз увеличивает
ся исходный расчетный период»
4,6. При отсутствии исходных данных для определения коэффициентов суточной неравномерности рекомендуется пользоваться графиком корреляционной зависимости между коэффициентом суточной неравномерности и годовым грузооборотом грузового комплекса, приведенным на рис. 5, и следующим уравнением корреляционной связи:
У = 1,34 + 2ф4 # (24)
Л
Рис* 5. Корреляционная зависимость между коэффициентом суточной неравномерности и годовым грузооборотом грузового комплекса
4.7. При определении коэффициентов часовой неравномерности следует пользоваться графиками, приведенными на рис. 6 и 7, и следующими уравнениями:
15
У„ = 2,67 - 0,004х;
У г - 2,08 + Мй . (26)
(25)
|
Рис. 6. Графическое изображение корреляционной зависимости между коэффициентом часовой неравномерности грузовых потоков и годовым грузооборотом в аэропортах 1~у классов (со стороны перрона; |
|
Рис. 7. Графическое изображение корреляционной зависимости между коэффициентом часовой неравномерности грузовых потоков и годовым грузооборотом в аэропортах I-у классов (со стороны города; |
5. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ СУТОЧНОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ Е АЭРОПОРТАХ I КЛИМАТИЧЕСКОГО РАЙОНА, КРОМЕ ПОДРАЙОНА IB (к разделу 2 ВНТП 5-85)
МГА
х)
5.1. В грузовых комплексах I климатического района ' неравномерность грузовых потоков еще более резко выражена, чем в других климатических районах. Грузовые потоки на воздушном транспорте имеют одностороннее направление (ввоз в ееверные районы значительно преобладает над вывозом).
Виды распределения величин суточных объемов грузовых потоков не отличаются от типичных видов распределения, характерных ДАя аэропортов средней полосы (П, Ш 1У климатических районов и подрайона 1в).
При величине годового грузооборота до 5 тыс.т распределение величины суточных грузопотоков описывается функцией экспоненциального распределения, при величине от 5 до 20 тыс.т - функцией гамма-распределения, свыше 20 тыс. т -функцией нормального распределения.
Значения функций Для трех видов распределения трех групп грузовых комплексов, рассчитанных по усредненным и аппроксимированным данным, приведены в формулах
#)=
№=
Гистограммы и кривые плотности распределений по группам грузовых комплексов аэропортов приведены на рис. 8, 9, 10.
Далее по тексту именуются "грузовые комплексы в северном варианте".
17
|
Рис. 8* Гистограмма и кривая плотности распределения суточных объемов грузов в грузовых комплексах в северном варианте с объемом перевозок до 5 тыс*т в год |
|
Рис. 9. Гистограмма и кривая плотности распределения суточных объемов в грузовых комплексах в северном варианте с объемом перевозок от 5 до 20 тыс.т в год |
|
Рис. 10* Гистограмма и кривая плотности распределения суточных объемов в грузовых комплексах в северном варианте с объемом перевозок свыше 20 тыс. т в год |
5.2. Для группы грузовых комплексов, имеющих нормаль*» ное и гамма-распределение суточных грузопотоков, рекомендуется использовать формулу Поттгоффа (23) для определения коэффициентов суточной неравномерности.
В случае экспоненциального распределения рекомендуется пользоваться формулой (34), полученной путем преобразования интегральной функции экспоненциального распределения
p(t) » Р(i<t)(зо)
где ^ - средняя величина суточного грузооборота;
Ь - расчетная величина суточного грузооборота.
Путем логарифмирования получим формулу следующего вида:
УДК 725.39:656*7.073.27
Настоящее Пособие разработано в соответствии с требованиями СНиП 1.01.01.82х в развитие "Норм технологического проектирования грузовых комплексов аэропортов" (ВНГП 5-85)
МГА
и содержит вспомогательные и справочные материалы, методики расчета основных показателей, табличные, графические и другие данные, необходимые для проектирования грузовых комплексов.
Пособие разработали канд. зконом. наук Воронин Н.Н., инженеры Гавриленкова Л.А., Маркова С.Ф.
Пособие утверждено начальником ГПИ и НИИ ГА Аэропроект 27 мая 1986 г*
Коэффициент суточной неравномерности Кс определяет
ся отношением расчетного суточного объема грузов к среднесуточному за расчетный период, т.е.
где - расчетный суточный объем грузов;
- среднесуточный объем грузов за расчетный период. Таким образом.
5*3. Коэффициент суточной неравномерности определяется в стационарный период работы грузового комплекса , т.е. в период, в течение которого объемы суточных грузопотоков остаются примерно постоянными.
При определении за расчетный период следует
пользоваться формулой
где дК - поправочный коэффициент, определяемый отноше-
нием календарного количества дней в году к количеству рабочих дней грузового комплекса в году.
5.4. Для практических расчетов коэффициентов суточной неравномерности грузопотоков рекомендуется пользоваться формулой, выражающей корреляционную зависимость между коэффициентом неравномерности и годовым грузооборотом или графиком на рис. II:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Пособие имеет своей целью повысить качество проектирования, облегчить проектировщикам проведение расчетов и понимание отдельных положений и показателей Норм.
1.2. Проектирование расширения и реконструкции грузовых комплексов должно осуществляться применительно к
ВНГП 5-85 с учетом материалов настоящего Пособия, конкрет-МГА
ных условий эксплуатации и застройки аэропортов.
2. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (к разделу 2 ВНГП 5-85 )
МГА
2.1. К основным расчетным показателям, определяющим состав оборудования, объемно-планировочные и технико-экономические показатели грузового комплекса, относятся:
годовые, суточные и часовые объемы грузовых потоков со стороны города и перрона;
коэффициенты суточной и часовой неравномерности грузовых потоков со стороны города и перрона;
объем грузов в общем грузообрроте, хранящихся в многоярусных складских стеллажах;
соотношение грузов, перевозимых в контейнерах и на авиаподдонах пассажирскими и грузовыми воздушными судами;
срок хранения различных категорий грузов и режим работы грузового комплекса.
3
2.2* Проектирование грузовых комплексов, расположенных в различных климатических районах, следует производить исходя из годовых объемов перерабатываемых грузов в аэропортах, приведенных в табл* I.
Таблица I
Класс
аэропорта |
Годовой объем грузовых перевозок, тыс. т |
П, Ш, 1У климатические районы |
I климатический район |
I |
I50-IQ0 |
- |
п |
100-65 |
- |
ш |
65-25 |
65-25 |
1У |
25-6 |
25-6 |
У |
6-3 |
6—3 |
Неклассифицирован
ные |
- |
3-1 |
2*3. Значения коэффициентов суточной и часовой неравномерности грузовых потоков в грузовых комплексах, расположенных в различных климатических районах, следует приникать по табл* 2*
Таблица 2
Класс
Значения коэффициентов суточной и часовой неравной&рности грузовых потоков в грузовых комплексах по климатическим районам |
аэропорта |
П, Ш, 1У районы |
|
I район |
|
Ис |
Ц7 |
HSV |
Ис |
КГ' |
I |
1,4 |
*,1 |
2,0 |
- |
- |
п |
1,4-1,45 * |
2,1-2,15 |
2,0-2,05 |
- |
- |
ш |
1,45-1,65 |
2,15-2,3 |
2,05-2,2 |
1,6-1,8 |
2,0-2,; |
1У |
1,65-2,6 |
2,3-3,0 |
2,2-2,9 |
I,8-2,7 |
2,2-2,' |
У |
2,6-3,0 |
2,9-3,0 |
2,9-3,0 |
2.7-3.9 |
2,9-3,' |
Неклассифи
цированные |
- |
- |
- |
3,9-4,5 |
3,9-4,! |
|
х) Коэффициенты неравномерности соответствуют максимальному годовому объему грузовых перевозок.
4 |
3. МЕТОДИКА. ОПРВДШНИЯ ОБЪЕМОВ СУТОЧНЫХ И ЧАСОВЫХ ГРУЗОПОТОКОВ ГРУЗОВЫХ КОМПЛЕКСОВ (к разделу 2 ВНГП 5-85)
МГА
3.1. При проектировании грузовых комплексов аэропортов необходимо различать следующие основные потоки грузов:
завозимые из города в аэропорт;
отправляемые пассажирскими и грузовыми воздушными судами;
прибывшие пассажирскими и грузовыми воздушными судами;
вывозимые в город;
трансферные грузы.
Схема основных входящих - выходящих грузопотоков в грузовом комплексе аэропорта приведена на рис. I. г
3.2. Годовой грузооборот со стороны перрона ГЧЕр состоит из объемов трех грузовых потоков: первоначальные отправки, прибывшие и трансферные грузы, а со стороны города Гт - из двух грузовых потоков: завозимые из города и вывозимые в город, объемы которых определяются по формулам
(I)
рде Готп- годовой объем первоначальных отправок, тыс. т;
(г)
Гпр - годовой объем прибывших грузов, тыс. т;
Г{р - годовой объем трансферных грузов, тыс. т.
3.3. Расчетные суточные объемы грузопотоков со стороны перрона отправляемых Г«ц.пЕг. к прибывших Г*. ПЕР. ГРУ
ЗОВ следует определять по формулам
(3)
5
Рис. I. Схемы грузовых потоков в грузовых комплексах аэропортов: I - поток грузов, завозимых из города в аэропорт: 1.1» поток грузов, завозимых из города в\аэропорт централизовано;
1.2 - поток грузов, завозимых в аэропорт децентрализовано городскими предприятиями: 1.3 - поток грузов, завозимых в аэропорт децентрализовано предприятиями районных центров; 1.4 - поток грузов, отправляемых пассажирскими самолетами в порядке догрузки в бесконтейнерном варианте; 1.5 - поток грузов, отправляемых пассажирскими самолетами в контейнерах; 1.6 - поток грузов-, отправляемых грузовыми самолетами в контейнерах и на поддонах; 1.7 - поток грузов, отправляемых в грузовых самолетах в бесконтейнерном варианте; 2 - поток грузов, прибывших на всех типах самолетов; 2.1 - поток грузов, прибывших пассажирскими самолетами в бесконтейнерном варианте; 2.2 - поток грузов, прибывших пассажирскими самолетами в контейнерах и на поддонах;
2.3 - поток грузов, прибывших грузовыми самолетами в контейнерах и на поддонах; 2.4 - поток грузов, прибывших грузовыми самолетами в бесконтейнерном варианте; 2.5 - поток грузов, вывозимых в город централизовано; 2.6 - поток грузов, вывозимых в город децентрализовано предприятиями города; 2.у - поток грузов, вывозимых в город децентрализовано предприятиями районных центров; 3 - поток трансферньос грузов
где С - коэффициент срочной неравномерности грузовых потоков со стороны перрона;
Т - число дней в году работы грузового комплекса аэропорта, сут.
3.4. Суммарный грузооборот со стороны перрона Гпер следует определять по формуле
pfgp з(Тотп * ГПр + <L Гтр ) Кй
Т
3.5. Расчетные суточные объемы грузопотоков со стороны города отправляемых Готп.гог. и прибывших Гпр.гор грузов следует определять по формулам
Гс - Г«1Г кгс .
1 отп.гор. а jp- J
r„Vr,. ,
где Т - число дней в году работы грузового комплекса по завозу-вывозу грузов, сут.;
1Сс - коэффициент суточной неравномерности грузовых потоков со стороны города.
3.6, Суммарный суточный грузооборот со стороны города следует определять по формуле
г*с (Готп + Гп»)* К>с
I гор у'
3.7. Расчетные часовые грузопотоки со стороны перрона отправляемых Готп. ПЕГ. и прибывших ГПр. грузов следует определять по формулам
7
ум
Кч
Ti
где Кц - коэффициент суточной неравномерности грузовых потоков со стороны перрона;
Тч - продолжительность периода работы по приему-выдаче грузов на воздушные суда.
^ 3.8. Суммарный часовой грузооборот со стороны перрона
Г«ер следует определять как сумцу объемов грузопотоков отправляемых и прибывших грузов по формуле
Тч
3.9. Расчетные часовые объемы грузопотоков со стороны города отправляемых Г«п.гър. и прибывших ГПр. гор. грузов следует определять по формулам
пч _ Готп.гор. * К» ч . /■,„»
1 от.гор,* -yjj > UZ;
Г4 „ Гпр.гор. * К>ч /тв.
'nr. гор. > (13)
и г
где n4 - коэффициент часовой неравномерности грузовых потоков со стороны города;
Тч - продолжительность наиболее напряженного периода по приему-выдаче грузов грузополучателям, грузоотправителям.
^ 3.10. Расчетный часовой грузооборот со стороны города Ггьр. следует определять как сумцу грузопотоков, завозимых т города и выводимых в город, по формуле
Готп.тор * Гпр.твр.'
Г
В крупных городах (авиатранспортных узлах), имеющих два и более аэропорта, расчетный суточный и часовой объем каждого грузопотока в грузовом комплексе аэропорта на участке город-склад следует рассматривать как сумму грузовых потоков:
грузы, завозимые из города и вывозимые в город; грузы, завозимые и вывозимые из других аэропортов; грузы, завозимые и вывозимые из областных центров (периферийные).
3.11. При проектировании грузовых комплексов аэропортов суточные объемы грузов, перевозимых в контейнерах пассажирских и грузовых воздушных судов, следует определять на основании анализа фактических данных за ряд лет, а также в соответствии с перспективным планом развития аэропорта.
3.12. Суточный объем грузов, перевозимых в контейнерах и на поддонах пассажирскими и грузовыми воздушными судами W, следует определять по формуле
Гкоит * Пда + Ю ^ , (is)
где ГпВр - суммарный суточный грузооборот со стороны перрона, т;
4*4 - доля в общем грузообороте грузов, хранящихся
в многоярусных складских стеллажах, %;
- доли грузов, перевозимых в контейнерах соответственно грузовыми и пассажирскими воздушными судами.
3.13. Часовые объемы грузов, перевозимых в контейнерах и на поддонах грузовыми пассажирскими воздушными судами, определяются по формулам
НУ НУ
гг
9